черный флаг в формуле 1 что это
Сигнальные флаги
Изначально в автогонках сигнальные флаги были наиболее действенным способом информирования гонщика о ситуации на трассе. В настоящее время существует радиосвязь и электронные табло в кабине каждого водителя, но флаги всё также выполняют свою функцию, не только для пилотов, но и для зрителей Гран-при. Секретариат гонки и маршалы (в различных точках трассы) располагают набором сигнальных флагов, что описаны в приложении «Н» к Международному спортивному кодексу FIA.
Клетчатый чёрно-белый флаг
Размахивание флагом маршалом во время практик или квалификационных заездов указывает гонщику об окончании отведённого времени и поэтому он обязан заехать в боксы. Пересечение стартовой черты под клетчатым флагом второй раз грозит дисквалифицией. Во время гонки флаг сигнализирует об её окончании и означает, что победитель пересёк финишную прямую последнего круга гоночной дистанции. Все гонщики, которых лидер опередил на круг или более обязаны закончить гонку.
На финише им также размахивают флагом. Круг, начатый до отмашки и закончившийся уже под клетчатым флагом, засчитывается.
Красный флаг
Решение о демонстрации красного флага принимается ТОЛЬКО Секретарём гонки или его заместителем, все маршалы на своих постах
одновременно дублируют этот флаг.
Сигнал означает остановку гонки или свободных заездов. Все гонщики должны немедленно сбавить скорость и проследовать в свои боксы или в места, заранее предусмотренные регламентом соревнований, соблюдая предельную осторожность или даже остановить болид. Причиной использования красного флага может быть:
— результат сильной аварии, когда повреждённый болид находится в опасном месте посреди трассы;
— погодные условия не позволяют продолжать гонку без нарушения правил безопасности.
Жёлтый флаг
Решение о демонстрации жёлтого флага принимается маршалами, отвечающими за определённый участок трассы. Сигнал указывает, что существует источник опасности: аварийный болид или его обломки. Пилот обязан двигаться без обгонов, снизив скорость. Варианты сигнализации:
— Один неподвижный флаг — опасность рядом с трассой.
— Размахивание одним флагом — опасность на трассе, быть готовым к необычной траектории.
— Размахивание двумя флагами — трасса частично или полностью блокирована, приготовиться к остановке.
Зона действия флага распространяется от места, где находится маршал с жёлтым флагом (непосредственно перед опасным участком) и до зелёного флага.
В случае плохой видимости, жёлтый флаг могут показывать заблаговременно от места опасности по распоряжению Секретаря гонки.
Жёлтый флаг с поперечными красными полосами
Маршалы демонстрируют флаг в зоне где на трассе оказалось вещество (вода, масло, песок), ухудшающее сцепление шин с асфальтом. Вместе с флагом маршал может поднять руку, указывающую в небо. Жест обращает внимание пилота, что будет съезд с сухой трассы на скользкую из-за небольшого дождя. Красно-желтый флаг показывается неподвижным четыре круга гонки, или после того, как опасное вещество убрано.
Зелёный флаг
Флаг применяется в конце опасной зоны и говорит, что пилот проехал потенциальные точки опасности и запреты. Разрешено движение в обычном ритме. Отменяет действие введённого жёлтого флага. Однако не обязателен после участка, отмеченного красно-жёлтым флагом.
Синий флаг
Во время свободных заездов синий флаг указывает пилоту, что более быстрая машина чем у него находится позади и пытается сделать обгон. Водитель должен обязательно пропустить не позднее чем после третьего синего флага. В противном случае рискует быть оштрафован или дисквалифицирован. Во время гонки флаг демонстрируется ТОЛЬКО пилоту, которого обгоняют на круг. Также флаг может быть показан пилоту, покидающему пит-лейн, если по трассе в этот момент в районе выезда движется машина.
Белый флаг
Предупреждает о том, что на трассе находится медленно движущийся автомобиль (участник гонки или спецмашина) и он может стать препятствием для пилота. Информирование данным флагом не требует каких-либо действий, пока белый флаг не сменится жёлтым.
Чёрный флаг с оранжевым кругом
Чёрно-оранжевый флаг демонстрируется вместе с номером машины (на доске) и сообщает гонщику (чей номер был указан), что техническое состояние его болида может представлять опасность для него и помешать ходу гонки. В течение круга пилот обязан заехать в боксы для устранения поломки, либо немедленно сойти с дистанции.
Разделённый по диагонали
Штрафные флаги могут показываться только с судейского поста. Чёрно-белый флаг единожды предупреждает пилота за неспортивное поведение (срезание поворотов, опасные манёвры).
Чёрный флаг
Если пилот игнорирует полученное предупреждение, то вывешивается чёрный флаг и гонщик, в течение круга должен покинуть гонку, Чёрный флаг проследовав в боксы своей команды.
FIA: Черно-белый флаг не сделает гонки опаснее
Гоночный директор Ф1 Майкл Маси заявил, что внедрение черно-белого предупреждающего флага не снижает ответственность гонщиков за потенциально опасный пилотаж.
В этом сезоне, начиная с Гран При Бельгии, в Формуле 1 возобновили практику вынесению пилотам предупреждений за неспортивное поведение, о чем гонщиков будут оповещать с помощью демонстрации черно-белого флага.
В последних двух гонках такие предупреждения использовались дважды: в отношении Пьера Гасли в Спа и Шарля Леклера в Монце (в момент жесткой обороны первую позицию от Льюиса Хэмилтона).
Читайте также:
Однако это привело к опасениям, что гонщики получат больше свободы и начнут сильнее рисковать (поскольку понимают, что смогут отделаться лишь предупреждением).
Руководитель Mercedes Тото Вольф был одним из тех, кто предположил, что черно-белый флаг будет искушать пилотов действовать более агрессивно, а риск аварий увеличится.
Но руководитель гонок Ф1 Майкл Маси не согласился с мнением Вольфа. «Не думаю, что пилоты будут действовать опаснее», – ответил Маси Motorsport.com на вопрос, получают ли теперь гонщики больше вольностей.
«Теперь они слегка шире могут смотреть на вещи, – продолжил он. – Однако они находятся на грани, которую перейти относительно легко. Было два случая, когда черно-белый флаг использовался, и я думаю, что он служит свой цели. Но каждый инцидент нужно рассматривать отдельно.
Чье-то наказание – это решение судей. Флаг за неспортивное поведение – это моя инициатива. Если судьи решили, что гонщика нужно наказать, у них эта возможность есть».
Читайте также:
Говоря о маневре Леклера в Монце, Маси отметил: «Это было жестко, и черно-белый флаг появился. Это была почти копия того, что Пьер в прошлый уик-энд сделал в Спа – и флаг сыграл свою роль. Но между пилотами не было контакта. Если бы он произошел, если бы Льюис врезался в стену в результате действий Шарля – к ситуации подошли бы по-иному».
По словам Маси, введение черно-белого флага стало реакцией на просьбы команд и пилотов разрешить гоняться более жестко.
В прошлом году в Монце Макса Ферстаппена наказали штрафом в пять секунд за то, что голландец вытолкнул Валттери Боттаса с трассы. Маси не согласился с тем, что этот инцидент был схож с маневром Леклера в отношении Хэмилтона.
Маси объяснил: «Нужно знать две вещи. Первое – в прошлом году у Макса [с Боттасом] был контакт. Вторая – в Бахрейне мы обсуждали с пилотами возможность гоняться, и с руководителями команд, пилотами и спортивными директорами диалог продолжается.
Нужно посмотреть на это в контексте Спа, где мы сказали, что собираемся показывать флаг за неспортивное поведение. И Гасли за очень похожий инцидент в Спа его получил. В этом случае контакта не было, это, если проводить параллель, – профессиональный фол. И Шарль тоже получил предупреждение».
В свою очередь Вольф предположил, что молодое поколение пилотов так или иначе будет действовать боле рискованно.
«В последние годы мы видели, что молодые пилоты, которые пришли в Формулу 1, более агрессивны, – сказал руководитель Mercedes. – И некоторые маневры могут закончиться в стене, если им не уступить.
[В Италии] гонщик, который сражается за чемпионат мира, увернулся, сохранил машину Шарлю и самому себе. Льюис прекрасно знал, что делает, он избежал контакта и повреждений. Но он мог бы точно так же решить: «Нет, я не позволю этому произойти» – и это бы закончилось двойным сходом. Интересно, каким был бы штраф, если бы все закончилось тем, что Льюис потерял переднее крыло или обе машины оказались в стене?»
Черными флагами не снимали пилотов «Ф-1» с трассы уже 12 лет. Но теперь они вернулись
Самое странное требование схода с дистанции в истории.
Последнее десятилетие зрители Гран-при видели в основном только пять видов флагов, используемых ФИА для инструкций гонщикам: желтый (впереди опасность), красный (сессия остановлена), синий (требования круговым пропустить лидеров), зеленый (возвращение к гоночным условиям) и клетчатый. Однако в «Формуле-1» есть и другие цветные индикаторы с другими смыслами — например, черный флаг, символизирующий дисквалификацию вместе с требованием немедленно сойти с дистанции и заехать в боксы на ближайшем круге.
Обычно стюарды использовали этот символ только для оповещения гонщиков, допустивших совсем вопиющее нарушение регламента, игнорирования желтых флагов или наказаний. Снятие гонщика с дистанции считается самым суровым возможным штрафом в Гран-при и потому используется не так уж часто – в последний раз его показали на Гран-при Канады 2007 года Фелипе Массе и Джанкарло Физикелле, покинувшим боксы в тот момент, когда еще горел красный запрещающий сигнал.
Одним из самых известных случаев стала дисквалификация Михаэля Шумахера на Гран-при Великобритании 1994 года: немец дважды обгонял занявшего поул Дэймона Хилла на прогревочном круге и дважды пропускал его обратно, а потом проигнорировал выписанный стюардами штраф в виде стоп-энд-гоу. В результате будущему семикратному чемпиону дважды показали черные флаги, но он доехал гонку до конца на втором месте и получил дисквалификацию уже на пути на подиум.
Случались с черными флагами и веселые истории: например, Эла Пиза на Гран-при Канады 1969 года сняли с дистанции за слишком медленную езду (к моменту, когда лидеры проехали 46 кругов, он осилил лишь 22-й). Найджела Мэнселла дисквалифицировали с Гран-при Португалии 1989 года, когда он ошибся при заезде на пит-стоп, остановился дальше необходимого и дал задний ход (запрещено регламентом). Но самая эпичная история случилась с Ханцом Хайером на Гран-при Германии 1977 года: он не прошел квалификацию, но все равно стартовал в гонке — никто из стюардов поначалу не заметил, и лишь в процессе заезда они спохватились и дисквалифицировали (но сошел он из-за отказа коробки передач).
И вот теперь, через 12 лет после предыдущего появления на Гран-при Канады, черный флаг вернулся в первой практике на Гран-при Монако — его показали обоим гонщикам «Хааса» Ромену Грожану и Кевину Магнуссену. По градусу курьеза их случай запросто сравнится с ситуациями Пиза и Хайера: американская команда и ее пилоты не нарушили никаких пунктов регламента, просто инженеры «черно-золотых» потеряли радиосвязь со своими ребятами. Когда на мостике «Хааса» отказала и передача телеметрии, команда попросила ФИА срочно зазвать датчанина с французом в боксы — и маршалы выбрали черные флаги.
«У нас была проблема с программным обеспечением. Мы не видели данные, не работала радиосвязь, было невозможно связаться с пилотами и увидеть, как ведут себя болиды, – рассказал босс команды Гюнтер Штайне. – Им нужно было срочно вернуться в боксы. Мы показали им табличку, но они не увидели ее, так что нам пришла в голову идея попросить дать им черный флаг. Так мы и сделали. Мы проявили креативный подход. Они вернулись в боксы и мы все исправили. Им следовало посмотреть и на таблички – думаю, в дальнейшем они будут делать это».
Еще больше нелепости моменту добавляют условия на треке: автодром Монако — городской, и в нем мостик нередко теряет связь с гонщиками из-за большого количества высоких зданий. В знаменитом туннеле радио и вовсе чаще не работает, а пит-уолл немного изгибается следом за прямой старта и финиша, затрудняя гонщикам чтение табличек – странно, что в «Хаасе» еще не привыкли.
После ряда дополнительных проверок и Грожан, и Магнуссен вернулись на трек еще до конца первой практики, а черные флаги явно снова оправятся пылиться на склад на следующие 12 лет до нового курьезного случая. А то и вовсе навсегда – особенно если в ФИА вспомнят, что как раз для случаев вроде проблем «Хааса» в регламенте прописан специальный флаг – черный с оранжевым кругом посередине.
Минимальный размер сигнальных флагов должен составлять 60х80 см; красный флаг и флаги смешанных цветов должны иметь размеры 80х100 см.
4.1.1. Сигнальные флаги, используемые Секретарем гонки или его помощником:
Стартовый флаг: обычно это национальный флаг. В любом ином случае цвет флага во избежание путаницы с другими флагами, описанными в настоящей Главе, должен определяться в Дополнительном Регламенте. Стартовый сигнал подается опусканием флага, который при старте с места не должен подниматься над головой до тех пор, пока все машины не остановятся, и ни при каких обстоятельствах не должен оставаться над головой больше 10 с.
Финишный флаг: размахивание черно-белым клетчатым флагом обозначает окончание свободных заездов или гонки. | |
Красный флаг: остановка гонки. Демонстрируется неподвижно Секретарем гонки, если принято решение о остановке гонки или свободных заездов, все посты дублируют этот флаг. | |
Диагональный черно-белый флаг: предупреждение. Демонстрируется неподвижно вместе с белым номером на черной доске. Предупреждает (лишь однажды) гонщика, с указанным номером, за неспортивное поведение. | |
Черный флаг: демонстрируется неподвижно вместе с белым номером на черной доске: сообщает гонщику, с указанным номером, что он должен остановиться в своей зоне обслуживания на следующем круге. | |
Черный флаг с оранжевым кругом (40 см в диаметре): демонстрируется вместе с белым номером на черной доске. Сообщает гонщику с указанным номером, что в его машине возникли механические неполадки, могущие представлять опасность для него самого или окружающих, и он должен остановиться в своих боксах на следующем круге. | |
Желтый флаг: Опасность на трассе или рядом с трассой. Обгон запрещен. | |
Желтый флаг с красными полосами: ухудшение условий сцепления с поверхностью. Сообщает гонщикам, что сцепление с трассой ухудшилось в зоне после флага. | |
Зеленый флаг: все в порядке. Применяется: — в конце опасной зоны, отмеченной желтыми флагами; | |
В случае необходимости он также может использоваться для объявления старта прогревочного круга или старта свободных заездов, если на то будет распоряжение Секретаря Гонки. | |
Светло-синий флаг: сигнал обгона. | |