чернышевский что делать сюжет кратко

Что делать?

11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.

В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьёт молодая дама, напевая бойкую и смелую французскую песенку о рабочих людях, которых освободит знание. Зовут её Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пытается её успокоить, но Вера Павловна безутешна. Она отталкивает молодого человека со словами: «Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват — я одна. » В письме, полученном Верой Павловной, говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих».

Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство её прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семёновским мостом. Отец её, Павел Константинович Розальский — управляющий домом, мать даёт деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать её замуж за богатого. Недалёкая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает её и даже водит в театр. Вскоре красивую смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить её. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа. Ей удаётся кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажёра, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.

К Верочкиному брату Феде приглашён учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюблённый студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учёбу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение. В это время Верочке снится первый её сон: она видит себя выпущенной из сырого и тёмного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.

Молодые снимают квартиру, и жизнь их идёт хорошо. Правда, квартирной хозяйке кажутся странными их отношения: «миленькая» и «миленький» спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т. п. Верочке с трудом удаётся объяснить хозяйке, что такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.

Вера Павловна читает книжки, даёт частные уроки, ведёт хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие — швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются её совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют. Во втором своём сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь — вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь — это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из неё могут вырасти колосья. Фантастическая грязь — забота о лишнем и ненужном; из неё ничего путного не вырастает.

У супругов Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший однокурсник и духовно близкий ему человек — Александр Матвеевич Кирсанов. Оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Кирсанов — человек волевой, мужественный, способный и на решительный поступок, и на тонкое чувство. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит её в Оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестаёт бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его «охлаждения»: Кирсанов влюблён в жену друга. Он вновь появляется в доме, только когда Лопухов заболевает: Кирсанов — врач, он лечит Лопухова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна находится в полном смятении: она чувствует, что влюблена в друга своего мужа. Ей снится третий сон. В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неведомой женщины читает страницы собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не то тихое, нежное чувство, потребность которого так в ней велика.

Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Наконец Лопухов находит выход — выстрел на Литейном мосту. В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова — Рахметов, «особенный человек». «Высшую натуру» пробудил в нем в своё время Кирсанов, приобщивший студента Рахметова к книгам, «которые нужно читать». Происходя из богатой семьи, Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведёт суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти — из желания воспитать свой характер. Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьёт вина, не прикасается к женщинам. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым — за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахметова окутана покровом таинственности явно революционного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путешествует по Европе, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно» будет быть. Этот «экземпляр очень редкой породы» отличается от просто «честных и добрых людей» тем, что являет собою «двигатель двигателей, соль соли земли».

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже весёлою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство её характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.

О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое она вскоре получает из Берлина, Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопухова, передаёт Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувствовать себя лучше, расставшись с нею, ибо имел наклонность к уединению, которое никак невозможно было при жизни с общительной Верой Павловной. Таким образом, любовные дела устраиваются к общему удовольствию. Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых. Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна кушает сливки, принимает ванны и занимается швейными мастерскими: их теперь у неё две. Точно так же в доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна замечает, что Кирсанов не просто предоставляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и живо интересуется её жизнью. Он понимает её стремление заниматься каким-нибудь делом, «которого нельзя отложить». С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.

Вскоре ей снится четвёртый сон. Природа в этом сне «льёт аромат и песню, любовь и негу в грудь». Поэт, чело и мысль которого озарены вдохновением, поёт песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина-рабыня повинуется своему господину среди шатров номадов, потом афиняне поклоняются женщине, все-таки не признавая её равной себе. Потом возникает образ прекрасной дамы, ради которой сражается на турнире рыцарь. Но он любит её только до тех пор, пока она не становится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совершенства, но оно озарено сиянием любви. Великая женщина, знакомая ей ещё по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.

У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников: «Недавно появился этот тип и быстро распложается». Все это люди порядочные, трудолюбивые, имеющие незыблемые жизненные принципы и обладающие «хладнокровной практичностью». Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урождённая Полозова, была одной из самых богатых невест Петербурга. Кирсанов однажды помог ей умным советом: с его помощью Полозова разобралась в том, что человек, в которого она была влюблена, недостоин её. Потом Екатерина Васильевна выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски — потому что якобы до двадцати лет жил в России. Роман его с Полозовой развивается спокойно: оба они — люди, которые «не бесятся без причины». При встрече Бьюмонта с Кирсановым становится понятно, что этот человек — Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг «новых людей» становится таким образом все шире.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

«Что делать?» очень краткое содержание

чернышевский что делать сюжет кратко. Смотреть фото чернышевский что делать сюжет кратко. Смотреть картинку чернышевский что делать сюжет кратко. Картинка про чернышевский что делать сюжет кратко. Фото чернышевский что делать сюжет кратко

За 5 секунд

А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!

Очень кратко

Родители юной Веры Павловны делают все возможное, чтобы выгодно отдать дочь замуж. Вскоре к девушке начинает испытывать интерес богатый повеса. Вера понимает, что не будет с ним счастлива. К ней на помощь приходит студент-медик Дмитрий Лопухов, который предлагает заключить фиктивный брак. Благодаря этому шагу Вера Павловна получает возможность покинуть отчий дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Совместная жизнь с Лопуховым становится комфортной и приятной для Веры. В основе их отношений лежит личная свобода, равноправие и взаимное уважение. Вера открывает швейную мастерскую нового типа. По сути, это коммуна, где нет хозяев и подчиненных, и все мастерицы заинтересованы в получении максимальной прибыли.

Спустя время Вера влюбляется в лучшего друга Лопухова, доктора Александра Кирсанова. Ее чувства взаимны, но на пути к счастью влюбленных стоит брак Веры. Чтобы освободить жену от обязательств, Лопухов благородно инсценирует самоубийство, а сам уезжает в Америку.

Спустя время Лопухов под именем Чарльза Бьюмонта возвращается в Россию. Он влюбляется в дочь богатого промышленника, и женится на ней. Лопухов-Бьюмонт встречается с Кирсановыми и рассказывает им о своих приключениях. Они начинают дружить семьями, и даже поселяются в одном доме.

Источник

«Что делать?» — краткое содержание и пересказ по главам романа Н. Г. Чернышевского

Краткие сведения о произведении

Сюжет романа составляет любовная история, но в нём отражены новые идеи того времени и есть намёки на грядущую революцию. Жанр произведения — роман-утопия.

Главные герои романа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Начинается роман с информации о том, что некий человек застрелился ночью на Литейном мосту. Далее рассказывается, что Вера Павловна узнала о трагической гибели мужа. Затем идёт рассказ о её взрослении в родительском доме, о сватовстве офицера Сторешникова и том, что девушка предпочла его студенту Лопухову. Брак с ним позволил ей вырваться от опостылевших родителей. Лопуховы стали жить на съёмной квартире.

Через несколько месяцев Вера решила организовать швейную мастерскую по пошиву дамских платьев. Прибыль справедливо распределяли между работницами мастерской. Вскоре многие из них стали жить в одной большой квартире, так как это было выгодно. У них был строгий распорядок труда и отдыха, часто ходили в театр, устраивали загородные прогулки.

Веру Павловну полюбил друг её мужа Кирсанов. Он перестал из-за этого бывать у них, но болезнь друга заставила часто их посещать.

Через некоторое время Вера Павловна поняла, что она не любит мужа, а только признательна ему за то, что вырвал её из родительского дома. Вера Павловна влюбилась в Кирсанова. Чтобы дать ей свободу выбора, Лопухов решил «сойти со сцены» и совершил самоубийство (об этом — в начале романа). Вера Павловна вышла замуж за Кирсанова. Она хотела быть независимой и увлеклась медициной.

Вера Павловна открыла магазин мод. Кирсанов стал профессором, помог вылечиться Екатерине Полозовой. Её отец, Полозов, познакомился с торговым агентом из США Чарльзом Бьюмонтом. Американец скупил акции Полозова и женился на Екатерине.

Затем выяснилось, что Бьюмонт — это Лопухов. Он не застрелился, а уехал в Америку. Бьюмонты и Кирсановы стали жить по соседству, их связывала тесная дружба.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

I. Дурак

Утром в одной из петербургских гостиниц у станции Московской железной дороги слуга постучался к постояльцу, который накануне велел разбудить его в 8 часов. Постоялец не открывал. Вызвали полицию, взломали дверь и нашли на столе записку, в которой постоялец сообщал, что в гостиницу не возвратится, что его услышат от 2 до 3 часов ночи на Литейном мосту и что «подозрений ни на кого не иметь».

Полицейский понял, что это написал человек, застреливший себя ночью на мосту. Когда на звук выстрела прибежали люди, никого не было на том месте, где прозвучал выстрел. Понятно стало, что кто-то застрелился и упал в воду. Тело в воде не нашли. Стали гадать, может кто-то подурачился — выстрелил и убежал. Но большинство решило, что застрелился. Кто-то говорил, что это был пьяный, а кто-то, что просто дурак. Сошлись на том, что если не пошалил, а застрелился, всё равно дурак.

II. Первое следствие дурацкого дела

В это же утро молодая дама шила в комнате маленькой дачи. Служанка подала Вере Павловне письмо. Прочитав его, дама зарыдала. Вошёл молодой человек, Вера Павловна сказала ему прочесть письмо. Это было прощальное письмо самоубийцы. Он писал, что «сходит со сцены», так как смущал их спокойствие. Молодой человек хотел утешить Веру Павловну. Она была в истерике и говорила, что она одна виновата и что на ней его кровь. Через час, успокоившись, молодая женщина сообщила, что уедет из Петербурга, так как всё тут будет напоминать прошлое.

III. Предисловие

Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

I – IX

Жила Вера Павловна в многоэтажном доме, хозяином которого был Михаил Иваныч Сторешников (но только по документам, а фактически хозяйкой была его мать).

Отец Веры Павловны, Павел Константиныч Розальский, был управляющим этим домом и кроме того служил в каком-то департаменте.

Мать её, Марья Алексевна, была властная женщина, мужа и детей, Верочку и Федю, держала в строгости. Отец и мать Веры Павловны давали деньги под залог.

Верочку мать воспитывала подзатыльниками и криками, но всё же заботилась о её образовании, отдала в учение в пансион, наняла учителя музыки. В 16 лет Верочка уже сама начала давать уроки в пансионе и в других местах.

Мать стала наряжать Верочку, так как её собрался сватать начальник отца. Но что-то долго он собирался это сделать, а тут подвернулся другой жених — хозяйкин сын, Михаил Иваныч. Своим приятелям он сказал, что Верочка его любовница, и это оскорбило девушку. Она не согласилась выйти за него замуж.

Глава 2. Первая любовь и законный брак

I – XI

Марья Алексевна наняла Феде учителя, медицинского студента Лопухова, который сначала считал Верочку холодной и расчётливой. Он думал, что девушка с помощью жениха хочет войти в высший свет, но скоро понял, что ошибся.

Лопухов и Верочка стали хорошими друзьями, а затем полюбили друг друга. Лопухов посоветовал ей делать то, что полезно именно для её личности и характера. Следуя этому совету, Верочка решила устроиться гувернанткой, чтобы уйти из дома, где ей было очень тяжело жить. Она попросила Лопухова подыскать ей место. Он нашёл хорошее семейство, нуждающееся в гувернантке, и сказал об этом Верочке. Ночью девушке приснился замечательный сон.

XII. Первый сон Верочки

Приснилось ей, что заперта она в подвале. Вдруг открылась дверь, и Верочка попала на поле, где стала бегать, резвиться. Затем приснилось, что она разбита параличом, и услышала голос, который говорил, что она сейчас будет здорова. И снова Верочка бегала и резвилась в поле.

Увидела она, что по полю идёт девушка, которая похожа на девушек разных национальностей сразу. Девушка сказала Верочке: «Я невеста твоего жениха». «Какого жениха?» — спросила Верочка, и незнакомка ответила, что не знает, что их у неё много, и пусть Верочка выберет себе жениха только из них.

Незнакомка сказала, что это она выпустила Верочку из подвала, вылечила её, и напомнила, что невыпущенных и невылеченных много, и пусть Верочка выпускает их и лечит. Ещё она сказала, что у неё много имён, но настоящее — любовь к людям.

Во сне Вера шла по городу, выпускала из подвала девушек, лечила разбитых параличом, и ей было весело с ними.

XIII – XVI

Госпожа, которая хотела нанять Верочку в гувернантки, узнала от Лопухова, что она хочет уйти из дома, потому что мать навязывает богатого жениха. Госпожа побоялась неприятных хлопот, если мать, воспользовавшись своим правом, начнёт судебный процесс.

XVII – XXIV

Лопухов сказал об этом Верочке и пообещал устроить так, что она уйдёт из дома, и мать не будет против этого.

За обедом в квартире Розальских Лопухов провозгласил такой тост, обратившись к Вере Павловне: «Здоровье моей невесты и вашего жениха!» Верочка догадалась, что он задумал.

Когда они остались вдвоём, Лопухов подтвердил, что хочет жениться на ней, чтобы она могла уйти из дома, так как мужа и жену не могут разлучить. Вера была в восторге, что скоро будет независима от родительского семейства.

Обвенчал их друг Лопухова, священник Алексей Петрович. И вот однажды Верочка отправилась с матерью в Гостиный двор, на улице попрощалась с ней и сказала, что будет жить у мужа, Дмитрия Сергеевича, и быстро уехала на извозчике. Мать так взбесилась, что прохожие приняли её за пьяную.

Вечером к родителям Веры пришёл Лопухов и очень умело успокоил их, особенно Марью Алексевну.

Глава 3. Замужество и вторая любовь

I – II

Лопухов бросил учёбу в Академии и нашёл работу. Вера и Лопухов стали жить на квартире у пожилых супругов. Хозяева удивлялись, что молодожёны обращаются друг с другом очень вежливо и деликатно, заходят в комнаты друг к другу, только спросив разрешения.

Вера Павловна задумала завести швейную мастерскую. Лопухов одобрил её затею.

Однажды приснился Вере Павловне странный сон.

III. Второй сон Веры Павловны

По полю ходят Лопухов и его друг Кирсанов и рассуждают, что из одной грязи родится белая пшеница, а из другой не родится. Всё дело в том, что вторая грязь — загнившая.

Первую грязь они называют реальной, а вторую — фантастической. Затем делают вывод, что «движение — это жизнь», жизнь — реальность, а верный признак реальности — «дельность». Труд даёт содержание развлечению и отдыху.

Затем разные собеседники начали исповедоваться, и выяснилось, что ни люди неплохие, но у них «нездоровая почва».

IV

Швейная мастерская заработала. Вера Павловна не распоряжалась ничем, а только советовала и объясняла. Посоветовала она швеям устроить ссудный банк из запасного капитала, который появился от прибыли. Из этого же банка работницы могли брать ссуды, если срочно были нужны деньги. Затем основали комиссионерство для закупок продуктов, обуви и других вещей, так как покупки оптом были дешевле.

Года через полтора многие швеи жили уже в одной большой квартире, так как общее хозяйство было вести выгодно.

Вера Павловна часто читала девушкам вслух, и вскоре они решили делать перерыв перед обедом для слушания уроков. Преподавал Лопухов и несколько его хороших знакомых. Девушки устраивали вечера, загородные прогулки, вместе ходили в театр.

V – VI

Лопуховы жили хорошо, довольно часто у них бывали гости: люди разного возраста, но чаще — молодёжь. Лопуховы дружили с Мерцаловым и его женой Натальей Андревной, но Кирсанов, друг Лопухова по Академии, не бывал у них больше двух лет.

VII – XII

Однажды на загородной прогулке Лопухов простудился. Вера Павловна настояла, чтобы он пригласил медика, и Лопухов позвал Кирсанова. Тот, чтобы помочь Вере Павловне, остался ночевать возле больного. После его выздоровления Кирсанов стал бывать у Лопуховых, но предполагал бывать всё реже и реже. Уже несколько лет он был влюблён в жену друга и боролся с этим чувством.

XIII – XVIII

В швейной мастерской Кирсанов встретил Настеньку Крюкову, которую раньше любил. Она была смертельно больна. Жалея девушку, Кирсанов предложил ей переехать к нему. Когда она умерла, Вера Павловна старалась отвлекать Кирсанова от грустных мыслей. Он был намерен снова постепенно меньше бывать у Лопуховых, чтобы потом видеться с ними совсем редко.

XIX. Третий сон Веры Павловны

Во сне Вере Павловне явилась певица Бозно. Она упорно настаивала, чтобы Вера Павловна прочитала свой дневник (который на самом деле не вёлся, а был только во сне).

Вера Павловна по настоянию певицы читала свои записи, в которых видно её сомнение в любви к мужу. Молодой женщине становится понятно, что он для неё только избавитель, освободивший от мучительного существования в родительском доме. Из дневниковых записей видно, что Вера не любит своего мужа, а испытывает к нему чувство благодарности.

Вера Павловна в ужасе проснулась, прибежала к мужу, сказала, что ей снилось, будто она его не любит.

XX – XXIII

Хотя Лопухов сказал Вере, что это «пустой, смешной сон», он всё же понимал, что сновидение показало изменение отношения жены к нему. Лопухов видел, что не удержит за собой любви Веры.

Задумавшись о причинах её сна, он понял, что причиной явилось удаление Кирсанова. А причина его отдаления от их семейства было, как он догадался, то, что Кирсанов полюбил Веру.

Лопухов, видя, что Вере не хватает общества Кирсанова, который раньше часто сопровождал её в театр, пытался уговорить друга бывать у них. Тот согласился не сразу и с условием, чтобы Лопухов сопровождал их, если они куда-нибудь пойдут.

XXIV – XXIX

Когда Кирсанов возобновил свои посещения, Вера со временем поняла, почему он не был у них так долго. Догадавшись, что Кирсанов любит её, она поняла и то, что сама его любит.

Вера Павловна не скрыла этого от мужа, но сказала, что хочет любить только его, что не хочет видеться с Кирсановым.

Лопухов сказал, что со временем она успокоится и рассудит, как лучше для неё — быть с ним или с Кирсановым.

Вера Павловна пыталась победить в себе любовь к Кирсанову. Чтобы она разобралась в своих чувствах, Лопухов уехал на время к родителям в Рязань, затем возвратился и снова поехал в Москву по делам службы.

А через 2 дня на Литейном мосту кто-то застрелился, и произошла сцена на даче, которая описана в начале романа. После получения прощального письма Лопухова Вера Павловна решила уехать из Петербурга, но, успокоившись понемногу, вспомнила, что не может бросить мастерскую. Вера Павловна попросила Мерцалову руководить мастерской.

На дачу пришёл Рахметов, друг Лопухова и Кирсанова. Ему Лопухов поручил передать записку Вере Павловне. Дав прочесть её, Рахметов сжёг записку и дал Вере Павловне её копию. Автор не поясняет содержание записки, но всё же понятно, что в ней объясняется, что Лопухов инсценировал самоубийство, чтобы освободить Веру Павловну от брака с ним.

Глава 4. Второе замужество

I – XI

Вере Павловне и Кирсанову пришли письма из Берлина от отставного медицинского студента, друга Лопухова, которому тот поручил Вере Павловне объяснить, что их брак не удался из-за разности характеров: Вера Павловна общительна, а Лопухову общение с людьми не очень нужно. Он считал, что ломать свой характер в угоду другому человеку — это неправильно, будут несчастны оба. Из письма ясно, что его написал Лопухов.

Вера Павловна и Кирсанов поженились. Вера Павловна открыла вторую мастерскую. Её всё чаще посещают мысли о несправедливости социального неравенства мужчин и женщин. Она хочет заниматься таким делом, которое уравнивало бы её с мужчинами и решает учиться на медика.

XII – XV

Брак Веры Павловны и Кирсанова оказался счастливым, им интересно друг с другом. У них растёт сын Митя, Кирсанов занимается медициной, Вера Павловна — мастерскими и готовится к поступлению в Медицинскую академию.

XVI. Четвёртый сон Веры Павловны

Она видит шатры кочевников и роскошную женщину Астарту — богиню любви. В её время женщина была полностью подчинена мужчине. Затем Вера Павловна видит, как на колеснице едет афинский тиран. Незримая собеседница говорит Вере Павловне, что люди этого города считают женщину источником наслаждений и поклоняются Афродите. Затем появляются рыцари и девушка (её незримая собеседница назвала «Непорочностью»).

Эти три царицы — символы трёх эпох отношения к женщине, в которых ценились покорность, красота, бесплотный образ, но не её личность. Таинственная собеседница представилась четвёртой царицей, и Вера Павловна узнала, что это она сама. Она видит, как счастливо живут люди будущего в громадном дворце из стекла и алюминия. Работа на полях им в радость, так как всё делают за них машины, люди только руководят ими. В полях и во дворце много веселья и песен. Люди вольны, счастливы, женщины и мужчины равноправны. Затем Вера Павловна увидела «Новую Россию» на месте бывшей пустыни.

XVII

Обе швейные мастерские (первой руководила Мерцалова, второй — Вера Павловна) открыли свой магазин, и это было выгоднее.

Далее приводится письмо Катерины Васильевны Полозовой своей подруге. В нём говорится о её знакомстве с Верой Павловной. Полозова восхищена тем, как устроена деятельность мастерской. Она написала, что хочет тоже устроить такую же мастерскую.

Глава 5. Новые лица и развязка

I – VIII

Здесь говорится о Полозовой и её отце, который был миллионером, но разорился. Когда он ещё не потерял своего богатства, его 17-летняя дочь Катя вдруг стала слабеть и слегла. Доктор Кирсанов понял, что болезнь её от тоски — она влюбилась в Соловцова, который увивался за ней из-за богатства. Отец был категорически против их женитьбы. Тогда Соловцов стал писать Кате трогательные письма, и она, не имея возможности с ним видеться, стала чахнуть.

Кирсанов сказал её отцу, что если он не даст ей видеться с Соловцовым, она умрёт от тоски. Он уверил Полозова, что начав общаться с Соловцовым, она поймёт, что он хочет жениться на ней только ради богатства. В дальнейшем так и случилось, и Катерина Васильевна разорвала с ним отношения.

У девушки была романтическая натура, её тяготило шумное общество. Она хотела, чтобы её полюбили не из-за богатства, поэтому была даже довольна, что отец разорился.

IX – XVIII

Полозов, который был пайщиком и управляющим стеаринового завода, нашёл покупателя этого завода.

Агент лондонской фирмы, которая покупала завод, Чарльз Бьюмонт, родился и вырос в России, куда его отец переехал из Канады. Когда Чарльзу было 20 лет, они уехали в Америку. После смерти отца он стал служить в лондонской фирме и выразил желание получить место в России, так как он её знает как свою родину.

Познакомившись с дочерью Полозова, он заметил её задумчивость и из разговора с ней понял, что девушка скучает без дела. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой, которая в своей мастерской применяет принципы, выработанные в последнее время экономистами. Таким образом и произошло знакомство Полозовой с Верой Павловной.

Бьюмонт полюбил Катерину Васильевну, они очень подходили характерами друг к другу, были сдержанными людьми, ценящими спокойную жизнь.

XIX – XXI

Катерина Васильевна сообщила Вере Павловне, что послезавтра венчается, а нынче вечером приедет к Кирсановым с женихом. Она сказала Вере Павловне, что Бьюмонт, приехав в Петербург, очень хотел увидеться с ней, но отложил знакомство, так как хотел приехать к Кирсановым не один, а с невестой. Когда Катерина Васильевна сказала, что в Петербург он приехал для Кирсановых и что он очень хорошо говорит по-русски, Вера Павловна поняла, что Бьюмонт — это Лопухов.

Вечером Бьюмонт в гостях у Кирсановых рассказал о своей жизни в США. Затем они договорились, чтобы найти обоим семействам квартиры, которые были бы рядом.

Скоро они переселились в подходящие квартиры, а Полозов захотел остаться на квартире при заводе. Зять каждый день приезжал на завод, а с ним и дочь Полозова. На лето Кирсановы и Бьюмонты переселялись за город к Полозову.

XXII

Оба семейства живут в соседних квартирах. Они очень дружны, но уклад жизни у них разный — Бьюмонты больше любят покой, а у Кирсановых очень часто бывают гости.

Катерина Васильевна устроила свою швейную мастерскую. В обоих семействах растут сыновья.

Кирсановы и Бьюмонты работают и весело отдыхают. Однажды они поехали со своими друзьями на двух санях на зимний пикник на завод к Полозову. Одними из саней правила дама в чёрном. Она была очень весела. Когда приехали к Полозову, дама попросила Веру Павловну рассказать свою историю. Она была очень оживлена, но быстро устала и ушла отдохнуть в другую комнату. Но всё же она не уснула, сидела и о чём-то напряжённо думала (литературные критики предполагают, что «дама в трауре» — это прототип жены Чернышевского, заключённого в Петропавловскую крепость).

Когда она вышла к друзьям, то была снова весела и по их просьбе села за рояль, пела и завершила пение жизнеутверждающей песней о светлом будущем.

Глава 6. Перемена декораций

Прошло 2 года, и дама в трауре сейчас уже во всём розовом и белом. Она дождалась освобождения из тюрьмы своего друга, и сейчас автор собирается рассказывать о них, но читатель уверяет, что читать об этом не будет. Тогда автор решает отложить продолжение повествования до того времени, когда читателю угодно будет читать его, и надеется, что это время наступит скоро.

Заключение к краткому пересказу

Основная тема романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — свобода. В произведении отражены следующие темы:

Основная мысль (идея): по мнению автора романа, чтобы все люди были счастливы, нужна социальная справедливость и равноправие мужчин и женщин.

Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *