черное зеркало кино о чем
Почему вы должны посмотреть «Чёрное зеркало»
Так Чарли Букер, создатель и главный сценарист сериала-антологии «Чёрное зеркало», объясняет его название. Лучше и не скажешь.
С каждым столетием человечество ищет ответы на свои вопросы всё нетерпеливей. Мы раскрутили колесо прогресса, будущее уже здесь, встречает нас и улыбается (или лучше сказать — скалится?). Но прогресс ничего не изменил в человеческих душах. Любовь, ненависть, отвращение, стыд — всё, что делает нас людьми, осталось прежним. Универсальный язык эмоций понятен как древнему греку, так и современному хипстеру.
Сериал «Чёрное зеркало» говорит на этом языке и напоминает нам о главном. О том, что это такое — быть человеком.
Людей постоянно окружают экраны. Но если их выключить, останутся лишь чёрные зеркала
Это сериал о технологиях и их влиянии на нас
«Чёрное зеркало» — британский фантастический сериал. На момент, когда написана эта статья, он состоит из шести серий и одного рождественского спецвыпуска. У каждого эпизода свой набор актёров, свои место и время повествования и даже в каком-то смысле своя реальность. Другими словами, это сериал-антология.
Но, в отличие от классических телеантологий (например, «Сумеречной зоны»), здесь нет ни общих персонажей, ни даже рассказчика, который вводил бы нас в историю. Что же объединяет эпизоды «Чёрного зеркала»? Чарли Брукер, создатель и главный сценарист сериала, отвечает так:
Технологии будущего, которое стало настоящим, и то, как мы живём с ними или станем жить через несколько минут, если будем неосторожны.
Некоторые из технологий «Чёрного зеркала» похожи на наши. Вот, например, виртуальный человечек почти как из Xbox Live
Уровень технологического прогресса в мирах «Чёрного зеркала» сильно разнится от серии к серии. Начинается рассказ с современного общества: центральная тема — интернет, социальные сети и незащищённость информации. Но с каждым эпизодом в историю вплетаются новые элементы. Устройство, которое может прокручивать перед глазами владельца любой момент его жизни. Искусственный разум на основе общения в соцсетях. Андроиды. Классическая антиутопия. Каждый эпизод выбирает один из возможных векторов развития человечества и акцентирует внимание на чём-то своём.
При этом мир вокруг персонажей не выглядит оторванной замкнутой системой, которая плавает в вакууме и не имеет привязки к реальности. Хоть мы и видим только небольшие элементы общей картины, происходящее на экране ощущается как органичная часть чего-то большего, чего-то возможного и практически существующего. Более того, единым ощущается и сам сериал. Оно и неудивительно, ведь в разных технологических декорациях фактически показаны одни и те же люди. Мы с вами.
А другие технологии незнакомы и вызывают внутреннее отторжение одним своим видом
Он ставит сложные вопросы о нашем обществе
В финском языке есть отличное слово myötähäpeä — «общее чувство стыда», неловкость за поступки другого человека. Вы с приятелями пошли в караоке-бар, друзья напились и фальшиво поют «Ласковый май», радостно гогоча. Они чувствуют себя отлично, а стыдно почему-то вам. Или ваш однокурсник вышел на экзамен и несёт несусветную чушь перед преподавателями. Вам стыдно за него, пусть вы и сидите на задней парте и вообще ни при чём.
Представили? Именно это чувство вам предстоит испытывать при просмотре каждой серии «Чёрного зеркала». Муж, который в приступах ревности впадает в безумие. Вдова, поддавшаяся зову плоти вскоре после гибели мужа. Человек, который изменил принципам и продал свой мир. Ревущая безжалостная толпа. Причины будут самые разные, но результат схожий.
Общество способно быть подлинным чудовищем. В серии «Белый медведь» это хорошо показано
В подобные моменты так и хочется залезть внутрь экрана и привести всё в порядок, крича: «Эй, вы там! Мне тут неудобно и чертовски неуютно. Ведь должен быть способ сделать всё хорошо и правильно!». Но быстро приходит осознание, что такого волшебного способа просто нет, в этих историях не существует однозначно верного решения.
Перед нами не тест с набором правильных ответов, а пугающе реалистичное изображение жизни в её самых неприглядных проявлениях. И руководствоваться мы можем только своими моральными принципами. Помните дилемму, с которой столкнулся Джоэл в конце игры The Last of Us? Нечто подобное происходит с героями «Чёрного зеркала».
Традиционные для фантастики вопросы, вроде парадокса «корабля Тесея», тут тоже не забыты
Даже когда выбор сделан до начала серии и на экране мы видим лишь последствия, сериал всё равно задаёт неудобные вопросы. Пожертвовать репутацией и браком ради жизни незнакомого человека? Или остаться в стороне, но обречь жертву на гибель (при том, что все узнают об этом)?
Стоит ли перевоспитывать нарушителей закона и пытаться изменить их образ мысли, а вместе с ним и жизни? Или природа людей извращена, и лучший способ перевоспитания — причинить преступникам ту же боль, что нанесли они? Может ли общество иметь человеческое лицо или у него всегда оскал безумного зверя, жаждущего хлеба и зрелищ? «Чёрное зеркало» в каждом случае показывает лишь одну сторону медали, но даёт понять, что их несколько.
Герои сериала вызывают осуждение. Но легко рассуждать о морали, сидя у экрана, и куда сложнее оставаться принципиальным, когда вам самим приходится рисковать. Помните, как герой романа Оруэлла «1984» вёл себя в министерстве любви? В «Чёрном зеркале» полным-полно таких ситуаций.
Нередко герои оказываются совсем не такими, какими виделись поначалу
Сериал вызывает сильнейшие эмоции
Конечно, неловкость за других людей — далеко не единственное чувство, которое возникает во время просмотра сериала. Эмоциональный спектр «Черного зеркала» очень широк: здесь и тоска, и светлая печаль, и возмущение, и радость, и недоумение. В этом большая заслуга актёрского состава и авторов диалогов, которые смогли создать реалистичные и одновременно вонзающиеся в душу сцены.
Отличная актерская игра заставляет сопереживать главным героям, как бы они себя ни вели
Прогресс ускоряется с каждым годом, поэтому возникла гипотеза о технологической сингулярности. Согласно ей, однажды прогресс станет недоступен пониманию людей, станет слишком быстрым и сложным. Учёные считают, что сингулярность наступит с появлением искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин (привет, «Скайнет»!) или с усилением человеческих возможностей благодаря биотехнологиям (Deus Ex, и тебе привет).
Но ни один учёный не говорит про сингулярность эмоциональную, и это объяснимо. Эмоции иррациональны, мы не всегда понимаем их причины. Два плюс два всегда четыре, но отчего на душе тоскливо или радостно, не всегда легко понять. Это не значит, что эмоции надо препарировать и изучить. Они чудесны в своей иррациональности. Технологии делают нас быстрее, выше и сильнее, но при этом порабощают. Наши эмоции — чуть ли не единственное, что позволяет нам оставаться свободными.
Безэмоциональные маски людей, уткнувшихся в гаджеты: жутковатый образ будущего. Или настоящего
И его обязательно стоит посмотреть
На первый взгляд кажется, что «Чёрное зеркало» вызывает в основном отрицательные эмоции. После каждой серии сидишь по пять-десять минут, уставившись в чёрный слепой экран перед собой, а душу захлёстывают волны безысходности. Если смотреть сериал ночью, да ещё и в одиночестве, ощущение обречённости усиливается (любители эмоционального экстрима, берите на заметку).
Я знаю нескольких человек, которые бросали сериал, потому что им было неприятно. «Зачем себя мучить? — говорили они. — Я буквально заставляю себя включать новую серию». Их реакция понятна, но смотреть «Чёрное зеркало» нужно обязательно. И вот почему.
Некоторые чувствительные люди бросали просмотр после первой же серии — той, что про премьера и свинью. И напрасно!
Каждый эпизод «Чёрного зеркала» — это древнегреческая трагедия, не по формату, но по сути. Здесь есть все её характерные атрибуты: в конце сюжет почти всегда приходит к катастрофическому исходу, общество и люди показаны далеко не с лучшей стороны. А главное — происходящее на экране вызывает сострадание и страх, необходимые для катарсиса.
Почему это важно? Потому что катарсис, если верить древним грекам (в частности, Аристотелю), очищает душу человека, возвышает и воспитывает её через сопереживание. Тягостное чувство во время просмотра призвано не испортить настроение, а напомнить, что мы сами нередко ведём себя как герои сериала. Ревность, тщеславие, зависть, страх — наши пороки встают перед нами в полный рост, и от этого становится не по себе. Однако в наших силах этому противостоять. Стыд — это не повод закрыть глаза и отвернуться, а, наоборот, вызов стать лучше.
Кроме того, Чарли Брукер известен едким и пессимистичным чувством юмора. «Чёрное зеркало» напичкано метафорами и сатирой на современный социум. Как вам, например, общество, где люди выполняют заведомо бесполезную работу ради виртуальных баллов, которые сразу тратят, чтобы выполнять работу ещё лучше? Происходящее на экране порой напоминает классические антиутопии «451º по Фаренгейту» или «1984» — с той поправкой, что перед нами не воображаемое общество будущего, а сатира на наш дивный старый мир.
Кого люди будут слушать охотнее: реального политика или милого мультяшного персонажа?
В сентябре 2015 года интернет-канал Netflix приобрёл права на «Чёрное зеркало» и анонсировал третий сезон, в который войдёт целых 12 серий. Выходит, что нас ждёт в два раза больше эпизодов, чем в первых двух сезонах вместе взятых, и это вызывает разумные опасения насчёт их качества. Не превратится ли сериал в бездушный конвейер?
Едва ли. Над сериалом по-прежнему трудятся Чарли Брукер и его команда. Да и Netflix, подаривший нам «Карточный домик», «Сорвиголову» и «Очень странные дела», пока не подводил своих зрителей. Хочется верить, что всё получится. Потому что аналогов «Чёрному Зеркалу» — качественной остросоциальной фантастики с чёрной сатирой на наше будущее и настоящее — сейчас почти нет.
Если сомневаетесь, понравится ли вам «Чёрное зеркало», попробуйте начать с серии «Белый медведь». Это, пожалуй, самый известный эпизод сериала
Читайте также
Чёрное зеркало, 3 сезон: больше сатиры, больше оптимизма
Сериал сменил формат, и это пошло ему на пользу. Теперь он похож на антологию фильмов, каждый из которых исполнен в своём жанре и стиле.
Как «Чёрное зеркало» сбывается в реальности
Дополненная и виртуальная реальность больше не фантастика, а веб-камеру уже пора заклеивать.
Черное зеркало 2011 — вся наша жизнь — смартфон?
С момента своего создания сериал Черное зеркало, смысл которого во вскрытии пороков современного общества, обрел огромную популярность во всем мире. Культовый телевизионный альманах взобрался на вершину киномира фантастики. Он будто предупреждает человечество о грядущей неизбежности. Ведь сколько бы столетий не проходило, мы остаемся во многих вопросах слабыми и мелочными. Поэтому созданные для нашей же безопасности продвинутые технологии могут превратиться в инструмент порабощения, насилия и промывки мозгов.
1 сезон
Сериал снимали разные режиссеры. Именно благодаря такому подходу, истории, написанные гениальным сценаристом Чарли Брукером, смогли отразить основную проблему, зарождающуюся в современном обществе — опасные взаимоотношения человека и информационных технологий. Смысл 1 сезона «Черного зеркала» заключается в маленьком устройстве, захватившем наше сознание. Мы смотрим днями и ночами в свои гаджеты и айпады, не подозревая, какие опасности они могут нести.
На заметку! Смысл названия сериала Черное зеркало — в глянцевой поверхности смартфона. Лишь когда экран гаснет, мы можем увидеть на экране отражение себя — зависимого человека, со всеми побочными эффектами.
На что вы готовы пойти?
1 серия 1 сезона «Чёрного зеркала» буквально «взорвала» телевизионную аудиторию. Высокоуважаемому премьер-министру ради спасения наследницы короны пришлось в прямом эфире совершить акт зоофилии. Мы видим давление общества, которое ради спасения одной жизни решает погубить мораль всего человечества. И самого преступника, решившего показать людям:
15 миллионов заслуг
Смысл самой полюбившейся зрителям 2 серии 1 сезона «Черного зеркала» совпадает с основной задумкой сериала. Мы окружены черными зеркалами. Они везде, видят все, что мы думаем, что желаем. От системы не скрыться.
Опять человек оказывается в неразрешимой ситуации между страстным желанием вырваться из клетки. А в итоге попадает в другую, более просторную и комфортабельную.
2 сезон
По рейтингу, 2 сезон сериала больше всего понравился зрителям как самый разнообразный сюжетно. Он также затрагивает множество интересных социальных аспектов общества. Смысл 2 сезона «Черного зеркала» в том, что никакие совершенные роботы не могут заменить настоящего общения с человеком. Всем пора бы очнуться от этого технического забвения, которое вскоре утащит нас внутрь черного экрана с головой. В результате чего мы окончательно перестанем замечать окружающий нас мир.
Все дело в медведях
Например, 2 серия 2 сезона «Черного зеркала», смысл, который несет медведь — это дилемма. Вопрос об этике вечного мучения преступника. Насколько наше общество жестоко, что готово пускать провинившегося по колесу Сансары бесконечно. Не давая шанса осознать, раскаяться в поступке и попытаться построить более правильную жизнь.
Или 3 серия 2 сезона сериала «Черное зеркало», смысл которой в том, что люди теряют правильное понимание устройства нерушимого общества. Их политики настолько прогнили, что они готовы доверять виртуальному медведю. Медведю, который не имеет образования, отпускает грязные шутки и при этом готовится баллотироваться в президенты.
3 сезон
Не успеем оглянуться, как «кнут» и «пряник» будут внедрены в наш социум через новые технологии. Одна из серий Черного зеркала про «лайки» хорошо отражает смысл и суть подобного мира.
Это интересно! Несмотря на то, что создатель сериала Чарли Буркер показал в сюжете новые технологии в весьма нелицеприятном свете, в реальной жизни он активно пользуется гаджетами. Он заявляет, что не собирается останавливаться и любит сидеть часами в социальных сетях.
Нырок
Представьте, что лайки и «пятерки» в социальных сетях теперь внедрены в общественную систему. Именно от них будет зависеть не только ваше благополучие, финансовое положение, но и вся жизнь. Главной героине предстояло на собственной шкуре ощутить всю несправедливость сложившейся системы. Раньше она была круглой «четверкой», но по вине несдержанности, ее оценка упала до «двойки», забрав у нее вместе со статусом множество льгот и преимуществ.
Шантаж
3 серия сериала «Черное зеркало», смысл которой также во влиянии технологий на жизнь, носит название «Заткнись и танцуй». Это самый страшный сон любого человека, личное пространство которого было нарушено. По вине камер и пробравшемуся на ноутбук главного героя вирусу, бедняга стал жертвой шантажа, поставившего его перед тяжелым выбором. Его жизнь больше не принадлежала ему. Его зависимостью от общества и страхами управлял какой-то малоопытный хакер. Кстати, в подобную ситуацию способен попасть в скором времени каждый из нас.
Сан-Джуниперо
Главные героини 4 серии 3 сезона «Черного зеркала» Келли и Йорки живут в виртуальной реальности. Смысл этой незамысловатой, но весьма неординарной истории показывает, что выбрало современное общество, встав на пороге перед реальностью и иллюзией. А что выбрали бы вы: сто лет в реальном мире или вечная жизнь в игровой инсталляции?
Таким образом, смысл всего 3 сезона «Черного зеркала» в том, как глубоко могут внедриться информационные технологии в нашу жизнь, перестав приносить нам былую радость и превратив жизнь в ад, из которого мы уже никогда не сможем выбраться. Останется лишь с горестью вспоминать о прошлом.
4 сезон
Новый сезон сериала вызвал разносторонние комментарии от телезрителей. Режиссеры принялись экспериментировать с жанрами, изменилась подача, общая концепция. Но зрители в основном сетовали на повторы. Несмотря на то, что серия «Металлист» была оторвана от концепции сериала, остальные серии, написанные сценаристом Брукером, напомнили: кошмар будущего состоит не в том, насколько смертельную опасность несут новые технологии в жизнь людей. А то, что они сами выбрали для себя подобную участь, самостоятельно попав под влияние собственных смартфонов.
Повесть диджея
Смысл 4 серии 4 сезона «Черного зеркала» прекрасно отражает вышесказанную мысль. Сюжет предельно прост. Когда программисты изобрели специальную программу, способную находить со стопроцентной вероятностью для любого человека вторую половинку, жизнь социума сильно ускорилась. Но принесло ли это долгожданное счастье. Ведь они влюбились друг в друга, а по договору системы не могли быть вместе.
Металлист
Смысл 5 серии 4 сезона «Черного зеркала» как раз несет в себе то страшное предупреждение об угрозе, которая способна нависнуть над человечеством в далеком будущем. Когда созданные учеными машины, бездушно истребят людей и будут рыскать по планете, в поисках остатков человечества.
5 сезон
От премьеры пятого сезона ждали много нового. Ведь ранее, Брукер удивил зрителей вышедшим фильмом «Брандашмыг», который отразил несколько аллюзий на эпизоды третьего сезона, но получился вполне необычным. Смысл серий 5 сезона Черного зеркала в ценных жизненных уроках, которые можно вынести в большом объеме.
Сериал Черное зеркало, смысл которого в адекватном использовании технологий, перевернул мир. Дело вовсе не в том, что все новое несет разрушение. А в том, что люди сами создают хаос, делая ежедневно отрицательный выбор. В каждой серии сериала Черное зеркало свой философский смысл. Вникнув в него и вынеся все уроки, можно в корне изменить свою жизнь.
Это прошлое или будущее? Что происходит в пятом сезоне «Черного зеркала»
С каждым сезоном бескомпромиссное когда-то детище Чарли Брукера становится все более добрым к зрителю: от прежних провокаций не осталось и следа, все чаще сюжеты заканчиваются хеппи-эндом, а технологичные миры будущего едва-едва отличаются от нашего. Впрочем, прежде чем разбираться с эволюцией шоу, надо понять, что нам пытаются рассказать три новых эпизода.
Striking Vipers (1-я серия 5-го сезона)
На раскачку сезона шоураннер «Черного зеркала» Чарли Брукер поставил самую остроумную серию — в сущности, экранизацию книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Эпизод Striking Vipers рассматривает как игру не только непосредственно файтинг, но и семейные отношения — тоже однотипный процесс, периодически требующий каких-то обновлений (например, Тео пытается второй раз забеременеть). Первая серия вообще напоминает классическую инди-драму про кризис среднего возраста и прочие семейные неприятности, где банальная интрижка заменена боевым VR-романом. Впрочем, «Черное зеркало» привычно не идет дальше увлекательной наживки: Брукер толком не касается ни темы дружбы как формы любви, ни исследования собственной сексуальности, ни тонкой грани между видеоиграми и реальными переживаниями. Сама технология, к слову, тоже продумана довольно поверхностно: для VR-игры зачем-то все равно предлагают использовать геймпад.
«Осколки» (2-я серия 5-го сезона)
В течение пяти сезонов, что существует «Черное зеркало», оказывается, не так-то просто высчитать его жанровую принадлежность: шоу кидало то в сторону чуть ли не научной фантастики, то на баррикады социальной сатиры, где технологии оказывались элементарным поводом поговорить про человеческий характер, то в эксплуатационную драму, где никакие технологии и не нужны вовсе, то вообще в рубрику «Чарли Брукер ругается на калькулятор». «Осколки», конечно, легко раскладываются на мини-высказывания: тут и конфликт Старого и Нового Света (человек из Великобритании требует аудиенции с ровесником из США), и вопрос, кто виноват в роковых случайностях — человек или растущие соблазны техногенного мира. Наконец, диалог между главой корпорации и пользователем напоминает, что за всеми капиталистическими иерархиями, за всем левиафаном неолиберализма с его доступом к данным пользователей стоят тоже люди — и иногда один отзыв может потревожить что-то внутри если не бизнес-конструкции, то условного лица предприятия. Однако если выкинуть из этого уравнения технологию (уже даже не вымышленную, а завуалированную копирку с фейсбука с намеком на то, что Цукерберг сливал данные спецслужбам), то «Осколки» — это классический сюжет про разговор с богом. В жизни Криса случилась трагедия, и ему очень хочется выговориться, возвести очи к горе, проорать в самые небеса, как тяжело ему жить с тем, что случилось. Бог, конечно, вряд ли ответит: «Знаешь, старик, я сам не думал, что так получится», но и ответные реплики Билли Бауэра, кажется, ничего не поменяли.
«Рейчел, Джек и Тоже Эшли» (3-я серия 5-го сезона)
Сестры Джек (Мэдисон Девенпорт) и Рейчел (Энгаури Райс из «Славных парней») живут с отцом, который зарабатывает на жизнь ловлей мышей — и вот-вот изобретет какую-то прорывную кибернетическую мышеловку. Для людей такая ловушка давно изобретена, она называется «поп-музыка»: Рейчел без ума от Эшли О (давно не снимавшаяся в кино Майли Сайрус). Уставшая поп-певица только-только выпустила для поклонниц и поклонников интересный мерч — робота «Тоже Эшли» (Ashley Too), который говорит ее голосом, предлагает заняться имиджем и поддерживает в любых начинаниях. В жизни все несколько сложнее: у Джек и Рейчел умерла мама, да и Эшли росла без родителей — на попечении тети, которая и превратила ее интерес к пению в бизнес-империю. Когда девушка начнет противиться производству контента, ее введут в состояние искусственной комы — и только преданная поклонница сможет спасти кумира.
Третий эпизод пятого сезона со всей очевидностью — упрощенная версия «Вокс люкс», но без терроризма, библейского флера и прочих сбивающих с толку вещей. Брукера интересует тиражирование личности в самом широком смысле: между Эшли О и ее сценическим образом пролегает, естественно, бездна (в серии есть ироничное указание на то, что от подлинной девушки в имидже певицы — четыре процента). Как и в двух предыдущих сериях, технология тут не раскрывает идею, а подчеркивает, служит своего рода трассой-дублером: идея с роботом, в которого заточена личность Эшли, служит скорее занятным трюком, чем сущностью истории. Мысль при этом ясна: тиражируемый облик не только становится ловушкой для человека, но и вполне может развиваться вообще без его участия. Это тоже уже не жуткое будущее: актеров оцифровывают для «Звездных войн» прямо сейчас. Так чем ты хотел нас напугать, Чарли?
Итак, всего три серии, зато каждая по часу, некоторые даже по 70 минут. Однако ни одна из них не претендует на звание полноформатного фильма: проработка характеров и ситуаций остается на уровне сериала средней руки, но не вдается в ненужные драматические подробности.
Беда нового «Черного зеркала» в том, что Брукер выглядит уже не привычно яростным, а растерянным. С каждым сезоном он отказывается от чего-то, что еще на Би-би-си делало Black Mirror сериалом из тех, которые все советовали друг другу в начале 2010-х. Ушел сарказм, ушли жестокие концовки, все более неловкими и неизобретательными стали новые технологии. Брукер так и не решился шагнуть в сторону чистого сай-фая (для этого у него слабая проработка миров, основанная на одном технологичном ноу-хау), и шоу все больше сносит в сторону обычных драм про наше такое непростое настоящее. Чувства к цифровым вещам, недоверие к технологиям, проклятый вопрос «Что делает человека человеком?» — все это уже давно гоняется по кругу, как навязчивая песенка Эшли О.
Иронично, но в пятом сезоне «Черное зеркало» выглядит уже вторично не по отношению к титанам научной фантастики или социальных драм, как раньше, но к самому себе. Эти фантомы нового времени в той или иной комбинации уже мелькали: VR, вместилище чужой памяти, злой дух медиа, власть соцсетей и поиск справедливости в мире тотальной и мнимой прозрачности. Возможно, сегодня задача «Черного зеркала» — реально сыграть роль главного ванного атрибута, но думается, что мир вокруг давно опередил старого брюзгу Чарли Брукера. Если нам будет лень смотреть в зеркало, можно посмотреть «Странный город» Джордана Пила или «Ужасы интернета» — может, более дешевые и менее солидные на вид шоу YouTube, где хищные пиксели современности превращаются в более остроумные, лаконичные и точные анекдоты о том, кто же такие люди XXI века. И что же им нужно: лайк или больше.