черниговская икона божьей матери о чем молятся
Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери
Празднование 1/14 сентября
Обитель иноков. Сюда
Пришли мы помолиться.
И здесь от горя и труда
Хотим на час забыться.
Идем в пещерный Божий храм,
Где у святой иконы
Отрадно волю дать слезам,
Земные класть поклоны.
Владычица Небес глядит
Любвеобильным взором
И как бы хочет всех покрыть
Чудесным омофором…
Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров.
Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная – Черниговско‑Гефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу.
Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской‑Гефсиманской иконы.
С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: Чернигово‑Елецкий, Чернигово‑Ильинский, Чернигово‑Гефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Нестор‑летописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник Черниговско‑Елецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.
В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему в Троицком соборе Троице‑Ильинского монастыря в Чернигове, совершается трижды в год – в Троицын день, 16 апреля и в день Ильи‑пророка.
Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов.
Черниговско‑Гефсиманский образ по размерам больше первообраза и написан на полотне. Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году.
По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова, на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте». И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке – в царских венцах.
В Гефсимании на Святой земле окончился земной путь Пречистой, это место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой – этот праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами, и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа по христианскому летоисчислению.
Успенских храмов в православном мире неичислимое множество; Гефсиманий же на русской земле в силу особой святости этого понятия было очень немного. Престольным праздником в них считается не самый день Успения Богородицы (15 августа), а день Ее Вознесения на небо, отмечающийся 17 августа. Только в этот день на территорию Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее храмовым праздником была вся Страстная Седмица.
Сама же чудотворная пребывала в пещерном храме во имя Михаила Архангела под величественным краснокирпичным храмом Черниговского скита.
Аналогичной по устройству была «Гефсимания» в пустоши Лариной при сельце Воронине в двух верстах от Зарайска (тогда Рязанская губерния, ныне Московская область), где в мае 1909 года была открыта женская община с подземным храмом Успения, над которым уже в годы Первой мировой войны строился храм Ее Вознесения (по замыслу будущего святителя‑мученика, епископа Арсения (Жадиновского)).
Еще одна и тоже недостроенная Гефсимания располагалась между трапезным храмом и Успенским собором «Пречистой на Горицах», ‑ Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Задуманная в подражание подмосковному Новому Иерусалиму и строившаяся теми же мастерами, которые восстанавливали там после пожара Воскресенский собор, величественное барочное здание этой Гефсимании простояло до 1880‑х, когда было по ветхости разобрано.
Но только в Гефсимании близ Троице‑Сергиевой лавры вплоть до 1928 года продолжались богослужения и теплилась иноческая жизнь; затем скит был разогнан и его братия, все еще значительная (ведь именно сюда перешли насельники закрытой в 1919 году и отданной под армейское электротехническое училище Лавры), разошлась кто куда сумел, а последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950‑х.
Бывшее же «пещерное отделение» еще в 1893 году получило статус самостоятельного Черниговского монастыря. Тогда здесь был освящен новый Черниговский собор и выстроена огромная, не уступающая по высоте лаврской колокольня, видимая издалека, уже с железнодорожной станции Сергиев Посад. Еще в 1891 г. здесь был погребен инок Климент, в миру – Константин Николаевич Леонтьев, замечательный русский мыслитель и литератор. В 1919 г. по соседству с ним нашел последнее земное успокоение Василий Васильевич Розанов. До 1991 года их могилы пребывали в запустении. Святое же тело «старца‑утешителя» Варнавы (1831‑1906), к которому сюда сходились и съезжались люди изо всех уголков России, по закрытии Черниговского монастыря было перенесено на городское Вознесенское кладбище. Но и это кладбище было закрыто и разорено в 1934 году, и тогда тело старца сумели перенести на Никольское кладбище; однако в 1952 году безбожники добрались и до него, и могилу старца Варнавы в третий раз перенесли, теперь на Северное городское кладбище тогдашнего Загорска. Но как при жизни нес старец Варнава возложенный на него в 30‑летнем возрасте духовным отцом подвиг старчества: «с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях», так и все эти годы к его могилам стекались все новые поколения богомольцев.
Но не забывали православные и первую из его могилок, в самом Черниговском скиту, православные не забывали, хотя попасть на нее было непросто: здесь последовательно находились «колония для уголовного элемента», интернат для слепых, интернат для искалеченных солдат Великой отечественной войны, наконец, ПТУ для детей‑инвалидов. Лишь в 1989 году были возобновлены регулярные богослужения на могилке старца, а летом 1990 в Черниговском скиту возобновилось иноческое общежитие.
После закрытия Черниговского скита в 1922 г. чудотворная была перенесена оттуда в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря), ‑ по ходатайству рабочих завода «Серп и молот. Там она пребывала до закрытия этого храма в 1938 г. Большинство икон и церковных книг были тогда сожжены во дворе, причем среди них были очень редкие и дорогие ноты, специально изготовленные для местного хора из слепых певчих; как те ни просили пожалеть их и не лишать куска хлеба, уничтожили всё. Однако чудотворная уцелела и была передана в частные руки, в семью подмосковных христиан. Храм Сергия в Рогожской был заново освящен в декабре 1991 г., однако Черниговская сюда не вернулась (местночтимой святыней этого храма стал теперь образ Богородицы «Утоли моя печали», перед которым ежевоскресно читаются акафисты).
Список с Черниговско‑Гефисиманской иконы встречает богомольцев в притворе Троицкого собора лавры, приходящих поклониться почивающим здесь святым мощам Игумена Земли Русской. В самом скиту ежедневно и во всякое время года совершается таинство соборования болящих и страдающих душевными и телесными недугами. Братия и весь народ православный ожидают возвращения в скит и самой чудотворной, и святых мощей местночтимого во многих уголках Святой Руси честных мощей старца Варнавы и возлагают свое упование на Саму Пречистую, как поется в тропаре пред Черниговской Ее иконой:
К Богородице прилежно ныне притецем,
грешнии и смиреннии, и смиренно припадем,
в покаянии зовуще из глубины души:
Владычице, помози, на ны милосердствовавши, потщися,
погибаем от множества прегрешений,не отврати Твоя раби тщи,
Тя бо и едину надежду имамы.
Икона Пресвятой Богородицы «Черниговская-Гефсиманская»
Иконы Богородицы для Православной церкви представляют огромную ценность, ведь каждая из них содержит в себе не только подкрепляющую силу милости и любви для каждого православного христианина, но и чудотворную силу, которая отвечает на нужды прихожан реальными чудесами. Одной из таких ценностей является икона Божией Матери — Черниговская, которую прозвали в народе Гефсиманской. Она является списком с Ильинского образа Девы Марии по преданию.
История святого образа
Образ Божией Матери Ильинской, хранившаяся недалеко от Чернигова, Украина в Троицком Ильинском монастыре известна множеством чудес. О ней написано много книг и сделано несколько копий, причем чудодейственная сила оригинала проявилась в каждой из них.
Черниговская-Гефсиманская копия была создана в XVIII веке, при этом автор ее неизвестен. По преданию, ее написал один из монахов Киево-Печерской Лавры, а после передал в дар священнослужителю Иоанну Алексееву. Священник однажды подарил ее девушке Александре Филипповой, после того, как она получила исцеление от святого образа по трепетной и жаркой молитве на протяжении нескольких дней. Александра, в свою очередь, в 1852 году подарила икону Троице-Сергиевой Лавре.
Наместник Антоний решил поместить икону в новом храме, который был назван в честь святого Архангела Михаила и освящен в 1851 году. Черниговско-Гефсиманская икона таким образом приняла в себя множество благословений и впитала в себя все соки Православной Русской Церкви.
По преданию, ее благословляли множество святых:
Будучи настолько благословенной, Черниговско-Гефсиманская икона Богородицы проявила свои чудодейственные силы.
Первое чудо, которое было официально зафиксировано, произошло в сентябре 1869 года, когда полностью была исцелена Фекла Адрианова от полного паралича. Она провела месяц в Лавре и была полностью исцелена. Об этом есть записи не только в летописях Лавры, но и в записках митрополита Московского, который лично беседовал с Феклой.
Читайте еще о чудотворных иконах:
В том же году в Гефсиманский скит приехал святитель Иннокентий и слезно молился перед иконой, во время исполнения благодарственного молебна в ее честь. В этом же месяце произошло еще несколько чудес по молитвам к иконе. Началось паломничество к реликвии и толпы нуждающихся и больных христиан шли в скит для молитвы.
На заметку! До начала XX века было зафиксировано монахами скита более 100 чудес.
Монахи скита крайне почитали драгоценный образ и ходатайствовали Священному синоду о выделении дня празднества, которое было назначено первоначально на 16 апреля. Но затем дата была перенесена на 1 сентября. Сегодня в Троице-Сергиевой Лавре находятся списки с драгоценного образа Черниговско — Гефсиманской иконы.
Сам оригинал был перенесен в московский храм в 1922 году, поскольку Гефсиманский скит закрыли коммунисты. Но и новое место пребывания реликвии долго не простояло — в 1938 году храм был закрыт, а драгоценные образа сожжены.
Черниговско-Гефсиманская икона была чудесным образом спасена христианской семьей. Но после этого след образа теряется, и он до сих пор не найден.
На заметку! Список сегодня можно увидеть в Троицком соборе, но монахи молятся о возвращении оригинального изображения.
Описание иконы
Икона относится к типу Одигитрия — Богородица изображена с Христом на руках в царских одеяниях. Этот тип иконы говорит о величественном статусе Богородицы и ее высоком положении в небесной иерархии.
На головах у Девы Марии и Христа — царские короны, которые выполняют роль символа Царствования. Младенец Христос благословляет всех с рук Матери перстом, направленным к смотрящим. Образ написан на полотне небольшого размера в ярких золотых красках, которые как бы дополняют царственный образ Матери и Младенца.
В чем помогает образ
Христиане, приходя к образам Богородицы с разными нуждами, верят, что Матерь Божья сможет защитить и помочь, ведь у нее любящее и сострадающее материнское сердце.
О чем можно молиться Черниговско-Гефсиманской Божьей Матери? Она помогает в следующих случаях:
Читать молитвы можно каждый день во время регулярного утреннего и вечернего молитвенного правила, но обязательно следует вспоминать Богородицу в день ее памяти — 1 сентября. В этот день также можно совершить паломничество в Троицкую Лавру.
О, Небесная Владычица, Святая Мать и Царица Небесная, умоляем, услышь и спаси меня, раба грешного (ваше имя). Избавь жизнь мою от напрасной лжи, зла, различных бедствий, напастей, внезапных смертей. Помилуй жизнь мою в часы утренние, вечерние и ночные. Пусть каждый час, прожитый на земле, пройдет под Твоим покровительством. Сохрани меня спящего, сидящего, лежащего и идущего и словно покровом милостью своей укрой. Только ты, Царица Небесная, — крепкая и нерушимая стена, разделяющая меня и сети дьявольские, так не позволь мне погрязнуть в этом. Защити душу мою и тело мое от врагов видимых и невидимых, словно щит, укрой меня. О, Владычица и Госпожа, сохрани меня от смерти напрасной и подари мне смирение до конца дней моих. Лишь Ты — хранительница наша и надежда всякого верующего. К Твоим ногам преподаем, не отвернись от нас, избавь от бед и страданий. Пусть во веки веков ты будешь воспета и благословенна. Аминь.
Икона Божией Матери Черниговская: описание, значение, история написания, в чем помогает
Черниговская икона Божией Матери известна благодаря своей силе и чудесам исцеления. В особенности святой лик помогает, если у человека присутствуют расстройства психики. Еще Амвросий Оптинский указывал на такие свойства лика Черниговской иконы. Описанию этой святыни будет посвящена статья.
Об истории создания
Черниговская икона Божией Матери была написана в 1658 году. Автор работы – монах, проживающий в Болдинском монастыре. О создании полотна говориться в труде, который написал святитель Дмитрий. Также она упоминается в книгах святителя Иоанна. Описывается событие, когда на иконе появились слезы. Причем такая ситуация продолжалась 8 суток.
Это происшествие вызвало необходимость установления дня, в который почиталась икона. Незадолго после этого на землю, где хранился святой лик, напали татарские орды. Они разграбили город. Но Черниговская икона Божией Матери не пострадала, она даже осталась в своем драгоценном окладе.
Чудодейственная сила плотна
Братья – монахи, которые прятали икону от орды, также смогли спастись. С того времени сохранились воспоминания о двадцати четырех чудесах, которые произошли с Черниговской иконой Божией Матери. Их собирал и записывал святитель Дмитрий. Инциденты связаны с фактами исцеления горожан и приезжих паломников.
Пришлось переиздавать книгу, так как число чудес постоянно возрастало. Вскоре список пополнился фактами исцеления таких недугов:
Также известны случаи, когда Черниговская Гефсиманская икона Божией Матери исцелила людей от сильного жара, сопровождающегося лихорадкой.
Сила образа Богородицы
В чем помогает Черниговская икона Божией Матери? Православные особенно почитают такие образы из-за чудотворной силы, любви и милосердия, которые они излучают. Существует версия написания этой иконы по образу Ильинской Божьей Матери. Исторического подтверждения этого факта исследователи предоставить не могут. Но точно известно, что иконы с изображение Матери Иисуса имеют самую сильную защиту. Это доказывает и вышеописанный факт, когда икона плакала.
Смена места хранения иконы
Ильинско-черниговская икона Божьей Матери попала на территорию Гефсиманского скита как пожертвование дворянки Филипповой.
Не прошло много времени, как этот святой лик снова стал удивлять прихожан своей чудотворностью. Эти факты имеют документальное подтверждение. Люди, которые приходили с мольбами к образу, получали помощь и ощущали это в самом скором времени. Независимо от финансовых возможностей и положения в обществе на помощь иконы могли рассчитывать все нуждающиеся.
О чем молятся Черниговской иконе Божией Матери? Люди просят, чтобы святой лик даровал телесное и душевное исцеление. С начала двадцатого столетия можно найти факты о свыше чем сотне чудес, случившихся с верующими после обращения к Богородице.
Как выглядит образ
Икона изображает Богородицу, на руках которой сидит маленький Иисус. Оба они облачены в красивые величественные одеяния. На головах святое семейство имеет короны. Это символизирует, что у Богородицы и Иисуса есть сила всемирного царствования.
Рука младенца показывает жест благословения, направленный на всех, кто смотрит на святой лик. Другая рука младенца держит свиток с божьими заповедями.
Вот текст молитвы, с которым обращаются христиане к Черниговской иконе Богородицы.
О, Небесная Владычица, Святая Мать и Царица Небесная, умоляем, услышь и спаси меня, раба грешного (ваше имя). Избавь жизнь мою от напрасной лжи, зла, различных бедствий, напастей, внезапных смертей. Помилуй жизнь мою в часы утренние, вечерние и ночные. Пусть каждый час, прожитый на земле, пройдет под твоим покровительством. Сохрани меня спящего, сидящего, лежащего и идущего и словно покровом милостью своей укрой. Только ты, Царица Небесная, — крепкая и нерушимая стена, разделяющая меня и сети дьявольские, так не позволь мне погрязнуть в этом. Защити душу мою и тело мое от врагов видимых и невидимых, словно щит, укрой меня. О, владычица и госпожа, сохрани меня от смерти напрасной и подари мне смирение до конца дней моих. Лишь Ты — хранительница наша и надежда всякого верующего. К твоим ногам припадаем, не отвернись от нас, избавь от бед и страданий. Пусть во веки веков ты будешь воспета и благословенна. Аминь.
Христиане просят у Богородицы:
И святой образ помогает тем, кто искренне просит о помощи.
Черниговский храм
Храм Черниговской иконы Божией Матери был создан в селе Санино неподалеку от Чернигова. Болдина гора стала местом написания святого полотна. В честь Троицкого Ильинского монастыря икону также называют Ильинской.
В 1924 году монастырь закрыли и образ исчез. Днем памяти иконы Черниговской Богородицы считается 16-й день апреля. Христиане молятся репродукциям иконы, которые также имеют большую силу.
Сила молитвы
Одним из величайших орудий, которые Бог дал церкви, является сила молитвы.
Писание напоминает нам: «Это назначено одному человеку или женщине, чтобы умереть, и они будут судом». Сегодня всевозможные прегрешения изобилуют повсеместно. Бог простит грех, если мы покаемся, презирая такие действия:
Грех распространяется, как чума. Нет никакой ответственности или дисциплины.
В спасении или искуплении Иисус принес человечеству силу освободить людей от греха. Когда церковь распространит ее по всему миру, как повелел Иисус, грех будет прощен и очищен силой крови его. Грешники освобождаются независимо от того, какой грех они совершили. Когда в церкви молится, спасение снова распространяется по всему миру.
Только сила Бога может изменить человеческое сердце, открыть путь к свету.
Ангел Господень вошел в каземат и освободил Петра. Молитва о спасении была услышана, и Бог вошел, и привел Петра прямо в дверь, где церковь молилась за него. Бог доказал, что контролирует ситуацию. Он, а не короли или политические лидеры.
Поэтому христиане должны помнить о необходимости общаться с Господом, благодарить его за каждый день своей жизни и просить о помощи. Тогда искренние просьбы обязательно дойдут до слуха Создателя.
Подведем итоги
Черниговская икона Божьей Матери была создана в конце семнадцатого века в монастыре близ Чернигова. Ее автором был святитель Дмитрий. Чудодейственная сила иконы проявилась в то время, когда люди обнаружили, что Лик Богородицы стал источать слезы. С того времени были зафиксированы десятки случаев помощи просящим. Верующие христиане поклонялись святому Лику и обращались к Богородице за помощью до 1924 года. После закрытия монастыря иконы там не стало.
Люди, которые молятся перед репродукциями иконы, также ощущают силу защиты и поддержки Богородицы. Ведь именно лики, изображающие мать Иисуса, считаются самыми сильными. Люди ожидают от иконы исцеления душевных и телесных недугов, защиты и поддержки. И Богородица внимает их мольбам, принося надежду на лучшие дни. Сила молитвы описана в Библии. Христиане не только должны обращаться к Господу и святым за помощью, но и благодарить за прожитые дни.
Чудотворная Икона Божией Матери Черниговская — Гефсиманская
Православная церковь называет Богородичные иконы своим достоянием, ведь в каждой из них скрыта чудотворная сила, любовь и чистое милосердие Богородицы к нуждам молящихся. По одной из версий, Икона Божией Матери – Черниговская, или в народе Гефсиманская – список (или, копия), написанный с Ильинского образа Богородицы. Правда, ни одного подтверждения этому факту нет.
История плачущей иконы
О Черниговской иконе заговорили еще в далеком 17 веке – когда в 1662 году она покоилась в стенах Троицко-Ильинского монастыря. Именно тогда Божья обитель была спасена от нападок татар благодаря многочисленным молитвам верующих. Жители Чернигова видели, как с образа Святой Владычицы стекали слёзы, а через несколько дней иноплеменные напали на город, разорив его и убив много неповинных людей. После молитв к Богородице, послушники храма покинули его, найдя свое спасение в недрах пещер.
Татары сумели прорваться в Святую обитель, но разворовать драгоценности на иконах они так и не смогли. Неведомая им сила разбрасывала их от икон и не впускала в пещеры, где прятались выжившие верующие и священнослужители. Неверные были настолько испуганы незримой силой, что предпочли скрыться из города. С тех пор от чудесной иконы стали исходить новые волшебные явления, которые были засвидетельствованы.
Богородица является первой заступницей и молитвенницей за жизнь всех верующих христиан.
Чудеса об этой иконе были описаны святителем Дмитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». Заканчивая ее, он писал: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить».
В 1852 году дворянка Александра Григорьевна Филиппова пожертвовала чудотворящую икону в Гефсиманский скит.
Спустя некоторое время снова начались прославления иконы Богоматери. Так, в 1869 случилось первое невероятное чудо от Гефсиманской иконы, которое документально засвидетельствовали. С того времени волшебные исцеления даруются молящимся христианам не только у самого образца, но и подле его список (копии).
Чудо иконы начала распространятся с необычайной скоростью и люди самых разных сословий с непоколебимой верой шли к чудотворной иконе Богородицы после мучений, страданий и болезней. Христиане жаждили телесного и духовного исцеления и милость Божия не оставляла их.
К началу 20 века было документально засвидетельствовано уже более сотни чудес.
Молитва перед иконой
Небесный статус изображенных на иконе – Богородицы с Младенцем на руках – говорят их величественные одеяния. Короны, украшающие головы святого семейства считается символом их Царствия над миром. Младенец Иисус благословляет всех верующих жестом своей руки. Священный список, находящийся в другой руке Иисуса призывает читать и придерживаться заповедям Божьим.
Чудотворная Черниговская икона Божией Матери: о чем молятся ее последователи и текст молитвы Вы найдете ниже.
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Цари́це Небеси́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́: се бо, грехми́ погружа́еми и скорбми́ обурева́еми, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живу́щей Ти с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша, не и́мамы бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства и утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных. Помози́ нам, немощны́м, утоли́ ско́рбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблу́дших, уврачу́й боле́зненная сердца́ на́ша и спаси́ безнаде́жныя. Да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и покая́нии проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Предста́тельница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко Благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.
Верующие христиане взывают к Святой в отчаянные минуты душевных терзаний, несчастий и бед. Молятся о смягчении сердца и болезнях.
Обрести покой в душе, избавиться от грехов, неизлечимых болезней, внезапной смерти и получить поддержку в борьбе с такими недугами, как оспа, слепота и паралич – то, в чем помогает икона Черниговской Божией Матери.
В настоящее время подлинная Ильинско-Черниговская икона Пресвятой Богородицы находится вместе с Елецкой-Черниговской в возрождённом в 1992 году Черниговском Успенском Елецком монастыре.
Тропарь, глас 5
Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице,/ упова́ние всех христиа́н,/ поне́же ина́го упова́ния не и́мамы, ра́зве Тебе́,/ Всенепоро́чная Влады́чице моя́, Госпоже́ Богоро́дице,/ Ма́ти Христа́ Бо́га моего́,/ те́мже поми́луй, и изба́ви мя от всех зол мои́х,/ и умоли́ ми́лостиваго Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́,/ да поми́лует окая́нную ду́шу мою́/ и да изба́вит мя от ве́чныя му́ки// и сподо́бит мя Ца́рствия Своего́.
Перевод: Пречистая Владычица Богородица, надежда всех христиан, поскольку иной надежды не имеем, кроме Тебя, Всенепорочная Владычица моя, Госпожа Богородица, Матерь Христа Бога моего, потому помилуй и избавь меня от всех бедствий моих, и умоли милостивого Сына Твоего и Бога моего, да помилует несчастную душу мою и да избавит меня от вечных мук и удостоит Царствия Своего.