черненое золото что это такое
Существует ли черное золото и что это такое на самом деле + цена за грамм на сегодня
Здравствуйте, уважаемые читатели. Цветное золото завоевывает все больше почитателей. Мастера стремятся получить новые оттенки благородного металла. Черное золото – это последнее слово в ювелирной индустрии. Оно прекрасно подходит не только женщинам, но и мужчинам.
Существует ли черное золото?
Чистое золото может иметь только желтый цвет, любые другие оттенки – это результат добавления в сплав других металлов или покрытие украшений красящими материалами.
Состав и свойства
Золотой сплав черной окраски имеет следующий состав:
После изготовления сплава и придания изделию нужной формы его подвергают окислению при высокой температуре. После этого украшение приобретает глубокий темный цвет. Полученный материал относят к интерметаллам, он сложен в обработке: плохо поддается плавлению и ковке.
Прочность
Золото темной расцветки обладает высокой прочностью в сравнении с традиционным драгоценным металлом. Оно в меньшей степени подвержено появлению царапин и потертостей, его сложно деформировать. Это объясняется свойствами кобальта и хрома, у которых высокая степень прочности.
Диапазон оттенков
Технология получения сплава позволяет регулировать степень темного оттенка от серого до черного. Иногда темный драгметалл имеет зеленый или синий отлив, такой эффект возможен при включении в состав марганца, серебра и других металлов.
Пробы
Сплав черного цвета всегда имеет 750 пробу. Это связанно с рецептурными пропорциями металлов, которые позволяют получить нужный оттенок.
В продаже можно встретить предметы 585 пробы. Такие изделия выполнены из желтого или белого золота, а темную окраску им придает специальное родиевое покрытие. Со временем оно может стираться и повреждаться, тогда драгоценностям требуется повторная обработка.
Способы получения
Существует три основных способа получения драгметалла темного цвета:
Первый способ позволяет получить золотой сплав насыщенно-черного цвета. Изделиям из него не страшны царапины и повреждения. В остальных случаях создается на поверхности уже готовых предметов создается цветное покрытие. Ювелир контролирует процесс получения цвета и добивается нужного оттенка.
Методы обработки постоянно совершенствуются. Так, ученые РАН открыли наноспособ получения металлических сплавов. Суть его заключается в смешивание микрочастиц элементов. Получение материалы имеют лучшие характеристики в сравнении с обычными сплавами.
Другое направление в ювелирном деле — лазерная обработка металла. Главный минус инноваций заключается в их высокой стоимости, поэтому основными методами получения драгоценных цветных сплавов остаются плавление и гальванизация.
Применение данного сплава
Черненное золото применяется в ювелирном деле. Из него изготавливают обручальные кольца, серьги, браслеты, подвески, часы. Этот материал широко используется для создания драгоценностей для мужчин.
Сочетание с камнями
Черненный драгметалл часто сочетают с разнообразными камнями и жемчугом. Его главная особенность заключается в том, что в таких украшениях заметны любые погрешности вставки. Черный цвет контрастно выделяет царапины, асимметрию и сколы. Мастеру необходимо тщательно исследовать камень, иначе вещь потеряет презентабельный вид.
Сначала черненный драгоценный металл сочетали только с черным жемчугом и темными алмазами. Сейчас в продаже можно встретить драгоценности практически с любыми камнями и жемчугом. Ювелиры в Китае предпочитают использовать россыпи вставок разного цвета, создавая эффектные контрастные предметы роскоши.
Преимущества и недостатки
К достоинствам темного драгметалла можно отнести:
Недостатками можно назвать:
Где можно купить или продать?
Золотые изделия черного цвета производятся не только крупными заводами, но и небольшими мастерскими. Уникальные драгоценности можно найти на интернет-ресурсах типа «Ярмарки Мастеров».
По более низким ценам можно найти поддержанные украшения в ломбардах и среди частных объявлений. В этом случае подлинность товара остается на совести продавца. Стоимость изделий зачастую говорит об их качестве. На нее влияют следующие параметры:
Сколько стоит 1 грамм черного золота на сегодня?
Предлагаю ознакомиться с актуальной ценой на изделия из черненного драгоценного металла:
Цена 999 пробы по ЦБ | Рыночная стоимость пробы на сегодня | Цена на лом | Цена в ювелирных |
---|
Рекомендации по уходу чистке и хранению
Украшения из драгоценного металла черного цвета достаточно прочны. Однако при ненадлежащем использовании на их поверхности могут оставаться царапины, потертости, которые значительно повредят внешнему виду изделий. Предлагаю рекомендации, которые позволят сохранить драгоценности:
Советы по выбору украшений из черного золота
Также ниже смотрите видео о черном золоте:
Отзывы
Светлана: уже несколько лет ношу черное золотое колечко. Смотрится необычно и привлекает внимание. За три года на нем появились почти незаметные царапинки. Купила в Москве в магазине Diamonds are Forever.
Яна: Раньше видела белое, зеленое золото, но бывает ли оно черного цвета – не знала. Однажды увидела серьги на официальном сайте американской фирмы «Ювелирный дом Джей Ви», не смогла удержаться и заказала. Украшения просто великолепные, выглядят как на фото: объемные, с россыпью разноцветных камней. С размером тоже не обманули. На них не стоит проба, только оттиск завода, но меня это мало беспокоит, ведь я брала их для себя. А смотрятся они просто восхитительно.
Золотые украшения черного цвета необычны и эффектны. Контрастные сочетания черного драгоценного металла с желтым и белым золотом, разноцветными камнями привлекают все больше поклонников.
Если информация была вам интересна, не забудьте поделиться ею в социальных сетях.
Всё, что нужно знать о черном золоте
Мировая статистика утверждает, что около 57 % мужчин не носят обручальные кольца.
Но, не всё так просто.
Долгое время, когда люди говорили о черном золоте, они в разговорной речи говорили о нефти. Однако сейчас в ювелирной промышленности действительно существует такое понятие, как черное золото, популярность которого быстро растет.
Одна из причин, по которой черное золото так популярно, заключается в его резком, уникальном облике. Это делают для несоответствующих, нетрадиционных ювелирных изделий и имеют привлекательный, красивый внешний вид. Хотя есть и другие виды черных металлов, используемых для ювелирки, черное золото имеет свои явные преимущества.
В случае черного золота есть несколько разных способов создать металл. Давайте кратко рассмотрим, что это такое, не вдаваясь в технические подробности.
Чтобы сформировать сплав черного золота, золото смешивают с другим металлом, таким как кобальт, обычно в соотношении три части золота к одной части металла. Однако, хотя это и называется сплавом, на самом деле это не так. Черный слой только на поверхности в отличие от других сплавов, где металлы объединены.
Это наиболее распространенный метод, используемый для черного золота. Здесь золотые украшения покрыты черной отделкой, обычно черным родием или рутением. Очевидный недостаток гальванического покрытия заключается в том, что со временем цвет стирается и потребуется повторное нанесение.
Это также самый доступный вариант. Покрытие родием является промышленным стандартом, и родий придает золоту блестящую полированную поверхность.
3. Фемтосекундный лазер
Этот недавно открытый метод включает использование мощного фемтосекундного лазера (лазеры сверхкоротких импульсов) для манипулирования структурой поверхности металла с большим количеством сфокусированной энергии. В результате получается металл, который абсолютно черный. Это самый надежный из методов, подробно описанных здесь.
Но, однако, чрезвычайно дорогой и энергоемкий метод на данном этапе. Если в будущем этот метод станет более доступным в ювелирной промышленности, он обеспечит очень прочную версию черного золота.
4. Ценно ли чёрное золото?
Это будет зависеть от того, сколько настоящего золота содержится в ваших украшениях из черного золота. Чем выше процент золота, тем ценнее изделие.
Черные металлы, используемые при создании черного золота, не увеличивают и не умаляют первоначальную ценность золота.
И поскольку золото не теряет своей стоимости, стоимость черного золота, вероятно, останется неизменной.
Чёрное золото против других популярных чёрных металлов
На рынке доступно несколько различных вариантов черных украшений, так как же сравнить черное золото?
Черные керамические украшения известны своей способностью сохранять свой блеск навсегда и имеют постоянный цвет по всему кольцу (это означает, что они не просто поверхность). Черная керамика также является доступным вариантом, но, как и вольфрам, она также может разбиться или треснуть, если ее ударить или уронить.
Черный титан чрезвычайно прочный, легкий и устойчивый к царапинам, гладкий и блестящий, чем-то похожий на эмаль. Однако его нельзя изменить, и на его поверхности со временем могут появиться потертости и царапины. Поскольку титан является очень прочным металлом, резка титанового кольца в чрезвычайной ситуации может оказаться очень сложной.
4. Чёрное углеродное волокно (карбон).
Этот материал является очень прочным, термостойким и легким. Это не металл, а тип очень универсальной ткани. Углеродное волокно также очень доступно и является хорошим выбором для ювелирных изделий.
Кольцо из черного карбона и оливкового дерева :
Как видите, у этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Черное золото не такое твердое, устойчивое к царапинам или долговечное, как некоторые из вышеупомянутых материалов, но оно более ценное, благодаря содержанию золота.
Подвески и серьги из черного золота прослужат намного дольше и требуют меньшего ухода, чем кольцо из черного золота, подверженное воздействию, часто механическому.
Что если разонравятся украшения из черного золота? Поскольку черное золото является результатом обработки поверхности, вы можете легко заменить черное золото другим цветом. Например, превратите ваше черное золото в белое золото с прозрачным родиевым покрытием. Конечно придется заплатить за это.
Обручальные кольца из черного золота не для слабонервных! Они привлекают внимание, очень привлекают внимание и являются определенным предметом разговора. Не всем понравится обручальное кольцо из черного золота, потому что оно сильно отличается от того, к чему мы привыкли.
Однако, если вы хотите получить более сильный контраст и немного цвета, выберите цветной драгоценный камень, такой как аметист или рубин. Обстановка из черного золота только подчеркнет красоту драгоценного камня.
Чтобы сохранить цвет черного золота, нужно будет иногда обновлять покрытие. К сожалению, в зависимости от износа, которому подвергается ваше черное золото, замена может потребоваться каждые 6 месяцев или каждые пару лет.
Решением проблемы, не полностью, но на более длительный срок, это покрытие кольца родием.
Чёрное золото
Что мы знаем о золоте? Как минимум то, что это – элемент периодической таблицы Менделеева. Несмотря на то что добывают этот металл с незапамятных времен, изготовление из него ювелирных изделий – вовсе не единственный вариант его использования.
Еще в древние времена, в частности в V в. до н.э., в эпоху неолита человечество активно добывало самородки золота, которые в обилии существовали на Ближнем Востоке. Оттуда изделия из него и ювелирные украшения поставлялись в «колыбель цивилизации», Египет. Как известно, царицы, да и не только они, а все представители правящих династий использовали золотые ювелирные украшение не только как декоративный элемент, но и как, в первую очередь, показатель социального статуса.
Рабочему классу и простым людям нельзя было носить изделия из благородных металлов, поэтому они заменяли их изделиями медными или произведенными из тканей. Что же касается истории золота, то первые золотые украшения были обнаружены в гробнице королевы Зер и одной из королев Пу-аби Ур Шумерской цивилизации. Ученые подсчитали, что происхождение относится примерно к III тысячелетию до н. э..
Завоевав достаточно внушительную нишу на мировом ювелирном рынке, этот металл со временем стал приобретать все новые цветовые вариации, которые на сегодняшний день пользуются довольно большой популярностью. Уже полюбившееся представительницам прекрасного пола белое и розовое золото стало вполне закономерной составляющей ювелирных прилавков. А вот в качестве новинки любительницам драгоценной промышленности представляется так называемое черное золото.
Золотое кольцо с черными бриллиантами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Впервые черные украшения громко заявили о себе на выставке ‘Basel-2001’. Суть этого феномена заключается в добавление в классический желтый металл кобальта и хрома с последующим окислением поверхности при высокой температуре. 75% чистого золота, 10% хрома и 15% кобальта. Сложная технология производства черного золота держится в тайне.
После окисления изделие покрывается слоем черного родия, рутения или аморфного углерода. Этот метод называется родированием или же гальваническим методом. Окраска украшения может варьироваться в зависимости от интенсивности покрытия – от слегка серой до глубоко черной. Недавно открытая лазерная технология позволяет придать поверхности металлов особенно глубокий черный цвет.
Для создания роскошных черных покрытий часов зачастую используют аморфный углерод.
Преимущества этого металла
Почему же украшения из черного золота сегодня переживают свой ‘звездный час’? Давайте разберемся.
Так что если Вы любите выделяться из толпы – это точно Ваш вариант!
ЧЕРНЕНИЕ СПЛАВА ЗОЛОТА ЗлСрМ 583-80
Зайцев В. Н., Сарбаева Н. В.
Черненое золото — самобытная своеобразная область русского золотого дела. В нем с большим мастерством сочетается декоративная выразительность общего решения предмета с за-нимательной сюжетностью черневой части изделия.
Чернение золота — один из древнейших видов ювелирного дела. Трудно установить время начала искусства нанесения черневого орнамента на изделия из золота. Еще на ранних стадиях развития ювелирного искусства появилась потребность усилить, оживить вырезанный на драгоценном металле рисунок, сделать его возможно более четким.
Чернь — это сплав серы и сульфидов серебра, свинца и меди, иногда висмута в различных сочетаниях. Такой сплав прокладывают на изделия, как правило, по углубленной поверхности (гравировка, оброн, литье, рисунчатая штамповка, чеканка). На первый взгляд, технология получения черневого рисунка очень проста. Черневой сплав размельчают, просеивают, увлажняют и прокладывают на изделия. Затем изделия с проложенной чернью высушивают, обжигают, вплавляя чернь, расчищают до основного металла, шлифуют и полируют.
Существует множество рецептов для изготовления составов черни [1,2]. Более или менее значительные изменения в пропорции входящих в состав компонентов обеспечивают прочность и цвет черни — от светло-серого до бархатисто-черного, особенно красивого на золоте.
До нас дошло несколько указаний о том, как составлялась чернь [3]. В Риме чернь делали, сплавляя три части серебра, три части серы и одну часть меди. В Германии чернь изготовляли из четырех частей серебра, двух меди, одной части свинца и избыточного количества серы. Теоретически не должно быть разницы между составом черни для серебра и золота, однако документы XVI в. свидетельствуют о том, что в состав черни добавляли в небольшом количестве золото.
В настоящее время известен черневой сплав на основе сульфидов серебра, меди и свинца, в который введена добавка селена или теллура, обеспечивающая сцепление сплава с поверхностью изделий из золота [4]. Однако в практике массового производства применить этот сплав очень сложно из-за его повышенной токсичности.
Авторы разработали черневой сплав на основе существующего состава для чернения серебра с добавлением смеси солей минеральных кислот: азотнокислого и хлористого аммония, способных образовывать прочные, устойчивые соединения с поверхностью изделий из золота ЗлСрМ 583-80.
Было исследовано 15 составов черни, физические свойства некоторых из них приведены в табл. 1.
Сцепление после двухкратного проката | Растекаемость, мм | Пористость, количество пор/см 2 | Цвет |
---|---|---|---|
Скалывание | 11,0 | 3 | Черно-серый |
Адгезия | 12,5 | 2 | Черный |
Скалывание | 18,0 | 20 | Серый |
« | 11,0 | 10 | Черный |
« | 12,0 | 10 | « |
Адгезия | 12,3 | 2 | « |
Скалывание | 15,0 | 23 | Серый |
« | 13 | 11 | Черный |
Адгезия | 12,0 | 11 | « |
« | 12,5 | 4 | « |
« | 12,0 | 2 | « |
« | 12,2 | 4 | « |
Скалывание | 10,7 | 5 | Серый |
Проведенные исследования позволили выбрать для дальнейших работ наиболее качественные составы, отвечающие требованиям, которые предъявляются к черненому покрытию (табл. 2).
Составы черневых сплавов
Компоненты | Количество, вес. % | ||||
---|---|---|---|---|---|
Номера составов | |||||
2 | 6 | 9 | 10 | 11 | |
Сульфиды серебра | 14,0 | 12,0 | 10,0 | 15,0 | 13,0 |
меди | 41,5 | 42,0 | 45,0 | 40,0 | 42,0 |
свинца | 43,0 | 44,0 | 44,0 | 43,0 | 43,5 |
Аммоний хлористый | 0,5 | 1,0 | 0,5 | 1,0 | 1,0 |
азотнокислый | 1,0 | 1,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Указанные составы были подвергнуты испытаниям на:
1) растекаемость черни на поверхности золота ЗлСрМ 583-80;
2) прочность сцепления черневого сплава;
3) пористость черневого покрытия;
4) цвет и блеск черневого покрытия;
5) химическую устойчивость черневого сплава.
Растекаемость черни по поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 определяли путем расплавления штабиков из черни при оптимальном температурном режиме. Для измерения растекаемости из черневого сплава приготовляют порошки определенной фракции (остаток между ситами № 02 и 0063).
Растекаемость черни по поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 определяли путем расплавления штабиков из черни при оптимальном температурном режиме. Для измерения растекаемости из черневого сплава приготовляют порошки определенной фракции (остаток между ситами № 02 и 0063). Навеску порошка в 1 г увлажняют раствором смеси хлористого и азотнокислого аммония и спрессовывают на ручном прессе штабики диаметром 10 мм, затем устанавливают на подготовлен¬ную пластину сплава золота ЗлСрМ 583-80 и высушивают в сушильном шкафу при температуре 100-150 o С в течение 2 час, после чего помещают в муфельную печь, нагретую дo температуры испытания. Через 1,0-1,5 мин, когда чернь расплавится, пластину вынимают из муфеля и после остывания измеряют диаметр (мм) растекшейся капли.
Прочность сцепления определяют, изгибая пластину золота с черневым рисунком на угол 90° и возвращая ее в прежнее положение. Сцепление считается хорошим, если при двукратном изгибе черневое покрытие остается без изменений. Допу¬скается наличие небольших трещин и сколов на границе сплавов ЗлСрМ 583-80 и черни, видимых в микроскоп.
При испытании на разрыв пластину из золота с черневым рисунком прокатывают на вальцах, в результате чего происходит удлинение сплава ЗлСрМ 583-80 с чернью. Если при двухкратном удлинении на границе чернь — сплав ЗлСрМ 583-80 сколов и трещин не обнаруживается при визуальном просмотре, сцепление считают хорошим.
Цвет и блеск черни устанавливают визуально, сравнивая с образцом, при этом учитывают, что хорошо проплавленный черневой сплав после припуска должен иметь металлический блеск. Цвет черни должен быть бархатисто-черным.
Химическую устойчивость черневого сплава проверяют в агрессивных средах. Для количественного определения химической устойчивости черневого сплава применяют зерновой метод: изменение веса черневого сплава после обработки в минеральных кислотах [5]. Кроме зернового метода, качество черневого рисунка определяют, предварительно выдерживая его в растворах азотной, серной и уксусной кислот и растворах щелочей в течение 14 мин. Черневое покрытие, не потерявшее блеска, цвета, не имеющее пор, считают химически устойчивым.
Один из важнейших технологических параметров — температура обжига черневого сплава. Для установления температурного режима обжига черни были приготовлены пластины золота ЗлСрМ 583-80, на которые прокладывалась чернь. Пластинки высушивались и обжигались в муфельной печи при фиксированной температуре. Плавление черни оценивалось визуально. Оптимальную температуру обжига определяли по растекаемости черни, прочности сцепления ее с золотой основой, степени пористости покрытия. Результаты даны в табл. 3.
Плавкость и растекаемость черни при обжиге
Температура обжига, o С | Время, мин | Результаты визуального наблюдения |
---|---|---|
350 | 3 5 10 | Чернь не спекается |
400 | 3 5 10 | Tо же |
450 | 3 5 10 | « |
500 | 3 5 10 | Чернь спекается частично, оплавления нет |
550 | 3 | Полное спекание и оплавление |
600 | 3 | Полное оплавление и начало растекания |
620 | 2 | Поверхность шероховатая |
640 | 2 | « |
660 | 2 | Поверхность блестящая, пор нет |
680 | 2 | То же |
700 | 2 | « |
720 | 2 | Поверхность пережженная |
По данным табл. 3 видно, что при температуре более 660 о С наблюдается полное растекание черни на образце.
Испытания показали (рисунок), что растекаемость капли черневого расплава с увеличением температуры повышается. Однако диаметр капли увеличивается сравнительно немного при повышении температуры с 660 до 720 o С. Это обусловливается поверхностным натяжением расплава и смачиваемостью сплава золота.
Хорошая адгезия черневого сплава ЗлСрМ 583-80 достигнута за счет введения в состав первого хлоридно-нитратной смеси аммонийных солей.
При нагревании черневого сплава, содержащего азотнокислый и хлористый аммоний, на поверхности золота ЗлСрМ 583-80 происходят следующие процессы:
— взаимная диффузия: расплав — твердое тело.
Химические реакции
Смесь азотнокислого и хлористого аммония при нагревании обладает реакционной способностью, как смесь азотной и соляной кислот, поэтому до полного разложения аммонийных солей (
700оС) протекает реакция растворения золота на границе расплав черни — сплав золота ЗлСрМ 583-80 по типу Au + 3HNO3 + HCl → HAuCl4 + 3NO2 + 3H2O с последующим восстановлением золота из золотохлорводородной кислоты или ее аммонийных солей. Восстановлен¬ное золото обеспечивает надежное сцепление черневого сплава с основой.
Диффузия
Особенности процесса диффузии в твердом теле существенным образом зависят от дефектности структуры твердого тела [6].
В сплаве ЗлСрМ 583-80 диффузия осуществляется по междуузлиям и вакансиям: элементы черневого сплава проникают с поверхности на глубину до 80 мк. Для определения диффузионного слоя с поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 авторы изготовили шлифы и осмотрели их с помощью металлографического микроскопа.
Установлено, что в реакциях данного вида особенно активен свинец. Если снять черневой сплав с поверхности сплава ЗлСрМ 583-80 и растворить его, нагревая в НNО3, то на поверхности останется темный шероховатый след. При специаль¬ной термической обработке происходит вспучивание на месте темного пятна, характерное в случае наличия примесей свинца.
Для того, чтобы подтвердить наличие примесей свинца в поверхностном слое сплава ЗлСрМ 583-80 после снятия черни, проводился спектральный анализ, показавший присутствие сле-дов свинца, вместе с тем, в стандартном образце сплава ЗлСрМ 583-80 таких следов не обнаружено. При стравливании черневого пятна концентрированной азотной кислотой на поверхности сплава золота наблюдается четкая кристаллическая структура с явными следами нерастворимых примесей.
На основании изученных экспериментальных данных авторы разработали технологический процесс декоративной обработки изделий из золота новым черненым сплавом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко А. М. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. Ниж. Новгород, 1904.
2. Монцер М. В. Гравирование и художественная отделка металлов. С. П. Издательство А. Ф. Сухова, 1911.
3. Постникова-Лосева И. М., Платонова П. Г., Ульянова Б. Л. Русское черневое искусство. М, «Искусство», 1972.
4. Зайцев В. Н., Сарбаева Н. В., 3асухина Л. 3. Черневой сплав для нанесения на ювелирные изделия из золота и его сплавов. Авторская заявка № 2149901/23-26 от 21.04.75 г
5. Варгин В.В. и др. Технология эмали и эмалирование металлов. Л., «Машгиз», 1959.
6. Xеннеи Н. Химия твердого тела. М.. «Мир», 1971.