черная юрта у монголов что это
Таинственный мир монгольской юрты
Что мы, жители мегаполисов, знаем о кочевниках? Только то, что это народ, который все время перемещается по степи или пустыне с одного места на другое и ведет почти дикий образ жизни. А некоторые думают, что кочевники – это какие-то персонажи древних веков из исторических книжек.
«Вперед за звездой кочевой»
На самом деле кочевники есть и в наши дни, причем их не так уж и мало. Они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, пасут скот в пустынях Ближнего Востока и Африки. Кочевничество – это целый пласт человеческой культуры, который и сейчас существует на нашей планете, но люди мало знают о нем.
Одна из крупнейших сохранившихся кочевых культур в мире – монгольские животноводы. На протяжении многих столетий монголы жили в степях и выпасали скот на сочных лугах. Поскольку животные постоянно нуждались в новых пастбищах, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.
Кочевники гордятся своей культурой. Для них характерна особая ментальность, особое восприятие времени и пространства, обычаи гостеприимства, неприхотливость, выносливость, культовое отношение к скоту — главному источнику существования. И считается престижным кочевать и в сегодняшнем мире – каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, чтобы почувствовать себя повелителем степи.
В то же время современные кочевники давно приобщились к благам цивилизации. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, а внутри есть DVD, телевизор и генератор, который все это поддерживает.
В этом и состоит кажущаяся парадоксальность кочевого существования: соблюдать заветы предков и их традиции, совершать жертвоприношения, разводить животных, жить в юртах, кочевать по маршрутам, установленным для каждого рода – но при этом использовать современные достижения технического прогресса.
Монгольская юрта
Традиционное жилище кочевника — легкая разборная юрта, которая легко перевозится с места на место и быстро собирается. Войлочная юрта (гэр) с давних пор служила жилищем кочевых народов. Ее остов состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком, сваленным из шерсти, – из аналогичного материала делают всем известные валенки. А поверх войлока наматывается ткань, защищающая его от дождя и снега.
Раньше ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизирует счастье, долголетие.
Круглая форма и мобильность юрты отражают в себе как защиту от непогоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта летом спасает от зноя, зимой – от холода. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой – 30°С.
Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы. А внутри юрты сохраняется постоянный тепловой режим: деревянный каркас и войлок играют роль терморегулятора. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.
Дверь юрты всегда должна быть обращена к югу. Эта особенность установки юрты позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие и скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «когда солнце осветило пол юрты»…
Правила поведения
До сегодняшнего дня сохранились определенные обычаи и правила при посещении монгольских юрт. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле: следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак – тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте.
Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято, а при входе на порог нельзя наступать или садиться – в старые времена гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII веке гостя могли даже казнить! Так что обычно монголы сначала просовывают голову в дверь – и только затем переступают порог.
Северная половина юрты считается своего рода гостиной, но на северной почетной стороне нельзя садиться самовольно, без приглашения. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться, где попало. Восточная половина (как правило, справа от двери) предназначается для женщин, левая — для мужчин. Это деление легко заметить невооруженным взглядом: в одной части хранится хозяйственная утварь, в другой – скотоводческий и охотничий инвентарь. А в центре – печь и очаг, символ дома и семьи.
«Рай с милым» в юрте
Юрта – как, мы надеемся, уже стало понятно из вышесказанного, – отнюдь не шалаш и не палатка. Для кочевников она была и домом, и храмом, и дворцом – по большому счету, юрты богатых ханов и князей не так уж сильно отличались от юрт «простых смертных», по крайней мере по уровню комфорта.
Именно это предлагает сделать P.S.BOX. Приобретя подарочный сертификат, вы проведете выходные на территории вдали от шумного города, на территории этнографического музея. Посетите ознакомительную экскурсию с обычаями монгольского народа, включающую традиционное чаепитие. Совершите прогулку на лошадях – и ощутите свою силу и власть над их диким естеством. И наконец, останетесь в юрте вдвоем, наедине с силами природы, которые только усилят чувства друг к другу. Такой необычный уикенд – идеальный подарок любимому и способ его удивить. В Монголии говорят, что женщина украшает дом так же, как седло – коня: так предстаньте перед своим мужчиной во всей красе!
Мастер-класс итальянской кухни
Устрой себе вкусную жизнь! Какая кухня самая вкусная на свете? Конечно, итальянская! Разве можно не влюбиться во все эти.
Монгольская тюрьма размером с ящик: как степняки наказывали за прелюбодеяния и бунты
В 1913 году французский банкир, миллионер и авантюрист по имени Альберт Кан путешествовал по экзотическим странам Азии. Во время вояжа по Монголии (дело происходило в июле) ему на глаза попался крайне жестокий способ наказания: некую женщину поместили в ящик с прорезью для голвы и морили голодом. Степная жара и холодные монгольские ночи усугубляли страдания осужденной, так как сундук стоял на улице. Выяснилось, что здесь это — относительно распространенная форма наказания, а иногда и казни. По крайней мере, она просуществовала здесь до самого прихода коммунистов в 1924.
Собственно говоря, вот это знаменитое фото Альберта Кана:
Впрочем, еще в декабре 1914 журнал Popular Mechanics использовал вольную фантазию на тему монгольских тюрем-ящиков для оформления своей обложки. Вышло не только экзотично, но и весьма убедительно (а главное — отвлекало читателей от ужасов Первой мировой):
Судя по всему, наказание в виде помещения узника в деревянный ящик действительно бытовало у монголов и даже было относительно широко распространено. Однако, скорее всего, оно было придумано не ими, а заимствовано у китайских палачей и официальных дознавателей. Все же Внешняя Монголия до начала XX века была частью империи Цин и, как это часто бывает с вассалами, первым делом копировала из метрополии далеко не самые гуманные обычаи.
Нечто подобное, кстати, было показано в фильме «Монгол» 2007 года, где маленького Темучина (будущего Чингисхана) подвергали подобной пытке. Видимо, чтобы лишний раз продемонстрировать на экране монгольскую пословицу: «Не обижай слабого детеныша — он может оказаться сыном тигра».
Наказание ящиком-тюрьмой бывало и коллективным. Ящики могли оставлять на улице под палящим солнцем или в подвале, а заключенных размещать поодиночке или группами — очевидно, такое наказание сильно варьировалось от решения судей, да и каноничного метода как такового не существовало.
Кстати, аналогичным образом был убит корейский принц Садо, сам бывший прирожденным садистом и психопатом. Однажды его царственный отец, король Енджо, понял, что оставлять такому трон — плохая идея и заточил Садо в сундук, якобы для того, чтобы тот «подумал о своем поведении». Спустя неделю принц «неожиданно» умер, и придворные сделали вид, что это был несчастный случай во время воспитательной работы с наследником.
Справедливости ради, схожая дикость в то же самое время была распространена не только в отсталой Азии. Во флоридском тюремном лагере Санбим еще в 1920 годы практиковалось наказание, подобное монгольским ящикам, только с применением старых бочек. В принципе, нет ничего удивительного в том, что Санбим полуофициально называли «Адом на Земле» и заключенные, и надзиратели. Но в таких портативных тюрьмах хотя бы можно было стоять и разминать ноги (хотя и недолго).
Вот дом, который построил Бат
Что я знала о монгольских юртах до посещения Монголии? Да практически ничего и не знала.
Ну они такие… круглые, без удобств, печка внутри, потому что монгольскими вечерами холодно даже летом, когда под утро температура может быть всего плюс шесть градусов, это, наверное, весьма прохладно.
Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган. Ну да, обтекаемая форма, лучше аэродинамика. Видимо, с физикой у монголов было все в порядке:)
И, на удивление, оказывается круглая форма более вместительна, чем четырехугольная…Столько вещей в свою юрту монголы вмещать умудрялись!
Ну знала я, что юрты войлоком обтянуты. А уж как в юртах зимой? Это вообще, наверное, полный бррррр, холод… если не топить, причем топить без остановки, иначе в ледышку можно превратиться.
А чем топить-то? Где в степи деревья? А если гроза и дождь, то, как же защитить юрту от потопа воды? Ну поизучала и поняла, что в юрте мне жить как-то совсем не хочется…
Однако, пришлось. Такая большая страна Монголия, что не везде есть отели.
Точнее, отелей нет нигде, кроме Улан Батора. Ну в каких-то более-менее больших городах, типа Хархорина, отели есть, хотя сами монголы называют деревней все то, что находится за пределами столицы, Улан Батора. Соответственно и отели такие же, ниже среднего… А как же тогда путешествовать по этой огромной стране? Ну где ж тогда жить?
А легко — можно жить в палатках, но это совсем не мой вариант, с моей спиной. Или жить в так называемых кемпингах (туристических базах), где вариант проживания — это юрты с красивым монгольским названием «гэр» («дом»).
Вот с этим красивым названием и связаны мои восприятия монгольской юрты.
Оказывается, это сейчас гэры, они же — юрты, стали достойными надвигающегося прогресса, а раньше это было просто место для выживания в отсутствии наличия чего-либо более достойного. И монголы весьма адаптировались. Даже на крышах высотных домов юрты строят сейчас, хоть и живут в большом Улан Баторе, вот какова сила привычки!
И среди весьма приемлемых для проживания домов, монголы все-равно ставят юрты!
А был ли у монголов другой выбор кроме как привыкнуть к изобретенному ими жилищу?
Говорят, человек ко всему привыкает. В течение сотен веков современная и старинная монгольские юрты по своей структуре и хозяйскому укладу практически не изменились. Просто выглядеть стали по-другому…
Вот первые юрты, они же — урц.
Потом появились юрты цээж гэр.
После них — товь гэр.
И совсем после — сархинаг тоонот ханат гэр.
Сырье для монгольского войлока тех юрт, которые появились после юрты урц — шерсть овцы, верблюда и яка — различается по качеству и цвету. Процесс производства войлочного полотна ручной, трудоемкий, многоэтапный, это ужасно пыльное занятие по отбиванию шерсти палками, как понимаете, без промышленной обработки, откуда? Точно не известно, когда и как появился войлок. Существует много теорий. По одной из них войлок появился случайно, когда шерсть, в ходе ее использования, свалялась. Предположительно войлок стали использовать примерно в шестом тысячелетии до н. э.
Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально минут за сорок, и также быстро поставить на другом месте, примерно за час с «хвостиком».
Раньше юрту транспортировали на повозках, сейчас для этого монголы используют более современные средства. Нередко в степи видела юрты, возле которых стоят большие грузовые автомобили, а иногда — и не один. Да и солнечные батареи появились…
Если раньше в юрте топили кизяком (навоз высушивали, иногда смешивая с соломой), то сейчас на смену ему пришли дрова, уголь и даже обогреватели, работающие от генераторов. А дымок от печек в юртах до сих пор стоит над степью!
Не у всех кочевников есть возможность приобрести генераторы и обогреватели…так же, как и грузовики и солнечные батареи. Однако, около юрт кочевников я даже телевизионные спутниковые антенны видела!
Вот как монголы без воды обходятся — не совсем понимаю, наверное, колодцы роют или стараются жить у воды…или моются молоком:)
Собирают юрту с правой стороны. Стены юрты — отдельные решетчатые секции деревянных реек, их скрепляют между собой, образуя круг. Таких стен бывает от четырех до десяти. Двери соединяют со стенами про помощи опояски. Дверь монгольской юрты всегда выходит на юг! Теплый воздух с юга, однако!
Кочевники, перемещаясь на другое место, часто ориентировались на юрты других кочевников, (если были таковые, располагающихся от них на видимом расстоянии) и ориентировали дверь в том же направлении, что и их соседи. А чего мудрить-то с определением сторон света:)
Вот стены юрты собраны и дверь установлена, каркас верхнего отверстия юрты (дымник)
кладут на два древка и с четырех сторон вставляют жерди (уни), закрепляя их в головках решетчатых стен (ханы). Вот таких:
Кровля юрты составлялась из жердей (уни),
один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг — тоно — центр кровли, а нижним — на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.
Затем, покрыв юрту тонким покрывалом, сверху клали войлок (тоже справа налево). Перед тем, как завязать веревки верхнего покрытия, опоясывали стены юрты сверху и снизу. В самом конце на крышу клали кошмо (покрытие дымника).
До ХХ века отсчет времени велся по углу падения солнечного луча через дымник юрты на перекладины (уни), составляющие каркас крыши. Весь распорядок дня строился по показаниям солнечных часов. Представляете, юрта была домом-часами! А как же, откуда в степи часы или будильник:)
Отсчет времени начинался с западной, мужской половины юрты.
Первый солнечный луч падал на дымник в час зайца, а последний — в час курицы. По этим солнечным часам монголы знали, что нужно сейчас делать:
Левая, восточная половина юрты (стоим внутри юрты лицом к двери и смотрим налево) — женская.
В изголовье женской кровати — сундук для шелковой ткани, одежды, украшений, ящик для рукоделья. Между кроватью и входными дверями — шкаф с полками для кухонной утвари, ведер, посуды.
Северная сторона юрты (прямо напротив входа) считается самой почетной: там принимают гостей. И располагается домашний алтарь с буддийскими статуэтками, «святыми камнями», чашечками для жертвоприношений.
Что у монголов не принято?
Что у монголов нельзя?
И в заключение, наши инструкции по проживанию в монгольской юрте, приобретенные за 12 дней «общения» с юртами в разных кемпингах страны:
— юрта такой же живой организм, как и та природа, степь, которая ее окружает, даже если вас никто не видит, не сидите на ее пороге и не наступайте на него в знак уважения к обычаям
— юрту в кемпинге можно топить самим, не обязательно для этого вызывать работников кемпинга, просто скажите им, что будете делать это сами по мере своего замерзания:)
— до начала топки, задерните на дымнике (через него проходит печная труба) кошмо (покрытие дымника) на крыше юрты, аккуратно перебирая веревку кошмо, которая закреплена у двери, если топить с открытым дымником, то тепло будет быстро уходить
— с внешней стороны внизу юрты опустите на ночь нижнюю кромку юрты, которую обычно приподнимают днем, чтобы обеспечить вентиляцию
— дрова, которые вам принесут и оставят около юрты в кемпинге, обязательно занесите внутрь юрты, чтобы уберечь их от возможного дождя
— попросите работников кемпинга дать вам что-то на растопку дров — щепки, уголь, и не забудьте, что у вас должны быть спички (нам они не требовались, вполне хватало зажигалок), один раз мы забыли попросить щепки, дрова были слегка мокрые, гореть не хотели, пришлось ночью бежать в туалет (находится рядом с кемпингом) и «тырить» туалетную бумагу на растопку, было ужасно стыдно, но работники базы уже дрыхли сном праведников
— до начала топки убедитесь, что в печке нет мусора от предыдущих туристов (чего они только туда не кидают, вплоть до пивных банок!)
— до начала топки уберите ведро (таз) из-под трубы, он используется для того, чтобы вода не попадала в печку во время дождя через трубу, трубу при этом надо слегка поднять вверх, тогда ведро можно спокойно вынуть, а верхнюю часть трубы аккуратно поставить на нижнюю, короткую, если вы не проделаете эту операцию, то весь дым будет через печку идти в юрту, а не выводиться из трубы
— когда дрова начнут гореть, в юрте будет нестерпимо жарко и душно, просто откройте дверь, запустите свежий воздух, пока вам не станет комфортно по температуре
— обязательно возьмите с собой в поездку фонарик (ночью бегать в далеко стоящий общественный туалет весьма некомфортно), спички-зажигалки, мыло, шампунь, зубную щетку/зубную пасту, бритву и прочие необходимые косметические принадлежности, соберите себе аптечку и запаситесь питьевой водой в бутылках, также возьмите влажные салфетки, средство для дезинфекции рук, которым мы пользовались постоянно (лучше распылитель, чем капельный), тапочки, которые можно было бы использовать в душе. Полотенца (большое и маленькое) в кемпингах предоставляются, но мы все-равно взяли с собой свои
— проживая в юртах в кемпингах, на комфорт совсем не рассчитывайте — в юртах только кровати (постельное белье нормального качества), стол, пара стульев и печка, вешалки есть только для верхней одежды, холодильник и телевизор отсутствуют как класс, туалеты и душевые находятся в кемпингах в отдельном здании, столовая тоже расположена в отдельном здании
— во многих кемпингах есть так называемые «юрты-люкс», улучшенные, со своим туалетом и душем, это гораздо комфортнее простых юрт, но о нашем опыте проживания в семи разных кемпингах Монголии с комфортом и без, я расскажу в отдельном рассказе…
P. S. — Бат — это широко распространенное монгольское мужское имя, в переводе означающее «крепкий».