черная речка друг о чем
Группа «Черная речка» — о постпанке для взрослых и новом ЕР о страхе жизни в России «Мы взрослые 30-летние мужики, которые любят постфантастику и постапокалипсис»
Алексей Никонов из «П.Т.В.П.», послушав новый мини-альбом петербургско-вятской группы «Черная речка», заявил, что его «особо порадовало состояние безнадеги и морока». Игорь Рысев, который написал для EP «О» и тексты, и музыку, соглашается: «Лейтмотив альбома — страх, а страх порождает депрессию».
Корреспондент The Village Юлия Галкина встретилась с двумя из трех участников одной из самых заметных постпанковых групп России, чтобы поговорить о страхе, жизни в лесу, записи трех песен в год и постапокалипсисе.
Мрачный постпанк с текстами о личном
До 2016 года все три участника «Черной речки» — вокалист и гитарист Игорь Рысев, басист Евгений Девятьяров и барабанщик Денис Ивонин — жили в Кирове (бывшая Вятка): старинном городе на 956-м километре Транссибирской магистрали с населением в 500 тысяч человек — на родине дымковской игрушки и дела «Кировлеса». «Узкие улицы, точечная застройка — все живут друг у друга на головах. От истории там осталось не так много», — описывает Игорь.
Зато в Кирове образца 2000-х была своя панк-сцена. До расцвета соцсетей оставалось несколько лет; все общались друг с другом в основном живьем. «Мой первый концерт — российско-финская группа „Колесо Дхармы“: не было никакой афиши, мы просто звонили другу другу, предупреждая, где и когда будет концерт. Я тогда познакомился со многими людьми из кировской тусовки», — вспоминает басист «Черной речки» Женя. «Мой первый концерт — в ДК „Лыжник“ в отдаленном районе Кирова. Было минус 30, выступали „Рикошет“ и LOA LOA. Маленькая комната, никакой сцены. Ребята красивые, играли круто. Тогда я понял, что такое панк-рок, DIY — и мне захотелось быть частью этого», — добавляет Игорь.
«Черная речка» появилась за пару лет до фестиваля «Боль», в 2013 году, — она выросла из гараж-панкового квартета Debauch (четвертый участник Евгений Овчаренко вскоре переехал в Петербург, и коллектив стал трио). «Мы решили попробовать играть постпанк, так как нам показалось, что это чуть-чуть серьезнее и взрослее. На самом деле, наверное, мы просто так и не научились играть гараж. Русских групп в постпанке тогда было очень мало, мы подумали, что ниша не занята», — вспоминает Игорь.
Со временем все, как известно, поменялось: хедлайнеры новой постпанк-сцены «Буерак» начали ездить в туры по всей России и собирать залы-тысячники, но группа так и осталась фактически в андеграунде. Как и дружественные им Another Lips и «Зарница», с которыми «Черная речка» образует что-то вроде мини-сцены: два года назад все эти группы (плюс присоединившиеся к ним Small Depo) даже записали сплит «За отпуск!».
Название «Черная речка» не имеет никакого отношения к Александру Пушкину, зато имеет — к синей ветке петербургского метро. Шесть лет назад Игорь ехал на вписку на «Парнасе» и услышал, как в вагоне поезда объявляют название станции «Черная речка».
«Мы на тот момент уже пару месяцев искали подходящее название, а тут эти два слова вдруг исчерпывающе описали то, что мы собирались делать: мрачный постпанк с текстами о личном», — говорит Рысев. Позже музыканты хотели организовать сайд-проект «Электросила» (еще одна станция синей ветки) и играть электронную музыку, но пока не сложилось.
«Все думают, что мы живем в лесу»
Три года назад Игорь и Женя переехали в Петербург, а барабанщик Денис остался в Кирове. «Он самый деловой из нас: занимается большими бизнес-проектами, крепко завязан на Кирове», — объясняет Игорь, добавляя, что, помимо бизнеса, Денис занимается серфингом, причем не только на Бали или Шри-Ланке, но и на родной реке Вятке.
Сейчас Игорь работает в судостроительной отрасли (будучи в прошлом журналистом, он готовит материалы об истории кораблестроения), а Женя — на кабельном канале в Пушкине. Больше всего в Петербурге обоим нравится природа. «Все думают, что мы живем в лесу. В Кирове было сложно выбраться в кайфовые места на природе. А здесь их так много, и они доступны: ты можешь уехать на пару дней в неделю и побыть в тишине. Мы знаем места, где нас никто не потревожит и можно ходить голышом», — рассказывает Игорь.
Черная речка
«Болотистая, гнилая, мрачная, лишенная всякой растительности местность Черной речки (речки вонючей со стоячей водою) может назваться родоначальницей петербургских дачных местностей, – писал историк П.Н. Столпянский в своей книге „Дачные окрестности Петрограда“, увидевшей свет в 1923 г. – Здесь еще в Аннинское и Елизаветинское время предприимчивые трактирщики открывали заведения, в которые приглашали петербуржцев, желавших прогуливаться зимою и летом…»
Под понятием «Черная речка» в конце XIX – начале ХХ вв. понимали территорию, ограниченную с юга Большой Невкой, на западе – Новой Деревней, с севера – Языковым переулком (ныне – Белоостровская улица), Сердобольской улицей и Ланским шоссе, а с востока – Флюговым переулком (ныне – Кантемировская улица). Сама местность делилась Черной речкой, от которой и пошло название, на две части – северную и южную.
Последнюю занимала некогда роскошная Строгановская дача. На наш взгляд, нет особого смысла подробно рассказывать о ее истории: стоит обратиться к замечательной книге М.И.Пыляева «Забытое прошлое окрестностей Петербурга», где ей уделяется огромное внимание. Здесь же мы лишь кратко напомним, что в петровское время владельцем этой местности был известный государственный деятель дипломат С.В. Рагузинский, от которого она перешла его племяннику, а тот продал ее в 1743 г. Сергею Григорьевичу Строганову.
В 1754 г. в парке по проекту архитектора Антонио Ринальди возвели павильон. По форме он напоминал Катальную горку в Ораниенбауме, построенную зодчим десятилетием позднее. Тогда же устроили пруд, в центре которого располагалась мраморная скульптура Нептуна, стоящего на морских конях.
После смерти С.Г. Строганова имение перешло его сыну – меценату Александру Сергеевичу Строганову. В 1772 г. он увеличил территорию имения, купив у графа Я.А. Брюса дом около устья Черной речки и соседнюю «мызу Мандарову», принадлежавшую Лунину. В середине 1790-х гг., когда сын А.С. Строганова Павел, вернувшийся из-за границы, женился на Софье Владимировне Голицыной, дача на Черной речке получила дальнейшее развитие. На месте павильона, построенного Ринальди, появилось сооружение, известное под названием Строгановской дачи. Ее автором стал архитектор Ф.И. Демерцов, а спустя несколько лет дачу перестроил А.Н. Воронихин. Особенно эффектным был фасад дачи, выходивший на Большую Невку и украшенный колоннадой. От дачи к Большой Невке вела гранитная лестница-спуск, украшенная скульптурами львов и кентавров.
В 1827 г. из-за со строительства Строгановского моста и дороги, ведущей от него (ныне – ул. Академика Крылова), Строгановский парк разделился на две части. Его западная часть, бывшая «Мандорова мыза», стала собственностью дочерей С.В. Строгановой – Елизаветы и Аглаиды (в замужестве Салтыкова и Голицына). Западную оконечность Строгановского сада до середины XX в. ограничивал полукруглый Ферзин (с 1868 по 1883 г. – Ферзенский) переулок, впоследствии вошедший в состав улицы Савушкина. Его название, по всей видимости, связано с фамилией третьей дочери – Ольги, вышедшей замуж в 1829 г. за ротмистра Кавалергардского полка Павла Карловича Ферзена.
Облик дачи Строганова на Черной речке в начале ХХ в.
В середине XIX в. старинная Строгановская усадьба стала приходить в упадок. Последующие владельцы стали сдавать тут внаем дачные участки. Строгановскую дачу – творение архитектора А.Н. Воронихина – превратили в доходный дом. В 1908 г. он сгорел, однако капитальные стены первого этажа дома сохранялись еще до конца 1950-х гг. Старинные львы, до начала ХХ в. украшавшие вход в особняк, потом долго «путешествовали» по городу. Они оказались в районе Путиловского завода, а в конце 1920-х гг. их установили на стрелке Елагина острова – бывшем знаменитом «пуанте»…
Что же касается дачи Елизаветы Салтыковой, то ее постройки, являющиеся замечательным образцом неоготической архитектуры, сохранилась до наших дней возле станции метро «Черная речка». Уцелели главный дом (ул. Академика Крылова, 4), служебные корпуса и ворота (1837 – 1843, архитекторы П.С. Садовников, Г.Э. Боссе).
Когда-то Черная речка была одной из ближайших к столице популярных дачных местностей, преимущественно для небогатого служивого люда. Бывало, Пушкин с семьей снимали здесь дачу. Потом репутация Черной речки стала ухудшаться, особенно после того, как соседняя Новая Деревня приобрела разгульный характер.
«Цыганской резиденцией» называли Черную речку столичные газеты. «Цыгане и барыни, барыни и цыгане – вот лозунг нашей жизни, – описывал Черную речку обозреватель „Петербургской газеты“ в июле 1886 г. – Первые дают за собой волочиться, вторые волочатся в Строгоновском саду. Ежедневно здесь происходят сцены между рогоносцами-мужьями и шустрыми супружницами. Жалуются сильно дачники и на обилие тут проживающих актеров с громоподобными голосами: дескать, стены у дач тоньше листа почтовой бумаги, а лицедеи распевают наподобие труб иерихонских».
Так уж получилось, что не самые лучшие природные особенности этой местности затмевали все ее достоинства. «Окружающая селение местность низменна, ровна, сыра, – сообщал путеводитель по столичным окрестностям, – испарения, поднимающиеся с реки, вошли в пословицу, особенно они бывают зловонны во время жаркого лета, когда речка в большей части своего течения пересыхает». Поэтому ничего удивительного в том, что к началу ХХ в. дачи в этом районе снимались не так охотно, как прежде.
Дача Салтыковой (ул. Академика Крылова, 4). Фото автора, декабрь 2009 г.
В представлении горожан само понятие Черной речки чаще всего ассоциируется с трагической пушкинской дуэлью. Действительно, здешние окрестности не раз становилась местом знаменитых дуэлей. Тому, наверное, было немало причин – и к столице близко, и в то же время места пустынные, свидетелей мало. Подробности пушкинской дуэли мы знаем уже почти что наизусть.
И, наконец, нельзя не упомянуть про еще одного замечательного жителя Черной речки – известного писателя и публициста Иеронима Иеронимовича Ясинского, жившего в доме на Головинской ул., 9 (ныне – Лисичанская ул.). В начале ХХ в. этот адрес был известен всему литературному и художественному Петербургу. В гостеприимный дом захаживали И.Е. Репин, скульпторы Эрзя и Коненков и многие знаменитости той поры, в том числе и Сергей Есенин.
«Головинская дача – барский дом хозяев местности – стоит до сих пор на берегу Большой Невки при впадении в нее Черной речки, – говорилось в путеводителе по Ленинграду 1931 г. – Это стильное здание с колоннами по фасаду, окруженное остатками когда-то обширной березовой рощи; в последние годы оно занято детскими учреждениями. Узкая полоса между Черной речкой и Большой Невкой носит название Строгановой дачи. Теперь парк заброшен, находившиеся в нем памятники (греческая гробница и статуи) перевезены во дворец Строгановых на пр. 25 Октября, 17 (знаменитый Строгановский дворец на углу Невского и Мойки. – С. Г.).
Берег Большой Невки, распроданный по участкам, застроился многочисленными зданиями дачного типа; часть местности по берегу занята разными заводскими постройками. При спуске со Строганова моста (ныне – Ушаковский. – С. Г.), на углу Строгановской улицы и Новодеревенской набережной, стоит полуразвалившаяся белая ограда с бюстами. Когда-то здесь существовали увеселения для „золотой молодежи“ Петербурга – Петрограда („Самарканд“, „Аркадия“, „Вилла Роде“, известная кутежами Распутина), а теперь сад носит название „Вулкан“ и обслуживает рабочее население близлежащих местностей».
Чесменский дворец на Лягушачьем болоте. Акварель Балтазара де ла Траверсе, 1780-е гг.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПЕРВАЯ РЕЧКА, ИЛИ ПАМЯТЬ О НОБЕЛЕ. Уткинская (Последняя) ул., Покровский парк и собор, железнодорожное депо (Военное шоссе), нефтеналивной причал, здание бывшего Первореченского народного дома, место закладки Транссиба, Уткинская ул., № 9 (дом семьи Сибирцевых)
ПЕРВАЯ РЕЧКА, ИЛИ ПАМЯТЬ О НОБЕЛЕ. Уткинская (Последняя) ул., Покровский парк и собор, железнодорожное депо (Военное шоссе), нефтеналивной причал, здание бывшего Первореченского народного дома, место закладки Транссиба, Уткинская ул., № 9 (дом семьи Сибирцевых) Сегодня
речка
кой (на юге) в Афганистане И в то же время душой я давно уже был там, как мы потом говорили, — «за речкой»… [14, 311] За речкой на юге… Так наши военные люди называли между собой афганскую землю. «Где служишь?» — «За речкой на юге». «Куда летишь?» — «За речку на юг…» [8,
ЧЕРНАЯ ШАПКА
ЧЕРНАЯ ШАПКА Слава Богу, теперь она осталась только в воспоминаниях, но когда-то черная шапка являла собой самый внушительный символ высшей меры наказания. Всего лишь кусочек черного шелка размером 9×9 дюймов, он был частью костюма судей Высокого суда[98] еще со времени
Черная танцовщица
Черная танцовщица Жозефину Бейкер, негритянку из города Сан–Луи, штат Миссури, США, считают одной из наиболее выдающихся разведчиц Второй мировой войны. Недоучившаяся в школе, девушка стала танцовщицей и певицей, а в 1924 году в восемнадцатилетнем возрасте – «Черной
Чёрная
Чёрная Чёрная, река в Крыму, на которой 4(16) августе 1855 во время Крымской войны 1853—56 в 8—12 км юго-восточнее Севастополя произошло сражение между русскими и союзными (английскими, французскими, сардинскими и турецкими) войсками. В конце июня 1855 император Александр II
Чёрная Русь
Чёрная Русь Чёрная Русь, название территории в бассейне верхнего течения р. Неман с городами Гродно, Новгородком, Слонимом, Несвижем, Здитовом и др. До 13 в. Ч. Р. частично входила в состав Полоцкого княжества. В 40—60-х гг. 13 в. неоднократно находилась под властью литовского
СУХАЯ РЕЧКА
СУХАЯ РЕЧКА Кто из нас в детстве не мечтал открыть неизвестные острова, реки, нанести их на карту? С годами часто мечты сменяются сожалением, что земля давно открыта: все исхожено, изучено, описано. Все ли?Убежден: всякий любознательный человек может стать
Чёрная речка в Петербурге — история происхождения названия знаменитой реки
История Чёрной речки в Петербурге очень любопытна: она неоднократно меняла как своё название, так и «тёзок».
Благодаря наименованию данной реки произошло название муниципального округа в Приморском районе Санкт-Петербурга. Также в этом районе расположена одноимённая станция метро.
До масштабного жилищного строительства 1980-х годов Чёрная Речка брала исток из обширного болота, окаймлявшего с юга озеро Долгое.
Устье Чёрной Речки. На дальнем плане Головинский мост и за ним Большая Невка Чёрная речка Чёрная речка, конец 19-го века.
На этом протяжении Чёрная речка принимала многочисленные малые водотоки и дренажные канавы, проложенные по заболоченной местности. Бассейн речки изобиловал родниками и выходами напорных грунтовых вод.
Так откуда же появилось это название — Черная речка? Дело в том, что в 18-19 веках в Петербурге и окрестностях существовали ещё 4 реки, которые назывались «чёрными».
Это были речки Смоленка, Волковка, Монастырка, Екатерингофка.
«Чёрными речками» было принято называть водоемы или небольшой протяженности, или с темной и застойной водой. Даже в сборнике «Загадки русского народа» 1901 года был стишок: «Купался барин в Черной речке и выкупался, вышел на берег и вымарался».
В июле 1864 года Александр II подписывает указ, по которому реки Смоленка, Волковка, Монастырка, Екатерингофка получали свои современные названия. Таким образом Чёрная речка осталась одна.
Чёрную речку можно также отнести к исторической территории города, а знаменита она, прежде всего, тем, что на ее берегу в 1837 году произошла дуэль А.С. Пушкина с Дантесом. Также в 1840 году здесь состоялась дуэль М. Ю. Лермонтова и де Баранта.
Место дуэли Пушкина, схема Я. А. Исакова Обелиск на месте дуэли Пушкина, установленный в 1937 г. Павильон станции метро «Чёрная речка», 2011 год
В настоящее время верхняя часть русла Чёрной речки либо заведена в подземные коллекторы, либо стала элементом подземного дренажа.
Кроме обустроенных площадок нескольких крупных магазинов, водосбор Чёрной речки подвергся (и продолжает подвергаться) интенсивным строительным работам.
Лодки на Чёрной речке, 1890 год Чернореченский мост, 1903 год
Черная речка между Чернореченским и Ланским мостами, 1988 год
В дальнейшем, освоение территории севернее Серафимовского кладбища привело к коренным изменениям гидрографической сети этой части водосбора Чёрной речки, и примерно до 2009 года здесь сохранились в квазиестественном состоянии несколько участков, в том числе — фрагмент речного русла, примыкающий с севера к территории гипермаркета «О’Кей».
В настоящее время эти участки русла Чёрной речки засыпаны. Современный исток расположен у перекрестка Байконурской улицы и Богатырского проспекта.
В нижнем течении Чёрная Речка сохранила черты, сформировавшиеся ко второй половине XX века, и впадает в Большую Невку. Протяжённость сохранившегося участка Чёрной Речки составляет около 4 км, то есть более 60 % общей длины реки в естественном состоянии.
Устьевой участок реки в маловодные сезоны года находится в подпоре от Большой Невки и временами превращается в узкий залив. Уровенный режим Чёрной речки ниже Чернореченского моста (Торжковская ул.) в летнее время практически соответствует ходу уровней Большой Невки.
Наводнение 18 октября 1967 года. Вид на дачу Салтыковой с противоположного берега речки. Чёрнореченский мост Строгановский мост через Чёрную речку Головинский мост через Чёрную речку. Вид вниз по течению.
Среднемноголетний уровень воды Чёрной речки в нижнем течении равен 14 см БС. Норма годового расхода реки в устье по состоянию до 1988 года составляла 100 л/с. Чёрной речке присвоена вторая категория рыбохозяйственных водных объектов.
Протяженность речки составляет 8,1 км, ширина ее доходит до 20 м в самых низовьях. Глубина же колеблется от метра до трёх.
Через Черную речку всего перекинуто 10 мостов, шесть из которых получили свои названия – Ланской, Карельский, Чернореченский, Головинский, Коломяжский, а также Строгановский мост.
Карельский мост. Расположен в створе Карельского переулка и улицы Матроса Железняка. Ланской мост Чёрная речка
Черная речка
Тревожные предзнаменования, начавшиеся давно, продолжились во время венчания. Их было много. Нечаянно задев за аналой, Пушкин уронил крест. Затем, когда они с Натальей Николаевной менялись кольцами, одно из них упало на пол. Потом у Пушкина погасла свечка. А когда ему показалось, что первым устал держать венец шафер жениха, то не выдержал и, как рассказывает легенда, шепнул кому-то по-французски: «Все дурные предзнаменования». Может быть, легенда права, и Пушкин в самом деле искал смерти?
Итак, несмотря ни на что, дуэль была неизбежной. Что же стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Пушкина? На этот счет существует несколько версий, каждая из которых имеет фольклорное происхождение. Одни утверждали, что это произошло на балу у Воронцовых-Дашковых, где Пушкин услышал из уст Дантеса гнусный каламбур, адресованный Наталье Николаевне. Дантес к тому времени был уже женат, и это обстоятельство окрашивало каламбур в еще более унизительные для Пушкина тона. Дантес будто бы подошел к Наталье Николаевне и спросил: «Довольна ли она мозольным оператором, присланным ей его женой, Екатериной Николаевной». При этом громко произнес по-французски: «Le pedicure pretend gue votre cor est plus beau gue celui de ma femme». В переводе это выглядит так: «Мозольщик уверяет, что у вас мозоль красивее, чем у моей жены». А по-французски слова «cor» (мозоль) и «corps» (тело) звучат одинаково.
Еще говорили о последнем разговоре поэта с Николаем I, который Пушкин счел весьма оскорбительным для себя. Это произошло за два или три дня до дуэли. Пушкин будто бы поблагодарил царя за «добрые советы», данные как-то им его жене. Тогда Николай I предупреждал Наталью Николаевну остерегаться сплетен, распространявшихся вокруг ее имени. «Разве ты мог ожидать от меня иного?» — будто бы спросил Николай I. «Не только мог, государь, но, признаюсь откровенно, я и вас самих подозревал в ухаживании за моей женой», — ответил Пушкин, и это будто бы всколыхнуло в нем нестерпимую боль и отчаянье.
Стрелялись на Черной речке, за Петербургской стороной. Дорога туда вела по Каменноостровскому проспекту, затем проходила через Каменный остров, мимо пустующих, занесенных снегом дач. Сохранилось одно из последних прижизненных преданий о Пушкине. Будто бы он остановил сани и зашел в дом Доливо-Добровольского, который летом 1836 года снимали Пушкины. Здесь, на Каменном острове, стоял Кавалергардский полк, в котором служил Дантес…
Ивановская церковь на Каменном острове
Секундантом Пушкина был его старый лицейский товарищ Данзас, или «Храбрый Данзас», как с суровым уважением называли его в армии. Карл Карлович Данзас — потомок старого дворянского рода из Курляндии. Ни в поведении, ни в учебе особенно не отличался, хотя вступительный экзамен при поступлении в лицей сдал на отлично. Слыл одним из близких лицейских друзей Пушкина.
Официально считается, будто судьбе было угодно, чтобы 27 января 1837 года Пушкин совершенно случайно встретился с Данзасом на Пантелеймоновском (ныне Пестеля) мосту, недалеко от своей последней квартиры, когда безуспешно метался по городу в поисках секунданта для предстоящей дуэли с Дантесом. Однако есть легенда о неком провидении, которое руководило Данзасом. Будто бы накануне ему приснилось, что Пушкин умер, и наутро он поспешил к своему другу, чтобы узнать, не случилось ли с ним что-нибудь. Так или иначе, они столкнулись на мосту.
Опасаясь, что предложение быть у него секундантом может всерьез повредить карьере Данзаса, Пушкин витиевато сказал, что хотел бы предложить ему стать «свидетелем одного разговора», на что Данзас, не говоря ни слова, согласился. Пушкин тут же повез его во французское посольство. Только там Данзас догадался о подлинном смысле предложения Пушкина. В посольстве их ожидал секундант Дантеса — д’Аршиак. Впоследствии Данзас говорил, что оставить Пушкина «в сем положении показалось ему невозможным, и он решился принять на себя обязанность секунданта». Однако среди современных пушкинистов бытует мнение, что «случайная встреча на Пантелеймоновском мосту» — это не более, чем легенда, сочиненная друзьями Пушкина уже после дуэли, «чтобы смягчить вину Данзаса перед судом».
Дуэль назначается в тот же день на 5 часов вечера. Что-либо предпринять для ее предотвращения было уже невозможно. Оставалось надеяться на чудо. И Данзас надеялся. Петербургская молва утверждала, что, сидя в санях по дороге на Черную речку, Данзас ронял в снег пули, наивно полагая, что кто-то может увидеть их и догадаться, куда и зачем едут сани, и это, может быть, изменит неумолимый ход судьбы.
За участие в дуэли Данзаса приговорили к двум месяцам ареста на гауптвахте. Затем его отправили в действующую армию на Кавказ. В 1857 году в чине генерал-майора Данзас вышел в отставку. Умер Константин Карлович в возрасте 70 лет. Он погребен в Петербурге на Выборгском католическом кладбище. В 1936 году его прах перезахоронили на Пушкинской дорожке Некрополя мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Но вернемся на Черную речку. В свое время это было одно из самых распространенных названий речных протоков в устье Невы. В XVIII–XIX веках в Петербурге было несколько Черных речек. Традиционно подобное название давалось многим протокам с темной или грязной, тинистой водой. Первоначально так назывались современные Екатерингофка, Смоленка, Волковка, Монастырка. Среди детских загадок, опубликованных Д. Садовниковым в 1901 году в сборнике «Загадки русского народа», можно встретить и рифмованную загадку с ответом — «лодка»:
Купался барин в Черной речке
События, как мы видим, происходят на одной из Черных речек. В настоящее время в черте города существует только одна Черная речка. Она берет свое начало в озере Долгое и впадает в Большую Невку в Выборгском районе города. В XIX веке берега Черной речки были популярными местами аристократического отдыха петербуржцев. Сюда на летнее время съезжался весь светский Петербург. Среди гвардейской молодежи существовало даже нечто вроде поговорки: «Житье-бытье на Черной речке очень веселое». Однако сегодня Черная речка в сознании петербуржцев чаще всего ассоциируется не с летним отдыхом, а с трагедией, разыгравшейся в январе 1837 года. Здесь, на берегу Черной речки, на дуэли смертельно ранен А. С. Пушкин. С тех пор петербургская городская фразеология пополнилась печальной идиомой «Пригласить на Черную речку», что на языке XIX века означало «вызвать на дуэль», а на современном — защитить честь, выяснить отношения, разобраться. Напомним, что берег Черной речки и после Пушкина не однажды становился «полем чести», где в смертельном поединке сходились известные петербуржцы. Так, в 1840 году здесь состоялась дуэль между Лермонтовым и де Барантом, а в 1909 — между поэтами Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.
Легенда о кольчуге имеет сравнительно недавнее происхождение. Будто в 1920-х годах ее буквально придумал архангельский поэт В. И. Жилкин и рассказал модному в то время пушкинисту В. В. Вересаеву. Как утверждают исследователи, это была обыкновенная «мрачная шутка, мистификация, в которую вылилось характерное для Жилкина неприятие всяких досужих выдумок». Однако легенда зажила самостоятельной жизнью. Затем, уже в 1960-х годах, основательно подзабытую легенду реанимировал на страницах журнальной публикации некто В. Сафонов, специалист по судебной медицине, который пытался доказать, что, так как пуговицы на кавалергардском мундире располагались в один ряд и не могли находиться там, куда попала пуля, то отрикошетить она могла только от некого защитного приспособления, находившегося под мундиром.
Добавим, что этим обстоятельством якобы была обусловлена известная просьба Геккерна об отсрочке дуэли на две недели. Ему, видимо, нужно было «выиграть время, чтобы успеть заказать и получить для Дантеса панцирь». Более того, в Архангельске будто бы раскопали старинную книгу для приезжающих с записью о некоем человеке, прибывшем из Петербурга от Геккерна незадолго до дуэли. Человек этот, рассказывает легенда, «поселился на улице, где жили оружейники».
Уже после того как легенда, попав на благодатную почву всеобщей заинтересованности, широко распространилась, ее решительно отвергли пушкинисты. Они утверждали, что «нет никаких оснований полагать, что на Дантесе было надето какое-то пулезащитное устройство». Ко времени описываемых событий прошло уже два века, как кольчуги вышли из употребления, никаких пуленепробиваемых жилетов в России не существовало, да и надеть их под плотно пригнанный гвардейский мундир было бы просто невозможно. Что же касается пуговиц, то они на зимнем кавалергардском мундире располагались, оказывается, не в один, как полагал Сафонов, а в два ряда, и та, что спасла жизнь убийце Пушкина, была на соответствующем месте.
И, наконец, скажем о самом главном. Обычаи и нравы первой половины XIX века, кодекс офицерской чести, дворянский этикет, позор разоблачения, страх быть подвергнутым остракизму и изгнанным из приличного общества исключали всякое мошенничество и плутовство в дуэльных делах. Правила дуэли соблюдались исключительно добросовестно и честно. На роковой исход более влияли преддуэльные, нежели дуэльные обстоятельства. В деле Пушкина именно так и случилось.
Все вело к неизбежной развязке, все, казалось, ей способствовало. Даже полиция, если верить фольклору, заранее знала о месте дуэли. Во всяком случае, весь Петербург был в этом уверен. Как и в том, что жандармов, обязанных помешать поединку, будто бы специально послали «не туда». Сохранилась легенда о разговоре, состоявшемся у шефа жандармов Бенкендорфа с княгиней Белосельской-Белозерской после того, как полиции стало известно о предстоящей дуэли. «Что же теперь делать?» — будто бы спросил он у княгини. «А вы пошлите жандармов в другую сторону», — ответила ненавидевшая Пушкина княгиня. Послать «не туда» оказалось довольно просто. В то время, как мы уже знаем, в Петербурге было целых четыре речки с одним и тем же официальным названием «Черная», в том числе одна — в Екатерингофе, излюбленном месте петербургских дуэлянтов. Туда-то и были будто бы направлены жандармы. Свидетельства о путанице с петербургскими Черными речками можно найти даже в дипломатической переписке тех лет. Так, датский посланник в Петербурге граф Отто Бломе в отчете своему правительству о январской трагедии в Петербурге пишет: «Оба противника, назначив друг другу место встречи в Екатерингофской роще, в прошлую среду в 4 часа дня стрелялись».
Уже на следующий день в Петербурге родился миф о том, что Пушкина убили в результате хорошо организованного заговора иностранцев: один иноземец смертельно ранил поэта, другим поручили лечить его. Придворный лейб-медик Николай Федорович Арендт, согласно еще одному мифу, выполняя якобы тайное поручение Николая I, «заведомо неправильно лечил раненого поэта, чтобы излечение никогда не наступило». Такая знакомая российская ситуация — во всем виноваты иностранцы. Дантес, у которого было целых три отечества: Франция — по рождению, Голландия — по приемному отцу и Россия — по месту службы; голландский посланник Геккерн и, наконец, личный медик императора немец Арендт. Даже фамилия секунданта Пушкина Данзаса могла вызывать подозрение патриотов. Доктор Станислав Моравский вспоминает, что «все население Петербурга, а в особенности чернь и мужичье, волнуясь, как в конвульсиях, страстно жаждали отомстить Дантесу, расправиться даже с хирургами, которые лечили Пушкина».
Мицкевич впервые появился в Петербурге в 1824 году. За принадлежность к тайному молодежному обществу царские власти выслали его из Литвы, где он в то время проживал, и в столице ожидал определения на дальнейшее место службы в глубинных районах России. В Петербурге он сблизился с А. С. Пушкиным. О первой встрече двух великих национальных поэтов сохранился забавный анекдот: «Пушкин и Мицкевич очень желали познакомиться, но ни тот, ни другой не решались сделать первого шага к этому. Раз им обоим случилось быть на балу в одном доме. Пушкин увидел Мицкевича, идущего ему навстречу под руку с дамой. „Прочь с дороги, двойка, туз идет!“ — сказал Пушкин, находясь в нескольких шагах от Мицкевича, который тотчас же ему ответил: „Козырная двойка простого туза бьет“. Оба поэта кинулись друг к другу в объятия и с тех пор сделались друзьями».
На самом деле Пушкин впервые встретился с Мицкевичем осенью 1826 года в Москве, на вечере, устроенном москвичами по случаю его приезда в Первопрестольную. На вечере с импровизацией выступал Мицкевич. Вдруг Пушкин вскочил с места и, восклицая: «Какой гений! Какой священный огонь! Что я рядом с ним?», бросился Мицкевичу на шею и стал его целовать. Добавим, что Пушкин впоследствии описал эту встречу в «Египетских ночах». По утверждению специалистов, портрет импровизатора в повести «во всех подробностях соответствует внешности Мицкевича».
Но отношение Мицкевича к Петербургу было последовательно отрицательным. В этом городе он видел столицу государства, поработившего его родину и унизившего его народ.
Рим создан человеческой рукою,
Венеция богами создана,
Но каждый согласился бы со мною,
Что Петербург построил сатана.
Все скучной поражает прямотой,
В самих домах военный виден строй.
Кто видел Петербург, тот скажет, право,
Что выдумали дьяволы его!
И хотя Мицкевич хорошо понимал различие между народом и государством, свою неприязнь к Петербургу ему так и не удалось преодолеть. А вместе с Петербургом он ненавидел и Россию, которую тот олицетворял. Говорят, когда он на пароходе покидал Петербург, то, находясь уже в открытом море, «начал со злостью швырять в воду оставшиеся у него деньги с изображением ненавистного русского орла». Еще более его ненависть углубилась после жестокого подавления Польского восстания 1830–1831 годов. Пушкинское стихотворение «Клеветникам России» он расценил как предательство. В такой оценке Мицкевич был не одинок. Пушкина осудили многие его друзья. Например, Вяземский в письме к Елизавете Михайловне Хитрово писал: «Как огорчили меня эти стихи! Власть, государственный порядок часто должны исполнять печальные, кровавые обязанности; но у Поэта, слава Богу, нет обязанности их воспевать». У Вяземского, вероятно, имелись какие-то основания так говорить. До сих пор некоторые исследователи считают, что «Клеветникам России» Пушкин «написал по предложению Николая I» и что первыми слушателями этого стихотворения были члены царской семьи.
Между тем позиция Пушкина по польскому вопросу оставалась на редкость последовательной. Он резко осуждал польский сейм за отстранение Романовых от польского престола и, перефразируя римского сенатора Катона, который каждую свою речь заканчивал словами: «Карфаген должен быть разрушен», говорил: «Варшава должна быть разрушена».
В это время Мицкевич уже жил за границей. С Пушкиным больше никогда не встречался. Однако на протяжении всей своей жизни сохранил искренне восторженное отношение к Пушкину как к великому русскому поэту.
Поэтому совершенно естественной выглядит легенда о том, что, едва узнав о трагической гибели Пушкина, Мицкевич, живший в то время в Париже, послал Дантесу вызов на дуэль, считая себя обязанным драться с убийцей своего друга. Если Дантес не трус, будто бы писал Мицкевич, то явится к нему в Париж.
Мы не знаем, чем закончилась эта история и был ли вообще вызов, но то, что эта легенда характеризует Мицкевича, как человека исключительной нравственности и порядочности, несомненно.
Пушкин в гробу. А. А. Козлов. 1837 г.
Пушкина не стало 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут. Жуковский вышел на крыльцо и тихо сказал в замершую в напряженном ожидании толпу: «Пушкин умер». Из толпы кто-то крикнул: «Убит!»
В это время в Москве, в доме Нащокина, произошло мистическое событие, оно затем всю жизнь преследовало воображение очевидцев происшествия.
В гостиную вошел Павел Воинович. На нем, что называется, лица не было. «Что случилось?» — встревожилась его жена. «Каково это! — ответил Нащокин. — Я сейчас слышал голос Пушкина. Я слегка задремал на диване у себя в кабинете и вдруг явственно слышу шаги и голос: „Нащокин дома?“ Я вскочил и бросился ему навстречу. Но передо мной никого не оказалось. Я вышел в переднюю и спрашиваю камердинера: „Меня Пушкин спрашивал?“ Тот, удивленный, отвечает, что, кроме его, никого не было в передней и никто не приходил. Я опросил уж всю прислугу. Все отвечают, что не видели Пушкина. — „Это не к добру. С Пушкиным приключилось что-нибудь дурное!“»
По малоизвестному преданию, год, день, число и время смерти П. А. Вяземский и П. В. Нащокин написали на найденных в бумажнике поэта двадцатипятирублевых купюрах, которые они разделили между собой.
Любители нумерологии могли теперь спокойно вычислить мистическую цифру Пушкина. Ею стала семерка. Она была непременной составляющей всех чисел того трагического дня. Последняя дуэль поэта была 7-й по счету, состоялась 27 января 1837 года в 17 часов. Пушкину было 37 лет.
Первоначально отпевать Пушкина, по желанию родственников и друзей поэта, собирались в Исаакиевской церкви, она тогда находилась при Адмиралтействе. (Строительство известного нам Исаакиевского собора к тому времени еще не завершено). Однако это обстоятельство вызвало беспокойство блюстителей порядка. После того, что творилось у дома Пушкина в период после дуэли и до самой кончины поэта, когда буквально весь Петербург сходился, чтобы узнать о состоянии умирающего поэта, Третье отделение опасалось беспорядков. Тем более что в стенах сыскного учреждения ходили, основанные на донесениях тайных агентов, упорные слухи, что Пушкин — глава некой тайной политической партии и что его похоронами могут воспользоваться «друзья поэта» для организации «противоправительственной демонстрации». Поэтому решили отпевать в ближайшей к дому Пушкина приходской Конюшенной церкви. Кстати, эта церковь считалась придворной, и для того, чтобы в ней провести отпевание, потребовалось специальное разрешение.
Это — один из самых старых петербургских храмов. К описываемому нами моменту ему исполнилось сто лет. Еще в 1720–1723 годах на берегу Мойки по проекту архитектора Н. Ф. Гербеля построили так называемые Придворные конюшни, а при них в 1737 году возвели деревянную церковь, освященную во имя Спаса Нерукотворного Образа. Затем ее перестроили в каменную. В 1816–1823 годах архитектор В. П. Стасов полностью перестроил здание Конюшенного ведомства, включив здание церкви в общий комплекс. В народе она становится известной как Конюшенная, или Спасо-Конюшенная. Однако с 1837 года в городском фольклоре церковь стали называть «Пушкинской».
Отсюда в ночь со 2 на 3 февраля 1837 года гроб с телом Пушкина в сопровождении Александра Ивановича Тургенева и жандарма тайно вывезли в Псковскую губернию, в Святые Горы и похоронили на кладбище Святогорского монастыря, рядом с церковью. Здесь еще весной 1836 года, во время похорон матери, рядом с ее могилой, Пушкин купил место для себя. «Оправдание» этому поступку он сформулировал еще летом 1834 года. В письме к Наталье Николаевне он писал: «Мало утешения в том, что меня похоронят… на тесном петербургском кладбище, а не в церкви на просторе, как прилично порядочному человеку».
По воспоминаниям Екатерины Ивановны Фок, младшей дочери П. А. Осиповой, когда Александр Иванович Тургенев вез тело Пушкина, то, не зная хорошо дороги к Святогорскому монастырю, заехал в Тригорское. Будто бы сам Пушкин не желал быть погребенным, не попрощавшись с родными местами. Дело было к ночи, и могилу решили копать утром. Однако земля оказалась настолько промерзшей, что гроб положили на лед и присыпали снегом. Только весной, когда начало таять, удалось вырыть могилу и закопать гроб с телом поэта окончательно в землю.
Видать, не хотел Александр Сергеевич Пушкин расставаться со столь любимым им э т и м светом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Рафаил Шнейвайс НЕДОПЕТАЯ ПЕСНЯ (Раздумья после прочтения книги о романе А. Фадеева „Черная металлургия“)
Рафаил Шнейвайс НЕДОПЕТАЯ ПЕСНЯ (Раздумья после прочтения книги о романе А. Фадеева „Черная металлургия“) Шнейвайс Р. Ф. — ветеран Магнитки. Журналист, публицист, заслуженный работник культуры РСФСР. Автор документальных повестей «Большая жизнь», «Товарищ директор»,
Черная грязь
Черная грязь Здесь я видел также изрядный опыт самовластия дворянского над крестьянами. Проезжала тут свадьба. Но вместо радостного поезда и слез боязливой невесты, скоро в радость претвориться определенных, зрелись на челе определенных вступать в супружество печаль и
Черная магия
Черная магия Пусть ушел! Какой упрямый, вздорный! Все бы в губы целовать… Знаю, явишься опять. …День какой сегодня, пыльный, черный, Дым из труб — и солнца не видать. Вот теперь бы, вот в такое лето — В заграничные леса! Я и то не так, как все, одета: Даже розу кремового
Дьяк Панкратий. Черная волна Евреи в литературе [226]
Дьяк Панкратий. Черная волна Евреи в литературе[226] Можно говорить о том, что англичане нелепо кичливы и в колонизаторской политике хищны и жестоки; можно говорить о том, что немцы возмущают своей национальной нетерпимостью, а в их культурных достижениях многое является
Эдуард Молчанов РЕЧКА КАМЕНКА Стихотворение
Эдуард Молчанов РЕЧКА КАМЕНКА Стихотворение — Повезло бы хоть С грибами-то, — Мать бралась за туесок. Шла война. За речкой Каменкой Был березовый лесок. Говорила мать: — С подружками Мне не рвать Букет цветов. По ромашке на опушке я Не гадаю про любовь. То не ласточка
Ты черная моль, ты летучая мышь
Ты черная моль, ты летучая мышь Виктор Пелевин. Бэтман Аполло: Роман. М.: ЭксмоСтав вампиром, грузчик Рома Шторкин приобретает имя Рама и прослушивает спецкурс (гламур & дискурс), из которого узнает, что именно вампиры правят миром. Процесс воспитания вурдалака-неофита
«ЧЕРНАЯ РАДУГА» (Black Rainbow) Великобритания, 1989.103 минуты.
«ЧЕРНАЯ РАДУГА» (Black Rainbow) Великобритания, 1989.103 минуты. Режиссер Майк Ходжис.В ролях: Розанна Аркетт, Джейсон Робардс, Том Халс.Дм — 3; К — 3,5. (0,542)Режиссер М.Ходжис специализируется на фантастических фильмах и триллерах, но никогда не добивался высоких художественных
Черная кошка
Черная кошка 1 После обновления в Киеве куполов[374] дыхание чуда достигло и наших мест через границу, как свободно перекочевывают из страны в страну облака и бури. Где-то в колодце стал показываться образ святого, где-то являлось видение, и наконец совсем близко, в соседней