через трения к звездам что значит
«Через тернии к звездам»: значение выражения
Публикация посвящена выражению «через тернии к звездам», значение и происхождение которого рассмотрим подробно, используя исторические факты и общепринятые тезисы. Нам, людям, нужны в жизни правильные приоритеты, у каждого должно быть свое несокрушимое кредо, направляющее человека к заветной цели. Именно это выражение, а точнее, его смысловой посыл, словно маяк в кромешной тьме, освещает дорогу жизни.
Происхождение выражения
Эту фразу Сенека впервые использовал в своем произведении «Неистовый Геркулес». Учение стоицизма, которое в буквальном смысле слова было пронизано идеей его произведения, призывает своих последователей иметь твердую позицию в жизни, несмотря на превратности судьбы. Именно так философ смог объяснить значение «через тернии к звездам». Так родилось на свет знаменитое крылатое выражение, которое и по сей день не потеряло всей актуальности и продолжает вдохновлять миллионы людей.
Смысловой посыл
Если рассматривать значение фразы «через тернии к звездам», хотелось бы обратить внимание на уникальное, на наш взгляд, сочетание двух слов, олицетворяющих собой два противоположных понятия. Эти слова – тернии и звезды. Что же такое тернии? Это колючий кустарник, на ветвях которого растут острые иглы. В переносном значении используют слово «тернии» как определение сложного и тяжелого пути, в процессе которого предстоит пережить боль ран, которые наносит сама жизнь своими острыми шипами. А с чем у вас ассоциируется слово «звезда»? Величественная, недосягаемая, прекрасная и, безусловно, еще более желанная мечта или цель, а возможно, для кого-нибудь и смысл всей жизни. Значение крылатого выражения «через тернии к звездам» в том, что в краткой, емкой и лаконичной форме собраны основные и, конечно же, главные жизненные основы ценностей человека.
Значение выражения
Для того чтобы объяснить значение выражения «через тернии к звездам», следует правдиво ответить на такой вопрос: стоит ли жить, не имея мечты? Ведь жизнь так быстротечна и так требовательна к нам, людям, в ней преобладающую часть занимают обязанности, что, безусловно, отделяет каждого из нас от истинных своих желаний. А выражение «через тернии к звездам» и представляет собой то устойчивое жизненное кредо, которое помогает нам, отсеивая, заметьте, дорогой читатель, не переступая, на пути все лишнее, уверенно идти к заветной мечте. Что бы это ни было, то ли новенький сверкающий автомобиль, то ли покорение вершины Эвереста, а может быть, и приобретение собственного дома на побережье Средиземного моря. И главное, чтобы ваш путь «к звездам» стал успешным, что в конечном итоге приведет к еще одной важной трансформации – вы сможете стать тем человеком, которым всегда хотели быть.
Фильм
Выражение «через тернии к звездам», значение которого не оставляло равнодушными миллионы и более людей не одну сотню лет, нашло отклик в сердцах людей и стало вдохновением для создания фильма с одноименным названием, который был снят в 1980 году режиссером Ричардом Викторовым. Фантастическая приключенческая кинолента посвящена теме спасения планеты от экологической катастрофы, где тандем землян и инопланетян был успешен. В этом фильме был показан путь преодоления неимоверных трудностей, название картины «Через тернии к звездам» отождествляет ее сюжет и смысл крылатой фразы. Очевидно, что это движение вперед к самой цели с приложенными мыслимыми и немыслимыми усилиями человека.
В нашей жизни
Сегодня выражение «через тернии к звездам», значение которого сводится к преодолению жизненных трудностей и достижению заветных целей, находит отклик в современном виде искусства – тату. По разным причинам люди наносят татуировки на тело: кто-то стремится стать более удачливым или, скажем, отдать дань моде, но при этом главным образом происходит выражение собственного «я». Люди верят, что тату, особенно в виде надписи, способно утроить удачу или даже улучшить судьбу. Но, опираясь на мнение экспертов в этой области, отметим, что если это действительно для вас именно так, то будьте честны в первую очередь с самим собой, ответьте на такой вопрос: а готовы ли вы, нанеся надпись на тело, пройти через тернии, а сможете ли, а нужно ли это именно вам, крепок ли ваш дух, хватит ли у вас сил?
Так, нанесенная надпись на вашем теле, как вы должны понимать, и есть тот самый вызов судьбе. Но следует помнить, что большинство людей, которые выбирают это выражение как девиз в своей жизни, любят бросить вызов судьбе. Всем мыслимым и немыслимым преградам в жизни ради достижения триумфа. И самое главное заключается в том, чтобы связать свои цели и желания с жизнью всеобщей и связать свои мечты с признанными ценностями, стать человеком полезным и нужным людям. Вопрос сложный. И есть ли вероятность его решения? Возможно, что человек будет мыслить именно так после удовлетворения личных потребностей. А сколько их будет? Вопрос риторический.
Заключение
Через тернии к звёздам (Per aspera ad Astra)
(значение фразеологизма) — через трудности к высокой цели.
Выражение из сочинения «Неистовый Геркулес» философа Луция Аннея Сенеки (4 до н.э. – 65 гг., древнеримский философ, поэт и государственный деятель):
«Не гладок путь от земли к звездам!».
Эта фраза на латыни «Per aspera ad Astra» (Через тернии к звёздам, лат.) произносится – пэр аспэра ад астра.
Слово «Терние» означает — 1. Всякое колючее растение. Такие растения. 2. Отдельная колючка, шип, игла такого растения ( Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940 ).
Слово «терние» образовалось от растения Тёрн, терно́вник, или Сли́ва колю́чая (лат. Prunus spinosa) — вид небольших колючих кустарников подсемейства Сливовые (Prunoideae) семейства Розовые (Rosaceae).
Соответственно, выражение «через тернии к звездам» — от преодоления пути, усыпанного колючками, к высокой цели (звездам).
✍ Примеры
Фильм «Через тернии к звёздам»
В 1980 году в СССР был снят популярный фантастический фильм «Через тернии к звёздам», режиссёра Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычёва.
«Воспоминания о деле Веры Засулич» (1904 – 1906):
«Один несчастливец Дорн сохранил в душе ощущение стыда и, когда я был впоследствии назначен обер-прокурором, прибежал меня поздравить, с радостью пожимая мне руки и нервно повторяя в качестве «романиста»: «реr aspera ad astra, per aspera ad astra!» (Через тернии к звездам (в смысле: труден путь, ведущий к славе).».
Через тернии к звездам
Через тернии к звездам
С латинского: Per aspera ad astra |пэр аспэра ад астра).
Предполагается, что в основу этого выражения легла фраза из сочинения «Неистовый Геркулес» римского философа-стоика Сенеки (Луиия Аннея Сенеки Младшего, ок. 4 до н. э. — 65 н. э.): «Не гладок путь от земли к звездам!»
Смотреть что такое «Через тернии к звездам» в других словарях:
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ — «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1980, цв., 146 мин. Фантастика. XXIII век. Патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль, на борту которого среди погибших инопланетян находится искусственный человек… … Энциклопедия кино
Через тернии к звездам — Через тернии к звёздам Жанр фантастика драма Режиссёр Ричард Викторов Автор сценария Кир Булычёв Ричард Викторов … Википедия
Через тернии к звездам (фильм) — Через тернии к звёздам Жанр фантастика драма Режиссёр Ричард Викторов Автор сценария Кир Булычёв Ричард Викторов … Википедия
Через тернии к звёздам (фильм) — Через тернии к звёздам … Википедия
Mafia II — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Буяльский — Буяльский, Илья Васильевич Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789 год(1789) Дата смерти … Википедия
Буяльский И. В. — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство … Википедия
Буяльский Илья — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство … Википедия
Буяльский, Илья — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство … Википедия
Буяльский И. — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство … Википедия
Фильм «Через тернии к звёздам».
К фильму «Через тернии к звёздам» режиссёр Ричард Викторов приступил через несколько лет после выхода его фантастических фильмов «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Сценарий к третьему фильму из трилогии о полётах в космос, гуманоидах и высшем инопланетном разуме написал знаменитый советский фантаст Игорь Можейко, известный под псевдонимом Кир Булычёв. Он уже был популярным писателем, но тщательно скрывал настоящее имя — Можейко тогда работал в Институте востоковедения и был абсолютно уверен, что его уволят, как только узнают о «несерьезных» фантастических рассказах. Настоящее имя пришлось раскрыть после премьеры фильма «Через тернии к звёздам» — за него сценаристу присудили Государственную премию, а получить её под псевдонимом было нельзя… В институте только удивились и порадовались за сотрудника — никто его увольнять и не собирался.
Главной героиней фильма была инопланетянка Нийя. Режиссёр хотел создать неземной противоречивый образ, которого ещё не было в советском кино. Художник нарисовал портрет — тонкая андрогинная девушка с длинной шеей, огромными глазами и лысой головой. Нийю не стали искать среди профессиональных актрис и в результате утвердили манекенщицу из ГУМа Елену Метёлкину — её фотографию увидели в журнале мод. Для девушки это была вторая работа в кино, но первая большая роль. Она вспоминала, что работать было легко — во-первых, потому что режиссёр Ричард Викторов по образованию был педагогом и умел учить, а во-вторых, её героиня не была острохарактерной или драматической — она была инопланетянкой у совсем другой гаммой чувств.
С тела Метёлкиной сняли слепок, заполнили его жидким пенопластом и сделали несколько манекенов — они «сыграли» роль погибших клонов.
Для съёмок Елена Метёлкина побрилась налысо, но её пробы не утвердил худсовет. Все в один голос сказали, что положительная героиня не может быть лысой, у неё там любовная история, а целовать такую женщину герою должно быть неприятно, пусть она срочно отрастит волосы! Тогда для инопланетянки и всех клонов придумали белокурые мини-парики. Для того, чтобы парик сидел как надо, Метёлкиной приходилось брить голову раз в несколько дней… Вопреки мнению худсовета — Елена пользовалась огромной популярностью у мужчин везде, где проходили съёмки. В Таджикистане, например, ей запретили одной выходить на улицу — режиссёр боялся, что его Нийю просто украдут.
Над фильмом работали научные консультанты, которые ограничивали полёт фантазии съёмочной группы — даже в фантастических фильмах должны работать законы механики. Кроме того, возможности бутафорского цеха тоже были ограничены и не всё, что задумывалось режиссёром, им удавалось осуществить. Так, например, робот Бармалей должен был быть чудом техники — не хуже, чем C-3PO из «Звёздных войн»… Но когда Викторову показали робота, которого собрали из обычных жестяных вёдер, он понял, что с идеей переплюнуть C-3PO придется распрощаться. «Надувной» вариант Бармалея режиссёра устроил больше, хотя тоже не был тем, что планировалось изначально.
Сцены невесомости снимали в бассейне под водой. Это выглядело эффектно, но было связано с большим риском для жизни. Специально для съёмок были заказаны осветительные приборы для работы под водой. Когда начали работу, то выяснили, что гидроизоляция была сделана плохо — мощные лампы начали рваться сразу после опускания их в воду. Лишившись таким образом нескольких приборов, режиссёр решил все-таки продолжить работу с оставшимися. Из актёров сниматься отказался только Улдис Лиелдиджс, его пришлось заменить каскадёром. В своих дневниках Викторов писал: «То, что мы сняли бассейн без ЧП, — просто удивительно…» Вместо скафандров на актёрах были надеты акваланги, а чтобы не были заметны пузырьки воздуха — сцены снимали вниз головой и пузырьки уходили к ногам.
Планету Дессу снимали в Таджикистане, там даже декораций строить не пришлось — их создали слоистые обветренные горы, просевшая из-за землетрясения земля и местная полуразрушенная теплостанция, всё это походило на место техногенной катастрофы. Пещеры Дессы снимали в московских подземельях в районе Китай-города. В титры Кир Булычёв и Ричард Викторов поставили фразу: «Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР». Но в Госкино этот титр вырезали.
Страшную рычащую биомассу, которая вырвалась из лаборатории клонирования, снимали в павильоне Ялтинской киностудии. Масса была сделана из жидкого теста и пожарной пены, а чтобы она двигалась и меняла форму — в ней плавали аквалангисты. Там же на киностудии сделали планетоход, на котором космонавты исследовали Дессу. Его собрали из армейского гусеничного бронетранспортёра и деталей от самолёта.
В 2001 году его сын Николай Викторов решил выпустить переработанную версию и вернул эпизоды на место. В новой версии были сокращены снижавшие динамику сцены, полностью переписана звуковая дорожка, добавлены цвета и доснято несколько эпизодов с использованием компьютерной графики.
Почему-то обошли вниманием замечательного актёра и учёного, сыгравшего Туранчокса.
Так что актёрский состав в этом фильме весьма интересен.
Я бы с огромным удовольствием посмотрел фильм про Кору Орват и вообще экранизации многих произведений писателя.
Одна из первых обнаженок и не 2х секундным эпизодом на большом советском экране, что называется, в полный рост.
А еще музыка Рыбникова была очень по теме
Николай Викторов сын Ридли Скотта!?
В новой версии были сокращены снижавшие динамику сцены, полностью переписана звуковая дорожка, добавлены цвета и доснято несколько эпизодов с использованием компьютерной графики.
Несколько лет назад шли разговоры о выпуске фильма на блюрее, причем в ремастированном качестве оригинальной версии (вырезанная версия с измененной аудиодорогой очень спорна, н мой взгляд, а музыка так вообще отвратительная вышла), но воз и ныне там. Скорей всего так и не нашли деньги на ремастеринг. Но я все равно надеюсь и жду. Часто пересматриваю в оригинальном виде с монодорожкой, потому как голоса актеров и музыка практически гениальны.
Так, например, робот Бармалей должен был быть чудом техники — не хуже, чем C-3PO из «Звёздных войн»…
Не знаю, что там было из ведер, но диско-хоккеист в надувном тулупе бомжа даже в саму концепцию техники не вписывается.
Описание супер) срочно посмотреть захотелось
«— Можейко тогда работал в Институте востоковедения и был абсолютно уверен, что его уволят, как только узнают о «несерьезных» фантастических рассказах.»
Идите на астру) фильм очень крут. А вот концовку смазали
Неожиданно пронзительный Кир Булычёв
Возможно, послушав рассказ «Можно попросить Нину?» кто-то откроет для себя нового Кира Булычёва.
Герой инсценированного фантастического рассказа, набирая телефонный номер своей знакомой, случайно попадает из 1972 года в 1942-й и знакомится с девочкой Ниной, которая живет в Москве в 1942 году.
1992. Источник: канал на YouTube «Советское радио. Гостелерадиофонд России», https://goo.gl/vHoSmv
Римейк советского фильма, который я хочу увидеть
Вот один из таких фильмов, которые я хотел бы увидеть переснятыми в наше время, с современными спецэффектами и декорациями.
Предметы из будущего, которых и так две штуки крестом (навскидку вспоминаются только кинокамера-коптер и трахома, на которой прилетела женщина с минимизатором) выглядят так, как будто их нашли на помойке планеты Плюк.
И сами роботы, собранные из того, что нашлось на тех же помойках.
Ну и наконец, сама Алиса. Не знаю, насколько хороша Катя Прижбиляк как актриса, но Алиса из нее херовая. В ней нет ни отважности и кипучей энергии книжной Алисы ни отстраненной нездешности Наташи Гусевой. Она. ну, просто девочка, как будто сбежавшая из очередного «Ералаша».
Спасает фильм разве что харизматичная Баба-Яга с ее «Микросхемы без проблемы!»
А ведь в наше время этот фильм можно сделать. не шедевром, конечно, но очень, очень хорошим фантастическим семейным фильмом.
Насытить его костюмами, которые будут напоминать советскую фантастику, а не ассортимент вещевого рынка.
Аксессуары, которые можно сделать не так, как это любят сейчас, в стиле «айВсё», с голубыми огнями и зализанными очертаниями, а в теплом ретрофутуристическом стиле.
Добавить конфетки для фанатов, вроде марсианского богомола или миелофона, добавить пасхалок
Добавить сюжетные линии из книги, похеренные в 1988, вроде деда-робота, который «с генералом Гурко!» или роботов в облике сказочных персонажей, противостоящих роботам-солдатам.
Ну и самих роботов наконец сделать более серьезными. Такими, например
Ах, какой получился бы фильм.
«Через тернии к звёздам» (СССР, 1981): мнения кинокритиков и зрителей
Через тернии к звёздам. СССР, 1981. Режиссер Ричард Викторов. Сценаристы Кир Булычёв, Ричард Викторов. Актеры: Елена Метёлкина, Вадим Ледогоров, Надежда Семенцова, Александр Лазарев, Александр Михайлов, Борис Щербаков, Игорь Ледогоров, Игорь Ясулович, Владимир Фёдоров, Глеб Стриженов, Вацлав Дворжецкий, Евгений Карельских, Улдис Лиелдидж, Людмила Нильская, Елена Фадеева, Валерий Носик и др. 20,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Ричард Викторов (1929–1983) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Переступи порог», «Впереди крутой поворот», «Москва–Кассиопея», «Отроки во вселенной» и «Через тернии к звездам») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
При этом любопытно проследить, что за первый год демонстрации в кинотеатрах наибольшее количество зрителей набрали у Р. Викторова не его зрелищные фантастические ленты, а истории на современном материале «Переступи порог» (школьная тема), «Впереди крутой поворот» (криминальная тема). Однако с течением времени бытовые картины Ричарда Викторова в зрительском сознании отошли на второй план, а интерес к его «космическим» фильмам остается до сих пор (о чем, в частности, говорит и созданная в 2001 году оцифрованная и переработанная версия ленты «Через тернии к звездам»).
Советская кинопресса отнеслась к фильму «Через тернии к звездам» весьма доброжелательно.
В год премьеры литературовед Светлана Истратова писала в журнале «Искусство кино»: «Показывая жизнь на Земле и Дессе, Викторов ставит в своей картине дилемму разума и невежества, рачительности и легкомыслия по отношению к самому главному – человеческой жизни. Если бы гуманоиды на Дессе были ответственны за свое будущее, они бы не уподобились в конце концов живой массе…, не утратили бы способность думать и бороться. В сущности, модели высокоцивилизованной Кассиопеи, жители которой поголовно превращены в самодовольных роботов, и деградировавшей, опустошенной Дессы похожи. Оглупленная толпа так же легко управляема, как и послушные роботы. Человеческий разум без опоры на живое чувство и высокую нравственность может привести мир к не менее страшной катастрофе, чем его противоположность – отсутствие разума, бездумность, порождающая безответственность. … Размышления мастера о взаимоотношениях человека и среды, обитателях разных планет непосредственно связаны с главной идеей его научно–фантастических фильмов – идеей интернационального гуманизма, утверждающей прерогативу добра и справедливости в любом общении и контактах разумных существ» (Истратова, 1983: 51–52).
Кинокритик Андрей Плахов в своей рецензии в журнале «Советский экран» тоже хвалил этот фильм, заметив, правда, что «попытки же как–то заземлить «одиссею XXIII века», обытовить облик космических аргонавтов, оживить современным жаргоном их диалог, встречают, особенно во второй части фильма, ощутимое «сопротивление материала» (Плахов, 1981: 4).
В этом был согласен с А. Плаховым и кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997): «В первой части мы ощущаем философский замах, … а вторая … часть более утилитарна» (Ревич, 1981: 15).
Уже в XXI веке кинокритик Евгений Нефедов посчитал, что «взрослая» … научно–фантастическая постановка Ричарда Викторова … заметно уступила его детско–подростковым картинам: «Москве–Кассиопее» (1974) и «Отрокам во Вселенной» (1975). … Тем не менее, вести речь о творческой неудаче и намекать на конъюнктурность в присуждении Государственной премии СССР было бы, мягко говоря, несправедливо. … Викторову с соратниками можно адресовать упрёки относительно не слишком удачных решений (допустим, робот Глаша выглядит избыточно комичным), но пафос произведения в целом сегодня видится ещё актуальнее» (Нефедов, 2017).
Среди зрительской аудитории поклонников у фильма «Через тернии к звездам» немало и в XXI веке:
«Очень люблю «Через тернии к звездам». Смотрю много лет. Особенно интересно в то время было смотреть фантастику – фильмы про космос, про другие планеты за пределами нашей галактики. Такая, не передать, восхитительная музыка, показано звездное небо. … Финал фильма очень трогательный… Очень рад, что с Туранчоксом и со всеми его слугами, захватившими планету, было покончено. … На планете вновь появилась жизнь» (Валера).
«Замечательный фильм, который мне, в свое время, «снес голову», в мои–то семь лет. Уже впоследствии, удивлялся, скольких трудов и инфарктов, стоило снять этот фильм – то бассейн не давали для съемок невесомости, то не разрешали снимать лысую Нийю: дескать, мы в Афганистане воюем, а вы лысую девушку снимаете (правда, не вижу связи этих двух событий) (Мак).
И как обычно – среди зрителей есть любители ловить авторов фильма на разного рода бытовых «погрешностях»:
«Фильм очень зрелищный, смотрится с интересом, но, к сожалению, в нем имеются весьма очевидные ляпы. Так, например, профессор Иванова погибает от пули, выпущенной из обыкновенного пистолета. Но на ней же скафандр с закрытым шлемом! Судя по всему, цивилизация Дессы отстает от Земли (да еще экологическая катастрофа), так неужели же земные скафандры так плохо защищены даже от простой пули? Явный прокол» (Мирьям).