через что переступает раскольников совершая преступление
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Поговорим о Раскольникове. Преступление Родиона Раскольникова.
Преступление Родиона Раскольникова.
Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», совершил страшное преступление – убийство старухи- процентщицы и её сестры Елизаветы.
Что толкнуло его на это ужасное противоправное деяние?
Нищета, которая довела до отчаяния. К сожалению, очень многие люди в период, описанный писателем, находились в таком положении, но они не совершали убийство. Конечно, косвенной причиной, побудившей Родиона на убийство, могли быть нищета, отчаяние.
Часто истоки преступлений лежат в особенностях личности человека. Мы уже убедились, что были такие черты в Раскольникове, которые могли способствовать пойти на убийство – это высокомерие, гордыня, ощущение своего превосходства над другими, замкнутость, за что сокурсники не любили героя.
Однако истинной причиной стала теория о праве сильной личности на преступление. Теорию Раскольников даже изложил в статье «О преступлении», её напечатали в газете «Периодическая печать». Было это за полгода до убийства старухи-процентщицы. Герой стремился проверить, к какому типу людей он относится: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Имел ли он право на преступление ради высоких целей, ради спасения людей. Кого же хотел спасти Раскольников? Против какой несправедливости выступить?
Конечно, много несправедливого видел Родион. Это и отношение Свидригайловых к его сестре Дуняше, когда её оболгали в воровстве, и несчастная судьба семьи Мармеладовых, и судьба той девочки на бульваре, над которой надругались, да и судьбы его самого и его близких, когда мать еле сводила концы с концами, а сестра решила выйти замуж за ненавистного её Лужина, чтобы помочь брату. Много горя, слёз вокруг, много изломанных судеб.
В такой ситуации человеку свойственно искать конкретного виновного. Для Раскольникова виноватой стала старуха-процентщица. Сколько человек страдало от неё! Скольких довела она до отчаяния!
Решающую роль сыграл разговор, подслушанный Раскольниковым о старухе-процентщице в трактире, когда двое незнакомцев обсуждали злую старуху-процентщицу, которая портила людям жизнь и плохо обращалась со своей сестрой. Он понял, что многие ненавидели старуху и решил, что должен освободить людей от неё.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Никакое преступление нельзя оправдать смертью других. А Раскольников сознательно шёл на убийство. Он продумал всё до мелочей: каким будет его путь до квартиры старухи, где он возьмёт топор и как его положит на место, как ему избежать случайных встреч. Да, он осознанно шёл на убийство.
Да и не ради других, их спасения, герой совершил убийство! Это были лишь слова, самооправдание. Вспомним, что после убийства он просто-напросто обокрал процентщицу, да ещё четко знал, на что потратит украденное.
«…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать всё это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…» То есть он решил зажить новой жизнью «широко» и «радикально», убив человека. Как же это ужасно!
Конечно, старуха-процентщица вызывает в читателях отрицательные чувства («…она, такая маленькая и гаденькая…»), ведь она наживается на горе других, под огромные проценты давая им в долг деньги, берёт в залог ценные вещи. Но это не повод для убийства. Мало ли на свете, к сожалению, людей, наживающихся на горе других! Раскольников считает старуху «вошью», которая недостойна жить, оправдывает своё убийство жадностью Алёны Ивановны, её отношением к сестре – в общем, ищет причины. Но ни он, никто другой не имеет права решать: жить человеку или нет.
Но… так уж устроена наша жизнь: переступив черту, человек идёт дальше по незаконной дорожке. Одно преступление ведёт за собой другое. Ведь ничто не остановило Раскольникова, когда он убивал Лизавету, сестру процентщицы – такую же униженную, ведь ради таких, по его словам, он и пошёл на убийство. Ничто не остановило…
Вспомним, как тяжела была жизнь Лизаветы в доме её старшей сестры Алёны Ивановны. Она выполняла всю работу по дому, подрабатывала («Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и всё сестре отдавала.» ), а старуха её даже била ( цитата: «…трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои.») И вот эта несчастная, безответная женщина стала жертвой Раскольникова.
Только ли Алёна Ивановна и Лизавета стали жертвами Раскольникова? Разве он не сделал несчастной свою мать, Пульхерию Ивановну, которая через несколько месяцев после суда над сыном умерла, не выдержав горя. Сколько горя он принёс сестре Дуне, лишившейся матери и переживавшей за брата! Тяжела жизнь и Сони, которая целых 8 лет была вынуждена жить в Сибири, поддерживая Родина, дожидаясь, пока он выйдет на свободу, то есть и её жизнь полностью изменилась.
Каждый отвечает за свои поступки, за тех, кто рядом, просто за людей, окружающих нас. Любой противоправный поступок наказывается обществом.
Какое же наказание получил Раскольников? Осознал ли он ужас содеянного? Об этом поговорим в следующий раз.
Мельникова Вера Александровна.
Изъяны теории Раскольникова
Написанный в 1866 году роман «Преступление и наказание» посвящён теме, над которой Ф.М.Достоевский размышлял уже давно. В его сознании проблема преступности связывалась с эгоистическим самоутверждением личности, способной отвергать нравственные законы. Достоевский, сам человек глубоко нравственный и гуманный, не мог обойти вниманием различные проявления жестокости, бесчеловечности. Его волновала также глобальная проблема вседозволенности, которая возникала благодаря людям, причислявшим себя к особой категории избранных (например, для некоей исторической миссии). Писатель отразил свои размышления в романе «Преступление и наказание», где главный герой изобретает собственную теорию о людях «обыкновенных» и «необыкновенных».
Родион Раскольников совершает убийство, называя свои действия «кровью по совести», что должно было подтвердить его личное право на превосходство над «тварями дрожащими». Но оказалось, что эта идея имела «слабые стороны», потому и не принесла желаемых результатов.
Как же могла созреть такая теория в сознании человека, почему она возникла у студента Раскольникова? Достоевский показывает путь Родиона к преступлению, затем проводит героя через мучения совести, когда возникает желание открыть душу (своеобразное покаяние) тому человеку, в сострадательности которого он не сомневается. И Раскольников рассказывает Соне Мармеладовой, как зрела в нём его теория, объясняя особенности психологического состояния того периода многими причинами, в том числе социально-бытовыми условиями. Родиона раздражала его съёмная тесная каморка, комната-шкаф, за которую платить было нечем. Не было денег на питание, приходили в негодность одежда и обувь, что стало поводом бросить учёбу. Подрабатывать уроками можно было, «по полтиннику давали», но Родион вдруг замкнулся, перестал выходить из дома, лежал и неотступно думал. Позже он говорит Соне: «Я озлился. я тогда, как паук, к себе в нору забился. ». А низкие потолки, тесная комната душу и ум теснят. И сны странные снились.
Во время беседы со следователем Порфирием Петровичем Родион поясняет ему некоторые положения своей статьи, напечатанной за два месяца до убийства Алёны Ивановны: «Я. намекнул, что «необыкновенный человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть. через препятствия, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». И приводит в качестве примера деяния исторических личностей, в том числе Наполеона. Но Раскольников поверхностно представлял себе все «свершения» кумира, и поэтому не упоминает, как к этим «деяниям» относился тот народ, ради которого совершались «великие» дела. Например, Наполеон считал себя спасителем человечества «от варварства и деспотизма», думал, что несёт в Россию освобождение от самодержавия и крепостничества. При этом его не волновало, какое количество людей он лишил крова, хлеба, жизни, сколько детей осиротело, сколько солдат превратилось в инвалидов без рук, без ног. А «орудием» для продвижения своих идей он сделал французских солдат, многие из которых не вернулись домой, где ждали их матери и жёны. Позднее Наполеона назовут преступником, однако немало молодых людей увлекалось наполеоновскими планами и идеями. Раскольников – один из них.
Родион считал, что «необыкновенные» люди могут идти через преступления, их не должна останавливать кровь, если дела свершаются ради прогресса. Такие деятели думают, что «скажут новое слово». И Раскольников был уверен, что разрушительная сила может быть полезна, если применена она во имя лучшего. В таком случае человек «внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Поэтому о Наполеоне Раскольников говорил с восхищением: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе. ».
Раскольников, по своему убеждению и в соответствии со словами студента (ещё одной жертвы жадной «процентщицы»), решил, что вина старухи Алёны Ивановны велика перед людьми, потому она не имеет права на жизнь. Лизавета, по его мнению, такой вины ни перед кем не имела, и Родион не собирался её убивать, поэтому он считает её невинной жертвой. В то время Раскольников ещё не осознавал кощунственности подобных выводов, он ведь возомнил себя «сильной личностью», имеющей право решать многие проблемы общества.
Да, ему жаль Лизавету: над ней издевалась, её унижала сестра, для которой Лизавета была бессловесным животным, рабочей лошадкой. А Родион ведь таких «лошадок» и жалел, но пришлось ему через эту кровь перешагнуть: всегда бывают потери и жертвы в движении к лучшему, думал он.
Однако главное, что привело Раскольникова к отрицанию собственной теории, это именно невозможность смириться с необходимостью жертв на пути к справедливости, потому и пришлось ему отвергнуть идею о праве убивать ради добрых намерений.
Все мучения и угрызения совести говорят о том, что через нравственные и христианские законы Раскольников переступить не может. К таким выводам Родион приходит не только путём собственных размышлений, но и благодаря Соне Мармеладовой, которая помогла ему обратиться к вере христовой и к христианской морали.
После душевных терзаний, после разговоров с Соней о христианских заповедях, о необходимости покаяния, Раскольников признаёт ошибочность своей теории и приходит к вере, обращается к Богу.
Раскольников не уничтожил всё-таки нравственный стержень в себе, поэтому у него оставалась надежда на духовное покаяние и возрождение к полноценной жизни после наказания, после каторги. В этом заключается великая заслуга Ф.М.Достоевского, как писателя, предоставившего людям историю духовных исканий человека, который прошёл трудный путь к признанию абсурдности теории о «крови по совести».
МНЕНИЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, с которым не могу согласиться.
Уважаемые читатели, я решила полемику по данной теме с одним из авторов перенести сюда (из рецензий), как продолжение. Причин две:
1) все замечания «выскакивают» на страницу предыдущего рецензента, что может ему не нравиться;
2)хочу предупредить школьников о том, как важно быть грамотными и бдительными, потому что некоторые «пропагандисты» или демагоги будут пытаться ввести молодых людей в заблуждение.
Высказывания С.Ж. пришлось удалить, поскольку не считаю нужным размещать на своей странице его «странности» и ту «кашу», где всё перемешано. Иначе ещё кто-нибудь захочет здесь же (как будто специально для молодых читателей) разместить, например, цитаты из книги Гитлера или какие-либо лозунги.
Суть мыслей С.Ж. я пересказываю для того, чтобы читатели знали, насколько обострилась борьба за умы и сердца молодого поколения в наше время.
Жаль, что любовь к демагогии у некоторых людей, превращает их в противников гуманистических идеалов. А вот русские классики и лучшие писатели, поэты всего мира пишут о том, что необходимо воспитывать Человека, которому ЧУЖДА ПСИХОЛОГИЯ УБИЙЦ.
По-моему, НЕ ХОЧЕТ признать Ж., что разумное человечество однозначно считает вредными «наполеоновские» теории, это написано и в христианских заповедях (не убий), потому и герой Достоевского сумел осознать свою преступную ошибку. Однако не отказались от уничтожения людей нацисты, политики Америки и НАТО.
Странно, что их почему-то не осуждает С.Ж., который напоминает о Макиавелли и вечности его «справедливой» теории о государстве, власти и правителях. Хотя у Достоевского об этом речи не было, и в моей статье говорится об ошибочной идее рядового человека, который признал, в конце концов, преступность теории о праве на убийство. Потому и у меня другая цель, а не та, которую навязывает С.Ж.
Учителя хотели бы воспитать в учениках лучшие человеческие качества, и родители также хотят вырастить детей разумными людьми.
Я ждала, что С.Ж. перестанет твердить про вечность разных теорий, но он не признал даже того, что «всё течёт, всё изменяется». А я думаю так: учения разных философов изучать нужно, чтобы выводы делать, и дальше мир должен идти к совершенству, но не к деградации и вырождению.
Дети, школьники понимают произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» гораздо адекватнее, правильнее, чем некоторые взрослые. С.Ж. вынес Раскольникову однозначный приговор: «Не можешь, не берись. «. Но не осудил его теорию и его преступление! Даже сделал вывод, что вытекает идея Раскольникова из важных и правильных исторических трудов.
Остаюсь при мнении, что и государственные деятели не должны через кровь, через убийства добиваться поставленных целей, не говоря уже о простых гражданах. Исключением является отражение нападения врага, защита своей территории, дома и жизни.
помогите ответить на вопрос по литературе. 10 класс
Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве — ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. На его решение повлияли многие события, происходившие с ним и вокруг него. Первое, что натолкнуло его на эту мысль, был тот ужасный квартал Петербурга, где жил Раскольников, а также его каморка, которая «походила более на шкаф». Каждый раз, когда он бывал на улицах, ему попадалось множество пьяных, которые вызывали «чувство глубочайшего омерзения», а вонь из распивочной сводила его с ума. Вскоре Раскольников пришел к решению, что пора сделать пробу. Он был у старухи, следил за каждым ее действием и одновременно планировал, как это будет происходить. Родион был в тот момент очень взволнован, все эти мысли вызывали у него отвращение, но он не мог не думать об этом.
Второй шаг Раскольникова к преступлению — рассказ о судьбе семьи Мармеладовых. Большое сочувствие у Раскольникова вызывала Соня. Молодая, красивая девушка жертвует своей жизнью ради блага других. Такой же поступок хотела совершить и Дуня — сестра Раскольникова. Выйти замуж за богатого — выход из тяжелого положения, гарантия благополучной жизни для матери и брата.
Раскольников знал, что причиной всех страданий униженных людей была бедность. Единственным, что могло раз и навсегда прекратить эти страдания, было преступление. Ведь на деньги, которые были у старухи, можно было спасти десятки семейств от нищеты, от гибели, от позора.
Раскольников считал, что принадлежит к людям «необыкновенным». Оказывается, что он ошибся. «Необыкновенные» люди нарушают законы и их не мучает совесть, а Раскольникову было не под силу терпеть такие мучения, за чем последовало чистосердечное раскаяние и признание своей вины. Так и вышло: черту закона Раскольников смог переступить, а остаться за ней было выше его сил.
Идея Раскольникова и ее крушение
«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.
Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.
Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.
Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «. людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.
Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.
Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.
Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.
Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.
«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.
Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.
► Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
Причины преступления Раскольникова
Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей преступления. Основными причинами по которым образованный молодой человек решается на преступление являются его теория о «необыкновенных» людях, а также желание разбогатеть и помочь своей семье.
Убил по теории
Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею». По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:
Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.
Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой. Тем не менее он никак не объясняет в чем именно заключаются его «великие цели и идеи».
Деньги
Раскольников был очень бедным человеком. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить университет, так же как и его друг Разумихин, но в отличии от последнего, Раскольников ничего не делает чтобы изменить свою жизнь. Ранее он давал частные уроки, но бросил и это занятие. С тех пор, он целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает. Когда служанка Настасья упрекает его за это, Раскольников заявляет что не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:
Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории.
О том, что решающее значение для совершения преступления имели деньги пишет и сам Достоевский в письме к издателю М. Н. Каткову:
Мнения о том, что первостепенную роль играла именно нажива, придерживался и знаменитый критик Д.И. Писарев:
Помощь семье
Накануне преступления Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в доме Свидригайловых из-за того, что взяла в задаток деньги чтобы выслать их брату. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь:
Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
При этом, зная о бедственном положении его родных, Раскольников не работает и принимает деньги которые присылает ему мать, беря их в под процент у местного купца.
«Наполеоном сделаться»
Сам Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а желание доказать самому себе, что согласно его теории он относится к «необыкновенным» людям:
Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:
Неприязнь к старухе-процентщице
Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой Лизаветой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла. Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить:
Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении: