через что формируются основы знаний социальной работы
Специфика знания социальной работы
Эклектизм — основа знания социальной работы. Дисциплины гуманитарного цикла, практически ориентированные теории социальной работы, представляющие собой синтез различных интерпретационных схем, в своей совокупности определяют то специфическое пространство, которое передают своеобразие знания социальной работы.
При этом необходимо учесть, что гуманитарные дисциплины, выступающие в качестве необходимого условия реализации и существования практики как специфической моделируемой реальности, входят познавательными доминантами в континуум знаний социальной работы.
Помогающий процесс выдвигает перед социальным работником определенные требования, которые связаны со знанием достаточно большого и специфического круга сведений об обществе, социальных институтах, социальных связях и отношениях, о психологии человека в процессах его социализации и включения в культуру. Социальный работник должен знать различные социальные системы, такие, как семья, группа, институты социального обеспечения, иметь четкие представления о их роли и возможностях в оказании соответствующей поддержки нуждающимся клиентам. В этой связи спектр теорий и идей, «обслуживающих» социальную работу, связан с процессом помощи, и они создают специфический познавательный контекст, дающий возможность социальным работникам интерпретировать факты и явления в их связи с внутренней и внешней ситуацией клиента. Знание окружающей среды во всех ее проявлениях от экономических и биологических до ментальных и социальных, знание онтогенеза и филогенеза человека, психосоциального развития, знание процесса помощи — все это составляет понятийное пространство социальной работы.
Знания, взятые из других научных дисциплин, используются, как правило, в прагматических целях, поскольку результатом деятельности социального работника является процесс эффективной помощи. Знания в различных областях как условие помощи клиенту некоторые исследователи рассматривают в следующей последовательности 9 :
1. Широкая и свободная база для творчества — знание социальных наук (социология, психология, антропология, история, политика и т.д.) дает объяснение природы и общества как условиям существования человека.
2. Знание о человеке, его взаимодействиях, социальных ситуациях, функционировании дает возможность осознать особенности личности: эмоциональные, когнитивные, поведенческие. Эти знания позволяют социальному работнику взаимодействовать с клиентом на личностном, групповом, семейном и других уровнях, что необходимо для эффективного результата.
3. Практические теории; рассматривающие процесс помощи, соответствующую стратегию, способы вмешательства в ситуацию, способы, распределения, имеют разнообразие от ситуации до системы. Это уровень знаний от профессиональных до социетальных структур и институтов, обеспечивающих социальное обслуживание и индивидуальную поддержку.
4. Специальные знания деятельности, направленной на помощь особым группам и клиентам, находящимся в особых ситуациях. Специфические знания, необходимые в особых случаях практической работы.
Однако разнообразные теории, обосновывающие практику поддержки и знание проблем клиентов, имеют не только сугубо утилитарную цель «понимания» социального контекста клиента и его ситуации. Задачи превентивного характера, моделирования, проектирования на различных общественных уровнях и отношений подключают к решению этих задач иной класс теорий, что расширяет систему знания социальной работы.
М.Сипорин в подходах к природе знания социальной работы предлагает классификацию основных теорий, составляющих парадигму знания социальной работы:
2. Социальные теории групп, общества, институтов.
3. Теории социального обслуживания.
Классификация знаний в социальной работе „
Парадигма знания социальной работы имеет достаточно широкий спектр теорий, помогающих решать проблемы клиента. Однако совокупность теорий как специфическое понятийное пространство применительно к социальной работе выступает в своем единстве, как некий нарративный (повествовательный) текст. В этой связи в теории социальной работы соответствующие знания принято подразделять на:
Так, профессиональные стандарты социальных работников США требуют следующих групп теоретических знаний: общепрофессиональные, практические знания, знания, необходимые для работы в агентстве, знания о клиенте.
В группу общепрофессиональных знаний входят знания о социальной политике, социальном обеспечении, роли социального работника в проведении социальной политики на местах; знания о поведении человека и его развитии, о культурных ценностях и нормах; знание методов практической социальной работы: индивидуальных, групповых, общинных и других.
К группе практических знаний относятся знания о различных факторах (психологических, социальных, экономических, биологических), влияющих на изменение поведения человека; сюда же входят необходимые для поддержки клиента знания из таких областей, как психоанализ, психиатрия, рациональная терапия и т.д.
Специфические знания, требующиеся для работы в агентстве предполагают: специфические процедуры для предоставления соответствующих услуг, специфические знания для работы в качестве члена психологических, психиатрических, терапевтических групп поддержки.
Знания о клиенте включают достаточно большой набор знаний, к которым можно отнести: знания о ценностных и нравственных проблемах клиента, специфике индивидуального социального развития и т.п. 12
В исследованиях, посвященных проблемам знаний в социальной работе, Бэкер и Хардикер предприняли попытку классифицировать профессиональные знания с позиций подготовки социальных работников, выделив следующие области образовательного пространства:
• социальное своеобразие клиента и поведенческие проблемы;
• социальное развитие жизни клиента;
• взаимодействие между клиентом и социальным работником;
• организационное развитие социальной работы;
Вместе с тем, несмотря на специфику, зависящую от концепции подготовки специалистов в той или иной стране, профессиональные знания как определенный вид знания в своей онтологической сущности имеют общие характеристики, среди которых можно выделить наиболее существенные:
• формулирование теоретических принципов, объяснений феноменов мира человека и общества в контексте профессиональной деятельности;
• отражение специфических форм развития и дезадаптации различных систем и структур применительно к процессу помощи;
• вносят определенный порядок и систему в проявления различных объектов, сущность которых отражают связи и отношения поддержки и защиты;
• систематизируют, описывают, транслируют и дедуцируют знания практики социальной работы, всех ее уровней и видов.
Операциональные знания — специфический вид знаний в социальной работе, которые отражают текущий, синхронический процесс помощи, характерный для конкретной социальной ситуации. Операциональные знания связаны с профессиональной компетенцией социального работника, поэтому они в свою очередь подразделяются на имплицитные и процедурные знания. Имплицитные знания связаны с эмпирическим опытом социального работника, его индивидуальной профессиональной подготовкой. Процедурные знания предполагают не только перевод теоретических знаний в профессиональные умения и навыки, но и в принципы, стратегии интервенций, в зависимости от запроса клиента.
Объективный и субъективный типы знания характеризуют динамику познавательного процесса социальной работы. Для них характерны дедуктивный и индуктивный пути познания, различная логика таксации и операционализаций.
Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 467 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Социальная работа
В учебном пособии раскрываются основы истории, теории и технологии социальной работы, содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста, молодежью, безработными, мигрантами, инвалидами, военнослужащими. Особое внимание уделено прогнозированию, проектированию и моделированию социальной работы, ее профессионально-этическим аспектам, а также содержанию и методике психосоциальной и педагогической деятельности в системе социальной работы. Пособие выполнено в доступной для студентов форме постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов на них. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также для практических работников. 4-е издание, стереотипное.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная работа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
II. Теория социальной работы
1. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер
Теория социальной работы — область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования. Объектом теории социальной работы является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом. В этом случае предметом данной отрасли научного знания являются закономерности нарушения и восстановления (прежде всего управляемого) взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом.
В теории социальной работы используются как междисциплинарные категории (цель, клиент, помощь, государство, здоровье, правовой статус, бюджет, семья), так и достаточно специфические категории, используемые преимущественно в теории социальной работы (трудная жизненная ситуация, социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная поддержка). Остановимся на специфических категориях теории социальной работы.
Трудная жизненная ситуация — обстоятельства, нарушающие или грозящие нарушением жизнедеятельности человека, группы или сообщества, которые не могут быть преодолены без посторонней помощи.
Социальная работа — управление использованием ресурсов человека (семьи, общности), находящегося в трудной жизненной ситуации.
Социальная защита представляет собой деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения, социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.
Социальная помощь предполагает деятельность, возникающую только в моменты непосредственной нуждаемости, физических или психологических страданий: медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь.
Социальное обеспечение — социальная помощь, предполагающая непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.
Социальное обслуживание — деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий в социальных услугах — полезных действиях. В этом случае субъектами социальной работы используются кадровые и организационные (общественные) ресурсы.
Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необходимая для него.
В теории находят отражение особенности социальной работы как открытой системы, тесно взаимосвязанной с другими социальными системами. Поэтому теория социальной работы имеет интегративный характер, что выражается во взаимосвязи с такими науками, как экономика, медицина, политология, социология, психология, юриспруденция. Исследуя социальные явления, процессы и отношения и являясь в своей основе социальной наукой, социальная работа связана с естественными науками (физиологией, медициной, экологией и др.), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными, гуманитарными и социальными науками.
2. Теоретические парадигмы социальной работы
Парадигма — строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Для понимания и объяснения различных явлений практики социальной работы могут быть выделены три группы парадигм: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексно-ориентированные.
Сторонники психолого-ориентированных парадигм причину возникновения трудной жизненной ситуации видят в психике человека. Отсюда и помощь сущностно имеет психолого-педагогическую окраску. Так как в бихевиористическом подходе трудная жизненная ситуация не что иное, как нарушение поведения личности, преодоление неблагоприятных обстоятельств связано с подбором стимулов-воздействий, вызывающих и закрепляющих определенное поведение. Психоанализ объясняет возникновение трудной жизненной ситуации как нарушение защитных механизмов личности. Такой подход определяет и основной путь помощи клиенту — психоаналитическая консультация, позволяющая клиенту прийти к конструктивному сопряжению Оно, Я и Сверх-Я. Основная идея гуманистической теории личности К. Роджерса в том, что каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. Причина возникновения трудностей в нарушении веры, доверия к себе, снижении самооценки, самоуважения. Отсюда вектор социальной помощи в рамках этой концепции — укрепление веры клиента в свои возможности.
В русле социолого-ориентированных парадигм источник разрыва социальных связей видится в обществе, поэтому основным объектом социальной работы считается система общественных отношений, порождающая дезадаптацию личности, семьи, сообщества. Исходным пунктом системного подхода является представление о системе как самостоятельном образовании, противостоящем окружающей среде в качестве системы, свойства которого как целого не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов и наоборот. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие “связи”. Одним из условий адекватности понимания того или иного социального феномена является установление в системе максимального количества связей. Системно-экологический подход предусматривает и спланированную официально-централизованную поддержку отдельных групп населения, и массовую, а также индивидуальную неформальную помощь. Сторонники социально-радикального подхода объясняют нарушение социального функционирования недостаточной социально-правовой защищенностью индивидов, групп, сообществ. Путями преодоления возникающих трудностей в рамках этой модели понимания социальной работы называются “наделение полномочиями”, “социальная адвокатура”, “развитие самосознания представителей различных социальных групп”.
Комплексно-ориентированные подходы обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной категории) с обществом. Социально-педагогическая концепция исходит из того, что трудная жизненная ситуация возникает в результате нарушения процесса социализации, отсюда основной путь помощи состоит в осуществлении социального воспитания, которое и обеспечит восполнение возникших трудностей. При реализации когнитивной модели широко используется консультирование, призванное преодолеть у клиента неадекватность субъективной картины собственной жизненной ситуации. Основанием витальной концепции является совокупность идей об эволюции жизненных сил населения в современном обществе, формирование, осуществление и восстановление субъектности личности, семьи, социума в целом. Технологически витальная концепция (модель) ориентируется на оптимизацию процесса жизнедеятельности объекта социальной работы.
3. Проблема научной идентификации социальной работы
Весь массив наук подразделяется на несколько больших групп в зависимости от объекта исследования: естественные (природа), социальные (общество), гуманитарные (человек) и технические (техника). С одной стороны, социальная доминанта теории социальной работы проявляется в названии, в значительном влиянии социологии, социальной педагогики, социальной философии, управленческой природе помощи, социальной защиты и т. п., а с другой — существуют основания для выделения гуманитарного контекста (индивидуальный уровень социальной помощи, гуманистические ценности).
В понимании научного статуса социальной работы имеется два подхода. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, социология, социальная медицина, социальная психология). Сторонники второго подхода пытаются доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяется теоретический и прикладной аспекты.
Теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: специфический объект и предмет исследования; закономерности, присущие предмету исследования; категории; принципы и методы. Теорию социальной работы относят к группе прикладных наук, так как социальная работа направлена на преобразование действительности, и характеризуют как междисциплинарную — каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой “срез”. Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности.
4. Объекты и субъекты социальной работы
Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет родителей вследствие их смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченность (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого “микромира”, что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренебрежение жизненными нуждами); одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).
Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели — предполагаемого результата. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности — социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения.
Важную роль в социальной работе играет социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (2013) система социального обслуживания состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания; органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере социального обслуживания; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации; негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
5. Принципы и закономерности социальной работы
Принцип понимается как основополагающая идея, главное требование, руководящее правило осуществления какой-либо деятельности. Первая группа принципов социальной работы выстраивается на основе образа нуждающегося, ставшего клиентом социальных служб и включает:
— принцип опоры социального работника на собственные силы клиента (развитие у клиента социальной службы способностей противостоять неблагоприятным воздействиям социальной среды);
— принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о клиенте социальной службы); принцип универсальности (равное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т. д.);
— принцип толерантности (терпимое отношение ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента социальной службы).
Вторая группа принципов социальной работы связана со спецификой социальной работы как помогающей деятельности и предусматривает:
— принцип клиентоцентризма (социальная работа ставит клиента в центр своей ценностной системы);
— принцип профилактической направленности (выявление “зон риска” и преодоление социальных и личностных опасностей);
— принцип социального реагирования (система социальных служб должна постоянно находиться в состояние готовности отреагировать на поступивший запрос о помощи, причем характер, содержание, субъект запроса могут быть различными);
— принцип проверки действенности вмешательства (преодоление трудной жизненной ситуации — процесс сложный, противоречивый, нередко вследствие неполного преодоления причин проблемы жизненная ситуация клиента вновь ухудшается).
Значение третьей группы принципов социальной работы объясняется той важной ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся:
— принцип охраны социальных прав (недопущение ограничения возможностей индивидов и групп пользоваться законными привилегиями, недопущение уменьшения прав на социальную защиту и помощь в процессе изменения законодательства);
— принцип максимизации социальных ресурсов (рациональность при расходовании имеющихся общественных фондов, привлечение дополнительных материальных, организационных, финансовых ресурсов из различных источников).
Закономерности — повторяющаяся, существенная связь явлений, действие которой проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности. Закономерности социальной работы отражают существенные взаимосвязи в процессе нормированного государством специально организованной деятельности по социальной защите и помощи различным категориям населения. Закономерности социальной работы фиксируют взаимосвязи социальной работы:
— как системы с такими окружающими макросистемами, как государство и социокультурная среда (политическая и социокультурная обусловленность);
— как системы с составом элементов и способами организации — структурой (структурно-функциональная обусловленность и кадровая компетентность).
Политическая обусловленность социальной работы (взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы). Так как государство определяет объемы финансирования социальных программ, структуру социальных служб, категории населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, следовательно, социальная работа (содержание, объемы, критерии качества и т. п.) целиком зависит от социальной политики, проводимой правительством в данный момент. Осознание в обществе той или иной социальной проблемы переходит в практику деятельности социального государства или гражданского общества, если в ходе волеизъявления на выборах население проголосует за ту силу, которая представляет решение этой проблемы.
Детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее осуществления. Задачи и организационные формы социальной помощи и социальной защиты обусловлены национальными, культурными особенностями населения, видом поселения (город, село).
Структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы — взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов.
Существенным условием эффективности социальной работы являются профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальных служб.
6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы
Содержание социальной работы может быть представлено в виде следующих направлений: социально-правовое (применение правового статуса индивида в разрешении трудной жизненной ситуации), социально-бытовое (содействие в оптимальной адаптации в окружающей предметной среде), социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья), психолого-педагогическое (развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения, организация освоения клиентом социальной службы социального опыта), социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т. д.), социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).
В учебной и научной литературе выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-административный), мезо (групповой), микро (индивидуальный). Индивидуальный уровень