через что формируются основы знаний социальной работы

Специфика знания социальной работы

Эклектизм — основа знания социальной работы. Дисциплины гуманитарного цикла, практически ориентированные теории социальной работы, представляющие собой синтез различных интерпретационных схем, в своей совокупности определяют то специфическое пространство, которое передают своеобразие знания социальной работы.

При этом необходимо учесть, что гуманитарные дисциплины, выступающие в качестве необходимого условия реализации и существования практики как специфической моделируемой реальности, входят познавательными доминантами в континуум знаний социальной работы.

Помогающий процесс выдвигает перед социальным работником определенные требования, которые связаны со знанием достаточно большого и специфического круга сведений об обществе, социальных институтах, социальных связях и отношениях, о психологии человека в процессах его социализации и включения в культуру. Социальный работник должен знать различные социальные системы, такие, как семья, группа, институты социального обеспечения, иметь четкие представления о их роли и возможностях в оказании соответствующей поддержки нуждающимся клиентам. В этой связи спектр теорий и идей, «обслуживающих» социальную работу, связан с процессом помощи, и они создают специфический познавательный контекст, дающий возможность социальным работникам интерпретировать факты и явления в их связи с внутренней и внешней ситуацией клиента. Знание окружающей среды во всех ее проявлениях от экономических и биологических до ментальных и социальных, знание онтогенеза и филогенеза человека, психосоциального развития, знание процесса помощи — все это составляет понятийное пространство социальной работы.

Знания, взятые из других научных дисциплин, используются, как правило, в прагматических целях, поскольку результатом деятельности социального работника является процесс эффективной помощи. Знания в различных областях как условие помощи клиенту некоторые исследователи рассматривают в следующей последовательности 9 :

1. Широкая и свободная база для творчества — знание социальных наук (социология, психология, антропология, история, политика и т.д.) дает объяснение природы и общества как условиям существования человека.

2. Знание о человеке, его взаимодействиях, социальных ситуациях, функционировании дает возможность осознать особенности личности: эмоциональные, когнитивные, поведенческие. Эти знания позволяют социальному работнику взаимодействовать с клиентом на личностном, групповом, семейном и других уровнях, что необходимо для эффективного результата.

3. Практические теории; рассматривающие процесс помощи, соответствующую стратегию, способы вмешательства в ситуацию, способы, распределения, имеют разнообразие от ситуации до системы. Это уровень знаний от профессиональных до социетальных структур и институтов, обеспечивающих социальное обслуживание и индивидуальную поддержку.

4. Специальные знания деятельности, направленной на помощь особым группам и клиентам, находящимся в особых ситуациях. Специфические знания, необходимые в особых случаях практической работы.

Однако разнообразные теории, обосновывающие практику поддержки и знание проблем клиентов, имеют не только сугубо утилитарную цель «понимания» социального контекста клиента и его ситуации. Задачи превентивного характера, моделирования, проектирования на различных общественных уровнях и отношений подключают к решению этих задач иной класс теорий, что расширяет систему знания социальной работы.

М.Сипорин в подходах к природе знания социальной работы предлагает классификацию основных теорий, составляющих парадигму знания социальной работы:

2. Социальные теории групп, общества, институтов.

3. Теории социального обслуживания.

Классификация знаний в социальной работе „

Парадигма знания социальной работы имеет достаточно широкий спектр теорий, помогающих решать проблемы клиента. Однако совокупность теорий как специфическое понятийное пространство применительно к социальной работе выступает в своем единстве, как некий нарративный (повествовательный) текст. В этой связи в теории социальной работы соответствующие знания принято подразделять на:

Так, профессиональные стандарты социальных работников США требуют следующих групп теоретических знаний: общепрофессиональные, практические знания, знания, необходимые для работы в агентстве, знания о клиенте.

В группу общепрофессиональных знаний входят знания о социальной политике, социальном обеспечении, роли социального работника в проведении социальной политики на местах; знания о поведении человека и его развитии, о культурных ценностях и нормах; знание методов практической социальной работы: индивидуальных, групповых, общинных и других.

К группе практических знаний относятся знания о различных факторах (психологических, социальных, экономических, биологических), влияющих на изменение поведения человека; сюда же входят необходимые для поддержки клиента знания из таких областей, как психоанализ, психиатрия, рациональная терапия и т.д.

Специфические знания, требующиеся для работы в агентстве предполагают: специфические процедуры для предоставления соответствующих услуг, специфические знания для работы в качестве члена психологических, психиатрических, терапевтических групп поддержки.

Знания о клиенте включают достаточно большой набор знаний, к которым можно отнести: знания о ценностных и нравственных проблемах клиента, специфике индивидуального социального развития и т.п. 12

В исследованиях, посвященных проблемам знаний в социальной работе, Бэкер и Хардикер предприняли попытку классифицировать профессиональные знания с позиций подготовки социальных работников, выделив следующие области образовательного пространства:

• социальное своеобразие клиента и поведенческие проблемы;

• социальное развитие жизни клиента;

• взаимодействие между клиентом и социальным работником;

• организационное развитие социальной работы;

Вместе с тем, несмотря на специфику, зависящую от концепции подготовки специалистов в той или иной стране, профессиональные знания как определенный вид знания в своей онтологической сущности имеют общие характеристики, среди которых можно выделить наиболее существенные:

• формулирование теоретических принципов, объяснений феноменов мира человека и общества в контексте профессиональной деятельности;

• отражение специфических форм развития и дезадаптации различных систем и структур применительно к процессу помощи;

• вносят определенный порядок и систему в проявления различных объектов, сущность которых отражают связи и отношения поддержки и защиты;

• систематизируют, описывают, транслируют и дедуцируют знания практики социальной работы, всех ее уровней и видов.

Операциональные знания — специфический вид знаний в социальной работе, которые отражают текущий, синхронический процесс помощи, характерный для конкретной социальной ситуации. Операциональные знания связаны с профессиональной компетенцией социального работника, поэтому они в свою очередь подразделяются на имплицитные и процедурные знания. Имплицитные знания связаны с эмпирическим опытом социального работника, его индивидуальной профессиональной подготовкой. Процедурные знания предполагают не только перевод теоретических знаний в профессиональные умения и навыки, но и в принципы, стратегии интервенций, в зависимости от запроса клиента.

Объективный и субъективный типы знания характеризуют динамику познавательного процесса социальной работы. Для них характерны дедуктивный и индуктивный пути познания, различная логика таксации и операционализаций.

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 467 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Социальная работа

через что формируются основы знаний социальной работы. Смотреть фото через что формируются основы знаний социальной работы. Смотреть картинку через что формируются основы знаний социальной работы. Картинка про через что формируются основы знаний социальной работы. Фото через что формируются основы знаний социальной работы

В учебном пособии раскрываются основы истории, теории и технологии социальной работы, содержание социальной работы с гражданами пожилого возраста, молодежью, безработными, мигрантами, инвалидами, военнослужащими. Особое внимание уделено прогнозированию, проектированию и моделированию социальной работы, ее профессионально-этическим аспектам, а также содержанию и методике психосоциальной и педагогической деятельности в системе социальной работы. Пособие выполнено в доступной для студентов форме постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов на них. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также для практических работников. 4-е издание, стереотипное.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная работа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

II. Теория социальной работы

1. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер

Теория социальной работы — область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования. Объектом теории социальной работы является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом. В этом случае предметом данной отрасли научного знания являются закономерности нарушения и восстановления (прежде всего управляемого) взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом.

В теории социальной работы используются как междисциплинарные категории (цель, клиент, помощь, государство, здоровье, правовой статус, бюджет, семья), так и достаточно специфические категории, используемые преимущественно в теории социальной работы (трудная жизненная ситуация, социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная поддержка). Остановимся на специфических категориях теории социальной работы.

Трудная жизненная ситуация — обстоятельства, нарушающие или грозящие нарушением жизнедеятельности человека, группы или сообщества, которые не могут быть преодолены без посторонней помощи.

Социальная работа — управление использованием ресурсов человека (семьи, общности), находящегося в трудной жизненной ситуации.

Социальная защита представляет собой деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения, социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.

Социальная помощь предполагает деятельность, возникающую только в моменты непосредственной нуждаемости, физических или психологических страданий: медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь.

Социальное обеспечение — социальная помощь, предполагающая непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.

Социальное обслуживание — деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий в социальных услугах — полезных действиях. В этом случае субъектами социальной работы используются кадровые и организационные (общественные) ресурсы.

Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необходимая для него.

В теории находят отражение особенности социальной работы как открытой системы, тесно взаимосвязанной с другими социальными системами. Поэтому теория социальной работы имеет интегративный характер, что выражается во взаимосвязи с такими науками, как экономика, медицина, политология, социология, психология, юриспруденция. Исследуя социальные явления, процессы и отношения и являясь в своей основе социальной наукой, социальная работа связана с естественными науками (физиологией, медициной, экологией и др.), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными, гуманитарными и социальными науками.

2. Теоретические парадигмы социальной работы

Парадигма — строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Для понимания и объяснения различных явлений практики социальной работы могут быть выделены три группы парадигм: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексно-ориентированные.

Сторонники психолого-ориентированных парадигм причину возникновения трудной жизненной ситуации видят в психике человека. Отсюда и помощь сущностно имеет психолого-педагогическую окраску. Так как в бихевиористическом подходе трудная жизненная ситуация не что иное, как нарушение поведения личности, преодоление неблагоприятных обстоятельств связано с подбором стимулов-воздействий, вызывающих и закрепляющих определенное поведение. Психоанализ объясняет возникновение трудной жизненной ситуации как нарушение защитных механизмов личности. Такой подход определяет и основной путь помощи клиенту — психоаналитическая консультация, позволяющая клиенту прийти к конструктивному сопряжению Оно, Я и Сверх-Я. Основная идея гуманистической теории личности К. Роджерса в том, что каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. Причина возникновения трудностей в нарушении веры, доверия к себе, снижении самооценки, самоуважения. Отсюда вектор социальной помощи в рамках этой концепции — укрепление веры клиента в свои возможности.

В русле социолого-ориентированных парадигм источник разрыва социальных связей видится в обществе, поэтому основным объектом социальной работы считается система общественных отношений, порождающая дезадаптацию личности, семьи, сообщества. Исходным пунктом системного подхода является представление о системе как самостоятельном образовании, противостоящем окружающей среде в качестве системы, свойства которого как целого не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов и наоборот. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие “связи”. Одним из условий адекватности понимания того или иного социального феномена является установление в системе максимального количества связей. Системно-экологический подход предусматривает и спланированную официально-централизованную поддержку отдельных групп населения, и массовую, а также индивидуальную неформальную помощь. Сторонники социально-радикального подхода объясняют нарушение социального функционирования недостаточной социально-правовой защищенностью индивидов, групп, сообществ. Путями преодоления возникающих трудностей в рамках этой модели понимания социальной работы называются “наделение полномочиями”, “социальная адвокатура”, “развитие самосознания представителей различных социальных групп”.

Комплексно-ориентированные подходы обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной категории) с обществом. Социально-педагогическая концепция исходит из того, что трудная жизненная ситуация возникает в результате нарушения процесса социализации, отсюда основной путь помощи состоит в осуществлении социального воспитания, которое и обеспечит восполнение возникших трудностей. При реализации когнитивной модели широко используется консультирование, призванное преодолеть у клиента неадекватность субъективной картины собственной жизненной ситуации. Основанием витальной концепции является совокупность идей об эволюции жизненных сил населения в современном обществе, формирование, осуществление и восстановление субъектности личности, семьи, социума в целом. Технологически витальная концепция (модель) ориентируется на оптимизацию процесса жизнедеятельности объекта социальной работы.

3. Проблема научной идентификации социальной работы

Весь массив наук подразделяется на несколько больших групп в зависимости от объекта исследования: естественные (природа), социальные (общество), гуманитарные (человек) и технические (техника). С одной стороны, социальная доминанта теории социальной работы проявляется в названии, в значительном влиянии социологии, социальной педагогики, социальной философии, управленческой природе помощи, социальной защиты и т. п., а с другой — существуют основания для выделения гуманитарного контекста (индивидуальный уровень социальной помощи, гуманистические ценности).

В понимании научного статуса социальной работы имеется два подхода. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, социология, социальная медицина, социальная психология). Сторонники второго подхода пытаются доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяется теоретический и прикладной аспекты.

Теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: специфический объект и предмет исследования; закономерности, присущие предмету исследования; категории; принципы и методы. Теорию социальной работы относят к группе прикладных наук, так как социальная работа направлена на преобразование действительности, и характеризуют как междисциплинарную — каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой “срез”. Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности.

4. Объекты и субъекты социальной работы

Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет родителей вследствие их смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченность (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого “микромира”, что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренебрежение жизненными нуждами); одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели — предполагаемого результата. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности — социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения.

Важную роль в социальной работе играет социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (2013) система социального обслуживания состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания; органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере социального обслуживания; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации; негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

5. Принципы и закономерности социальной работы

Принцип понимается как основополагающая идея, главное требование, руководящее правило осуществления какой-либо деятельности. Первая группа принципов социальной работы выстраивается на основе образа нуждающегося, ставшего клиентом социальных служб и включает:

принцип опоры социального работника на собственные силы клиента (развитие у клиента социальной службы способностей противостоять неблагоприятным воздействиям социальной среды);

принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о клиенте социальной службы); принцип универсальности (равное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т. д.);

принцип толерантности (терпимое отношение ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента социальной службы).

Вторая группа принципов социальной работы связана со спецификой социальной работы как помогающей деятельности и предусматривает:

принцип клиентоцентризма (социальная работа ставит клиента в центр своей ценностной системы);

принцип профилактической направленности (выявление “зон риска” и преодоление социальных и личностных опасностей);

принцип социального реагирования (система социальных служб должна постоянно находиться в состояние готовности отреагировать на поступивший запрос о помощи, причем характер, содержание, субъект запроса могут быть различными);

принцип проверки действенности вмешательства (преодоление трудной жизненной ситуации — процесс сложный, противоречивый, нередко вследствие неполного преодоления причин проблемы жизненная ситуация клиента вновь ухудшается).

Значение третьей группы принципов социальной работы объясняется той важной ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся:

принцип охраны социальных прав (недопущение ограничения возможностей индивидов и групп пользоваться законными привилегиями, недопущение уменьшения прав на социальную защиту и помощь в процессе изменения законодательства);

принцип максимизации социальных ресурсов (рациональность при расходовании имеющихся общественных фондов, привлечение дополнительных материальных, организационных, финансовых ресурсов из различных источников).

Закономерности — повторяющаяся, существенная связь явлений, действие которой проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности. Закономерности социальной работы отражают существенные взаимосвязи в процессе нормированного государством специально организованной деятельности по социальной защите и помощи различным категориям населения. Закономерности социальной работы фиксируют взаимосвязи социальной работы:

— как системы с такими окружающими макросистемами, как государство и социокультурная среда (политическая и социокультурная обусловленность);

— как системы с составом элементов и способами организации — структурой (структурно-функциональная обусловленность и кадровая компетентность).

Политическая обусловленность социальной работы (взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы). Так как государство определяет объемы финансирования социальных программ, структуру социальных служб, категории населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, следовательно, социальная работа (содержание, объемы, критерии качества и т. п.) целиком зависит от социальной политики, проводимой правительством в данный момент. Осознание в обществе той или иной социальной проблемы переходит в практику деятельности социального государства или гражданского общества, если в ходе волеизъявления на выборах население проголосует за ту силу, которая представляет решение этой проблемы.

Детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее осуществления. Задачи и организационные формы социальной помощи и социальной защиты обусловлены национальными, культурными особенностями населения, видом поселения (город, село).

Структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы — взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов.

Существенным условием эффективности социальной работы являются профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальных служб.

6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы

Содержание социальной работы может быть представлено в виде следующих направлений: социально-правовое (применение правового статуса индивида в разрешении трудной жизненной ситуации), социально-бытовое (содействие в оптимальной адаптации в окружающей предметной среде), социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья), психолого-педагогическое (развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения, организация освоения клиентом социальной службы социального опыта), социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т. д.), социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).

В учебной и научной литературе выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-административный), мезо (групповой), микро (индивидуальный). Индивидуальный уровень

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *