через что бог подает благодать христианам

Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать (+ВИДЕО)

Как подается благодать Божия? Чем святые отличаются от нас, обычных людей, если в таинстве Евхаристии мы все освящаемся благодатью? Почему нужно наше свидетельство о благодати Божией? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Главная цель жизни христианина – это, по определению преподобного Серафима Саровского, стяжание благодати Духа Святаго. Что такое – стяжание благодати Духа Святаго?

Мы должны учиться сохранять благодать, полученную в таинствах Церкви

Духом Святым совершаются все таинства Церкви. Значит, смысл жизни христианина – в том, чтобы полученное в Церкви через святые таинства оберегать в себе самом. Как в книге Притч сказано: «Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Притч. 5: 16). И христианин должен очень ответственно относиться к той благодати, которую он имеет, получает в таинствах Крещения, Святого Причастия, Исповеди, которая есть таинство примирения.

У нас есть много книг, где говорится о том, как готовиться к таинствам, например, как готовиться к таинству Святого Причастия. Но, к сожалению, почти нет книг о том, как сохранять это состояние, как его не терять. Настоящая жизнь христианина – это жизнь от Причастия до Причастия. И мы должны иметь даже некое вожделение сохранять это состояние, не омрачать его, не терять в себе самом. Наши предки настолько серьезно относились к стяжанию благодати Духа Святаго, что в день Причастия старались не вкушать пищу до вечера и не разговаривать в этот день на пустые темы.

Собственно говоря, то, что мы называем святостью, человек переживает в Святом Причастии, которое предлагается верующим как Святая Святых. Но в чем тогда наше отличие от подлинных святых? – Мы не можем, не умеем долго сохранять это состояние. Мы быстро его теряем. Мы не успеваем выйти из церкви, как начинаем терять это состояние, и это очень серьезная проблема. Мы должны иметь навык сохранять это состояние как можно дольше. Мария Египетская 40 лет сохраняла состояние, которое она пережила в таинстве Святого Причастия. Но и ей потребовалось, чтобы к ней прибыл старец Божий, напутствовал ее Святыми Дарами перед смертью.

Другая очень важная задача, стоящая перед нами, – свидетельствовать о той благодати, которую мы имеем в таинствах Церкви, другим людям. Давайте посмотрим, что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Он пишет об «Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (ср.: Рим. 1: 5-6). Оказывается, благодать нам дана не только для нас самих, но и для того, чтобы с ее помощью мы покоряли вере другие народы, то есть делились этой евангельской радостью Божиего прощения – Исповеди, Божиего освящения – Евхаристии. Делились с другими людьми!

Нужно свидетельствовать другим о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви

И Христос, покидая этот мир, дал апостолам наставление, чтобы они шли и проповедовали Святое Евангелие (см.: Мф. 28: 19-20). Евангелие – это благая весть о том, что в Иисусе Христе есть разрешение всех проблем. Но здесь надо понять, что в Православии спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения – то есть каким был первый человек Адам в раю. Поэтому, когда мы говорим о спасении, мы вспоминаем и о том, кем или чем человек был до грехопадения. Так вот, во Христе, как во Втором Адаме, мы восстанавливаем в себе самом это состояние через таинства Церкви, которые совершаются Божией благодатью. И мы должны свидетельствовать другим людям о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви, чтобы ввести и других людей в эту благодатную жизнь в Церкви Божией как в царстве Духа Святаго. Ибо благодать царствует в таинствах.

Христос сказал о таинстве Святой Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание… пока Я не приду» (ср.: Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 26), и в этом смысле Православие провозглашается как евхаристическая истина: природа нашей Церкви евхаристична. Мы все соборно причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа – и духовенство, и миряне. И когда мы несем свидетельство миру, это свидетельство о том, что в Святых Дарах Христос не покинул этот мир, а, напротив, Он пошел к Отцу в день Вознесения, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго, стяжая Который через таинства Церкви, мы имеем надежду на вечную жизнь – а она, начавшись на земле, не прекратится и в вечности.

Источник

Благодать

Благода́ть (древ­не­греч. χάρις) — 1) Боже­ствен­ное дей­ствие вообще; 2) Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на сохра­не­ние и раз­ви­тие мира; 3) Боже­ствен­ное дей­ствие (энер­гия, сила — δύναμις), направ­лен­ное на спа­се­ние чело­века.

через что бог подает благодать христианам. Смотреть фото через что бог подает благодать христианам. Смотреть картинку через что бог подает благодать христианам. Картинка про через что бог подает благодать христианам. Фото через что бог подает благодать христианам

Само слово «бла­го­дать» озна­чает благой, добрый дар, потому что только Бог явля­ется источ­ни­ком выс­шего блага.

Можно ли име­но­вать бла­го­дать Богом, Боже­ствен­но­стью?

Помимо того, что Цер­ковь раз­ли­чает в Боге сущ­ность и Лица, она при­знаёт и дей­стви­тель­ность про­яв­ле­ния Божьей сущ­но­сти. В прин­ципе, любая сущ­ность про­яв­ляет себя в той или иной форме: не про­яв­ля­е­мой сущ­но­сти не бывает по опре­де­ле­нию, ведь само суще­ство­ва­ние сущ­но­сти — это уже её про­яв­ле­ние. И конечно же, непре­станно про­яв­ля­ется и сущ­ность Того, Кто явля­ется Сущим ( Исх.3:14 ) в самом точном и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова.

Про­яв­ле­ние сущ­но­сти Отца и Сына и Свя­того Духа име­ну­ется в Пра­во­слав­ной Дог­ма­тике Боже­ствен­ной энер­гией или Боже­ствен­ным дей­ствием. Ввиду того, что Боже­ствен­ная энер­гия неот­де­лима от сущ­но­сти, а сущ­ность неот­де­лима от своего про­яв­ле­ния или энер­гии, её име­нуют Богом (см. подроб­нее: Что такое Божья бла­го­дать, и как она «изоб­ра­жа­ется» на пра­во­слав­ных иконах?; Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция»).

Равным обра­зом про­яв­ле­ние или дей­ствие при­роды огня — рас­ка­лен­ное, сия­ю­щее дви­же­ние газов, созер­ца­е­мое в форме языков, — мы назы­ваем не только горе­нием, но и огнём. Как при­ка­са­ясь к огню, мы при­об­ща­емся не к его сущ­но­сти, а к его дей­ствию (обжи­гает ведь именно дей­ствие), так и при­част­ность Боже­ствен­ному про­яв­ле­нию или энер­гии, при­част­ность бла­го­дати, есть при­част­ность Самому Богу.

В этом отно­ше­нии бла­го­дать Божья нередко име­ну­ется так же, как и третье Лицо Пре­свя­той Троицы — Святым Духом, хотя её можно обо­зна­чить и более раз­вёр­ну­тым выра­же­нием: бла­го­да­тью Свя­того Духа или бла­го­да­тью Отца и Сына и Свя­того Духа. Святым Духом она назы­ва­ется потому, что Боже­ствен­ное дей­ствие всегда про­ис­те­кает от Отца через Сына и про­яв­ля­ется в Духе Святом.

Что значит стя­жать Свя­того Духа?

Стя­жа­ние Свя­того Духа есть стя­жа­ние Божьей бла­го­дати. Под стя­жа­нием нельзя под­ра­зу­ме­вать накап­ли­ва­ние по подо­бию того, как накап­ли­ва­ются мате­ри­аль­ные или даже нема­те­ри­аль­ные цен­но­сти, такие как тру­до­вые навыки или знания.

Стя­жа­ние бла­го­дати озна­чает нечто другое. По мере духовно-нрав­ствен­ного пре­об­ра­же­ния чело­века, кото­рое совер­ша­ется не иначе как при содей­ствии Божьем, чело­век не просто ста­но­вится лучше и совер­шен­ней; он упо­доб­ля­ется Богу и духовно сбли­жа­ется с Ним. Чем выше сте­пень упо­доб­ле­ния и еди­не­ния чело­века и Бога, тем ярче про­яв­ля­ется и выра­зи­тель­ней сияет в нём Божья бла­го­дать. Соб­ственно, весь этот бла­го­дат­ный спа­си­тель­ный про­цесс и назы­ва­ется стя­жа­нием бла­го­дати или освя­ще­нием, обо­же­нием (см: Синер­гия; Обо́жение).

Как сле­дует отно­ситься к поло­же­нию о пре­по­да­нии бла­го­дати посред­ством свя­щен­ных пред­ме­тов, свя­тынь, таких как иконы и мощи Божьих угод­ни­ков?

Низ­ве­де­ние бла­го­дати может осу­ществ­ляться Богом как непо­сред­ственно, так и посред­ством пред­ста­ви­те­лей или пред­ме­тов сотво­рен­ного мира. В слу­чаях нис­по­сла­ния бла­го­дати посред­ством святых икон и мощей они служат сред­ством обще­ния с Богом и Его свя­тыми (см: Икона; Мощи святых).

В отли­чие от маги­че­ских средств, где акцент ста­вится на риту­алы и закли­на­ния, бла­го­дать Божия дей­ствует не меха­ни­че­ски, а пре­по­да­ётся чело­веку по его вере. Спо­соб­ность же вос­при­ни­мать бла­го­дать зави­сит от внут­рен­него состо­я­ния чело­века, от его сер­деч­ного настроя. В этом отно­ше­нии молитва пони­ма­ется свя­тыми отцами не так, будто молясь, чело­век пре­кло­няет к себе Бога, а так, что молясь, он сам воз­вы­ша­ется и рас­кры­ва­ется для вза­и­мо­дей­ствия с Ним.

При моле­нии же перед иконой или мощами, бого­мольцу легче настро­иться на обра­ще­ние, легче сосре­до­то­читься и воз­не­сти свой дух (разум и сердце) к тому пер­во­об­разу, чей образ запе­чат­лен на иконе, или к тому свя­тому, к чьим мощам он желает при­пасть. Всту­пая в молит­вен­ную связь со свя­тыми угод­ни­ками, мы просим у них хода­тай­ства перед Твор­цом, а Он отве­чает — в той мере, в какой это необ­хо­димо для пользы моля­ще­гося, — Своим бла­го­сло­ве­нием (дей­ствием).

Неверно счи­тать, будто пра­во­слав­ные иконы или святые мощи явля­ются само­сто­я­тель­ными источ­ни­ками Божьей бла­го­дати, Божьих энер­гий. Такое отно­ше­ние сродни отно­ше­нию языч­ни­ков к талис­ма­нам и обе­ре­гам, и должно при­зна­ваться чуждым хри­сти­ан­скому созна­нию.

Если бла­го­дать, пода­ва­е­мая веру­ю­щему при посред­стве свя­того или свя­тыни, не излу­ча­ется ими как её непо­сред­ствен­ными источ­ни­ками, то почему Сера­фим Саров­ский явился Мото­ви­лову в блеске бла­го­дат­ного света?

Бла­го­дать Божия есть не что иное как Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное в мир; в более узком зна­че­нии — Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на спа­се­ние чело­века.

В обыч­ных для греш­ного чело­века усло­виях бла­го­дать, как пра­вило, бывает неви­дима. В свою оче­редь под­линно веру­ю­щий чело­век спо­со­бен, при содей­ствии Божьем, созер­цать её духов­ными очами веры.

Между тем, по осо­бому усмот­ре­нию Все­дер­жи­теля сияние бла­го­дати может быть явлено даже и греш­ному чело­веку, причём даже чув­ствен­ным обра­зом. Для чего? — В каждом кон­крет­ном случае бывает особая Про­мыс­ли­тель­ная цель (см.: Про­мысл Божий).

По усмот­ре­нию Божьему сияние бла­го­дати бывает видимо и тогда, когда она (бла­го­дать) почи­вает на Божьих святых.

Так, свет, исхо­див­ший от лица Моисея ( Исх. 34:29 ), служил сви­де­тель­ством для сынов Изра­иля о его бли­зо­сти к Богу, о том, что Гос­подь бла­го­во­лит к их зако­но­по­лож­нику и вождю. Это сви­де­тель­ство укреп­ляло авто­ри­тет Моисея, удер­жи­вало его сопле­мен­ни­ков от чрез­мер­ного ропота и, веро­ятно, от потен­ци­ально воз­мож­ного бунта.

В случае с пре­по­доб­ным Сера­фи­мом Саров­ским сияние также сви­де­тель­ство­вало о его бли­зо­сти к Богу.

Кроме того его обна­ру­же­ние было свя­зано с жела­нием свя­того при­от­крыть Мото­ви­лову, в доступ­ной для него мере и ясной форме, непо­нят­ную ему, как греш­нику, тайну о том, что значит, пре­бы­вать во Святом Духе.

Увидев вокруг пре­по­доб­ного необык­но­вен­ное све­че­ние, почув­ство­вав исхо­див­шее при этом бла­го­уха­ние и теп­лоту, Мото­ви­лов, конечно же, испол­нился изум­ле­ния. Вместе с тем он испол­нился радо­сти и вос­торга.

Зримый свет служил для него под­твер­жде­нием обла­го­дат­ство­ван­но­сти пре­по­доб­ного Сера­фима, а необыч­ное внут­рен­нее ощу­ще­ние (пусть даже он и не испы­ты­вал тех ощу­ще­ний, кото­рые испы­ты­вал сам святой), поз­во­лили ему про­чув­ство­вать, что значит быть при­част­ни­ком Боже­ствен­ной бла­го­дати. Ведь по при­зна­нию Сера­фима Саров­ского, и он (Мото­ви­лов) пре­бы­вал тогда в Духе.

Воз­можно ли при­ча­стие бла­го­дати для нехри­стиан?

Стя­жа­ние бла­го­дати спа­се­ния явля­ется одной из важ­ней­ших целей хри­сти­ан­ской жизни. В то же время, бла­го­дать содей­ствует духов­ному пре­об­ра­же­нию, обо­же­нию хри­стиан, в резуль­тате чего воз­рас­тает их спо­соб­ность к даль­ней­шему стя­жа­нию бла­го­дати.

Пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам бла­го­дать спа­се­ния пода­ётся посред­ством Цер­ков­ных Таинств, во время уча­стия в хра­мо­вом бого­слу­же­нии, посред­ством част­ных молитв (и т. д.), нако­нец, по осо­бому усмот­ре­нию Божьему, в целях общего и част­ного Про­мысла.

Как ино­верцы, так и неве­ру­ю­щие лишены воз­мож­но­сти при­об­ще­ния к тем бла­го­дат­ным Дарам, кото­рые пре­по­да­ются исклю­чи­тельно членам Церкви (разу­ме­ется, лишены не без­условно, а лишь до тех пор, пока они не всту­пят в ряды хри­стиан).

Однако, ска­зан­ное не озна­чает, что они пол­но­стью лишены воз­мож­но­сти при­ча­стия Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Во-первых, спа­си­тель­ная бла­го­дать дей­ствует на них при­зы­ва­ю­щим обра­зом (этому соот­вет­ствует поня­тие «при­зы­ва­ю­щее дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати»). Ещё перед Своими Стра­да­ниям Гос­подь воз­ве­стил: «Когда Я воз­не­сен буду от земли, всех при­влеку к Себе» ( Ин.12:32 ).

Вспом­ним, как был при­зван в Цер­ковь Савл, буду­щий апо­стол Павел, причём, при­зван тогда, когда высту­пал в роли ярого гони­теля Церкви ( Деян.9:1-18 ). Да и разве могли бы апо­столы, не содей­ствуй их про­по­веди Боже­ствен­ная бла­го­дать, «напол­нить» Цер­ковь (быв­шими) языч­ни­ками?

Во-вторых, особое бла­го­дат­ное воз­дей­ствие на неве­ру­ю­щих и ино­вер­цев может ока­зы­ваться посред­ством хри­сти­ан­ских молитв, согласно обе­то­ва­нию Гос­пода: «всё, чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите» ( Мф.21:22 ).

По учению Церкви, бла­го­дать есть выше­есте­ствен­ный дар Бога чело­веку. «Все бла­го­дат­ные дары нахо­дят на достой­ных сверх при­роды, – ука­зы­вает св. Марк Ефес­ский, – и они иные в срав­не­нии с нахо­дя­щи­мися в нас при­род­ными дарами и обра­зу­ю­щи­мися в резуль­тате нашего усилия. И также всякая жизнь живу­щих по Богу – иная в срав­не­нии с жизнью при­род­ной, будучи духов­ной и бого­вид­ной».

Боже­ствен­ная бла­го­дать явля­ется несо­здан­ной, нерож­ден­ной и личной (ипо­стас­ной). В Свя­щен­ном Писа­нии она часто назы­ва­ется силой («…вы при­мете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» ( Деян.1:8 ), «…Гос­подь сказал мне: «Довольно для тебя бла­го­дати Моей, ибо сила Моя совер­ша­ется в немощи»» ( 2Кор.12:9 )).

Святые отцы назы­вают бла­го­дать «лучами Боже­ства», «Боже­ствен­ной славой», «нетвар­ным светом»… Дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати обла­дают все три Лица Святой Троицы. «Дей­ствие несо­здан­ной сущ­но­сти, – пишет св. Кирилл Алек­сан­дрий­ский, – есть нечто общее, хотя оно и свой­ственно каж­дому Лицу». Св. Ириней Лион­ский, раз­мыш­ляя о домо­стро­и­тель­ном про­яв­ле­нии Святой Троицы, отме­чает, что бла­го­дать исхо­дит от Отца и сооб­ща­ется через Сына во Святом Духе. По слову св. Гри­го­рия Паламы, бла­го­дать есть «энер­гия общая и Боже­ствен­ная сила и дей­ствие Трии­по­стас­ного Бога».

Дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати откры­ва­ется воз­мож­ность позна­ния Бога. «…Без бла­го­дати ум наш не может позна­вать Бога, – учит св. Силуан Афон­ский, – …каждый из нас может рас­суж­дать о Боге настолько, насколько познал бла­го­дати Свя­того Духа». Дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати дает чело­веку воз­мож­ность испол­не­ния запо­ве­дей, спа­се­ния и духов­ного пре­об­ра­же­ния. «Дей­ствуя в себе и вокруг себя, хри­сти­а­нин вносит в подвиги всю свою лич­ность, но делает это, и может успешно делать, только при непре­рыв­ном содей­ствии Боже­ствен­ной силы – бла­го­дати, – учит св. Иустин Попо­вич. – Нет мысли, кото­рую хри­сти­а­нин может по-еван­гель­ски мыс­лить, нет чув­ства, кото­рое он может по-еван­гель­ски ощу­щать, нет дела, кото­рое он может по-еван­гель­ски сде­лать без бла­го­дат­ной помощи Божьей». Дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати сооб­щает чело­веку неоце­ни­мый дар соеди­не­ния с Богом – обо­же­ние. В этом бла­го­дат­ном состо­я­нии чело­век, по слову св. Мака­рия Вели­кого, упо­доб­ля­ется Христу и ста­но­вится выше пер­вого Адама.

Дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати осу­ществ­ля­ется в сотруд­ни­че­стве (в синер­гизме) со сво­бод­ной волей чело­века. «Бого­че­ло­ве­че­ский синер­гизм явля­ется суще­ствен­ным отли­чием хри­сти­ан­ской дея­тель­но­сти в мире. Здесь чело­век сора­бо­тает Богу и Бог сора­бо­тает чело­веку, – разъ­яс­няет св. Иустин Попо­вич. – … Чело­век со своей сто­роны изъ­яв­ляет волю, а Бог – бла­го­дать; из сов­мест­ного их дей­ствия созда­ется хри­сти­ан­ская лич­ность». По учению св. Мака­рия Вели­кого, сози­дая нового чело­века, бла­го­дать дей­ствует таин­ственно и посте­пенно. Бла­го­дать испы­ты­вает чело­ве­че­ское про­из­во­ле­ние, сохра­няет ли он все­це­лую любовь к Богу, заме­чая в нем согла­сие со своими дей­стви­ями. Если в духов­ном подвиге душа ока­зы­ва­ется бла­го­ис­кус­ной, ничем не огор­чая и не оскорб­ляя бла­го­дать, то она про­ни­кает «до глу­бо­чай­ших ее соста­вов и помыш­ле­ний», пока вся душа не будет объята бла­го­да­тью.

Поня­тие «Бла­го­дать Божия» в Свя­щен­ном Писа­нии

Слово «бла­го­дать» весьма часто встре­ча­ется в Свя­щен­ном Писа­нии, как Вет­хого, так и Нового Завета, и упо­треб­ля­ется в раз­лич­ных смыс­лах:

Дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния о бла­го­дати

(Из кн.: «Каноны или Книга Правил». Пра­вила святых собо­ров Помест­ных . Пра­вила свя­таго помест­наго собора Кар­фа­ген­скаго (393–419))

125. Опре­де­лено также: если кто речет, что бла­го­дать Божия, кото­рою оправ­ды­ва­ются в Иисусе Христе, Гос­поде нашем, дей­стви­тельна к одному только отпу­ще­нию грехов, уже соде­ян­ных, а не подает сверх того помощи, да не соде­ва­ются иные грехи, — тако­вой да будет ана­фема, так как бла­го­дать Божия не только подает знание, что подо­бает тво­рить, но еще вды­хает в нас любовь, да воз­мо­жем и испол­нить, что познаем.

126. Также, если кто речет, что та же бла­го­дать Божия, кото­рая о Иисусе Христе Гос­поде нашем, вспо­мо­ще­ствует нам к тому только, чтобы не согре­шать, поскольку ею откры­ва­ется и явля­ется нам позна­ние грехов, да знаем, чего должно искать и от чего укло­няться, но что ею не пода­ется нам любовь и сила к дела­нию того, что мы познали долж­ным тво­рить: тако­вой да будет ана­фема. Ибо когда Апо­стол гла­го­лет: разум делает гордым, а любовь сози­дает ( 1Кор.8:1 ): то весьма нече­стиво было бы верить, что к киче­нию нашему имеем бла­го­дать Божию, а к сози­да­нию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подо­бает тво­рить, и любовь к добру, кото­рое подо­бает тво­рить, дабы при сози­да­ю­щей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога напи­сано: учай чело­века разуму ( Пс.93:10 ): так же напи­сано и сие: любовь от Бога есть ( 1Ин. 4:7 ).

127. Опре­де­лено также: если кто речет, что бла­го­дать оправ­да­ния нам дана ради того, дабы воз­мож­ное к испол­не­нию по сво­бод­ному про­из­во­ле­нию удоб­нее испол­няли мы чрез бла­го­дать, словно бы и не приняв бла­го­дати Божией, мы хотя с неудоб­ством, однако могли и без нее испол­нить Боже­ствен­ные запо­веди, — тако­вой да будет ана­фема. Ибо о плодах запо­ве­дей не сказал Гос­подь: без Мене неудобно можете тво­рить, но сказал: без Меня ничего не можете тво­рить ( Ин. 15:5 ).

Бог гордым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать ( Иак.4:6 ).

«Всякой бого­бо­яз­нен­ной душе пред­ле­жат два вели­кие подвига: первый, чтобы полу­чить бла­го­дать Свя­того Духа, потому что и воз­мож­но­сти нет всту­пить кому-нибудь на путь спа­се­ния и тем паче шество­вать по нему, если не полу­чит он напе­ред таин­ствен­ной бла­го­дати Все­свя­того Духа, второй более тяжкий, чтобы не лишиться сей бла­го­дати, полу­ча­е­мой со мно­гими потами и тру­дами… И этот-то вели­кий подвиг, чтоб не лишиться Божьей бла­го­дати, полу­чен­ной уже, пред­ле­жит душе до послед­него нашего изды­ха­ния».
пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов

Источник

Божественная благодать. Истинное и ложное учение

Пра­виль­ное пониманиеНепра­виль­ное понимание
Что такое Боже­ствен­ная благодать?
Бла­го­дать Божия – дей­ствие Божие (Боже­ствен­ная энер­гия, от др.-греч. ἐνέργεια – дей­ствие, дея­тель­ность, сила, мощь), свя­зан­ное с забо­той Бога о мире. В более узком зна­че­нии: Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на спа­се­ние, освя­ще­ние, обо­же­ние человека.Изоби­лие зем­ных благ. Состо­я­ние удо­вле­тво­ре­ния, эмо­ци­о­наль­ной приподнятости.

При­мер. Вос­кли­ца­ние чело­ве­ка, вышед­ше­го из бани: «эх, благодать!».

Кто из Боже­ствен­ных Лиц явля­ет­ся Источ­ни­ком изли­я­ния бла­го­да­ти в мир?Боже­ствен­ное дей­ствие про­ис­те­ка­ет от Отца через Сына и про­яв­ля­ет­ся во Свя­том Духе. В этой свя­зи бла­го­дать Божья (как Боже­ствен­ное дей­ствие) неред­ко назы­ва­ет­ся бла­го­да­тью Свя­то­го Духа.

При­мер: Выра­зить еди­ное дей­ствие Свя­той Тро­и­цы мож­но через образ чело­ве­ка, в уме (образ Бога Отца) кото­ро­го воз­ни­ка­ет мысль (образ Бога Сына), выра­жа­е­мая голо­сом (образ Свя­то­го Духа).

Мы обыч­но гово­рим «он ска­зал», не пояс­няя, что сна­ча­ла в уме чело­ве­ка воз­ник­ла мысль, кото­рую, затем, он выра­зил голо­сом. Ана­ло­гич­но и про Боже­ствен­ную бла­го­дать гово­рит­ся – «бла­го­дать Свя­то­го Духа», т. к. Он явля­ет­ся выра­зи­те­лем еди­но­го дей­ствия Св. Троицы.

Источ­ни­ком изли­я­ния бла­го­да­ти в мир явля­ет­ся исклю­чи­тель­но Свя­той Дух, отче­го бла­го­дать Божья неред­ко назы­ва­ет­ся бла­го­да­тью Свя­то­го Духа.Како­ва роль бла­го­да­ти в деле пре­одо­ле­ния чело­ве­ком лич­ной греховности?Спа­се­ние чело­ве­ка осу­ществ­ля­ет­ся в синер­гии (сора­бот­ни­че­стве) Бога и человека.

При­мер. Чело­век отре­ка­ет­ся от суе­ты мира, всту­па­ет в мона­стырь, молит­ся, тру­дит­ся, при­ни­ма­ет и испол­ня­ет мона­ше­ские обе­ты, а Бог содей­ству­ет ему на его хри­сти­ан­ском, мона­ше­ском пути.

1. Роль бла­го­да­ти в этом деле мини­маль­на. Глав­ная роль при­над­ле­жит само­му чело­ве­ку. Если он сам захо­чет не гре­шить, то и пере­ста­нет гре­шить, и сде­ла­ет­ся праведным.

Подоб­ную ересь испо­ве­до­вал Пелагий.

2. Роль чело­ве­ка в этом деле сво­дит­ся к нулю. Все, что ни дела­ет чело­век доб­ро­го — дело не чело­ве­ка, но Боже­ствен­ной бла­го­да­ти. Если Бог хочет, что­бы чело­век не гре­шил, и ока­зы­ва­ет на него соот­вет­ству­ю­щее бла­го­дат­ное воз­дей­ствие, тогда тот и не гре­шит: дей­ствие бла­го­да­ти неумолимо.

Подоб­ную ересь, утри­ро­вав уче­ние блаж. Авгу­сти­на о бла­го­да­ти, испо­ве­ду­ют неко­то­рые про­те­стант­ские общины.

Могут ли свя­щен­ные пред­ме­ты акку­му­ли­ро­вать Боже­ствен­ную благодать?Свя­щен­ные пред­ме­ты явля­ют­ся места­ми осо­бо­го Божье­го при­сут­ствия. Сами же по себе они не явля­ют­ся источ­ни­ка­ми бла­го­да­ти: Источ­ни­ком бла­го­да­ти явля­ет­ся Бог.Свя­щен­ные пред­ме­ты могут акку­му­ли­ро­вать Боже­ствен­ную бла­го­дать и, как резуль­тат, слу­жить само­сто­я­тель­ны­ми, авто­ном­ны­ми источ­ни­ка­ми Боже­ствен­ной благодати.

При­мер: намо­лен­ные ико­ны, намо­лен­ные сте­ны хра­мов, монастырей.

Если цель жиз­ни хри­сти­ан­ской — стя­жать бла­го­дать Свя­то­го Духа, то сле­ду­ет ли из это­го, что чело­век может накап­ли­вать в себе Боже­ствен­ную бла­го­дать, слов­но копилка?Стя­жа­ние (обре­те­ние) бла­го­да­ти сле­ду­ет пони­мать так: живя по Еван­ге­лию, в соот­вет­ствии с зако­ном Божьим, чело­век, при содей­ствии бла­го­да­ти, упо­доб­ля­ет­ся Богу, духов­но сбли­жа­ет­ся с Богом, обоживается.Да, сле­ду­ет. В этом и заклю­ча­ет­ся смысл хри­сти­ан­ской жиз­ни. Когда чело­век накап­ли­ва­ет в себе бла­го­дать, она ста­но­вит­ся его соб­ствен­ной бла­го­да­тью. Чем боль­ше он нако­пит в себе бла­го­да­ти, тем в боль­шей сте­пе­ни будет свят.Мож­но ли созер­цать бла­го­дать Божью?Бла­го­дать Божья может созер­цать­ся духов­ны­ми оча­ми веры.

При­мер. Подвиж­ни­ки, на выс­ших сту­пе­нях молит­вен­но­го дела­ния, созер­ца­ют нетвар­ный Боже­ствен­ный свет. Таким све­том про­си­ял Гос­подь Иисус Хри­стос на горе Фавор ( Мф.17:1–2 ).

1.Благодать невоз­мож­но созер­цать ни в какой фор­ме, ни при каких условиях.

2. Бла­го­дать мож­но созер­цать чув­ствен­но, подоб­но тому, как мы созер­ца­ем сол­неч­ный свет, глав­ное – уметь вой­ти в осо­бое тран­со­вое состо­я­ние. Такие прак­ти­ки исполь­зо­ва­ли ере­ти­ки мес­са­ли­ане (евхи­ты).

Мож­но ли утвер­ждать, что со вре­ме­ни Соше­ствия Свя­то­го Духа в День Пяти­де­сят­ни­цы Он по пре­иму­ще­ству (перед дву­мя дру­ги­ми Боже­ствен­ны­ми Лица­ми) дей­ству­ет в мире?Нель­зя. Боже­ствен­ное дей­ствие еди­но: про­ис­те­ка­ет от Отца через Сына и про­яв­ля­ет­ся в Духе Свя­том. Отец и Сын и Свя­той Дух – не три обособ­лен­ных Бога, не три обособ­лен­ных Дей­ство­ва­те­ля, а один.1. Мож­но, так как Хри­стос воз­нес­ся пре­вы­ше всех небес, а Свя­той Дух при­сут­ству­ет в Церк­ви непрестанно.

2. В Вет­хом Заве­те по пре­иму­ще­ству дей­ство­вал Бог Отец, на рубе­же Заве­тов – Бог Сын, в Новом Заве­те – Дух Святой.

Что озна­ча­ет соше­ствие Свя­то­го Духа на Апо­сто­лов в день Пятидесятницы?Даро­ва­ние Апо­сто­лам «эккле­зио­ло­ги­че­ской бла­го­да­ти» (от греч. ekklêsia «Цер­ковь» и logos «сло­во, уче­ние»), т. е. бла­го­да­ти для стро­и­тель­ства Зем­ной Церкви.При­ше­ствие Тре­тье­го Лица Свя­той Тро­и­цы – Свя­то­го Духа – в мир.Какой важ­ней­ший фак­тор для при­об­ще­ния чело­ве­ка боже­ствен­ной благодати?Чисто­та сер­деч­ная ( Мф.5:8 ), искрен­няя вера ( Мк.16:16 ), сми­рен­ный пока­ян­ный настрой. Кому-то и вели­чай­шая свя­ты­ня при­не­сёт мало поль­зы, а кому-то и неа­у­тен­тич­ный в исто­ри­че­ском плане свя­щен­ный пред­мет при­не­сёт обиль­ную благодать.Древ­ность хра­ма, извест­ность и вели­чие свя­ты­ни. Внут­рен­нее чув­ство намо­лен­но­сти места.В чём состо­ит раз­ли­чие бла­го­дат­ных даров, пода­ва­е­мых в каж­дом из семи Цер­ков­ных Таинств?В каж­дом из Таинств веру­ю­щие вос­при­ни­ма­ют раз­лич­ные дей­ствия бла­го­да­ти, раз­лич­ные дары Свя­то­го Духа.

В Кре­ще­нии чело­век омы­ва­ет­ся от сквер­ны гре­ха: пер­во­род­но­го и лич­ных ( Деян.2:38 ). Через Кре­ще­ние он усы­нов­ля­ет­ся Богу, вво­дит­ся в член­ство Церк­ви Хри­сто­вой, рож­да­ет­ся новым духов­ным рож­де­ни­ем ( 2Кор.5:17 ).

В Таин­стве Миро­по­ма­за­ния чело­век обре­та­ет дары Свя­то­го Духа, укреп­ля­ю­щие его в духов­ной жизни.

В Таин­стве Евха­ри­стии хри­сти­а­нин соеди­ня­ет­ся с Иису­сом Хри­стом ( Ин.6:56 ), а так­же с ближ­ни­ми во Хри­сте ( 1Кор.10:17 ). Соглас­но молит­ве свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го, потреб­ле­ние Евха­ри­сти­че­ских Даров осу­ществ­ля­ет­ся «во исцеле́ние, и очище́ние, и просвеще́ние, и сохране́ние, и спасе́ние, и во освяще́ние души́ и те́ла…»

В Таин­стве Пока­я­ния греш­ни­ку отпус­ка­ют­ся гре­хи (совер­шен­ные после кре­ще­ния) ( Ин.20:22–23 ).

В Таин­стве Свя­щен­ства руко­по­ла­га­е­мо­му хри­сти­а­ни­ну пре­по­да­ют­ся такие бла­го­дат­ные дары, кото­рые соот­вет­ству­ют при­ни­ма­е­мо­му им свя­щен­но­слу­же­нию (дья­ко­на, свя­щен­ни­ка, епи­ско­па). Мож­но ска­зать, что в Таин­стве Свя­щен­ства руко­по­ла­га­е­мый освя­ща­ет­ся на осо­бое слу­же­ние в лоне Церкви.

В Таин­стве Бра­ка бла­го­слов­ля­ет­ся супру­же­ский союз меж­ду мужем и женой ( Мф.19:6 ), по обра­зу сою­за Хри­ста и Его Церкви.

В Таин­стве Еле­освя­ще­ния испра­ши­ва­ет­ся бла­го­дать для исце­ле­ния телес­ных и душев­ных болез­ней (боль­ной может полу­чить исце­ле­ние, если будет угод­но Богу). ( Иак.5:14–15 ).

При­част­ны ли некре­щён­ные к бла­го­да­ти Божьей?По боль­шо­му счё­ту под Боже­ствен­ной бла­го­да­тью пони­ма­ет­ся такое дей­ствие Божье, кото­рое направ­ле­но на под­дер­жа­ние бытия и раз­ви­тие мира. Оно рас­про­стра­ня­ет­ся и на каж­дое тво­ре­ние в отдель­но­сти, и на мир в целом.

В более узком осмыс­ле­нии под бла­го­да­тью Божьей под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дей­ствие Божье, направ­лен­ное на спа­се­ние чело­ве­ка. Осо­бым обра­зом бла­го­дать (пони­ма­е­мая в этом зна­че­нии) дей­ству­ет на чле­нов Церк­ви Хри­сто­вой, живу­щих пол­но­той хри­сти­ан­ской жиз­ни. В част­но­сти, осо­бые дары Свя­то­го Духа пре­по­да­ют­ся веру­ю­щим, когда они участ­ву­ют в цер­ков­ных Таин­ствах. Одна­ко и на тех людей, кото­рые, в силу раз­ных при­чин, не при­над­ле­жат к Церк­ви, изли­ва­ет­ся Боже­ствен­ная бла­го­дать ( Ин.12:32 ). Ока­зы­ва­е­мое на них бла­го­дат­ное воз­дей­ствие, направ­лен­ное на их при­зва­ние ко спа­се­нию, при­зва­ние в Цер­ковь, назы­ва­ют при­зы­ва­ю­щим дей­стви­ем благодати.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *