черепаха у мотоциклистов что это
ТОП-8 лучших моточерепах 2021 года
Опытные мотоциклисты не зря говорят: «Кто не падает, тот не ездит». Безусловно, торможение колесами всегда эффективнее, чем неконтролируемое скольжение, но бывают случаи, когда иного выхода, кроме как «положить байк», просто нет. Если в этот момент на вас нет соответствующей экипировки, последствия могут быть крайне печальными.
Моточерепаха или просто «черепаха» — такой же обязательный атрибут защиты, как шлем, перчатки и наколенники. Она предохраняет плечи, предплечья, грудь и спину от ударов, трения, летящих веток и камней. Это не панацея от всех бед, но весомый фактор, потенциально способный сохранить вам жизнь и здоровье. Ниже – обзор лучших моточерепах 2021 года.
Лучшие моточерепахи: обзор популярных моделей
1. MadBull Turtle Jacket
Полная моточерепаха на текстильной основе с полиуретановыми щитками. Модель является одним из лидеров в сегменте недорогой мотоэкипировки. Полиуретан эластичный и не раскалывается при ударах, а для лучшего поглощения энергии в щитки встроены дополнительные пластины. Область почек защищена поясом с полипропиленовыми вставками.
Защита груди и спины перфорированная, с крупными воздуховодами, благодаря этому модель хорошо себя зарекомендовала в жаркую погоду. Спинная секция оснащена удобной застежкой на молнии, в нижней части предусмотрен эластичный шарнир, связывающий верхний сегмент с защитой почек. MadBull Turtle Jacket оснащена надежными ременными креплениями (во время скольжения щитки не смещаются и не проворачиваются). Текстиль достаточно тонкий и может порваться, но эта проблема свойственна большинству моделей в бюджетном сегменте.
2. Thor Sentry XP
Классическая моточерепаха с основой из микросетки и защитой груди, спины, локтей и плеч. Черепаха американского производства, что само по себе гарантирует высокое качество. Модель имеет европейский сертификат CE.
Для лучшей эргономики грудная пластина состоит из трех частей, причем все три сегмента имеют вентиляционные прорези. Дополнительное охлаждение во время движения обеспечивает пористый мягкий материал в подмышечных впадинах. Спинная защита также сегментирована, что повышает комфорт драйвера. Воротник изнутри обит мягкой тканью, не раздражающей кожу при поворотах головы. Локтевые щитки фиксируются двойными эластичными ремнями, но на практике именно эти элементы чаще всего съезжают при скольжении.
3. Dainese LIGHT WAVE JACKET D1 1
Облегченная мотозащита итальянского производства с подкладкой из сетчатого полиэстера. Черепаха создана для максимального комфорта драйвера, у нее одни из лучших эргономических показателей в классе. На груди, плечах и внешней стороне рукавов есть гигроскопичное текстильное покрытие, а в области ключиц и на внутренней части рукавов – крупноячеистая сетка. Моточерепаха обеспечивает хороший теплообмен и обдув тела во время движения.
Грудные пластины выполнены из полипропилена и также перфорированы. Для облегчения ухода за панцирем спинной блок отстегивается. Защита плеч выполнена из двух термопластиковых пластин, расположенных поверх мягкой, гасящей удары пены. Внизу рукавов есть петли для больших пальцев, не допускающие смещения локтевых протекторов вверх.
4. Acerbis GALAXY Grey/Black
Еще одна черепаха итальянского производства, сертифицированная по стандарту CE. Это пластиковый панцирь: внешние панели выполнены из полиуретана, мягкие подкладки – из полипропилена. Сетчатая подкладка полиэстеровая. Модель интересна наличием съемных грудных и спинных пластин – это облегчает чистку и мойку защитных элементов. Если снять спинную панель, на ее месте можно установить шейный бандаж. Нижняя часть для защиты копчика также имеет съемный щиток. Все пластины размещены в мягкой пене с эффектом памяти, что в теории должно повысить устойчивость к ударам. Следует отметить хорошие вентиляционные свойства моточерепахи – этому способствует крупноячеистая структура грудных полиуретановых пластин и мягкая перфорированная подкладка. Модель получилась полностью разборной: вы можете снять нагрудную и спинную защиту, оставив только полиэстеровую основу с плечевыми и локтевыми накладками.
5. Icon Compression Shirt
Облегченная компрессионная мотозащита от одного из крупнейших производителей уличной мотоэкипировки Icon (США). Фактически, это куртка с эргономичным кроем, выполненная на основе тянущейся сетки. Зоны, подвергающиеся трению при падении (предплечья и плечи), выполнены из устойчивого к высоким температурам кевлара, что исключает ожоги во время скольжения.
В производстве защитных элементов использован эластичный полимер D3O. Он сохраняет гибкость до тех пор, пока к нему не приложено ударное воздействие. Таким образом, материал не мешает во время езды, а при падении или столкновении эффективно сопротивляется деформациям. Отметим, что Icon Compression Shirt предназначена для использования с основной защитой без изменения размеров панциря.
6. Fox Airframe Pro
Кроссовая моточерепаха с одной из лучших степеней защиты в своем классе. Это классический жесткий панцирь, надежно защищающий тело райдера от падений и ударов. От других кроссовых черепах отличается массивной защитой ребер. Она фиксируется с помощью застежек, расположенных поверх основных пластин. Решение интересное, но непрактичное, поскольку застежки быстро загрязняются и изнашиваются.
В панцире есть мягкая перфорированная подкладка, плюс к этому в самой защите предусмотрено множество вентиляционных отверстий для лучшей циркуляции воздуха. Задняя панель сегментированная, благодаря этому черепаха достаточно эластична и не стесняет движений. Модель Fox Airframe Pro совместима с защитой шеи Leatt GPX, но требует снятия небольшого сегмента в задней пластине.
7. Leatt Body Protector 3DF AirFit
Нательный эластичный жилет с многослойной защитой груди, спины, локтей и плеч. Сделан из инновационного материала 3DF: верхний полимерный слой максимально плотный и в момент удара становится еще жестче, нижние слои – пористые, они абсорбируют и сдерживают остаточную энергию удара.
Внешняя часть жилета выполнена из эластичной «дышащей» ткани MoistureCool. Тканевая оболочка принимает форму тела и хорошо тянется. Настолько хорошо, что производитель не делит жилет на мужские и женские версии. Защитные вставки сменные – это облегчает уход за черепахой. Ткань MoistureCool хорошо стирается и практически не изнашивается. Жилет можно использовать в качестве самостоятельной мотозащиты, но для мотокросса лучше дополнить его жестким панцирем.
Как выбрать моточерепаху?
Защитная экипировка требуется и новичкам, и опытным мотоциклистам. Однако стандартное снаряжение (налокотники и грудные щитки) не способно уберечь от множества травм в случае аварии или падения на дорогу. Поэтому водители байков позаимствовали у профессиональных спортсменов моточерепахи.
Защитная экипировка требуется и новичкам, и опытным мотоциклистам. Однако стандартное снаряжение (налокотники и грудные щитки) не способно уберечь от множества травм в случае аварии или падения на дорогу. Поэтому водители байков позаимствовали у профессиональных спортсменов моточерепахи.
Комплексная защита, подобно панцирю, закрывает верхнюю часть тела. Она состоит из противоударных жестких протекторов, которые крепятся к сетчатой основе в самых травмоопасных местах: в области шеи и ключиц, плеч и предплечий, запястий, лопаток, грудной клетки, позвоночника и поясницы. Уровень безопасности у такой брони гораздо выше, чем у отдельных щитков, так как все части соединены воедино. Вероятность того, что какой-то элемент сместится или отвалится, нулевая. Плюс все элементы защиты можно регулировать относительно друг друга для идеально точной подгонки по фигуре. Моточерепаха должна сидеть плотно и не болтаться.
Из каких материалов выпускается защита?
Протекторы мотоброни производятся из пластика, который поглощает энергию ударов и рассеивает ее по своей поверхности. При сильном механическом воздействии элементы не раскалываются, что исключает риск ранения осколками. Если в конструкции присутствуют пластины из алюминия или титана, это делает защиту еще эффективнее.
· вспененный полимер 3DF. В обычном состоянии материал мягкий и пластичный, легко гнется и не сковывает движения. При ударе полимер мгновенно затвердевает, чтобы предотвратить серьезные травмы. После того как ситуация стабилизируется, протекторы снова приобретают пластичность;
· термопластичный полиуретан TPU. Сверхпрочный материал с повышенной стойкостью к погодным условиям.
Основа моточерепахи шьется из эластичного сетчатого материала. Броня не сковывает движения, свободно пропускает воздух и не допускает перегрева тела.
Разновидности экипировки
Существует два вида моточерепах:
Мотоциклисту, который планирует передвигаться и по асфальтированным дорогам, и по бездорожью, стоит приобрести шоссейные модели. Они считаются более универсальными и надежными. Чтобы дополнительно защитить шею и ключицы, лучше выбрать вариант с воротником, а также усиленными накладками в зоне плеч.
Также на выбор моточерепахи влияет посадка на байк. Владельцам спортивных мотоциклов подойдет модель с панцирем вдоль копчика. Для байков с прямой посадкой выбирается броня стандартной длины, которая не будет упираться в сиденье.
Критерии выбора мотоброни
Решающий фактор — правильный размер. Для выбора модели нужно снять следующие мерки:
При грамотном выборе размера все части моточерепахи плотно прилегают к телу. При этом экипировка не сковывает движения, не натирает и не сдавливает. В ней можно свободно наклоняться, поднимать руки — и ничего не будет мешать.
Стандарты безопасности
Мотоэкипировка маркируется в соответствии с Европейским стандартом безопасности ECE. На сертифицированной броне ставятся значки CE и EN с цифровым кодом, который указывает ее назначение. Также бирка может уточнять степень защиты — level 1, 2 или 3.
Обратите внимание: моточерепаха — это броня, а не деталь одежды. Экипировка не защищает от осадков, холода и встречного ветра. По этой причине поверх черепахи рекомендуется носить куртку или толстовку.
Черепаха — что это, кому и когда нужна?
Моточерепаха является одним из основных элементов экипировки. Мы упоминали ее в статьях:
«Мотокуртки — уровни защиты и материалы. Что выбрать?»
«Экипировка для защиты спины — из чего выбирать?»
Настало время рассмотреть черепаху более подробно.
Что такое моточерепаха?
Если коротко, то это щитковая защита на сетчатой основе. Щитки закрывают наиболее уязвимые части торса человека. Особое внимание касается позвоночного столба. Щиток должен в точности повторять изгиб позвоночника. Для большего удобства, практически все современные конструкции, носят шарнирное строение. Щитки закрывают так же грудь, плечи и локти.
Все выступающие части тела, которые могут пострадать при падении, обязаны сохраняться черепахой. Шарнирная система спасает суставы от заворачивания их против анатомических возможностей тела человека и ударов на излом.
Чтобы щитки не теряли своего места во время езды и тем более падения, они соединяются сетчатой тканью, прострочка на стыках которой усилена, препятствуя разрывам.
Черепаха фиксируется на теле дополнительными ремнями и поясом на талии. Она должна плотно прилегать к телу, чтобы выполнить свои функции в патовой ситуации. А главное, не перекручиваться вокруг своей оси и не задираться во время скольжения по асфальту.
Сетчатая синтетическая куртка, с шикарным уровнем вентиляции. Это и плюс, и минус одновременно. Сетчатая основа не держит тепло, не спасает от дождя. Приходится делать скидку на погоду.
Особенности моточерепах
Если коротко, то это щитковая защита на сетчатой основе. Щитки закрывают наиболее уязвимые части торса человека. Особое внимание касается позвоночного столба. Щиток должен в точности повторять изгиб позвоночника. Для большего удобства, практически все современные конструкции, носят шарнирное строение. Щитки закрывают так же грудь, плечи и локти.
Все выступающие части тела, которые могут пострадать при падении, обязаны сохраняться черепахой. Шарнирная система спасает суставы от заворачивания их против анатомических возможностей тела человека и ударов на излом.
Чтобы щитки не теряли своего места во время езды и тем более падения, они соединяются сетчатой тканью, прострочка на стыках которой усилена, препятствуя разрывам.
Черепаха фиксируется на теле дополнительными ремнями и поясом на талии. Она должна плотно прилегать к телу, чтобы выполнить свои функции в патовой ситуации. А главное, не перекручиваться вокруг своей оси и не задираться во время скольжения по асфальту.
Сетчатая синтетическая куртка, с шикарным уровнем вентиляции. Это и плюс, и минус одновременно. Сетчатая основа не держит тепло, не спасает от дождя. Приходится делать скидку на погоду.
Читать далее: Эксклюзивный рейтинг мясорубок для дома — ТОП лучших по качеству и надежности
Черепахи различаются между собой по материалам и полноте защиты. Их принято разделять на городские модели и черепахи для мотокросса. А все потому, что они одинаково удачное решение для городского мотоциклиста, а так же для фанатов спортивных направлений. Среди спортсменов особенно популярны у приверженцев активного вида спорта: мотокросс, эндуро, стантрайдинг.
Будучи защитным элементом экипировки, подходит не только пилотам мотоциклов, но и их пассажирам. Редко кто возит с собой черепаху для пассажира, если быть честными, то только для своих родных, постоянно путешествующих на заднем сиденье, в прочих случаях — практически никто. Но это не отменяет возможности приобретения черепахи для любимого пассажира.
На сегодняшний день, экипировка моточерепаха является самым популярным средством защиты, как у профессиональных мотоциклистов, так и у любителей.
Промышленностью производится два вида данной защиты:
Кроссовые модели не защищают мотоциклиста при падении с последующим скольжением по асфальтовому покрытию, они рассчитаны на точечные удары.
Так как кроссовые заезды проходят в условиях бездорожья, где основная причина травм мотоциклистов, происходит в случае столкновения с ветками, а так же от вылетающих камней из под колёс соперников.
Шоссейные модели могут уберечь не только от ударов при падении, но и от травм возникающих от трения тела мотоциклиста об асфальт.
Основное отличие моточерепахи от обычной мотокуртки, заключается в степени защищённости.
Так же они отличаются по конструкции, костюм моточерепаха представляет собой некие доспехи, одеваемые поверх одежды, мотокуртка является частью одежды, в которую вшиты пластины защиты.
Исходя, из этого следует, что использование мотокуртки в летнюю жаркую погоду, вызывает дискомфорт, моточерепаха в свою очередь может продуваться ветром, тем самым делая езду на мотоцикле комфортной.
На данное время рынки переполнены средствами защиты для любителей мотоспорта. В магазинах можно встретить экипировки разных стран выпуска, самыми крупными производителями можно считать американскую компанию 6th gear (six gear).
Читать далее: 10 лучших насосов для лодки с алиэкспресс
Данная компания занимается изготовлением экипировки более 30 лет, основные её фабрики располагаются в Азии.
Компания выпускает огромный ассортимент: перчатки, штаны, куртки, черепахи, и многое другое.
Так же одно из первых мест продажи занимает итальянская фирма Acerbis. Данная компания производит полный набор одежды, и средств защиты. Так же они попутно выпускают запчасти к мотоциклам, и пластмассовые компоненты для производства автомобилей.
AFX North America Inc, ещё одна американская компания, занимающаяся производством экипировки ещё с 1996 года.
Данная фирма занимается узкой специальностью, выпускает в основном шлема. Представительства фирмы размещены в Лондоне, Калифорнии.
Японских производителей защитной амуниции, представляет компания Arai, основана она ещё в 1926 году. Это относительно небольшая фирма занимающаяся производством шлемов.
Шлемы Arai, собираются вручную и получили мировое признание самых безопасных шлемов в мире, но выпускают так же и моточерепахи бюджетных моделей.
Английская компания Belstaff, созданная ещё в 1924 году, так же является одним из крупнейших производителей защитной экипировки. Данная компания изначально производила влагостойкую одежду, а после достижения успехов перешла на производство одежды для лётчиков и мотоциклистов.
С немецкой стороны гигантом производства данной экипировки, считается компания BMW, которая знаменита не только машиностроением,но и производством мотоциклов. Эта компания так же производит высококачественные шлема, комбинезоны, перчатки, моточерепахи.
Brema Moto, итальянская компания, занимающаяся разработкой одежды для разных видов спорта. Данная фирма известна на рынках ещё с 1969 года, основная их продукция, это мотокуртки, моточерепахи, как для мужчин, так для женщин.
В общей сложности на рынках данного товара, представлены компании со всех стран мира. С товарами различного качества и стоимости. Они производят модели не только для мужчин, но и для женщин.
Своим основным отличием женская моточерепаха представляет совершенно другое строение защиты груди и более компактную защиту спины и локтей, плечей.
По статистике самой популярной у мотоциклистов считается мотозащита черепаха марки Dainese Light Wave 2. Данная защитная экипировка имеет все ступени защиты, и отвечает европейским стандартам.
Корпус Dainese Light Wave 2 выполнен из термоформованного вспененного полиэтилена, в области спины имеются алюминиевые вставки. Подкладка сделана из сетчатого полиэстера, вся фиксация спроектирована на ремнях.
Благодаря всем этим показателям, Dainese Light Wave 2 имеет большое преимущество перед другими моделями, к минусу можно отнести дороговизну данной экипировки.
Читать далее: Разные туи в ландшафтном дизайне: какие лучше?
Не менее популярной считается и черепаха Kenny Perfomance Comp Safety, от французского бренда, выполнена она в виде рубашки со змейкой.
Основное её преимущество, это цена – качество, при небольшой стоимости она имеет неплохую степень защищённости. Данную экипировку можно отнести к бюджетной модели.
Стоимость моточерепахи зависит от многих факторов:
Среднего качества, с удовлетворительной защитой, моточерепаха на отечественном рынке стоит в пределах 4000 – 7000 рублей.
Модели с такой ценой отлично подходят для начинающих мотоциклистов, которые только начинают осваивать данный вид транспорта, и перемещаются на незначительных скоростях.
Модели из хорошего материала, для профессиональных мотогонщиков начинаются с отметки в 14 тысяч рублей. В данную стоимость входят всевозможные защитные пластины, а так же дополнительная защита спины, с применением алюминиевых сот.
Поверхность такой экипировки способна пропускать воздух, и в тоже время является водонепроницаемой.
В заключении, подведя итоги, можно с утверждением сказать, что перед покупкой мотоцикла стоит сразу задуматься о приобретении защитной экипировки.
Помимо основной защиты, следует обратить особое внимание и выбору шлема для мотокросса, так как эта часть экипировки является одной из главных.
Не стоит экономить денежные средства при выборе моточерепахи, в данном случае цена говорит о качестве товара.
Кому нужна моточерепаха?
Черепахи различаются между собой по материалам и полноте защиты. Их принято разделять на городские модели и черепахи для мотокросса. А все потому, что они одинаково удачное решение для городского мотоциклиста, а так же для фанатов спортивных направлений. Среди спортсменов особенно популярны у приверженцев активного вида спорта: мотокросс, эндуро, стантрайдинг.
Будучи защитным элементом экипировки, подходит не только пилотам мотоциклов, но и их пассажирам. Редко кто возит с собой черепаху для пассажира, если быть честными, то только для своих родных, постоянно путешествующих на заднем сиденье, в прочих случаях — практически никто. Но это не отменяет возможности приобретения черепахи для любимого пассажира.
Когда нужна черепаха?
Максимальный интерес к черепахе появляется летом. Когда носить куртку слишком жарко, то вместо нее на выручку приходит черепаха. Куртку можно возить с собой на случай похолодания или дождя.
Если из куртки вынуть защитные вставки и носить куртку поверх черепахи, то уровень защиты не пострадает. Роль вставок займет черепаха. Хороший план для езды в прохладную погоду или межсезонье.
Спортсмены уже давно стали сочетать черепаху с джерси. Горожанам этот метод тоже подойдет. Вентиляция останется на достойном уровне. Использовать джерси разумно. Ее материал и покрой подразумевает езду на мотоцикле, в отличии от простых гражданских футболок, в которых ездят мотоциклисты без защиты.
Моточерепахи несправедливо недооценивают. Правильно подобранная черепаха — комплексная защита мотоциклиста.
Как мотоциклистам повысить свои шансы выжить
Готовь сани летом, а телегу зимой. Та же история и с экипировкой. Тем, кто решился в следующем сезоне оседлать двухколесный транспорт, о мотозащите можно начинать задумываться уже сейчас. Стоит она недешево, но ездить без нее, особенно новичкам, не рекомендуется. Мы посетили специализированный магазин, чтобы выяснить как можно больше нюансов выбора мотоциклетной экипировки. Кроме того, мы подберем мотозащиту путешественнику, «спортсмену», городскому пижону, а также посчитаем, во сколько обойдется минимальный набор для первого выезда.
При выборе экипировки новички часто совершают ошибки, после которых различные интернет-площадки (вроде нашего «Мотобазара») пополняются объявлениями о продаже тех или иных слегка подержанных или даже новых элементов защиты. Человек покупает шлем, не зная нюансов, затем понимает, что купил не то, — и вынужден его продавать, как правило по более низкой цене. Поэтому к выбору экипировки нужно подходить с такой же тщательностью, как и выбору мотоцикла.
Еще одна большая ошибка — езда без экипировки, только со шлемом. Вот, к примеру, видео, в котором парень падает с мотоцикла без экипировки. Скорость совсем небольшая. Мотоциклист смог встать, поднять мотоцикл и вернуться домой. Еще неплохо отделался! Но все тело в крови и ожогах, кожи местами нет — заживать это будет долго. А если бы скорость была выше? Мясо, простите, стерло бы до кости.
Экипировка, конечно, не панацея ото всех бед, но она значительно повышает шансы выжить и уберечься от серьезных травм. Даже после небольшого падения можно уехать с места ДТП в карете скорой помощи полностью в крови и зеленке, а можно просто стряхнуть пыль с экипировки, поднять мотоцикл — и поехать дальше.
При выборе мотозащиты прежде всего нужно отталкиваться от того, байк какого типа у вас будет, как вы собираетесь его использовать. Например, кожаный комбинезон и интеграл будут очень странно смотреться на эндуро. И не просто странно смотреться, но и ездить по бездорожью летом в коже вы долго не сможете. Мотозащита должна подбираться под определенные условия эксплуатации.
Шлем всему голова
Шлем рекомендуется покупать максимально дорогой, который вы можете себе позволить. На этом элементе экипировки точно экономить не нужно. И тут дело не только в безопасности, но и в комфорте. Дешевые шлемы из Поднебесной (именно дешевые!), помимо того что ездить в них опасно, еще и шумные, тяжелые, в них задувает ветер. Отсутствие комфорта в итоге вынудит купить более дорогой, качественный и оснащенный шлем.
С другой стороны, нужно соизмерять свои возможности. Лучше купить недорогую мотоэкипировку, но всю, чем ездить в шлеме за 2000 белорусских рублей без остальных элементов защиты. К примеру, приличные шлемы можно купить в пределах 400 рублей, и это будут сертифицированные и проверенные модели.
Очень важно подобрать шлем по размеру. Потому что если ошибиться, то могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью. В двух последних мото-ДТП, произошедших в Беларуси, с трех человек слетели шлемы (!), двое из них при этом погибли, третий — в тяжелом состоянии. Поэтому толку от шлема, который для мотоциклиста или пассажира нормально не подобран или плохо застегнут, — ноль. Застегивать ремень шлема под подбородком нужно так туго, как это возможно без причинения боли и сильного дискомфорта. Застежки не должны болтаться на ремешке, должны быть плотно стянуты под подбородком.
Примерка шлема обязательна! Не покупайте такие вещи через интернет, не примерив перед этим именно данную модель в магазине. У разных производителей своя маркировка: например, Shark размера M может не совпасть с «эмкой» LS2. Причем не факт, что вам подойдет размер M разных моделей одного производителя.
В принципе это правило касается всех элементов экипировки — их нужно подбирать строго по размеру, иначе они не будут эффективно защищать тело. О том, как подобрать шлем, можно было бы написать целую статью. Лучше внимательно изучить этот вопрос в интернете. Например, здесь. Правильно подобранный шлем, как подсказывают недавние трагические новости, может спасти жизнь.
Какой тип выбрать? Начнем с полностью закрытого шлема — интеграла. Его достоинства — наибольшая степень защиты головы, хорошая шумоизоляция, низкое аэродинамическое сопротивление, лучшая защищенность мотоциклиста от ветра, дождя, пыли и насекомых. Но в таких шлемах быстро становится жарко при движении на невысокой скорости в городе. Поэтому особое внимание следует уделять наличию качественной вентиляции. Кроме того, обращаем внимание на угол обзора — в шлеме с широким визором будет удобнее следить за «мертвыми» зонами при перестроениях.
Во многих моделях интегралов сложно ездить в очках. Но в некоторых есть специальные каналы для них.
Визоры бывают прозрачными, тонированными и зеркальными. Тонированные имеет смысл брать, если вы преимущественно ездите в жаркую погоду в солнечный день. Ночью в них будет очень некомфортно.
Оптимально брать обычные прозрачные, но выбирать модели с солнечными очками, которые не дадут вам ослепнуть от яркого солнца. Здесь важно, чтобы очки были большими и опускались как можно ниже. Иногда в шлемах встречаются узкие очки — толку от них немного, так как глаза они полностью не закрывают.
Также рекомендуется докупить к шлему пинлок, если его нет в комплекте. Пинлок — это специальная линза, которая предотвращает запотевание визора в холодную или дождливую погоду. Кроме того, в некоторых шлемах есть подкачка щек. Но в ней нет необходимости, если шлем хорошо подобран по размеру.
Не стоит покупать чисто черный шлем, сегодня полным-полно интересных по дизайну и раскраске моделей. Нужно быть максимально заметным, в том числе и благодаря яркой экипировке. К слову, не будет лишним докупить светоотражающий жилет. Желание стать максимально заметным возникнет у вас после первой же встречи с невнимательным водителем. А встретитесь вы с ним очень быстро.
Нет ничего зазорного в светоотражающих жилетах и ярких шлемах. Стильным можно быть и в них. Хотя почему-то многие ездят только в черном. Я тоже выбрал все черное, о чем сейчас жалею. Благо можно докупить жилет.
Для желающих стать более заметными есть шлемы со специальным светоотражающим покрытием. Недавно появились модели с подсветкой.
Девушкам можно посоветовать покупать «девичьи» шлемы. Или прикрепить хвостик сзади. В общем, желательно обозначить свою половую принадлежность. Так меньше шансов нарваться на агрессивного водителя — к мотоциклисткам на дороге отношение совершенно иное.
А с неадекватным отношением со стороны некоторых автолюбителей мужчинам придется столкнуться. Такие встречи, когда специально (именно специально) «подрезают» или вытесняют с полосы, очень редки, но лучше к шлему сразу прикупить камеру.
К слову, о шлемах белого цвета. В них не так жарко, как в черных, но мыть их придется чаще. Это правило в целом относится ко всей экипировке — светлые элементы более комфортные в жаркую погоду, но более маркие.
Модуляры — это шлемы с поднимающейся лицевой частью. В них можно пить, есть, курить или просто поговорить не снимая. То есть они очень удобны в дальних путешествиях. Кроме того, модуляр избавляет мотоциклиста, который носит очки, от необходимости снимать и одевать их каждый раз при снятии и одевании шлема. Как очкарик скажу, что эта процедура действительно очень-очень надоедает. Мой следующий шлем — однозначно модуляр.
Есть модели, позволяющие убрать «челюсть» аж на затылок, но визор при этом оставить на своем месте. В подобных шлемах можно ездить с комфортом в обоих режимах, как пристегнув челюстную часть, так и сдвинув ее назад. Но стоят подобные модели обычно немало.
Минусы модуляров — шумоизоляция хуже, а вес больше. Интегралы к тому же все-таки безопаснее. Хотя в любом случае в плане защиты шлемы с поднимающейся лицевой частью намного лучше открытых.
Далее идут открытые шлемы, которые обычно выбирают чопперисты и скутеристы. В них очень комфортно в городе в теплую погоду, но за городом (если мотоцикл не имеет хорошей ветрозащиты) на скорости задувает прилично. Главная проблема этих шлемов — при падении сильно страдает лицо, особенно челюсть.
Но чтобы быть стильным, многие идут на риск. Еще есть шлемы, которые защищают только верхнюю часть головы (так называемая «арбузная корка»), но в магазине Motoplanet, который выступил техническим консультантом, таковых не нашлось. Вот от этих «шлемов» действительно толку никакого.
Если вы любите выезжать на бездорожье, то вам необходим эндуро или кроссовый шлем. Козырек защитит от грязи, солнца и веток. Нижняя вытянутая «челюсть» защищает при «лицевых» падениях, а также позволяет фиксировать очки. Высокая степень защиты и хорошая вентиляция — все это есть. Но по аэродинамике они уступают интегралам и модулярам.
Такие шлемы с визорами часто покупают владельцы туристических эндуро для дальних поездок. Но для «гражданского» применения важно, чтобы козырек откручивался, — на трассе ветер может неприятно задирать голову вверх. А для жестких «прохватов» по бездорожью нужно использовать кроссовый шлем с очками и специальную экипировку. Но эту тему мы затрагивать не будем — в ней слишком много нюансов. О внедорожной экипировке хорошо расскажут ребята с канала «В шлеме».
В линейке моделей Shark есть шлемы-гибриды, в которых сочетаются преимущества интегралов и кроссовых шлемов. Некоторые из них имеют снимающуюся нижнюю часть, что позволяет использовать их как открытые. Но если на светофоре в жаркую погоду возникнет желание поднять переднюю часть шлема или убрать очки, сделать это двумя пальцами не получится. Придется задействовать обе руки. Вентиляция у гибридов лучше, чем у интегралов, но они вряд ли могут похвастать хорошей звукоизоляцией на высокой скорости.
Хотя его основная «фишка» все-таки стильный внешний вид.
Кожа или текстиль?
Для гоночной трассы, безусловно, однозначно нужно покупать кожаную экипировку. Но для «гражданского» использования есть смысл остановить выбор на современной качественной текстильной. Она тоже хорошо защищает от падений, зато комфортнее и практичнее. Мотопутешественники выбирают только текстильную одежду.
Кожа прочнее и долговечнее текстиля. После падений есть вероятность, что экипировку можно будет использовать снова. При скольжении по асфальту кожа будет протираться дольше, соответственно вероятность того, что пилот получит травмы при падении на скорости, гораздо ниже. Кожа хорошо тянется, поэтому ее можно подогнать по размеру, не перешивая вещь, а просто разносив.
Но минусов у нее хватает. В коже жарко в знойные летние дни. Она очень плотно облегает тело и создает дискомфорт, когда слезаешь с мотоцикла. Экипировка быстро разнашивается и садится по изгибам тела, но в первое время придется терпеть неудобства. Также со временем она начинает обвисать. Ее сложно изначально подобрать под размер: защита должна сразу сесть на место и не болтаться. При этом в кожаной куртке минимум регулировок. Кожа тяжелее текстиля и непредсказуемо переносит дождь. Если она качественная, то ничего плохого с ней не случится, хотя сохнуть будет долго. Если же кожа плохая, она может при сушке сморщиться и задеревенеть. К тому же такая экипировка в среднем стоит дороже.
Есть еще перфорированная кожа. У меня как раз такая куртка с небольшими перфорированными вставками в районе груди. В ней все равно летом в пробках жарковато. Но если двигаться, то встречный поток ветра приятно охлаждает пилота через перфорацию. Однако проблема в том, что в прохладную погоду на мотоцикле без ветровика холодно ехать даже с пристегнутой утепленной подкладкой.
Текстильная экипировка бывает очень разной, поэтому мы будем говорить о более-менее качественных вещах. В плане прочности и износостойкости текстиль уступает коже. Обычно текстильную экипировку считают одноразовой, но это не совсем верно. Если вы ездите с разумной скоростью, то качественная (именно качественная) текстильная экипировка должна пережить падение. На больших скоростях она обеспечит защиту, но после этого ее практически гарантированно придется менять из-за сквозных дыр. То есть она выполнит свою защитную функцию, но после ДТП ее придется выбросить. Вот пример того, что произойдет с текстильной экипировкой после падения на скорости более 110 км/ч. «Экип» — в утиль, но пилот с пассажиркой остались целыми и даже особо не пострадали, хотя скользили очень долго.
Текстиль существенно легче кожи, такая экипировка намного комфортнее. Почти всегда имеются регулировки, с помощью которых можно подогнать положение защиты и зафиксировать ее. К слову, для текстильной экипировки сохраняется правило, что она должна сидеть как можно плотнее.
У тряпичной куртки часто имеются всяческие подкладки, которые делают ее максимально универсальной. Они могут утеплять пилота и защищать его от дождя. Подкладки бывают вшитые и отстегивающиеся, причем отдельно друг от друга. В сочетании с системой вентиляции получается очень неплохой трансформер, в котором можно ездить и в жару, и в дождь, и в холод.
Стоимость текстильной экипировки сильно варьируется. Есть как дешевые сетчатые куртки для жаркой погоды, так и высококачественные туристические, в которых можно ездить и в пустыне, и высоко в горах. Причем куртки эти часто стоят своих денег. И лучше на этом не экономить, ведь, купив что-то дешевое, позже придется докупать экипировку на более холодную или, наоборот, теплую погоду. А это нередко выходит дороже. С нашими перепадами температур лучше брать что-то более универсальное.
Или взять «черепаху»?
Стандартная защита, встроенная в одежду мотоциклиста, обеспечивает только базовый уровень безопасности. Чтобы куртка могла защитить от более жестких повреждений, некоторые приобретают дополнительную защиту, например «черепаху». Кроме того, ее используют отдельно в жаркую пору, поскольку она хорошо продувается.
Но максимальную защиту «черепаха» обеспечит только в случае, если надевать ее под мотокуртку. Так как элементы защиты могут провернуться, то рекомендуется использовать ее только дополнительно.
Например, Екатерина Архипович, мотоциклистка-путешественница, сняла с обычной мотокуртки всю встроенную защиту и вместо нее надевает под куртку дорогую и качественную «черепаху». Говорит, что так безопаснее.
Некоторые элементы защиты можно докупить отдельно. Нередко заказывают более мощную защиту спины для куртки вместо стандартной вставки.
Ноги страдают больше всего…
В ДТП сильнее всего страдают ноги мотоциклиста, поэтому важно максимально их защитить с помощью мотоштанов, наколенников и мотобот.
В первую очередь нужно уберечь ноги от ссадин — здесь помогут специальные мотоштаны, сделанные из прочной кожи или ткани, усиленной кевларом. Колени и бедра поможет защитить встроенная защита. Можно купить обычные мотоштаны и дополнить их мощными шарнирными наколенниками.
Но у мотоциклиста все равно остается ахиллесова пята в прямом смысле этого слова. Одна из самых распространенных травм — травма стопы. Чтобы уберечься от нее, при падении рекомендуется в первую очередь отпрыгнуть подальше от мотоцикла, чтобы он не раздавил ногу.
Кроме того, не стоит ездить в сланцах или тапочках, лучше купить специальную обувь. Модные мотокроссовки тоже не панацея — они подойдут только для города.
Перчатки
Они бывают длинными, короткими, кожаными и текстильными. Остановиться лучше на кожаных, потому что текстильные разрываются при падениях. Но при этом неплохо иметь пару легких коротких текстильных перчаток на жаркую пору, потому что в кожаных будет потеть рука, соответственно на пальцах быстро возникнут мозоли. Как вариант — для жаркой погоды выбрать кожаные короткие перчатки с перфорацией. На осенне-весенний период неплохо подойдут длинные кожаные. Универсальных перчаток, совмещающих все качества, не существует.
Кстати, и у защиты рук могут быть «навороты», например, возможность работы с сенсорными экранами. А некоторые перчатки даже имеют «дворник» для очистки визора в дождь. Но «дворник» на палец существует и отдельно, хотя в минских магазинах он пока не встречается.
Впрочем, более важно подобрать защиту рук по размеру. В слишком больших перчатках будет неудобно пользоваться органами управления, в маленьких — быстро появятся мозоли.
Термобелье и прочие мелочи
Погода в наших краях для мотоциклиста крайне нестабильна. Днем может быть очень жарко, ночью — холодно. Поэтому многие используют термобелье, которое обеспечивают лучшую терморегуляции тела как в жару, так и в холод.
Подшлемник с терморегуляцией выполняет те же функции, что и термобелье. Можно использовать и простую балаклаву — без нее внутренняя обивка шлема очень быстро загрязняется. Проще стирать подшлемник, чем обивку. Кроме того, балаклава способствует тому, что дорожной пыли в дыхательные пути попадает меньше.
Помимо термобелья рекомендуется купить дождевик и возить его с собой. Причем желательно выбрать максимально яркий, чтобы мотоциклиста было лучше видно. Хотя даже дорогой дождевик не убережет байкера от промокания в сильный дождь при долгой езде по трассе, но значительно выручит, если вы попали под дождь где-нибудь между Брестом и Минском.
Что почем?
Мы решили подобрать различные варианты и посмотреть, насколько они облегчат кошелек начинающего мотоциклиста.
1. Городской пижон
Элемент экипировки | Цена, бел. руб. |
Шлем Shark Vancore | 586 |
Куртка кожаная Rebelhorn Smoke | 450 |
Мотоджинсы Rebelhorn Classic | 227 |
Мотоботы Alpinestars SP-1 | 350 |
Перчатки Alpinestars Mustang | 194 |
Термокофта Rebelhorn Therm | 76 |
Термоштаны Rebelhorn Therm | 76 |
Балаклава Rebelhorn Active | 35 |
Итого | 1994 (1030 долларов) |
2. Экономвариант для новичка
Элемент экипировки | Цена, бел. руб. |
Шлем LS2 FF352 | 156 |
Куртка Rebelhorn Ghost | 233 |
Мотоджинсы Rebelhorn Classic | 227 |
Мотокеды Rebelhorn Traffic | 233 |
Перчатки PROANTI 193 | 56 |
Итого | 905 (465 долларов) |
3. Спортсмен
Элемент экипировки | Цена, бел. руб. |
Шлем Shark Skwal LED | 527 |
Комбинезон TSCHUL 727 | 782 |
Мотоботы Rebelhorn Rival | 390 |
Перчатки Rebelhorn Blaze | 135 |
Термокофта Rebelhorn Therm | 76 |
Термоштаны Rebelhorn Therm | 76 |
Балаклава Rebelhorn Active | 35 |
Итого | 2021 (1045 долларов) |
4. Настоящий путешественник
Элемент экипировки | Цена, бел. руб. |
Шлем-модуляр LS2 FF324 Metro | 390 |
Куртка Rebelhorn Hiker | 350 |
Штаны Rebelhorn Chanzo | 272 |
Мотоботы Rebelhorn River | 292 |
Перчатки Seca Turismo | 135 |
Термокофта Rebelhorn Therm | 76 |
Термоштаны Rebelhorn Therm | 76 |
Балаклава Rebelhorn Active | 35 |
Дождевик Rebelhorn Rain | 98 |
Итого | 1724 (890 долларов) |
Вердикт ABW.BY
Как выяснилось в процессе подготовки материала, нюансов в выборе мотоодежды очень много. К сожалению, в одну статью все физически не уместить. Поэтому советуем тщательно отнестись к выбору мотоэкипировки и обязательно «гуглить» те или иные вопросы, которые не удалось раскрыть ввиду обширности темы.
Главный совет — лучше потратить время и деньги на экипировку, чем потом тратить гораздо больше на лечение. Естественно, желаем никогда не проверять защиту на прочность в дорожных условиях. Но падают все — не стоит забывать об этом в дороге.