череп на кресте с иисусом что это

Адамова голова – древний христианский символ

На старинных иконах, изображающих распятого Иисуса Христа, у самого подножия креста иконописцы часто изображали несколько шокирующую для современного обывателя символику в виде черепа с перекрещенными костями. Для многих не ведомо, что данный символ имеет обоснование и глубокое значение. В христианстве его называют «Адамова голова». Немного о том, как толкуется в христианском учении история происхождения и значение Адамовой головы.

В наше время мало кто знает, что гора Голгофа, где был казнен Иисус, является местом захоронения первого человека — Адама. Не случайно название, которым в далекие времена нарекли данную гору, переводится с арамейского языка как череп. Со временем оно приобрело другое значение и подрахумевалось как лобное место. Само же изображение человеческого черепа на костях изначально символизировало могилу с останками Адама.

череп на кресте с иисусом что это. Смотреть фото череп на кресте с иисусом что это. Смотреть картинку череп на кресте с иисусом что это. Картинка про череп на кресте с иисусом что это. Фото череп на кресте с иисусом что это

Адамова голова — символ чистоты и веры

В первой половине XVIII в России наступает эпоха перемен и реформ. Быть может по причине петровских преобразований, во многом направленных на подражание Европе, в Российской империи постепенно забывают о святом символе. Правда, очень занимателен случай, имевший место в период войны на Кавказе в XIX веке. В 1851 году командир самого успешного и отважного 17 казачьего полка на Кавказе Бакланов Я. П. получил посылку от анонимного отправителя. В посылке было знамя, на черном полотнище которого серебром были вышиты Адамова голова и слова из Символа Веры. Бакланову очень понравился данный флаг и он сделал его полковым значком. Казаки поначалу с недоверием и некоторым суеверным страхом относились к черному флагу, но со временем, вдохновленные победами полка, искренне полюбили его. Для горцев казачий 17 полк под черным знаменем стал по накстоящему грозным.

Источник

Каким должен быть православный крестик

череп на кресте с иисусом что это. Смотреть фото череп на кресте с иисусом что это. Смотреть картинку череп на кресте с иисусом что это. Картинка про череп на кресте с иисусом что это. Фото череп на кресте с иисусом что это

Если у любого человека, даже далекого от религии, спросить о том, какой символ приходит ему в голову при слове «христианство», он ответит: «крест». А вот если задать вопрос о разнице между внутриконфессиональными течениями, наверняка он испытает серьезные затруднения.

Да что там говорить: немногие люди, именующие себя православными, смогут опознать крестик, соответствующий церковному укладу. Что ж, не все христиане приходят к церкви истово верующими и разбирающимися в нюансах теологии – многие и крестятся-то, лишь следуя за модой.

Впрочем, каждый из нас обладает свободой совести и волен выбирать свой путь к богу. А мы поможем сделать небольшой шажок ему навстречу и расскажем о правилах выбора нательного креста.

Самое главное: правильный православный крестик должен быть освященным в церкви и олицетворяющим веру в подвиг Иисуса. Все остальное – небольшие нюансы, малозначительные для истинно верующего человека!

Как должен выглядеть православный крестик

Итак, православный нательный крестик должен выглядеть… Постойте, ничего он не должен: это материальный символ веры, который может принимать различные формы. Да, некоторые каноны есть, но они настолько размыты и условны, что ошибиться при выборе православного символа веры практически невозможно!

Все реже служители церкви отказываются освящать кресты по причине несоответствия канонам. Наиболее продвинутые священники освящают даже кресты с латинскими надписями и прочими признаками католического происхождения.

Вопреки распространенному заблуждению, православная церковь признает кресты самых разных форм:

Восьмиконечный крест – один из древнейших символов христианской религии. Он широко использовался еще в VI, когда еще не было католиков, православных, униатов, протестантов и иже с ними, а были просто христиане, единые в вере.

Канонический православный крест с распятием Иисуса Христа визуально несколько отличается от католического. Пробежимся по основным различиям:

Существует масса менее распространенных разновидностей христианского символа. Например, монашеский крест-Голгофа, дополненный ступенями, черепом и прочими символами, кресты с клиновидными лепестками, увенчанными лилиями или каплями.

Как выбрать нательный православный крест

Зачастую родители (кровные или крестные) затрудняются с выбором символа для таинства крещения. Здесь действует главное правило: крестик для крещения должен быть удобным и безопасным для ребенка.

Приведем основные принципы выбора:

Если вы хотите выбрать правильный православный крест на шею для глубоко верующего взрослого человека, берите канонический восьмиконечный. Распятие в данном случае обязательно.

Виды материалов

Вопреки распространенному заблуждению, у православной церкви нет конкретных требований к материалу крестика. Он может быть вырезан из дерева (что не слишком практично) или камня, отлит из простого металла или ювелирного сплава.

Духовное наполнение символа веры никак не зависит от материала, из которого он изготовлен. Правда, большинство людей предпочитают выбирать крестики из драгоценных материалов: они не только более эстетичны, но и практичны (долговечны, практически не вызывают аллергических реакций).

череп на кресте с иисусом что это. Смотреть фото череп на кресте с иисусом что это. Смотреть картинку череп на кресте с иисусом что это. Картинка про череп на кресте с иисусом что это. Фото череп на кресте с иисусом что этоЗолотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)

Церковь считает гордыню и сребролюбие смертными грехами. Поэтому даже если вы выбираете очень дорогой платиновый крестик с бриллиантами, носить его нужно под одеждой.

Что означает череп на крестике?

Казалось бы, перед нами символ спасения и торжества жизни, так почему иногда изображают внизу на крестике череп с костями? Это не может быть неким мистическим символом, ведь христианская церковь отрицательно относится к оккультным знаниям.

Что значит надпись НИКА на кресте?

Любой образованный человек скажет, что «Ника» в переводе с греческого означает «победа». Так, кстати, звали древнегреческую богиню победы, близкую родственницу древнеримской Виктории. Так почему имя языческой богини часто красуется на православных крестиках?

Главное в православном крестике – это не форма или рыночная стоимость, а духовное содержание. А им наделяют символы веры исключительно люди, их носящие и почитающие!

Источник

7. О нательных крестиках и крестном знамении

Протоиерей Сергий Оголюк

Краткие ответы священников на насущные вопросы о духовной жизни, жизни Церкви, а также вопросы, возникающие у человека, когда он впервые попадает в храм — в рубрике «Коротко о важном». Почему под Распятием помещен череп с костями? Отвечает настоятель Николаевского кафедрального собора Горловки протоиерей Сергий Оголюк.

Господь наш Иисус Христос нёс Свой крест на место казни, за город. Это место называлось Голгофой, или Лобным. Еврейское слово «Голгофа» означает — лоб, череп. По преданию, именно тут лежали останки первого человека — Адама. Распятие Спасителя произошло над этим местом.

По словам святителя Василия Великого, когда умер наш праотец Адам, то люди, не зная, что делать с телом умершего человека, положили его на горе под палящими лучами солнца. Оно лежало там, и кожа стала сходить со лба. Пораженные таким видом лица человеческого, люди стали называть это место местом открытого черепа или головы — Голгофой.

Спустя несколько тысячелетий на этом месте был распят Сын Божий, а кровь и вода из прободенного ребра Спасителя, попав на череп Адама, омыли первородный грех человека. Именно череп Адама мы видим в храмах под Распятием. Место погребения Адама стало местом распятия второго Адама, как называет Иисуса Христа апостол Павел. Именно на этом месте Христос искупил нас от первородного греха.

Адамова глава символически изображает падшее человечество, поражённое духовно и физически грехом, а затем и смертью.

Спросить о важном можно по адресу

Рисунок черепа и двух костей под ним часто находится на изображении распятия Христа и встречается не только в иконографии, но и в нательных крестах. Это иногда вызывает недоумение новообращенных, потому что ассоциируется у современного человека с могилой и смертью. Однако в христианстве этот символ имеет несколько иное значение – отнюдь не такое мрачное.

Адамова глава – символ спасения

Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём. Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоился голова и две кости предка всех людей Адама. Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей. И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая. Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаившихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение. Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».

Татуировка крест из гвоздей, крест обвитый змеями

В зависимости от места расположения татуировка приобретает разные значения:

Часто такой рисунок сочетают с другими христианскими символами, чтобы обратить внимание к Стастям Христовым, не забывать о Его страданиям, сохранить приверженность вере.

Крест, протыкающий змею, символизирует победу над ложью, лицемерием, отвагу в борьбе с несправедливостью, силами зла. Змея в короне, обвивающая крест будет говорить о начале и окончании какого-либо важного дела. На зоне, змеи часто изображают воры в законе.

Плотно сжимающая крест змея может указывать на непримиримость к религии, отречение от религиозных принципов, и даже месть священнослужителям. Кроме того, этот знак может символизировать внутреннюю борьбу со злом, конфликт двух противоположностей: света и тьмы.

Предлагаем ознакомиться Сонник дали крестик

Как попала голова Адама на Голгофу

Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне? Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно? Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Злтоустный? Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются? Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода. Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.

История символа череп в разных культурах

Во многих древних культурах данный знак олицетворял силу духа, жизненную энергию и способность душ к реинкарнации. Существует множество легенд, в которых фигурируют череп и скрещенные кости. В некоторых источниках указывается, что этот символ имеет отношение к масонам. Об этом гласит любопытная легенда:

«В Древней Финикии существовал крупный город Сидон, правитель которого был влюблён в одну армянку благородного происхождения. Женщина также отвечала взаимностью сильному мира сего. Их любовь была настолько возвышенна, что при жизни они никогда не имели интимного контакта. Но случилось несчастье — женщина умерла. Когда она была похоронена в склепе, удручённый горем влюблённый пробрался туда после наступления темноты и не смог сдержать себя — совокупился с умершей. После того как он собрался уйти, услышал голос, который возвещал ему: «Приди сюда через 9 месяцев и найдёшь своё дитя.» Когда правитель вернулся в склеп через озвученный срок, он нашёл меж ног возлюбленной человеческий череп и вновь услышал тот же голос, повелевший ему забрать с собою череп, ибо этот череп поможет побеждать всех врагов.»

В древности у многих народностей череп считали хранилищем души, поэтому, если умирал кто-то из родных, его хоронили без головы, а череп помещали в жилище на видном почётном месте, а перед этим его разукрашивали в разные цвета.

Специально для вас: Дерево-талисман для Водолея

Кельты верили, что в черепе сокрыта священная сила, которая охраняла человека от всех несчастий и болезней, а у индейцев майя вообще существовал культ черепа. У умершего отрезали голову, череп очищали, сверлили в нём отверстие и носили в качестве талисмана на шее.

У мусульман имеется поговорка, смысл которой заключается в том, что будущее человека обозначено на его лбу во швах костей черепа среди изгибов, напоминающих буквы.

Как использовали этот символ на Руси

В христианской религии изображение креста имеет глубокое философско-нравственное значение. Он стало символом великой искупительной жертвы, принесённой Богом во избавление людей от вечной смерти, являвшейся следствием первородного греха, совершённого нашими прародителями — Адамом и Евой. Его изображения весьма разнообразны, и каждое имеет особый смысловой оттенок. Одно из них, а именно Голгофский Крест, является темой этой статьи.

Крест — картина великого события

Его очертания знакомы каждому, кто так или иначе встречался с православной символикой, и увидеть их можно на облачении монахов, предметах а также в атрибутах, связанных с освящением жилищ и транспорта. Голгофский Крест представляет собой стилизованную картину события, происшедшего более двух тысяч лет назад в Палестине, коренным образом изменившего весь ход мировой истории.

В его композицию включены изображения Креста — орудия мучения Спасителя нашего Иисуса Христа, горы Голгофы, на вершине которой произошло это событие, головы Адама, покоящейся в её недрах, традиционно изображаемой у подножия Креста. Кроме того, сюда включены надписи, имеющие как пояснительный, так и сугубо сакральный характер.

Сияние в римском небе

Центром композиции является сам Крест. Известно, что его изображение как магический символ и даже как изображение божества встречалось ещё у представителей древнейших, дохристианских культур. Лишь в Римской империи он превратился в орудие позорной и мучительной казни, которой подвергались, главным образом, рабы и особо опасные преступники. Его символы появились на стенах катакомб, где во II и III веках первые христиане совершали тайные богослужения. Они представляли собой изображения пальмовой ветви, плети и аббревиатуры имени Христа.

череп на кресте с иисусом что это. Смотреть фото череп на кресте с иисусом что это. Смотреть картинку череп на кресте с иисусом что это. Картинка про череп на кресте с иисусом что это. Фото череп на кресте с иисусом что это

В обычном, «незашифрованном виде», Крест впервые появился в IV веке, когда христианство получило в Риме статус государственной религии. Согласно Священному преданию, императору Константину в ночном видении явился Спаситель и повелел украсить изображением Креста знамя, под которым его воинство готовилось вступить в бой с врагом. Утром в небе над Римом появилось сияние в виде креста, рассеявшее его последние сомнения. Исполнив повеление Иисуса Христа, Константин вскоре разгромил врагов.

О чем расскажет наколка кельтский крест

Тату кельтский крест

С кельтским крестом связано объединение духовного и материального мира, мужского и женского начала, сил света и тьмы. Вписанный в круг он символизирует цикличность времени, времен года, перерождений души. Традиционно его принято наносить черными чернилами.

Часто такое тату дополняют различными элементами:

От места расположения так же зависит трактовка символа:

Источник

Что означает череп и кости изображенные на распятии

череп на кресте с иисусом что это. Смотреть фото череп на кресте с иисусом что это. Смотреть картинку череп на кресте с иисусом что это. Картинка про череп на кресте с иисусом что это. Фото череп на кресте с иисусом что это

Рисунок черепа и двух костей под ним часто находится на изображении распятия Христа и встречается не только в иконографии, но и в нательных крестах. Это иногда вызывает недоумение новообращенных, потому что ассоциируется у современного человека с могилой и смертью. Однако в христианстве этот символ имеет несколько иное значение – отнюдь не такое мрачное.

Адамова глава – символ спасения

Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём.
Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоились голова и две кости предка всех людей, Адама.
Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей.
И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая.
Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаявшихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение.
Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».

Как попала голова Адама на Голгофу

Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне?
Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно?
Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Златоустный?
Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются?
Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода.
Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.

Как использовали этот символ на Руси

Источник

О некоторых особенностях иконографии Распятия

Так преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение против монофизитов «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест.

череп на кресте с иисусом что это. Смотреть фото череп на кресте с иисусом что это. Смотреть картинку череп на кресте с иисусом что это. Картинка про череп на кресте с иисусом что это. Фото череп на кресте с иисусом что это
Ил. 2. Неизвестный художник. Крест из храма Сан-Дамиано. XII в. Ассизи

Закономерен вопрос: по какой же причине разошлись восточная и западная традиции в изображении данной иконографической детали? Православные объясняют свои особенности изображения верностью историческому преданию: Крест, привезенный царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь, имел следы от четырех гвоздей, стало быть, ноги Христа были прибиты каждая отдельно. Для католиков основанием служат три гвоздя Распятия, хранящиеся в Ватикане, а впоследствии и данные Туринской плащаницы, на отпечатках которой левая стопа так положена на правую, что вполне можно предположить их пробитие одним гвоздем.

Таким образом, можно заключить: православная иконография имеет под собой твердую историческую основу, а следование церковному преданию снова посрамило самонадеянный рационализм при осмыслении фактов. Однако ради объективности необходимо отметить: католики не столь категоричны по отношению к изображениям Распятия. Например, крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи (XII в.) – одна из главных реликвий францисканского ордена кисти неизвестного умбрийского художника – с четырьмя гвоздями [12] (ил. 2). Аналогичное Распятие можно видеть в киевском костеле Николая Мирликийского. Существуют и другие памятники. Значит, для католиков в те времена это было не так уж и принципиально. Оттого, видимо, Эль Греко, уводя в тень вторую ногу Спасителя, не испытывал особого страха быть обвиненным в греческой схизме перед всесильной тогда инквизицией, а Сурбаран вообще написал ноги Спасителя хотя и перекрещенными, но пробитыми двумя гвоздями.

«держат» само мироздание. Именно указанием, с одной стороны, на неизмеримую высоту смирения и кенозиса, а с другой – на безумную дерзость и неблагодарность гордыни человеческой служат пробитые кисти рук Спасителя. Пойди иконописцы по пути «правды жизни», сместив гвозди с ладоней на место, где они были вбиты реально, – данный смысл был бы смазан. Но он оказался настолько важен для Церкви, что она решила претворить его в канон иконы «Распятие».

Заметной отличительной деталью между католическим и православным Распятием можно назвать и терновый венец на голове Спасителя. В подавляющем большинстве русских и византийских икон всех веков венца нет. Как исключение можно указать на два образа: VIII столетия из Синайского монастыря святой Екатерины и XIV века из праздничного чина Софийского собора в Великом Новгороде. Но эти отступления от канона по причине их малого числа можно не принимать во внимание.

череп на кресте с иисусом что это. Смотреть фото череп на кресте с иисусом что это. Смотреть картинку череп на кресте с иисусом что это. Картинка про череп на кресте с иисусом что это. Фото череп на кресте с иисусом что это
Ил. 4. Распятие. XII в. Музей византийского искусства. Афины

Принципиально важным был и наклон головы Спасителя. На православных иконах мы видим ее склоненной к правому плечу (ил. 4), однако западные художники, следуя «реализму», часто изображали голову и без наклона, смотрящей прямо на зрителя, а если изображали склоненной, то нередко на грудь, но тоже прямо. В чем причина названной православной специфики, удовлетворительно объяснить пока не удается. Следует обратить внимание на два варианта изображения глаз Спасителя. В одном случае глаза закрыты, в другом (чаще в ранних памятниках) – открыты. Думается, здесь византийские иконописцы расставляли разные акценты: Спаситель с открытыми глазами напоминает о Своем Божественном бессмертии, а с закрытыми – полагает жизнь за «овец Своих».

В заключение необходимо особенно подчеркнуть важность иконографических деталей, хотя мы рассмотрели их далеко не все. Как учат святые отцы, в Церкви нет и не может быть ничего лишнего. Так и в иконе. Она есть следствие Боговоплощения, она источник постижения Божественной Премудрости, ибо в ней все возвещено небом и осмыслено соборным сознанием. В этом мы могли убедиться на примере одного из центральных живописных образов православного храма.

[1] Казнь через распятие была заимствована римлянами от персов, применялась она исключительно к рабам и просуществовала как минимум до второй половины IV в. Принято считать, что ее отменил император Константин Великий после 319 г., подписавший закон о запрете убивать рабов (о чем сообщали его современники Аврелий Виктор, Кассиодор, Созомен). Но другие современники – Ксенофонт Ефесский, Фирмик Матерн, Пакут и Харитон – свидетельствуют о крестной казни в IV в. как о чем-то обыденном. Н.В. Покровский пишет: «Примирить это разноречие возможно тем вероятным предположением, что распоряжение императора, как плод его личной филантропии, не получило по неизвестным нам причинам санкции закона и потому отдельные случаи распятия преступников встречались и после Константина Великого. В пандектах действительно такого закона нет. Нет в пандектах и узаконения крестной казни, хотя предписывается казнить разбойников на месте преступления» (Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 402–403).

[2] Зарайский Владислав. Два эпохальных открытия // http://www.pravmir.ru/article_1161.html.

[3] Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С. 143. Требуется уточнение и к другой мысли этого автора: «Распятие является одной из центральных тем во всем христианском искусстве и входит в число двунадесятых праздников, составляющих отдельный ряд иконостаса» (Там же. С. 141). Распятие, однако, никогда не входило и не входит «в число двунадесятых праздников», на иконостасе же в праздничном чине оно иногда встречается, но как своеобразный контрапункт особого страстного цикла. При этом надо подчеркнуть, что страстной цикл – явление позднее, он составлял самый верхний шестой ряд, что разрушало иерархический смысл и строй иконостаса, по этой причине он и не прижился. Иногда его внедряли непосредственно в уже существовавший праздничный чин, как это было в Софии Новгородской при расширении иконостаса в XVI в.

[4] Топоров В.Н. Крест // Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2. С. 12.

[5] Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 492.

[6] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 441.

[7] Ориген. Толкование Евангелия по Матфею // Migne, Patrol, cursus complet. ser. graec, т. XIII, col. 1777.

[8] Тертуллиан. Против Маркиана // Богословский сборник. М., 2005. № 13. С. 195.

[9] Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М., 1845. Ч. 2. С. 187.

[10] Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Ч. 1. С. 533.

[12] Благодарю доцента Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Александра Ранне за указание на данный памятник.

[13] Например, критский иконописец Эммануил Лампардос во второй половине XVII в. изобразил на Распятии руки Христа со сложенными пальцами – точно так же, как они изображаются при благословении, но у благоразумного разбойника они привязаны за спиной к вертикальному брусу креста, хулитель же показан нам со спины, ибо распят лицом ко кресту, руки его привязаны с другой стороны перекладины креста.

[14] Кенозис – дословно опоражнивание, пустота, производное от пустой, порожний, бесплодный, неосновательный, бессмысленный.

[15] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С. 447.

[16] Филатов В. Праздничный ряд Софии Новгородской. Л., 1974. С. 43.

[17] В Новом Завете, как известно, воины поименно не упоминаются, но по разным древним источникам, насколько нам удалось установить, их три: Лонгин, Стефатон и Кальпурний. На русских лубках встречается, правда, еще воин Лабас, фрязин родом. Но никто не брался отрицать, что так могли звать и непосредственно стражников. Церковь чтит сотника Лонгина как мученика, память его – 16/29 октября.

[18] Майкапар Александр. Новозаветные сюжеты в живописи: Распятие Христа // Искусство: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 42 (210). Ноябрь.

[19] Матфей называет Марию Магдалину, Марию – мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых (Мф. 27: 56). Марк говорит о стоящих вдали Марии Магдалине, Марии – матери Иакова меньшего и Иосии и о Саломии (Мк. 15: 40). Лука пишет обобщенно: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23: 49). Иоанн перечисляет: «При Кресте Его стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).

[20] Называем самые известные памятники, но многие замечательные фрески, мозаики и иконы остаются по объективным причинам вне поля нашего зрения.

[21] Правда, у Дионисия в названной иконе Саломия, обнимая Марию, поддерживает Ее.

[22] Старорусский пастырь архимандрит Агафангел. М., 2005. С. 204.

[23] Дамаскин Иоанн, преподобный. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. (Репринт: М., 2002. С. 120.)

[24] Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Ярославль, 1892. С. 68. (Переиздание: М., 1996.)

[25] См., например, фреску Распятие (1209 г.) из храма Девы Марии в Студенице.

[26] См. также ампулу Монци (VI в.) с композицией «Распятие».

[27] Хлудовская славянская Псалтирь (XIII–XIV вв.); оклад Евангелия Симеона Гордого (XIV в.); подвесная пелена из Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1525 г.).

[28] См.: 1) греческое Евангелие XI в. из Национальной библиотеки в Париже; 2) славянскую Псалтирь из собрания Хлудова (XIII–XIV вв.); 3) Евангелие Сийского Антониева монастыря (вторая половина XVII в.).

[29] В славянской Псалтири Хлудова они названы Карином и Лицеошем. Но немецкий исследователь Липсиус считал их одним лицом – гностиком Левкием Карином.

[30] Первым везде мы называли благоразумного разбойника. В иконописных подлинниках XVI в. он носит имя Варвар, но, отметим, его часто путали с другим разбойником – фракийским мучеником Варваром, пострадавшем при Юлиане Отступнике. И как результат – благоразумный разбойник подчас оказывался изображенным в одеждах фракийского мученика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *