чему учит тендряков весенние перевертыши

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПОВЕСТИ В.Ф.ТЕНДРЯКОВА «ВЕСЕННИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ»

чему учит тендряков весенние перевертыши. Смотреть фото чему учит тендряков весенние перевертыши. Смотреть картинку чему учит тендряков весенние перевертыши. Картинка про чему учит тендряков весенние перевертыши. Фото чему учит тендряков весенние перевертыши

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПОВЕСТИ В.Ф.ТЕНДРЯКОВА «ВЕСЕННИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ»

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЮШКИ ТЯГУНОВА

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

имени Героя Советского Союза А.М.Селютина

с.Михайловское Пригородного района РСО-Алания

Томаева Татьяна Темболатовна.

Образовательная : познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова и его повестью «Весенние перевёртыши»; пробудить интерес к творчеству писателя; обучить анализу идейного содержания художественного произведения; научить формулировать гипотезу, аргументировать свою точку зрения;

Развивающая : развивать интерес учащихся к книге, к чтению, сформировать у них оценку нравственных поступков героев; способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса;

Воспитательная : проследить отражение в произведении таких нраственных категорий, как человеческое достоинство, взаимовыручка, доброта, милосердие, первая любовь, : воспитать в учащихся заботливое отношение к окружающим людям; воспитание культуры чувств.

Тип урока : урок-размышление с элементами беседы.

Методы и приемы : слово учителя, беседа.

Оборудование : портрет писателя, выставка книг В.Ф.Тендрякова, компьютор, презентация по творчеству Тендрякова, портрет Натальи Гончаровой.

Музыкальное оформление : романс на слова А.С.Пушкина «Я вас любил…»

Введение в урок. Выстраивание ассоциативного ряда к слову «весенний».

Слайд 1. Слово «весенний».

-Назовите слова, которые ассоциируются со словом «весенний».

День, ветер, настроение, утро…

Что означает слово «весенний»?

-Это слово входит в название повести В.Тендрякова «Весенние перевёртыши»? Чем необычно такое название?

-О каких превёртышах идёт речь в повести? (Перевёртыши – этапы взросления главного героя, становление его как личности).

Слово учителя. Сегодня нам предстоит открыть для себя писателя Владимира Федоровича Тендрякова – и в частности познакомиться с его повестью «Весенние перевёртыши». Исследовать процесс формирования характера главного героя произведения – основная цель нашего урока.

Выступление ученика с сообщением «Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова» (см.Приложение) и просмотр презентации (прилагается).

4.Словарная работа : значение слов «Перевернуть», «Зоркость», «Нравственность», «Заповедь», «Личность».

Учитель. Особое место в творчестве Тендрякова занимают произведения, посвящённые детям, школе. Одно из них – «Весенние перевёртыши». Откроем книгу, и пройдем за героем сложный путь познания мира. (Чтение пролога). Что же случилось с героем? На этот вопрос нам и предстоит ответить. Но вначале познакомимся с героем – Дюшкой Тягуновым.

5. Представление героя.

-Как вы думаете, почему повесть так называется? В прямом или переносном значении использует автор слово «перевёртыши»?

(Работа со словарем: перевертыш (разг.) – двуличный человек, лицемер (из «Словаря русского языка С.И.Ожегова). У Ожегова дается прямое значение слова перевёртыш. В переносном же смысле «перевёртыши» означают изменения, которые стали происходить с Дюшкой весной.)

-Как вы считаете, что взволновало писателя, какие проблемы? Какие из них звучат современно?

Ученик. Взаимоотношения подростков друг с другом, взаимоотношения детей и взрослых.

Учитель. Есть ли у Дюшки друзья? Кто они? А почему у него есть враги? Что рассказывает писатель о друзьях Дюшки(Левка Гейзер, Минька), о его врагах (Санька Ерахов, Колька Лысков)?

Учитель. Теперь предлагаю вам обратиться к сцене «В кабинете директора». Как вы думаете почему? (Глава читается по ролям.)

Ученик. Я думаю, что именно в этой главе особенно ярко раскрываются характеры героев.

Учитель. Какими здесь мы видим Дюшку, Миньку и Саньку?

Ученик. Проблема взаимоотношения между подростками решается самими подростками. Мы видим, как на глазах у всех вырос Минька, поражаемся его находчивости и смелости.

Ученица. Минька – настоящий друг, он поддержал Дюшку в критическую минуту. А Санька Ерахов в этой сцене раскрыл своё истинное лицо. Он отвратителен.

Родители становятся внимательными, чуткими друг к другу и сыну.

Учитель. Действие повести происходит весной. Конечно, у Тендрякова это не случайно. Повлияла ли весна на героев повести?

Ученик. Отец и мама Дюшки стали лучше понимать друг друга и сына, а отец Миньки Никита Богатов по-другому взглянул на жену и сына, задумался о себе.

-Ребята, вы обратили внимание на пейзаж в повести Тендрякова. Какова его роль здесь? Напоминаю вам, что пейзаж – это изображение природы, фон, на котором происходят события повести.

Ученица. Я считаю, что пейзаж передает настроение главного героя.

Ученик. Автор через олицетворение показывает, что природа весной оживает: «небо обнимает землю», под ногами земля «постанывает».

В эпизоде «Драка в школьном дворе» пейзаж выполняет роль контраста. Тепло, солнечно, все радуются весне: «исчезли лужи», «выползла травка», «распустившийся лист роняет на землю сквозную тень» и … мерзкий Санька, «палач». Пейзаж здесь – тот фон, который подчеркивает отврательность этой сцены.

Наконец, сцена объяснения в любви происходит в удивительный момент. Мы видим авторское сравнение чайки с «белым лепестком», метафоры – «дыбилось оглушающее синее небо», здесь же «умытая зелень». Сцена завораживающая, и пейзаж удивителен.

Писатель тонко пользуется цветом. Когда мы читаем описание прихода весны или когда речь идет о положительных героях, то видим, что автор использует светлые, яркие краски: синее, зеленая, белая, рыжая, серебристый. Мрачные сцены и отрицательные персонажи изображены в серых, темных тонах: «черная вода», «серый сарай», «серый нос и зеленые, болотные глаза Саньки», «синюшная мордочка» Кольки Лвскова.

Очевидные цвета в повести: зеленый («узорчатая», «умытая» зелень) и синий. Образ неба проходит через всю повесть. В начале повести оно – «опрокинутое синеее небо», дале – «синева неба», в конце – «оглушающее синее небо». Это очень яркий, ни с чем не сравнимый цвет. Таким небо бывает только весной.

Повесть начинается с перевёртыше й, в которые весна играет с Дюшкой. Вы отметили, что Дюшка вдруг заметил Римку, сделал вывод, что она похожа на Наталью Гончарову. И ему было приятно за ней наблюдать, каждый раз подмечать в её облике все новые детали: «бежит вприпрыжку», «блестят глаза», «вздрагивают курчавинки на висках». Так в душу юного героя входит поэзия высокого чувства.

(Звучит романс А.С.Пушкина «Я вас любил…»).

Учитель. Эта отроческая влюбленность делает его душу особенно чуткой, она возвышает его до бескорыстия лирического героя пушкинского стихотворения «Я вас любил…». Образы пушкинской лирики вместе с образцами оживающей весенней природы создают лирическую атмосферу повести, отвечающую мысли писателя о гармонии между красотой мира и нравственной чистотой души подростка, жадно впитывающего ми р в себя.

Учитель. К каким нравственным открытиям приходит наш главный герой?

Ученик. Дюшка приходит к мысли о том, что время нам дано, чтобы мы прожили жизнь по-человечьи, достойно, с толком, красиво.

Почему повесть В.Тендрякова называется «Весенние перевертыши»?

Ученик. Я считаю, что повесть так называется потому, что мир для героя повести прекрасен, полон перемен и загадочен, полон неожиданных превращений, которые автор называет «весенними перевертышами».

Учитель. Можем ли мы назвать Дюшку личностью?

Ученица. Я думаю, да. Дюшка сознательно выбирает в трудной ситуации человечный, соответствующий нашим представлениям о человеческом достоинстве, выход.

Ученик. Мы увидели его сильным, думающим, чутким к окружающему миру и людям, честным, умеющим подмечать необычное, удивительное, очень ранимым.

Чтение стихотворения Э.Асадова «Раздумье».

Итак, подведем итоги.

— Как происходит взросление человека?

-Как складывается жизненная позиция человека?

-Как должны складываться отношения, чтобы люди слышали и понимали друг друга?

Учитель. Урок наш завершается.

-Весна. Наступает гармония в природе и в жизни: смыта грязь, нет слякоти, сырости. Ушел Санька, Колько перестал влиять на ребят. В жизни ребят теперь только хорошее, радостное. Весна заставляет человека взглянуть на окружающий мир по-другому. Весна – это красивое время года, и в жизни, наверное, должно быть красиво, разумно, как в природе. Поэтому Дюшка незаметно подсказывает отцу, чтобы тот подарил маме нарциссы. И Тягунов-старший сумел ночью за сто километров от поселка достать эти нежные весенние цветы и подарить жене. Поэтому Минька и Дюшка стали братьями по крови и Левка с Дюшкой еще больше сблизились. Поэтому происходит объяснение Дюшки в любви к Римке. Но весна – тем и замечательное время года, что она поражает, удивляет человека своей загадочностью, преображает нас, если мы любим жизнь и людей, верим в добро…

Сегодня на уроке мы проследили путь Дюшки Тягунова, который прошел он, обретая зрелость, от детского мировосприятия к стремлению понять мир, осмыслить его тайны, выработать сознательное отношениек бытию, как он обрел нравственные принципы,занял позицию активного защитиника добра и красоты, борца против зла.

Завершить урок хочу словами Р.Киплинга из «Заповеди»:

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег.-

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек.

9.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру: «О чем заставила меня задуматься повесть В.Тендрякова «Весенние перевертыши»?

1.Ивашева В.В. На пороге ХХ1 века: НТР и литература.Москва: Издательство «Художественная литература», 1979.

2.Соловьева И. Проблемы и проза. (Заметки о творчестве Владимира Тендрякова.) – «Новый мир». 1962, №7.

3.Кузнецов Ф. Перекличка эпох. Очерки, статьи, портреты. М., 1976.

4.О творчестве писателя В.Ф.Тендрякова.- в кн.: Эльяшевич А. Горизонтали и вертикали. Л., Советский писатель, 1985.

5. Умение жить с другими.- В кн.: 15 встреч в Останкино,- М., Политиздат, 1989.

Сообщение ученика о Владимире Федоровиче Тендрякове.

Владимир Федорович Тендряков родился в 1923 году в семье сельского служащего. После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован. Преподавал военное дело в школе в Кировской области. В 1945 году приехал в Москву. Учился на художественном факультете ВГИКа, затем перешёл в литературный институт имени М.Горького, который окончил в 1951 году. Учился в семинаре К.Г.Паустовского.

В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликовы в журнале «Огонёк». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдаваясь литературному труду.

Первый его расска «Дело моего взвода» написан на материале Великой Отечественной войны. К военным впечатлениям писатель обращается неоднократно, так как война началась для него на утро после выпускного школьного вечера.

Однако главное место в его творчестве заняли проблемы послевоенного времени, современные характеры и конфликты. Особое место в творчестве писателя занимают произведени, посвящённые школе, проблемам образования и воспитания, учителю и ученику, например, «Весенние перевёртыши».

О Тендрякове можно сказать, что это писатель сегодняшнего дня, иногда даже предугадывающий наперед назревающие явления жизни.

Он всегда поспевал за временем, и поэтому именно в его произведениях мы можем найти ответы на вопросы, которые актуальны и сегодня.

Источник

Весенние перевёртыши читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.

Краткое содержание для читательского дневника

Главный герой повести — 13-летний мальчик Дюшка Тягунов. В книге автор поднимает проблемы подростков: взаимоотношения между собой, с родителями, с учителями, первая любовь. Дюшка, прочитав однажды стихи Пушкина, понимает, что его соседка Римка Братенева похожа на Наталью Гончарову. Неожиданно для себя Дюшка влюбляется в нее. Но Римке нравится Лёвка, а он предпочитает книжки. У Дюшки конфликт с Санькой, который заканчивается тем, что Минька получает ножевое ранение от Саньки и мама Дюшки — врач — переливает Миньке свою кровь.

Весенние перевёртыши

Очень кратко: Первая любовь заставляет тринадцатилетнего мальчика по-новому взглянуть на окружающих его людей. Он пытается защитить друга от хулигана, а его «возлюбленная» обращает внимание на другого.

Читая Пушкина, тринадцатилетний Дюшка Тягунов делает открытие: на Наталью Гончарову похожа Римка Братенева, которая на класс старше мальчика. Он решает это проверить: выбегает на улицу, видит Римку, и что-то происходит в его душе.

На болоте Дюшка встречает Саньку и Лёвку, подростков старше его на два года. Санька любит издеваться над животными, вот и сейчас он поймал лягушку и заставляет ребят по очереди бить её об стену. Самый слабый из ребят, Минька, отказывается. Дюшка защищает Миньку от Саньки, пробуя увести его, но Минька сопротивляется, он боится Саньки. На Дюшку в один день сваливаются любовь к Римке, ненависть к Саньке и одиночество от предательства Миньки.

Откуда знать мальчишке, что вместе с любовью приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства — горькое чувство одиночества.

Дома родители заняты своими делами: отец говорит о производственных проблемах, а мать — о тяжёлых больных. Отец даже забыл, что у них сегодня годовщина свадьбы, и родители не заметили, что сын пришёл домой.

Продолжение после рекламы:

Чтобы защититься от Саньки, Дюшка кладёт в портфель кирпич. Занятый мыслями о Римке, мальчик получает двойку по математике. Он обращается за помощью к Лёвке, чтоб тот научил его приёмам борьбы, но тот отказывается. Дюшке остаётся надеяться только на кирпич.

Оказывается, как просто: для того чтобы жить без страха, нужен всего-навсего хороший кирпич.

Учитель математики жалуется Дюшкиным родителям, но они оправдываются тем, что слишком заняты на работе и не могут заняться сыном. Учитель считает, что отец Дюшки должен быть для сына примером, а вот от влияния такого отца, как у Миньки, он бы ребёнка оградил. Дюшка обижается за своего друга, он знает, что Минька несчастен. Минькиного отца в посёлке не любят, мать Миньки всё время жалуется, что муж не зарабатывает, не заботится о семье, да и Минька ходит в рваных ботинках.

Брифли существует благодаря рекламе:

Отец Дюшки договаривается с Лёвкиным отцом: Лёвка поможет его сыну в учёбе.

Минька жалуется Дюшке. Его отец добрый и непьющий человек, но они нуждаются. Мать плачет, что муж загубил ей жизнь, несмотря на то, что он её любит. Слёзы матери заставляют Миньку ненавидеть отца.

Однажды на Дюшку набрасывается Санька. Его защищает проходящий мимо Минькин отец. Узнав от Лёвки много нового о Пушкине, Дюшка воображает, что Римка — ожившая Наталья Гончарова. Своим наблюдением он делится с Минькой, который приглашает его на день рождения.

На дне рождения у Миньки Дюшка ближе узнаёт его отца. Для этого человека радость заключается в том, чтоб делать что-то полезное, вещи, еда для него значения не имеют. Мать Миньки придерживается противоположных взглядов. Отец несчастлив из-за безответной любви, а для матери муж и сын — обуза.

Дюшка исправляет двойку по математике. Он счастлив: ему кажется, что Римка вот-вот предложит ему дружить, и он сможет уговорить Минькину маму полюбить своего мужа. Но вскоре Дюшкин мир переворачивается — он видит Римку, идущую рядом с Лёвкой.

Продолжение после рекламы:

Дома мать равнодушно перевязывает распухший нос Дюшки, а отец говорит о Минькином отце, как о «перекошенном человеке», и спрашивает Дюшку, хочет ли он стать таким же. И какое сыну дело до Саньки, который любит мучить животных? Доведя сына до истерики, родители спокойно укладывают его в постель.

Брифли существует благодаря рекламе:

Не в силах перенести несчастье, Минькин отец решает всё бросить и уехать, но Дюшкин отец берётся сделать из него человека.

Опасность миновала, и Минька идёт на поправку. Дюшкиной маме хочется, чтоб её похвалили, как маленькую, и отец приносит ей нарциссы. В их посёлке нарциссы не росли, и Дюшкин отец съездил ночью на катере в город и оборвал городскую клумбу.

Дюшка извиняется перед Лёвкой и делится с ним своим открытием про Римку, но для Лёвки она обыкновенная девчонка, а не жена Пушкина. Дюшка признаётся Римке в любви, но девочка любит Лёвку, а он — только свои книжки. Мир снова переворачивается.

Противостояние – моральное и физическое

В лиричном настроении выходит подросток из дома и видит компанию ребят во главе с отъявленным хулиганом Санькой. Тот придумал отвратительное развлечение – привязал к лапке лягушки верёвку и кидал её в мишень. Мало того, он пытался привлечь к этому ужасному действу Дюшку Тягунова, но тот наотрез отказался. А друг Дюши, Минька, не смог противостоять напору хулигана. Он погубил лягушку, кинув её в мишень. Дюшка высказал всё, что думает о Саньке. Дети смотрели на мальчика, поражённые его смелостью. Понять, какой отважный был Дюшка, поможет читателю повесть и её краткое содержание. «Весенние перевертыши» — рассказ о чистом душой и помыслами ребёнке. Даже если парню было страшно, он не показывал вида.

Минька сказал, что теперь Дюшке нужно быть осторожным, так как Санька не простит ему высказываний против него. Андрей начал носить в ранце кирпич для самообороны, но никогда его не применял. Однажды на школьном дворе к нему подошёл парень из банды Саньки и сказал, что тот скоро ему отомстит. Дюшка не стал ждать этого, а тотчас же подошёл к Саньке и дал ему пощёчину. Завязалась драка. Всех прямых и косвенных участников происшествия вызвали к директору.

Трагедия и спасение

Вот и подошло к своему финалу краткое содержание. Весенние перевертыши после зимы проявились в поведении не только Дюшки, но и Миньки. Робкий парень удивил всех. Когда директор и учитель математики спросили, зачем Тягунов носит кирпич, то Минька объяснил, что это для самообороны от Саньки, так как тот может и ножом пырнуть. Хулиган вспыхнул, начал доказывать, что у него нет ножа. Тогда робкий Минька начал смело обвинять его, рассказывать, как тот издевается над животными. Санька не простил этого мальчику, и потом действительно пырнул Миньку ножом. Но всё закончилось хорошо. Мама Дюшки, врач, помогла спасти ребёнка.

На этом заканчивается пересказ повести «Весенние перевертыши». Краткое содержание познакомило читателя с основными моментами произведения всего за несколько минут.

Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик — самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.

Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого–то и кого–то ненавидели.

Пожалуй, я бы соврал, если б утверждал, что в этой повести о сегодняшнем детстве нет моего далекого детства. И. С. Тургенев однажды заявил, что биография писателя в его произведениях. И здесь нет исключения из этого правила.

Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное — очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.

Как бы вновь я здесь встретился со своим детством и в то же время хотел, чтоб каждый читатель независимо от возраста встретился со своим.

Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку…

Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек — где уж! — однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.

Но вот произошло странное. Как–то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши.

Он пришел с улицы, надо было садиться за уроки. Вася–в–кубе задал на дом задачку: два пешехода вышли одновременно… Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо. Снял с полки первую подвернувшуюся под руку книгу. Попались «Сочинения» Пушкина. Не раз от нечего делать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки. В одну картинку вглядывался чаще других — дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами.

Исполнились мои желания. Творец

Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно — красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. И не раз казалось: на кого–то она похожа, на кого–то из знакомых, — но как–то не додумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на… Римку Братеневу!

Римка жила в их доме, была старше на год, училась на класс выше. Он видел Римку в день раз по десять. Видел только что, минут пятнадцать назад, — стояла вместе с другими девчонками перед домом. Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов — ее голос.

Дюшка вглядывался в Наталью Гончарову — курчавинки у висков, точеный нос…

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Дюшка метнулся к дверям, сорвал с вешалки пальто. Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица?

А на улице за эти пятнадцать минут что–то случилось. Небо, солнце, воробьи, девчонки — все как было, и все не так. Небо не просто синее, оно тянет, оно засасывает, кажется, вот–вот приподымешься на цыпочки да так и останешься на всю жизнь. Солнце вдруг косматое, непричесанное, весело–разбойное. И недавно освободившаяся от снега, продавленная грузовиками улица сверкает лужами, похоже, поеживается, дышит, словно ее пучит изнутри. И под ногами что–то посапывает, лопается, шевелится, как будто стоишь не на земле, а на чем–то живом, изнемогающем от тебя. И по живой земле прыгают сухие, пушистые, согретые воробьи, ругаются надсадно, весело, почти что понятно. Небо, солнце, воробьи, девчонки — все как было. И что–то случилось.

Он не сразу перевел глаза в ее сторону, почему–то вдруг стало страшно. Неровно стучало сердце: не надо, не надо, не надо! И звенело в ушах.

Не надо! Но он пересилил себя…

Каждый день видел ее раз по десять… Долговязая, тонконогая, нескладная. Она выросла из старого пальто, из жаркой тесноты сквозь короткие рукава вырываются на волю руки, ломко–хрупкие, легкие, летающие. И тонкая шея круто падает из–под вязаной шапочки, и выбившиеся непослушные волосы курчавятся на висках. Ему самому вдруг стало жарко и тесно в своем незастегнутом пальто, он сам вдруг ощутил на своих стриженых висках щекотность курчавящихся волос.

И никак нельзя отвести глаз от ее легко и бесстрашно летающих рук. Испуганное сердце колотилось в ребра: не надо, не надо!

И опрокинутое синее небо обнимает улицу, и разбойное солнце нависает над головой, и постанывает под ногами живая земля. Хочется оторваться от этой страдающей земли хотя бы на вершок, поплыть по воздуху — такая внутри легкость.

Но вот изнутри толчок — сейчас девчоночий базар кончится, сейчас Римка махнет в последний раз легкой рукой, прозвенит на прощание: «Привет, девочки!» И повернется в его сторону! И пройдет мимо! И увидит его лицо, его глаза, угадает в нем подымающуюся легкость. Мало ли чего угадает… Дюшка смятенно повернулся к воробьям.

Привет, девочки! — И невесомые топ, топ, топ за его спиной, едва касаясь земли.

Он глядел на воробьев, но видел ее — затылком сквозь зимнюю шапку: бежит вприпрыжечку, бережно несет перед собой готовые в любой момент взлететь руки, задран тупой маленький нос, блестят глаза, блестят зубы, вздрагивают курчавинки на висках.

Топ, топ — невесомое уже по ступенькам крыльца, хлопнула дверь, и воробьи сорвались с водопадным шумом.

Он освобожденно вздохнул, поднял голову, повел недобрым глазом в сторону девчонок. Все знакомы: Лялька Сивцева, Гуляева Галка, толстая Понюхина с другого конца улицы. Знакомы, не страшны, интересны только тем, что недавно разговаривали с ней — лицом к лицу, глаза в глаза, надо же!

А раскаленная улица медленно остывала — небо становилось обычно синим, солнце не столь косматым. А сам Дюшка обрел способность думать.

Он хотел только узнать: похожа ли Римка на Наталью Гончарову? «Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна…» Он и сейчас не знает — похожа ли?

Двадцать минут назад ее видел.

За эти двадцать минут она не могла измениться.

Значит — он сам… Что с ним?

Вдруг да сходит с ума?

Что, если все об этом узнают?

Страшней всего, если узнает она.

Дюшка жил в поселке Куделино на улице Жан–Поля Марата. Здесь он и родился тринадцать лет тому назад. Правда, улицы Жан–Поля Марата тогда не было, сам поселок тоже только что рождался — на месте деревни Куделино, стоявшей над дикой рекой.

Дюшка помнит, как сносились низкие бараки, как строились двухэтажные улицы — Советская, Боровая, имени Жан–Поля Марата, названная так потому, что в тот год, когда ее начинали строить, был юбилей французского революционера.

В рассказе В.Тендрякова «Весенние перевертыши» повествуется о двенадцатилетнем мальчике — Дюшке Тягунове, которому жилось легко и весело, хотя он не был отличником и иногда позволял себе ослушаться взрослых.

Однажды произошло событие, которое нарушило его беззаботное существование. Перелистывая страницы сборника стихотворения А. Пушкина, он с удивлением отметил сходство соседской девочки Римки Братеневой с Натальей Гончаровой. Теперь очередная встреча с ней на фоне проснувшейся природы поселка Куделино была особенной. Мальчик старался скрыть нахлынувшие на него чувства. Смело дал отпор хулигану Саньке, который издевался над лягушками, кидая их в мишень за городом. На душе так ничего и не менялось. Чувствовались неуверенность, стыд и одиночество.

Вернувшись домой, он случайно услышал разговор родителей о подарке отца в виде букета белых нарциссов пятнадцатилетней давности.

За прошедшую ночь в сознании мальчика многое изменилось. Радостное, неизвестное ощущение чего-то нового становилось для него привычным чувством. Даже Минька это заметил. Но подобное состояние пошло во вред. В школе он получает выговор от учителя математики за нерешенную задачу. Встреча в коридоре с Санькой сопровождается молчанием и бездействием обоих. Главный герой видит в нем врага, поэтому носит в портфеле кирпич как средство защиты от него.

Глядя на Римку, весь мир радует Дюшку. Он по-новому воспринимает окружающих, с трепетом рассказывает о красоте природы, с гордостью об отце инженере, о матери, которая спасает жизни людям. От счастливого Дюшки, с которым «мир играет в перевертыши», Минька убегает без оглядки.

На пороге дома его ожидает разгневанный учитель, после ухода которого родители наказывают сына и обращаются за помощью к семье Левки Гайзера. На следующий день Дюшка получает книгу из рук Левки, от которой не может найти покой ночью, а утром чувствует себя умным и повзрослевшим. Он проявляет жалость к Миньке, который страдает от семейных проблем.

После уроков тайны мироздания перевешивают желание проводить Римку. В спортзале он беседует о Вселенной и дает обещание Левке сделать в будущем научное открытие. После этого разговора и прочтения книги Дюшка с интересом садится решать задачи.

Во время одной из вечерних прогулок главный герой выходит на улицу без кирпича. От набросившегося на него с кулаками Саньки спасает вовремя подоспевший отец Митьки.

По дороге на день рождения к Богатову Дюшка раскрывает тайну возрождения Гончаровой. За праздничным столом он становится свидетелем разговора взрослых о счастье.

Следующий урок математики вызвал у учителя восторг. Дюшка первым и правильно решил задачу. Похвалу получил он и от Левки. Окрыленный славой, решил проводить Римку домой. Однако мир «вновь играл в перевертышей» — девочка ушла с Левкой.

Однажды учитель увидел выпавший из портфеля Дюшки кирпич. Теперь все знали, что он обезоружен. Встретив Саньку, Дюшка услышал за спиной смех Римки, вся его ненависть вылилась в драку. После этого все отвернулись от обезображенного мальчика.

В тот день, когда в учительской преподаватели разбирали вопрос о том, чей кирпич, вина пала на Дюшку. Тогда на его защиту встал Минька, который позже вооружился кухонным ножом, чтобы отомстить Саньке.

Однажды в дом Тягуновых ворвался испуганный отец Богатова, сообщив о ранении сына ножом. На переливание крови, которое было необходимо больному, согласилась мать Дюшки. В этот же вечер его отец предложил Богатову Никите помощь с работой. Под утро хозяин вернулся домой с букетом цветов.

Этой весной Дюшка продолжал любоваться портретом Гончаровой, вспоминая Римку. Встретив ее на реке, он узнал, что Левку интересуют только книги, с сожалением понял, что сам ей безразличен.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Весенние перевертыши

Предисловие

Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик – самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.

Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого–то и кого–то ненавидели.

Пожалуй, я бы соврал, если б утверждал, что в этой повести о сегодняшнем детстве нет моего далекого детства. И. С. Тургенев однажды заявил, что биография писателя в его произведениях. И здесь нет исключения из этого правила.

Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное – очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.

Как бы вновь я здесь встретился со своим детством и в то же время хотел, чтоб каждый читатель независимо от возраста встретился со своим.

Весенние перевертыши

Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо – учиться на пятерки, хорошо – слушаться старших, хорошо – каждое утро делать зарядку…

Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек – где уж! – однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.

Но вот произошло странное. Как–то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши.

Он пришел с улицы, надо было садиться за уроки. Вася–в–кубе задал на дом задачку: два пешехода вышли одновременно… Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо. Снял с полки первую подвернувшуюся под руку книгу. Попались «Сочинения» Пушкина. Не раз от нечего делать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки. В одну картинку вглядывался чаще других – дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами.

Исполнились мои желания. Творец

Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно – красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. И не раз казалось: на кого–то она похожа, на кого–то из знакомых, – но как–то не додумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на… Римку Братеневу!

Римка жила в их доме, была старше на год, училась на класс выше. Он видел Римку в день раз по десять. Видел только что, минут пятнадцать назад, – стояла вместе с другими девчонками перед домом. Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов – ее голос.

Дюшка вглядывался в Наталью Гончарову – курчавинки у висков, точеный нос…

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Дюшка метнулся к дверям, сорвал с вешалки пальто. Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица?

А на улице за эти пятнадцать минут что–то случилось. Небо, солнце, воробьи, девчонки – все как было, и все не так. Небо не просто синее, оно тянет, оно засасывает, кажется, вот–вот приподымешься на цыпочки да так и останешься на всю жизнь. Солнце вдруг косматое, непричесанное, весело–разбойное. И недавно освободившаяся от снега, продавленная грузовиками улица сверкает лужами, похоже, поеживается, дышит, словно ее пучит изнутри. И под ногами что–то посапывает, лопается, шевелится, как будто стоишь не на земле, а на чем–то живом, изнемогающем от тебя. И по живой земле прыгают сухие, пушистые, согретые воробьи, ругаются надсадно, весело, почти что понятно. Небо, солнце, воробьи, девчонки – все как было. И что–то случилось.

Он не сразу перевел глаза в ее сторону, почему–то вдруг стало страшно. Неровно стучало сердце: не надо, не надо, не надо! И звенело в ушах.

Не надо! Но он пересилил себя…

Каждый день видел ее раз по десять… Долговязая, тонконогая, нескладная. Она выросла из старого пальто, из жаркой тесноты сквозь короткие рукава вырываются на волю руки, ломко–хрупкие, легкие, летающие. И тонкая шея круто падает из–под вязаной шапочки, и выбившиеся непослушные волосы курчавятся на висках. Ему самому вдруг стало жарко и тесно в своем незастегнутом пальто, он сам вдруг ощутил на своих стриженых висках щекотность курчавящихся волос.

И никак нельзя отвести глаз от ее легко и бесстрашно летающих рук. Испуганное сердце колотилось в ребра: не надо, не надо!

И опрокинутое синее небо обнимает улицу, и разбойное солнце нависает над головой, и постанывает под ногами живая земля. Хочется оторваться от этой страдающей земли хотя бы на вершок, поплыть по воздуху – такая внутри легкость.

Но вот изнутри толчок – сейчас девчоночий базар кончится, сейчас Римка махнет в последний раз легкой рукой, прозвенит на прощание: «Привет, девочки!» И повернется в его сторону! И пройдет мимо! И увидит его лицо, его глаза, угадает в нем подымающуюся легкость. Мало ли чего угадает… Дюшка смятенно повернулся к воробьям.

– Привет, девочки! – И невесомые топ, топ, топ за его спиной, едва касаясь земли.

Он глядел на воробьев, но видел ее – затылком сквозь зимнюю шапку: бежит вприпрыжечку, бережно несет перед собой готовые в любой момент взлететь руки, задран тупой маленький нос, блестят глаза, блестят зубы, вздрагивают курчавинки на висках.

Топ, топ – невесомое уже по ступенькам крыльца, хлопнула дверь, и воробьи сорвались с водопадным шумом.

Он освобожденно вздохнул, поднял голову, повел недобрым глазом в сторону девчонок. Все знакомы: Лялька Сивцева, Гуляева Галка, толстая Понюхина с другого конца улицы. Знакомы, не страшны, интересны только тем, что недавно разговаривали с ней – лицом к лицу, глаза в глаза, надо же!

А раскаленная улица медленно остывала – небо становилось обычно синим, солнце не столь косматым. А сам Дюшка обрел способность думать.

Он хотел только узнать: похожа ли Римка на Наталью Гончарову? «Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна…» Он и сейчас не знает – похожа ли?

Двадцать минут назад ее видел.

За эти двадцать минут она не могла измениться.

Значит – он сам… Что с ним?

Вдруг да сходит с ума?

Что, если все об этом узнают?

Страшней всего, если узнает она.

Дюшка жил в поселке Куделино на улице Жан–Поля Марата. Здесь он и родился тринадцать лет тому назад. Правда, улицы Жан–Поля Марата тогда не было, сам поселок тоже только что рождался – на месте деревни Куделино, стоявшей над дикой рекой.

Дюшка помнит, как сносились низкие бараки, как строились двухэтажные улицы – Советская, Боровая, имени Жан–Поля Марата, названная так потому, что в тот год, когда ее начинали строить, был юбилей французского революционера.

В поселке была лесоперевалочная база, речная пристань, железнодорожная станция и штабеля бревен. Эти штабеля – целый город, едва ли не больше самого поселка, со своими безымянными улочками и переулками, тупиками и площадями, чужой человек легко мог заблудиться среди них. Но чужаки редко появлялись в поселке. А здесь даже мальчишки хорошо разбирались в лесе – тарокряж, крепеж, баланс, резонанс…

Надо всем поселком возносится узкий, что решетчатый штык в небо, кран. Он так высок, что в иные, особо угрюмые, дни верхушкой прячется в облака. Его видно со всех сторон за несколько километров от поселка.

Он виден и из окон Дюшкиной квартиры. Когда семья садится за обеденный стол, то кажется – большой кран рядом, вместе с ними. О нем за столом каждый день ведутся разговоры. Каждый день целый год отец жаловался на этот кран: «Слишком тяжел, сатана, берег реки не выдерживает, оседает. В гроб загонит, будет мне памятничек на могилу в полмиллиона рублей!» Кран не загнал отца в могилу, отец теперь на него поглядывает с гордостью: «Мое детище». Ну, а Дюшка большой кран стал считать своим братом – дома с ним, на улице с ним, никогда не расстаются, даже когда засыпает, чувствует – кран ждет его в ночи за окном.

Отец Дюшки был инженером по механической выгрузке леса, мать – врачом в больнице, ее часто вызывают к больным по ночам. Есть еще бабушка – Клавдия Климовна. Это не родная Дюшке бабушка, а приходящая. У нее в том же доме на нижнем этаже своя комнатка, но Климовна в ней только ночует. А когда–то даже и не ночевала – нянчилась с Дюшкой. Сейчас Дюшка вырос, нянчиться с ним нужды нет, Климовна ведет хозяйство и страдает за все: за то, что у отца оседает берег под краном, что у матери с тяжелобольным Гринченко стало еще хуже, что Дюшка снова схватил двойку. «О господи! – постоянно вздыхает она обреченно. – Жизнь прожить – не поле перейти».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *