чему учит стихотворение железная дорога некрасов
Чему учит стихотворение Железная дорога
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» — легендарное; вы слышали строки из него, даже если самого стихотворения так и не удосужились прочитать. Оно больше, состоит из 4-х частей. В гражданской лирике, в социальной поэзии, считается образцовым, эталонным.
Сюжет стихотворения
«Железную дорогу» Некрасов написал в 1964 году, через три года после отмены крепостного права. Эпиграфом, отправной точкой стал диалог отца и маленького сына в поезде. Мальчик, удивленный железной дорогой, спрашивает папу, кто ее построил. На что мудрый отец, ни секунды не раздумывая, отвечает: «граф Петр Андреевич Клейнмихель». Видимо, диалог этот реальный. Наверное, Некрасов слышал его, был возмущен до глубины души, и решился рассказать правду ребенку, ответить всем, кто считает, что Зимний дворец построила лично Екатерина II, а Колизей воздвигали римские императоры.
Далее поэт рассказывает как голод и пореформенная безысходность, породившая тьму деревенской бедноты, согнала людей на строительство железной дороги. Со всей страны оборванные, голодные, безработные люди потянулись, чтобы заработать себе хоть на кусок хлеба, чтобы просто выжить, не умереть с голоду. Однако и здесь они умирали – от недоедания, непосильной работы, от того, что жили в землянках из месяца в месяц. В снег, в лютый мороз и жару, в дождь, в весеннюю распутицу русские мужики прокладывали путь.
Некрасов подробно описывает все бедствия безымянных строителей, всю непосильность их работы. И учит мальчика уважать народный труд, его великий подвиг. И тогда отец мальчика смеется над поэтом. Народ, вы считаете, что эту дорогу построил народ? Ваш народ – это сборище лодырей, грубых варваров, разбойников и воров. Он не способен ни на что. Без кнута не построит и амбара.
Затем отец просит не смущать детский ум рассказами о бедствиях и ужасах. Что ж, решает поэт, расскажу, пожалуй, и о светлой стороне строительства. Но далее идут горькие строки об обманутых людях, которые за все время строительства больше, чем на хлеб насущные ничего не заработали. За каждый промах, за любой огрех надзиратели записывали штрафы и неустойки. Так что, к концу строительства люди оказались не только не в прибыли, но все в долгах.
И затем лирический герой красноречиво описывает явление подрядчика. Этот «народный благодетель» был так щедр, что «подарил недоимку» работникам. Простил долги, да водкой угостил. А теперь ступайте подобру-поздорову, любезные – с чем пришли, с тем и уходите. Картина народного ликования выглядит особенно ужасающе и безысходно. Но мы знаем, что главные строки этого стихотворения навеки вошли в русскую жизнь. И в них – надежда на избавление от морока бедности. Это строки о русском народе, который вынес уже много бед и вынесет еще, проложив себе дорогу к счастью. А не путь чужой славы…
Чему учит стихотворение
В те времена, когда было написано это стихотворение, оно перевернуло сознание многих, заставив иначе смотреть не только на русскую жизнь, но и на всю человеческую историю, которая до этого понималась как история царей, героев и полководцев. Но вот на историческую сцену выходит народ – с его вековечным страданием и покорным молчаньем. Некрасов говорит вместо них – сотен и тысяч, и сотен тысяч, и миллионов забитых, угнетенных и обманутых людей. Этот стих учит нас тому, что есть истинное величие и достоинство человека. А еще милосердию, совестливости и человечности, которой так не хватало в мрачной русской жизни.
Чему учит стихотворение «Железная дорога» Некрасова?
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» учит уважать труд человека и ценить человеческие жизни. В стихотворении описывается жестокость по отношению к рабочим, которые строили железную дорогу. Строили простые мужики, которые работали и работали, умирали и снова работали. Основная мысль стихотворения «Железная дорога» только на выносливости русского мужика была построена дорога, только русский мужик может вывести к будущему, так нужно ценить силу русского мужика, а не загонять их в гроб, считая, что народа много и на место умершего придет другой.
Незаменимых нет, что есть правда, но сила и терпение есть не у всех и уничтожив лучших, останутся слабые, с которыми уже далеко не уйдешь.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» учит маленького Ваню (и читателя вместе с ним) любить «Отчизну любезную» и ее многострадальный народ. Автор убеждает нас, что Русь всегда славилась талантами и трудолюбием, а трудности и невзгоды ее только закаляют, делают еще сильнее и мудрее. Эта физическая и моральная устойчивость и позволяет верить в светлое будущее народа:
Правда, все эти мысли автор не надеется донести до современного ему поколения, до власть предержащих. К его словам абсолютно глух генерал. Более того, он раздражен тем, что всей этой крамолой смущают ум его мальчика.
Надежду лучшее будущее поэт связывает с Ваней, чья душа еще восприимчива к мудрым наставлениям. Именно Ванино поколение, по мысли Некрасова, должно стать строителем нового общества. Но вот полное народное счастье не суждено увидеть даже ребенку:
Честно говоря, не знала, что Некрасов автор стихов и о природе. В моем понимании он больше социально- бытовой поэт. Но, возможно, что я субъективно ошибаюсь потому, что стих красивый, а я читала его впервые только что.
Это не всё описание природы, а только часть. Но для примера хватит и
Н.А.Некрасов большую часть своей жизни прожил в Петербурге. Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова находится на Литейном проспекте д.26.
На противоположной стороне Литейного проспекта размещается дворец с великолепным подъездом, принадлежавший очень богатому и знатному царскому сановнику.
Из окон своего кабинета Н.А.Некрасов наблюдал жизненные сцены у подъезда.
Вот наблюдая все эти сцены Н.А.Некрасов и назвал свое стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
В рассказе «Клякса» повествуется об озорнике Феде Рыбкине, который обожал смешить окружающих. Однажды он измазался в туши и в таком виде присутствовал на уроке, пытаясь таким образом позабавить своих товарищей. Но в результате оказался сам в неловком положении, а все потому, что учительница вовремя «раскусила» проделку мальчика.
Лучше всего ситуация с Федей описана в мудрых пословицах, таких как
Спустя два года Агарин вернулся и был настолько очарован Сашей, что предложил ей выйти за нее замуж, но получил отказ.
Анализ стихотворения «Железная дорога» Николая Некрасова
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» было написано в 1864 году. Будучи живым свидетелем этой эпохи и её проблем, автор рассказал через него о сложностях жизни в те времена, как страдали простые крестьяне, живя в бедности и занимаясь тяжёлым и неблагодарным трудом. Само произведение адресовано детям и написано в форме беседы с мальчиком. Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» позволяет более глубже вникнуть в его основную идею.
История написания
В 1842 году царь Николай I издал указ о строительстве железнодорожных путей. Эта дорога была первой на территории Российской Империи. Соответствующему событию и посвящено было произведение Некрасова. Рельсам указанной дороги предстояло соединить между собой Москву и Петербург. Руководил строительством граф Пётр Андреевич Клейнмихель, упоминаемый в эпиграфе. В 1852 году оно уже было окончено, что считалось для того времени невероятно быстрым.
Впервые стих был напечатан в журнале «Современник». Произошло это в 1864 году. Он сразу же обратил на себя внимание общественности, став важным явлением в гражданской лирике. Поэт не занимался прославлением дороги, а заострял внимание на болезненной теме — как это строительство происходило и чем отозвалось для простого народа.
Специалисты по истории критиковали Некрасова за искажение исторических фактов. В частности, его обвиняли, что он указывал число погибших 5000, тогда как точное количество установить оказалось невозможным.
Делая анализ «Железной дороги» Некрасова, необходимо отметить, что оно написано в виде диалога между умным мальчиком Ваней и его отцом-генералом, а также авторской фигурой рассказчика, который берёт на себя смелость возразить родителю и рассказать, как на самом деле строилась дорога.
Жанр, размер и направление
Жанр соответствует гражданской лирике. Написано произведение дактилем, рифмовка перекрёстная (abab), используются мужская и женская рифмы.
Произведение написано в направлении реализма. Повествование обладает чётким ритмом, словно действительно написано под стук колёс поезда, катящегося по просторам страны. Читатель без прикрас видит:
Делая анализ стихотворения «Железная дорога», важно указать, что оно пронизано сочувствием к народу, которому пришлось пройти через это всё. Этим оно выделяется среди других произведений того времени.
Отдельного слова достойны образы в стихотворении. Основной символ отражён в самом названии этого произведения. Железнодорожное полотно, словно красная нить, связывает все остальные элементы и персонажей и проходит сквозь всё повествование. Ведь именно оно послужило причиной страданий людей, о которых рассказчик говорит Ване. Они предстают в образе сотни мертвецов, поднимающихся из земли и следующих за поездом, где едут мальчик с отцом и рассказчиком.
Несчастный белорус — собирательный образ простого труженика, принесшего в жертву жизнь в угоду властям и их желанию облагораживать территорию города. На протяжении долгих лет его сопровождали утомительный труд и выживание в землянке. Автор с глубоким уважением говорит о представителях народа, восхищается трудолюбием крестьян. Первые 3 главы — правда, как на самом деле происходило строительство дороги и какой ценой она строилась для обычных людей.
На просьбу же показать «светлую сторону» рассказчик тоже не теряется и иронично, с юмором повествует о лабазнике, рабочих и бочке вина. Купец кажется благодетелем, но на самом деле он эксплуатирует людей, не испытывая к ним ни уважения, ни простого человеческого сочувствия.
Настроение и тематика
Главная тема произведения — как тяжело трудились и страдали рабочие при постройке дороги, как поступали с ними чиновники, не считавшие их за людей. Общество в те времена было подвержено сильному социальному расслоению, и жизнь элиты общества разительно отличалась от условий, в которых приходилось существовать крестьянам и рабочим. Это были 2 параллельные линии, нигде не пересекавшиеся, но автор решил пролить на это свет, будто предвосхищая грядущие революции. Такова ключевая мысль стиха.
Так писатель подходит и к другой теме — социального неравенства. Есть господа, а есть крестьяне и рабочие. В произведении осуществляется попытка понять, возможно ли им понять образ жизни друг друга и осознать, что все они люди, жители одной страны. Ваня относится к привилегированному классу, его жизнь ничем не омрачена, в отличие от тяжёлой и иногда трагической судьбы крестьянских детей. Один человек никак не в силах изменить ситуацию, но Некрасов видит умного Ваню, как олицетворение мыслящей, думающей молодёжи. По его мнению, она будет смотреть на мир по-другому не так, как их отцы.
Также поэт говорит, что не стоит закрывать глаза на правду, даже если она страшнее и неприятнее, чем ложь. В уютном вагоне нового поезда не видно, что творится за его пределами. Однако стоит помнить, какими усилиями далась стране эта дорога, что не так легко и просто это было, как говорил отец-генерал. Труд человека не должен быть забыт, его нужно уважать и знать о нём.
Настроение произведения так же двойственно, как жизнь людей в 19 веке: с одной стороны, новое железнодорожное полотно, стремительно бегущее между городами, с другой же — то, что стояло за его строительством, не самая приятная картина.
Проблематика стихотворения
Проблемы, описанные в произведении, достаточно разнообразны. Они отражают сразу несколько моментов:
Невежество и темнота — еще один немаловажный аспект. Он находит отражение в незнании, как защитить свои права. Это даёт возможность обманывать людей и дальше, ведь они не выражают недовольства, молчат, будто их всё устраивает.
Что касается композиции, можно выделить 4 основные части. Они имеют тесную взаимосвязь и представляют собой синтез нескольких образов. Речь идет о людях, находящихся в вагоне поезда. Следует отметить и построение описания на антитезе, когда в первой части описываются пейзажи осени, лес, тонкий лёд на реке. После этого представляются другие картины: жесткие условия труда, в которых приходится находиться людям, голод.
Главная идея и средства выразительности
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» несёт в себе идею, что за большим и ярким творением стоят простые труженики из народа, крестьяне, рабочие. Это — то основное, что хотел донести автор устами рассказчика, повествующего об этом мальчику Ване. И большой несправедливостью является, что помнят чиновников, подрядчиков, тех, кто был жесток к этим рабочим и пользовался их трудом, мало давая взамен, а не тех, кто трудился в поте лица, создавая материальные ценности.
Без простых людей не было бы многого из того, что создаёт комфорт, уют и достаток в жизни. Всё создано руками людей. В произведении говорится, что не помнить о тех, кто создал железную дорогу, кто страдал и даже погибал ради этого, значит, предать себя и свой народ. Отдельного слова достойны средства художественной выразительности, используемые в произведении.
К ним относят:
В стихотворении «Железная дорога» автор показывает читателю картину колоссального труда русского человека в жестоких для него условиях. Пусть господа получили все почести и о них говорят, но поступки их являются низкими и подлыми. Настоящий труд, хоть и остался невидим, не должен быть забыт, и о нём это произведение. Русские рабочие, крестьяне сделали для страны очень много, и об этом важно помнить.
Таков краткий анализ стиха с обзором литературных приёмов, использованных в нём, а также обозначением основного смысла. Он пригодится всем, кто изучает в школе произведение и намерен писать сочинение по теме. Для составления плана по «Железной дороге», обзор также будет полезен.
Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)
Произведение Николая Алексеевича Некрасова 1864 года отражает насущные проблемы царской России, описывает бедственное положение крестьян и использование их труда в тяжелых работах. Стихотворение посвящается детям, а в самом эпиграфе перед произведением с иронией говорится о роли П. А. Клейнмихеля в строительстве. «Железная дорога» Некрасова на потеряла социальную остроту и сегодня, поэтому Многомудрый Литрекон всем советует обратиться к оригинальному тексту стихотворения.
История создания
Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.
Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).
Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.
Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.
Образы и символы
Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.
Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.
Темы и настроение
Проблемы
Проблематика произведения богата и насыщенна.
Основная идея
Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.
Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.
Средства художественной выразительности
Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.
Н. А Некрасов. «Железная дорога». Сюжет, герои, чему учит
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» учит уважать труд человека и ценить человеческие жизни. В стихотворении описывается жестокость по отношению к рабочим, которые строили железную дорогу.
Герои: Ваня – любознательный, смышлёный мальчик. Своим вопросом «кто построил эту дорогу», он побудил автора рассказать о рабочих-строителях.
Папаша (генерал) – типичный представитель русского высокого чиновничества конца XIX века. Человек явно образованный и неглупый. Надо отдать ему должное в том, что своему сыну он уделяет внимание, занимается его воспитанием. Генерал вызывает уважение у читателей, хотя и называет народ варварами и разрушителями.
Автор – представитель зарождающихся демократических движений в России. ВЫ своей поэме автор защищает народ, показывает Ване, как на самом деле строилась эта дорога.
Народ – подневольный, вынужденный трудиться за жалкие копейки, чтобы хоть как-то прокормить семью. В XIX веке спецтехники и автомашин еще не было, все делалось непосильным трудом рабочих. Люди болели зимой, не редкостью были на таких стройках эпидемии, высокий уровень травматизма
Сюжет:
Мгновенный ответ
“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжёлой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги.
Сюжет
Ваня спрашивает у своего отца, кто построил железную дорогу, по которой они идут, на что генерал ответил — ее построил граф. Автора возмутил такой ответ, и он рассказал мальчику правду — один человек не мог построить целую железную дорогу, он присвоил себе труд других людей. На самом деле ее делали крестьяне, которых голодом и силой заставили работать. Им били и истязали, многие из них умирали на стройке или заболевали тяжелыми болезнями. Ване снится, как крестьяне мучаются, строя пути для поездов. Проснувшись, он рассказал отцу об этом. Тот заверил ребенка, что эти люди были бездельниками и пьяницами. А автор вновь рассказывает правду — им обещали заплатить, но после окончания работ рассчитались бочкой вина, и всё.
Главные герои: мальчик Ваня и генерал
Это произведение учит читателя почитать труд простых людей. Автор хочет чтобы люди помнили то, как мы все получаем обычные блага для нашей жизни. Сколько труда и усилий в это вкладывают обычные люди. Также автор призывает нас не оставаться равнодушными к тому, как графы эксплуатируют труд обычных людей. И что каждый из нас может приложить усилия к усовершенствованию жизни в нашей стране.
Вывод (моё мнение)
Эта история произошла много лет назад, но нужно извлечь из нее уроки: уважать труд людей, не присваивать себе усердия других и не возносить только одного человека, хотя работали много людей.