чему учит стихотворение история на просеке
Барто «История на просеке» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Автор: Барто Агния Львовна.
Краткое содержание для читательского дневника
1) Вот гуляет по просеке рогатый жук.
2) Всех маленьких жучков он расталкивает с пути.
3) А бабушка при этом не ругает своего внука, а лишь заступается за него.
4) В это время проходит мальчик Серёжа и сбивает с пути рогатого жука.
6) А бабушка Серёжи лишь защищает и оправдывает своего внучка.
Читайте по теме:
Главные герои
Главная мысль
Не делай другим того, чего бы не пожелал себе. Грубое отношение всегда наказывается.
Чему учит
Стихотворение Агнии Барто учит читателей тому, что не следует никого обижать. Всегда найдётся тот, кто обидит тебя в ответ. Нужно уважать других и заботиться о них, и они в ответ будут уважать и любить тебя.
Отзыв
Мне очень понравилось данное стихотворение. Невоспитанный жук обижает маленьких жучков и не считается с их чувствами. Также поступает в ответ и мальчик Серёжа с этим жуком. Бабушки лишь оправдывают своих внуков. Нельзя поощрять плохое поведение и не стоит создавать проблемы другим. В ответ и с тобой также могут поступить, что будет, конечно, очень неприятно.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса.
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
История на просеке, стихи, Агния Барто
Стихотворение «История на просеке»
Стихи Агнии Барто с удовольствием читают и дети, и взрослые. Благодаря мастерски подобранным словам, сравнениям и рифмам, тексты стихотворных произведений легки для понимания. В них много доброты и уважения к старшим товарищам и родителям. В строчках чувствуется особая любовь к окружающей природе, к Родине в целом. Любой эпизод берётся поэтессой не из сказки, а из жизни и обыгрывается так, чтобы он стал интересен малышам.
Изложение
Автор стихотворения начинает свой рассказ о рогатом жуке. Этот жук стал главным персонажем небольшого повествования. Он использовал свои усики для устрашения других жуков, которые были гораздо меньше, чем он. Жук этим пользовался и сбрасывал их со своего пути. У жука тоже была бабушка, как и у многих детей. Бабушка очень любила своего внука, всегда оправдывала его, защищала и говорила, что всё он делал не специально, а нечаянно. Однажды по просеке прогуливался мальчик Сергей, а навстречу полз жук. Теперь уже Сергей сбил рогатого жука носком своей сандалии. Жук пострадал, а за мальчика очень волновалась уже серёжина бабушка. И уже как все бабушки, тоже извиняющимся тоном сказала, что её внук сделал это нечаянно.
О чём текст?
В стихотворении рассказывается о безграничной любви бабушки к своему внуку. Это свойственно русской душе: любить безгранично своих родных людей. В книге поэтических произведений Агнии Львовны многие ситуации легко узнаваемые. А это самый главный эффект, который используется знаменитой поэтессой. Стихи Агнии Барто были самыми любимыми для многих нынешних бабушек и дедушек. Доброта и настоящая любовь присутствуют в каждом её стихотворении. Для поэтессы была поэзия во всём, за что она бралась. Любой простой сюжет становился увлекательным, как только его касалась рука великой мастерицы.
Ниже вы можете прочитать текст стихотворения «История на просеке» детской писательницы Агнии Барто online, бесплатно и без регистрации, крупным шрифтом на русском языке. Интерактивно через интернет.
История на просеке
Если вы попросите,
Я вам расскажу,
Как гулял по просеке
Жук. Рогатый жук.
Он топорщил усики:
— Дайте мне пройти! —
Он жуков малюсеньких
Сталкивал с пути.
А жучиха-бабушка
В нем души не чаяла,
Заступалась бабушка:
— Это он нечаянно.
Если вы попросите,
Я вам расскажу:
Шел Сергей по просеке,
А навстречу — жук.
Что случилось далее?
Сбил Сергей жука.
Он носком сандалии
Дал ему пинка.
Если вы попросите,
Я вам расскажу,
Как лежал на просеке
Жук, убитый жук,
Как была встревожена
Бабушка Сережина.
Между прочим, бабушка
В нем души не чаяла.
— Ах,— вздохнула бабушка,—
Это он нечаянно.
Барто Агния стихотворение «Мы с Тамарой»
Читательский дневник по стихотворению «Мы с Тамарой» Агнии Барто
Название произведения: «Мы с Тамарой».
Жанр произведения: стихотворение.
Главные герои: Таня, Тамара.
Характеристика главных героев:
Таня — юная помощница и добрая девочка.
Активная и целеустремлённая.
Тамара — спокойная и тихая девочка.
Не испугалась пореза, а смело продолжила помогать ребятам.
Краткое содержание стихотворения «Мы с Тамарой»
Таня и Тамара решили стать санитарками и помогать всем, у кого что-то болит или кто нечаянно поранился.
Для работы девочки раздобыли всё, что было необходимо: и йод, и вату, и марлю, и бинты.
Да, только лечить было некого.
И вот мальчик Вова порезался.
Но когда Таня увидела капли крови, то испугалась и поручила важное задание Тамаре.
Таня то и дело ревела, а Тамара выполняла всю работу за двоих.
План стихотворения:
Основная мысль стихотворения «Мы с Тамарой»
Главная мысль стиха в том, что нужно уметь справляться с эмоциями и делать свою работу.
Основная идея произведения заключается в том, что перед тем, как взяться за что-то, необходимо подумать — справишься ли ты с этим заданием или нет.
Чему учит стихотворение
Стихотворение учит нас мечтать, веселиться, не обращать внимания на неприятности.
Стихотворение учит тому, что с помощью игры можно узнать о многих взрослых вещах.
Краткий отзыв о стихотворении «Мы с Тамарой» для читательского дневника
Прочитав это стихотворения, я посмеялась над приключениями Тани.
Эта девочка мечтала приносить пользу, помогать больным, но очень боялась крови.
Это смешное и поучительное стихотворение.
Автору удалось показать, что не каждый может справиться с такой простой работой, как перевязка раны.
Мне понравилась Таня и Тома, активные и добрые девочки.
Но Тамара мне понравилась смелостью, а Таня тем, что не отступала и пыталась помочь несмотря на свой страх.
Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что быть добрым товарищем очень легко.
Надо просто помогать другу там, где он не справляется.
Барто история на просеке главная мысль. История на просеке
Тема : Творчество А.Л.Барто.
Цель : познакомить с творчеством А.Л.Барто; расширять кругозор; развивать умение декламировать стихи; прививать любовь к природе, родному краю, к чтению.
1. Организация класса.
Звучит весёлая мелодия.
Какую мелодию вы сейчас прослушали весёлую или грустную?
Сегодня мы познакомимся со стихами такими же радостными и весёлыми, как эта мелодия. А написала эти стихи замечательная детская поэтесса. Многие её стихи вам известны уже давно. Вы их знали, когда были совсем маленькими. И я, уверена, стоит мне начать стихотворение, как вы тут же его продолжите.
А) – Зайку бросила хозяйка…
Б) – Уронили мишку на пол…
3. Инсценирование стихов.
В) «Я люблю свою лошадку»
Агния Львовна Барто родилась в феврале 1906года в Москве в семье ветеринара. Стихи Агнии Львовны весёлые, жизнерадостные и поучительные. Поэзия А.Л.Барто – это праздник. На празднике встречаются разные люди: и мрачные, и ленивые, и завистливые. Веселье захватывает всех. Злого оно делает добрым, жадного – щедрым, грубого – вежливым. А происходит это, потому что юный человек обретает способность посмотреть на себя со стороны, глазами поэта. И может кто-то из вас узнает себя в этих стихах и захочет измениться, стать лучше. Сегодня мы поближе познакомимся с творчеством поэтессы. Я приглашаю вас совершить путешествие в лес. Отправляясь в лес, повторим правила поведения в лесу.
5. Повторение правил поведения в лесу.
Представьте, ребята, что мы оказались на просеке и встретили двух жуков. (Показываю)
Как вы думаете, что могло произойти, если бы они встретились? (Высказывания детей)
А ещё мы встретили мальчика.
Какой могла бы быть встреча мальчика с жуком?
А вот, что случилось между ними в стихотворении «История на просеке»
1.Если вы попросите,
Как гулял на просеке
2.Он топорщил усики:
Он жуков малюсеньких
В нём души не чаяла,
Шёл Сергей по просеке
Он носком сандалии
Как лежал на просеке
Как была встревожена
Между прочим, бабушка
В нём души не чаяла
Ах, вздохнула бабушка,
Каким вы представляете Серёжу?
Правильно ли он поступил? Почему?
1. К нам на пёстрые страницы
Прилетели две (синицы).
2. Раз торчат иголки,
3. Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке (лапу).
4. А возле этой ёлки
5. На горе стоит лесок,
Он не низок (не высок).
6. Скажи погромче слово «гром»
Грохочет слово словно (гром).
Раздаётся стук в барабан.
Посмотрите, ребята, только что было светло, ярко светило солнышко, но вдруг небо потемнело, гремит гром, приближается гроза. Вы хотите узнать, почему рассердился гром? Сейчас послушайте стихотворение. И, если вы догадаетесь, почему рассердился гром, то тучи разойдутся, и снова на небе покажется солнце.
6. Стихотворение «Весенняя гроза».
1. Черёмуха, черёмуха 3. Сначала он неполный,
В овраге расцвела. Неполный подал голос.
Черёмуха, черёмуха Потом от жёлтых молний
Стоит белым – бела. Всё небо раскололось.
2. Ходили за черёмухой 4. Всё громче, громче слышится,
Девчонки вчетвером, Гремит через огонь:
Да оборвать черёмуху, «Черёмуху, черёмуху,
Им не позволил гром. Черёмуху не тронь!»
Почему гром рассердился?
Что вы знаете о черёмухе? (Ответы детей)
Только в лес мы все зашли,
Руки вверх хлопок над головой,
Руки вниз хлопок другой.
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём
И в развалочку идём.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко.
8. Стихотворение «Я люблю ходить вдвоём».
1.Я люблю ходить вдвоём 4. Я один брожу в лесу
В поле, в лес, на водоём. (Так бывает редко)
Я люблю пускаться в путь Задрожала на весу,
Не один, а с кем-нибудь. Закачалась ветка.
2.Я люблю кричать: «Гляди! 5. Белка в зелени густой
Посмотри! Постой-ка! Скачет в перелеске.
Видишь, речка впереди! Крикнуть некому «Постой!
Лодок, лодок сколько!» Я один. Мне с красотой
3.И с обрыва с высоты
Как вокруг красиво!»
Почему герой стихотворения не любит ходить на прогулку один?
9. Песня «Вместе весело шагать».
Ребята, мы вышли на лесную полянку. Закройте глаза и представьте, что вы на полянке. Вы слышите лесные звуки. Где-то поёт соловей, гудит шмель, стрекочут кузнечики. Вокруг вас много красивых цветов, ароматных трав. По краям поляны выстроились в ряд величественные деревья. Откройте глаза и скажите, какие деревья вы увидели.
10. Стихотворение «Я у мальчиков спросила».
Я у мальчиков спросила:
Это что за деревце? –
Только мне не верится.
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Не такая, как сосна.
Мы в своей тетрадке синей
Нарисуем все листы
И не скажем об осине:
Погляжу на дерево И скажу уверенно:
«Это липы, это клёны,
11. Встреча с Хозяйкой леса.
Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка леса.
Молодцы! Я вижу вы хорошие знатоки леса.
Ребята, Хозяйка леса устала, ведь у неё так много работы. Давайте порадуем нашу гостью! Почитаем ей стихи.
«Мы не заметили жука».
«Целый день поёт щегол».
Хозяйка леса благодарит детей за стихи, дарит подарки и прощается.
На поляну выбегает белочка, она приносит письмо. На конверте надпись «1класс».
Ведущий читает письмо.
Ребята, злой волшебник похитил книги с выставки. Вернуть их на полки вы сможете, если отгадаете, из каких стихотворений эти строки.
Названия стихотворений записаны на доске вразброс.
1. «…Он жуков малюсеньких
Сталкивал с пути…» («История на просеке».)
2. «…Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь…» («Я люблю ходить вдвоём».)
3. «…Да оборвать черёмуху
Им не позволил гром…» («Весенняя гроза».)
4. «…Говорят они:- Осина-
Только мне не верится…» («Я у мальчиков спросила».)
Не боюсь ни капли…» («Лягушата».)
Вмиг залает на весь двор…» («Пёс».)
7. «…Третий год ему пошёл,
А он боится кошки…» («Целый день поёт щегол».)
8. «…Что здесь не мышка,
9. «…Скажи мне по совести:
Рассказ о книгах выставки.
Итак, ребята наше путешествие закончилось. Нам пора в класс, потому что начался дождь.
15. Чтение стихотворения «Дождь в лесу».
Все стихотворения, которые мы сегодня читали, были посвящены природе. Прочитайте пословицу.
С творчеством какой поэтессы мы познакомились?
Чему учат её произведения?
Как гулял по просеке
Он жуков малюсеньких
В нем души не чаяла,
Шел Сергей по просеке,
Он носком сандалии
Как лежал на просеке
Как была встревожена
Между прочим, бабушка
В нем души не чаяла.
– Ах,- вздохнула бабушка,-
История на просеке
Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :
С этой темы начинается творчество А. Барто, она развивается и обогащается поэтессой на протяжении всей ее творческой работы.
Тема братства рабочих людей всех стран звучит в стихотворении «Братишки» (1928). Это необычная колыбельная песня. Из нее дети узнают о дружбе и единстве народов разных рас, национальностей, о преемственности поколений.
30-е годы – стихи об Испании.
В 1937 году А.Барто выступает в Испании на Международном антифашистском конгрессе в защиту культуры. Результаты поездки – стихи «Клятва», «Мамита мия», «Я с тобой» и др.
Вопросы для обсуждения:
1.Сохранили ли стихи А.Барто с интернациональной тематикой свою актуальность сегодня?
2.Будете ли Вы работать со стихотворением «Черный новичек», текст которого есть в старых учебниках по чтению для 3 класса (авт. Горецкий) (по этим учебникам продолжают еще работать в некоторых школах)?
3. Нужно ли, по-вашему, говорить об интернационализме и сегодня, в наше сложное время?
4. Актуально ли звучит сегодня тема гордости и любви к Отечеству?
(Возможно, именно сегодня эти темы становятся наиболее важными. И именно учитель на примере прекрасных литературных произведений должен говорить о том, что только тогда на земле будет счастье, когда все народы научатся не только уважать друг друга, но и в трудную минуту придут друг другу на помощь.
(«В Ленинград из Барселоны
темный город осажденный…)
Особую актуальность имеют и стихи с патриотической тематикой: в сложное время, которое переживает наша Родина, особенно важно прививать любовь к ней, уважение к соотечественникам).
Поэма написана по следам отгремевшей Великой Отечественной войны. Она напоминает протяжную русскую песню с повторами, с темой материнской ласки тепла.
Замысел ее прост и прекрасен – создать поэму о бессмертии детства, о вечности жизни на земле, о победе над фашизмом.
Основная мысль поэмы звучит в словах очень трогательных:
Эти дети не сироты,
Не похожи на сирот.
1. Можно ли сегодня говорить об актуальности этой поэмы?
Спустя десятилетия А. Барто помогает родителям, потерявшим во время войны своих маленьких детей, найти их. Этот общественный подвиг запечатлен в ее книге «Найти человека».
13 числа каждого месяца в13 часов выходила и радиопередача с таким же названием. Как много счастливых людей появилось благодаря усилиям А. Л. Барто, которая помогала обрести вновь самое дорогое – потерянного в страшное время ребенка.
(Чтение отрывков из книги А. Барто «Найти человека»).
В 1955 году А.Фадеев писал А.Л. Барто:
«Нужно ли говорить, сколько радости и пользы принесла ты детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным, мужественным, добрым!
Это уже никогда не пройдет, Это живет в людх, которые были вчера детьми; это будет вечно питать поколения ребят, когда нас с тобой уже не будет на свете…»
1.Объясните, в чем непреходящая ценность творчества А.Л. Барто (на примере одной из тем, рассмотренных на уроке)
2. Можно ли назвать жизнь А. Барто «подвигом во имя детей»? Почему? (Подтвердите свой ответ примерами из творчества А. Л. Барто).
3.Расскажите о книге «Найти человека». В чем по-вашему ее основная ценность в наши дни?
4.Сделайте сообщение по книге А. Л. Барто «Записки детского поэта». На основе материала этой книги докажите, что А. Барто умный, тонкий психолог. (Доклад вдвоем)
Список используемой литературы
«История на просеке», М., Дет. лит., 1981.
«По дорожке, по бульвару…», М., Дет. лит., 1967.
«Подростки, подростки…», М., Дет. лит., 1984.
«У нас под крылом», М., Сов. Россия, 1981
«Немного о себе» в кн. «Жизнь и творчество Агнии Барто. Сборник. (составитель Мотяшов И.П., М., Дет. лит.,1989)
2.1 Стихи для самых маленьких и о них («Игрушки», «Младший брат», «Машенька растет»).
2.2 Юмор и сатира в стихах А.Барто для детей.
2.3 Интернациональная тема в творчестве А.Барто для детей.
2.4 Поэма «Звенигород».
Помощники на книжной полке
Первые и главные наставники ребенка – сами родители. Причем намного важнее их советов, наказов и нравоучений – личный пример, которому, прежде всего, и пытается подражать малыш. Среди прочих воспитателей, не всегда желанных, есть у родителей очень важный союзник – книги.
Художественное слово может оказать более сильное влияние, чем привычные советы родителей. Возрастной кризис заставляет малыша сопротивлятьсяпросьбам взрослых, но перед книгами не нужно отстаивать свою самостоятельность и независимость.
Когда книги приходят на помощь
Вот несколько основных проблем встающих перед родителями, разрешить которые помогают детские книги.
Что такое хорошо и что такое плохо. Одна из главных задач воспитания – формирование у ребенка собственных морально-нравственных ориентиров. Не достаточно добиться, чтобы малыш заучил несколько правил, поскольку в жизни ему предстоит решать более сложные, неоднозначные задачи. Навык отличать добро и зло будет развиваться и совершенствоваться долгие годы. И очень важно поменьше читать морали, и больше давать малышу поводов для размышлений. Ситуации для обдумывания можно находить не только в реальной жизни, но и на страницах книг. При этом нужно помнить, что вопросы важнее ответов и избегать книг, где автор сам все разъясняет, не оставляя ребенку шанса задуматься над решением этических проблем.
Н. Носов Леденец, Фантазеры, Огурцы, На горке, Карасик
В. Осеева Волшебное слово и др
Е. Пермяк Пичугин мост
А, Барто Вовка добрая душа и др
А. Балинт Гном гномыч и Изюмка
Т. Макарова Мечта Маленького ослика,Слон Хортон ждет птенца
Н.АртюховаМяч и песочные пироги
Л. Улицкая Про доброту
О. Романченко Галина сказка, Уговорил, Хитрый Шурик
Воспитание чувств. Ребенок может съесть или испортить угощение для всей семьи, мешает отдыхать уставшим родителям, драчлив, топчет насекомых и вырывает с корнем растения, не замечает чужих слез, никогда не предлагает свою помощь. Если речь идет о трехлетке – такое поведение типично. Себя он считает центром мира и не способен без подсказки заботиться о других. Но, тем не менее, учить сочувствию и сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации, идентификации испытываемых чувств необходимо и в раннем возрасте. К сфере чувств и эмоций легче всего пробиться с помощью искусства – музыки, живописи, и, конечно, литературы. Считается, что поэзия быстрее вызывает эмоциональный отклик, но не все дети любят слушать стихи. Впрочем, и проза может дать важный навык. В книгах малыши обычно отождествляют себя с одним из героев, и разделяя его радости и переживания, постепенно учатся заботиться о других.
В. Осеева Плохо, Просто старушка, Печенье, Перышко
Б. Алмазов Лягушонок
В. Катаев Цветик-семицветик
Г. Х. Андерсен Гадкий утенок
Е. Благинина Посидим в тишине
Г. Циферов Паровозик из Ромашково
А. Барто История на просеке и др
Д. Биссет Про мальчика, который рычал на тигров
Сложные законы взрослой жизни. Осваиваясь во взрослом мире, малыш нередко попадает впросак. Он торопится поскорее стать таким, как родители, научиться делать то, что они умеют. Но руки и ноги не всегда слушаются, и мешает незнание законов природы и свойств вещей. Истории о детях или животных, сталкивающихся с такими же трудностями, отчасти научат малыша предугадывать последствия своих действий, понимать причинно-следственные связи. И самое важное, что такие истории поднимут самооценку ребенка, избавят от страха неудачи. Благодаря таланту писателей, говорящих на языке детей, малыш поймет, что не он один постоянно ошибается, научиться смотреть на неудачи с юмором, попытается, как и герои книг, победить непокорные предметы окружающего мира.
В. Драгунский Денискины рассказы
Н. Носов Мишкина каша и др.
З. Александрова Смешные человечки
Л. Воронкова Маша-растеряша
В. Осеева Хорошее, Строитель
Е. Пермяк Как Миша хотел маму перехитрить, Как Маша стала большой
С. Маршак Вот какой рассеянный
Дружба и сотрудничество. В среднем дошкольном возрасте просыпается у малыша интерес к сверстникам. Теперь ценность детской площадки измеряется не горками и качелями, а присутствием товарищей по играм. Но дружба – дело не простое. Легко было научить годовалых карапузов играть рядом, обмениваться игрушками и не бросаться песком. Новые проблемы посложнее – как показать ребенку несправедливость отношений, развенчать неудачных кумиров, научить дружить с кем-то, а не против кого-то, сохранять баланс между отзывчивостью и самоуважением? Трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы малыш все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще – вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.
В. Сутеев Яблоко, Под грибом, Кораблик, Палочка выручалочка
Л. Муур Крошка Енот
Е. Пермяк Самое страшное
И.А. Крылов Лебедь рак и щука
Русские народные сказки Лиса и журавль, Репка
Н. Носов Бенгальские огни, Прятки
Л. Улицкая Грустная история
А. Лингрен Принцесса которая не желала играть в куклы
В. Осеева Три товарища, Добрая хозяюшка, Сторож, Случай
Э. Хогарт Мафин и паук
М. Пляцковский Урок дружбы и др
А. Костинский Тигренок, который говорил “Р-Р-Р!” и его друзья
Э. Успенский Про Веру и Анфису
А. Усачев Умная собачка Соня
М. Горький Воробьишко
Читаем, думаем, играем
Прочитав книгу, подобранную с воспитательными целями, хочется вовлечь малыша в обсуждение прочитанного, узнать что и как он понял. Однако лучше, если инициатором разговора будет ребенок. Если малыш внимательно слушает, как вы читаете, но не задает вопросов, не стоит опасаться, что ему неинтересно или он ничего не понимает. Попробуйте через некоторое время вернуться к этой книге. Возможно, крохе нужно будет что-то осмыслить, чтобы сделать свои выводы.
Обсуждение книг не должно напоминать моралистическую беседу. Отношение к героям и событиям преподносите малышу как свое собственное (а не единственно верное) мнение. Пусть ребенок сообщит, согласен ли он с вами. Скорее всего, в начале крохе будет трудно обозначить свои чувства словами. Поэтому попробуйте поиграть с текстом книги. Например, придумайте вместе с ребенком другое окончание рассказа или продолжение, где герои будут действовать в соответствии с предопределенными характерами.Если малышу понравится такое занятие, при чтении новой книги прервитесь и спросите его: ”А как бы ты поступил? Как думаешь, что сейчас произойдет? ”
С ребенком постарше можно попытаться взглянуть на ситуацию с точки зрения разных героев. Полезно отыскивать хорошее в плохих событиях и наоборот: ”Котенок промок под дождем. А кому дождь полезен?” Говорите о чувствах, которые переживают герои по ходу рассказа. Беседу лучше всего строить в форме вопросов и ответов. Взрослый может сообщать свои мысли (иногда нарочно ошибаясь), а ребенок будет соглашаться или возражать.
По любимым книжкам устраивайте спектакли, предоставляя ребенку выбрать персонажа или попробовать себя в разных ролях. Или изготовьте картонные фигурки героев и разыгрывайте кукольные представления. Если вас пугает мысль о театрализованных действиях, просто вносите эпизоды прочитанных историй или отдельных персонажей в игры с ребенком.
Воспитанию чувств способствует соединение чтения с другими видами искусства. Например, подберите музыкальное сопровождение для какого-нибудь произведения. Или репродукции картин, которые оживят ”скучные” описания природы. Если ребенку понравятся такие занятия, предложите ему игру. Слушая музыку или рассматривая картины (желательно настоящие, в музее), придумывайте для какой книги они послужили бы наиболее выразительным сопровождением.
Поддерживайте связь между книгой и реальностью. Во время чтения напоминайте о похожих событиях из жизни малыша, а в жизни иногда сравнивайте поведение ребенка или других людей с литературными персонажами.
Размышления у книжнойполки
Выбирая книгу для чтения и обсуждения, обращайте внимание на следующие моменты:
Решив пополнить детскую библиотеку книгами не только развлекающими и развивающими, но, прежде всего, воспитывающими, вы поймете насколько обманчиво изобилие детской литературы в магазинах. Больше половины изданий встретят вас серой бумагой, наскоро составленными на компьютере рисунками, бессмысленным текстом. Но и оставшиеся, нередко любимые детьми книжки, вызывают сомнение в их способности воспитания нравственности, доброты, сопереживания.
Как же быть? Распечатывать тексты из Интернета, отыскивать лучшие книжкив библиотеках, самим сочинять сказки и истории. Все усилия стоят того, чтобы потом с гордостью любоваться собравшейся на книжной полке разношерстной компанией добрых друзей и верных помощников.