чему учит стих лермонтова парус
Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». 6-й класс
Разделы: Литература
Класс: 6
1. Провести целостный анализ стихотворения.
2. Формировать навык многоуровневого анализа стихотворения.
3. Воспитывать любовь к поэзии, учить ее понимать.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1. Чтение текста. (В записи, учителем или подготовленным учеником).
2. Прослушивание романса Варламова.
3. Сообщение 1 ученика.
Глядя на неяркий морской пейзаж Финского залива он сочиняет “Парус”, в котором отразились его характер, размышления, чувства.
4. Работа с картинами. 2 ученик.
— Посмотрите на картины. Каковы ваши впечатления? (Высказывания учеников).
— Оставляет ли море кого-нибудь равнодушным? (Естественно, нет.)
О море писали Пушкин, Жуковский, Фет, Тютчев. И у каждого море свое. Какое же море у Лермонтова?! (Он тоже определенно не относится к нему равнодушно.)
5. Беседа учителя с учениками.
Учитель.Это лирический зачин, ключ, эмоционально перенастраивающий читателя. Поэт переключает внимание на парус, заставляет задуматься о слове “одинокий”.
Учитель. Состояние Паруса полностью связано с картиной моря:
море бурное – “увы!”, на возникшие вопросы нет ответа, счастье невозможно;
море спокойно – Парус мятежный, ощущается сочувствие Парусу и гордость за его силу и мужество.
Учитель. Простым и непонятным кажется это стихотворение только при беглом и поверхностном чтении. На самом же деле в нем заключены чрезвычайно сложные чувства: грусть и мятежность, ликование и тревога, пылкость и безнадежность. В нем заключены также и глубокие размышления об одиночестве и страстном стремлении к счастью, желании активного вмешательства в жизнь и отказе от покорности судьбе.
Нам только надо научиться читать. А великий поэт может нас возвысить в наших поисках истины
7. Домашнее задание.
— Выучить стихотворение наизусть; научиться рассказывать, подчеркивая различные чувства лирического героя.
— Сравнить стихотворение Лермонтова и романс Варламова. Что больше понравилось и почему.
«Парус» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – лирический герой, средства выразительности, история создания
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус.
История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.
Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.
Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.
Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.
Эпитеты – “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.
Оксюморон – “как будто в бурях есть покой”.
История создания
Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.
В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.
Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832.
Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.
Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.
Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.
Композиция
Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.
Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”.
Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.
Средства выразительности
Метафоры “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет” придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.
Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.
Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.
Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. ”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”.
Антитеза:“страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
1. История создания
Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.
Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.
Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.
Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».
Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.
2. Литературное направление
Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.
Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию.
3. Род
«Парус» — лирическое произведение. Оно описывает сокровенные переживания человеческой души, передавая их с помощью деталей пейзажа.
4. Жанр
«Парус» Лермонтова – лирическое стихотворение-зарисовка с острым, захватывающим внутренним сюжетом.
Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру.
5. Проблематика
Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту.
6. Тематика
Основная тема произведения – одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы – вечная неизвестность впереди.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что есть люди, которым не мил покой. Поиск нового берега всегда труден. Земля и море, окружающие парус, покойны и светлы, лишь он один «мятежен».
В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю – способность плыть дальше.
8. Пафос
Пафос стихотворения – утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра.
Вместе с тем стихотворение написано не от первого лица. Лермонтов словно смотрит на себя со стороны и немножко жалеет одинокий парус. Он сочувствует его одиночеству и печали.
9. Система образов
Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.
Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.
Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).
10. Центральные персонажи
Парус – центральный образ-персонаж стихотворения. Ключевое слово в его определении – «одинокий». Он кажется крошечным среди бескрайнего моря.
Парус бороздит его не в поисках счастья, для него важнее – буря, порыв, движение.
11. Лирический герой
Лермонтов нередко использует приём отождествления. Говоря об утёсе, одинокой сосне, белеющем парусе, он имеет в виду себя, собственное одиночество и духовный поиск.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения слит с образом паруса. Поэт описывает его одиночество, скрип мачты, противящейся натиску ветра.
Счастье не привлекает его, так же, как светлые водные струи и золотые лучи солнца. Он не хочет скользить по поверхности жизни и жаждет глубины. Парус только кажется хрупким, на самом деле он рвётся навстречу волнам, «просит бури».
13. Композиция
Композиция произведения – линейная.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах.
Автор усиливает впечатление от происходящего за счёт использования однородных сказуемых («гнётся» и «скрипит»), инверсии, анафоры.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.
В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).
Строфа – классический катрен, или четверостишие.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.
Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.
17. Значение произведения
Стихотворение «Парус» – символ всего лермонтовского творчества, его квинтэссенция.
Образ человека, вынужденного обретать ответы на глубинные вопросы своей души и обречённого при этом на одиночество, предвосхитил всю философию и поэзию рубежа 19-20-го веков с их вниманием к внутреннему миру личности, поиску смысла жизни.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова актуально и сейчас. Стоит оторваться от очевидных вещей, привычного круга ценностей, как мы попадаем в незнакомое пространство, подобное бурному морю. Нас обступают вопросы, которые, словно волны, накатывают один за другим.
Для творческой личности, решившей посвятить свою жизнь поиску ответов, не имеют значения счастье и покой. Их вдохновляют трудности, буря даёт им подлинную духовную свободу.
19. Моё отношение
Я понимаю взволнованное настроение поэта, отразившееся в стихотворении «Парус». Перед началом любого важного дела мы испытываем волнение, неизвестность пугает нас.
Образ паруса, который не боится перемен, а даже «просит» бури, вдохновляет меня. Не надо бояться глубины. Она всегда интереснее, чем мелководье!
20. Чему учит
Стихотворение «Парус» учит нас смелости. Выбирая жизненный маршрут, не стоит стараться быть как все. Даже если в самом начале нам будет одиноко и трудно, мы должны пройти череду испытаний самостоятельно. Только после этого мы найдём истинных единомышленников, станем настоящими людьми.
Чему учит «Парус» Лермонтова»?
Чему учит стихотворение Лермонтова «Парус»
М. Лермонтов «Парус» читать полный текст
Многие художники иллюстрировали восточное сказание «Три пальмы».
Вот иллюстрация художника В.А.Полякова, на которой изображен момент, когда караван появился возле оазиса. Пальмы еще целы, красивы и ручей готов напоить путников холодной водой.
А вот иллюстрациям Д.Хайкина, на котором уже пальмы срублены, а люди с наступлением темноты греются возле костра и медленно жгут их.
Вот еще иллюстрация, на которой передана красота оазиса.
Для своей иллюстрации выберите фрагмент стихотворения, который произвел на вас большее впечатление и изобразите его, передав точность описанного М. Лермонтовым. Это должна быть ваша иллюстрация, ваше видение, поэтому не страйтесь копировать чужие работы, это будет видно. Примеры привела, чтобы было понятно, что же моежт быть на рисунке к стихотворению М. Лермонтова «Три пальмы«.
Вот для примера еще и детские работы.
Бородино. Стихотворное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Ангел» относится к раннему творчеству поэта. Стихотворение состоит из четырёх четверостиший. В стихотворении говорится о рождении и новой жизни на Земле. Написано стихотворение было в 1831 году. На момент написания стихотворения автору было всего шестнадцать лет.
Ещё будучи мальчиком и рано потеряв мать Лермонтов под своим детским впечатлением от потери написал это стихотворение. Изначально оно называлось «Песнь ангела». Это единственное стихотворение Лермонтова, которое было написано в юношестве и опубликовано им под своим именем.
Стихотворение можно отнести к лирическому, романтическому или даже в какой то мере философским.
Ангел, которого автор представляет в своём стихотворении возносит истинную хвалу Богу, эта песнь как бы навсегда остаётся в детской душе.
Ангел поёт прекрасную песню о рае, восхищается новым рождением на Земле, поёт о блаженстве безгрешных духов.
Ангел это гимн Небесному Царству. Это то царство, в которое могут попасть только безгрешные души. Поэт отмечает, что человека не радуют земные песни, они кажутся ему скучными. Лермонтов воспевает то, что душа человека томится в ожидании Рая.
Михаилу Юрьевичу Лермонтову очень хорошо удалось в этом стихотворении, несмотря на то, что оно было написано в совсем юном возрасте добиться контрастности сравнивая земную и небесную жизнь. Он определяет чёткую грань между параллельными мирами, которая видна только в рождении и в смерти человека.
Ангел в стихотворении Лермонтова является посланником Божьим. Возможно когда он писал это стихотворение он представлял в образе ангела свою мать. Автор верил в то, что душа человека не умирает, а живёт вечно.
Стихотворение вероятно было навеяно юному Лермонтову воспоминаниями о звуках материнской песни, которую она пела над его колыбелью.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану
Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Парус” было написано в самом начале творческого пути поэта. Это внутренний монолог, где образ паруса символизирует самого молодого поэта, отражает поиск своего места в жизни, стремление к неизвестности. Полный разбор и краткий анализ “Парус” по плану полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.
Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.
Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.
Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».
Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус.
История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.
Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.
Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философскими мыслями внутреннего монолога.
Жанр – лирическое стихотворение. Образец романтического стиля в поэзии.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “ветер свищет”.
Эпитеты – “мятежный парус”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.
Оксюморон – “как будто в бурях есть покой”.
Олицетворения – “парус бежит”, “волны играют”.
Система образов
Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.
Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.
Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).
Тема стихотворения
Центральной в произведении является тема поиска себя, загадочности и неопределенности. Парус – это внутренний мир поэта.
Прочтение стиха приводит к мысли, что человеку свойственен поиск себя
, а также страсть, желание и, как ни странно, одиночество. Одиночество, широкий простор не избавляют от тяжелых вопросов. Буря же не избавляет парус от мрачной жизни, но она же предпочтительнее мятежного внутреннего мира лирического героя.
Автор как раз показывает внутренний мир и его одиночество. Лирический герой ищет своё место в мире. Отчаявшись, он склонен к риску. И человек не может знать, что в такие моменты для него хорошо, а что – плохо.
Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.
Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.
Композиция
Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.
Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном.
Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он счастия не ищет, И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бури есть покой!
Особую роль на уроках литературы в национальной школе приобретает лингвистический анализ, цель которого –« выявления и обьяснения использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении, причем лишь постольку,поскольку они связаны с пониманием литературного произведения как такового».
Наибольшую сложность в этом плане представляет восприятие и анализ лиричиских произведений, в которых слово живет по особым законам:в них широко используется условно поэтическая лексика, слова символы, за которыми закреплено постоянное значение.
Интересным материалом для лингвистического анализа в казахской школе я считаю стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус», которое изучается в IX классе.Это яркий образец пейзажно-символической лирики.Здесь пейзаж становится одним из ведущих компонентов и помогает учащимися не только представить место и время действия, но и глубже понять, почувствовать душевное состояние героя.
И почему многие так любят его?(ответы учащихся)
-Да,красота моря его своенравный характер, его стихийная сила всегда поражают и покоряют. Возле моря хочется поразмышлять о чем-то серезном сокровенном.Любуясь морем и парусом, Лермонтов написал стихотворение и назвал его не «Море» или «К Морю» в отличие от других поэтов, а назвал «Парус».
Лексический анализ предпологает обьяснение прямых и переносных значений слов, выявление совпадения и несовпадения их семантического объема и сочетаемости в русском и родном языке учащихся, определение стилистической окраски и др.
После этого читаю стихотворение выразительно наизусть, а потом предлагаю ученикам еще раз почитать его и ответить на вопросы, которые помогают выявить их читательскую реакцию, передать впечатления, вызванные зрительным образом, возникшим в их сознании:
1. Что вы представляли,когда слушали и читали стихотворения?
3. Посмотрите на рисунок в учебнике,изображающий парус среди безбрежного моря.
Близок ли он стихотворению по содержанию и построению?
Так мало слов,и так много сказано и о море,и о судьбе паруса, и чем-то еще, неуловимом пока.
– вот неполный перечень антиномий «Паруса».
Я обращаю внимание учащихся и на повторы, которые усиливают выразительность стихотворения(что,он,под ним,над ним,счастия,бури),
и на инверсию:обратный порядок слов приводит к их смысловому выделению.(
парус одинокий,в тумане моря голубом,в стране далекой,в краю родном, луг солнца золотой).
Особенно внимательно мы анализируем описание бури(насыщенность глаголами,зрительно-звуковые образы:играют волны,мачта гнется;обилие сонорных,свистящих и шипящих согласных – р,с,ч,щ).
И лишь после такого анализа я предлагаю ученикам ответить на вопрос,что перед нами –стремление к счастью или отказ от него?
Вывод учащихся: Что в стихотворении отвергаются обе эти возможности,- ведь «он счастия не ищет и не от счастия бежит».Буря в «Парусе»-это не столько поиск счастия, сколько «тревога духа»,стремление к недостижимому идеалу и отказ от всего достигнутого.
Ощутив своеобразие лермонтовского языка,ученики смогли правильно понять основную идею стихотворения «Парус»,увидели дух мятежной личности,жажду истины и деятельности,внутреннюю неуспокоенность.
Темы, проблемы, настроение
Основная мысль произведения
В роли паруса мы с легкостью можем узнать душу самого автора. Они очень похожи. Они одинаково ищут свое место в этом мире, не зная, в какую сторону им лучше всего направляться. Постоянные странствия и переезды отложили отпечаток на молодом поэте.
Михаил Юрьевич сам находится на распутье и не понимает до конца, чего именно он хочет. Он пытается найти покой там, где искать его не имеет смысла, поэтому он продолжает свои метания. Он не верит в счастье, потому что ему не довелось его пережить. Поэтому он сомневается в том, что в будущем ему улыбнется удача.
Он очень одинок, поэтому сильно зависит от внешних факторов, которые толкают его из стороны в сторону. Он понимает то, что не в состоянии изменить судьбу.
Наша жизнь очень напоминает море, от которого никогда не знаешь, что именно ждать. Единственное, что в нашей власти – это продолжать плыть в неизвестном направлении, лелея надежду, что впереди нас ждет все же прекрасное будущее. И, может быть, мы наконец-то сможем узнать, что же такое счастье.
Смысл названия
Стихотворение имеет название «Парус» созвучно его центральному персонажу. Каждый волен по-своему трактовать его смысл и значение аллегории.
Образы и символы произведения
Одним из главных символов данного произведения, естественно, является сам парус. Все события, о которых идет речь в стихотворении, происходят вокруг него. Он символизирует одиночество, что очень напоминает чувства самого автора. Так же можно сказать, что парус является отражением человеческой души, которая всегда зависит от происходящего вокруг.
Буря – символ беспокойства и неопределенности. В образе моря автор так же показывает неопределенность и переменчивость, с которой вынужден сталкиваться каждый человек. Показывая, как бросает парус, мы понимаем, что и человеческую душу точно так же терзает на протяжении всей жизни.
Лирический герой тесно переплетается с парусом. Они очень похожи. Их волнуют одни и те же вопросы, а так же одинаково кидает из стороны в сторону под действием судьбы. Они оба несвободны и одиноки, при этом постоянно зависят от факторов из вне. Говоря о том, что парус ищет покой в буре, он показывает свои желания, которые, на первый взгляд, могут показаться нелепыми и нелогичными.
Жанр, направление, размер
Это произведение по жанру можно классифицировать как лирическую новеллу. Оно относится к литературному направлению романтизма и является одним из ярчайших его примеров в XIX веке.
Черты романтизма в стихотворении «Парус» таковы:
Произведение «Парус» написано четырёхстопным ямбом. Рифмовку по типу можно классифицировать как перекрёстную.