чему учит стих багаж маршака
«Багаж» С. Маршак
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
– Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его – и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
– Разбойники! Воры! Уроды!
Собака – не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
– Отдайте мою собачонку!
– Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
Дата создания: 1926 г.
Анализ стихотворения Маршака «Багаж»
Стихотворение «Багаж» – прекрасный образец искрометного маршаковского юмора и образности. Оно замечательно читается в любом возрасте и остается очень современным, несмотря на то, что создано почти сто лет назад.
Произведение было написано в 1926 году. Его сюжет Самуил Яковлевич менял по ходу сочинения, поскольку в первую очередь его интересовал ритм стихотворения. Например, героиня направлялась изначально в Тверь, но впоследствии решено было сделать конечным пунктом путешествия Житомир. Думается, эти моменты были не столь важны, ведь главное, что делает стихотворение уникальным – это игра слов и живые образы.
Строки стихотворения организованы следующим образом: первые две-четыре строки содержат от трех до пяти-шести слов. Это длинные строки, за которыми следует несколько строк по одному слову. Завершает строфу неизменная фраза о собачонке. Благодаря этим строкам, которые являются особым приемом – эпифорой, «Багаж» стал одним из самых известных и цитируемых детских стихотворений:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Это неудивительно, ведь автор намеренно старался подбирать слова и укладывать их в созвучные лесенки, чтобы детям было легче их воспринять и запомнить. Несомненно, это ему удалось, потому что стихотворение действительно быстро ушло в народ и повторялось детьми как считалка.
Своей популярностью среди читателей всех возрастов это стихотворение обязано еще и тому, что в нем очень красочно и живо изображены его персонажи, а действие динамичное, несмотря на лаконизм повествования. Например, с первых строк легко представить себе героиню. Автор называет ее «дамой», «барыней». Вкупе с огромным багажом, в который входит заграничный «саквояж», картонка, в каких обычно перевозят пышные шляпы, и собачка мелкой «благородной» породы, она производит впечатление кичливой женщины, претендующей на высокий статус. Однако окружающая ее ситуация делает образ весьма комичным. Также детям не составляет труда представить себе поведение дамы, собачонку и того зверя, что нашелся ей на замену, вообразить станции, вокзал и юрких носильщиков. Поэтому-то стихотворение легко читается и слушается даже самыми маленькими детьми.
Но и взрослые смогут найти в произведении нечто забавное. Например, разглядеть тонкую иронию на существовавшие порядки в стране на момент создания стихотворения. Автор высмеивает бюрократизм («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), небрежность работников («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), претенциозное поведение пассажиров. Даже название станции Дно содержит намек. Известно, что за такое карикатурное изображение действительности Маршак подвергался критике советской власти. Однако произведение пережило испытание временем, и сегодня читатели могут получить заряд юмора, перечитывая «Багаж».
Анализ стихотворения «Багаж» Самуила Маршака
Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.
Замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами — стихотворение о поездке, за время которой удравшую собачку подменяют огромным псом — обрело свой окончательный вид в 1926 году.
В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:
«Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер…», и
«Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь…».
По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.
Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения — дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.
Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.
Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.
Взрослые читатели тоже улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительное отношение к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидеть иронию в названии станции — «Дно».
Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.
Самуил Маршак — Багаж: Стих
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!
— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
Анализ стихотворения «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж…» Маршака
Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.
Замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами — стихотворение о поездке, за время которой удравшую собачку подменяют огромным псом — обрело свой окончательный вид в 1926 году.
В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:
«Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер…», и
«Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь…».
По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.
Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения — дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.
Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.
Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.
Взрослые читатели тоже улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительное отношение к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидеть иронию в названии станции — «Дно».
Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.
Конспект совместной деятельности по речевому развитию «Беседа по содержанию произведения С. Маршака «Багаж» в средней группе
Баянова Юлия Владимировна
Конспект совместной деятельности по речевому развитию «Беседа по содержанию произведения С. Маршака «Багаж» в средней группе
Задачи:
Воспитывать интерес к произведениям одного автора.
Развивать умение видеть юмористические моменты в стихотворном тексте.
Продолжать развивать представление о рифме.
Расширять лексический запас: саквояж, картонка.
Развивать эмоциональный опыт детей (эмоции возмущения и недовольства).
Материл: книга С. Маршака «Багаж»; картинки: диван, чемодан, саквояж, картина, картина, картонка, собачка, огромный пес; иллюстрации к произведению.
Предварительная работа: чтение произведений С. Маршака, сюжетно-ролевая игра «Поезд», объяснение слов: саквояж, багаж, картонка.
Ход ООД
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Настрой на занятие:
Наши глаза внимательно смотрят.
Наши уши внимательно слушают.
2. Основная часть ООД
Воспитатель: Ребята, в нашем «Книжном уголке» стоит портрет детского поэта. Как его зовут? (Самуил Маршак)
Воспитатель: Какие произведения С. Маршака вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Какие произведения сочинял Самуил Маршак: рассказы, стихи, сказки? (ответы детей: стихи, сказки).
Воспитатель: Да, Самуил Маршак писал стихи. А сказки, которые он сочинил, тоже в стихах.
Воспитатель: У меня в руках еще одна книга с произведением Самуила Яковлевича Маршака. Посмотрите на обложку, на иллюстрацию и скажите, как вы думаете, о чем автор написал в этой книге? (ответы детей)
Воспитатель: По настроению какое, возможно, это будет стихотворение? (грустное, веселое).
Воспитатель: Это произведение называется «Багаж». Сейчас мы прочитаем это стихотворение и проверим наши предположения.
Чтение стихотворения С. Маршака «Багаж». Беседа по содержанию.
Воспитатель: Я прочитала вам стихотворение. Как оно называется? Вы мне говорили, что оно будет веселое, так ли это?
Воспитатель: Да, это стихотворение о веселой истории, которая произошла во время путешествия. Это история веселая, а по-другому, как мы об этом можем сказать? (смешная, забавная). Про веселую, смешную историю можно сказать – юмористическая.
Воспитатель: Назовите главного героя стихотворения. (дама)
Воспитатель: Какие вещи дама сдавала в багаж? Давайте перечислим (дети перечисляют вещи)
Воспитатель: Какое интересное слово «саквояж». Что это?
Объяснение значений слов и показ демонстрационной картинки: саквояж-дорожная, кожаная сумка с небольшой ручкой и с запором; картонка- коробка для шляп.
Воспитатель: В какой город приехала Дама? (Житомир)
Если дети не запомнили, читается отрывок с упоминанием города и вопрос задается повторно.
Воспитатель: Что произошло с собачкой во время пути? (Ответы детей: она подросла, ее потеряли, она убежала).
Воспитатель: Кто такие «носильщики»? Что же придумали носильщики? (они заменили щенка стоявшей на перроне большой собакой.)
Воспитатель: Эта история с подменой собачки показалась Самуилу Маршаку очень забавной, веселой и шуточной. А Даме, героине стихотворения, было смешно?
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, картинку и скажите, какой момент стихотворения изобразил на иллюстрации художник? (когда дама увидела чужую собаку).
Воспитатель. Какая дама по настроению? (удивлённая, злая, недовольная)
Воспитатель. Изобразите Даму, когда она увидела подмену своей маленькой собачки огромным псом. Покажите ее возмущение и недовольство. (дети изображают эмоции возмущения).
Воспитатель. История во время путешествия была смешная. Но героине, Даме было не до смеха.
Ребята, и мы с вами проедем одну остановку на поезде.
Физминутка
Мы в вагончиках сидим,
Мы сидим, мы сидим (руки сложены перед грудью)
И в окошечки глядим,
Весело глядим. (повороты головы вправо и влево)
Ребятишек он повез:
Чух-чух-чух. (притопывают, продвигаясь по кругу, делают круговые движения согнутыми в руках локтями)
Будто с нами говорят:
Так-так-так. (хлопают ладонями по бедрам)
Мчится поезд во весь дух.
Тороплюсь!- гудит. Дуууу! (поднимают правую руку вверх)
Воспитатель. Ребята, что напоминает перечисление предметов багажа в стихотворении: диван, чемодан… считалку или загадку? (считалку)
Воспитатель. Когда мы перечисляем эти предметы, мы точно играем в игру «Рифмовочки», в слова, которые как будто похожи: диван-чемодан, картина-корзина, картонка-собачонка.
Повторное чтение произведения С. Маршака «Багаж»
Итог. Ребята, вам было интересно читать стихотворение С. Маршака «Багаж»? Почему? (ответы детей)
Да, это смешное стихотворение, напоминающее считалку, с интересными повторениями быстро нам запомнилось, и мы прочитаем его еще не раз.
Фотоотчёт о проведении совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Беседа «Почему армия родная» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Фотоотчёт.
Конспект ООД по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.
Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Развитие.
Конспект совместной деятельности по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа А. П. Гайдара «Чук и Гек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.
Конспект совместной деятельности по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа А. П. Гайдара «Чук и Гек». Глава 2» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию рассказа А. Куприна «Слон» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию сказки С. В. Михалкова «Как друзья познаются» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Беседа по сказке К. Ушинского «Лиса и козёл» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Беседа по сказке Редьярда Киплинга «Слонёнок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.
Анализ стихотворения Багаж Маршака
Произведение является одним из самых знаменитых стихотворений поэта, предназначенное не только для маленьких слушателей, но и для взрослой читательской аудитории, поскольку представляется собой идеальный вариант проявления авторского юмористического склада.
Сюжетная линия стихотворения повествует историю, произошедшую с одной представительной дамой, отправившейся в путешествие по железной дороге и взявшей собой большое количество вещей, состоящих из дивана, чемодана, саквояжа, корзины, шляпной картонной коробки, картины, а также барышню сопровождает маленькая собачонка карманного вида.
По прибытии на железнодорожный вокзал дама сдает вещи в багажное отделение, получив при этом установленный документ в виде четырех зеленых квитанций. Поезд отправляется в путь, а маленький пес пугается громкого паровозного гудка и в страхе покидает багажное отделение. На промежуточной станции, имеющей название Дно, сотрудники железнодорожного состава обнаруживают пропажу собачонки и принимают решение во избежание претензий со стороны высокопоставленной дамы заменить ее большим бродячим псом.
Дама прибывает в пункт назначения, коим оказывается городок Житомир, и с нетерпением ждет доставки носильщиком своей огромной поклажи. Однако при приемке сданных вещей дама обнаруживает отсутствие своей маленькой собачонки, на месте которой оказывается довольно большой взъерошенный пес.
Находясь в полуобморочном состоянии, дама обрушивает свой гнев на вокзальных служащих, но начальник вокзала, сверив количественный состав сданных по квитанции вещей, уверенно заявляет, что все вещи соответствуют оформленному документу, а в отношении домашнего питомца смело выносит вердикт об увеличении собачьего роста в период нахождения хозяйки в пути.
Отличительной особенностью стихотворения «Багаж» является использование автором уникального построения стихотворного текста, заключающегося в периодических многократных повторах зарифмованных словесных выражений в виде перечня вещей, которые дама сдает в багаж. Данный прием, напоминающий детскую считалку, подчеркивает неповторимую динамичную ритмичность стихотворения, а также позволяет с легкостью воспринимать его детских слухом и запоминать несложные для памяти слова. Ем самым, автор укладывает стихотворные строчки в определенную созвучную лесенку, завершающуюся неизменной фразой о маленькой собачонке и усиливающую поэтическую игру слов.
Популярность стихотворению приносит красочность и живость изображения действующих персонажей, а также динамичность повествовательного действия, которое, несмотря на лаконичность, ярко отображает комичность создавшейся ситуации.
Шутливое произведение, созданное автором около сотни лет тому назад, до настоящего времени остается актуальным и уникальным.
Анализ стихотворения Багаж по плану
Багаж
Возможно вам будет интересно
Произведение по жанровой направленности относится к элегии и в качестве основной тематики рассматривает авторские размышления о встрече с родным городом.
Произведение Гиппиус Все кругом написанное в самом начале XX века предстает в форме единого предложения. При помощи интонации идёт перечисление, преимущественно прилагательных несущих негативный окрас
Николай Некрасов часто упоминает в своих произведениях о крестьянских жизнях, которые всегда были печальны. Кроме того, поэт рассказывает часто в своих творческих работах о браках между барином и простой крестьянкой