чему учит сказка жена доказчица

Какой поучительный смысл заложен в сказке «Жена-доказчица»?

чему учит сказка жена доказчица. Смотреть фото чему учит сказка жена доказчица. Смотреть картинку чему учит сказка жена доказчица. Картинка про чему учит сказка жена доказчица. Фото чему учит сказка жена доказчица

Однако настоящий смысл сказки, ИМХО, все-таки не в этом. Она учит, что неожиданное богатство не всегда во благо, и что воспользоваться им с умом надо еще суметь. Также из нее следует, что верят люди лишь в то, что считают правдой они сами, и что истина их не интересует. По сути, в сказке изложена основа современных технологий СМИ, когда любое неугодное властям событие могут сделать «фейком», похоронив его под многочисленными неправдоподобными подробностями. Только сейчас для этого и делать ничего не нужно, достаточно лишь об этом написать.

чему учит сказка жена доказчица. Смотреть фото чему учит сказка жена доказчица. Смотреть картинку чему учит сказка жена доказчица. Картинка про чему учит сказка жена доказчица. Фото чему учит сказка жена доказчица

В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:

Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.

Герои 2-го плана

чему учит сказка жена доказчица. Смотреть фото чему учит сказка жена доказчица. Смотреть картинку чему учит сказка жена доказчица. Картинка про чему учит сказка жена доказчица. Фото чему учит сказка жена доказчица

В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.

Что нового для себя я узнал о горохе?

Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.

Источник

Вопросы по литературе 5 класс учебник Чертов, Ипполитова, Трубина страница 42-65

1. Определите, к какому виду сказок (волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка) относится сказка «Жена-доказчица».

2. Какой поучительный смысл заложен в этой сказке?

3. Вместе со старшими. Можно ли считать концовку этой сказки благополучной? Как вы думаете, с какой целью в новгородском варианте этой сказки в финале говорится о том, что жена исправилась, «шёлкова стала»?

4. Какие незнакомые слова встретились вам в этой сказке (только ли те, значения которых указаны в сносках)? Чем необычен язык сказки «Жена-доказчица»?

1. Определите, к какому виду сказок (волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка) относится сказка «Лиса и журавль».

2. Какие человеческие качества осуждаются в этой сказке?

3. Найдите в сказке предложение, в котором выражена её основная мысль.

4. Найдите в сказке поговорку и пословицу. Объясните их значение.

5. Как вы понимаете значение следующих выражений? «Рассказывай сказки!» «Всё это сказки!» Чтобы выполнить это задание, познакомьтесь с материалами рубрики «Мир в слове» после раздела «Литературная сказка».

6. Вам уже известно высказывание А. С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Какой урок даёт нам народная сказка?

1. Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных сказок? Свой ответ подтвердите примерами из самостоятельно прочитанных сказок.

2. Приведите примеры нарушения запрета в волшебных сказках. Кратко перескажите одну из сказок. Через какие испытания суждено было пройти главному герою, чтобы добиться цели?

3. Опыт творчества. Сочините свою сказку. Подготовьте рассказ о ней по такому примерному плану: вид сказки, её название, главный герой, основные события, особенности концовки, поучительный смысл, иллюстрации к сказке.

4. Публичное выступление. Подготовьте краткое сообщение об одном из художников (В. М. Васнецове, И. Я. Билибине) или кинорежиссёре А. А. Роу, обращавшихся к сюжетам русских народных сказок.

5. Связь с другими видами искусства. Какие образы сказочного мира (мира волшебной сказки) представлены на картине художника В. М. Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»?

Чёрная курица, или Подземные жители

1. Прочитайте сказку полностью. В чём своеобразие зачина в сказке А. Погорельского? Чем он отличается от традиционного зачина фольклорной сказки?

2. Чем отличался Алёша от других детей? Почему его все любили?

3. Как менялось ваше отношение к Алёше при чтении сказки? Приведите примеры эпизодов, когда у вас возникало сочувствие к герою.

4. Точка зрения. Почему повествователь, как бы оправдывая Алёшу, говорит о том, что у мальчика было очень мало времени, иначе он попросил бы у короля о чём-нибудь другом? Почему именно с такой просьбой обратился Алёша к королю? О чём бы попросили вы, если бы оказались на месте Алёши?

5. Почему Алёша поначалу, став обладателем волшебного зёрнышка, не принимал похвалу учителя «с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях»? Как это характеризует мальчика?

6. Как описывается в сказке состояние мальчика, обогнавшего всех своих одноклассников в учёбе благодаря конопляному зёрнышку? Какая внутренняя борьба шла в Алёше? Возможно ли было изображение такого сложного, противоречивого состояния героя в фольклорной сказке?

7. Вспомните, что говорил загордившемуся своими успехами Алёше его внутренний голос. Как вы думаете, чей это в действительности голос? Ответьте на этот вопрос, используя историю создания сказки.

8. Как проявляется в сказке позиция автора? Приведите примеры прямых оценок поведения мальчика, эмоциональных высказываний, восклицаний повествователя.

9. Какие человеческие недостатки (пороки) осуждаются в этой сказке? Как вы понимаете слова Чернушки о том, что «пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку»? Чем это высказывание напоминает пословицу?

10. Какое наказание и почему оказалось самым серьёзным для Алёши?

11. Точка зрения. Великий русский писатель Л. Н. Толстой, став взрослым, включил сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» в список книг, повлиявших на его духовное развитие. Чему учит история Алёши?

Источник

Детский час

для детей и родителей

чему учит сказка жена доказчица. Смотреть фото чему учит сказка жена доказчица. Смотреть картинку чему учит сказка жена доказчица. Картинка про чему учит сказка жена доказчица. Фото чему учит сказка жена доказчица

«Жена-доказчица». Русская народная сказка

чему учит сказка жена доказчица. Смотреть фото чему учит сказка жена доказчица. Смотреть картинку чему учит сказка жена доказчица. Картинка про чему учит сказка жена доказчица. Фото чему учит сказка жена доказчицаРусская народная сказка «Жена-доказчица» относится к жанру «новеллистическая сказка» (или, социально-бытовая). В такого рода сказках, конечно, тоже волшебная композиция. Но эти сказки тесно связаны с реальным миром. Они правдиво отражают бытовые моменты, а главные герои сказок — обычные люди.

«Жена-доказчица»
Русская народная сказка

Жил-был старик со старухою. Не умела старуха языка держать на привязи: бывало, что ни услышит от мужа — сейчас вся деревня узнает…

Вот однажды пошел старик в лес за дровами; ступил в одном месте ногою — нога провалилась.
— Что за притча! Дай-ка я стану рыть, — может, на мое счастье, что и найдется.

Взялся за лопату; копнул раз, другой, третий — и вырыл котел, полнехонек золота.

— Слава богу! Только как домой взять? От жены не укроешься, она всему свету разблаговестит; еще беды наживешь!

Подумал-подумал, зарыл котел в землю и пошел в город, купил щуку да живого зайца, щуку повесил на дерево — на самую верхушку, а зайца посадил в морду.

Приходит в избу:
— Ну, жена, какое мне счастье бог послал, только тебе сказать-то нельзя: пожалуй, всем разболтаешь!
— Скажи, старичок, — пристает баба, — право слово — никому не заикнусь; хочешь — побожусь, образ сниму да поцелую.
— Вот что, старуха: нашел я в лесу полон котел золота.
— Экой ты! Пойдем поскорее, домой унесем…
— Смотри же, старая! Никому не сказывай, не то беду наживем.
— Небось, ты только не сказывай, а я не скажу!

Повел мужик бабу, дошел до того места, где щука на дереве висит, остановился, поднял вверх голову и смотрит.
— Ну, что глазеешь? Пойдем скорее!
— Да разве не видишь? Глянь, щука на дереве выросла!
— Ой ли! Полезай за нею: ужотка на ужин зажарим.
Старик слазил на дерево и достал щуку.
Пошли дальше. Шли, шли:
— Дай, старая, к реке сбегаю, в морды посмотрю.
Заглянул в морду и давай жену звать:
— Глянь-ка, заяц в морду попал!
— А коли попал, бери его поскорей — к празднику на обед пригодится.
Взял старик зайца и привел старуху в лес; отрыли вдвоем котел с золотом и потащили домой.

Дело было к вечеру; совсем потемнело.
— Старик, а старик! — говорит баба. — Никак, овцы ревут?
— Какие овцы! То нашего барина черти дерут.

Шли, шли, старуха опять говорит:
— Старик, а старик! Никак, коровы ревут?
— Какие коровы! То нашего барина черти дерут.

Шли, шли; стали к деревне подходить, старуха старику говорит:
— Никак, волки ревут?
— Какие волки! То нашего барина черти дерут.

Разбогател старик со старухою. Вздурилась старуха пуще прежнего, пошла каждый день гостей зазывать да такие пиры подымать, что муж хоть из дому беги. Совсем от рук отбилась и слушаться перестала. Ругается:
— Постой! Узнаешь меня. Ты хочешь все золото себе забрать; нет, врешь! Я тебя упеку, в Сибири места не сыщешь! Сейчас пойду к барину!

Побежала к барину, завыла-заплакала:
— Так и так, — говорит, — нашел муж полон котел золота и с той самой поры начал крепко вином зашибать. Я было его уговаривать, а он меня колотить: таскал, таскал за косу, еле из рук вырвалась! Прибежала к вашей милости мое горе объявить, на негодного мужа челом бить: отберите у него все золото, чтоб работал, а не пьянствовал!
Барин позвал несколько дворовых людей и пошел к старику. Приходит в избу и закричал на него:

— Ах ты, мошенник этакий! Нашел на моей земле целый котел золота — сколько времени прошло, а мне до сих пор не доложил! Начал пьянствовать, разбойничать да жену тиранить! Подавай сейчас золото…

— Смилуйся, боярин, — отвечает старик, — я знать не знаю, ведать не ведаю: никакого золота не находил.

— Врешь ты, бесстыжие твои глаза! — напустилась на него старуха. — Пойдемте, барин, за мною; я покажу, где деньги спрятаны.

Приводит к сундуку, подняла крышку — нет ничего, пустехонек.
— Ах он, плут! Пока я ходила, в иное место перепрятал.

Тут барин пристал к старику:
— Покажи золото!
— Да где ж мне его взять? Извольте про все доподлинно допросить мою старуху.
— Ну, голубушка, расскажи мне толком, хорошенько: где и в какое время найден котел с золотом?
— Да вот, барин, — начала старуха, — шли мы лесом — еще в те поры щуку на дереве поймали…
— Опомнись, — говорит старик, — ведь ты заговариваешься!
— Нет, я не заговариваюсь, а правду сказываю, еще тут же мы зайца из морды вынули…
— Ну, пошла! Чай, теперь сам, барин, слышишь! Ну как можно, чтобы звери в реке водились, а рыба в лесу на дереве плодилась?
— Так, по-твоему, того не было? А помнишь, как мы назад шли, я сказала: «Никак, овцы ревут?» А ты отвечал: «То не овцы ревут, то нашего барина черти дерут!»
— С ума спятила.
— Я опять сказала: «Никак, коровы ревут?» А ты: «Какие коровы! То нашего барина черти дерут». А как стали подъезжать к деревне, мне почудилось, что волки ревут, а ты сказал: «Какие волки! То нашего барина черти дерут…»

Барин слушал, слушал, осерчал и ну толкать в шею старуху.

Вопросы к сказке «Жена-доказчица»

Какая жена была у старика: говорливая или молчаливая?

Какие ценности нашёл старик в лесу?

Почему старик опасался рассказать жене про котёл с золотом?

Сколько героев в сказке «Жена-доказчица»?

Думал ли старик о том, как сохранить клад?

Куда повесил щуку старик?

Старался ли старик представить всё так, как будто клада на самом деле не было?

Осталось ли золото у старика?

Находчивым ли оказался старик?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

почему сказка жена доказчица бытовая сказка

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается.
Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик – А. Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *