чему учит сказка цветик семицветик катаев
Анализ произведения «Цветик-семицветик»
Анализ
Тема произведения: Жизненные ценности. Доброта и не равнодушиек окружающим людям.
Идея произведения: Главный смысл сказки «Цветик-семицветик» состоит в том, что люди порой бездумно растрачивают свой потенциал на разные пустяки, вместо того, чтобы использовать его для серьезных дел. У девочки Жени появился чудесный цветок, исполняющий желания, но почти все его лепестки она легкомысленно потратила на пустяковые дела, и лишь последний лепесток был использован на благородное дело.
Пословицы к сказке:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Чему позавидуешь, того сам берегись.
Доброе дело два века живёт.
Выразительные средства:
Черепки— обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ;
тяпа-растяпа— рассеянный человек,
драчун— тот, ко любит драться, часто дерётся
зевать по сторонам – фразеологизм …Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.
Цветок, вроде ромашки – сравнение.
Нос наморщила, как гармошку – сравнение.
Страшная ночь – эпитет.
Земля закружилась, как волчок – сравнение.
Глаза стали желтые, как у козы – сравнение.
Воспитательное значение: Сказка «Цветик-семицветик» учит тщательно обдумывать то, что собираешься делать, чтобы не допускать и потом не исправлять неприятные последствия сделанного.
Эта сказка учит доброте, как и любая другая сказка, учит тому, что нет на свете ничего дороже жизни и здоровья человека, а все остальное мелочи, которые, как бы их не было много, не принесут человеку счастья. Учит эта сказка и серьезному отношению к жизни, учит не разбрасываться возможностями, а использовать их, ловить подвернувшуюся удачу. Учит она и состраданию, чуткости к чужим бедам и проблемам, учит дружбе и взаимовыручке.
Катаев Валентин сказка «Цветик-семицветик»
Читательский дневник по сказке «Цветик-семицветик» Валентина Катаева
Автор: Катаев Валентин Петрович
Главные герои: Женя, Витя, Старушка.
Второстепенные герои: дворовые дети.
Характеристика главных героев:
Женя — Рассеянная, невнимательная, легкомысленная, но добрая.
Загадывала неудачные и ненужные желания.
Витя — Больной мальчик, которого вылечила Женя.
Старушка — Добрая волшебница.
Характеристика второстепенных героев:
Девочки и мальчики во дворе — не хотели брать Женю в свои игры.
Краткое содержание сказки «Цветик-семицветик»
Погнавшись за собакой, укравшей баранки, Женя встречает старушку, которая дарит ей волшебный цветок с семи лепестками.
Женя тратит первое желание на возвращение с баранками домой, а второе — на восстановление разбитой воронами вазы.
Два желания Женя потратила на северный полюс, а два — на игрушки, которые ей были не нужны.
И только последнее желание Женя потратила с пользой.
Она сделала здоровым мальчика Витю, который стал её другом.
План сказки:
Основная мысль сказки «Цветик-семицветик»
Главная мысль сказки в том, что принося пользу другим, человек сам становится счастливей.
Основная идея сказки заключается в том, что нужно больше думать о других, чем о себе.
Чему учит сказка
Сказка учит не быть рассеянными и невнимательными.
Учит не отвлекаться на пустяки, выполняя какую-нибудь работу.
Учит не быть эгоистом и не завидовать другим людям.
Учит помогать нуждающимся, свершать добрые дела.
Краткий отзыв по сказке «Цветик-семицветик» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что если бы такой волшебный цветок оказался бы в моих руках, я точно не стала бы тратить желания на пустяки.
Героиня сказки думала об играх и забавах, не понимая, какое сокровище попало ей в руки.
Это увлекательная и интересная сказка.
Автору удалось придумать историю, которая будит воображение и заставляет читателя фантазировать.
Мне очень понравилась Женя, которая была открытой и доброй девочкой.
Она всегда готова была помочь другим людям, не думая о собственной выгоде.
У неё были недостатки, но у кого их нет?
Я всем советую прочитать эту сказку и заранее подумать о том, какие желание загадать в том случае, если к вам в руки попадёт чудесный цветок.
Пословицы к сказке:
Словарь неизвестных слов
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинёшенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
— Ай, мамочка, замерзаю! — закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.
Ещё читательские дневники по произведениям Валентина Катаева:
Библиотека произведений автора пополняется.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Катаев В. “Цветик-семицветик”. Читательский дневник, краткое содержание
Катаев В. “Цветик-семицветик”. Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Катаев В.
Название: “Цветик-семицветик”
Жанр: сказка
Тема произведения: дружба
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристика
Женя. Маленькая и добрая девочка. Легкомысленная, часто забывает о порученном деле, отвлекается по пустякам. Но отзывчивая и готовая помочь другу.
Витя. Хромой мальчик, которому помогала Женя.
Старушка-волшебница. Добрая и мудрая.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Девочке Жене старушка дает волшебный цветок, исполняющий желания. Не сразу Женя понимает, что не все желания одинаково хороши, но она делает верный выбор.
Сюжет — краткое содержание
Собака съедает баранки, пока Женя считает ворон, и, погнавшись за собакой, девочка заблудилась.
Странная старушка дает Жене волшебный цветок, и девочка первым делом оказывается дома вместе с баранками.
Женя тратит второе желание на восстановление разбитой вазы и уходит во двор.
Женя тратит два желания, чтобы оказаться на Северном полюсе и чтобы вернуться оттуда.
Женя тратит два желания на то, чтобы получить все куклы мира и чтобы от них избавиться.
Последним желанием Женя излечивает хромого мальчика и играет с ним.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как Женя легкомысленно отправилась на северный полюс в одном платье и чуть не замерзла там. Да к тому же на полюсе к девочке пошли семь злобных медведей, которые хотели ее съесть.
План произведения для пересказа
Женя считает ворон
На северном полюсе
Главная мысль
Только то желание может сделать человека счастливым, которое делает счастливыми других людей.
Чему учит эта книга
Сказка учит доброте, отзывчивости, сострадательности. Учит помогать другим и не думать о себе, учит не быть эгоистом. Пока Женя загадывала эгоистичные желания, они не приносили ей счастья. Но когда Женя помогла мальчику, она обрела друга, а это и есть счастье.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень нравится эта сказка и нравится девочка Женя. Пусть она напрасно потратила шесть желаний, но она приобрела важный жизненный опыт и ее последнее желание сделало счастливым двух ребят.
Новые слова и выражения
Папанинцы — герои полярники, оказавшиеся на льдине, после крушения ледокола.
Танкетка — маленький танк, а не вид подошвы обуви.
Пословицы к произведению
Жизнь дана на добрые дела.
Доброму человеку помощь не в убыток.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Стрелянного воробья на мякине не проведешь.
От доброго дерева добрый и плод.
Анализ сказки Цветик-семицветик Катаева
Сказка “Цветик-Семицветик” под авторством В.П.Катаева – это удивительная и поучительная история о том, как важно уметь желать правильных и хороших вещей и как избегать желаний ненужных и даже вредных.
Главный персонаж сказки, девочка по имени Женя, волей случая получает волшебную вещь – тот самый Цветик-Семицветик, исполняющий желания. Мудрая бабушка учит девочку им пользоваться, и та немедленно начинает загадывать желания. Первые два желания девочка использует для того, чтобы исправить собственные ошибки: она возвращается домой с вязанкой баранок, которые растеряла по пути и восстанавливает вазу, которую умудрилась разбить сразу по возвращении домой. Вторые четыре желания тоже пропадают впустую: два девочка тратит на необдуманные, высказанные в порыве обиды желания: побывать на Северном Полюсе и присвоить себе все игрушки, какие только есть. Вторые два желания – соответственно, на то, что исправить свои ошибки: вернуться с Северного полюса и вернуть игрушки по местам.
И только потратив шесть желаний из семи, Женя начинает понимать, что делает что-то не то. Вроде бы она и получает то, что просит, но это не приносит ей никакой радости. И только встретив мальчика Витю, увидев, как он страдает от увечья, которое, по его словам, на всю жизнь, и пожалев мальчика, Женя тратит последнее желание на то, чтобы вернуть Вите здоровье.
Играя в салочки, Женя уже с Витей снова встречает мудрую бабушку, которая подводит итог действиям Жени: шесть желаний потрачены впустую, зато седьмое – с пользой. И из лепестка, который был потрачен на желание вернуть Вите здоровье, бабушка помогает ребятам вырастить новый Цветик-Семицветик. При этом ребята действуют вместе: Витя копает ямку, а Женя – сажает опустевший стебелёк. Это сцена – прекрасный пример того, как мальчик и девочка работают вместе для результата, и хороший противовес сцене, где мальчики не пожелали играть с Женей и этим сильно её обидели. И вот ребята идут вместе с новым Цветиком в руках, и можно быть уверенным, что Женя, уже получившая опыт того, как опасно желать всего подряд, потратит эти желания с Витей более мудро…
Данная сказка учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям. Данная сказка замечательно подойдёт для того, чтобы вы могли посмотреть и обсудить её с вашим ребёнком.
2 вариант
Сказка «цветик семи цветик» была написана в 1940 году. Валентин Катаев посвятил историю про девочку с волшебным цветком писателю Борису Левину. После трагического известия о его гибели и появляется замысел произведения. При помощи сказки автор хотел научить маленьких читателей состраданию. И на примерах объяснить: что такое счастье, и к чему может привести жадность.
«Цветик семи цветик»- это история о девочке жене. Она была доброй и весёлой девочкой. но был у неё один недостаток: она любила считать ворон. Однажды Женю отправили в магазин. Попросили купить баранок для всей семьи. Семья состояла из мамы, папы, из самой Жени и младшего братика Павлика. Девочка баранки купила, но по дороге за ней увязалась собака. Она незаметно съела все баранки. Заметив, что баранок больше нет, Женя хотела поймать собаку, но не смогла. Да ещё и заблудилась. Девочка заплакала. Тем временем перед ней появляется старушка-волшебница. Волшебница пожалела Женю. Подарила ей из своего садика необычный цветок. Цветок мог исполнить только семь желаний. Для этого нужно было оторвать лепесток, бросить на землю и произнести волшебные слова. Лепестки были разноцветные. Цвета были как у радуги.
Женя сначала загадывала желания, которые помогли найти выход из сложной ситуации. Как известно, ей нужно было купить баранок, а баранки съела собака. Поэтому, чтобы выполнить поручение, женя просит первый лепесток, доставить её домой с баранками.
Второе желание, связанное с поиском выхода из сложившейся ситуации, было направлено на то, чтобы мама не ругалась и не расстраивалась из-за разбившейся любимой вазы. Девочка при помощи волшебного лепестка её склеила.
Ещё два лепестка Женя тратит на вполне обычные детские капризы. Она обижается сначала на мальчиков, которые не берут её играть. По игре они отправляются в путешествие на северный полюс. Она сердиться, и желает оказаться на северном полюсе по-настоящему.
В другой раз Жене не дали поиграть понравившейся куклой. Она хочет доказать девочкам, что у неё могут быть куклы и получше. Загадывает себе игрушки всего мира.
Эти два желания ни к чему хорошему не привели. На северном полюсе было очень холодно. И её чуть не съел белый медведь. А пожелав игрушки всего мира, девочка потом не знала, куда от них деться. В результате Женя тратит ещё два лепестка на возвращение с северного полюса, а также возвращение игрушек в магазины.
У неё остался один последний лепесток. Женя тщательно обдумывала, как бы его потратить. И вдруг заметила на лавочке мальчика Витю. Она предложила ему поиграть в салочки. Но мальчик был хромым, и не мог играть в подвижные игры. Тогда женя, не задумываясь, при помощи волшебного лепестка, исцеляет Витю. Они начинают весело играть друг с другом.
Сказка написана как притча. Но всё-таки это сказка. В ней есть сказочный зачин и волшебство. Кроме того в произведении используется народный фольклор. Например, заклинание, которое произносится когда нужно исполнить желание, походит на считалочку.
Главная мысль произведения- это умение находить счастье и делить его с другим.
Учит история быть добрым, не жадничать, быть внимательным и не зазнаваться.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Цветик-семицветик Катаева
Популярные сегодня темы
Уже и не вспомню, когда появилась во мне страсть к чтению. С раннего детства книги окружали меня. Самые первые были ярко раскрашенные, с крупными буквами. Сказки мне читали мама и бабушка
В Невском проспекте гоголь разбирает истории двух горожан, которые ухлестывают на центральной улице города за дамами. Речь идет о поручике и художнике, таким образом, повесть состоит из двух частей
Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море
Одним из второстепенных персонажей произведения является Мокий Парменыч Кнуров, представляющий собой пожилого, состоятельного дельца с громадным состоянием.
Уже больше двух тысяч лет для христиан всего мира слово «иуда» означает предатель. Человек с таким именем за тридцать серебренников предал Иисуса Христа
«Цветик-семицветик» читательский дневник
«Цветик-семицветик» – добрая, поучительная сказка о девочке Жене и волшебном цветке. Помогать другим – большое счастье, и главная героиня поняла это на собственном примере.
Краткое содержание «Цветика-семицветика» для читательского дневника
ФИО автора: Катаев Валентин Петрович
Название: Цветик-семицветик
Число страниц: 8. Катаев В. П. «Цветик-семицветик». Издательство «Искатель». 2018 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1940 год
Главные герои
Женя – добрая и весёлая, но слишком рассеянная и легкомысленная девочка.
Старушка – добрая волшебница.
Витя – добрый, веселый, но больной мальчик, которому Женя помогла вылечить больную ногу.
Сюжет
Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон и не заметила, как дворняжка ловко стащила все её баранки.
Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она её так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и её стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у неё есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.
Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и всё исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон и разбила вазу. Чтобы мама её не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.
Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в лёгком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут ещё и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своём дворе.
Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы все игрушки стали её, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала ещё один лепесток, чтобы игрушки убирались по своим магазинам обратно. Она расстроилась: потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.
Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому что был хромой. Женя обрадовалась, что у неё сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.
План пересказа
Главная мысль
По-настоящему счастлив тот, кто способен делиться радостью с другими, совершать добрые дела.
Чему учит
Учит быть внимательным и сосредоточенным при выполнении важных дел. Учит помогать людям, совершать добрые дела, не быть эгоистичным, жадным, заносчивым.
Отзыв
Несмотря на то, что Женя была очень рассеянной и немного легкомысленной девочкой, которая так без пользы тратила лепестки, она всё же оказалась доброй и отзывчивой. Женя не пожалела использовать последний лепесток и помогла Вите вновь стать здоровым. И это желание принесло ей много радости.
Рисунок-иллюстрация к сказке Цветик-семицветик.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что на пути Жени попалась такая добрая, внимательная старушка-волшебница, которая помогла понять девочке, как важно думать о других и совершать добрые поступки.