чему учит сказка скрипучие половицы
Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе по теме «К.Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»». Работа с художественным текстом
Подготовка к слушанию музыки. Упражнения на релаксацию.
2. Вводная беседа.
С произведениями, какого русского писателя знакомились?
3. Проверка домашнего заданий.
Какое произведение читали?
Назовите жанр. О чём повествует этот рассказ? (Случай из жизни русского композитора П. И. Чайковского. Композитор пытался противостоять истреблению леса. Борьба добра и зла. )
Что больше всего взволновало в рассказе?
На сколько частей разделён рассказ? Прочитайте план.
4. Актуализация знаний.
Сегодня проанализируем части рассказа, постараемся понять идею произведения, что автор хотел донести до своего читателя, постараемся выразить своё отношение к прочитанному.
Автор не случайно выбрал историю, произошедшую именно с П. И. Чайковским.
Чайковский обладал удивительным сильным чувством природы. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу – он её обожал.
Чайковский был одарён “способностью в каждом листке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни”. (Дневник, 1886) Великий музыкант, он умел слушать и слышать природу.
5. Чтение и анализ 1 части.
Выбор лучшего названия.
Прочитайте, какое место П. И. Чайковский считал воплощением русской природы.
Что вызывало у композитора творческий подъём? Докажите словами из текста.
Прочитайте описание леса, который так сильно впечатлил композитора.
Опишите состояние души П. И. Чайковского
Прочитайте, что больше всего поразило вас? Прочитайте самые красивые речевые обороты.
Какие слова, выражения вам хотелось бы использовать в сочинениях?
П. И. Чайковский – внимательный, наблюдательный, чуткий, зоркий человек. Каждый раз он видел знакомое место по-новому, сливаясь с природой, ощущая себя её частью.
Прочитайте момент прощания П. И. Чайковского с лесом. (Прощался как со старым знакомым, веря, что они встретятся вновь. )
Почему К. Г. Паустовский так много уделил места описанию. (Хотел показать красоту русской природы, её воздействие на людей искусства, значение природы в их творчестве. )
Русский лес всегда вдохновлял писателей и поэтов, композиторов и живописцев. Шишкин и Левитан, Саврасов и Куинджи.
Рассмотреть репродукции картины И. И. Шишкина “Сосновый бор”, “Лесная глушь”, “Утро в сосновом лесу”, “ Корабельная роща”. Более всего И. И. Шишкин любил изображать хвойный лес. Он был первым в русской живописи, кто раскрыл обаяние могучего бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие. В своих картинах художник передал чувство любви и гордости за красоту земли-матери.
Чтение стихов А. С. Пушкина, С. А Есенина, Ф. И. Тютчева, П. Вяземского, А. Толстого. (Индивидуальное задание)
Передайте своё настроение после чтения 1 части. Воспользуйтесь “Словарём настроений”.
6. Чтение и анализ 2 части.
Какое название дали 2 части? Выбор наиболее удачного.
К. Г. Паустовский писал: “Я не могу дать своим героям беспристрастной оценки. Пусть оценку даёт читатель. Я могу лишь сказать, что всегда жил со своими героями одной жизнью, всегда стремился открыть в них добрые черты, их незаметное порой своеобразие”.
Автор даёт внешний облик героя 1-2 штрихами, остальное домыслит читатель.
Кто главный герой? П. И. Чайковский
Как композитор писал музыку?
Кем были его первые слушатели?(Феня, слуга, лесник Василий)
Прочитайте, как каждый из них слушал музыку?
Отношение Фени к композитору. (Уважение, восхищение, заботливость. )
Слуга. Почему писатель не дал ему имя? (Не имеет своего мнения, человек бездушный, безмолвный исполнитель воли хозяина, поэтому не представляет для автора интереса)
Прочитайте слова Василия, через которые К. Г. Паустовский передаёт своё отношение к слуге.
Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, к её языку, к еёбыту.
Какой герой противопоставлен слуге? (Лесник Василий)
С каким настроением пришёл лесник к П. И. Чайковскому? Прочитайте.
Почему у лесника было такое настроение?
Составление устного портрета лесника. (Старый, необразованный, бедный, совестливый, любящий всё живое, тонко чувствует прекрасное, труженик, хорошо разбирается в людях)
В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц – народных мелких изречений.
Объясните пословицу “Как поживёшь, так и прослывёшь”.
7. Чтение и анализ 3 части.
Какое название дали 3 части? Выбор наиболее удачного.
Когда закончил работать П. И. Чайковский?
В каком он был состоянии? Почему? (Затратил много сил, отдавал музыке всю душу, был в сильном напряжении)
Рассказ Василия о случившемся. Чтение по ролям.
Какие слова передают состояние лесника? Выборочное чтение.
Какой литературный приём использовал писатель для того, чтобы более образно рассказать о надвигающейся беде? (Олицетворение)
Что такое олицетворение?
Словарная работа. Объяснить значение слова “палачество”
Как изменилось настроение П. И. Чайковского? Сравните с описанием настроения днём?
8. Чтение и анализ 4 части.
Какое название дали 4 части? Выбор наиболее удачного.
Как П. И. Чайковский хотел спасти лес?
В каком месте мы особенно волновались? (Разговор Трощенко и композитора)
Прочитайте диалог по ролям.
Какие слова возмутили?
Согласны ли вы со словами Трощенко? Почему?
Как понимаете пословицу “Смотри дерево по плодам, а человека по делам”?
Вывод. Человек, который не творит сам, не может оценить творчество другого. Трощенко – человек бесчувственный, бессердечный, любит только деньги, не ценит красоту, не думает о будущем поколении. О таких людях говорят “Речи как мёд, а дела как полынь”, “На языке медок, а на сердце ледок”.
Как вы думаете, кто оставит след в жизни своих потомков?
Почему сделка не состоялась?
Словарная работа. Объяснить значение слова “вексель”.
9. Чтение и анализ 5 части.
Какое название дали 4 части? Выбор наиболее удачного
Прочитайте, что увидел П. И. Чайковский по дороге домой.
Какое чувство возникло у вас?
Какой литературный приём использовал К. Г. Паустовский?
Автор сравнивает гибель леса с гибелью живого существа.
Почему автор сравнивает лесорубов с ворами? (Украли жизнь у дерева)
Какой писатель также осуждал бессмысленную жестокость человека по отношению к природе?
(Д. Н. Мамин-Сибиряк “Приёмыш”, “Лесная сказка”)
Как в рассказе К. Г. Паустовского вся природа реагировала на происходящее?
Какими глаголами автор передаёт душевное состояние П. И. Чайковского?
В каких словах заключена главная мысль рассказа?
Каким словом писатель называет действия лесорубов?
Словарная работа. Объяснить значение слова “варварство”.
К. Г. Паустовский писал: “Да, каждое убитое дерево – вина человека, наш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на Родине. Иногда на месте вырубленного леса вырастет новый лес.
Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свеч берёз. Такого уже не будет. Молодое разнолесье по-своему красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил”.
10. Обобщение по теме.
Опишите своё настроение после чтения рассказа.
Объясните название рассказа “скрипучи половицы”.
Что больше всего запомнилось?
Какое желание возникло?
Почему этот рассказ помещён в разделе “Природа и мы”?
Как вы понимаете выражение “любить природу”?
Люди, любящие природу, стараются жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Послушайте историю, связанную с именем гения русской литературы А. С. Пушкина.
Каждый год в первое воскресенье лета со всех концов страны, из-за рубежа собираются гости в музее-заповеднике Михайловском, Здесь на древней псковской земле, несколько лет жил А. С. Пушкин, здесь созданы многие его произведения (“Руслан и Людмила”, “Няне”, “Зимний вечер”, “Евгений Онегин”). Михайловское объединяет судьбу человека, прославившего Отечество, и судьбу самого места, частицы Родины, связанного с жизнью гения.
“Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья”.
Но эта сосна ещё и живой памятник Великой Отечественной войне.
В 1944 году она стояла на передовой линии фронта. В Михайловском были гитлеровцы. Было вырублено около 40000 сосен для построения блиндажей. Но наша сосна была слишком мощным деревом, пила её брала плохо. И в её кудрявой кроне фашисты сделали гнездо для снайпера.
Нет на земле такого человека, который бы не встречался с лесом. Незримо, ненавязчиво лес окружает человека всю его жизнь.
Добрые правдивые книги К. Г. Паустовского словно говорят: “Давайте обитать вместе!”. Напоминают о том, что нужно крепко задуматься над нашей общей бедой: вырубаемых лесах, высыхающих морях и водоёмах, затопленных полях, залитой мазутом траве, о губительном воздействии разбрасываемых по полям вредных веществ,
К чему призывают книги писателя? (Жить в дружбе с природой, беречь, любить и приумножать зелёный наряд земли. )
Жизнь дана на добрые дела.
11 Задание на дом.
1. Составьте текст – рассуждение на тему урока, связав смысловые части с помощью слов “потому что, во-первых, во-вторых, кроме того”.
2. Найдите слова, которые смогут убедить купца не губить лес.
3. Составьте картинный план рассказа. Пересказ описания природы близко к тексту. (По выбору. )
4. Продолжить рассказ: “Однажды утром я вышел из своего дома и вдруг увидел, что какой-то незнакомый мальчик ломает ветки нашей любимой сирени. Тогда я …”.
12. Подведение итогов урока. (Рефлексия)
Что больше всего запомнилось на уроке?
Какие выводы вы сделали для себя?
Что больше всего понравилось на уроке?
“В тебе величье моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!”.
Паустовский «Скрипучие половицы»: главные герои, какова главная мысль?
В произведении Растрепанный воробей можно выделить четырех главных героев.
Первый герой это воробей Пашка. Храбрый воробей, который не побоялся вороны и отблагодарил девочку Машу за ее доброту.
Вторая героиня это девочка Маша. Добрая и заботливая девочка, которая спасла и выносила воробья Пашку.
Третья героиня это мама Маши. Именно ей воробей принес брошь прямо на сцену.
Рассказ учит нас доброте и благодарности. Воробей был благодарен Маше за ее доброту и оплатил ей в двойне. Он спас выступление Машиной мамы.
Главная мысль рассказа Сергея Аксакова «Буран»: надо прислушиваться к старшим мудрым и опытным, к старшему поколению, самонадеянность, молодость и неопытность может стоить людям жизни. С природой не шутят, надо быть наблюдательным, знать ее законы и приметы.
В этой повести Льва Толстого показаны три главных героя, это мерин по кличке по кличке Холстомер, гусар Серпуховский и табун лошадей.
Главная мысль этого произведения заключается в том, что нельзя судить о людях по их внешним признакам, условному делению на сословия, касты и принадлежность к определённым общественным и социальным группам.
Это история не о лошадях, а о людях, о их взаимоотношениях, о жестокости, благородстве, трудолюбии и об оценке этих качеств обществом.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Скрипучие половицы. К. Г. Паустовский»
Тема урока: К.Г. Паустовский. «Скрипучие половицы».
Цели урока: Учить детей анализировать произведение.
Развивать умение находить главную мысль в произведении.
Учить понимать и чувствовать язык произведения.
Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев.
Развивать навыки осознанного беглого чтения.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать умения работать с иллюстрацией.
Воспитывать любовь к Родине, к природе.
портреты К.Г.Паустовского и П.И.Чайковского;
аудиозапись симфонии №6, 1часть П.И.Чайковского;
костюмы для сценки;
выставка книг К.Г.Паустовского;
телевизор с видеомагнитофоном;
видеозапись с клипом Майкла Джексона «Песня Земли».
2. Постановка цели урока: Мы продолжим работу над рассказом «Скрипучие половицы».
3. Закрепление изученного: а)- Кто написал данный рассказ? ( К.Г. Паустовский)
— С какими произведениями этого автора мы уже знакомились?
(«Растрепанный воробей», «Корзина с еловыми шишками»!?)
— Что вы знаете об этом писателе? ( Рассказ учащегося)
Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожного служащего. Уже в школьные годы ему пришлось заниматься различной работой, чтобы зарабатывать на хлеб. Он учился в Киевском и Московском университетах. Много путешествовал по родному краю. Паустовский пробует разные профессии: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель, корректор и т.д. В 1941-1942 отправляется на фронт военным коррес-пондентом ТАСС, публикуется во фронтовой газете. Любовь к Родине, к необъятным просторам Росси, к ее людям мягкость, отзывчивость отразились в произведениях писателя.
— Перед вами выставка книг К.Г.Паустовского. Среди них много произведений о родном крае. А так вам представлен цикл рассказов о людях искусства. (О художниках Исааке Левитане или Кипренском, французский инженер Шарле Лонсевиль, скрипаче Николо Паганини, о композиторах Моцарте и Григе, и т.д. )
б) – Кому посвящен рассказ «Скрипучие половицы»? ( П.И.Чайковскому)
— Что вы о нем узнали из рассказа К.Г.Паустовского? ( что он писал музыку, любил родной край, умел ценить прекрасное)
Рассказ учителя о П.И.Чайковском.
Чайковский родился в 1840 году в семье горного инженера в Вятской губернии. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии). Композитор создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений: балеты «Лебединое озеро», Спящая красавица», «Щелкунчик», оперу «Евгений Онегин», множество фортепьянных пьес, в том числе знаменитый цикл «Времена года». Его талант был по достоинству оценен современниками. Чайковского приглашают на должность профессора в консерватории, он выступает в печати в качестве музыкального критика, занимается активной музыкально-общественной деятельности, дирижирует не только в России, но и за рубежом. В качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского.
Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.
— Вы должны были дома перечитать рассказ и озаглавить его части, а также найти объяснение непонятным словам. С помощью какого словаря вы справились с данным заданием? (толкового)
Словарная работа: Рудой – растущий на сухих местах, очень прочный лес.
Яр – крутой, обрывистый берег реки или оврага
Поместье – земельное владение помещика.
Цигарка – самодельная папироса, свернутая из бумаги трубочка с табаком.
Трактир – в старину так называли гостиницу с рестораном.
нибудь определённую сумму денег в определённый срок.
Махотка – небольшая корзинка
5. Закрепление и обобщение материала.
— Почему П.И.Чайковскому нравилось находиться в этом поместье? ( долгие часы проводил П.И.Чайковский за роялем, сочиняя музыку, и порой ему казалось, что от этих звуков начинал петь весь старый, рассохшийся дом. И этот дом, и лес, деревушки, просеки, и заброшенная дорога – все помогало композитору сочинять его музыку.)
-Что поразило П.И.Чайковского когда он гулял по Рудному Яру? ( В этот день его поразил свет. Ему казалось, что он падает пластами)
— Что значит «пласты света»? Сколько «пластов» увидел Чайковский? Я просила вас нарисовать, как вы себе это представляете. (Ребята показывают иллюстрации к трем «картинкам» из рассказа)
— Какое состояние вызывало у композитора такое разнообразие и сила освещения?( ему казалось, что должно случиться что – то необыкновенное, похожее на чудо.)
— как называется такое состояние? ( вдохновение)
— Почему так подробно описывает К.Г.Паустовский природу? ( чтобы мы поняли откуда П.И.Чайков-ский черпал вдохновение)
— Как озаглавили данную часть? («Вдохновение», «Рудой Яр», «Прогулка» и т. д.)
Б) – О чем говорится во второй части рассказа? (Во второй части автор рассказывает, как в то время когда композитор сочинял музыку, к нему пришел со страшной новостью лесник Василий. А слуга не пускал его в дом)
— Как озаглавили данную часть? («Беседа», «Разногласие» и т.д.)
— Почему П.И.Чайковский не разрешал никого впускать, когда он играл на рояле? ( он не хотел чтобы ему мешали)
— Чего добивался композитор в музыке? ( Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна даже Фене и старому Василию)
— Давайте вспомним диалог, который происходил между слугой и Василем.( Разыгрывается сценка)
— Почему лесник пришел к П.И.Чайковскому за советом? ( потому что он знал, что композитор любит Рудый Яр)
— Как относились к творчеству композитора участники нашей сценки? ( Слуга назвал «святым делом», Феня сказала, что «весь день бы слухала», а Василий подумал, что это «колдовство»)
— Что услышал старик в музыке? ( Русскую песню, как пастухи заиграли на рожках, как поют соловьи)
В) – О чем говорится в 3 части? ( краткий пересказ учеником)
— Как озаглавил? («Призыв о помощи», «Крик отчаяния» и т.д.)
Г) – О чем говорится в 4 части? ( краткий пересказ учеником)
— Как нам описывает купца К.Г.Паустовский? (зачитывается отрывок из текста «С виду приличный господин. В золотых очках, и бородка седенькая, гребешочком расчесанная… В чесучовом пиджаке ходит. А в глаза, брат, не гляди – там пусто. Как в могиле.»)
— Каким его увидел Чайковский? (Трощенко, в сапогах и шляпе…ходил по лесу и сам метил топором сосны»)
— Какое у вас сложилось мнение о купце Трощенко? ( Он был жадный, не видел в природе красоту, относился к ней как к товару.)
— А как относился к нему автор? Приведите примеры из текста. ( Свое отношение он вложил в слова приказчика «Мой волкодав леса свел по всей Харьковской и Курской губерниям. Сплошной рубкой. Он к лесу зол – на семена ничего не оставит. На лесах большие капиталы наживал.»)
— Как отреагировал кучер на происходящее? ( Ему было тоже жалко лес. Ведь его еще можно было бы восстановить, если не губить малые деревца)
— Как автор описывает гибель деревьев? ( Зачитывается отрывок «От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы…От него далеко окрест дрогнула земля»)
— Какие литературные прием использовал К.Г.Паустовский, чтобы мы ярче представили себе картину
гибели дерева? ( метафоры – могучее дерево, калечить землю, миг смерти дерева, смертельное падение; сравнение – как воры, лежала горой; олицетворение — сосна вздрогнула, застонала, тяжко ударилась, затрепетала, замерла, березы – пытались удержать, принять на свои гибкие стволы, земля – дрогнула, ухнула)
— Какое впечатление произвела гибель леса на П.И.Чайковского? Прочитайте, как он реагировал, что чувствовал? ( Чайковский стиснул зубы, он почти бежал, задыхался и думал «Подлость! Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю. Потомки никогда не простят нам опустошения земли…»)
_ Почему музыка, которую начал писать композитор не будет закончена? ( потому что он черпал вдохновение у природы, у леса. А лесорубы перерубили эту связь)
— В чем заключается главная мысль произведения? Найдите предложение, в котором об этом говорится. ( «Могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа»)
— Как вы понимаете эту фразу?
— Почему этот рассказ помещен в раздел о природе? ( Когда писатель рассказывает нам о жизни леса, реке, о животных, он всегда показывает нам отношение человека к природе, дает понять, что все живые существа на планете связаны между собой.)
— Как вы думаете, что произойдет с этим уголком природы? Встречались ли вы с такой ситуацией?
(примеры детей из личного опыта)
— Эта проблема актуальна не только для нашего города, страны, но и для всего мира. Ученые и люди искусства выражают свою обеспокоенность по поводу гибели лесов. Я предлагаю посмотреть видеоклип Майкла Джексона, который так же обращает внимание людей на эту проблему
( во время просмотра сюжета учитель озвучивает информацию)
Информация к размышлению.
— К чему призывает нас автор? ( к бережному отношению к природе, любви к Родине)
Постарайтесь найти слова, чтобы убедить таких «купцов» не губить лес. (Стр.105, вопрос №4)
средняя общеобразовательная школа №7
г. Балаково, Саратовской области.
Тема. Работа над произведением К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы».
Цели урока: Учить детей анализировать произведение.
Развивать умение находить главную мысль в произведении.
Учить понимать и чувствовать язык произведения.
Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев.
Развивать навыки осознанного беглого чтения.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать умения работать с иллюстрацией.
Воспитывать любовь к Родине, к природе.
аудиозапись симфонии №6, 1часть ;
костюмы для сценки;
видеозапись с клипом Майкла Джексона «Песня Земли».
2.Постановка цели урока: Мы продолжим работу над рассказом «Скрипучие половицы».
3. Закрепление изученного: а)- Кто написал данный рассказ? ()
— С какими произведениями этого автора мы уже знакомились?
(«Растрепанный воробей», «Корзина с еловыми шишками»!?)
— Что вы знаете об этом писателе? (Рассказ учащегося)
Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожного служащего. Уже в школьные годы ему пришлось заниматься различной работой, чтобы зарабатывать на хлеб. Он учился в Киевском и Московском университетах. Много путешествовал по родному краю. Паустовский пробует разные профессии: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель, корректор и т. д. В отправляется на фронт военным коррес-пондентом ТАСС, публикуется во фронтовой газете. Любовь к Родине, к необъятным просторам Росси, к ее людям мягкость, отзывчивость отразились в произведениях писателя.
б) – Кому посвящен рассказ «Скрипучие половицы»? ()
Чайковский родился в 1840 году в семье горного инженера в Вятской губернии. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии). Композитор создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений: балеты «Лебединое озеро», Спящая красавица», «Щелкунчик», оперу «Евгений Онегин», множество фортепьянных пьес, в том числе знаменитый цикл «Времена года». Его талант был по достоинству оценен современниками. Чайковского приглашают на должность профессора в консерватории, он выступает в печати в качестве музыкального критика, занимается активной музыкально-общественной деятельности, дирижирует не только в России, но и за рубежом. В качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского.
Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.
— Вы должны были дома перечитать рассказ и озаглавить его части, а также найти объяснение непонятным словам. С помощью какого словаря вы справились с данным заданием? (толкового)
Словарная работа: Рудой – растущий на сухих местах, очень прочный лес.
Яр – крутой, обрывистый берег реки или оврага
Поместье – земельное владение помещика.
Цигарка – самодельная папироса, свернутая из бумаги трубочка с табаком.
Трактир – в старину так называли гостиницу с рестораном.
нибудь определённую сумму денег в определённый срок.
Махотка – небольшая корзинка
5. Закрепление и обобщение материала.
— Чайковскому нравилось находиться в этом поместье? (долгие часы проводил за роялем, сочиняя музыку, и порой ему казалось, что от этих звуков начинал петь весь старый, рассохшийся дом. И этот дом, и лес, деревушки, просеки, и заброшенная дорога – все помогало композитору сочинять его музыку.)
-Что поразило когда он гулял по Рудному Яру?( В этот день его поразил свет. Ему казалось, что он падает пластами)
— Что значит «пласты света»? Сколько «пластов» увидел Чайковский? Я просила вас нарисовать, как вы себе это представляете.(Ребята показывают иллюстрации к трем «картинкам» из рассказа)
— Какое состояние вызывало у композитора такое разнообразие и сила освещения?(ему казалось, что должно случиться что – то необыкновенное, похожее на чудо.)
— как называется такое состояние? (вдохновение)
— Как озаглавили данную часть? («Вдохновение», «Рудой Яр», «Прогулка» и т. д.)
Б) – О чем говорится во второй части рассказа? (Во второй части автор рассказывает, как в то время когда композитор сочинял музыку, к нему пришел со страшной новостью лесник Василий. А слуга не пускал его в дом)
— Как озаглавили данную часть? («Беседа», «Разногласие» и т. д.)
— Чайковский не разрешал никого впускать, когда он играл на рояле? (он не хотел чтобы ему мешали)
— Чего добивался композитор в музыке? (Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна даже Фене и старому Василию)
— Давайте вспомним диалог, который происходил между слугой и Василем.(Разыгрывается сценка)
— Почему лесник пришел к за советом? (потому что он знал, что композитор любит Рудый Яр)
— Как относились к творчеству композитора участники нашей сценки? ( Слуга назвал «святым делом», Феня сказала, что «весь день бы слухала», а Василий подумал, что это «колдовство»)
— Что услышал старик в музыке? (Русскую песню, как пастухи заиграли на рожках, как поют соловьи)
— Давайте и мы попытаемся услышать все это, а может быть еще что-то. (звучит музыка — ского симфония №6, часть 1, отрывок.)
В) – О чем говорится в 3 части? (краткий пересказ учеником)
— Как озаглавил? («Призыв о помощи», «Крик отчаяния» и т. д.)
Г) – О чем говорится в 4 части? (краткий пересказ учеником)
— Каким его увидел Чайковский? (Трощенко, в сапогах и шляпе…ходил по лесу и сам метил топором сосны»)
— Какое у вас сложилось мнение о купце Трощенко? (Он был жадный, не видел в природе красоту, относился к ней как к товару.)
— А как относился к нему автор? Приведите примеры из текста. (Свое отношение он вложил в слова приказчика «Мой волкодав леса свел по всей Харьковской и Курской губерниям. Сплошной рубкой. Он к лесу зол – на семена ничего не оставит. На лесах большие капиталы наживал.»)
— Как отреагировал кучер на происходящее? (Ему было тоже жалко лес. Ведь его еще можно было бы восстановить, если не губить малые деревца)
— Как автор описывает гибель деревьев? (Зачитывается отрывок «От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы…От него далеко окрест дрогнула земля»)
гибели дерева? (метафоры – могучее дерево, калечить землю, миг смерти дерева, смертельное падение; сравнение – как воры, лежала горой; олицетворение— сосна вздрогнула, застонала, тяжко ударилась, затрепетала, замерла, березы – пытались удержать, принять на свои гибкие стволы, земля – дрогнула, ухнула)
_ Почему музыка, которую начал писать композитор не будет закончена? (потому что он черпал вдохновение у природы, у леса. А лесорубы перерубили эту связь)
— В чем заключается главная мысль произведения? Найдите предложение, в котором об этом говорится. ( «Могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа»)
— Как вы понимаете эту фразу?
— Почему этот рассказ помещен в раздел о природе? (Когда писатель рассказывает нам о жизни леса, реке, о животных, он всегда показывает нам отношение человека к природе, дает понять, что все живые существа на планете связаны между собой.)
— Как вы думаете, что произойдет с этим уголком природы? Встречались ли вы с такой ситуацией?
(примеры детей из личного опыта)
— Эта проблема актуальна не только для нашего города, страны, но и для всего мира. Ученые и люди искусства выражают свою обеспокоенность по поводу гибели лесов. Я предлагаю посмотреть видеоклип Майкла Джексона, который так же обращает внимание людей на эту проблему
( во время просмотра сюжета учитель озвучивает информацию)
Информация к размышлению.
Примерно 10 тысяч лет назад на земном шаре шумели дремучие леса. Их площадь составляла более 60 миллионов кв. км. Деятельность человека привела к постепенному уничтожению лесов на огромных территориях. В западной Европе лесов не осталось вовсе. Тропические леса на грани исчезновения. А на всей планете лесов уцелело менее четверти.
— К чему призывает нас автор? (к бережному отношению к природе, любви к Родине)
Постарайтесь найти слова, чтобы убедить таких «купцов» не губить лес. (Стр.105, вопрос №4)
средняя общеобразовательная школа №7
Тема. Работа над произведением «Скрипучие половицы».