чему учит сказка севастопольские рассказы
Сборник «Севастопольские рассказы» Толстого для читательского дневника
Произведение Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы» было написано в 1855 году. Жанр — цикл рассказов. В нем раскрывается тема подвига и поступков людей. Это историческое повествование об обороне города в период с 1854 по 1855 год. Краткое содержание «Севастопольские рассказы» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.
Анализ произведения
«Севастопольские рассказы» создавались по свежим следам военных событий. Сюжет развивается в период Крымской войны. В это время Севастополь был во власти французов.
Краткое содержание
Сборник состоит из трех рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».
В первой части описывается спокойный город, где люди занимаются своими каждодневными делами. Никто бы не поверил, что совсем скоро все изменится. Неподалеку происходили жестокие бои, где гибли люди в огромных количествах.
Писатель описал бессмысленность войны, ведь люди умирают, а власть все никак не договаривается между собой. Это жестоко по отношению к своему народу. Госпитали были переполнены ранеными солдатами, многим ампутировали конечности.
Рассказчик узнал о существовании 4-го бастиона, о нем ходили легенды. Он решил посетить его. Автор нашел командира, поговорил с ним. Это происходило прямо недалеко от вражеского войска.
Во втором рассказе описываются события, произошедшие через полгода. Город был в осаде, люди умирали. Севастополь выглядел теперь иначе. Власти так и не достигли успехов в переговорах, они были бессильны.
Солдаты умирали во время военных действий, они повиновались своим военачальникам, а в период перемирия русские и французы разговаривали друг с другом как ни в чем не бывало. Ведь они были обычными людьми, которые не понимали, ради чего их заставили воевать между собой. Но в отличие от них начальство преувеличивает «свои» заслуги и победы друг перед другом. Не исключением был и капитан Михайлов. Он жаждал наград, признания и славы. Мужчина был ранен в голову, но несмотря на это продолжил воевать. Им двигало тщеславие.
В третьем рассказе показан Севастополь, где происходят сражения. Иногда случаются перемирия, но очень редко. В город приехали два брата — Михаил Козельцов (старший) и Володя (младший). Они не понимали, как можно было добровольно оставить свою спокойную, сытую и мирную жизнь ради того, чтобы убивать друг друга. Братья погибли в сражении, армии пришлось отступать. Через некоторое время город был во власти французов.
Автор рассуждал о бестолковости и ненужности войны, ее драматичности. Он считал, что это сумасшествие.
Действующие лица
В произведении дана характеристика основным и второстепенным персонажам.
Среди главных героев выделяют следующих:
Основная мысль
Лев Николаевич рассуждал о бесчеловечности и бессмысленности войны.
Он считал, что поставить на поле боя по одному солдату с каждой стороны, было бы честнее. Это позволило бы избежать множество смертей, ранений, горестей.
Такое решение спасло бы много людей. Автор полагал, что война — это признак неразумности общества. Это и есть основная идея произведения.
Вот цитата, характеризующая мысли писателя: «Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем неразумные создания, как у нас почему-то принято думать».
Рассказ учит следующему:
Отзывы о книге
Если кратко, то в рассказе описываются события Крымской войны, а именно военные действия в Севастополе. Изображение войны во всех книгах автора одинаковое — он против боевых действий, считает их бессмысленными и ненужными. Все можно решить, но правительство считает иначе. Оно готово пожертвовать людьми ради надуманной славы и признания.
Писатель хотел передать сообщение своим читателям о том, что в войне нет ничего хорошего, это ужас, в котором умирают невинные люди. Часто в книгах можно встретить красивые рисунки, где развиваются знамена, солдата стоят с барабанами, но на самом деле это кровавая бойня, где одни убийства. Рекомендую прочитать, в рассказе можно узнать, какая проблематика у войны, каково быть солдатом на поле боя.
История создания «Севастопольских рассказов» Толстого довольно интересная. В Википедии я узнала, что писатель в 1854 году сам побывал в Севастополе. Он перевелся туда (хотя в это время служил в другом месте), чтобы быть в центре событий. Писатель по правде был в 4-м бастионе и писал рассказ по своим запискам из дневника. Меня это поразило, ведь это означало, что он был участником Крымской войны. У меня сразу в голове появилась картинка событий, которые описал Толстой. Рекомендую прочитать книгу, многое понимаешь после прочтения.
По этому произведению в классе задавали написать сочинение, составить презентацию и конспект для открытого урока. Мне пришлось прочитать книгу, я был удивлен. Думал, что эта затянутая история, которая даже не заинтересует меня, но нет. Книга очень интересная.
Автор был противником войны, считал ее самой главной проблемой человечества, ведь непонятно зачем гибнут столько людей, когда все можно решить очень быстро и просто. Достаточно властям договориться между собой. Также писатель отдает большое значение тому, что люди идут воевать за наградами и славой. Я знаю у него таких уже как минимум двух героев — Болконский и Михайлов. Рекомендую прочитать, очень интересно, есть над чем подумать.
«Севастопольские рассказы» читательский дневник
Всего получено оценок: 572.
Всего получено оценок: 572.
«Севастопольские рассказы» – цикл, состоящий из трёх рассказов, центральной темой которых стало историческое событие – оборона Севастополя русскими войсками в 1854–1855 годах.
Краткое содержание «Севастопольские рассказы» для читательского дневника
Название: Севастопольские рассказы
Число страниц: 146. Толстой Лев Николаевич. Издательство «Азбука». 2014 год
Жанр: рассказы
Год написания: 1855 год
Время и место действия
События в рассказах происходят в Севастополе, блокада которого стала кульминацией в Крымской войне. Повествование берёт начало в декабре 1854 года, и заканчивается в августе 1855 года, когда город оказался во власти французов.
Главные герои
Автор – рассказчик, побывавший в осаждённом городе и описавший свои размышления о войне.
Защитники Севастополя – простые люди, отважные, решительные, твёрдо верящие в победу русской армии.
Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, тщеславный, амбициозный мужчина.
Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.
Владимир Козельцов – младший брат Михаила, юный патриот, максималист.
Сюжет
«Севастополь в декабре месяце»
В городе царит спокойствие, люди заняты повседневными делами. Сложно представить, что совсем неподалеку идут ожесточенные сражения и люди умирают в больших количествах. Тем не менее, защитники Севастополя не сомневаются в победе русской армии.
Временная больница переполнена ранеными солдатами, у многих из которых ампутированы конечности. Их нечеловеческие страдания заставляют вздрогнуть даже самого стойкого человека.
Узнав о существовании четвёртого бастиона, о котором с таким трепетом рассказывали друг другу фантастические истории офицеры и солдаты, автор решает посетить его. Он находит командира и беседует с ним буквально в нескольких метрах от позиций противника.
«Севастополь в мае»
По прошествии шести месяцев город по-прежнему находится в осаде. Русские воины всё так же погибают, и нет конца раненым и умирающим. Теперь Севастополь выглядит иначе: он истерзан бесконечными штурмами, и в городе становится всё меньше горожан.
Не достигнув успехов в переговорах, власть демонстрирует всё свое бессилие. А между тем русские солдаты продолжают погибать на полях сражений. Война с французами до невозможного бессмысленна: повинуясь своим командирам, солдаты воюют друг с другом, а в моменты перемирия общаются между собой как ни в чём не бывало. Ведь все они просто обычные люди, которые не понимают, ради чего их собрали на поле брани.
В отличие от простых солдат, военная аристократия пыжится и всячески бахвалится друг перед другом своими победами. Не является исключением и штабс-капитан Михайлов, страстно мечтающий о наградах, деньгах и славе. Даже получив небольшое ранение в голову, он из тщеславия остаётся на поле брани: отличный повод получить награду.
«Севастополь в августе 1855 года»
Вывод и своё мнение
В своих произведениях автор рассуждает на тему бесчеловечности и бесмысленности войны как таковой. Автор уверен, что куда честнее было поставить на поле сражения по одному солдату с каждой стороны. Так можно было бы избежать никому не нужной гибели многих тысяч людей. По мнению писателя, война представляет собой некое сумасшествие и является признаком неразумности человеческого общества.
Главная мысль
Демонстрация бессмысленности и жестокости войны.
Авторские афоризмы
«…А вопрос, не решённый дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью…»
«…Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать…»
«…Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда…»
Толкование непонятных слов
Казарма – здание или помещение, в котором размещается личный состав воинских частей.
Траншея – узкий, глубокий ров, соединяющий в одну линию все огневые точки оборонительных позиций.
Батарея – укрепление, служащее позицией для нескольких орудий.
Новые слова
Бастион – пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене города или крепости для защиты.
Дипломат – официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства.
Парадокс – ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
«Севастопольские рассказы»: анализ и краткое содержание
История сборника
Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.
Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.
Цель и основная тема
Август в Севастополе
Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов». Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» — один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.
Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.
Молодой новатор
Показать человека из народа настоящим героем – безусловное новаторство. Многие во времена Толстого полагали, что храбрость, героизм и мужество свойственны только представителям дворянства, людям с «голубой кровью». «Простые смертные» подобны животным, не способным на глубокие чувства. Толстой видит в обычном матросе человека, достойного восхищения не меньше, чем генерал.
Рядовой солдат навсегда останется на поле сражения. О его подвиге никто не вспомнит. Все почести достанутся генералу, который будет гарцевать перед восхищённой толпой на военном параде. Задача автора – прожить несколько жизней, чтобы показать читателю разные типажи и характеры, не акцентируя внимания только на «высокопоставленных» воинах.
Особое место в «Рассказах» Толстого занимают предсмертные размышления героев. Жизнь нередко становится однообразным сном, в котором человек играет роль стороннего наблюдателя. Только перед лицом смертельной опасности наступает пробуждение. Человек начинает чувствовать себя здесь и сейчас, понимая, что его жизнь подошла к концу, и уже через несколько секунд он не будет ни видеть, ни слышать окружающий его мир. В эти последние мгновения чувства особенно обостряются, события жизни одно за другим проносятся перед глазами. Последние минуты бытия наиболее осознанны.
И снова о войне
Размышляя о войне, Толстой не остановился на «Севастопольских рассказах». Первое произведение стало подготовкой к более масштабному литературному труду – роману «Война и мир». По мнению Б. М. Эйхенбаума, «Рассказы» можно смело назвать этюдами к самому объёмному роману Л. Н. Толстого.
Завершив работу над своим первым произведением, молодой писатель понял, что не должен останавливаться на достигнутом. Его «Рассказы» привлекли к себе огромное внимание. Публика не осталась безучастной, а значит, его послание человечеству было услышано. Толстой усложняет задачу. Теперь он должен не просто описать поля сражений. Ему необходимо рассказать о жизни людей в тылу. Великий русский писатель не знал, что война с Турцией – не последнее испытание для России. Впереди ожидало чудовищное кровопролитие середины ХХ века.
5 / 5 ( 7 голосов )
Автор: Виталий Дубына
Декабрьский Севастополь
Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка — «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.
Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.
Эмоции и переживания главных героев
В конце рассказа «Севастополя в декабре месяце» речь идёт об эмоциях солдат во время боевых действий. Автор говорит, что когда ядро летит на солдата, у него возникает чувство страха и наслаждения: в подобной игре со смертью есть некая прелесть.
Все любители военной литературы просто обязаны прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения каждому поможет понять, о чём идёт речь в произведении. Оно раскрывает для своих читателей настоящую правду о том, как проходила оборона города, а также показывает эмоции и переживания главных героев.
«Севастополь в мае»
Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.
Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.
Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.
Севастопольские рассказы краткое содержание
Сборник «Севастопольские рассказы» Толстого, написанный и опубликованный в 1855 году, посвящен обороне Севастополя. В своей книге Лев Николаевич описывает героизм защитников города, а также показывает всю бессмысленность и беспощадность войны. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Севастопольские рассказы» по главам.
Севастополь в мае
Главы 1-3 Война за Севастополь длится уже полгода. За это время «тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи — успокоиться в объятиях смерти». Дипломаты не в состоянии решить конфликт, но уладить его при помощи военных действий гораздо сложнее. Люди, поддерживающие и разжигающие войну, не могут считаться разумными созданиями, поскольку «война есть сумасшествие». По городу прогуливается штабс-капитан Михайлов, на лице которого читается «тупость умственных способностей, но притом рассудительность, честность и склонность к порядочности». Помимо денег и наград он страстно мечтает войти в круг военной аристократии, и быть на короткой ноге с ротмистром Праскухиным и подполковником Нефердовым. Подойдя к павильону с музыкой, Михайлов хочет поздороваться с представителями высшего военного общества, но не решается сделать это. Он боится, что «аристократы» попросту проигнорируют его, и тем самым нанесут болезненный укол его самолюбию. Воздух в Севастополе буквально звенит от тщеславия: оно повсюду – «даже на краю гроба и между людьми, готовыми к смерти из-за высокого убеждения».
Главы 4-9 Придя домой, Михайлов принимается «писать прощальное письмо отцу» – вскоре ему придется идти на бастион, уже в тринадцатый раз. Его терзают дурные предчувствия, и он невольно срывается на старом слуге Никите, которого «любил, баловал даже и с которым жил уже двенадцать лет». «Уже сумерками подходя с ротой к бастиону», штабс-капитан успокаивает себя тем, что, если повезет, его только ранят, и он останется жив.
Главы 10-14 Михайлов командует ротой и вскоре получает от генерала приказ о передислокации, который ему передает Праскухин. Во время перемещения роты Михайлов и Праскухин заботятся только о том впечатлении, которое они производят друг на друга. Во время сильнейшей бомбардировки Праскухин убит «осколком в середину груди», Михайлов же «камнем легко ранен в голову». Понимая, что с «раной остаться в деле — непременно награда», Михайлов отказывается от госпитализации. После сражения цветущая долина покрыта сотнями трупов.
Главы 15-16 На следующий день после битвы военные аристократы, как ни в чем не бывало, прогуливаются по бульвару, похваляясь друг перед другом своим героизмом. Между враждующими армиями «выставлены белые флаги», простые солдаты общаются друг с другом без ненависти. Но, как только прячут белые флаги, «снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия». Севастополь в августе 1855 года
Главы 1-5 В конце августа 1855 года по севастопольской дороге едет тележка, в которой сидит поручик Михаил Козельцов. Офицер возвращается в осажденный Севастополь после лечения в госпитале. Козельцов был «неглуп и вместе с тем талантлив, хорошо пел, играл на гитаре, говорил очень бойко». Но главной чертой его является непомерное самолюбие. На станции не протолкнуться – нет ни одной свободной лошади или повозки. Многие офицеры оказались совершенно без денег. Им обидно, «что так уже близко, а нельзя доехать».
Главы 6-7 На станции поручик совершенно неожиданно встречает своего младшего брата, семнадцатилетнего Володю Козельцова. Юноше прочили блестящую карьеру в гвардии, но он предпочел встать в ряды действующей армии. Ему стало «совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество», к тому же он хотел увидеться с братом, которым гордился и восхищался. Михаил зовет Владимира с собой в Севастополь, но тот начинает мяться. Выясняется, что юноша, как и многие другие военные на станции, не имеет свободных денег, более того – он должен восемь рублей. Старший Козельцов выплачивает долг брата.
Главы 8-18 Братья держат путь на Севастополь. По дороге Володя предается романтическим грезам о том, какие великие подвиги он свершит вместе с Михаилом во благо Отечества. По приезду в город братья прощаются и расходятся по своим полкам. Володю охватывает страх перед темнотой, перед надвигающейся смертью. Его терзает «мысль, что он трус». Повсюду раздаются звуки разрывающихся снарядов, и избавиться от сильного внутреннего страха Владимиру помогает только молитва. Михаил Козельцов, «встретив на улице солдата своего полка», сразу отправляется к пятому бастиону. Михаил оказывается в подчинении у своего давнего товарища, с которым в свое время воевал на равных. Командир не очень доволен приезду старого приятеля, но все же передает ему командование ротой. В казарме Козельцов встречает знакомых офицеров, и сразу становится понятно, что «его любят и рады его приезду».
Главы 19-24 Володя знакомится с артиллерийскими офицерами, и быстро заводит дружбу с юнкером Влангом. Вскоре молодых людей отправляют на Малахов курган – самый опасный участок на поле брани. Все теоретические знания Козельцова меркнут перед реалиями сражения, однако ему удается не паниковать и выполнять свои прямые обязанности.
Главы 25-27 Во время сражения старший Козельцов, видя страх своих солдат перед наступающими французами, решает показать им пример храбрости, и с саблей бросается на врага. Михаил «был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости». В бою офицер получает смертельное ранение, но его успокаивает мысль, что он «хорошо исполнил свой долг». Володя в приподнятом настроении командует во время штурма. Но французы обходят его с тыла и убивают. Вланг пытается спасти своего друга, но слишком поздно. Вместе с выжившими солдатами он уезжает из Севастополя. Покидая город, почти каждый испытывал тяжелое «чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу»…
Заключение В своем произведении Толстой разрушает романтические представления о войне, демонстрируя ее во всей правдивой неприглядности. Отбросив ложный пафос и героизм, он описывает будни военных сражений в виде подчеркнуто простого и несколько отстраненного рассказа очевидца. После ознакомления с кратким пересказом «Севастопольские рассказы» рекомендуем прочесть сборник в полном варианте.
О чём меня заставили задуматься «Севастопольские рассказы»? (Толстой Лев Н.)
Севастопольские рассказы — это цикл из трех произведений, описывающих кульминационный момент Крымской войны — героическую оборону Севастополя. Выпущенные в 1855 году, они писались Толстым большей частью прямо в армейском лагере, на месте действия. В своем цикле он пишет как о героизме простого народа, так и о жестокой бессмысленности войны.
Л. Н. Толстой описывает войну, как ни один писатель до него. Продемонстрировать масштабные боевые действия, доблестные подвиги генералов со знаменами да в мундирах — не главная его цель. Он хочет показать войну “в настоящем её выражении — в крови, в страданиях, в смерти. ”. Каждый рассказ или повесть в цикле сосредоточены на разных темах и заставляют задуматься над разными явлениями жизни.
“Севастополь в декабре” — это как бы “прогулка” по карте Севастопольского боя. Здесь парадоксально совмещаются в одном пространстве военная реальность и мирная городская жизнь.
В «Севастополе в мае» Толстой радикально расширяет совокупность проблем, обычно представленных в батальной прозе. На первый план поставлен вопрос о тщеславии и раскрытие механизмов, которые определяют поведение человека на войне, смелость и трусость в битве. Из-за внешнего спокойствия повествователя описание военных сцен производит колоссальный эффект.
В повести «Севастополь в августе» далее расширяется понимание читателя о подлинной, “неотполированной” войне: плохое координирование, неумело налаженные властями быт и логистика.
Таким образом Севастопольские рассказы заставили меня задуматься о настоящей природе войны. Сам Толстой писал: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать». Его слова как нельзя лучше обобщают мои мысли после прочтения. Безусловно, героизм и отвага, что проявляют защитники и защитницы отечества будут всегда заслуживать восхищения и почитания. Но война, убийства, боль — противоестественное, ненормальное для человеческой природы состояние. Никакие разногласия не достойны того, чтобы решать их ценой жизней людей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.