чему учит сказка о чем говорят цветы
Жорж Санд — О чем говорят цветы:
Краткое содержание
Рассказчица рассказывает девочке Авроре, что в детстве понимала тихий нежный язык цветов. Профессор ботаники убеждал ее, что растения не умеют говорить. Но девочка своими ушами слышала, как в саду маки, маргаритки, гвоздики и анютины глазки завистливо смеялись над розами и принижали их красоту и аромат. Даже капусту признали куда лучше столепестковой розы. Для них роза не царица цветов, а дочь шиповника. Рассерженная девочка отругала их за тщеславие и соперничество, перенятые у людей, и решила узнать, что говорят дикие цветы.
Выяснилось, что шиповник любит и уважает розу. А зефир (теплый ветерок) поведал ему о происхождении розы. Он, сын царя гроз, вместе с братьями губил на Земле всякую жизнь. Но однажды уловил аромат прекрасной розы – и стал ей другом и братом. Ее, как сокровище, он отнес отцу. Но тот растерзал цветок, а сыну оборвал крылья. Зефир был рад вновь встретить на земле цветущую розу. Дух жизни придал ветру вид ребенка с крылышками, а розу, его укротительницу, провозгласил царицей цветов и примирительницей в любой вражде.
Профессор услышал эту удивительную историю от девочки, и решил, что она больна. Тут уже бабушка заступилась за внучку. Она и сама в детстве понимала язык цветов. «Берегитесь смешивать способности с болезнью».
Читательский дневник по новелле «О чем говорят цветы» Санд
Сюжет
Рассказчица в детстве подслушала, как завистливые маки, маргаритки и прочие садовые цветы унижают розу, царицу цветов, и как зефир (ветер) рассказывает доброму шиповнику историю розы. Когда-то зефир, сын царя гроз, губил все живое на Земле. Но пожалел ароматную розу, стал ей другом – и отец прогнал его, уничтожив тот цветок.
Но расцвели другие розы. Дух жизни вернул зефиру крылья, сделал его тихим, теплым. А розу, победительницу сына царя гроз, цветок мира, назвал царицей цветов. Для профессора ботаники разговор цветов вздор, он считает девочку больной. Но бабушка защищает внучку. Она сама маленькая слышала цветы. Это особая способность, а не болезнь.
Отзыв
Тема новеллы – мир глазами ребенка. В мире цветов все, как у людей. Они завидуют красоте розы. Девочка узнает, почему розу прозвали царицей цветов. Благодаря ей на земле восторжествовал дух жизни, а разрушительный сын царя гроз стал ласковым ветерком. Роза – символ красоты, бескорыстия, мира. Новелла учит смотреть сердцем, беречь в себе ребенка, открывать тайны этого мира, быть добрым, щедрым, искренним, ценить прекрасное, искать взаимопонимания.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 23 апреля 2020 г.
Санд Ж. «О чем говорят цветы»
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «О чем говорят цветы» и их характеристика
Чему учит сказка «О чем говорят цветы»
Сказка учит любить природу, любить растения, цветы, и уметь слышать, что они говорят. Учит никогда не завидовать другим, не злословить, не обижать беспомощных и беззащитных. Учит не идти на поводу толпы, учит всегда иметь свое мнение, и уметь его отстоять.
Пословицы к сказке «О чем говорят цветы»
Живой о живом и думает.
Живого мертвым не назовешь.
Завистливый сохнет от чужого счастья.
Чужому счастью не завидуй.
Красота спасет мир.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «О чем говорят цветы»
Юная девушка была уверена, что цветы умеют говорить, хотя ее учитель ботаники утверждал обратное. Она часто подкрадывалась к цветам, но те замолкали, если замечали девочку.
Однажды девочка легла в цветнике, и когда цветы успокоились, они заговорили. Девочка надеялась узнать великие тайны, но вместо этого услышала, как цветы обсуждают розу.
Розу ругали все, ведь всем не нравилось, что ее считают королевой цветов. Тюльпан осуждал запах розы, маргаритки смеялись над небольшим количеством лепестков, анютины глазки сравнивали розу с капустой. А роза ничего не могла ответить, ведь ее только что подрезали и молодые цветочки еще были в плотных бутонах.
Девочку так разозлили эти бестолковые разговоры, что она вскочила и обвинила цветы в склочности. Она решила послушать, о чем говорят дикие цветы и остановилась у куста шиповника.
Тот тоже рассуждал о розе, но говорил о своем уважении, любви и белой зависти. Шиповник просил зефир рассказать о том, как появилась роза, и ветер охотно согласился.
Зефир рассказал, что давным-давно земля была пустой и безжизненной, и могучие ветра приводили ее поверхность в беспорядок. Дух жизни прятался под землей и все время стремился пробиться наружу. Миллионы живых существ появлялись на поверхности и спасались от ветров-убийц благодаря своим крохотным размерам или стойкости.
Ветры старались уничтожить жизнь, но та распространялась все больше. Однажды зефир почувствовал странный аромат и увидел первую розу. Он вдохнул ее запах и уснул рядом. А когда проснулся, роза предложила ему стать ее другом. Зефир взял розу и полетел наверх, в чертоги отца. Но отец разгневался на познавшего жалость сына и выбросил розу. А потом вырвал зефиру крылья и отправил на землю.
Там зефир увидел розу, которую считал погибшей. Но роза сказала, что как все живое умеет возрождаться. И зефир заплакал, слабый и покалеченный. Но дух жизни сжалился над ним. Он превратил его в ребенка с лицом розы и позволил летать где угодно, даря радость и жизнь.
И розы шиповника предложили устроить бал в честь розы и зефира.
Когда девочка рассказала подслушанную историю учителю, тот назвал ее больной, но бабушка девочки сказала, что все так и было.
НОД «Чтение произведения в подготовительной к школе группе «О чем говорят цветы» Ж. Санд»
Екатерина Быченок
НОД «Чтение произведения в подготовительной к школе группе «О чем говорят цветы» Ж. Санд»
Автор и название произведения Жорж Санд «О чем говорят цветы»
Художественная задача текста Развивать любознательность, воображение, любовь к природе
Цель воспитателя Познакомить детей с произведением Ж. Санда «О чем говорят цветы»
Тема НОД Чтение произведения «О чем говорят цветы» Ж. Санд
Этапы деятельности Действия детей Задачи
(до чтения) Д/игра «Собери букет» Развивать творческое воображение, работать сообща, развивать речь Социально-коммуникативное развитие
позволить детям самим «собрать» букеты, но при этом подсказывать, какие цветы не могут «соседствовать» друг с другом, а какие дополняют друг друга
Ориентировочный этап (до чтения) Дети задают вопрос, откуда я знаю, какие цветы не уживаются друг с другом?
Отвечаю, что они мне сами это рассказали.
Они же не умеют разговаривать!
Просто не все умеют внимательно слушать, а вот одна девочка даже узнала, какой цветок считается царицей всех цветов. Развивать познавательные и творческие способности детей Познавательное развитие
Дети заинтересовались, какой цветок самый главный.
Я могу его назвать, но вы не будете знать самого главного – почему так произошло.
Как мы можем это узнать?
— Прочитать! Формировать эмоциональную отзывчивость
(во время чтения и после чтения) Слушают, проявляют эмоции, отвечают на вопросы воспитателя Развивать внимание. Речевое развитие
Отвечают на вопросы по тексту. Формировать умение сопереживать героям.
Инсценируют действия героев, рисуют
(словесно). Формировать умение отражать своё отношение к героям.
Динамическая пауза «Какой цветок, изобрази и опиши» Развивать двигательную активность детей и развивать словарный запас
-Что было особенно интересным? Развивать связную речь детей
-Высказывают своё мнение. Создать условия для анализа услышанного произведения.
Перспективный этап Расскажите мне сказку используя мнемотаблицу. Формировать умение составлять рассказ опираясь на мнемотаблицу. Продолжать учить детей последовательно перессказывать литературный текст. Физическое развитие
Нарисуйте или слепите понравившегося персонажа. Совершенствовать навыки детей отражать в творческих работах полученные знания.
Сможете ли вы рассказать или показать малышам эту историю?
-Показать театральное представление
Развивать творческое воображение и восприятие сказочного мира
Предполагаемая цель ребенка Узнать, какой же цветок самый главный и почему
Работа до чтения Д/и «Собери букет», обсуждение, почему некоторые цветы вредят друг другу
Работа во время чтения Выполняется на отдельном листе с напечатанным текстом выбранного произведения
Работа после чтения Рисование по сказке. Игры-инсценировки в театральном уголке. Лепка любимых персонажей. Работа с мнемотаблицей
Вопросы для рефлексии О ком или о чем эта сказка? Что произошло? Какой у сказки конец? Как вы думаете, могла ли эта сказка закончиться по другому? Почему?
Выход на самостоятельную деятельность Предложить детям смастерить маски цветов для театрального представления
Чтение художественной литературы. Рассказ Н. Носова «Автомобиль» с фантазированием предполагаемой концовки произведения Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Чтение художественной литературы:.
Сценарий проведения родительского собрания в старшей группе «О чем говорят наши дети?» Сценарий проведения родительского собрания в старшей группе Дата проведения: Цели: Создание благоприятной атмосферы для социального партнерства.
Сценарий развлечения «Имя, цветы, музыка» в подготовительной к школе группе Конспект развлечения на тему «Имя, музыка, цветы и звезды» в подготовительной к школе группе. Составила: Кедьо Елена Евгеньевна воспитатель.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка» Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи) Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение и пересказ.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыба» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыба» Образовательная область:.
Конспект ООД «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» в подготовительной к школе группе «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака. Уточнить и закрепить знания.
НОД по ПДД «О чем говорят знаки» «Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения». «О чем говорят.
Выразительное чтение произведения «Федорино горе» Корнея Чуковского План непосредственно-образовательной деятельности по выразительному чтению художественного произведения Корнея Чуковского «Федорино горе».
Презентация по литературе «Ж. Санд «О чём говорят цветы?» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ж. Санд «О чём говорят цветы?»
Цели и задачи: кратко познакомимся с биографией и творчеством Ж. Санд; будем развивать навыки пересказа и анализа текста; перескажем текст, акцентируя внимание на композиционных особенностях текста; сформулируем тему и идею произведения; охарактеризуем основные образы сказки.
Работа с эпиграфом Есть в травах и цветах Целительная сила. Для всех, Умеющих их тайну разгадать. В. Рождественский
Жорж Санд (фр. George Sand, настоящее имя — Амандина Аврора Люсиль Дюпен(фр. Amandine Aurore Lucile Dupin), в замужестве — баронесса Дюдеван; 1 июля 1804 — 8 июня1876) — французская писательница.
Ж. Санд (А. Дюдеван) 1804-1876 Жорж Санд — псевдоним Авроры Дюдеван, литературное имя, прославившее писательницу. Ее книги составили славу французской литературы, ее жизнь была полна любви и труда. Но далеко не все знают, что она писала сказки для своих детей и внуков.
Жорж Санд родилась в Париже 1 июля 1804 г., в неравном браке, в семье молодого богатого аристократа и дочери продавца птиц. После смерти отца Авроры его мать поставила невестке ультиматум. Вдове пришлось оставить дочь свекрови, чтобы не лишать Аврору наследства, а самой покинуть дом. Девочка очень переживала разлуку с матерью, но со временем ее чувства к ней охладели.
Мнения мужчин о Жорж Санд сильно разнились — одни считали ее некрасивой, другие — были очарованы ее обаянием и интеллектом
Памятник Жорж Санд в Люксембургском саду в Париже (слева), памятник Шопену и Жорж Санд в Ботаническом саду Сингапура
Ребята, дома вы прочитали сказку. Расскажите кратко о чём она. Какова тема этой сказки? Тема сказки — история спора цветов, подслушанного девочкой в саду.
Какие цветы нам встретились? Давайте поиграем в игру «Угадай цветок по описанию»! Все растения одинаково благородны. Пусть кто угодно признает розу царицей цветов, но я всё же более знатный! Мак
Обратимся к истории. Астра. Астра является одним из древнейших растений на земле. При вскрытии около Симферополя царской гробницы 2000-летней давности среди гирлянд из листьев аконита, лавра и шишек сосны обнаружили изображение астры. В переводе с древнегреческого «аstеr» значит звезда. Древняя легенда приписывает астре звездное происхождение. Говорят, что выросла астра из маленькой пылинки, которая упала на Землю со звезды в те времена, когда растительность на планете зарождалась. Родиной неприхотливой и холодостойкой астры считается Китай. В Европе астра появилась в середине XVII века, прижилась, и с тех пор цветоводы трудятся над выведением все новых и новых сортов цветка, напоминающего звезду., по богатству и разнообразию окраски с ними могут поспорить разве что розы.
А она стояла поодаль и излучала кротость, красоту, грацию и очарование. Роза
С давних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия. По археологическим данным роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет и большую часть этого времени она считалась священным символом. Ее выращивали еще в садах Востока несколько тысячелетий назад и самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной считается Персия. По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, родилась из раскрывшегося бутона розы. Для древних греков роза всегда была символом любви и печали, символом прекрасного в поэзии и живописи.
С чем обращается шиповник к ветерку? Он хочет, чтобы тот познакомил всех обитателей цветника с историей розы, ее правом быть царицей.
Какой в давние времена была Земля? Попробуйте нарисовать Царя бурь и Духа жизни
Какую роль сыграли в судьбе ветерка Царь бурь и Дух жизни? Какими драгоценными дарами наградил дух жизни розу? Дал титул, провозгласил ее царицей цветов. Роза стала символом примирения враждебных сил природы.
Мы уже говорили с вами, что это произведение относится к жанру сказки. Чему учит нас эта сказка? Какова её идея? Сказка учит нас тому, что добро побеждает зло. Идея в том, чтобы ценить красоту окружающего мира, находить прекрасное в самых обыкновенных вещах, радоваться мелочам.
Домашнее задание (на выбор): 1. Придумать сказку, которую могли бы рассказать цветы. 2. Составить кроссворд к сказке Ж. Санд «О чём говорят цветы?» Обязательное задание – читать стр.269-280
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-459569
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«О чем говорят цветы» краткое содержание сказки Жорж Санд – читать пересказ онлайн
Краткое содержание «О чем говорят цветы»
Сказка «О чем говорят цветы» Санд была написана в 1876 году. Девочка с богатой фантазией способна слышать и понимать язык цветов, которые, по сути, ничем не отличаются от людей: среди них встречаются как завистливые и надменные, так добрые и открытые.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «О чём говорят цветы». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Рассказчица — наблюдательная, любознательная девочка с богатым воображением.
Другие персонажи
Садовые цветы — надменные, завистливые, не способные ценить истинную красоту.
Кусты шиповника — добрые, любящие, искренние.
Зефир — некогда безжалостный и свирепый, но затем стал нежным и заботливым.
Краткое содержание
Будучи ребёнком, рассказчица была уверена, что цветы умеют разговаривать. И, хотя её учитель ботаники «настаивал на том, что цветы ничего не говорят», она продолжала верить в обратное.
Подслушать разговор цветов — задача не из простых, поскольку они были пугливыми и очень осторожными. Однако девочка научилась подходить к ним незаметно, и, затаив дыхание, вслушиваться в их тихую речь. Она не знала, на каком языке общаются цветы — «это не был ни французский, ни латинский», но девочка каким-то образом понимала его.
Цветы в саду говорили все разом, и «не нужно было особенного любопытства, чтобы за один раз узнать не одну тайну». Так, главный «оратор, полевой красный мак», призывал другие цветы покончить с подобострастным поклонением розе и перестать её считать королевой в мире цветов.
Мак поддержали многие — «ревность, которую возбуждала во всех роза, была так велика, что все решили осмеять её и унизить». Маргаритка смеялась над небольшим количеством лепестков у розы, гвоздика и резеда осуждали её за ярко выраженный аромат, а Анютины глазки и вовсе сравнили розу с «большим кочаном капусты». В ответ на все эти обвинения роза скромно молчала — «все кусты её были подрезаны, а на новых побегах были одни только маленькие бутончики, крепко затянутые в свои зелёные пелёнки».
Этот разговор садовых цветов очень огорчил девочку, которая думала «услышать чудеса поэзии», а вместо этого стала свидетельницей бестолковой перебранки. В надежде, что «дикие растения имеют более возвышенные чувства, нежели эти воспитанные болтуны», девочка отправилась к лугу. Там она услышала разговор кустов шиповника, которые также рассуждали о розе. Однако они, в отличие от своих садовых собратьев, говорили о ней с большим уважением и любовью.
Шиповник попросил зефир рассказать «настоящую историю розы», и ветер охотно согласился. Он поведал, что много лет назад земля была безжизненной и пустынной, так как могучие ветры не давали духу жизни пробиться над её поверхностью. Однако, как бы ни были сильны и жестоки ветры, «жизнь безостановочно, в разных видах и формах нарождалась и проявлялась всюду». Ветры стремились уничтожить всё живое на планете, но стали встречаться такие живые существа, которые научились «противостоять не умирая».
Буйный зефир искренне радовался тому, что мог «сеять беспорядок и смерть». Однажды, пролетая над землёй, он почувствовал незнакомый доселе запах. Выяснилось, что за время его отсутствия появилось «существо свежее, нежное и прекрасное: то была роза». Зефир хотел было уничтожить цветок, но, вдохнув его аромат, сменил гнев на милость. Взяв с собой розу, он отправился в чертог своего сурового отца. Узнав, что зефир впервые познал чувство жалости и любви, царь гроз в ярости разорвал его крылья и отправил на землю.
На земле сверженный зефир увидел прекрасную розу, которую считал погибшей. Она объяснила ветру, что все земные существа способны возрождаться. Дух жизни, заметив искалеченного зефира, пожалел его и превратил в «прелестного ребёнка, с личиком, похожим на розу» и чудесными крылышками бабочки. Дух жизни позволил обновлённому ветру летать где угодно, даря радость и жизнь. С того дня зефир стал жить «в мире с небом и был всегда любим людьми, животными и растениями». Эта история очень понравилась розам шиповника, и они попросили зефир устроить им бал в честь красавицы-розы.
Когда девочка рассказала всё, что услышала от цветов и ветра своему профессору, тот решил, что она больна. А вот бабушка поддержала девочку и призналась, что в детстве тоже могла слышать и понимать язык цветов, но с возрастом утратила эту удивительную способность, которая «принадлежит исключительно детям». Напоследок рассказчица предостерегла «смешивать способности с болезнью».
Заключение
В своём произведении автор призывает верить в чудеса, в добро, иметь своё собственное мнение и не идти на поводу у толпы. Нужно помнить, что Добро всегда побеждает Зло и не опускать руки в сложных жизненных ситуациях.
После ознакомления с кратким пересказом «О чём говорят цветы» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.