чему учит сказка лисица и волк
Литературно-художественный анализ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Бабкина Елена Анатольевна
Литературно-художественный анализ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Русская народная сказка о животных.
Тема. Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.
Идея. Осудить – хитрость, обман, глупость.
Характеристика главных героев.
Волк глупый – «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило;попробовал было приподняться: не тут-то было».
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он.
Художественные особенности сказки.
Присказка «Жили себе дед да баба», экспозиция «Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз», завязка «А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла», развитие действия в данной сказке – это соединение нескольких эпизодов,расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет», кульминация «Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!»Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать» и развязка «…Так, сестрица, так!». Концовка – обобщающая фраза «Битый небитого везёт».
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Например: Вот лисичка-сестричка сидит,да потихоньку и говорит:
— Битый небитого везет, битый небитого везет.
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманек,говорю: битый битого везет.
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает, например, «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; ««Вот сколько рыбы привалило! – думает волк. – И не вытащишь!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев.
Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка, куманек.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»
Характеристика языка. Язык сказки красочный, богатый, эмоциональный «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», «бежать без оглядки», «погоревал он немного».
Реализация образовательной цели была осуществлена с помощью беседы, которая проводится для закрепления знаний о сказке. Во время беседы использовались вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.В процессе занятия вводились новые термины: смекнул, кадка, полегоньку, улучить время, причитывать.
Выделенные художественные особенности помогают детям познакомиться со структурой и особенностями содержания сказок о животных. Следует обратить внимание детей на то, что в сказках о животных говорится, о повадках и проделках зверей и птиц, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да,и характер зверей уподобляется человеческому: заяц – труслив, лиса – хитрая, волк – глупый, филин – мудрый и т. д.
Значение сказки. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, «не будь чрезмерно доверчив». Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.
Вызывает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.
Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Учит не слушать глупых советов, а иметь свою голову на плечах. Учит не быть слишком доверчивым.
Сказка предупреждает нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Она учит не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои, урок которых мы запоминаем на всю жизнь.
Фотоотчет о спектакле по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Наши дети с удовольствием посмотрели русскую народную сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе:.
Конспект ОД «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» в средней группе Приобщение к словесному творчеству Тема: «Слушание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» (рассказывание) Образовательные.
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 26 сентября 2019 г.
Русская сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Главные герои сказки «Лисичка-сестричка и волк» и их характеристика
Чему учит сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Сказка учит хитрости, сноровке, находчивости, смекалке. Учит любую ситуацию оборачивать себе на пользу. Учит не слушать глупых советов, а иметь свою голову на плечах. Учит не быть слишком доверчивым.
Отзыв на сказку «Лисичка-сестричка и волк»
Мне понравилась эта сказка и больше всего понравилась хитрая лиса, которая всегда оставалась в прибытке. Она была большой выдумщицей и умницей. Поэтому обхитрить старика и волка для нее было пустяком.
Пословицы к сказке «Лисичка-сестричка и волк»
Лиса семерых волков проведет.
Лиса сытнее волка живет.
Старая лиса всегда хитра.
На вид простак, а в душе хитряк.
С хитрецом водиться, в оба глаза глядеть.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Поехал раз старик на рыбалку. Наловил рыбу, сел на телегу и назад поехал. А хитрая лиса решила рыбой полакомиться, легла на дорогу и притворилась мертвой.
Увидел старик лису, обрадовался, подумал, что будет для старухи новый воротник. Бросил лису в телегу и дальше поехал.
А лиса потихоньку всю рыбу скинула и сама убежала.
Приехал старик домой, а ни рыбы, ни лисы нет. Погоревал, да делать нечего.
А довольная лиса рыбу ест. Вдруг волк появляется. Стал рыбки просить у лисы, а лиса его на прорубь посылает. Говорит, что надо хвост в прорубь опустить и на него рыбу ловить.
Волк так и сделал. Опустил хвост в прорубь, всю ночь просидел, хвост-то и прихватило. Волк дергается, а вытащить хвост не может. Радуется, думает, что рыбы много поймал.
Тут бабы с ведрами за водой пошли. Увидели волка и давай его кто коромыслом, кто ведром бить. Рванулся волк, оторвал хвост, еле убежал.
А лиса тем временем в избу какую-то залезла и в кадку с тестом попала. Всю морду вымазала. Бежит по дороге, а навстречу волк. Увидел волк лису, стал ее ругать, а лиса отвечает, что у волка только кровь выступила, а ей все мозги выбили.
Пожалел волк лису, посадил на себя, да в лес повез.
А лиса едет на волке, да поет, что битый небитого везет.
Переспросил волк, о чем песня, а лиса ему и говорит, что битый битого везет. И сказал волк, что это правда.
Чему учит сказка лиса и волк?
Ответ или решение 2
«Лиса и волк» — это русская народная сказка, написанная в фольклорном стиле.
Подарок для старухи
Старик ехал с рыбалки, вдруг увидел на дороге мертвую лису. Он обрадовался, что вернется домой не только с рыбой, но и с подарком жене. Старик положил лису на воз, а сам пошел впереди. А лиса выбросила на дорогу всю рыбу и убежала. Старик, ничего не подозревая, приехал домой, но не обнаружил ни рыбы, ни лисицы. Он понял, что его перехитрили, но было уже поздно.
Как волк доверился лисе
А лиса сидит и лакомится рыбкой. Пробегавший мимо голодный волк попросил дать ему рыки, а лиса отвечает: «Пойди сам и налови». Лиса решила поиздеваться над волком. Она посоветовала ему пойти и окунуть хвост в прорубь, да сидеть подольше, чтобы рыбка прицепилась. Волк доверился лисе и сделал так, как она сказала, пока его хвост совсем не примерз. Волка увидели люди, пришедшие на прорубь набирать воду, и побили. Он убежал, а замерзший хвост оторвался.
Проучить лису не удается
Волк хотел догнать лису, чтобы проучить, но опять, в силу своей доверчивости, оказался обманутым.
Лиса захотела чем-то полакомиться в селе и попала головой в тесто. Убегая, встретила побитого волка, но она и здесь легко выкрутилась. Лиса сказала, что ее избили еще сильнее, даже на голове мозги вылезли, указывая на голову в тесте. Волк же, по доброте своей, предложил лисе сесть ему на плечи и повез, думая, что ей досталось больше.
В этой сказке есть выражения, ставшие крылатыми:
На примере истории со стариком, эта сказка нас учит не верить всему, что мы видим, быть бдительнее и осмотрительнее, особенно с теми, кого не знаем.
На примере волка сказка учит не доверять всему, что говорят. Вначале думать, анализировать, а потом что-либо делать. Ясно было, что рыба никак не может прицепиться на хвост, а если бы у лисы мозги вытекли, то она уже не могла бы бегать.
Волк нам известен из других сказок, как злой персонаж, а здесь он добрый, доверчивый и вызывает сочувствие. Лиса же, как всегда, хитрая, изворотливая плутовка.
Русская народная сказка «Лисичка — сестричка и волк»
Читательский дневник по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк»
Название: «Лисичка-сестричка и волк»
Жанр: сказка о животных
Главные герои: лисичка, волк, старик.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Волк — наивный и простодушный.
Глупо поверил сестричке и чуть не погиб.
Лиса — хитрая и коварная.
Обманула и деда, и своего кума.
Старик — добрый и милосердный.
Хотел сделать приятное жене, а купился на уловки рыжей плутовки.
Краткое содержание сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Ехал дед с рыбалки, увидел мёртвую лису и закинул её на воз.
Но та оказалась живой и украла весь улов.
Волк попросил угостить его, но лиса сказала ему сунуть хвост в прорубь и наловить рыбу самому.
Хвост серого примёрз и бабы избили его коромыслами.
А лиса измазалась в тесте и притворилась избитой.
Волк пожалел её и повёз на спине.
План сказки:
Основная мысль сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Главная мысль сказки в том, что нельзя быть слишком доверчивым.
Основная идея в том, что обманщикам верить нельзя.
Чему учит сказка
Это произведение учит быть предусмотрительным, внимательным и осторожным.
Учит думать своей головой.
Краткий отзыв по сказке «Лисичка-сестричка и волк» для читательского дневника:
Прочитав эту историю, я подумала о том, что очень часто люди пользуются чужой доверчивостью в корыстных целях.
Лисица обманула старика и волка, а сама получила рыбу.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней рассказывается о том, как лиса, благодаря своей хитрости и уму, добилась успеха в жизни.
Мне понравилась хитрая лиса, хоть обманывать и некрасиво.
Но она была умной и находчивой, а это положительные качества.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что хитростью можно добиться многого.
Но рано или поздно эта же хитрость выйдет боком.
Пословицы к сказке
Словарь неизвестных слов
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Волк и Лиса»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Тема занятия: русская народная сказка «Волка и Лиса» в пересказе И. Мекитов- Соколов
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель занятия: познакомить детей с русской народной сказкой «Волк и Лиса»
— познакомить с русской народной сказкой «Волк и Лиса»
— обогащать словарный запас детей
— формирование умения слушать сказку
Развивающие:
— учить понимать смысл сказки
— учить развивать связную речь через организацию беседы
— развивать диалогическую речь
— развивать логическое мышление, сообразительность
— воспитывать интерес к чтению, любознательность
— способствовать развитию умения действовать по заданию, осуществлять взаимоконтроль, соблюдение правило игры
— закреплять знания сюжета последних событий сказки
Словарная работа: хворостяная избушка, ростепель, кладовушка, ростепель, на приступочку, сени, убога, отрекалась.
Планируемые результаты занятия:
— Дети умеют давать характеристику героям сказки
-У детей развита связная речь при организации беседы
-Дети прислушиваются к мнению других.
-Разработка дидактической игры;
-Подбор иллюстраций к рассказу;
Материалы и оборудование:
Ход занятия
занятия Задачи этапа Деятельность
педагога Методы, формы и приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
этап Организовать начало деятельности, формирование интереса детей к теме занятия Ребята, нам пришло письмо от Старичка Лесовичка. Он просит вас помочь ему отгадать загадку.
Все зовут меня плутовка,
Сказки, басни просто врут,
В рыжей шубке прячусь ловко,
Хвост, как яркий парашют.
— Правильно! Это рыжая, хитрая лиса, которая пришла к нам со сказкой. Давайте вместе с вами мы ее прочитаем.
Пройдите, садитесь на стульчик. На стуле мы сидим удобно, спина опирается на спинку стула, ноги ровные. Игровой прием
И Отгадывание загадки
Л Лиса
— проявляют интерес к деятельности, сообразительность
— проявляют интерес к загаданной загадке
2. Организационно- поисковый
2.1 Постановка проблемы
2.2 Поиск решения проблемы
2.3 Практическое решение проблемы Вызвать интерес к содержанию произведения
Познакомить детей с русской народной сказкой
Закрепить знания детей о сказке «Волк и Лиса»
Умение обосновывать своий выбор
Формировать умение работать по заданию, осуществлять взаимоконтроль
Русский народ раньше сочинял сказки, некоторые писатели их пересказывали для детей. И Иван Мекитов-Соколов пересказал для нас сказку. Сейчас мы познакомимся со сказкой, где тоже есть лиса
-Прежде чем начнем читать, давайте рассмотрим иллюстрацию,
— Скажите, кто изображен?
— Как вы думаете, как называется сказка?
— А какой какой лиса будет в этой сказке?
— А, как вы думаете, о чем будет сказка?
— У Лисы была избушка – ледяная, а у волка – хворостяная.
— Что значит хворостяная (из сухих веток деревьев)
-Пришла ростепель (т. е оттепель-тепло)
И Лисица пошла проситься на ночлег к волку:
-Чтение рассказа.
— Ребята, как вы думаете, почему избушка Лисы растаяла? (началась оттепель-тепло)
— Кто вспомнит, как попрасилась Лиса к Волку? (Пусти меня, куманёк, обогреться)
— Куда уходила лиса? (в сени за дверь, в кладовушку)
-Ребята, давайте встанем и немного отдохнем
Вот какой красивый дом
Дом построил крошка гном
В дома есть кроватка, стол
Из сосновых досок пол
Да трещат дрова в камине
Гномик дремлет на перине
— Мы немного отдохнули, теперь предлагаю вам поиграть в игру.
«Волк и Лиса»
Встанем все полукругом, чтоб всем было видно. Каждый будем выходить и на вытянутой руке, пальчиком ставить картинку на то месте, куда посчитаете нужным.
— Вам необходимо составить иллюстрации сказки в правильном, как начиналась сказка, и чем закончилась
— Начнем с, так как ты была сегодня активной, остальные будут по порядку.
— Теперь сядем на свои места, проведем гимнастику для глаз, чтоб глазки наши отдохнули.
Гимнастика для глаз
— Следите за птичкой глазами, не двигая головой.
— Молодцы! Создание проблемной ситуации
Гимнастика для глаз
Волк и Лиса
Связно отвечают на вопросы
Повторяют ф. минутку
Выполняют гимнастику для глаз
-прогнозируют решение проблемы
Умеют с интересом слушать, высказывать свое предположение, мнения.
Умеют внимательно слушать
Ведут диалог, проявляют интерес к прочитанному
-Может кто запомнил кто пересказал сказку?
-Чему учить сказка?
— Чтобы вы сказали волку?
— Чтобы сказали лисе?
— Теперь давайте оценим как мы с вами потрудились, справились в задании в игре, просигнальте зеленой карточкой, если вам было легко, а если вы затруднялись – желтой карточкой.
Ребята, вы были очень активны, отвечали на вопросы, хорошо справились с заданиями. Спасибо вам за занятие. Рефлексия
Игровой прием Делают анализ своей деятельности Анализируют свою деятельность
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Иван-царевич и Серый Волк» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Продолжать.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.
Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе по сказке «Кот, Петух и Лиса» Тема: Сказка «Кот, петух и лиса» Цели: Воспитательные – продолжать вырабатывать учебные навыки; формировать умение слушать ответы других.