чему учит сказка лисичкин хлеб

«Лисичкин хлеб» Пришвин читательский дневник

«Лисичкин хлеб» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к произведению Пришвина и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит рассказ. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.

М. Пришвин «Лисичкин хлеб» читательский дневник

Год написания: 1939

Сколько страниц: 16

Жанр: Рассказ

Главная мысль рассказа «Лисичкин хлеб»

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

«Лисичкин хлеб» главные герои и их характеристика

«Лисичкин хлеб» план

Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»?

Рассказ учит любить и понимать природу и животных. Учит разбираться в травах, ягодах и грибах, знать привычки животных и птиц. Учит доброте и любви.

«Лисичкин хлеб» отзыв

Мне понравился этот рассказ о сообразительном отце, который смог преподнести обычный кусок хлеба, как дар природы от лисы. Девочка скушала хлеб с удовольствием и получила положительные эмоции. Автор показывает чудесным пример находчивости.

Пословицы к рассказу «Лисичкин хлеб»

Краткое содержание «Лисичкин хлеб»

«Лисичкин хлеб» краткое содержание для читательского дневника

Краткий пересказ

Рассказчик вернулся из леса с богатой добычей. Вытаскивал он ее из сумки степенно, аккуратно раскладывая. Маленькая Зиночка донимала его вопросами: что это, да откуда. На все ее вопросы охотник с удовольствием отзывался: это тетерев, лесной житель, он любит ягодки да березовые почки. Это смолка специальная, ей деревья лечатся.

Все Зиночке интересно, обо всем он ей и рассказывает.

Вдруг из-под заячьей капусты выглянул краюшек обычного черного хлеба. На удивленный вопрос Зиночки «что это», охотник хитро ответил, мол, это лисичкин хлеб.

Удивилась Зиночка, не знала она, что бывает такой хлеб — лисичкин. И попросила у рассказчика съесть его. Девочке тот хлеб показался необыкновенно вкусным.

На самом деле, это был обычный хлеб, который отец взял с собой в лес на тот случай, если проголодается. Но рассказчик не стал расстраивать Зиночку, она в еде большая привереда была, и белый-то хлеб есть не хотела.

А лисичкин ела с удовольствием.

Так и повелось у них с того дня, всегда с удовольствием ела Зиночка принесенный из леса лисичкин хлеб.

Источник

«Лисичкин хлеб» — читательский дневник по рассказу М. Пришвина

Рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история, написанная в 1939 году, о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин.

Описание книги для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Лисичкин хлеб

Число страниц: 16. Михаил Пришвин.

Год издания: 2016 год

Год написания: 1939 год

Главные герои

Зиночка — любопытная девочка с живым воображением. Она очарована гостинцами от лисички, которые приносит ей рассказчик
Рассказчик — повествователь истории, знаток природы, опытный охотник

Сюжет произведения (краткое содержание)

Повествователь возвращается вечером домой с охоты. Он достает из тяжелой сумки свои сокровища. Рассказчик многое приносит специально для маленькой девочки Зиночки.

В этот раз он знакомит девочку с рябчиком и Терентием. Автор истории рассказывает Зиночке о жизни тетерева в разное время года.

После этого перед глазами любопытной девочки оказывается смола. О ней рассказчик поведал девочке, что ей лечатся деревья, когда охотники вонзают в стволы деревьев топоры.

Специально для Зиночки в этот раз принес охотник несколько листков и цветов лесных растений.

Вдруг девочка удивляется. Она видит среди лесных сокровищ кусок черного хлеба. Рассказчик говорит Зиночке, что этот хлеб от лисички. Девочка осторожно откусила кусочек, а потом съела всю краюху до последней крошки. Так автор истории стал приносить для Зиночки из леса гостинец — лисичкин хлеб.

План пересказа

Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.

Главная мысль

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.

Отзыв

Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

Пословицы к рассказу

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей, и с большим трепетом относится к ним.

Источник

«Лисичкин хлеб» — краткое содержание рассказа М.М. Пришвина для читательского дневника

В статье рассматривается рассказ «Лисичкин хлеб», приводится краткое содержание для читательского дневника. Автор – Михаил Михайлович Пришвин.

Произведение входит в программу 1-го класса начальной школы, его следует читать в оригинале, так как оно по объёму совсем небольшое.

Как и многие произведения Пришвина, «Лисичкин хлеб» иллюстрирует богатство русской природы. В первой половине текста автор красочно описывает дикий лес и его обитателей. Параллельно рассказывается история наивной, слегка избалованной маленькой девочки.

Главные герои и их характеристика

чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть фото чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть картинку чему учит сказка лисичкин хлеб. Картинка про чему учит сказка лисичкин хлеб. Фото чему учит сказка лисичкин хлеб

В тексте задействовано два героя:

Рассказчик – охотник и собиратель. Любит природу, хорошо разбирается в растениях и животных.

Зина – дочь охотника. Маленькая любопытная девочка.

Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Жанр произведения — рассказ. Небольшой текст можно прочитать за несколько минут.

чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть фото чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть картинку чему учит сказка лисичкин хлеб. Картинка про чему учит сказка лисичкин хлеб. Фото чему учит сказка лисичкин хлеб

Основные сюжетные действия в рассказе:

Рассказчик возвращается домой после похода в лес и достает из сумки добытое.

В сумке охотника была дичь (тетерев и рябчик), дикие ягоды, небольшой кусок сосновой смолы, целебные травы.

Параллельно охотник рассказывает маленькой дочери о быте лесных птиц и животных; о том, как «лечатся» деревья.

Под «заячьей капустой» (лечебной травой) ребенок находит кусочек черного хлеба. Охотник взял его в лес, чтобы подкрепиться, но забыл съесть.

Зина удивлена такой находке. Девочка не ест обычную выпечку, и отец идет на хитрость. Он рассказывает о том, что «подарок» там оставила лисичка и по всему лесу спрятаны кусочки буханок.

Девочка с удовольствием съела «лисичкин» хлеб. Позже она лакомилась им после каждого похода отца в лес, так как считала его лучше обычного.

План пересказа

Тезисный пересказ произведения:

чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть фото чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть картинку чему учит сказка лисичкин хлеб. Картинка про чему учит сказка лисичкин хлеб. Фото чему учит сказка лисичкин хлеб

охотник возвращается домой;

обнаружение кусочка хлеба;

Главная мысль произведения

Анализ произведения позволяет выделить его главный посыл: «Неизведанное часто кажется лучше, чем привычное». Человек может убедить себя в чем угодно.

Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»

Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.

чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть фото чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть картинку чему учит сказка лисичкин хлеб. Картинка про чему учит сказка лисичкин хлеб. Фото чему учит сказка лисичкин хлеб

Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских».

Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи.

Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое и не усложнять вещи.

Пословицы к произведению

чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть фото чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть картинку чему учит сказка лисичкин хлеб. Картинка про чему учит сказка лисичкин хлеб. Фото чему учит сказка лисичкин хлеб

Пословицы и поговорки, подходящие к замыслу рассказа:

«Вкусивши сладкого, не захочешь горького».


«У соседа всегда трава зеленее».


«Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска».


«Хлеб наш насущный: хоть чёрный, да вкусный».

Источник

Рассказ «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

Произведение Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» было написано в 1939 году. В своем рассказе писатель раскрыл темы любви и добра. Это увлекательное, доброе и поучительное повествование о маленькой Зиночке и дарах природы. Краткое содержание рассказа Пришвина «Лисичкин хлеб» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.

Анализ произведения

Автор описал добрую историю о пользе щедрых природных даров, которые даются человеку, а также о девочке, съевшей обычный черный хлеб, приняв его за лисичкин. Жанр произведения — рассказ.

Действующие лица и пересказ

В произведении представлено всего два главных героя. К ним относятся:

Рассказчик пробыл в лесу весь день. Когда он решил возвращаться домой, то стал вытаскивать из своей огромной сумки разные вещицы.

Девочка Зиночка заинтересовалась этим и с интересом смотрела за происходящим. Она задавала вопросы о предназначении каждого предмета.

Сначала рассказчик показал девочке птицу Терентия, которая в весеннее время года ест березовые почки, по осени питается ягодами, а в зимний период прячется от сильных морозов под снегом. После этого автор достал рябчика, продемонстрировал его свист.

Затем очередь дошла до грибов и ягод. Их было очень много и все разные. Далее рассказчик показал маленький кусок сосновой смолы, пояснив, что с ее помощью деревья могут залечивать раны, наносимые животными или непогодой.

Потом он выложил на стол лесные травы. Среди них оказались кукушкины слезы, валериана, заячья капуста, петров крест. Под ними в сумке лежал кусочек самого обычного черного хлеба.

Девочка была удивлена, увидев его. Она не могла понять, откуда он взялся в лесу. Рассказчик не растерялся и сказал, что если есть заячья капуста, значит, есть и лисичкин хлеб.

Зиночка сразу же съела кусочек, хотя дома она капризничала, а порой и от пышного каравая отказывалась. Но только лисичкин хлеб оказался гораздо вкуснее.

При заполнении читательского дневника пригодится рассказ «Лисичкин хлеб» в кратком содержании.

Пересказ можно написать по следующему плану:

Главная мысль

Пришвин хотел показать, что порой непривычное может показаться гораздо привлекательнее, чем что-то привычное. Автор в своих работах всегда отдает должное природе. Он описывает с любовью и трепетом красивый природный мир, его богатство и многообразие. Этим Пришвин хочет приучить своего читателя любить природу, интересоваться флорой и фауной.

К этому произведению больше всего подходит пословица «Какой лес без чудес». Также сюда можно отнести поговорку «Не хлебом единым сыт человек».

Рассказ этот поучительный, из него можно почерпнуть некоторые знания про лесную флору и фауну, а также он позволяет понять, что бережное отношение к лесу и его обитателям пойдет всем на пользу. Люди взаимосвязаны с природой. Уничтожая окружающую среду, человек вредит себе.

Отзывы о книге

В школе мы читали рассказ «Лисичкин хлеб» с рисунками. Это очень интересно, познавательно. Мне нравятся такие книги, особенно когда основная мысль — помощь природе и миру. Рекомендую прочитать.

У Михаила Пришвина много рассказов, описывающих природный мир. Среди них «Гаечки», «Изобретатель», «Лягушонок», «Хромка», «Выскочка» и другие. Каждое произведение сопровождается картинками, что делает процесс чтения более увлекательным. У меня даже была книга-раскраска: прочитал рассказ, раскрасил рисунок и приступил к следующему. Советую прочитать.

Читать рассказы Пришвина одно удовольствие. Он много внимания уделяет природе. Я люблю читать все, что связано с окружающим миром. Советую ознакомиться с книгой этого автора. В ней много иллюстраций, которые вызывают нежные чувства к природе, животным и птицам. Писатель своим примером показал, как важно бережное отношение к нашему миру, ведь от его состояния зависят люди. В классе мы собираемся один раз в неделю и делимся своими мыслями о том, как можно помочь природе. Такие произведения с ранних пор прививают любовь к планете.

Источник

«Лисичкин хлеб» — краткое содержание рассказа М.М. Пришвина для читательского дневника

Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Жанр произведения — рассказ.

Небольшой текст можно прочитать за несколько минут.

чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть фото чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть картинку чему учит сказка лисичкин хлеб. Картинка про чему учит сказка лисичкин хлеб. Фото чему учит сказка лисичкин хлеб

Основные сюжетные действия в рассказе:

Лисичкин хлеб

Все же приятно читать сказку «Лисичкин хлеб» Пришвин М. М. даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Все описания окружающей среды созданы и изложены с чувством глубочайшей любви и признательности к объекту изложения и создания. Как отчетливо изображены превосходства положительных героев над отрицательными, какими живыми и светлыми мы видим первых и мелочных — вторых. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Вероятно из-за незыблемости человеческих качеств во времени, все нравоучения, мораль и проблематика остаются актуальными во все времена и эпохи. Бытовая проблематика — невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Сказка «Лисичкин хлеб» Пришвин М. М. читать бесплатно онлайн безусловно необходимо не самостоятельно деткам, а в присутствии или под руководством их родителей.

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол. — Это что за птица? — спросила Зиночка. — Терентий, — ответил я. И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся. — Кто же их там лечит? — спросила Зиночка. — Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет. Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья… — А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть: — Хороший лисичкин хлеб! И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит: — Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Понравилось? +19

« Пришвин М. М. «Лесной хозяин»Пришвин М. М. «Медведь» »

Еще: Читать сказки Пришвин М. М.

План пересказа

Тезисный пересказ произведения:

чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть фото чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть картинку чему учит сказка лисичкин хлеб. Картинка про чему учит сказка лисичкин хлеб. Фото чему учит сказка лисичкин хлеб

Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»

Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.

чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть фото чему учит сказка лисичкин хлеб. Смотреть картинку чему учит сказка лисичкин хлеб. Картинка про чему учит сказка лисичкин хлеб. Фото чему учит сказка лисичкин хлеб

Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских».

Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи.

Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое

и не усложнять вещи.

Михаил Пришвин — Лисичкин хлеб (сборник)

Лисичкин хлеб (сборник)

© Пришвин М. М., наследники, 2015

© Алёшина Н. В., иллюстрации, 2015

© Вступительная статья, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015

«В лесу сегодня странный посетитель…»

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954), выдающийся писатель-природовед, был неутомимым путешественником. Он объехал почти всю страну: побывал на Урале, на Дальнем Востоке, на Севере, на Кавказе, в Крыму, в Казахстане и во многих других местах. Там он собирал материал, который стал основой его охотничьих и детских рассказов, философских заметок. Во время поездок он вёл дневник, где отражал всё – мысли, наблюдения, впечатления. Именно «Дневники» Пришвин считал своей главной книгой. Вот одна из коротких дневниковых записей: «Пудра вчерашней пороши по насту. И на ней звёзды. Каждая былинка смотрится и видит себя голубой. В овраге нет ещё воды, но следы зверушек двойные: бегают друг за другом – это у них весна света». Он был поэтом, умевшим выразить красоту. Он был учителем, умевшим найти новые знания.

В цикле «Памяти Пришвина» поэт Валентин Берестов написал:

В лесу сегодня странный посетитель. А ну-ка, что он записал в дневник? «В лес я вхожу как ученик, Из леса выхожу я как учитель».

Пришвин родился в Ельце в купеческой семье. Миша был младшим из пятерых детей. Учился он с трудом – за 6 лет дошёл только до четвёртого класса. Он уже готовился снова стать второгодником, но тут его вообще отчислили из гимназии – «за дерзость учителю»

В. В. Розанову, будущему известному философу. Мишу отправили в Тюмень, к дяде по материнской линии купцу Игнатову. Экзамены за седьмой класс реального училища Пришвин сдал экстерном. После чего, отказавшись унаследовать бизнес дяди, уехал в Ригу. Учился в Рижском политехникуме, но недолго – вскоре был арестован за участие в революционном кружке. Целый год он просидел в одиночной камере, а потом был выслан в Елец. В начале XX века Пришвин получил диплом агронома в Лейпцигском университете и работал в Ельце по специальности.

С 1906 года Пришвин стал журналистом, печатался в известных газетах, часто выезжал в этнографические экспедиции в малоизученные места. Тогда-то и появились рассказы и очерки, которые прославили писателя как одного из самых больших знатоков русской природы. Уже после выхода первой книги, поэтичной, очень эмоциональной – «В краю непуганых птиц» (1907), – Пришвин получил признание как учёный, был избран действительным членом Российского географического общества. Первозданная, сказочная красота природы стала его темой на всю жизнь. Он отправлялся «За волшебным колобком» (название его второй книги), совершая «путешествие в страну без имени, без территории, куда мы все в детстве бежим».

Для детей Пришвин стал писать в 20-е годы XX века. Несколько поколений выросли на его книгах, таких как «В краю дедушки Мазая», «Дедушкин валенок», «Кладовая солнца», «Золотой луг».

Чудесами наполнены все истории Пришвина и особенным, тонким юмором – словно спрятанным от невнимательных глаз, как лёгкая тень улыбки мудрого философа, каким он и был на самом деле.

В рассказе «Лисичкин хлеб» девочке Зиночке, которая «копуля такая, что и белый-то хлеб не берёт», автор дал кусок чёрного хлеба, который он, уходя в лес, взял про запас, да не съел. Вспомнив выражение «заячья капуста», автор остроумно назвал этот хлеб «лисичкиным», может, потому он показался Зиночке необыкновенно вкусным.

Зверушки, рыбы, птицы средней полосы России особенно интересны писателю. Это и есть главные герои его сказочных историй.

Красоту природы видит писатель в самых обычных её обитателях, которых мы зачастую не замечаем. Каждую весну мы топчем одуванчики, плетём из них венки и, подобно мальчишкам из рассказа «Золотой луг», «фукаем» белыми парашютиками… А вот главный герой рассказа узнал о тайне одуванчиков. Оказалось, что одуванчик, похожий на солнышко, ложится спать и встаёт вместе с детьми.

За долгую жизнь Пришвин написал много. Все его произведения посвящены неразрывной связи человека и природы, единству живого мира, в котором, как считал писатель, чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни».

Устроить себе дом на колёсах мне помог один журнал, с которым мы заключили такой договор: я буду писать о своём путешествии, а журнал мне за это поможет устроить дом на колёсах. Вскоре после заключения договора мне прислали грузовик «ГАЗ», полуторатонку, и я стал обдумывать, как бы на этом грузовике устроить себе охотничий домик и уехать на нём в путешествие ранней весной и до глубокой осени.

После нескольких совещаний со столярами и плотниками я решил себе устроить нехитрый кузов из двойной фанеры.

Мастера мне скоро сделали такой домик с выдвижными щитами для окон: задвинешь щитки – и в домике делается полная тьма, необходимая мне для фотографических работ.

Округлый верх домика мы покрыли ещё хорошей клеёнкой и весь домик окрасили в защитный зелёный цвет, чтобы можно было в лесах затаиваться и не пугать птиц и зверей.

Когда зелёный домик был готов и краска совершенно просохла, мы установили его на машину, боковинки ящика грузовика плотно прикрепили железными скобами к стенкам домика, и дом на колёсах был готов… Но только окнами да крышей это было похоже на дом, остальное – машина, состоящая из двух частей: передней, моторной, и соединённой с ней тонкой переслежинкой огромной грузовой части.

А ещё больше, чем на машину, мой домик на колёсах был похож на какое-то длинное расчленённое зелёное насекомое.

Управление машиной мне было хорошо известно самому, и брать шофёра было незачем. Мы уложили ружья, резиновые лодки, припасы, усадили собак и уехали в край дедушки Мазая.

Этот край, описанный поэтом Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы», находится недалеко от города Костромы, и река там течёт, наша Волга.

Ранней весной, в половодье, Волга до того переполняется водой, что ей уже некуда принимать в себя воду притоков. Напротив, лишняя вода из Волги выливается.

Вот тогда все реки, текущие в Волгу, повёртывают свою воду назад и текут обратно, и весь низменный край покрывается водой и становится похожим на море.

Когда прибывает вода, то, конечно, она сначала заливает места более низкие, и земля становится похожа на тело, покрытое бесчисленными глазками и жилками. А после, когда много прибудет воды, всё превращается в море с бесчисленными островами.

Мало-помалу и острова исчезают, и только самые высокие места не заливаются и остаются островами всё время разлива Волги.

Вот на эти-то острова, покрытые лесом, со всех сторон сплываются звери: лоси, медведи, волки, лисицы, разные мышки, букашки, всякие зайчики, горностайчики…

Тут есть на что посмотреть.

Мы приехали сюда ещё по морозу и в ожидании весны поставили свой дом на колёсах на самое возвышенное место.

Тут мы устроились лагерем.

Когда было холодно, мы согревали изнутри свой домик двумя керосинками, и спать было очень тепло.

Когда же кончились морозы и разлилась вода, в небольшом домике спать можно было и без керосинки. А когда стали одеваться деревья, мы надули две наши резиновые лодки, над ними раскинули палатку и спали в этих лодках, как на самых мягких и удобных кроватях.

Когда же стало совсем тепло, всей гнусной силой своей напали на нас комары. Тогда мы опять забрались в наш дом на колёсах. Осенью, когда комары стали пропадать, мы опять выбрались в палатку и жили в ней до зимы.

Каждый день я записывал свои наблюдения в природе.

Некоторые страницы моего дневника, может, будут вам интересны.

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения.

Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться.

Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула.

Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *