чему учит сказка как петух лису обманул
«Как петух лису обманул» какая главная мысль, чему учит сказка?
Главная мысль сказки
В безмятежный период никто петуху не нужен, но как его «припекло», так он сразу про бабушку вспомнил.
Данная сказка поучает нас быть хорошими, благожелательными. Не браниться с соседями, не озорничать. Почитать собственных родителей и во всем им повиноваться. Поучает данная сказка и тому, что оказавшись в сложной ситуации необходимо не сдаваться, но отыскивать выход.
Сказка учит нас быть мудрыми. Нужно всегда думать о своих поступках и внимательно относиться к старшим. Подарки, которые получили братья показывают нам, что честный человек может ждать от жизни только лучшего.
Основная мысль сказки:
В отсутствие ветра мороз – не так уж страшен, а вот с ветром и жара – нам не страшна. Особенно, если подует северный ветер.
Сказка учит нас не быть хвастливым, а также заносчивым. Поучает думать своей головой. Учит и защищать собственное мнение. А также учит нас, читателей справедливости.
К счастью, умирает она не до конца, и когда кусок яблока вываливается у нее из горла девушка оживает. В итоге Белоснежка находит свое счастье с прекрасным королевичем, а ее злобную мачеху жестоко казнят.
Главная мысль этой сказки в том, что как бы не было могущественно зло, но добро и любовь все равно окажутся сильнее. Можно сказать, что зло в этой сказке наказало само себя, ведь не строй козни королева, не умерла бы она мучительной смертью.
Также можно сформулировать главную мысль и таким образом: к тому, кто добр сердцем и чист душой, люди всегда тянутся, у него всегда будет много друзей, а злой и жестокий всегда одинок.
Вышли они на огромный луг и вдруг тот, кто шел первым, испугался зловеще жужжащего шмеля и опрометью бросился прочь. За ним не преминули дать стрекача и другие, ведь храбрец то не мог испугаться просто так. Поняв, что ничего страшного не произошло, горе-храбрецы пошли далее и вдруг, на пашне, им встретилось настоящее чудовище. На самом деле это был заяц, но поняли они это только тогда, когда он убежал прочь. Наконец, увязнув в губительной тине и будучи спасенными рыбаком, они решили вернуться домой и больше не путешествовать так опрометчиво.
Это очень веселая и позитивная сказка! Мишка Винни отважный и храбрый любитель меда, преданный друг, а Пятачок немного пугливый, зато очень изобретательный и ловкий! Вместе они не разлей вода. И еще есть другие герои: сова, ослик Иа, Кенга и Ру, Тигра.
Это очень увлекательная сказка, прочитав которую можно иметь представление о добре, о преданной дружбе, какая между всеми героями, о том, что лучше быть по жизни веселым, добродушным, как Винни Пух, ни о чем не переживать, а беззаботно радоваться жизни.
Сказка учит прийти на выручку другу, если ему нужна помощь. А если день рождения, то без напоминания принести подарок. Сказка учит смекалке, если вспомнить тот момент, как Винни-Пух пытался достать дупло с пчелами на воздушном шарике, а еще быть умеренным в своих аппетитах в гостях, чтобы потом не случилось «застрять» в двери! Не быть пугливым, как Пятачок, который испугался Слонопотама, которого на самом деле не существует.
Прочитав сказку детям будет просто интересно и забавно услышать историю мишки по имени Винни Пух.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о сказке «Как петух лису обманул»
Главный герой латышской народной сказки «Как петух лису обманул» — петух, живший у одной пожилой женщины. Характер у этого петуха был задиристый, он любил подраться с соседскими птицами и часто гонял тех, кто слаб и беспомощен.
Соседи часто жаловались хозяйке петуха на его безобразное поведение. И однажды она велела петуху убираться с ее двора. Петух стал жить без хозяев. Днем он бродил по деревне, а ночью спал в стогу сена.
Однажды его в этом стогу обнаружила лиса, она схватила петуха и понесла в лес. Это увидел сосед хозяйки петуха. Он погнал за лисой с палкой и стал кричать, чтобы она отпустила петуха.
Тогда петух стал уговаривать лису, чтобы она объяснила соседу, что несет вовсе не его петуха. Лиса поначалу молчала, но человек не унимался и гнался за ней. Тогда она остановилась и стала ему объяснять, что тот не имеет права за ней гнаться, потому что у него самого нет никаких птиц в хозяйстве.
Пока лиса давала человеку отповедь, петух благополучно от нее сбежал. Поняла лиса, что петух ее обманул, обиделась на всех, и с тех пор с людьми не разговаривает.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки заключается в том, что важно жить своим умом и никого не слушать. Лиса поддалась на уговоры петуха и вступила в спор с человеком, который за ней гнался. В результате петух сбежал, а лиса осталась без добычи.
Сказка учит не быть задирой и скандалистом. Петух часто приносил беспокойство соседям, и поэтому хозяйка выгнала его на улицу.
В сказке мне понравился сосед хозяйки петуха, который не остался равнодушным, увидев, как петуха похитила лиса. Он погнался за ней и требовал, чтобы лиса отпустила петуха.
Эта сказка мне понравилась своим поучительным выводом: далеко не всегда следует вступать в дебаты. Иногда нужно просто промолчать. Лиса вступила в переговоры с человеком, и добычу свою упустила. Следует всегда быть бдительным!
Какие пословицы подходят к сказке «Как петух лису обманул»?
Слово — серебро, а молчание — золото.
Дракою прав не будешь.
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Конспект урока по литературному чтению на тему: Сказки о животных. Латышская сказка «Как петух лису обманул»
Тема урока : Сказки о животных. Латышская сказка «Как петух лису обманул»
· Развитие речи учащихся;
· Развитие умения анализировать текст, выделять главное, сравнивать, делать обобщения, выводы;
· Формирование действий контроля и оценки;
· формирование умения осознанного, правильного, выразительного чтения сказки;
· Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и совокупности главных смыслов сказки, давать характеристики персонажей;
· Урок нацелен на воспитание внимательного отношения к мнению другого человека, отличающегося особенностями поведения, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей.
I . Организационный момент:
Снова прозвенел звонок.
Он позвал нас на урок,
Будем думать, рассуждать,
II. Актуализация знаний
Закончить фразу, назвав подходящее по смыслу животное:
Болтлив, как сорок а
Слова появляются на экране.
Читаем слово сказка по вертикали.
— Что такое сказка? (сказка –повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях)
— Какую сказку вы читали дома? (Как петух лису обманул)
— Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Формулирование темы урока
Дети формулируют тему: Сказки о животных
— Какова главная задача сказок о животных? (высмеять отрицательные черты характера человека, его плохие поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному)
— Как называется раздел, в который помещена сказка? (сказка ложь, да в ней намёк)
— Сегодня на уроке мы будем анализировать сказку и постараемся понять, на что же
она намекает, к чему призывает.
Итак, ставим задачи на урок.
Дети ставят задачи:
1) Вчитываться, вслушиваться в каждое слово сказки, чтобы понять чувства, мысли, переживания героев.
2) Постараться читать выразительно, чтобы слушатели ярко, образно представили картину, которую словами рисует нам автор.
3) Внимательно слушать своих товарищей, чтобы дополнять, исправлять их ответ
4) Понять, чему учит нас эта сказка, к чему призывает.
5) Пытаться чётко и ясно излагать свои мысли
III. Работа с текстом до чтения
— Я думаю, что дома вы все сказку прочитали.
-Кому понравилась сказка?
-Чем понравилась сказка?
— Каким вы представили себе петуха? (см. приложение)
Дети рисуют словесные картины.
— Какой представили лису? (см. приложение)
Предлагаю детям посмотреть на доску.
Слайды с изображением лисы и петуха.
Вот так запечатлел этих персонажей фотограф. А вот так изобразил художник.
— Может быть, глядя на них, вы откроете для себя что- то новое.
— Чем интересно заглавие сказки? (содержит вопрос)
— Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на него.
Сейчас мы будем читать сказку по частям и беседовать по содержанию.
|\/ Работа с текстом во время чтения
-Что значит прочитать выразительно? (так прочитать, чтоб слушатели ярко, образно представили картину, которую словами рисует нам автор)
Чтение 1 части сказки (1ученик вслух). Заканчиваем словами «и бочком – бочком к старухиному дому»
После чтения 1 части:
Как понимаете выражение
· На чужой двор норовит (настойчиво стремится)
· Заорёт во всё горло (громко закричит)
· бочком – бочком (очень осторожно)
· стала бранить (стала ругать)
-Зачитайте, каким бал петух.
-Почему он кривоглазый и кривобокий?
-Как реагирует, когда к нему на двор «суются»?
— Почему, когда петуху грозит опасность, он бежит к старухиному дому? (знает, что хозяйка любит его и за него заступится)
-Какая черта характера петушка прослеживается? (хитрость, сообразительность)
Чтение 2 части (читаем вслух) Заканчиваем словами «думаешь не проживу без тебя?»
Дети оценивают чтение товарищей.
После чтения 2 части:
-Как понимаете выражение
· Уйми ты своего забияку (успокой)
-Каким мы увидели петуха? (проказник, драчун, забияка, пакостник)
-Почему старуха прогнала петуха? (доставлял ей неприятности, приходилось ссориться с соседями)
Чтение 3 части (читаем вслух) Заканчиваем словами «Схватила петуха – и в лес, к своей норе.»
Дети оценивают чтение.
После чтения 3 части:
-Почему петух попал в лапы к лисе? (он был одинок)
После чтения 4 части:
-Как петух добился того, что лиса стала браниться с мужиком? (поддразнивал)
-Какие чувства испытывал петух, находясь в лапах лисы? (страх, ужас, разочарование, безысходность)
-Какие человеческие качества помогли петушку одурачить лису и спастись? (хитрость, ум, смекалка, решительность, целеустремлённость, предприимчивость)
-В какой момент жизни такие качества особенно ценны? (когда есть угроза жизни)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
Но зайчата быстро скачут,
Как же может быть иначе?
Грустно смотрит в небеса,
\/. Работа с текстом после чтения
-Что привело петуха к одиночеству? (характер: нежелание уступать, считаться с мнением других, желание быть первым)
-Что нужно делать, чтобы не быть одиноким? (менять свой характер, учиться выстраивать свои отношения с окружающими)
-В чём была ошибка лисы? (поддалась на уговоры, стала ругаться)
-Какие же намёки даёт нам сказка, чему учит?
· уметь находить выход из трудной ситуации
· чтобы не быть одиноким, нужно уметь выстраивать свои отношения с окружающими.
· нельзя ругаться, нужно уметь контролировать свои эмоции
2. Работа с иллюстрацией учебника.
-Какой момент действия отражён на иллюстрации?
-Кто сможет рассказать этот эпизод?
-Что значит прочитать выразительно? (так прочитать, чтоб слушатели ярко, образно представили картину, которую словами рисует нам автор)
-Как нужно читать, чтобы чтение было выразительным? (Менять окраску голоса, выбрать нужный темп чтения, правильно ставить логическое ударение)
-Удалось ли чтецам передать повадки, характер, настроение героев?
Дети оценивают чтение товарищей.
4. Творческая работа (Составление синквейна.)
Дети работают в группах по 4 человека.
Одни составляют синквейн к слову лиса, другие к слову петух.
Дети зачитывают свои синквейны.
— А к какому слову составила синквейн я?
Обращаю внимание детей на доску: появляется синквейн
2. волшебная, таинственная
3. в ней добро побеждает зло
4. учит, заинтриговывает, намекает
После ответов детей в первой строке появляется слово сказка.
-Как же называется сказка, которую мы сегодня читали?
-Ответьте на вопрос сказки.
-Какой совет вы бы дали петушку? (научиться выстраивать свои отношения с окружающими)
-Какой совет дали бы старухе? (мы несём ответственность за тех, кого приручили; нужно воспитывать петуха)
Озаглавить части сказки. Пересказ.
Предлагаю синквейны, составленные детьми:
Она потчевала журавля кашей
Лиса Игривая, льстивая
Притворяется, охотится, обманывает
Хитрая плутовка, рыжая головка
Ворует, радуется, обманывает
Льстит, хитрит, ухмыляется
У неё пушистый рыжий хвост
Кричит, защищает, дерётся
Хвост с узорами, сапоги со шпорами
Охраняет, поёт, помогает
Он куриный пастушок
А вот так дети описали петуха и лису (словесное рисование)
Я представил петуха так: Он шагает с высоко поднятой головой, хвост у него разноцветный, пышный, гребешок и бородка ярко – красная, при ходьбе хвост покачивается из стороны в сторону. Громким пением петух вызывает на бой соседского петуха.
Технологическая карта урока
Снова прозвенел звонок.
Он позвал нас на урок,
Будем думать, рассуждать,
Настраиваются на работу. Самоконтроль готовности
Регулятивные : уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. Проявлять внимание.
I этап До чтения текста
1. Актуализация знаний
2. Постановка цели, задач урока.
II этап. Работа с текстом во
* Закончите фразу, назвав подходящее по смыслу животное:
Появляются на экране слова. По вертикали читаем слово сказка.
*Какую сказку вы читали дома?
*Кто главные герои сказки?
*Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
*Какова главная задача сказок о животных?
*Как называется раздел, в который помещена сказка?
*Сегодня на уроке мы будем анализировать эту сказку и постараемся понять, на что же она намекает? К чему призывает читателей?
*Поставим задачи на урок.
*Дома вы прочитали сказку. Кому понравилась сказка?
*Каким вы представили себе Петуха?
*Какой вы представили Лису?
*Я предлагаю вашему вниманию фотографии, иллюстрации, на которых мы тоже видим петуха и лису. Может быть глядя на них вы откроете для себя что – то новое
*Чем интересно заглавие сказки?
Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
А сейчас мы будем читать сказку выразительно по частям и беседовать по содержанию.
*Что значит «прочитать выразительно»?
1 часть (до слов: и бочком –бочком к старухиному дому)
-на чужой двор норовит (настойчиво стремится)
-заорёт во всё горло (громко закричит)
*Каким был петух? (зачитывают)
*Почему петух кривоглазый и кривобокий?
*Как реагирует на то, когда к нему на двор суются?
*Что узнали о главном герое из этой части?
Читаем 2 часть (до слов: думаешь не проживу без тебя?)
Уйми своего забияку
*Почему старуха прогнала петуха?
*Каким мы в этой части увидели петуха?
Читаем 3 часть (до слов: к своей норе)
*Почему Петух попал в лапы к лисе?
Читаем 4 часть (до слов: а его и след простыл)
-Стала бранить – ругать
*Как Петух добился того, что лиса стала браниться с мужиком?
*Какие чувства испытывал петух, находясь в лапах лисы?
*Какое человеческое качество помогло Петушку одурачить Лису?
*В какой момент жизни такие качества как хитрость, смекалка особенно ценны?
*Что нового мы узнали о Петушке в этой части?
Демонстрация детьми своих знаний
Выдвигают предположения по теме урока
Дети ставят задачи на урок
Отвечают на вопросы
Рисуют словесные картины
Сопоставляют свой взгляд на прочитанное со взглядом художника
Читают 1 часть (1 ученик вслух, а остальные следят)
Оценивают чтение товарища (доказывают, аргументируют)
Анализируют сказку с целью определения характера петух
Отвечают на вопросы учителя
В ходе заслушивания ответов одноклассников осуществляют самоконтроль понимания текста сказки
Читают 3 часть (1ученик вслух, остальные следят)
Участвуют в беседе по содержанию сказки
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текста
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя
Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Строить монологическое высказывание
Коммуникативные: выразительно читать текст, оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи
Познавательные : находить ответы на вопросы в тексте
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные: уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Личностные: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции,
Оценивать поступки персонажей как хорошие или плохие
III этап. Работа с текстом после чтения.
1.Смысловая беседа по тексту
2.Работа с иллюстрацией.
4.Творческое задание (составление синквейна)
*Что привело петушка к одиночеству? (характер)
*Что нужно делать, чтоб не быть одиноким?
*В чём была ошибка лисы?
*Какие же намёки даёт нам сказка? Чему учит нас?
Какой момент действия отражён на иллюстрации?
Мы с вами смогли разобраться в характерах героев сказки. А теперь, я думаю, вы сможете показать интонацией их повадки, характер.
Предлагаю составить синквейн к данной сказке с одним из слов (лиса, петух)
Обсуждение получившихся вариантов.
Выбирается самый интересный.
— С какой сказкой мы сегодня познакомились?
— Как вы кратко ответите на вопрос в названии сказки?
— Чья работа на уроке вам понравилась?
Комментарии результатов работы детей на уроке, выставление отметок.
Контролируют правильность ответов своих товарищей
Выявляют и формулируют совокупности главных смыслов текста
Соотносят текст с иллюстрацией
Находят нужный отрывок текста
Осуществляют контроль и самоконтроль выразительности чтения
В парах составляют синквейн
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Личностные: высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
Личностные: применять правила делового сотрудничества
Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данный урок способствует пробуждению детского воображения, поможет детям освоить не только позицию читателя, но и автора собственного текста.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока по математике «Решение задач «
Методическая статья на тему «Интеллектуальное развитие младших школьников на примере анализа задач»
Внеклассное занятие «Путешествие в страну русского языка»
Технологическая карта с использованием приемов по формированию самооценки у младших школьников с задержкой психического развития
Методика работы над текстовыми задачами
Внеурочное занятие «Откуда в снежках грязь»
«Эмоционально волевая сфера личности младших школьников»
Конспект занятия ГПД «Страна здоровья»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5320478 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.