«Дикие лебеди» – увлекательная сказка, в которой переплелись все самые сильные чувства: любовь, ненависть, зависть, всепрощение. Это история о том, что никакое колдовство, никакая злоба не способны навредить тем, чьи сердца полны любви и доброты.
Краткое содержание «Дикие лебеди» для читательского дневника
Название: «Дикие лебеди»
Число страниц: 32. Андерсен Х. К. «Дикие лебеди». Издательство «Рипол Классик», 2011 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1838 год.
Главные герои
Элиза – прекрасная принцесса, добрая девушка.
Братья Элизы – одиннадцать родных братьев, превращённых злой мачехой в белых лебедей.
Королева – мачеха Элизы и её братьев, злая и завистливая женщина.
Фея Моргана – добрая могущественная волшебница.
Король неведомой страны – молодой правитель, влюблённый в Элизу.
Архиепископ – злой, подозрительный священник.
Сюжет
После смерти любимой жены король, у которого было одиннадцать красавцев-сыновей и дочь по имени Элиза, женился во второй раз на красивой, но очень злой женщине. Она превратила братьев в прекрасных белых лебедей, а девочку отдала на воспитание сельским жителям.
Когда Элизе исполнилось пятнадцать лет, слава о её красоте достигла ушей злой мачехи. Она так вымазала лицо девушки грязью, что даже родной отец не узнал её и выгнал из королевства. Скитаясь по лесу, Элиза повстречала своих братьев, которые днём были птицами, а с заходом солнца вновь принимали человечье обличье.
Братья очень обрадовались сестре и предложили отправиться с ними в тёплую страну. Благополучно перелетев бушующее море, братья принесли Элизу к пещере, где жили сами. Ночью девушке приснилась добрая фея Моргана, которая подсказала, как освободить братьев от заклятья: нужно сплести из крапивы одиннадцать рубашек и накинуть их на лебедей. Но во время работы нельзя произнести ни слова, иначе братья тут же погибнут.
Не жалея себя, Элиза принялась за трудную работу. Однажды во время охоты её заметил король той страны. Он так влюбился в красивую девушку, что тут же женился на ней. Однако архиепископ, заметив, какое сильное влияние молодая королева оказывает на правителя, обвинил её в колдовстве. Элиза не могла раскрыть правду королю, ведь она еще не доплела все рубашки.
Король, поверив наветам архиепископа, приказал сжечь Элизу на костре. Но в день казни на площадь прилетели лебеди. Элиза набросила на них рубашки из крапивы, и те сразу превратились в принцев.
План пересказа
Главная мысль
Чистая, искренняя любовь и верность способны творить настоящие чудеса.
Чему учит
Сказка учит быть добрыми, отзывчивыми, держать своё слово до конца и не сдаваться ни при каких условиях.
Отзыв
На долю Элизы пришлось немало испытаний, но сердце её не ожесточилось. Ради спасения любимых братьев она была готова пожертвовать своей жизнью, и лишь благодаря её самоотверженности они вернули себе человеческое обличье.
Рисунок-иллюстрация к сказке Дикие лебеди.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что сказка закончилась хорошо. Жаль, что король, муж Элизы, оказался таким легковерным. Из-за него могла погибнуть невинная душа, а братья на всю жизнь так и остались бы лебедями.
Король — правитель дальней страны. Добрый и красивый. Доверчивый, наивный.
Краткое содержание сказки «Дикие лебеди»
Злая Мачеха желала избавиться от детей своего нового мужа и наслала на них страшное проклятие.
Одиннадцать братьев она превратила в диких лебедей, а Элизу хотела сделать уродливой.
Элиза убежала и отправилась искать братьев.
На берегу моря она встречает лебедей, которые узнают сестру.
Лебеди переносят Элизу на остров феи Морганы.
Фея рассказывает девушке, как спасти братьев.
Элиза даёт обет молчания и вяжет рубашки из крапивы.
Её встречает король, влюбляется и делает своей женой.
Но молчащую Элизу обвиняют в колдовстве и хотят сжечь.
Прилетают лебеди, и девушка накидывает на них рубашки.
Появляются братья-принцы и спасают сестру.
План сказки:
Основная мысль сказки «Дикие лебеди»
Главная мысль сказки в том что, только пройдя испытания, можно стать счастливым.
Основная идея сказки заключается в самопожертвовании ради счастья своих близких.
Только забыв о себе, можно помочь другим.
А помогая другим, человек спасает самого себя.
Чему учит сказка
Сказка учит самопожертвованию и самоотверженности.
Учит бескорыстию и целеустремлённости.
Учит думать о других, а не о себе.
Учит верить в Бога и жить по его заповедям.
Учит смирению и терпению.
Учит не завидовать другим и не творить зла.
Краткий отзыв о сказке «Дикие лебеди» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была поражена героизмом юной девушки, которая прошла через немыслимые испытания ради своих братьев.
Элиза была совсем одна, но не боялась идти по лесу.
Она была благонравной и доброй, она шептала молитвы и никто её не тронул.
Девушке пришлось в молчании делать то, что казалось странным окружающим.
Неудивительно, что Элизу обвинили в колдовстве.
Но всё закончилось благополучно, а смирение и терпение Элизы были вознаграждены.
Она обрела не только братьев, но и любящего мужа.
Автору удалось создать красивую и трогательную историю великой любви и самоотверженности.
Мне очень нравится прекрасная героиня этой сказки, которая даже отвратительных жаб превращала в розы.
Мне нравится, как мужественно она шла к своей цели, ни разу не усомнившись и не отступив.
На такую героиню хочется быть похожей, но это очень сложно.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, способны ли вы на такое же самоотречение ради великой цели.
Если — да, то можно достичь всего.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Палач схватил Элизу за руку, но она поспешно набросила на лебедей одиннадцать рубашек, и… перед ней встали одиннадцать красавцев принцев, только у самого младшего не хватало одной руки, вместо неё было лебединое крыло: Элиза не успела докончить последней рубашки, и в ней недоставало одного рукава.
— Теперь я могу говорить! — сказала она. — Я невинна!
Ещё читательские дневники по произведениям Ганса Христиана Андерсена:
Произведения великого сказочника Андерсена мы помним с раннего детства. Сюжеты и герои его сказок заставляют задуматься о простых человеческих истинах, о добре и зле, искренности и жестокости, о поступках, которые иногда могут изменить судьбу людей. Почему людей? Мне кажется потому, что представляя нам своих героев, автор показывает примеры, которые могут произойти и в человеческой жизни. Наверно поэтому так важно после прочтения сказок или других произведений уловить главную мысль, а иногда и сделать некоторые полезные для себя выводы.
Так, в сказке «Дикие лебеди» главной героиней является девочка Элиза, которая умна и мудра не по годам. Попав в непростую ситуацию, она находит из нее выход благодаря своему трудолюбию, усердию, искренности, доброте и честности. Злая мачеха Элизы превратила ее братьев в лебедей, и маленькие, беззащитные дети оказались оторваны друг от друга. Но искренняя любовь и семейные связи не дали сестре и братьям расстаться. Их привязанность придавала детям силы бороться с чарами злой мачехи.
Для спасения братьев-лебедей Элизе нужно было связать одежду из крапивы для каждого из братьев и оставаться немой, пока не закончит все 11 рубах-кольчуг. Девочка через боль и страдания выполняла данную работу. И даже когда ее пригласил к себе в дом принц, Элиза продолжала вязать одежду для родных братьев. Странное поведение девочки насторожило жителей – почему девочка вяжет что-то из крапивы, при этом, не говоря ни слова? Не ведьма ли она? И сам принц стал сомневаться. Элизу приговорили к казне, но даже на центральной площади она продолжала выполнять работу в надежде все успеть и спасти братьев. А они все поняли без слов, они были уверены, что любящая сестра спасет их. В самый ответственный момент они появились на площади, и Элиза смогла накинуть на плечи братьев одежды из крапивы.
Колдовство было повержено, и братья превратились в прекрасных принцев. Они снова встретились с Элизой. Какова же главная мысль этой сказки? Только сильная и удивительно крепкая любовь способна творить чудеса. Благодаря этому чувству Элиза смогла вновь встретиться с братьями и спасти их. Добрые, искренние чувства детей оказались сильнее злых чар.
Также не стоит забывать, что чужое мнение не всегда может быть верным и авторитетным. Ведь не выяснив всех обстоятельств, девочку отправили на казнь, она могла погибнуть, хотя всеми силами боролась за свою правду и свое семейное счастье. Поэтому не всегда стоит полагаться на мнение сторонних наблюдателей и судить человека только по его поведению. Ведь мы же люди, которые умеют разговаривать, и в любой ситуации можем найти общий язык.
Сказка «Дикие лебеди» была написана 33-летним Андерсеном в 1838 г. и вошла в сборник «Сказки, рассказанные детям». При создании сказки Андерсен опирался на сказки братьев Гримм и ирландскую легенду о сестре и двух братьях, превращённых мачехой в лебедей.
Литературное направление и жанр
«Дикие лебеди» – одна из самых романтических в широком смысле слова сказок Андерсена. В основе этой литературной сказки фольклорный сюжет. В ней обыгрываются фольклорные мотивы злой мачехи-волшебницы, оговорённой и изуродованной красавицы-падчерицы, детей, превращённых проклятием в птиц, заколдованной красавицы, влюблённого в нищую девушку короля. Андерсен переосмысливает фольклорные сюжеты, наполняя классическую идею любой сказки о победе добра над злом психологическими и философскими смыслами.
Тенденции романтического направления во многом совпадают с каноном сказки. Действие происходит в далёкой стране, в которую на зиму улетают ласточки. Все 12 детей короля оказываются изгнанниками. Страна, где живут принцы-лебеди, далёкая, но такая же прекрасная, как родина. Детей не принимает не только мачеха, но и родной отец. Исключительность героев подчёркнута их необычным внешним видом: лебеди с коронами на голове и волшебным образом испачканная Элиза. Волшебство отделяет героев от обычных людей. Лебеди – красивые и благородные птицы, но эта особенность братьев делает их беспомощными. Немота – это не уродство, Элиза остаётся прекрасной, но она не может оправдаться. Таким образом, герои сказки похожи на романтических героев, которые противостоят не только злу, но и подстрекаемой злом толпе. В финале народ принимает сторону героев, это уже по законам сказки.
Тема и проблематика
«Дикие лебеди» – одна из самых трогательных сказок Андерсена. Это сказка о любви и ненависти. Даже годы не ослабляют любовь Элизы и братьев, а отец отказывается от Элизы при первом же оговоре. Мачеха ненавидит детей мужа без всякой причины. Король далёкой страны любит Элизу за её красоту и доброе сердце, не заботясь о её происхождении. Но он вынужден подчиниться воле народа. Это проблема выбора между чувством и долгом.
Сюжет и композиция
Сюжет сказки авторский, несмотря на обилие фольклорных мотивов. Экспозиция – рассказ о счастливой жизни принцев и Элизы в родном замке. Завязка начинается с прихода злой мачехи. В отличие от народной сказки, кульминаций несколько, так что читатель следит за сюжетом с неослабеваемым вниманием. Элиза счастливо избегает колдовства мачехи. Найдя братьев, она чуть не погибает вместе с ними на крошечном острове посреди океана, куда они вынуждены приземлиться с заходом солнца, уже превращаясь в людей.
Ещё одна кульминация происходят, когда Элиза оказывается в замке без своих рубах и теряет надежду на спасение братьев. Самая главная кульминация связана с казню Элизы как ведьмы. В развязке добро побеждает зло, а превращение поленьев костра в цветущие розы – Божье чудо, подтверждающее невинность принцессы.
По закону волшебной сказки, у Элизы есть волшебная помощница – фея из воздушного замка фата-морганы, которая подсказывает, как Элиза может спасти братьев.
Герои сказки
Герои сказки, в отличие от фольклорных героев, напоминают обычных людей. Принцы ходят в школу и пишут грифелями на досках, хоть грифели алмазные, а доски золотые. Элиза сидит на маленькой скамеечке и рассматривает картинки в книжке, хоть книжка и стоит полцарства. В свой нищий период жизни Элиза играет с листом, в котором проткнула дырочку, как делают крестьянские дети.
Королевские дети оказываются такими светлыми и чистыми, что даже колдовство бессильно против них. Королева-мачеха хотела обратить принцев в чёрных безгласных птиц, но они стали дикими лебедями, и эта внешность соответствовала их природе.
Элиза ещё чище братьев. Она красивее роз и набожнее псалтыри. И цветы, и книга сами это признают. Королеве не удаётся обратить Элизу в лебедя. Мачеха собирается с помощью заколдованных жаб превратить Элизу в тупую и ленивую, безобразную и злонравную. Но внутренняя чистота девушки не дала колдовству совершиться. Элиза даже не заметила жаб. Они превратились в красные розы, что символизировало её набожность и невинность. Против таких качеств годится только физическая грязь, которая вводит в заблуждение короля, но не собаку и не ласточек.
Набожность Элизы отражена в её делах. Она не только доверяет Богу, зная, что он её не покинет, накормит, но и умеет быть благодарной, даже подпирает палочками ветви яблони.
Элиза живёт в гармонии со стихиями, будь то дремучий лес, вечно разнообразное море или небо. Она умеет любить жертвенной любовью, ради братьев готова умереть и искренне любит доброго короля.
Красавец-король, нашедший Элизу в лесной пещере, добрый и справедливый. Он влюбляется в Элизу с первого взгляда, и с этой минуты оберегает «прелестное дитя». Он не верит никаким наветам архиепископа, не пытается «воспитать» лесную красавицу, а заботится о её счастье, обустраивая комнату, похожую на лесную пещеру, позволяя заниматься Элизе странным делом – плетением рубах из крапивы.
Только своими глазами увидев Элизу на кладбище среди сидящих на могилах ведьм, король согласился отдать её на суд народа. Но Божий суд помешал свершению народного приговора.
Художественное своеобразие
У Андерсена, как и у многих гениальных творцов, была способность предвидеть будущее. Эта способность в сказке проявилась в деталях. Элизе снится книжка с живыми картинками.
Это даже не фильм или компьютерная игра. Это похоже на голограммы. Такие книжки описала Джоан Роулинг в волшебном мире Гарри Поттера.
Захватывающий острый сюжет с несколькими кульминациями сочетается с романтическим пейзажем летнего ночного или утреннего леса, изменчивого моря. Образы Андерсена яркие и самобытные: волны вздымаются, словно грудь спящего ребёнка (сравнение), деревья сплетают ветви с ветвями братьев (олицетворение), волны трудятся, шлифуя валуны (олицетворение).
«Дикие лебеди» читательский дневник
«Дикие лебеди» – увлекательная сказка, в которой переплелись все самые сильные чувства: любовь, ненависть, зависть, всепрощение. Это история о том, что никакое колдовство, никакая злоба не способны навредить тем, чьи сердца полны любви и доброты.
Краткое содержание «Дикие лебеди» для читательского дневника
Название: «Дикие лебеди»
Число страниц: 32. Андерсен Х. К. «Дикие лебеди». Издательство «Рипол Классик», 2011 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1838 год.
Главные герои
Элиза – прекрасная принцесса, добрая девушка.
Братья Элизы – одиннадцать родных братьев, превращенных злой мачехой в белых лебедей.
Королева – мачеха Элизы и ее братьев, злая и завистливая женщина.
Фея Моргана – добрая могущественная волшебница.
Король неведомой страны – молодой правитель, влюбленный в Элизу.
Архиепископ – злой, подозрительный священник.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
После смерти любимой жены король, у которого было одиннадцать красавцев-сыновей и дочь по имени Элиза, женился во второй раз на красивой, но очень злой женщине. Она превратила братьев в прекрасных белых лебедей, а девочку отдала на воспитание сельским жителям.
Когда Элизе исполнилось пятнадцать лет, слава о ее красоте достигла ушей злой мачехи. Она так вымазала лицо девушки грязью, что даже родной отец не узнал ее и выгнал из королевства. Скитаясь по лесу, Элиза повстречала своих братьев, которые днем были птицами, а с заходом солнца вновь принимали человечье обличье.
Братья очень обрадовались сестре и предложили отправиться с ними в теплую страну. Благополучно перелетев бушующее море, братья принесли Элизу к пещере, где жили сами. Ночью девушке приснилась добрая фея Моргана, которая подсказала, как освободить братьев от заклятья – нужно сплести из крапивы одиннадцать рубашек и накинуть их на лебедей. Но во время работы нельзя произнести ни слова, иначе братья тут же погибнут.
Не жалея себя, Элиза принялась за трудную работу. Однажды во время охоты ее заметил король той страны. Он так влюбился в красивую девушку, что тут же женился на ней. Однако архиепископ, заметив, какое сильное влияние молодая королева оказывает на правителя, обвинил ее в колдовстве. Элиза не могла раскрыть правду королю, ведь она еще не доплела все рубашки.
Король, поверив наветам архиепископа, приказал сжечь Элизу на костре. Но в день казни на площадь прилетели лебеди. Элиза набросила на них рубашки из крапивы, и те сразу превратились в принцев.
План пересказа
Главная мысль
Чистая, искренняя любовь и верность способны творить настоящие чудеса.
Чему учит
Сказка учит быть добрыми, отзывчивыми, держать свое слово до конца и не сдаваться ни при каких условиях.
Отзыв
На долю Элизы пришлось немало испытаний, но сердце ее не ожесточилось. Ради спасения любимых братьев она была готова пожертвовать своей жизнью, и лишь благодаря ее самоотверженности они вернули себе человеческое обличье.
Рисунок-иллюстрация к сказке Дикие лебеди.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что сказка закончилась хорошо. Жаль, что король, муж Элизы, оказался таким легковерным. Из-за него могла погибнуть невинная душа, а братья на всю жизнь так и остались бы лебедями.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»
Главная героиня сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди» — королевская дочь Элиза. Хорошо ей жилось у отца в замке вместе с одиннадцатью братьями. Но когда король женился во второй раз, мачеха невзлюбила его детей. Элизу она отправила на воспитание в деревню, а братьев так оклеветала в глазах короля, что он их видеть не хотел. Тогда мачеха превратила принцев в диких лебедей и выгнала из родного дома.
Когда Элизе исполнилось пятнадцать лет, она вернулась во дворец. Мачеха не смогла превратить ее в лебедя, потому что король любил свою дочь. Колдовство королеве не помогло. Тогда она измазала принцессу разными соками и мазями, так что отец перестал узнавать свою дочь. Опечаленная, Элиза покинула замок, и ушла в дальний лес. В лесу она нашла озеро с чистой водой и смыла с себя все мази и соки, что делали ее дурнушкой. Она стала красивой, как раньше.
Вскоре девушка повстречала в лесу старушку и спросила ее о своих братьях-принцах. Та ответила, что видела лишь одиннадцать лебедей на реке, что впадает море. Элиза пошла по указанному пути и вышла к морю. Вечером на берег моря прилетели одиннадцать лебедей. Когда зашло солнце, они превратились в принцев. Элиза выбежала к своим братьям. Они рассказали ей, что могут быть людьми только от заката и до восхода, а прилетать в родные края им позволено только на несколько дней.
Братья сплели большую сетку и вскоре унесли свою сестру в далекую страну, в которой жили постоянно. Они принесли ее к большой пещере, в которой жили. Ночью Элизе приснилась фея, которая сказала, что крапива, растущая возле этой пещеры или на кладбищах, может освободить ее братьев, если сплести из нее рубашки. Но только Элиза все время, пока не сплетет рубашки, должна молчать.
Утром, проснувшись, девушка нашла возле себя пучок крапивы. Не медля ни минуты, она приступила к плетению рубашек. Когда братья ее вернулись вечером домой, они испугались молчания девушки, но, увидев, что она делает, поняли, что сестра нашла способ расколдовать их.
А вскоре к пещере, где жила Элиза с братьями, вышел король той страны. Восхищенный красотой девушки, он забрал ее в свой замок и женился на ней, несмотря на ее немоту. Элиза со временем тоже полюбила короля. Но она не бросила своего занятия и продолжала плести рубашки для братьев. Вскоре крапива, привезенная от пещеры, кончилась, и ей пришлось ходить за крапивой на кладбище. Об этом донесли королю, и подумал он, что взял в жены ведьму. Король повелел судить Элизу, а ей оставалось сплести всего одну рубашку.
Заточенная в темницу, она упорно продолжала работу. Даже когда наступил день казни, она не останавливала плетение рубашки. И уже в самый последний момент, перед казнью, Элиза завершила свой труд. Она набросила рубашки на лебедей, которые кружили вокруг места казни и пытались защитить ее. Колдовство мачехи потеряло свою силу и лебеди превратились в принцев. Элиза наконец-то смогла говорить! Все разъяснилось, и радостное шествие отправилось к королевскому замку.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Дикие лебеди» состоит в том, что в трудных ситуациях нельзя опускать руки, надо обязательно пытаться исправить положение дел.
Мне понравилась главная героиня сказки, Элиза, которая терпеливо плела рубашки из жгучей крапивы, чтобы спасти своих братьев. Она соблюдала обет молчания даже под страхом смерти, настолько ей хотелось, чтобы братья ее снова стали людьми. И Элиза победила силы зла. Колдовство отступило, лебеди снова стали принцами.
Сказка Андерсена «Дикие лебеди» учит терпению, упорству и трудолюбию.
Какие пословицы подходят к сказке «Дикие лебеди»?
Терпение и труд все перетрут. Давши слово, крепись. Слово – серебро, а молчание – золото.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Анализ сказки Дикие лебеди Андерсена
Иногда я делаю разбор сказок ( доступных у меня по тегу “Сказка”), и вот теперь пришло время сказки Ганса Христиана Андерсена “Дикие лебеди” – помните Элизу и её 11 братьей-лебедей? Спору нет, сказка замечательная, как и все сказки Андерсена, и очень любимая нашими советскими идеологами за идею “труд обрагораживает человека”. Вообще, все сказки такого рода, где главная героиня трудится а-ля Золушка очень любили именно за эту мораль и всячески рекламировали, как идею трудиться во благо государства и человека ( и чукча даже видел этого человека:)) На деле – Элиза королевская дочь, и ей в страшном сне не пришло бы в голову трудиться ради труда. Эта сказка – об освобождении от злых чар посредством квеста девушки. Об этом и поговорим.
Вообще, напомню сюжетную линию: у короля 12 детей – 11 мальчиков-принцев и дочь Элиза. Он берёт в жёны мачеху, которая начинает ему наговаривать гадости про этих детей, да так, что “король и слышать про принцев не захотел”, а дальше превращает принцев в диких лебедей и они улетают ( и папа, заметим, детей не ищет – он их видеть не хочет:)) Элизу мачеха отдаёт в крестьянскую семью(!) до совершеннолетия ( видимо, чтобы приучить к труду) и папа опять молчит, заметим. Когда же Элиза вырастает и является ко двору отца, мачеха сначала сажает на неё жаб, чтобы сделать её безобразной, а поскольку номер не проходит, она пачкает Элизу соком грецкого ореха и отец-король её не узнаёт. Далее Элиза уходит из замка, отмывается от сока, находит братьев-лебедей ( они – лебеди только днём, ночью опять превращаются в принцев), и летит с ними в другую страну за морем. Ей снится фея, которая говорит, как расколдовать братьев – нужно сплести из крапивы 11 рубашек, размяв крапиву руками, и накинуть на братьев. Но, пока плетёшь, нужно одно условие: не произнести ни слова. Элиза начинает плести, но тут в лес приезжает молодой король, влюбляется и берёт Элизу в жёны, она же не говорит ни слова, и лишь плетёт те рубахи. Крапиву, когда она кончается, можно достать лишь на кладбище, и Элизу обвиняют в колдовстве. Когда её везут на костёр, ей удаётся накинуть на лебедей рубахи, и чары с братьев падают, только младший любимый брат остаётся с крылом вместо руки – один рукав Элиза всё же не доплела:)
Вообще, сказка с самого начала поражает нелогичностями: 1. Что такого можно наговорить отцу про родных сыновей, что он настолько “не захочет их видеть”, что не пожелает искать законных наследников государства? 2. Зачем мачехе борьба с Элизой, которая возвращается ко двору? Мачеха хочет остаться единственной наследницей трона и власти? Попутно сразу же возникает вопрос – зачем мачеха это делает? Предполагается, что она расчищает дорогу к трону своему наследнику ( братья-лебеди улетели, а Элизу она отдала в крестьянскую семью. лишила прав на трон?), однако своего ребёнка у мачехи нет и в процессе сказки так и не появляется, даже когда Элиза вырастает. Давайте допустим, что на момент появления мачехи Элизе – 10 лет, и она младшая сестра, раз об её устранении мачеха сначала особо не заботится ( иначе тоже в лебедя превратила бы). Об этом косвенно говорит и тот факт, что на момент второго брака папы Элиза уже настолько большая, что они с братьями играют “в гостей” и просят у мачехи пирожные и печёные яблоки ( она даёт им взамен чашечку песку, как будто они сами его набрать не в состоянии). Тогда старшему принцу – 21 год ( если братья погодки) или чуть меньше, если братья близнецы. Тревога мачехи вполне оправдана, перед ней – готовый наследный принц и претендент на престол, и если не он, то любой его брат способен послужить ему заменой. Поэтому она и устраняет неугодных принцев, и тут же всплывает вопрос – а папе это разве тоже на руку? Или он надеется, что мачеха родит кого-нибудь?
Значит, когда Элизе минуло 15 лет и её отправили из крестьянского дома домой, с исчезновения братьев миновало 5 лет. Я уже не беру тот факт, что подумали крестьяне, когда получили на воспитание королевскую дочь и зачем это делалось. В сказках и мифах часто наличествует момент, что ребёнок королевского рода втайне воспитывается в другой семье, как это было с королём Артуром. Но-во-первых, не в крестьянской: это уж слишком большая сословная разница, во-вторых, с Артуром всё понятно, Утер умирает, Игрейн уходит в монастырь и ребёнка прячут от других претендентов на трон у соседнего графа, хотя даже и там странно, почему они не воспользовались властью регента при малолетнем сыне. Ну а здесь вовсе нонсенс: папа и мачеха живут во дворце, а у Элизы нет даже игрушек, и она играет у крестьянки с зелёными листьями. Получается, крестьянке этой они даже не приплатили, что ли?
Итак, Элиза возвращается ко двору, детей у мачехи своих нет, а превратить Элизу в лебедя она не может: отец желает время от времени видеть дочь. Видать, папа уже одумался и сообразил, что сразу 11 принцев он потерял, а от мачехи в смысле детей ему ничего не светит. Однако и тут сыновей своих король не ищет, хотя учитывая такое их количество, искать их было бы достаточно несложно. ТО ли уверен, что их уже нет в живых, то ли рассчитывает в смысле продолжения рода на Элизу. И тут начинается самое интересное – Элиза, судя по сказке, очень набожна, а мачеха пытается её заколдовать, обратить ко Злу. Первое испытание ждёт девушку в купальне: мачеха сажает на неё трёх жаб – на голову, лоб и сердце. Казалось бы, ну и что тут удивительного? Жаба – символ уродства, а мачеха хочет сделать падчерицу уродиной. Но есть и ещё одно значение этого символа: Например, считалось, что на гербе Сатаны размещено изображение трех жаб.
Итак, здесь мы видим в сказке Андерсена отголоски древних легенд и средневековых преданий. Мачеха же, не сумев извести Элизу, решила просто “очернить” девицу перед отцом: пока та спала, её тело было смазано соком грецкого ореха ( а он имеет свойство темнить кожу), лицо – какой-то чёрной мазью, а волосы были спутаны. И почему Элиза, проснувшись, не посмотрела перед визитом к папе в зеркало, для меня и сейчас вопрос вопросов:) То ли в замке не было зеркал совсем, то ли Элиза была страшной неряхой – не умываясь и не причёсываясь, бежала за стол к отцу. Но факт остаётся фактом – отец не узнал такую чернавку и девушка, обидевшись, ушла из дворца. И здесь, заметим. история повторяется: отец, потерявший уже 11 сыновей и не приобретший от мачехи наследника, не ищет “потерявшуюся” дочь.
А Элиза находит лесное озеро, купается в нём и принимает свой настоящий облик. Казалось бы: увидев, что её “очернили”, а она отмылась и стала самой собой, она должна была бы вернуться к папе во дворец: теперь-то он её узнает. Но нет, девушка решает отправиться на поиски братьев. И, в отличие от ленивого папы, сразу же выходит на их след. Здесь, конечно, девушке помогает старушка, собирающая ягоды, которая впоследствии оказывается феей Фатой Морганой. Она говорит Элизе о лебедях в коронах, та идёт по их следам, выходит к морю, где братьев и встречает. Братья ночью становятся людьми, днём летают лебедями, живут они в другой стране “за морем”, куда перелетают через большое морское простанство, чтобы побыть на родине. Никому из них даже в голову не приходит сунуться в замок к папе: видать, прекрасно понимают, что это бессмысленно. Элизу братья решили взять с собой в другую страну, для этого плетут сеть, которую и несут по воздуху.
Куда именно они держат путь, по сказке непонятно, однако по наличию в королевском дворе такого персонажа, как архиепископ, рискну предположить, что братья отправляются в Англию, и речь – об одном из английских королей Эдуардов и архиепископе Кентерберийском. Да и в мульфильме изображено эдакое стилизованое Вестминстерское аббатсво: https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=2p5xyfJKIqw От Фата Морганы Элиза узнаёт, как расколдовать братьев: набрать крапивы, размять её голыми руками, сплести нитки, а из них сплести рубахи, которые нужно надеть на ледебей. Но – пока она работает, нельзя произносить ни слова ( вспомним древний обет молчания!), иначе братья погибнут. Элиза набрала крапивы в лесу ( судя по всем европейским поверьям, крапива – самая колдовская, “ведьмина” трава), начала прясть из неё нитки и плести рубахи, а тут в лес приехал с охотой молодой король, влюбился в прекрасную девушку и увёз во дворец ( Вестминстерский), чтобы на ней жениться. Элиза не может заговорить с ним, она же расколдовывает братьев, но замуж за него выйти готова. По счастью, король прихватывает с собой рубашки братьев. А дальше всё банально: у девушки кончилась крапива, она отправляется за ней ночью на кладбище, это видит архиепископ, который обвиняет её в колдовстве. Шутка ли – королевская жена идёт ночью на кладбище за “ведьминой” травой! Ну и Элизу обвиняют в колдовстве и везут на костёр: король, который влюблён, “как пылкий дуралей”, почему-то никак не защищает любимую. Защищают её братья: они слетаются к телеге, в которой королеву везут на казнь, а поскольку рубашки с нею, она успевает набросить их на братьев. И хэппи-энд в сказке условный: братья опять становятся людьми, чары с них спадают, но у младшего вместо левой руки сохраняется крыло ( которое, надо думать, ночью будет становится опять рукой:)) Однако дело сделано, до костра не дошло, обет молчания снят, и Элиза объявляет о своей невиновности. Король просит прощения у Элизы за свои подозрения, и дальше они ( как я поняла, вместе с братьями) живут все вместе в его дворце.
Сказка оставляет элемент недосказанности: а где же их собственный папа-король, где мачеха-ведьма? Они так и не узнают, что дети “хорошо устроились” за морем ( в Британии) и продолжили жить там? Почему ведьму-королеву не призовут к ответу и не заставят снять колдовство хотя бы с этого лебединого крылышка у младшего брата? У Андерсена этот элемент – неувязки начала сказки к концом – сохраняется в очень многих историях. К примеру, в той же “Дюймовочке” девочка также не возвращается к “маме” ( пусть хотя бы с женихом-цветочным эльфом) и больше об этой маме не будет речи в этой сказке: мама навсегда будет уверена, что Дюймовочку сдуло ветром или окном невзначай прихлопнуло:)
Вот такой разбор у меня получился. Если народ научится видеть в сказках чуть больше, чем элементы советской морали “Слава Труду”, я уже буду уверена, что я недаром набиваю тут буковки. А если в целом нужно сделать тут мой вывод, то отношеник к этой сказке у меня неоднозначное: с одной стороны – фея Фата Моргана посредством девушки Элизы выступает против ведьмы-королевы, чтобы снять её злые чары, с другой – что-то чрезвычайно глупые короли, что папа, что супруг.
Анализ сказки Андерсена “Дикие лебеди”
Ханс Кристиан Андерсен. Дикие лебеди 1. Х. К. Андерсен озаглавил свою сказку так, потому что ее главными героями являются Элиза и ее двенадцать братьев, превращенных в диких лебедей. Но, возможно автор имел в виду то, что эти дети были брошены своими близкими и отосланы из дома. 2. Сказка начинается с присказки. Автор показывает своих героев очень талантливыми детьми, которые жили в роскоши и любви, пока не умерла их мама. 3. В целом художник сумел передать представления автора о героях, но я изобразил(а) их по-другому. Принцы молодые, воспитанные
Похожие сочинения:
Анализ стихотворения Цветаевой “Где лебеди? – А лебеди ушлиРеволюция 1917 года привнесла много горя в жизнь Марины Цветаевой. Ее семья фактически распалась, так как поэтесса осталась с дочерьми в России, а ее муж, Сергей Эфрон, вместе с остатками.
Гуси-лебедиРУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Гуси-лебеди “Гуси-лебеди” – волшебная сказка о смелой девочке, которая спасла своего братца. Но это произошло в самом конце сказки. А в начале ее девочка ослушалась отца с.
Сочинение по сказке Х. К. Андерсена “Гадкий утенок”Лебеди… Кто из нас не любит этих величественных белоснежных птиц с гордой осанкой! Смотрю на них и вспоминаю датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Недавно я прочитала “Гадкий утенок”. Какое чудо.
Просто так, сказки для маленьких детейЗАРУБЕЖНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ Просто так, сказки для маленьких детей “Просто так, сказки для маленьких детей” Дж. Р. Киплинга – это сказки о животных, наполненные юмором. В них тесно переплетаются сказочное.
Проблематика произведения “Гуси-лебеди летят”. СтельмахаПовесть “Гуси-лебеди летят” – автобиографическая. В нее автор вложил воспоминания о собственном детстве, проведенном в небольшом селе на Винничине. Произведение изображает жизнь простых украинских крестьян в первой половине двадцатого столетия.
Волшебный мир литературной сказкиВы познакомились с фольклорными сказками, которые созданы коллективной фантазией. Вместе с тем в мировой литературе есть много сказок, авторами которых были писатели. Вы уже знаете имена таких сказочников, как Ш.
Анализ сказки Конек-Горбунок1. Присказка 2. Образ Ивана главного героя 3. Описание Кобылицы 4. Почему Иван выполнил указания кобылицы? 5. Конек-горбунок лучший друг 6. Особенности и структура сказки 7. Описания дружбы 1. Данная.
БАБУШКИНЫ СКАЗКИС. А. ЕСЕНИН БАБУШКИНЫ СКАЗКИ В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки.
Сочинение на тему “Добро и зло в сказке Г. Х. Андерсена “Снежная Королева”Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”. Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка.
Сказки древней индииВ Индии одним из больших разделов древней литературы являются Сказки. Сказки древней Индии сложены в Четырех сборниках в период I-II вв. н. э.: “Хитопадеша” (“Скрытое поручение”), “Панчатантра” (“Пять книг”), “Ветала-панчавимшатика”.
Письменный анализ сказки (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”)Сказка – один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст, сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться – “в сказке ложь, да в ней намек…” Именно.
Продолжение Сказки братьев Гримм “Госпожа Метелица”Братья Вильгельм и Якоб Гримм стали всемирно известными, собрав фольклорные рассказы из народа, и записав их в качестве сказок. “От такого молодежь не откажется” были уверены и не ошиблись. Немецкие.
Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания.
Сочинение по сказке “Снежная королева” Ханса Кристиана АндерсенаЛето было жарким. Я мечтала о мороженом, прохладе и вспоминала зимние каникулы. Так, мечтая, я шла в сельскую библиотеку. Наш библиотекарь, предложила мне книжку с нового приобретения – “Снежная королева”.
Анализ сказки Киплинга “Книга джунглей” (Маугли)Всем известная сказка Редьярд Киплинга “Книга джунглей” про Маугли завораживает читателей своим индийским колоритом. Это первая книга, которая описывает сказочный мир джунглей. Это волшебная сказка про животных, в которой человек.
Сказки народов мираНародная сказка – один из самых популярных и любимых жанров в фольклоре народов мира. В огромной сокровищнице сказок народов мира так же, как и в русских народных сказках, различают сказки.
ВОЛШЕБСТВО В СКАЗКЕ X. К. АНДЕРСЕНА “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА”ВОЛШЕБСТВО В СКАЗКЕ X. К. АНДЕРСЕНА “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА” Как бы мне хотелось оказаться в настоящей волшебной сказке! Обрести способность превращаться – в птиц и животных, научиться пользоваться живой и мертвой.
Анализ стихотворения Есенина “Бабушкины сказкиСергей Есенин неоднократно признавался, что самые светлые и нежные воспоминания у него связаны с детством. Нельзя сказать, что оно было счастливым в общепринятом смысле этого слова, так как будущий поэт.
Сила настоящего искусства в сказке Андерсена “Соловей”Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда.
СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЖАННИ РОДАРИ СКАЗКИ ПО ТЕЛЕФОНУ В книгу “Сказки по телефону” итальянский писатель включил истории, написанные для детей в течение пятнадцати лет. Книгу автор начинает с предисловия. “В эти.
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СКАЗКИ У М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНАСказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и.
Анализ сказки Джонатана Свифта “Путешествия Гулливера”Джонатан Свифт знаменитый английский писатель, который родился в 1667 году в Ирландии. На его счету много различных произведений, но самое знаменитое с которым мы знакомимся еще в раннем детстве это.
Сочинение, анализ поэмы-сказки А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”“Руслан и Людмила” 1818-1820 Пушкин Александр Сергеевич >>> После празднования свадьбы Руслана (красивый покоритель печенегов) и Людмилы (красивая принцесса), которые проживают в период средневековья на славянских землях, волшебным образом неизвестные.
Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образыСказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию “Сказок” автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено.
Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности.
Прокомментируйте мнение С. Макашина: “По содержанию же “Сказки” являются своего рода “микрокосмом” – “малым миром” всего творчества Салтыкова”Прокомментируйте мнение С. Макашина: “По содержанию же “Сказки” являются своего рода “микрокосмом” – “малым миром” всего творчества Салтыкова”. В начале своего сочинения отметьте, что М. Е. Салтыков-Щедрин является мастером сатирического.
ЖАНР СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНАСказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог творчества великого сатирика. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирические произведения писателя. Как жанр щедринская сказка постепенно вызревала в.
Победа добра над злом в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”Как известно, сказки любят за то, что в них добро всегда побеждает зло. Эта тема является главной и в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” великого русского поэта А.
СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНАСказки подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народа.
Дикие лебеди
Предыдущие примеры разбора символизма сказок и мифов вы можете найти здесь, а сегодня поговорим о сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди«. Сюжет всем знаком, поэтому перескажу его совсем кратко. У короля было 11 сыновей и дочь Элиза. Когда он женился второй раз, мачеха невзлюбила их. Она прогнала принцев, превратив их в белых лебедей, а Элизу обезобразила с помощью снадобий так, что отец не признал ее. В поисках братьев Элиза знакомится со старушкой (в другой версии с вороном), которая говорит, что единственный способ их расколдовать — связать рубашки из крапивы, но пока идет работа нельзя произносить ни слова. Элиза живет с братьями с пещере и плетет рубашки, пока ее случайно не замечает король этой страны. Он влюбляется в нее и привозит во дворец, провозгласив своей невестой. Но девушка не нравится архиепископу, который выследил как она собирает крапиву на кладбище, и объявил ее ведьмой. Элизу готовятся сжечь на костре, но тут прилетают дикие лебеди, они пытаются спасти сестру, а Элиза в это время надевает на них волшебные рубашки.
Прежде чем приступить к разбору сказки, хочу вернуться к теме про женскую энергетику. Помните, я писала, что мужчина не хочет делиться своей энергетикой с женщиной, которая отчаянно жаждет, что он ее спасет от всех несчастий. А как же сказки? Ведь король спасает Элизу от ее ужасной жизни и называет своей невестой. Разве это не противоречие? Во-первых, король изначально никого не спасает. Он охотится в лесу, где случайно замечает красивую девушку. Она не хочет никуда с ним ехать! Только поддавшись на его уговоры и поверив ему, она соглашается. Если быть еще точнее — у нее просто нет выбора. Король говорит ей, сажая на коня: «- Я хочу только твоего счастья! Когда-нибудь ты будешь благодарна мне за это!» То есть Элиза не бросается к нему за спасением — у нее своя жизнь и своя миссия. Более того, она не особо сближается с королем до последнего момента — ему еще приходится добиваться ее. Не будь его — Элиза вполне была бы счастлива, спасая своих братьев и живя с ними в пещере. Так что ее замужество никоим образом не решение всех проблем. То же самое в сказке про Золушку. Золушка — вполне самодостаточный персонаж пусть и существующий в тяжелых условиях. А в фильме «Три орешка для Золушки» она еще и довольно своенравна.
Но вернемся к сути сказки «Дикие лебеди«. Для начала здесь есть определенные исторические аллюзии. Например, когда мачеха велит трем жабам сесть на Элизу, те, прикоснувшись к ней, превращаются в прекрасные лилии. Тут можно вспомнить о 3-х лилиях на гербе Франции — они появились на нем во время правления Хлодвига I (482-511). До этого на французском гербе было 3.. жабы. Есть несколько версий, как Хлодвиг заменил символику герба. Одна говорит о его жене королеве Клотильде, которая была очень набожна, и однажды увидела ангела, который сказал ей заменить жаб на лилии. По второй версии, во время битвы с вестготами Хлодвиг был вынужден отступать к болотам, где неминуемо погиб бы, если бы не увидел как лань спокойно перебирается через мелководный участок реки, вдоль которого росли желтые … ирисы. В благодарность Хлодвиг поместил их на свой герб, а потом ирисы стали считать лилиями.
Таким образом, можно предположить, что действие сказки начинается во Франции. А страна, куда бежали Элиза и ее братья — это Англия. Во-первых, потому что главный интриган там архиепископ. Будь это другая страна на его месте скорее всего был бы кардинал. Во-вторых, в мультфильме замок короля больно напоминает Вестминстер.
Теперь перейдем к символам. Король — символизирует разум, логос. Королева — душу, эмоциональную сферу. Первая жена короля, мать его детей умирает, и ей на смену приходит злая мачеха — искаженная эмоциональная сфера. В такой обстановке сложно выжить всем: принцам — символизирующим новое начало, Элизе — нежной и юной эмоциональной душе, и даже королю — поэтому он не сопротивляется своей жене, когда выгоняют его детей. Разум не может существовать без эмоций, а мужчина без женщины. Попадая под искаженное эмоциональное начало второй жены, король оказывается полностью в его власти. Другие сказки заканчиваются тем, что приходит принц, свергающий старого короля — так новый чистый разум избавляется от всего отжившего. В сказке «Дикие лебеди» такой цикличности нет.
11 братьев и 1 сестра в итоге дают 12 — число означающее полное завершение цикла, самодостаточность ситуации. 11 символов чистого разума и 12-я — самая главная, венчающая их душа, Элиза.
Белые лебеди — символ чистоты, невинности и преданности. Так невинные принцы преданы своей единственной сестре. На их головах золотые короны. Золото — символ истины, золотая корона — высшая истина. Ведь правда на их стороне.
Ворон, подсказавший Элизе способ расколдовать братьев — символ небесной сферы. В статье «Символика чисел» мы разбирали, что в человеке есть 3 начала — духовное, душевное и телесное. 3 сферы — мыслей, чувств и поступков. Идея, энергия и материя. 3 мира — духовный, мир людей и загробный мир. Небо, Земля, Преисподняя. Человек — Дом — Космос. Небо — сфера души и высшей мудрости. Поэтому именно ворон — житель небесной сферы — знает ответ.
Молодой король — молодое активное сознание, не искаженное как у отца Элизы. И он ищет реализацию своей душевной сферы, которую воплощает Элиза. Так душа снова попадает во дворец — высшую форму существования сознания. Происходит эволюция души. Помните, что женщина развивается через эмоциональные страдания? Но во дворце пока не все спокойно. Архиепископ мешает гармоничной жизни чистого разума и нежной души, короля и Элизы. Элиза еще не до конца прошла свой путь. Ей нужно пройти испытание огнем — через костер — чтобы полностью очиститься от прошлого и расколдовать своих братьев. Только после этого заклятье спадет.