чему учит сказка девочка со спичками андерсена
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
вторник, 27 августа 2019 г.
Андерсен Г-Х. «Девочка со спичками»
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Девочка со спичками» и их характеристика
Чему учит сказка «Девочка со спичками»
Эта сказка учит доброте, состраданию и милосердию. Учит никогда не проходить мимо нуждающихся, учит помогать всем по мере сил. Учит проявлять заботу о своих близких и просто о людях, которым больше некому помочь.
Отзыв на сказку «Девочка со спичками»
Это очень печальная и трогательная сказка о маленькой девочке, которая замерзла в новогоднюю ночь. Она умерла счастливой, видя свою любимую бабушку, но все равно девочку невыносимо жалко.
Пословицы к сказке «Девочка со спичками»
Худо жить тому, кому Бог послал суму.
Рука дающего не оскудеет.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Нужда и голод гонят на холод.
Всякому свое счастье, в чужое не заедешь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Девочка со спичками»
Вечер накануне нового года был очень холодным. По улице брела продрогшая босая девочка. Она вышла из дома в больших старых туфлях, которые носила еще ее мать, но когда она убегала от кареты, то потеряла туфли.
Девочка шла босиком и ее ножки покраснели и посинели от холода. В ее кармане лежало несколько коробок со спичками, которые она продавала, но в этот вечер никто не купил у девочки спичек и никто ей ничего не подал.
Снежинки садились на ее белокурые волосы, но девочка думала только о запахе жареного гуся.
Она нашла уголок за выступом дома и села там, поджав ноги. Она боялась идти домой, ведь отец мог прибить ее за то, что она не продала спичек. К тому же на чердаке, где они жили, было так же холодно и голодно.
И девочка зажгла одну спичку. Спичка вспыхнула как свеча, и вдруг девочка увидела железную печь, в которой весело пылал огонь. Она протянула к огню озябшие ноги, но спичка погасла и печка исчезла.
Тогда девочка зажгла вторую спичку и стена дома напротив стала прозрачной. Девочка увидела на столе жареного гуся, который спрыгнул со стола и пошел к ней.
Но спичка погасла и стена снова стала каменной.
Девочка зажгла третью спичку и увидела прекрасную рождественскую елку, украшенную игрушками. Девочка потянулась к ней, но и эта спичка погасла, а огоньки с елки превратились в звездочки. Одна звездочка стала падать, и девочка решила, что кто-то умер, ведь так ей говорила ее недавно умершая старая бабушка, которая больше всех ее любила.
Девочка зажгла еще одну спичку и вдруг увидела бабушку. Она стала просить, чтобы бабушка взяла ее к себе, и боясь, что бабушка исчезнет как елка и гусь, зажгла сразу несколько спичек.
Все вокруг осветилось белым светом и бабушка взяла девочку за руку, и они вознеслись в небо, туда, где не бывает холода и голода.
А утром люди нашли замерзшее тельце девочки и почти полностью сожженный коробок спичек. Они жалели бедняжку, но не знали какие чудеса видела девочка и как она встретила свое новогоднее счастье.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Андерсен Г-Х. «Девочка со спичками» Читательский дневник, краткое содержание
Андерсен Г-Х. «Девочка со спичками» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Ганс Христиан Андерсен
Название: «Девочка со спичками»
Жанр: Сказка
Тема произведения: Безразличие и равнодушие
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Бедная девочка, которая продавала спички, умерла от холода и бессердечности людей.
Сюжет — краткое содержание:
Зимой на улицах города ходила маленькая бедная девочка, которая продавала спички. Она озябла и замёрзла, а коробки никто не покупал. Девочка решила зажечь одну спичку, чтоб согреться. Ей на миг показалось, что перед ней печка. Она зажгла вторую спичку и увидела праздничный стол, третью – и очутилась под красивой ёлкой. Малютка чиркнула ещё раз и увидела бабушку, такую добрую и светлую. Она умоляла виденье забрать её с собой, зажгла все спички. Утром обнаружили мёртвую девочку с улыбкой на лице.
Понравившийся эпизод:
Момент, когда девочка зажгла спичку и увидела ёлку, был особенно волшебным и невероятным. Мне очень жалко бедного ребёнка.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Бессердечность и нежелание участвовать в судьбе окружающих часто приводят к трагедии.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит быть добрым, внимательным к окружающим.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень жалко бедную девочку, которой никто не захотел помочь. Зато теперь она оказалась в месте, где ей тепло и хорошо.
Новые слова и выражения:
Грош – медная монета в дореволюционной России
Пословицы к произведению:
Безразличие и неуважение — одного поля ягоды.
Безразличие ко всему – проявление черствости души и пустоты сердца.
Даже ненависть лучше, чем безразличие.
«Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена
История создания
Рассказ «Девочка со спичками» был написан в 1844 г, когда Андерсен гостил в замке Августенборг на острове Альс. Это была история, сочинённая как сопровождение к гравюре Иоганна Лундбю. Святочный рассказ был издан в 1845 г.
Литературное направление и жанр
Для романтика идеал недостижим. Все видения, которые проходят перед глазами замерзающей девочки – это прекрасный мир, о котором она мечтала всю жизнь, но достичь смогла только после смерти.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным. В рассказе поднимаются серьёзные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор. В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.
Сюжет и композиция
Двухстраничный рассказ раскрывает все обстоятельства жизнь девочки. О некоторых фактах её биографии читатель узнаёт из деталей. Например, маленькая девочка надела туфли, которые раньше носила её мать. Очевидно, сейчас мать уже умерла.
Мир нищеты, в котором живёт маленькая торговка спичками, отделён от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Она теряет туфли, единственное своё наследство, испугавшись несущихся во весь опор карет. Но и мир бедных враждебен. Он ближе, девочка соприкасается с ним и от этого видит его абсурдность. В мире человеческих отношений царят законы природы, где выживает сильнейший. Мальчишка отбирает деревянную туфлю, чтобы сделать из неё люльку для будущих ребят. Абсурдность этого поступка и идеи мальчика очевидна. Привыкший к нищете ребёнок пытается противостоять обстоятельствам, припасая вещи на все случаи жизни.
В предсмертных видениях девочки реализуются все её потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищённость и любовь). В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идёт, чтобы кормить её. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской ёлке.
Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спичи одновременно.
В конце рассказа два мира снова обретают границы. Тело девочки остаётся миру земному, душа принадлежит небесам.
Образ героини
Героиня рассказа – «маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Девочка испытывает два постоянных чувства бедняков – холод и голод. Её босые ножки посинели и покраснели от холода, передник её старенький, на её красивые белокурые волосы падают снежинки.
У девочки нет имени. С одной стороны, это принцип типизации, ведь в мире полно таких бедных умирающих детей. С другой стороны, жизнь девочки никому не нужна на земле, её как будто не существует. Девочку любила только недавно умершая бабушка, а кроме неё – Бог. Так что отсутствие имени – не столько типизация, свойственная реализму, сколько романтическое отделение героини от горожан, которые её не поняли. Люди думали, что она умерла в страданиях, а на самом деле девочка была озарена светом и радостью, они с бабушкой видели чудеса и красоту, встретили Новогоднее Счастье
Художественное своеобразие
Рассказ «Девочка о спичками» построен на контрастах. В нём соседствуют богатство и нищета, хрупкость и нежность девочки и грубость стены, у которой она умирает. Земным страданиям противопоставлено небесное счастье, которое успело отразиться и запечатлеться в румянце и улыбке мёртвой девочки.
Девочка со спичками стала символом личности, которая несправедливо страдает в чужеродных ей обстоятельствах, хотя принадлежит другому миру, к которому безуспешно стремится. Серая стена дома, у которого умирает девочка – символ непреодолимой преграды, разделяющей эти миры и исчезающей только чудом.
Символично время действия в рассказе. Время чудес для западного человека – Рождество. Оно уже прошло, не принеся никакого облегчения. Новый год становится для ребёнка началом новой небесной жизни, он играет роль Пасхи – смерти и воскрешения.
В «Девочке со спичками» огромна роль автора-рассказчика. Он вездесущ, как Бог, наблюдает видения, мысли и чувства героини, даёт оценку им, её внешности и поступкам. Без рассказчика рассказ превратился бы в историю о том, как в канун Нового года замёрзла маленькая нищая продавщица спичек. Эта точка зрения представлена в реплике людей: «Она хотела погреться». Но дело, конечно же, не в этом. Только рассказчик может открыть истинные мотивы и мечты героини, её прошлое и даже её вечную небесную жизнь.
Чему учит сказка Андерсена «Девочка со спичками»?
В очень грустной сказке Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками» маленькая девочка в рождественскую ночь замерзает на улице, пытаясь согреться огнем от спичек, которые не смогла продать, поэтому домой ей идти нельзя.
С моей точки зрения, автор в своем произведении осуждает социальное неравенство, правда, весьма завуалированно.
В детстве эту сказку я не любила, но тогда было сложно сформулировать, почему.
Мы ждем от сказок чудес и уверены в счастливом конце, а его нет в этой сказке. Чуда не произошло.
Что еще можно добавить? Сказка весьма актуальная и в наши дни. И родители такие сейчас тоже встречаются. И добро, к сожалению, далеко не всегда побеждает зло.
Пронзительная история была рассказана Андерсеном в сказке «Девочка со спичками», она повествует о драматических событиях. Бедная девочка накануне Рождества бредет по улицам в жалкой одежонке, а на дворе стоит мороз. Спички она не продала, поэтому возвращаться к жестокому отцу ей нельзя. Вот она и замерзает на улице, пытаясь согреться огнем спичек.
Девочке видится её добрая бабушка, которая уносит её на небо, и девочка умирает с улыбкой на лице. Она уже не будет страдать и мучиться, а проходящие люди жалеют бедняжку.
Грустная сказка учит нас внимательно относиться к людям, не проходить мимо чужого горя и беды. Девочке уже нельзя помочь, но нам нужно оглянуться и посмотреть, может кому-то нужна наша помощь? Автор пытается донести до нас основную мысль, что нельзя быть равнодушными, нужно проявлять сострадание и помогать людям, даже если они об этом не просят.
Очень печальная история, если можно вообще сказать сказка Андерсена «Девочка со спичками» учит разным моментам. Каждый может разглядеть свой подтекст:
По поводу того, чему учит сказка- Девочка со спичками, хочу сказать следующее. Совершенно очевидно, на мой личный взгляд, что эта сказка Ганса Христиана Андерсена, то есть-Девочка со спичками, учит милосердию, а также учит не проходить мимо чужой беды. Ведь именно из-за холодного и равнодушного мира, из-за холодности, равнодущия и жестокости окружающих, девочка и умерла. Причём не только из-за жестокости взрослых, но и из-за жестокости детей, как пример с мальчишкой, который смясь забрал у девочки башмак.
История, конечно же, душераздирающая, но эту сказку всё равно надо читать, чтобы люди понимали, сколько детей в мире находятся на грани смерти от болезней, от холода, от человеческой жестокости и равнодушия.
Высказываю исключительно личную точку зрения.
А она вообще ничему не учит. Чему там можно научиться? Быть добрым и сострадательным? Так ведь никто там не был к бедняжке ни добр, ни сострадателен. Так и замёрзла насмерть, и ничто её не согрело.
Да и вообще, не люблю морали в сказках. Это скучно. Сказки хороши не нравоучениями. А волнением. Волнением и трепетом, которые они вызывают в юных сердцах.
«Девочка со спичками» не просто сказка – это замечательный образец святочного рассказа, давно ставший классикой. К сожалению, на этот раз в реальной жизни чуда не произошло. Самый добрый и светлый праздник не принёс радости ребёнку, чья душа чиста и непорочна. Девочка замерла, и только после этого обрела всё, чего ей не хватало. Маленькая продавщица спичек призвана смягчить чёрствые сердца, пробудить святые и спасительные чувства, учит отзывчивости и милосердию.
В сказке Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками» описывается печальная история нищей девочки. Перед Новым годом она босая мерзла на улице и зажигала спички. Каждый раз, когда девочка чиркала спичкой, перед ней появлялись различные удивительные образы. Последний образ, который она увидела был образ ее бабушки, которая забрала девочку с собой на небо. На утро девочку нашли мертвой.
Эта сказка учит нас очень многому, в первую очередь, состраданию к другим людям. И тому, что не нужно сдаваться, а пытаться найти выход из ситуации. Можно сказать, что героиня сказки опустила руки и это привело к гибели. Кроме этого, нужно помнить, что детям необходима забота и внимание.
Сказка Андерсена «Девочка со спичками» совершенно удивительная и потрясающая, на мой взгляд. Она западает в душу с певрых строчек. Это невероятно трогательная и светлая история, которая учит доброте, милосердию, открытости, состраданию и сочувствию. Сюжет сказки показывает как важны эти качества в человеке и помощь от всего сердца и насколько бывает бесчеловечными жестокость, злость и равнодушие людей к проблемам и горю других.
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
Анализ сказки Девочка со спичками Андерсена
Детство Ганса Христиана Андерсена было не самым легким, отец умер рано, и ребенку пришлось познать всё равнодушие взрослого мира на себе, именно оттуда берут свое начало многие сказки автора.
Девочка со спичками не исключение. Это очень грустная и в тоже время пронизанная глубоким смыслом сказка. Главным и, пожалуй, единственным героем этой сказки является маленькая девочка, мечтающая о таких простых вещах как теплый дом, вкусный ужин и рождественская елка, ведь события этой истории проходят в канун Нового года. Но судьба распорядилась иначе и девочка, босая и замерзшая идет продавать спички пытаясь заработать хоть какие то деньги. Работать в холодную и ветреную погоду послал ее родной отец, не задумываясь, что девочка очень легко одета и может заболеть.
Гансу Христиану Андерсену не смотря на короткую и грустную историю про девочку со спичками, удалось показать, что происходит в душе у девочки, а в ней лишь холод и пустота. Ведь эта девочка не видела любви и заботы, а видела лишь злобу и равнодушие. Даже в тот момент, когда девочка очень сильно замерзла, она не решилась идти обратно домой, потому что отец обязательно ее наругает, ведь она не продала ни одной спички. Как прохожие на улице, так и родной отец не видят или же просто не замечают какая ноша выпала на участь девочки, с которой маленькому ребенку не возможно справится в одиночку. Никто не готов помочь ей, купить спички, пригласить в дом отогреться или просто помочь подняться, когда она падает и девочка понимает, что она одна.
Андерсен хотел показать в этой сказке, к чему приводит безразличие и жестокость людей. Девочка умирает на улице, зажигая спички одну за другой, пытаясь согреться, и видит в огне каждой спички свои заветные желания. Под конец к девочке приходит ангел в виде ее любимой умершей бабушки и забирает девочку в мир грез, где всегда тепло, много любви и заботы, именно того чего не хватало маленькой девочке.
Многие люди как и эта девочка также холодны в душе потому что не чувствуют тепла от своих родных и пытаются согреться другими способами. Андерсен уже тогда осознавал всю суть проблемы, охватывающую нас всех, и показал, к чему это приводит.
Также читают:
Картинка к сочинению Девочка со спичками
Популярные сегодня темы
Для каждого человека дом – это особое и очень важное место. Здесь можно отдохнуть, прийти в себя, быть самим собой. В своем доме каждый должен чувствовать себя защищено и уверенно.
Рассказ Чехова «Вишневый сад» считается очень символичным. Символов в рассказе много, как первостепенных героев, так и второстепенных. К примеру Раневская и Гаев, изображают старую беспечную богатую жизнь
Рассказ Чехова палата №6 является одним из наиболее популярных и популярность эта обуславливается в основном абсурдным сюжетом, который парадоксальным образом довольно точно описывает действительность.
Произведение является одним из ранних рассказов писателя, повествующим об истории двух влюбленных, являющихся типичными представителями нелепого, тихого, обывательского мира.