чему учит сказка аталия принцепс
Смысл сказки Гаршина Attalea princeps
«Attalea princeps» — уникальная «сказка для взрослых» Всеволода Михайловича Гаршина. Он — один из немногих авторов, который мог придать своим произведениям глубокий и уникальный посыл. В нынешней литературе уже нельзя встретить произведений, схожих со сказками Гаршина, которые настолько сильно открывали бы читателю внутренний мир автора, рассказывали бы о его мыслях и чувствах. Не зря сказки Гаршина иногда называют гражданской исповедью для всего мира. Также учёные считают, что его сказка «Attalea princeps» — это выраженная грусть писателя по революционерам того времени, погибшим в борьбе за свободу.
История появления сказки «Attalea princeps»
Сказка «Attalea princeps» появилась на свет в 1880 году, поэтому не сложно увидеть связь между ней и социально-политическими событиями в стране. В 1870-1880-х годах набирало обороты революционное движение, в это время в Российской империи было много самоотверженных борцов за свободу, действующих в одиночку. Как правило, их борьба была обречена. Многие писатели и критики того времени восприняли сказку Гаршина как пессимистический прогноз и как неверие в борьбу революционеров-одиночек.
Однако у Всеволода Гаршина, на самом деле, в сказке было не все так однозначно, поскольку он нарушает привычные традиции жанра. Образы писателя не могут поддавать однозначной трактовке.
Сюжет произведения
Анализ сказки
Главными героями в сказке выступают растения, живущие в оранжерее. Автор сравнивает теплицу с тюрьмой, а её обитателей называет заключенными. Растения умеют разговаривать, думать и анализировать, им не очень нравится их существование, они тоскуют по своей родине, но они все, кроме пальмы, предпочитают смириться, а не бороться за свою свободу.
В сказке четко звучит тема бунтарства, которая раскрывается за счет противопоставления пальмы с другими растениями, которые смиряются и предпочитают жить в плену. Автор пытается решить вопрос: что лучше, прожить долгую жизнь в неволе или же бороться за свободу, но погибнуть? При этом он не дает читателю однозначного ответа, оставляя этот болезненный вопрос открытым.
Сказку Гаршина часто сравнивают со знаменитой поэмой Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри», в которой герой также живет всю свою жизнь в неволе, но не хочет с этим мириться. Он решает бороться до последнего за свою свободу. Различие между этими двумя произведениями только в том, что у Лермонтова герой все же сумел перед смертью познать радость от свободы, пусть даже она была и непродолжительной. В то время как пальма у Всеволода Гаршина не достигает своей цели, перед смертью она испытывает горечь разочарования и понимает, что обречена.
Смысл сказки «Attalea princeps»
В сказке «Attalea princeps» Гаршин показывает своим читателям, что целью жизни может быть только свобода и борьба за нее, даже несмотря на то, что результаты этой борьбы могут быть пока что ничтожны и могут привести к гибели.
Действия пальмы привели её к разочарованию и смерти, но все же её жизнь достойна уважения, так как она пыталась достигнуть своей высокой цели, всячески сопротивлялась и боролась за свою свободу, не подчинилась и не покорилась обстоятельствам, не стала мириться с неволей.
Смысл сказки в том, что поступки настоящего героя должны быть мужественными и целеустремлёнными, он должен постоянно бороться за себя, свои идеи и за свою свободу. При этом он не должен своей борьбой причинять кому-либо страданий и горестей, он должен оставаться чутким и внимательным ко всем, кто находится рядом с ним.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 6
«Attalea princeps» — краткое содержание сказки В.М. Гаршина
В 1880 году вышла в свет уникальная сказка Всеволода Михайловича Гаршина «Attalea princeps». Краткое содержание повествует о судьбе гордой пальмы, которая ценой собственной жизни добилась свободы. Этот грустный рассказ наполнен глубоким философским смыслом. Произведение является посвящением революционерам, отдавшим свою жизнь борьбе за свободу. Пересказ произведения можно использовать для читательского дневника.
История создания
В 1870 году в России разворачивается революционное движение. Борьбу за независимость ведут тайные организации и кружки, объединяющие свободомыслящих людей. Многие революционеры пытаются вести деятельность в одиночку. Как правило, она была обречена на провал.
Писатель остро чувствовал несправедливость и страдания. Вместе с интеллигенцией он разделял идею ответственности перед простым народом, поэтому его произведения нарушают привычные традиции жанра и отличаются особым восприятием мира. Большинство критиков увидели в повествовании неверие автора в успех революционной борьбы.
В некоторых детских изданиях сказка называется «Принцесса Атталея». Это поучительный рассказ о растениях, живущих в оранжерее.
Главные герои
Гаршина отличает особое мастерство, с которым писатель изображает персонажей. Главными действующими лицами произведения являются растения и люди:
Немаловажную роль в композиции сказки играют еще два персонажа. Это люди, которых Гаршин противопоставляет друг другу:
Все обитатели зимнего сада давно смирились с неволей. Они не готовы лишиться ставших привычными для них условий.
Всех персонажей объединяет тоска по родине, но они смирились со своим положением и не готовы бороться за свободу. Они умеют разговаривать и думать. Таким способом автор хотел передать их переживания.
Краткое содержание
В небольшом городке находилась великолепная оранжерея, из описания которой читатели узнают, что это было величественное здание с витыми колоннами и узорчатыми арками, переплетенными железными рамами. Особенно красива она была в лучах заходящего солнца. Благодаря переливающимся бликам она напоминала большой драгоценный камень.
Высокая прозрачная крыша не могла заменить ясного неба. Зимой стекла замерзали, и в оранжерее становилось совсем темно. Сильные порывы ветра заставляли дрожать стекла, а крыша покрывалась толстым слоем снега.
Иногда ветер разбивал стекло, и под высокий свод залетала резкая струя морозного воздуха. От ее холода листья становились блеклыми и быстро увядали.
Зимний сад населяли экзотические растения, собранные со всего мира. Они тосковали по родине. Их можно было рассмотреть через толстые стекла. Несмотря на огромные размеры зимнего сада, им было очень тесно. Их корни переплелись и забирали друг у другу драгоценную влагу и пищу. Ветви деревьев с большими листьями налегали на рамы и друг на друга, гнулись и ломались.
Работники постоянно обрезали ветви и подвязывали их толстой проволокой. Растениям нужны были свобода и простор. Им не хватало тепла и солнечного света, но они приспособились к жизни в новых условиях. Никто из растений не чувствовал себя счастливым. В душе каждый из них мечтал о родной земле.
Пленница начала быстро расти. Все ее силы уходят на то, чтобы достичь стеклянной крыши. И вот однажды ей удалось пробить стекла. Вырвавшись на свободу, она испытала разочарование. На улице стояла поздняя осень. Было очень холодно, дул холодный ветер и шел снег.
Основная мысль
Повествование отличается от русских народных сказок. В фольклорном произведении добро обязательно побеждает зло. У Гаршина оно имеет трагический конец. В волшебных сказках герой проходит множество испытаний, которые с честью выдерживает. Рядом с ним всегда находятся его верные помощники: животные, птицы, волшебные существа. У Гаршина пальма одинока. Обитатели оранжереи не понимают и не поддерживают ее. Свобода для нее остается несбыточной мечтой.
Произведение Гаршина часто сравнивают с поэмой Лермонтова «Мцыри», главной герой которой живет в неволе. Он не желает мириться с ней и начинает борьбу за свободу. В финале ему удалось познать радость освобождения, пусть даже и непродолжительного. Пальма в сказке испытала разочарование и поняла, что обречена на гибель.
В произведении Всеволод Михайлович Гаршин поднимает тему бунтарства. Неслучайно он противопоставляет главную героиню другим персонажам, которые смирились со своей судьбой и предпочитают жить в неволе. Смыслом существования пальмы становится борьба, которая приводит ее к разочарованию и гибели. Ее жизнь достойна уважения, поскольку она не отказалась мириться со своим положением и не покорилась обстоятельствам. Несмотря на грустный финал, сказка учит справедливости, добру, целеустремленности, чуткости.
Чтобы почувствовать настроение произведения, нужно сказку Всеволода Гаршина «Attalea princeps» читать. Краткое содержание подходит для читательского дневника или ответов на вопросы учителя на уроке литературы в 5 классе.
Автор считает, что каждое живое существо достойно уважения. Неслучайно действующими лицами произведения стали растения. Грустный финал произведения напоминает традиции сказок Андерсена, где в борьбе со злом и несправедливостью главные герои терпят поражение.
История создания
В 1870 году в России разворачивается революционное движение. Борьбу за независимость ведут тайные организации и кружки, объединяющие свободомыслящих людей. Многие революционеры пытаются вести деятельность в одиночку. Как правило, она была обречена на провал.
Писатель остро чувствовал несправедливость и страдания. Вместе с интеллигенцией он разделял идею ответственности перед простым народом, поэтому его произведения нарушают привычные традиции жанра и отличаются особым восприятием мира. Большинство критиков увидели в повествовании неверие автора в успех революционной борьбы.
В некоторых детских изданиях сказка называется «Принцесса Атталея». Это поучительный рассказ о растениях, живущих в оранжерее.
Главные герои
Гаршина отличает особое мастерство, с которым писатель изображает персонажей. Главными действующими лицами произведения являются растения и люди:
Немаловажную роль в композиции сказки играют еще два персонажа. Это люди, которых Гаршин противопоставляет друг другу:
Все обитатели зимнего сада давно смирились с неволей. Они не готовы лишиться ставших привычными для них условий.
Всех персонажей объединяет тоска по родине, но они смирились со своим положением и не готовы бороться за свободу. Они умеют разговаривать и думать. Таким способом автор хотел передать их переживания.
Краткое содержание
В небольшом городке находилась великолепная оранжерея, из описания которой читатели узнают, что это было величественное здание с витыми колоннами и узорчатыми арками, переплетенными железными рамами. Особенно красива она была в лучах заходящего солнца. Благодаря переливающимся бликам она напоминала большой драгоценный камень.
Высокая прозрачная крыша не могла заменить ясного неба. Зимой стекла замерзали, и в оранжерее становилось совсем темно. Сильные порывы ветра заставляли дрожать стекла, а крыша покрывалась толстым слоем снега.
Иногда ветер разбивал стекло, и под высокий свод залетала резкая струя морозного воздуха. От ее холода листья становились блеклыми и быстро увядали.
Зимний сад населяли экзотические растения, собранные со всего мира. Они тосковали по родине. Их можно было рассмотреть через толстые стекла. Несмотря на огромные размеры зимнего сада, им было очень тесно. Их корни переплелись и забирали друг у другу драгоценную влагу и пищу. Ветви деревьев с большими листьями налегали на рамы и друг на друга, гнулись и ломались.
Работники постоянно обрезали ветви и подвязывали их толстой проволокой. Растениям нужны были свобода и простор. Им не хватало тепла и солнечного света, но они приспособились к жизни в новых условиях. Никто из растений не чувствовал себя счастливым. В душе каждый из них мечтал о родной земле.
Пленница начала быстро расти. Все ее силы уходят на то, чтобы достичь стеклянной крыши. И вот однажды ей удалось пробить стекла. Вырвавшись на свободу, она испытала разочарование. На улице стояла поздняя осень. Было очень холодно, дул холодный ветер и шел снег.
Основная мысль
Повествование отличается от русских народных сказок. В фольклорном произведении добро обязательно побеждает зло. У Гаршина оно имеет трагический конец. В волшебных сказках герой проходит множество испытаний, которые с честью выдерживает. Рядом с ним всегда находятся его верные помощники: животные, птицы, волшебные существа. У Гаршина пальма одинока. Обитатели оранжереи не понимают и не поддерживают ее. Свобода для нее остается несбыточной мечтой.
Произведение Гаршина часто сравнивают с поэмой Лермонтова «Мцыри», главной герой которой живет в неволе. Он не желает мириться с ней и начинает борьбу за свободу. В финале ему удалось познать радость освобождения, пусть даже и непродолжительного. Пальма в сказке испытала разочарование и поняла, что обречена на гибель.
В произведении Всеволод Михайлович Гаршин поднимает тему бунтарства. Неслучайно он противопоставляет главную героиню другим персонажам, которые смирились со своей судьбой и предпочитают жить в неволе. Смыслом существования пальмы становится борьба, которая приводит ее к разочарованию и гибели. Ее жизнь достойна уважения, поскольку она не отказалась мириться со своим положением и не покорилась обстоятельствам. Несмотря на грустный финал, сказка учит справедливости, добру, целеустремленности, чуткости.
Чтобы почувствовать настроение произведения, нужно сказку Всеволода Гаршина «Attalea princeps» читать. Краткое содержание подходит для читательского дневника или ответов на вопросы учителя на уроке литературы в 5 классе.
Автор считает, что каждое живое существо достойно уважения. Неслучайно действующими лицами произведения стали растения. Грустный финал произведения напоминает традиции сказок Андерсена, где в борьбе со злом и несправедливостью главные герои терпят поражение.
Нравственные проблемы в философской сказке-притче В.М.Гаршина Атталея принципс
Литература. 8 класс, фрагмент конспекта урока
Тема: «Нравственные проблемы в философской сказке-притче В.М.Гаршина « Attalea Р rinceps » ( «Учусь понимать себя, учусь понимать другого»)
1.Этап мотивации к учебной деятельности
— Сегодняшний урок я предлагаю начать с ассоциативной разминки: я произношу слово, а вы – ассоциацию с ним:
— Какое слово вы поставили бы в центр ассоциативного ряда? Почему?
Ответ каждого ученика – это его взгляд на мир, на отношение между людьми, а книга является отражением жизни, она помогает человеку познавать окружающий мир, людей, самого себя. Книги бывают разными по содержанию, по тематике, по стилям.
— Чем отличается научная литература от художественной в плане познания человека?
— Все ли писатели и поэты одинаково отражают «вечные» темы в своих произведениях? Почему?
— Значит, какой тип урока у нас будет?
— Как мы это будем делать?
— Значит, какой следующий шаг? С чего начнём?
— У каждого из них свой взгляд на жизнь, на отношения между людьми, свой стиль.
— Урок открытия нового знания.
1. Повторим необходимый материал.
2. Выполним пробное действие, поймём, что не знаем.
3. Сами построим способ.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
— Какие литературные роды вы знаете?
— Какие произведения называются эпическими, лирическими, драматическими?
— Какие жанры эпоса, лирики, драмы вы знаете?
— Какой жанр использовал В.М.Гаршин в своём произведении « Attalea Prinsips » для постановки и решения нравственных вопросов?
3. Выявление места и причины затруднения
— Определение каких понятий вызвало затруднение?
— В чём причина затруднения?
— Притча и вопрос о постановке и решении нравственных проблем.
— Не знаем всех признаков притчи, не проанализировали идейно-художественное своеобразие произведения.
4. Построение проекта выхода из затруднения
— Каковы цели и задачи работы на уроке?
— Сформулируйте тему урока.
— Как же мы будем выходить из затруднения?
1. Знакомство с произведением
2. Знать содержание и его основную мысль
3. Развивать навыки анализа художественного текста, внимательного отношения к слову
4. Понимать значение нравственных вопросов, поставленных автором в произведении.
— Нравственные вопросы в произведении В. М. Гаршина « Attalea Р rinceps ».
— Определим тему и идею произведения.
— Проанализируем систему образов, художественные приёмы, используемые В.М.Гаршиным.
— Определим своеобразие повествования.
5. Реализация построенного проекта
— Чтобы преодолеть затруднение, я предлагаю вам обратиться к тексту произведения В. М. Гаршина « Attalea Р rinceps ».
— Где происходит действие?
— Какой она предстаёт перед нами в первом абзаце текста?
-Какова интонация повествования?
— Меняется ли она во втором абзаце и почему?
— Как жилось растениям, какие чувства они испытывали во время борьбы за влагу и пищу?
— Кто управлял этим ботаническим садом? Охарактеризуйте этого человека. Чтобы глубже понять его характер, сопоставьте этот образ с образом посетителя оранжереи.
— Доказать правоту своего суждения вы можете, поработав в паре.
— Какой приём лежит в изображении этих двух характеров?
— Каковы же обитатели этой прекрасной оранжереи? Давайте послушаем беседу героев произведения (речевая характеристика).
— В чём необычность их изображения?
— Каков же характер этих героев?
— Определите героя по его характеристике:
злобная, раздражительная, завистливая, надменная, высокомерная (саговая пальма),
довольный жизнью, любующийся собой (кактус),
рассудительный, он не доволен существующим порядком, но не стремится к изменениям, так как пассивность – его основная черта (папоротник),
спорщица, предпочитает прятаться за спины других (корица),
слабая, робкая, способная сопереживать, любить, жертвовать собой ради других (маленькая травка).
— О чём мечтала пальма?
— Почему стремление пальмы выйти на волю обитатели оранжереи называли «глупостью» и «вздором»?
— Способны ли были растения понять её?
— Кто поддержал Атталею на пути к мечте, кто пытался понять её стремления?
— Какие человеческие качества воплотил В.Гаршин в образе маленькой травки?
— Обратимся к названию произведения
Атталея – род пальм с крупными перистыми листьями.
А теперь произнесите слово «Р rinceps ». С каким словом оно созвучно? Какую смысловую нагрузку несёт оно? Охарактеризуйте характер пальмы.
— Произведение заканчивается печально.
— Какова тема этого произведения?
— Можно ли перенести конфликт растений на человеческое общество?
Какой троп автор использует для того, чтобы изобразить человеческие отношения? С какой целью?
— Есть ли в этом произведении сказочные элементы?
По закону сказки добро должно побеждать зло. Но эта сказка особенная. Она учит нас принимать жизнь во всех её проявлениях.
-Как называется наука, которая изучает смысл человеческого бытия?
-Значит, перед нами какая сказка?
То есть мы можем определить жанр данного произведения как философскую сказку-притчу.
— Был ли другой выход у героини сказки-притчи?
— Над какими же нравственными вопросами заставляет нас задуматься Гаршин?
— Как же автор наставляет нас жить?
— Итак, какие цели и задачи мы ставили в начале урока? Достигли мы их?
— Она была очень красива (прямая авторская оценка).
Чтобы показать её необычность, Гаршин использует метафоры, сравнение, цветопись.
— Она становится тревожной, читатель видит двойственность оранжереи: с одной стороны, это произведение искусства, а с другой – это невыносимые условия жизни растений.
— Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались.
Тосковали по родным краям, по ясному небу, по тёплому ветру. Оранжерея стала для них тюрьмой.
— Директор – человек науки, посвятивший свою жизнь растениям, но он гордился только внешними достоинствами подопечных и был безразличен к их внутреннему миру.
Они мыслят, говорят, действуют, как люди. Автор использует приём олицетворения.
— О свободе, о родине.
— Их объединила неприязнь к пальме. Она не такая, как все. Она не скандалит, не ссорится, спокойна и целеустремлённа.
— Нет, так как они слышали только себя.
— Душевность, готовность прийти на помощь, бесстрашие настоящего друга, самоотверженность и любовь, стремление понять Атталею.
Гордая, целеустремлённая, со своими жизненными принципами.
Она принялась стремительно расти, пока не разбилась стеклянная крыша оранжереи. Она ожидала увидеть то, что хранилось в её памяти о тёплых краях, но увидела лишь только тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, почувствовала леденящий осенний ветер. Вырвавшись на свободу, она поняла, что для неё всё кончено: она замерзала.
— Гаршин рассказывает о пальме, которая стремилась к свободе.
— Аллегорию, чтобы помочь людям совершенствовать свой внутренний мир, научить людей по-другому строить свои отношения.
— Всё могло быть иначе, если бы обитатели оранжереи по-другому относились друг к другу, старались бы понять друг друга; если бы директор думал не только о внешнем состоянии оранжереи, но и любил растения, понимал их.
— Ответственность не только за себя, но и за другого, сострадание, любовь.
— Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно.
Алгоритм жизни по совести:
*Будь внимателен к другому человеку
*Учись понимать себя и другого
*Считайся с мнениями и принципами других
*Сострадай, помогай ближнему
Да, мы определили жанр произведения и нравственные проблемы в сказке-притче В.М.Гаршина
6. Первичное закрепление во внешней речи
— Потренируемся в применении нового знания.
— Обратимся к тексту «Я пришёл в этот мир».
-В чём сходство и различие данного произведения и сказки-притчи В.Гаршина в постановке нравственных вопросов?
-Можно ли назвать данное произведение притчей?
Эти строки об уважительном отношении к человеку, об умении считаться с чужим мнением, сохраняя при этом собственные принципы. Это не притча, здесь нет поучения и аллегории.
7. Самоконтроль с самопроверкой
Обратимся к произведению Э.Асадова «Падает снег».
Определите тему, идею, жанр, нравственные проблемы в произведении.
Самостоятельный анализ идейно-художественного содержания стихотворения Э.Асадова «Падает снег».
8. Включение в систему знаний и повторение
— Где мы будем применять полученные знания?
— Составьте 3-5 предложений на тему:
1. Что такое сострадание?
2. Что такое человечность?
3. «Как мало всё же человеку надо!»
Мы постараемся правильно строить свои отношения с окружающими нас людьми.
— Каким было ваше восприятие темы сегодняшнего урока?
— Закончить урок я хочу стихотворением С.Острового «В жизни по-разному можно жить…»
Какой путь выберите вы, зависит от самого человека, помните о том, что нужно внимательно слушать и слышать не только самого себя, но и тех, кто рядом.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-882543
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.