чему учит сказка 12 месяцев маршака
«Двенадцать месяцев» – читательский дневник по сказке С.Я. Маршака
В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу, а также убедиться в том, что плохих людей неминуемо постигнет наказание, а счастливы будут лишь те, чья душа наполнена любовью и светом. Кроме того это поучительный рассказ о трудолюбии: сама природа помогает тем, кто работает с удовольствием и не требует награды.
Сказочная история начинается с неисполнимого каприза вздорной королевы, пожелавшей получить подснежники в обмен на золото. Всем понятно, что цветы зимой не растут, но злая мачеха все равно гонит нелюбимую падчерицу в лес на верную погибель. Доброй и ласковой героине суждено замерзнуть в лютую стужу, но ее спасает чудесная встреча с таинственными братьями-месяцами, которые одаривают ее редкими для декабря цветами.
Девочка не знает своих спасителей, но они хорошо с ней знакомы: встречали ее то набирающую воду, то таскающую дрова, то склонившуюся над грядками. Братьям известно, что кроткая и трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки мачехи, оставаясь при этом доброй и приветливой.
Братьев-месяцев – главных позитивных героев сказки – писатель показывает справедливыми и честными. И это естественно для природных сил. В их власти карать за злые намерения. Доказательства этому легко встретить не только в сказке, но и в реальной действительности.
Персонажи сказки не наделены именами. Ни падчерица, ни королева, ни мачеха не имеют собственного имени. Подобным приемом автор показывает целостное общество, без разделения на личности. В каждом герое воплощена собственная прослойка. Сирота явилась олицетворением бедного и трудолюбивого народа, в королеве нашли отражение безжалостность и глупость, свойственные правителям, в советниках легко заметить подхалимство и трусость чиновников.
В сказке только месяцы имеют имена. В собирательном образе братьев заключено все могущество природы, дающей человеку возможность дышать, добывать пищу, продолжать род. Не всегда люди умеют ценить то, что их окружает. Как и недалекая сказочная королева хотят лета, а не зимы, ругают осадки. А ведь в природе любая погода является звеном обязательной цепи, обеспечивающей существование жизни.
Сказка о двенадцати месяцах учит тому, как важно быть добрым и отзывчивым, уважать труд и всегда сохранять человеческий облик.
Главные герои
Падчерица – трудолюбивая, добрая, незлопамятная девочка.
Старуха – злобная, жадная мачеха Падчерицы.
Дочь Старухи – такая же жадная, завистливая и злая, как и ее мать.
Королева – капризная и своенравная девочка.
Профессор – учитель Королевы, мудрый старик-ученый.
Солдат – добрый, жалостливый мужчина.
Двенадцать месяцев – каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Пересказ для читательского дневника
Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:
Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.
Сюжет
В одном королевстве правила Королева – совсем еще девочка, своенравная и очень капризная. Даже старый мудрый Профессор, который занимался ее образованием, боялся ей перечить – того и гляди, Королева могла с легкостью казнить его.
Однажды, в канун Нового года, Королева отдала приказ – принести к ней во дворец корзину подснежников в обмен на корзину золота и шубу. Жадная Старуха, услышав об этом, снарядила в лес безотказную Падчерицу. Оказавшись в темном холодном лесу, девочка повстречала Двенадцать месяцев, которые решили помочь ей. Они сделали так, что на время в свои владения вступил Апрель, и поляна покрылась подснежниками. Девочка собрала их полную корзину, а на прощанье получила от Апреля волшебное колечко.
Старуха и Дочка отобрали у Падчерицы колечко и корзину с подснежниками, и отправились во дворец. Им пришлось сознаться, что подснежники собрала Падчерица. Королева приказала привести девочку, чтобы всем вместе отправиться в лес, собирать землянику.
В лесу бушевала метель, и придворные быстро замерзли. Королева бросила в прорубь волшебное колечко, и тотчас наступила весна, следом за ней – лето, осень, и вновь в свои владения вступила зима. Появился Январь и принялся исполнять желания. Профессор попросил, чтобы все шло своим чередом, Солдат захотел просто согреться. Старуха и Дочка получили в подарок шубы и тут же превратились в собак. Падчерице месяцы подарили сундук с богатыми подарками. Двенадцать месяцев пожелали счастливого пути, и все благополучно выбрались из леса.
История создания
Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.
Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.
Военная сказка
«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в разгар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревожных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожалуй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочинение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.
На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждующих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпадает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни перевернула война.
«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год
Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культурной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театрального, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немецком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карьеру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.
Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»
В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в котором в фашистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но особенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смерти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится местом их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отрицательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и дочка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: мачеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.
Вывод (мое мнение)
Как в любой сказке, добро побеждает зло. Падчерица за свои страдания получила справедливую награду. А мачеха с дочкой за свои поступки пожали горькие плоды.
Сказка «Двенадцать месяцев» — это зимняя история, которая рассказывает нам о добре и зле. Это поучительный рассказ о том, что нужно помогать другим людям, и тогда твои деяния вернутся тебе сторицей. Это волшебная пьеса, которая зачаровывает зимним лесом и новогодней атмосферой. Одной фразой можно описать ее краткое содержание. «Двенадцать месяцев» — это послание из детства, благодаря которому мы знаем, что плохие люди всегда будут наказаны, а те, кто несет свет и любовь, обретут счастье и мир. История написания сказочной повести Известный в то время советский писатель Самуил Маршак написал «Двенадцать месяцев». Сказка была создана совсем не в сказочное время. За окном гремели залпы Второй мировой войны, и ничего не напоминало о чуде. Но писатель не вешал нос, он делал свое дело, и на страницах рукописи вскоре зажили своей жизнью выдуманные герои. Перед этим у писателя случилось горе — умерла его маленькая любимая дочурка. И после этой трагедии он всецело отдался детской литературе, написанию стихов и рассказов для малышей. Таким образом он как будто общался с дочерью, посвящая ей все новые и новые сказочные истории. Есть несколько версий написания повести «Двенадцать месяцев». Маршак позаимствовал сюжет у чешского автора, известной писательницы Божены Немцовой, или же он по-своему изложил народную греческую сказку. Так это или нет, уже не имеет значения. Потому что мир получил необычайно интересную и увлекательную историю о новогодних приключениях маленькой девочки. Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев»
В первую очередь это рассказ о трудолюбии. Такие выводы можно сделать, прочитав его краткое содержание. «Двенадцать месяцев» повествует о том, что все на свете, даже силы природы, помогают именно таким людям — тем, кто не боится работы, кто делает ее с удовольствием и не просит ничего взамен. А все начинается с того, что под Новый год принцесса издает указ: принести ей корзину подснежников за хорошую награду. Злая мачеха и ее ленивая родная дочка хотят получить обещанные золотые монеты. Они очень жадные, но еще больше их одолевает лень. Поэтому в лес, в мороз и стужу, они выгоняют падчерицу. «Иди, и не возвращайся без цветов,» — говорят они ей напоследок и захлопывают дверь перед ее носом. В лесу бедная девочка встречает возле костра братьев-месяцев, которые помогают ей и дарят корзину подснежников за ее доброту и ласку. Они еще не раз помогают главной героине. Даже когда королева со всей свитой едет в чащу, узнает о том, что ее обманули, и хочет казнить девочку, месяцы налетают всей гурьбой. Они наказывают мачеху и ее дочь, задают хорошую трепку вредной королеве и щедро одаривают маленькую сиротку. Это то, что хотел донести до нас Маршак. «Двенадцать месяцев» (краткое содержание передано выше) — сказка, которая пропагандирует добро, показывает, что зло и подлость всегда будут наказаны.
Позитивные герои Положительным является главный персонаж этой истории — падчерица, которая с самого утра принимается за работу. «И дрова таскает, и воду набирает», — говорит о ней Январь. Июль поддерживает и описывает, как целый летний день работает она у грядок. Девчушка постоянно терпит обиды и насмешки мачехи и сводной сестры, но от этого не становится злой. Наоборот, ее приветливость и доброта еще больше озаряют все вокруг. Братья месяцы — тоже позитивные герои сказки «Двенадцать месяцев». Маршак показывает нам их справедливость и честность. Силы природы и должны быть такими. Наказывать людей за их зловредную деятельность — это то, что мы наблюдаем не только в этой повести, но и в реальной жизни. Эту главную мысль вложил в свой рассказ Самуил Маршак. «Двенадцать месяцев» (краткое содержание выглядит как простая сказка) на самом деле учит нас быть бережливыми, бескорыстными, щедрыми и добрыми к окружающему миру и к людям. И позитивные герои повести — пример для подражания. Негативные персонажи Тут нам есть, где разгуляться. Начнем с мачехи и ее дочери. Обе жадные и постоянно ищут наживы. Им всего мало, и в погоне за богатством они идут по головам.
Препятствий не существует — можно пойти на кражу, вранье и предательство. Рассказ «Двенадцать месяцев» ярко показывает, как все эти негативные черты характера они выплеснули на ни в чем не повинную падчерицу, за что в итоге и поплатились. Королева — еще один отрицательный персонаж. Избалованная, привыкшая давать только указания, она не терпит, когда ей противоречат. Если сейчас она хочет, чтобы наступил апрель, то так и будет. Издаются указы, рубятся головы, назначаются казни только ради удовлетворения ее мимолетных желаний. Но гордыня наказуема — это то, что нам уже поведало краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев». Свита королевы — все вместе и каждый по отдельности — тоже один сплошной негативный образ. Они во всем потакают своей правительнице, закрывают глаза на ее капризы и несправедливые решения. Они смирились с ее поступками и стали апатичными ко всему. Отсутствие своего мнения и бездумная рабская покорность — качества далеко не положительные. Это передает даже краткое содержание. «Двенадцать месяцев» — сказка, которая в упрощенном варианте ярко раскрывает основную идею автора. Фантастика и жизненная правда
Много жизненного показывает нам повесть «Двенадцать месяцев». Сказка воплотила в себе реальную жизнь — люди, которые готовы предать ради золота, несправедливые управленцы, которые не щадят простых смертных и играют ими, как пешками. Все характеры, описанные в рассказе, безусловно взяты из жизни и раскрыты во всей полноте. Кроме того, правда показана в поступках героев. Например, добрый жест солдата, который готов мерзнуть ради сиротки, только чтобы ей было тепло в его шинели. Именно такие мелочи показывают нам, что это за человек — как в сказке, так и в жизни. Несмотря на правдивые описания, тут есть и много выдуманных, волшебных моментов. Физическая оболочка братьев месяцев и их тезки на небе, разговоры зверей и птиц — не существуют в обычной жизни. То же самое можно сказать о резкой смене сезонов — весна накрывает зиму, через минуту уже лето, дальше на смену им врывается осень, и еще через минуту зима снова вступает в свои права. Таким сочетанием фантастического и реального Маршак создал непередаваемую атмосферу в произведении «Двенадцать месяцев». Сказка не похожа на другие истории, она вселяет в нас веру, что братья-месяцы действительно существуют. Тема борьбы добра и зла в сказке «Двенадцать месяцев» Именно она проходит через всю повесть, и это ярко демонстрирует нам краткое содержание. «Двенадцать месяцев» показывает, что автор всеми силами пытался дать ответ на вопрос: «Является ли покорность воплощением доброты или зла?» Ведь с первого взгляда кажется, что она больше относится к первому проявлению человеческого характера, но это совсем не так. В сказке мы видим, что покорность мачехи и свиты перед королевой приводит только к самодурству правительницы. Видя, что никто ей не перечит, она выдает указы один глупее другого, отчего страдают простые люди. Та же покорность падчерицы перед мачехой тоже ни к чему хорошему не привела. Если бы не братья-месяцы, девочка бы просто замерзла в лесу и погибла. Поэтому Маршак отвечает сам на свой вопрос: покорность — не всегда хорошее качество, иногда она является проявлением слабости, что в итоге порождает зло. Он ее осуждает. Борьба добра в обличьях мудрости и трудолюбия, верности и ласки противостоит в повести злу, как воплощению покорности, жадности и эгоизма. Использование фольклора в речи персонажей Самуил Маршак использовал интересные речевые обороты, фольклорный говор в рассказе «Двенадцать месяцев».
Герои говорят яркими фразами, сказка наполнена живыми репликами. Его звери общаются, используя характерные междометия и эпитеты. Если это ворон, то обязательно его монолог украшен традиционным «Карр!». Истинное мастерство показывает автор, слишком индивидуализируя речь своих персонажей. Это мы четко прослеживаем по монологам падчерицы. В них ярко выраженный народно-поэтический стержень. Слова льются, как песня. Фразы очень мелодичные и ритмичные. Каждый диалог в рассказе дышит народным творчеством. Многие литературные критики уверены, что именно в славянском фольклоре берет свое начало детский рассказ «Двенадцать месяцев». Сказка раскрывает нам о верованиях наших далеких предков — о том, что времена года имеют человеческий облик, что звери в лесу умеют говорить нашим языком, что силы природы являются карой за нехорошие деяния. «Изюминка» сказки Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести «Двенадцать месяцев»? Думаю, нет. И это совсем не удивительно — автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха — все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка — народ, бедный и трудолюбивый, королева — правителей, безжалостных и часто глупых, советник — чиновников, подхалимов и трусов, мачеха — управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое. Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление — это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.
Экранизация После всеобщего успеха печатной повести, написанной Маршаком, наконец-то на экранах телевизоров мы увидели «Двенадцать месяцев». Отзывы людей свидетельствуют о том, что мультик, который вышел в свет в 1952 году, побил рекорды по своей популярности. Дети по достоинству оценили чудесную новогоднюю историю. Создал полнометражную анимационную картину режиссер Иван Иванов-Вано. Всем нам известные еще с детства декорации мультика и его героев рисовал мастер своего дела Анатолий Сазонов. Сказка вышла на экраны и в качестве полнометражного фильма для детей. «Двенадцать месяцев» — нравственная история, которая учит нас быть чуткими и добрыми, любить труд и оставаться человеком в любой ситуации. Уже больше полувека она относится к классике своего жанра. И дети, и взрослые во всем мире любят и читать это произведение, и смотреть его экранизацию. В ближайшие новогодние праздники обязательно посмотрите ее еще раз эту сказку всей семьей.
Сказка «Двенадцать месяцев» — это зимняя история, которая рассказывает нам о добре и зле. Это поучительный рассказ о том, что нужно помогать другим людям, и тогда твои деяния вернутся тебе сторицей. Это волшебная пьеса, которая зачаровывает и новогодней атмосферой. Одной фразой можно описать ее краткое содержание. «Двенадцать месяцев» — это послание из детства, благодаря которому мы знаем, что плохие люди всегда будут наказаны, а те, кто несет свет и любовь, обретут счастье и мир.
Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»
Читательский дневник по пьесе «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака
Автор: Самуил Яковлевич Маршак
Название: «Двенадцать месяцев»
Жанр произведения: пьеса-сказка
Главные герои: Падчерица, Королева, Солдат, Месяцы, Старуха и её дочь.
Второстепенные герои: профессор.
Характеристика главных героев:
Падчерица — добрая, скромная девушка. Красивая. Пошла в зимний лес за цветами.
Королева — капризная, своенравная, жестокая. Исправилась.
Солдат — спокойный, добрый, верный.
Месяцы — добрые, могущественные, справедливые.
Старуха и её дочь — злые, завистливые, обманщицы.
Характеристика второстепенных героев:
Профессор — умный, честный, слабохарактерный.
Краткое содержание пьесы «Двенадцать месяцев»
В зимнем лесу Падчерица встречает Солдата и показывает ему лучшую ёлочку.
В это время Королева капризничает, никого не слушает, и велит принести ей подснежники.
Старуха посылает Падчерицу в лес за цветами, и девочка встречает месяцев.
Месяцы решают помочь девочке и меняются между собой.
Падчерица набирает подснежников, а Апрель дарит ей волшебное колечко.
Старуха приносит Королеве цветы, а та требует земляники.
Старуха признаётся, что не сама собирала цветы, и Королева велит привести Падчерицу.
Все вместе они отправляются в лес.
Королева выбрасывает колечко, но Падчерица всё равно встречает Апрель.
Месяцы сердятся и быстро сменяют друг друга.
Когда наступает жара, все скидывают шубы, но скоро вновь приходит зима.
Королева мёрзнет, а придворные бросают её.
Январь начинает исполнять желания и старуха с дочерью превращаются в собак.
Королева раскаивается, и Падчерица прощает её.
Они возвращаются во дворец, а везут сани собаки.
План пьесы:
Основная мысль произведения «Двенадцать месяцев»
Главной мыслью этой пьесы является то, что нельзя требовать от людей невозможного.
Основной идей пьесы оказывается то, что к людям надо относиться с добром, если хочешь, чтобы также поступали с тобой.
Королева поняла, что нельзя быть эгоисткой и жить лишь для себя.
А старуха и её дочь не смогли исправиться и были сурово наказаны.
Чему учит произведение:
Пьеса учит доброте. Учит не желать людям зла, не завидовать и не обманывать.
Учит тому, что всё дурные поступки обязательно вскроются и будут наказаны.
Учит скромности и отзывчивости.
Краткий отзыв по пьесе «Двенадцать месяцев» для читательского дневника
Прочитав эту пьесу, я была поражена как капризами королевы, так и смирением терпеливой Падчерицы.
Эти героини в пьесе были одного возраста, но какими разными характерами они обладали.
Королева жила в атмосфере вседозволенности и потому росла эгоисткой.
Она привыкла, что все её желания исполнялись, и стала требовать невозможного.
Падчерица терпеливо сносила издевательства старухи-мачехи и была вознаграждена.
Автору удалось написать очень поучительную историю, в которой нашлось место прощению тех, кто исправился и осознал свои ошибки, и наказанию тем, кто ничего не понял.
Мне очень понравилось, что всё в сказке закончилось благополучно.
Что Падчерица получила богатые дары и избавилась от угроз и оскорблений старухи.
Мне понравилось, что королева осознала ошибки и решила начать жить по-новому.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать, правильно ли мы живём.
Все ли наши поступки отвечают законом добра и справедливости, не обижаем ли мы кого-то напрасно.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Ещё читательские дневники по другим произведениям Маршака:
Библиотека произведений автора пополняется.
«Двенадцать месяцев» — читательский дневник по сказке С.Я. Маршака
Известная и популярная сказка «Двенадцать месяцев» учит детей тому, что невозможно повернуть время по желанию, и всё в жизни идёт своим чередом. Это волшебное произведение помогает быть добрее и чище. Следует с ребятами записать краткое содержание «Двенадцать месяцев» в читательский дневник, чтобы они лучше запомнили это произведение. Ведь оно яркое и позитивное, где действующими лицами являются не только люди, но и сама природа.
История создания
Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.
Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.
Характеристика героев
В сказке много различных персонажей. Всех героев сказки «12 месяцев» можно разделить на положительных и отрицательных. К добрым можно отнести следующих действующих лиц:
Главная героиня — падчерица, которая с утра до вечера трудится, но всё равно мачеха ею недовольна. Девочка очень добрая и отзывчивая, скромная и спокойная. Она по сюжету встречается в зимнем лесу с братьями-месяцами, которые по характеру отражают то время года, которое они представляют. Март — это мальчишка, задорный и весёлый. И совсем другое дело Декабрь, который и внешне выглядит старше всех и рассуждает правильно. Он готов помочь девочке.
Многие персонажи сказки «12 месяцев» не имеют имени, так как автор хотел показать общество в целом. К отрицательным можно отнести следующих героев:
Мачеха и её дочка в сказке — коварные и лживые, думают только о своей выгоде и ради этого выгоняют падчерицу в сильнейший мороз на улицу, заставляя идти в лес за подснежниками. Избалованной и капризной девочкой показана в сказке и королева. Она глупа и не желает учиться, а все вокруг неё лишь соглашаются с её прихотями и желают исполнить любое её желание.
Жанр и главная мысль
Анализируя сюжет «12 месяцев» и персонажей, следует обратить внимание, что произведение относится к жанру волшебной сказки. Основными его элементами являются:
Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит торопиться, так как всему своё время. Смысл произведения: только доброе сердце умеет творить чудеса. Когда человек добрый, ему стараются помочь все вокруг.
Сказка Маршака учит, что добро всегда побеждает зло. Об этом гласят и народные пословицы на эту тему. Например, что доброе дело никогда не остаётся без награды. В этом и заключается мораль этой волшебной сказки.
Краткий сюжет
В одной семье умерла мать, оставив после себя дочку. Вскоре её отец женился на злой и жадной женщине, которая любила лишь только себя и свою глупую дочь. Плохо стало жить падчерице в доме у мачехи. Невзлюбила та девушку и постоянно заставляла её работать, не давая даже минутку отдохнуть.
Всё это происходило в королевстве, в котором правила девочка. Королева не любила учиться, была капризная и глупая. Её образованием занимался профессор, который был мудр и ещё пытался спорить с капризами маленькой королевы. Но она всё время обещала его казнить, поэтому мудрый старик не пытался настаивать на обучении и во многом соглашался с капризной девочкой.
И вот однажды королеве захотелось накануне Нового года подснежников. Она отдала приказ, что тот, кто принесёт ей корзину весенних цветов, получит взамен такую же корзину золота. Услышала такое желание королевы и жадная мачеха, которая тут же отправила в лес за подснежниками падчерицу.
В лесу было холодно и темно, поэтому бедной девочке было очень страшно. Но она встретила в самой лесной гуще 12 месяцев, которые решили помочь падчерице. Они сделали так: на некоторое время Апрель вступил в свои права, и поляна покрылась подснежниками, которые девушка тут же собрала. Поблагодарив месяцы и отправляясь домой, героиня получила в подарок от Апреля ещё и волшебное кольцо.
Волшебные превращения
Когда же падчерица вернулась домой, злая мачеха и её дочь, отобрав у девочки корзину с подснежниками и волшебное кольцо, немедленно отправились во дворец. Но всё-таки им пришлось сознаться, что цветы собрали не они, а падчерица. Королева тут же приказала привести девочку, так как она хотела с ней немедленно отправиться в лес за земляникой.
Но так как в лесу бушевала метель, придворные быстро замёрзли. Тогда королева бросила волшебное колечко в прорубь и неожиданно наступила весна, затем лето и осень, и очень быстро опять наступила зима.
Но зато появился Январь, который и стал исполнять желания:
И вскоре все благополучно выбрались из леса. И после этого девочка больше не страдала от унижений своей мачехи.
Художественные особенности
Анализ волшебной сказки показал, что нужно всегда помогать другим людям, совершать добрые поступки. И это основная мысль этого произведения. Рассматривая поступки героев «12 месяцев», ребята понимают, что плохие люди всегда будут наказаны. Содержание сказки отражает действительность, так как есть в мире люди, которые ради золота готовы на всё. Они могут предать и обмануть.
В сказочном произведении Самуила Маршака прекрасно сочетается реальность и фантастика. Все поступки героев и их характеры реалистичны. Но, безусловно, есть в этой сказке и волшебные моменты:
Такое необычное сочетание позволяет читателю полностью погрузиться в мир этой удивительной зимней истории. И уже с самого начала прочтения сказки хочется узнать, как закончится это произведение. Сюжет этого волшебного литературного сочинения посвящён и трудолюбию.
Пересказ для читательского дневника
Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:
Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.
Отзыв о падчерице
Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.
Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.
И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.
Анализ волшебного произведения
Сказка учить детей совершать лишь только хорошие и добрые поступки. Главная героиня постоянно терпит унижения и обиды, но не становится злой, поэтому ее и награждают богатыми подарками в конце.
Другое дело ее сестра и мачеха, которые злые и жадные, поэтому они в сказке и превращаются в собак.
Интересным фактом является и то, что в этой сказке для детей есть фольклорные элементы. В тексте очень много живых фраз и народный говор. В речи зверей очень много эпитетов, но особенно интересна речь главной героини, которую читатель не знает, как звать, но это оказывается совсем неважно. Речь падчерицы льётся, словно речка, она идеальная, мелодичная и плавная.
Когда читал эпизод про шубы, смеялся до слёз. Так им и надо злым и жалким!
Да, сложно поверить, что девочка столь капризна, что придумала такой приказ. А ведь королева должна быть рассудительной и мудрой!
Запоминающийся эпизод про братьев-месяцев. Никогда не представлял, как могут они выглядеть!