чему учить ребенка 1 год и 1 месяц
Развитие ребенка в 1 год 1 месяц: навыки, вес и рост, что умеет
Оглянуться не успели, а малышу уже целый год и месяц! Время летит быстро, практически закончились бессонные ночи, ношение на руках. Ребенок уже сам ходит (или пытается ходить), подражает маме и папе, играет во многие игры, взрослые блюда ему уже по вкусу, на горшок тоже потихоньку приучается ходить.
Мама и папа теперь не только няньки и “вечные дежурные”, но и просто друзья и самые любимые люди. Даже папы, которые раньше с опаской пробовали менять подгузник, боясь что-то “поломать”, теперь с удовольствием идут на прогулку с маленьким непоседой и почемучкой. Новый возраст, новый этап и новые достижения! Какие же основные характеристики этого возраста, что должен уметь делать малыш и по какому распорядку жить?
Физическое развитие ребенка
В возрасте одного года и одного месяца ребенок потребует к себе особенного внимания и заботы. Ведь активно развиваются его умственные способности, уже многое умеет и с интересом познает мир.
Вес и рост
Ребенок стремительно растет, увеличивается не только масса тела, но объемы. От 1 года до полутора лет показатели могут быть приблизительными. Рассмотрим 2 таблицы.
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 8,9 | 11,16 |
Вес девочек, кг | 8,5 | 10,8 |
Рост мальчиков, см | 72,3 | 79,7 |
Рост девочек, см | 71,4 | 78,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 45,3 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 44,2 | 47,3 |
Окружность головы мальчиков, см | 46,1 | 52,5 |
Окружность головы девочек, см | 46,3 | 51,4 |
Рост и вес ребенка в 1 год. Данные Всемирного Общества Здравоохранения (ВОЗ)
1 год | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 7,7 | 12,0 |
Вес девочек, кг | 7,0 | 11,5 |
Рост мальчиков, см | 71,0 | 80,5 |
Рост девочек, см | 68,9 | 79,2 |
Окружность головы мальчиков, см | 43,5 | 48,6 |
Окружность головы девочек, см | 42,2 | 47,6 |
Количество зубов – 8 передних. Если показатели колеблются в ту или иную стороны в рамках допустимого, то ничего страшного. Если немного не догнал в этом месяце в весе или росте, то в следующем может и перегнать. Но в случае, когда показатели значительно отличаются, следует обратиться к педиатру и другим врачам за консультацией.
Основные навыки в год и 1 месяц
Годовалому малышу уже многое удается сделать самостоятельно. Что же должен уметь маленький человек? Вот краткий перечень того, что малыш может делать сам или с минимальной помощью со стороны взрослого:
В основном, дети в этом возрасте самостоятельно могут сделать хотя бы пару шагов. От 1 года до 1,5 практически любой малыш осваивает самостоятельную ходьбу. Но, если малыш пока не ходит или ходит за ручку, не пугайтесь и не заставляйте. Когда он будет готов психологически и физически, то он сделает сам первый шаг и, скорей всего, практически сразу побежит.
Общие движения, движения руками, действия с предметамисам кушает, дает, забирает, ложит в рот, открывает, закрывает, вкладываает один предмет в другой, складывет кубики, играет с кольцами пирамиды, хлопает в ладоши и подражает взрослым
Нормы развития | Умения |
---|---|
Общие движения, движения руками, действия с предметами | Держится за ручку и ходит, передвигается самостоятельно на небольшое расстояние, уверенно стоит, приседает, наклоняется, быстро ползает |
Этапы развития речи | Проговаривает 10 – 15 слов: мама, папа, дай, на, я, бяка, нет, да |
Навыки и умения | Самостоятельно пьет из чашки, выполняет просьбы взрослых, понимает много слов, но не говорит, понимает и реагирует на эмоции: строгий голос, ласковое обращение, понимает слово “нельзя” |
Речевое развитие
Общаться уже намного легче. Малыш все понимает, но, конечно, пока много не говорит. Здесь все очень индивидуально. Некоторые детки произносят достаточно много слов и даже пробуют составлять предложения. Но есть и молчуны – они все понимают, но слова вытянуть невозможно. Зато потом резко начинают говорить целыми, логически правильно построенными, фразами.
Условно можно разделить словарь ребенка на активный и пассивный. Что это значит? Малыш говорит до 10 слов: мама, папа, дай, на, баба, некоторые простые имена близких, озвучивает основных животных. Это и есть активный запас слов. С каждым днем он становится все больше. Помогает постоянное общение, развивающие игры, чтение книг. С этого времени стоит записывать словарь вашего малыша в детский альбом.
Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, но сказать не может. А понимает он очень многое: как ласковые реплики, так и грубость. Старайтесь не ругаться при ребенке, потому что он все впитывает, как губка. Не удивляйтесь потом, когда ваше чадо выдаст через время в очереди что – то “приятное” в ваш адрес, а окружающие поймут, что это слово не ребенка, а вашего мужа.
Что умеет малыш в год и месяц
Не только говорит около 10 слов, но и совершает много действий по просьбе взрослых:
Не стоит, также, чересчур напрягать память ребенка и заставлять его говорить. Достаточно будет просто общения в непринужденной форме. Иногда малыш не общителен, и это тоже нормально. Возможно, ему не здоровится или что – то беспокоит. Старайтесь чутко относиться к настроению ребенка. Возможно, в какой-то день активности нужно меньше, а лучше послушать 15 минут спокойную музыку.
Психологическое развитие
Что понимает ребенок в год и месяц? Прекрасно осознает, что такое горячее и холодное, мягкое и твердое. Но всего этого не совсем достаточно. Он еще не понимает последствий поступков и не умеет чувствовать свою вину.
Когда малыш тащит в рот найденный кусочек печеньки на дороге (блестящие крышки, мелкие бумажки и остальной мелкий мусор на улице – это отдельная тема, для ребенка это исследование мира, а для родителей ежеминутная бдительность), то нельзя его ругать. Просто покажите, что вы тоже его съели, и как у вас потом болит живот. То же продемонстрируйте с горячим утюгом, чайником. Пока вы не покажите логическую цепочку (действие – последствие), ребенок не поймет, почему вы хватаете его в ужасе за руку и тянете от опасного предмета.
Если в песочнице малыш схватил за волосы сверстника или кинул в него песком, то кричать и наказывать в таком возрасте бесполезно. Пожалейте чужого ребенка, наглядно покажите, что ему больно. Ваше чадо сразу поймет, что мама будет жалеть (и любить) другого мальчика или девочку, потому что он что – то не так сделал. Навряд ли в следующий раз ребенок сделает что – то подобное.
Важно не показать, что малыш плохой, важно донести до него, что он сделал плохо. Нельзя посылать негатив. Ваша кроха должна быть уверена, что она самая желанная и любимая на свете. Угол, лишение игрушек – подобные наказания ни к чему хорошему не приведут, а главное – малыш просто подумает, что его считают плохим. На этом все. Причинно-следственные связи пока еще недоступны для его понимания. Ищите другие методы. Хотя у ребенка уже есть осознание того, что такое больно. Он научится понимать, что именно сделал плохо и при правильной реакции родителей исправится и сделает правильный вывод.
Распорядок дня
Дети до одного года могут нарушать примерный режим дня. Это зависит от многих факторов: прорезывание зубов, колики, особенности грудного вскармливания (засыпание возле груди, ночные перекусы), общие недомогания в связи с появлением первых прикормов.
После года режим уже более или менее стабилизируется. Все больше малыш бодрствует, многое понимает, употребляет с удовольствием много взрослых продуктов, обладает многими навыками и умениями, привыкает и умеет проситься на горшок, любит играть и общаться. Это уже осознающий и коммуникабельный человек. Поэтому режим дня соблюдать легче, да и объяснить уже все можно. Главное, стараться, проявлять терпение, и все делать с любовью, а еще помнить, что основное – питание, сон и развитие. Большинство повседневных дел с ребенком можно и нужно выполнять в игровой форме.
Действие | Часы |
Пробуждение, гигиенические процедуры, одевание, гимнастика или массаж (общение с мамой) | 6.30 – 7.00 |
Завтрак | 7.30 – 8.00 |
Прогулка (желательно на свежем воздухе), игры со сверстниками, общение | 8.00 – 9.30 |
Сон | 9.30 – 11.30 |
Обед, обычное меню: введение новых блюд | 11.30 – 12.00 |
Прогулка на свежем воздухе, активные и развивающие игры, общение со сверстниками и близкими | 12.00 – 14.30 |
Сон | 14.30 – 15.30 |
Полдник, легкий прием пищи | 15.30 – 16.00 |
Прогулка, чтение книг, спокойные игры | 16.30 – 19.00 |
Ужин, купание, гигиенические процедуры, общение с мамой, колыбельная, подготовка ко сну | 19.00 – 19.30 |
Сон | 19.30 – 6.30 |
Таблица является примерной. Все дети разные, но придерживаться основных этапов желательно по часам. Так малыш начнет понимать и знать, когда спать, когда играть, кушать и гулять. Да и взрослому будет легче планировать день. Ведь еще есть хозяйственные дела, да и так как малыш более активный и оставить и на минуту нельзя, все время придется планировать.
Режим питания
Зубов в этом возрасте у малыша всего 8, но все равно необходимо давать твердую пищу, только следует ее хорошо измельчать. Только творожки и пюре – этого будет маловато.
Меню для ребенка на 1 день
Завтрак – омлет на пару, каша на молоке, хлеб с маслом (без корочек), чай.
Обед – борщ протертый, суфле из курицы, картофельное пюре, компот.
Полдник – кефир, печенье, яблоко тертое.
Ужин – Гречневая каша, молоко, хлеб.
Некоторые родители считают, что если ребенок многое ест, значит можно давать абсолютно все блюда, которые едят взрослые. Но это не так. Есть продукты, которые еще долго малышу давать категорически нельзя.
Список запрещенных продуктов
Соль в пищу добавлять можно. Но только небольшими порциями. Учитывайте, что некоторые продукты содержат соль в своем составе, так что натрий и хлор, необходимые для человека, поступают в рацион в нужном количестве.
Место для кормления должно быть у ребенка свое. Специальный столик и стульчик, за которым сидит ребенок должны быть приспособлены для роста малыша. Он уже пытается кушать самостоятельно, поэтому проявите терпение, когда в радиусе метра вокруг чада все в картофельном пюре. Когда малыш устает, то аккуратно докормите его с ложечки.
Во время еды следует убирать предметы, которые могут отвлекать малыша, выключать телевизор. Кушать рекомендуется рядом с ребенком. Он будет смотреть на вас и повторять движения. Подвязывайте слюнявчик во время кормления и обязательно хвалите, если малыш сам пытается принимать пищу и пить. Ни в коем случае не ругайте, потому что потом вообще не заставите усесться за тарелку.
Режим сна
Суточная норма составляет 13,5 – 14 часов. Из них 2 часа обязательно составляет дневной сон. Ребенок в этом возрасте активно двигается, много играет и отдых необходим для полноценного восстановления сил.
Очень важно придерживаться режима сна, чтобы ребенок четко знал, когда он должен читать сказку на ночь и ложиться в кроватку. Так малыш будет полноценно отдыхать.
Во что можно поиграть с ребенком?
В годовалом возрасте ребенок очень любит подражать взрослым: включать и выключать телевизор с помощью пульта, разговаривать по телефону, помогать маме. Кухонная утварь интересует маленького исследователя вместе с ящичками и коробками. Выдайте ребенку некоторые безопасные предметы, чтобы он тоже чувствовал свое участие.
Обязательно как у мальчика, так и у девочки должен быть пупс с одеждой, которого можно кормить и одевать. Волосы, острые и мелкие предметы необходимо исключить. Так как ребенок все тянет в рот, то игрушки должны быть чистыми и экологически безопасными.
Машинки и мягкие игрушки тоже должны соответствовать возрасту: избегайте мелких деталей, длинной ворсы и всего, что может попасть в рот и дыхательные пути. Очень по нраву будут ребенку различные развивающие моторику и сообразительность пирамидки, кубики, крупные игрушки, требующие складывания и расставления в определенном порядке.
Игрушки с фигурными отверстиями придутся по душе каждому крохе – это интересно и увлекательно. Обязательно хвалите и поощряйте, помогайте, когда что-то не получается.
Учите ребенка заботиться о других. Кормите кукол, папу, бабушку. Принесите вместе дедушке газету и попросите подать себе книгу. Малыш с удовольствием будет выполнять просьбы. А если будете хвалить, то чувство своей значимости и нужности сделает ребенка самым счастливым.
Развитие ребенка в 1 год 1 месяц
После годика начинается самое интересное: почти все малыши уже ходят, многие даже пытаются говорить. У вас, как у родителей, появляется все больше возможностей для взаимодействия со своим ребенком. Теперь вы выступаете не только в роли человека, кормящего, моющего и убаюкивающего малыша, но и в роли его друга, партнера по играм, воспитателя и учителя. Обычно когда ребенок достигает годовалого возраста, даже папы, ранее испытывавшие неуверенность и растерянность, теперь охотно включаются в процесс воспитания. Сегодня мы расскажем вам, уважаемые родители, как правильно организовать режим дня и обеспечить гармоничное развитие ребенка в 1 год 1 месяц.
Моторное развитие ребенка в год и месяц
Большинство карапузов годовалого возраста или чуть старше вполне уверенно держатся на ногах, могут без посторонней помощи встать и пройти 10-20 шагов до цели. Притом девочки обычно пытаются упростить себе задачу, передвигаясь вдоль мебели и удерживаясь за нее руками. А мальчики часто опускаются обратно на пол и быстро ползут, потому что это у них пока получается лучше, и так они чувствуют себя увереннее.
Если ваш ребенок в 1 год и 1 месяц еще не ходит сам, но при этом он абсолютно здоров, и шустро ползает, попробуйте мягко переключить его на ходьбу. Водите малыша, дав ему в качестве опоры два своих указательных пальца. Подводите к интересным предметам, расположенным на уровне его роста, чтобы ребенок понимал: наверху много всего любопытного, и чтобы добраться до этого, нужно ходить. Сидя в другом конце комнаты, позовите сына или дочь к себе. Если малыш приползет, вместо того чтобы подойти, не демонстрируйте огорчение, просто снова отойдите подальше, встаньте на четвереньки, затем поднимитесь на ноги, побуждая ребенка повторять за вами. Бурно радуйтесь, когда малыш подходит к вам, и обнимайте его.
Маленькие исследователи и покорители
Ребенок в возрасте одного годика и одного месяца проявляет живой интерес к своему жилищу. Он пытается обследовать все, что попадается в поле зрения; часто задирает голову вверх, и если видит что-то любопытное, стремится добраться до предмета. Юные исследователи вполне способны покорять вершины, расположенные на высоте полуметра от пола: они забираются на стулья, кресла, диваны и табуреты. Однако спуститься вниз всегда сложнее, поэтому ваш маленький «альпинист», сидя на стуле, может начать хныкать и просить о помощи.
В этом возрасте ребенок активно исследует свойства всех предметов, попавших к нему в руки: ощупывает, пробует на вкус, стучит обо что-нибудь, бросает на пол и смотрит на результат. В настоящее бедствие превращается стремление юного исследователя открывать все емкости, выдвигать все ящики и с радостным визгом выкидывать оттуда все содержимое. Подбирать разбросанные вещи и складывать обратно – не лучшее решение. Малыш дождется, пока вы отвернетесь, и с восторгом повторит свои действия, думая, что это такая игра. Лучше сделайте большинство ящиков в доме недоступными для малыша. Разумеется, в первую очередь это касается ящиков с потенциально опасными предметами.
Для любого исследователя, в том числе, для такого юного, очень важно понятие родного дома. Малыш должен просыпаться и засыпать в знакомой, безопасной обстановке. Частые переезды и ночевки вне дома затормаживают развитие ребенка. Резкая смена обстановки дезориентирует малыша. Это может стать даже причиной нарушений сна. Если вы планируете переезд, перестановку или ремонт, находитесь рядом с ребенком в момент его пробуждения, и постепенно знакомьте его с новыми предметами вокруг.
Речевое развитие ребенка в 1 год и 1 месяц
Весь речевой арсенал малыша старше одного года можно условно разделить на пассивный и активный словарь. В первом словаре находятся те слова, смысл которых понятен ребенку, но он их не произносит. А слова из активного словаря у него всегда на устах: мама, папа, баба, гуля, бяка и прочие упрощенные определения.
Большинство родителей пытаются максимально расширить пассивный словарь своих чад и перевести как можно больше слов из пассивного словаря в активный. Это замечательное начинание, но постарайтесь не слишком перегружать малыша информацией. В процессе обучения случаются казусы: вы просите сына или дочь показать котика, а он показывает вам козу. Не огорчайтесь, ребенок хорошо понял, о чем вы его попросили, просто в данный момент коза привлекает его больше, и ему хочется показать вам нечто действительно смешное и интересное.
Интеллектуальное развитие малыша в год и месяц
Что ребенок понимает в таком возрасте? Он уже знает, что съедобное, а что несъедобное, что твердое, а что мягкое, чем опасно острое и горячее. Но этих знаний недостаточно для того, чтобы со стопроцентной уверенностью избежать бытового травматизма, опираясь на собственный опыт и интеллект. Перекрыть ребенку доступ ко всем потенциально опасным предметам в доме – важнейшая задача для родителей. А всякий раз, когда в присутствии ребенка возникает опасная ситуация, нужно объяснять ему, как себя вести.
Например, малыш подошел к гладильной доске, на которой стоит раскаленный утюг. Вместо того чтобы с испугом хватать ребенка за руку, ругать и тащить в сторону, спокойно продемонстрируйте ему, в чем заключается опасность: поднесите палец к утюгу, изобразите, будто вы обожглись и вам больно. Потом сделайте ограждающий жест и предупредите, что малыша ждут аналогичные неприятности, ели он дотронется до утюга.
Запреты и наказания
Запреты на ребенка одного года и одного месяца не действуют в принципе. Если кто-то вам скажет, что их сын или дочь беспрекословно слушаются запретов в этом возрасте, знайте: малыш просто испытывает страх. Он опасается крика, ругани или наказания. Малыш не понимает, почему ему нельзя делать то, что запрещено. Просто нельзя – и все. Это очень плохой способ воспитания. В таком возрасте только одна форма запрета может быть использована эффективно и без вреда для психики – полное закрытие доступа. Ребенку нельзя лазить в эту коробку – уберите ее на антресоль.
Что касается наказаний, то здесь тоже не все так просто. В возрасте одного годика и чуть старше дети еще не умеют предвидеть последствия своих действий, и не чувствуют вину за свои плохие поступки. Например, ваш сын или дочь в пылу игры укусил сверстника. Что делать? Ни в коем случае не кричать, не ругать и не отправлять ребенку негативное эмоциональное послание: ты плохой. Нужно демонстративно жалеть укушенного малыша. Пусть ваш ребенок сам осознает, что произошло, даст оценку своему поступку и сделает вывод. В год и месяц интеллект развит достаточно для этого.
На любой проступок ребенка нужно реагировать так, чтобы он понимал: вы не считаете плохим его самого, вы осуждаете лишь его поступок, и при этом не сомневаетесь, что он исправится. Ведь малыш у вас умный, хороший, добрый и самый лучший на свете. Ребенок должен быть уверен в вашей любви и в том, что он для вас – сокровище. Наказания в таком маленьком возрасте абсолютно неприемлемы, более того – бессмысленны. Если вы, например, поставите малыша в угол или лишите любимых игрушек за то, что он разбил вазу, он сделает лишь один вывод: мама внезапно решила, что я плохой. Ребенок в год и месяц еще не способен проследить прямую причинно-следственную связь между совершенным проступком и наказанием за него.
Как организовать режим дня ребенка 1 года 1 месяца
Крепкий сон и полноценное питание настолько важны для малыша, что переоценить их роль трудно. Гармоничное физиологическое и психическое развитие ребенка можно обеспечить лишь тогда, когда его не беспокоят жизненные неурядицы: не выспался, бурлит в животике, неудобная одежда. Давайте подробно обсудим вопросы организации сна и питания детей одного года и одного месяца.
Спокойный сон
Удивительно, но уже в этом возрасте среди малышей обнаруживаются «совы» и «жаворонки». Первые ложатся спать в 8-9 вечера, зато уже в 4 утра обычно будят маму и просятся к груди. А вторые могут капризничать до 11, но просыпаются первый раз примерно в 6 утра. Большинство малышей после годика еще продолжают делить ночной сон на «два приема», это нормально. Днем дети такого возраста тоже спят два раза, и сон длится не менее часа. Суммарно малыши 1 года и 1 месяца проводят во сне по 12-13 часов в сутки.
Среди специалистов ведутся споры относительно того, нужно ли высаживать ребенка на горшок, когда он просыпается по ночам. С одной стороны, чем раньше вы перестанете пользоваться подгузниками, тем лучше. А с другой – многие дети после раздевания и высаживания теплой попой на холодный горшок долго хнычут и не могут снова заснуть. Поэтому многие современные мамы жалеют свой покой и нервы ребенка, и не сажают его на горшок ночью.
Ритуалы отхода ко сну и утреннего пробуждения очень важны для малыша. Вечером его нужно искупать или хотя бы подмыть, переодеть в чистое. Затем подержать на руках, ласково поговорить, напеть песенку, приложить к груди по желанию. В комнате должна быть спокойная обстановка, приглушенный свет, чистый воздух, комфортная температура. Категорически не рекомендуется носить ребенка на руках по комнате и укачивать, а в кроватку класть лишь после того, как он уснет. Пройдет еще полгода, и ваш карапуз будет весить гораздо больше, притом капризничать гораздо дольше. Укладывание спать превратится в многочасовые муки. Педиатры рекомендуют с самого рождения позволять детям самостоятельно засыпать в кроватке. Трясти и раскачивать люльку или коляску с малышом недопустимо – это расстраивает вестибулярный аппарат и не приносит ничего, кроме вреда.
Утром, как только ребенок проснулся, подойдите к нему и ласково поприветствуйте. Каждый день должен начинаться с вашей улыбки, теплых объятий и поцелуев. Тогда малыш весь день будет в хорошем настроении. Не нужно сразу «выдергивать» ребенка из сонного состояния: сажать на горшок, волочь в ванную, причесывать и одевать. Дайте ему пять минут понежиться у вас на руках или поваляться в кроватке.
Правильное питание
Почти все детки в возрасте 1 года и 1 месяца еще находятся на грудном вскармливании, но уже получают обширный прикорм: кашки, фруктовые и овощные пюре, йогурты и творожки, постное мясо и рыбу, лучше всего, приготовленные на пару. Существуют очень удобные кружки-поилки, которыми можно научить пользоваться малыша.
Правильно организовать прием пищи – задача непростая. Лучше всего сажать ребенка в специальный стульчик со столиком для кормления, повязывать ему слюнявчик, ставить тарелку, давать ложку, садиться рядом за кухонным столом и тоже кушать. Пусть ребенок потихоньку учится повторять за вами. Будет много «свинства», но что поделать. Если малыш устанет воевать с едой и расстроится, помогите ему и докормите с ложечки.
Во время еды ребенка не нужно отвлекать лишними разговорами, игрушками и работающим телевизором. Дайте ему сосредоточиться. Если вы будете всякий раз кормить ребенка с ложки, стремясь ускорить процесс и избежать беспорядка, он еще не скоро научится кушать самостоятельно. Обязательно хвалите малыша за то, что он хорошо покушал. И ни в коем случае не ругайте, если у него плохо получается. Потом ребенок вообще будет отказываться садиться за столик и приступать к еде.
Естественные отправления
Полный контроль над процессами мочеиспускания и дефекации устанавливается ребенком лишь к трем годам. Поэтому не стоит сильно огорчаться из-за мокрых штанишек и простыней. Тем более, не нужно ругать малыша из-за них. А вот хвалить всякий раз, когда ребенок сходит на горшок, нужно обязательно. Важно также сформировать у малыша правильное отношение к отправлению естественных надобностей.
Горшок не должен стоять посреди гостиной или менять свое место каждые пять минут. Поставьте его в туалете или за кроваткой. Пусть ребенок, во-первых, знает, где его горшок, а во-вторых, понимает, что процесс опорожнения кишечника или мочевого пузыря – это процесс интимный. Родители ведь не писают посреди комнаты, и не ходят по дому без штанов.
Как играть с ребенком в 1 год 1 месяц
Больше всего на свете малыша в таком возрасте интересуют те предметы, с которыми постоянно взаимодействуют его родители: кухонная утварь, мобильный телефон, компьютер, пульт от телевизора и так далее. Он обожает копировать ваши действия: «звонить», варить кашу, кормить куклу этой кашей. Обеспечьте его собственной, игрушечной, утварью, телефоном, а также куклами и зверушками. Важно правильно подобрать игрушки для ребенка в возрасте одного года и одного месяца.
Все игрушки должны быть изготовлены из экологически чистых и безопасных материалов. Минимум острых углов, синтетического меха и волос. Игрушки не должны содержать мелких деталей, способных попасть в дыхательные пути. Небольшая кукла нужна любому ребенку в этом возрасте: как мальчику, так и девочке. Это должен быть пупс, то есть имитация младенца, из мягкого резинового пластика, с движущимися конечностями и головой без волос. Кукольная одежда очень простая – шапочка, кофта и штаны, которые ваш ребенок сможет снять и надеть сам.
Помимо куклы, у малыша в возрасте одного года и одного месяца должно быть не менее десятка разных игрушек в виде животных, птиц и рыбок. Что касается машинок, то подойдут лишь большие, надежные грузовики и самосвалы, на которых можно катать куклу или мишку. Мелкие машинки опасны: ребенок может наступить на них, отломать деталь и проглотить ее.
Стоит уделить особое внимание развивающим игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам, различным дощечкам с фигурными отверстиями, в которые нужно вставить подходящий предмет. Проявите терпение, показывая малышу, как с ними играть. Хвалите за каждое достижение.
Развивающие игры для детей 1 года 1 месяца
Учим ребенка различать цвета. Возьмите набор цветной бумаги, разложите листы по полу, и расставьте на них предметы и игрушки соответствующих цветов, проговаривая название каждого цвета. Затем уберите игрушки, поиграйтесь ими вместе с ребенком и предложите ему снова разложить предметы по цветам.
Создаем представление о размерах и форме предметов. Вам понадобится несколько коробок разного размера. Используйте небольшие картонные коробки, пачки из-под сока, коробочки от парфюмерии и косметики. Складывайте коробки одну в другую, а потом разбирайте конструкцию и предлагайте малышу снова все сложить. Вскоре он поймет, что самую большую коробку нужно брать первой. Можно также вырезать фигурные отверстия в днище и просить ребенка вставить фрагменты на место.
Приобщаемся к природе. Обязательно гуляйте с ребенком каждый день, если позволяет погода. Летом позвольте ему пройтись босиком по траве, повозиться в песочке, искупаться с вами в речке или озере. Пусть малыш слушает пение птиц, наблюдает за бабочками и жуками, собирает красивые цветочки. Говорите обо всех природных явлениях и предметах, с которыми сталкивается ребенок, это существенно ускорит его развитие.
Развиваем мелкую моторику. Возьмите пластиковую банку с ровными и неострыми краями, и несколько прищепок (достаточно крупных и не слишком тугих). Покажите малышу, как надеть прищепку на край банки. Пусть он попытается повторить за вами. Эта простая забава вызывает восторг у детей в возрасте одного года и одного месяца, кроме того, она отлично помогает развивать мелкую моторику.
Знакомим ребенка с собственным телом. Сядьте напротив ребенка и дотрагивайтесь до разных частей своего тела, комментируя это: «Я трогаю себя за носик, а ты так можешь? Где у тебя носик?» Обязательно несколько раз называйте каждую часть тела. Затем закрепляйте успех: снова просите малыша дотронуться до носа, ручки, ножки, живота и так далее.
Развиваем творческие способности. Попробуйте вместе с сыном или дочерью сделать легкие кубики из маленьких пачек от сока (так называемых тетра пакетов). Срежьте верхушки, набейте кубики смятыми газетами, затем верните верхушки на место и обклейте кубики скотчем. Можно пойти дальше – раскрасьте их или обклейте цветной бумагой, нарисуйте смешные рожицы.
Учим ребенка заботиться о других. Для этого вам понадобится кукла или другая любимая игрушка вашего ребенка – мишка, зайчик, хрюшка. Попросите малыша поухаживать за ней. Скажите, что она хочет кушать, что ее нужно уложить спать. Пусть ребенок повторяет все те же действия, которые совершаете вы, ухаживая за ним. Такие игры вырабатывают у детей чувство собственной значимости, самостоятельности и ответственности.
Еще одна игра, помогающая малышу разобраться в понятиях размера и формы. Возьмите большую коробку и разгородите внутри нее много отделений разной формы и размера: прямоугольные, квадратные, треугольные, круглые. Соберите много предметов и игрушек, и вместе с малышом постарайтесь разместить их по отделениям наиболее рационально. Затем выньте все, и предложите ребенку укомплектовать импровизированную посылку самостоятельно.
Учим ребенка подражанию. Подведите малыша к большому зеркалу, встаньте рядом и начните корчить рожицы: грустную, веселую, обиженную, удивленную и так далее. Пусть сын или дочка наблюдают за вами и пытаются повторить. Затем начните совершать простые действия: приветственно махать рукой, кружиться, хлопать в ладоши. Комментируйте свои жесты, например: «Вот как мама здоровается. А как мой малыш здоровается, покажи?»
Как научить малыша играть с другими детьми и делиться своими игрушками? Попробуйте такую игру. Сядьте напротив ребенка и протяните ему какой-нибудь интересный предмет или игрушку со словами: «Возьми, пожалуйста». После того как он рассмотрит новый предмет, тщательно изучит его, поиграется, протяните руку и попросите: «Верни, пожалуйста». Похвалите малыша и поцелуйте. Если он отказывается возвращать вещь, через некоторое время снова попросите, спокойно и ласково. Сразу после того как ребенок выполнит просьбу, дайте ему новый интересный предмет, и повторите игру сначала.
Образование: Диплом по специальности «лечебное дело» получен в Волгоградском государственном медицинском университете. Тут же получен сертификат специалиста в 2014 г.
Наши авторы