чему учит рассказ цветок хлеба

Юрий Яковлев — Цветок хлеба:
Краткое содержание

Маленький Коля живет с матерью и бабушкой в деревне. Дедушка воюет с фашистами. Люди голодают. Коля, схожий с исхудалым волчонком, ест болтанку и несытный «хлеб из веников» проса. И лишь разочек вволю поел хлебушка. Тогда ночью в хату зашли «наши автоматчики». Солдат подал оробевшему мальчонке кусок хлеба. Коля «дышал хлебом», прижимался щечкой. Съел – и опьянел от сытости и тепла.

Пришел час – прогнали из родного края фашистов. Мать посеяла немножко пшенички. Коля ждал, когда хлеб зацветет. Наверно, прекрасными цветами. Но таких цветов не увидел. А потом собрали колоски, и бабушка испекла два коржа, как два солнышка. Борясь с желанием ухватить корж без спроса, Коля дождался разрешения бабушки. Проглотил – и не заметил как.

Второй корж бабушка велела отнести деду. Он обитал на пасеке. Коле обидно и завидно, но он, пряча за пазухой горячий посоленный корж от мальчишек, бежит на пасеку. Дед забирает корж, расспрашивает о здоровье бабушки, отвечает внуку, что медаль «за немцев» ему не нужна. А сам пьет сладкую водичку от пчел. И дает внуку для стирки вещички. Коля уходит, сердясь, что дед один съест коржик с медом. Бабушка разбирает вещи – и находит корж на дне. Ясно, что дед вернул его для внука. Коле стыдно за свою обиду на деда-фронтовика. Значит, есть чувства поважнее голода. Корж – дедушкин. Коля укладывает его в дедушкин сундук.

Читательский дневник по рассказу «Цветок хлеба» Яковлева

Сюжет

Во время войны маленький Коля только раз ел настоящий хлеб. Один солдат поделился с мальчиком. В конце войны мать сеет пшеничку. Коля ждал цветов на хлебе – и не понял, как же он цветет. Бабушка испекла два коржа. Один дала внуку, другой сказала отнести дедушке-фронтовику на пасеку. Мальчик завидует, что дед один съест свой корж. Он приносит с пасеки вещи для стирки. Оказалось, дед корж вернул. Но Коле уже совестно его есть. Есть чувство сильнее, чем голод. Коля прячет корж для дедушки.

Отзыв

Цветок хлеба – символ жизни, добра, мира, щедрости, радости. Пусть у хлеба невзрачные, неприметные цветочки, зато как дорог людям сам хлеб. Рассказ о детстве в войну. Мальчик живет в страшном взрослом мире: война, голод. Дед жалеет внука, забывшего вкус хлеба. Солдаты воюют ради счастья детей. Урожай хлеба шел на фронт, да растить его было некому, еще и при немцах. В семье мальчик научился думать не только о себе, но и о других. Рассказ учит душевной щедрости, сопереживанию, доброте, самоотверженности, воспитывает чувство долга. Учит помнить уроки и героев войны, помнить, какой ценой достается хлеб. Учит трудиться, уважать труд других.

Источник

Яковлев «Цветок хлеба» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Автор: Яковлев Юрий Яковлевич.

Краткое содержание для читательского дневника

Читайте по теме:

Главные герои

1. Коля – маленький мальчик, черноволосый, исхудавший, постоянно голодный в войну.

2. Мама, бабушка и дедушка Коли – добрые и трудолюбивые люди, которые с любовью и заботой относятся к близким.

3. Солдат, который угостил Колю хлебом.

Главная мысль

Чему учит

Рассказ учит любви к близким, трудолюбию, терпению, учит бережно относиться к хлебу. Не стоит судить о каких-то поступках плохо, не разобравшись.

Отзыв

Это интересный рассказ о трудностях военного времени. Очень непросто жилось и взрослым, и детям. Но люди не потеряли свою человечность и доброту. В рассказе показано, что нужно думать не только о себе, но и о других. Даже чужой человек (солдат), увидев исхудавшего мальчика, отдал ему свой хлеб. Дед Коли очень бы, наверное, хотел сам съесть хлеб, испеченный бабушкой, но он незаметно вернул корж домой для своих родных. И мальчику стало стыдно за свои плохие мысли о дедушке. Тогда он спрятал хлеб в сундук, где лежали дедушкины вещи.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Источник

Урок на тему «Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (5 класс)

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

Серия «Рассказы о войне для школьников 5-6 классов»

совершенствование умений и навыков анализа эпического произведения обучающихся

воспитание трепетного отношения к хлебу, внимательного отношения к старшим

развитие мышления, творческих способностей, способности к анализу.

Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, прослушивание аудиозаписи рассказа

Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о ХЛЕБЕ), дискуссия, синквейн

Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.

Оборудование: доска, выставка книг о войне, экран, компьютер, этимологический словарь, иллюстрации.

—Почему мальчик так питался?
3.Слово учителя.
Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», — писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева — обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.
Как вы думаете,ребята,зачем Ю.Яковлев написал рассказ «Цветок хлеба»?

4.Разбор домашнего задания «Словарик рассказа»(оно может выглядеть таким образом)

Подарок, как правило в виде вкусных лакомств

Комментарии могут быть разными

Небольшое, незначительное количество; значимая, но не преобладающая часть

При необходимости учащиеся обращаются к этимологическому словарю.

5.Стихотворение о хлебе.
Видеоролик на экране.
Стихотворение Н.Добронравова «Хлеб» читает автор
Хлеб.

Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.

Хлеб везли на подводе. Стыл мороз за прилавком.

Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.

Ах какой он был мягкий, какой был хороший!

Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший…

Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями

Может быть, оттого, что, прощаясь, солдаты
Хлеб из двери теплушки раздавали ребятам.
Были равными все мы тогда перед хлебом,
Перед злым, почерневшим от «Юнкерсов» небом,
Пред воспетой и рухнувшей вдруг обороной.
Перед желтенькой, первой в семье похоронной,
Перед криком «ура», и блокадною болью,
Перед пленом и смертью, перед кровью и солью.
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
И солдаты, и маршалы вместе рубали.
Ели, будто молясь, доедали до крошки.
Всю войну я не помню даже корки засохшей.

… За витриною хлеб вызывающе свежий.
Что ж так хочется крикнуть: «Мы все те же! Все те же!»?
Белой булки кусок кем-то под ноги брошен.
Всю войну я не помню даже крошки засохшей…
Мы остались в живых. Стала легче дорога.
Мы черствеем, как хлеб, которого много.
Что общего у рассказа Ю.Яковлева и у стихотворения Н.Добронравова?
6.Групповая работа.
Учащиеся одной группы задают вопрос по тексту,а вторая группа должна ответить цитатой из рассказа(прочесть ее)
Например:
1 группа задает вопрос

-Как поступили с мукой 1 урожая?
2 группа зачитывает отрывок:

Что такое добро?Урок доброты.

Добро – это светлое и чистое чувство, заставляющее человека помогать другим, заботиться о слабых и обиженных, сострадая им.

Дедушка мальчика дал своему внуку один из самых замечательных уроков добра.
Коля устыдился своих неправильных мыслей о взрослых и навсегда запомнил эту историю.
« Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам. И он воевал с фашистами, а медали ему не надо».

8.Вывод.
Так почему рассказ так называется?
А как бы вы, ребята, назвали наш урок еще?

Составляем синквейн урока.

СИНКВЕЙН (от французского «5», пятистишие)

1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект

1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.

^ 2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта

2. Описание темы в 2 – х словах – прил.

3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта

3. Описание действия в рамках этой темы

3 –я словами – глаголы

^ 4 строчка – 4 слова (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте

4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи

^ 5 строчка – 1 слово (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение

5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи

— Работа учащихся. Запись синквейна.
Может получиться:
1.Хлеб
2.Особенный,долгожданный
3.Ждали,радовались,удивлялись
4.Стал важным уроком доброты
5.Важно!
Домашнее задание.

— Подберите стихи о хлебе.

Приложение «Иллюстрации к рассказу» Источник :Диафильм «Цветок хлеба»,1971
Иллюстратор: Сердюков Владимир Иванович(кадры 4 и 7)
чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

Источник

Что хотел сказать автор, о чем заставил задуматься рассказ «Цветок хлеба»?

О чем заставил задуматься рассказ «Цветок хлеба»?

«Цветок хлеба» что хотел сказать автор читателю?

«Цветок хлеба» что оказалось неожиданным в рассказе, «Цветок хлеба» чем понравился рассказ?

«Цветок хлеба» что вас удивило в этом рассказе?

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

В рассказе Юрия Яковлева » Цветок хлеба» речь идёт о голодном детстве детей войны, особенно тех, кто оказался под оккупацией.

В пищу шло все, что можно было придумать, даже обмолоченые метелки проса.

И конечно, взрослые самое лучшее отдавали детям, чтобы спасти их, недоедая, голодая сами.

Бабушка испекла два первых коржа и первый отдала внуку, но ещё она передала один деду, который на пасеке питался лишь «медовой водичкой».

Тут проскальзывает тревога бабушки за своего голодного мужа.

Но тот, в свою очередь, поняв, что дома ничего не оставили, отправил хлеб обратно.

И так, по кругу, хлеб опять попал к Коле. Он очень хотел его съесть, но вдруг он остановился. Он впервые понял, что не стоит этого делать, что он должен подумать о голодном дедушке, который там, в лесу, на пасеке, по которому ползают пчелы и он не хочет медали.

Ведь, как бы то ни было, но он уже поел, а другие нет. Мальчик начал взрослеть и понимать, что все голодные, что все хотят кушать, но отдают ему.

Рассказ о том, что нужно уметь жертвовать собой ради других, как это делают взрослые ради ребенка.

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

Когда я была маленькая, то бабушка заставляла меня читать книжку «Рассказы » А. Чехова. Так она отрабатывала со мной технику чтения. Чаще всего она просила прочесть ее любимый короткий, казалось бы юмористический, рассказ «Смерть чиновника».

Я знала его чуть ли не наизусть. Но, своим 6-7-летним умом никак не могла понять, почему он бедненький умер.

Только сейчас я своим взрослым умом понимаю, что страх, мнительность и самоунижение не позволили Акакию Акакиевичу быть нормальным человеком. И такой обычный, казалось бы пустяковый случай, который он сам перевернул, извиняясь за свой чих перед генералом, и вконец замучив его, что тот не выдержал, и вправду рассердился так, что накричал на него, довел Червякова до инфаркта.

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

Каштанка. Удивительный и ставший хрестоматйным рассказ Антона Павловича Чехова.

Речь в произведении идёт о небльшой дворовой собачке рыжего цвета, которая жила у простых людей, бывала и голодна, и даже иногда и бита, ео, тем не менее, любила своих хозяев.

Волею судьбы Каштанка попадает в дом к цирковому артисту, где она имеет всё, что нужно для собаки, то есть тёплый кров, сытную еду, да плюс ко всему, ещё и возможность стать цирковой артисткой.

Но как только появляется возможность вернуться к прежним хозяевам, собака решает оставить циркового артиста с его хорошим к ней обращением и возвратиться к прежним хозяевам, к которым была по собачьи привязана.

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

Совершенно понятная и ясная для восприятия ребёнка история. Мы в ответе за тех кого приручили. И не надо никогда забывать о своих близких. Кроме того, если понадобится, то надо защищать своих близких и друзей. как это произошло в истории с братом и сестрой и их маленьким другом- котёнком.

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

Совершенно логично было бы предположить, что кошки исчезают вдруг, чтобы совершить величайшее таинство природы-рождение потомства. Так и случилось с любимой кошкой ребят. Она стала мамой котят. Мама разрешила детям оставить одного котёнка у себя, а остальных пришлось раздать. Однажды случился неприятный эпизод. Дети пошли на речку и забыли про котёнка. В это время появились охотники с собаками и котёнку угрожала реальная опасность.Но Вася встал на защиту своего друга и поступил как настоящий молодец, не дал собакам разорвать котёнка.

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

Эта грустная история о любви популярна в социальных сетях. Найти продолжение рассказа «1 сентября Лера стоит» можно найти и в вк, и в одноклассниках. Но, чтобы вы долго не искали размещаю эту слезную историю здесь.

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

Краткий отзыв в читательский дневник по рассказу Куприна «Детский сад»

Бурмину рекомендуют обратиться в сатирическую газету, где ему обещано покровительство. Сашенька умирает, а в день похорон, отец видит, что на пустыре началась посадка сада.

Главная идея рассказа заключена в раскрытии, на примере жизни Бурмина, людской чёрствости, в нежелании помогать ближнему, каменности и надменности власть имущих. А противовесом этому выступает самоотверженность отца, борющегося за глоток жизни для других, даже понимая, что это уже не принесет спасения его собственному ребенку.

Главные действующие лица/герои рассказа: Бурмин И.С. и его дочь Саша.

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлеба

Отзыв о рассказе Яковлева «Цветок хлеба»

чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть фото чему учит рассказ цветок хлеба. Смотреть картинку чему учит рассказ цветок хлеба. Картинка про чему учит рассказ цветок хлеба. Фото чему учит рассказ цветок хлебаГлавный герой рассказа Юрия Яковлева «Цветок хлеба» — мальчик по имени Коля. Во время войны Коля всегда был голодным. Еды в доме практически не было, и мальчик ел все, что росло в округе – черемуху, щавель, кислые лесные яблоки.

Лишь однажды, когда в их доме останавливались солдаты, ему удалось вволю поесть хлеба. Один из солдат дал ему большой кусок хлеба, и Коля, забравшись на печку, ел этот хлеб, зажмурив глаза от удовольствия. А после того, как Коля досыта наелся, он крепко уснул.

В конце войны мать Коли посеяла на огороде хлеб. Когда появились всходы, мальчик попробовал один росток на вкус, и, по его мнению, это была обычная трава. Но позднее ростки свернулись в трубочки, и мать Коли сказала, что хлеб скоро зацветет. Мальчик ждал появления цветков хлеба и гадал, как они будут выглядеть.

Но он так и не увидел цветков, а на хлебных ростках сформировались колосья. Когда хлеб созрел, и его убрали, бабушка Коли испекла два коржа. Одним коржом она угостила внука, и тот быстро съел свежий, вкусно пахнущий хлеб.

А второй корж бабушка попросила отнести деду на пасеку. Коля взял еще горячий корж и понес его деду. Корж он спрятал под рубаху, чтобы деревенские мальчишки его не отобрали.

Когда он пришел на пасеку, то застал деда перед пчелиным водопоем. По желобу стекала вода, пчелы ее пили, и вода от пчел становилась сладковатой. Дед набирал в ладонь эту воду и пил ее.

Мальчик отдал деду корж и тот ему обрадовался. Коля надеялся, что дед разделит с ним корж, но тот отнес его в шалаш. Мальчик посчитал деда жадным человеком, он думал, что дед решил съесть корж без него, один.

Вскоре дед вышел из шалаша и передал Коле котомку с бельем для стирки. В этот момент мальчику очень хотелось попросить у деда кусочек коржа, но он сдержался и промолчал. Когда Коля пришел домой, он отдал котомку бабушке. Та стала перебирать белье и на дне котомки нашла корж, завернутый в чистую тряпочку.

Она молча положила корж перед внуком. Коля обрадовался, и протянул было руку к угощению. Но потом до него дошло, что дед не стал есть этот корж, а остался на пасеке и пьет там подслащенную воду, чтобы заглушить чувство голода. Тогда Коля завернул корж в тряпицу и положил его в сундук, где лежали дедушкины вещи.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Яковлева «Цветок хлеба» заключается в том, что в любой ситуации важно сохранять чувство собственного достоинства. Когда бабушка испекла коржи, Коле очень хотелось отломить кусочек этого вкусного хлеба. Но он терпел и не брал корж, пока бабушка сама не угостила его.

Рассказ Яковлева «Цветок хлеба» учит не думать плохо о близких людях. Коля надеялся, что дедушка угостит его своим коржом, но тот унес корж в шалаш. И тогда Коля решил, что дед хочет сам съесть весь корж, когда Коля уйдет домой. Но мальчик ошибался, потому что дедушка тайком положил корж в котомку, чтобы внук съел его дома сам. Поняв, что он плохо подумал о дедушке, Коля не стал есть второй корж, а положил его в дедушкин сундук.

В рассказе мне понравился дедушка Коли, который, будучи сам голодным, отдал свой корж внуку.

Какие пословицы подходят к рассказу Яковлева «Цветок хлеба»?

Голод не тетка.
Хлеб всему голова.
Всякому своя честь дорога.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *