чему учит рассказ экспонат номер бориса васильева
Урок-раздумье «Чужого горя не бывает» (по рассказу Бориса Васильева «Экспонат №…»)
Разделы: Литература
УРОК – РАЗДУМЬЕ
«ЧУЖОГО ГОРЯ НЕ БЫВАЕТ «
( по рассказу Бориса Васильева » Экспонат №…»)
Оборудование урока: портрет писателя, выставка произведений;
высказывания А. Дементьева и К. Симонова, грампластинка “Алешенька” («Баллада о матери») (исполняет Л. Лещенко), аудиозапись “Память” (исполняет И.Тальков).
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Звучит песня «Память».
За все несправедливости чужие
Несу вину сквозь память и года.
За то, что на одной планете живы
Любовь и боль,
Надежда и беда.
Один из ответов на волнующий нас вопрос: достойны ли мы памяти павших? постараемся найти у Бориса Васильева, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.
3. Краткое сообщение о писателе и его творчестве, подготовленное ученицей.
4. Итак, ребята, давайте обратимся к произведению.
Чтение эпизода «Письмо от сына» (читает ученик с.457).
— Как переживает это страшное горе Анна Федотовна?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста (с.458).
— Что помогло Анне Федотовне и ее соседям по коммунальной квартире выстоять, выжить в годы войны?
Сначала она беззаветно с утра до вечера отдавала себя не женской профессии сцепщика вагонов и, получая положенный на рабочую карточку паек, подкармливала им вечно голодных соседских детей.
За долгие годы после войны Анна Федотовна так и продолжала жить работой и заботой о чужих людях. Она принимала окружающую ее жизнь очень близко, потому что эта такая непонятная с виду, а, по сути, такая обыкновенная жизнь представлялась ей теперь вроде большой коммунальной квартиры. Где все рядом, где все свои, где горюют общим горем и радуются общим радостям, где едят общую картошку после общих трудов.
Были у нее в этой трудной жизни и минуты для себя. Каждый вечер, затаившись в своей комнате, перечитывала единственное письмо от Игоря, полученное с фронта, да еще горькую весточку о гибели сына.
— Зачем Анна Федотовна каждый вечер перечитывала единственное письмо погибшего сына?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста (с.459).
Стихотворение Андрея Дементьева «Письма…» созвучно рассказу Б. Васильева “Экспонат №…”.
— Какая общая мысль объединяет эти произведения?
Читает ученица.
Парни там –
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В 20 лет они спасли Россию!
Ну а что свершили мы с тобой?
— Чтение эпизода «Мать узнала сына…» (читает ученик с.464)
Песня “Алешенька” на стихи А. Дементьева “Баллада о матери” перекликается с материнскими чувствами Анны Федотовны, когда она случайно увидела своего сына в кадре документального фильма.
(Прослушивание грамзаписи «Алешенька» в исполнении Л. Лещенко.)
УЧИТЕЛЬ:
И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма. И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга.
— Пересказ эпизода (с. 465)
УЧИТЕЛЬ:
Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.
— Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?
Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых”.
Чтение эпизода «Воспоминание «(с. 469-470).
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Детская жестокость«.
УЧИТЕЛЬ:
Старательные пионеры украли ее реликвии.
Сердце Анны Федотовны столкнулось с неосознанной жестокостью детей.
— Кто они, эти, не ведающие, что творят, дети?
— Что имела в виду девочка, спросив Анну Федотовну: «Вы ведь очень, очень старенькая, правда ведь?
Прав, А. Дементьев, написавший эти строки:
Когда душа твоя
устанет быть душой,
Став безразличной к горести чужой,
То это означает,
что ты умер.
Хотя ты будешь думать,
что живешь.
ВЫВОД: Мы должны учиться с малых лет умению сострадать, потому что человек, неспособный к этому чувству, страшный человек. Согласны ли вы со мной?
— Как вы понимаете смысл этих слов?
— Выразительное чтение эпизода.
“Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла” (с. 477).
— Чтение наизусть последнего эпизода рассказа “Послесловие” (с.478)
То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то «вторичным экспонатом».
ВТОРИЧНЫЙ — 1. Представляющий собой вторую ступень в развитии чего- либо, а также происходящий, совершаемый второй раз.
2. Второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Синоним – повторный.
— А может, место писем и должно быть в музее?
— Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?
— Как бы вы поступили на месте этих ребят?
— Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое?
— Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?
ВЫВОД: Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.
УЧИТЕЛЬ: Жизнь предлагает добро и зло вместе, и от каждого человека, от его совести, сострадания, доброты, деятельности зависит, что победит в ней.
— Я вижу, чувствую, что рассказ Бориса Васильева «Экспонат № …» не оставил вас равнодушными.
— Как вы думаете, ребята, как должны мы относиться к окружающим нас людям, чтобы не причинить им зла, боли, страдания?
— В чем, на ваш взгляд, должна проявляться память о Великой Отечественной войне?
5. Итог урока.
Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении:
«О чем заставил меня задуматься рассказ Б.Васильева “Экспонат № …”;
» Спешу поделиться только что прочитанным «;
» Страшно ли быть » беспамятным «?
Смысл рассказа «Экспонат №…» Васильева Б.Л
Писатель Васильев Борис Львович известен не только как создатель повести «А зори здесь тихие…». В его списках значится и множество других произведений, достойных вашего внимания, одно из которых «Экспонат №…». Ироничное и, одновременно, трогательное, ёмко отображающее равнодушие и бессердечие человека, желающего получить для себя определённые привилегии, несмотря даже на то, что его поступки могли сильно ранить чью-то душу. Причём привилегии могут быть самыми разными, начиная крупной денежной суммой, заканчивая обычной похвалой.
Вопросы совести редко останавливают нас, когда дело касается чего-то лично важного. При этом в таких спорных вопросах морали и нравственности трудно найти концы. Трудно понять кто прав, кто виноват, ведь даже за самой красивой ширмой благости и добра могут скрываться причинённые кому-либо боль и страдания. И боль, причинённая лишь одному человеку, невыносима тем, что чувства одного сложно донести до остальных. Печаль, хранимая одиночкой, так и живёт, умирая вместе с ним.
В рассказе «Экспонат №…» речь ведётся о школьниках, укравших у пожилой женщины Анны Федотовны последнее воспоминание о её сыне — письмо с фронта, ради того, чтобы сдать его в школьный музей в качестве экспоната и получить долгожданную похвалу.
Игорь — сын Анны, худой и воспитанный паренёк, что ушёл воевать, будучи совсем молодым, и погиб почти сразу же. Увы, многих необученных новобранцев, которых отправляли на фронт, не успев толком обучить, ждала подобная участь.
Началось всё с того, что молодёжь пришла к матери Игоря, убеждая её в том, что письмо ей скоро не понадобится, ведь она старая женщина, которая и так скоро умрёт. Почему бы не пожертвовать его в школьный музей? Им нужно выполнить план. Анна, удивляясь их наглости, отказалась от предложения и прогнала настырных детей.
Однако уже вечером выяснилось, что письма нет. Пионеры, приходившие сегодня, их украли. После пропажи письма та последняя нить, что соединяла женщину со своим сыном, оборвалась. Последнее воспоминание о родном человеке, которого больше никогда не будет, бесследно исчезло. Письмо, служившее символом того, что он до сих пор с ней, что он рядом, несмотря на смерть…его нет.
Мать, что всю жизнь хранила его, в одночасье потеряла, потеряла из-за школьников, которые хотели блеснуть, выполнив данное им задание. Да, теперь они получат по заслугам. Их похвалят за хорошо проделанную работу, и никто никогда уже не узнает о том, что произошло на самом деле. Всё ведь хорошо, не правда ли?
Интересная ситуация, где добро и зло будто бы сплелись в один узел, и отделить одно от другого уже невозможно. Казалось бы, пионеры забрали письмо, совершенно не желая старушке ничего плохого. Что могли знать дети о жизни женщины? Всё тяготы, испытания, страдания, перенесённые ей — всё это скрыто и похоронено в её душе, разбираться в которой никому не надо. Да и зачем им вдаваться в эти подробности? Достаточно всего лишь знать, что нужно лично им, и что есть человек, у которого можно взять это нужное.
Но в этом и заключается проблема непонимания и равнодушного отношения, по вине которого беды не случаются по чьему-либо желанию. Всё неприятности по вине равнодушия случаются сами по себе, абсолютно не запланировано, зато случаются внезапно и имеют действительно тяжёлые последствия. Вопрос о том, что чувствовали они, воруя письмо, и предположили ли они, что своим поступком могли нанести неисправимый вред матери хозяина письма.
Узнав о том, что письмо пропало, Анна Федотовна чувствует, что потеряла смысл жизни, а рана, которая была получена ею когда-то при потере сына, снова открылась. Из-за полного отсутствия сил, открылась с двойной силой, и теперь она видит свой конец. В итоге женщина умирает. Умирает со слезами на глазах, от пустоты в души, от боли в сердце.
Даже не стоит надеяться на то, что подобные явления когда-либо прекратятся. Они были, есть и будут всегда, пока существуют несколько сторон со своими интересами и потребностями. Осуждать можно бесконечно долго и это будет справедливо, но за осуждением никогда не стоит забывать о собственном морально-нравственном климате. Возможно, и мы когда-то сделали нечто такое, что принесло огорчение, печаль либо безутешное горе в жизнь другого человека.
«О чем заставил меня задуматься рассказ Б. Васильева “Экспонат № …”
В рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №» фигурирует война, которая стала главной темой в творчестве писателя. Произведение несёт в себе глубокий смысл, я считаю, что его следует прочитать.
Ключевым моментом рассказа является его конец, он воспринимается тяжело и с огромной обидой за Анну Федотовну. Я до последнего момента надеялась, что дети всё-таки не решатся на подлость по отношению к несчастной старушке. Я думаю, что инициатором такого поступка (кража писем, которые Анна Федотовна получала от сына) была именно «большая девочка», которая позволяла себе разговаривать с Анной Федотовной в грубом тоне.
Мне кажется, что эта девочка слишком рано «повзрослела». Потому что ребёнок не может быть настолько циничным и посметь забрать у Анны Федотовны единственную память о сыне.
Я считаю, что письма, которые женщина бережно и трепетно хранила, просила свою внучку перечитывать ей только копии, были частью её души. Потому что они были памятью о её сыне, а для любой матери ребёнок и семья – это самое ценное в жизни. Очень тяжело было читать предложения №51-53, в которых описаны чувства Анны Федотовны. Ей казалось, что «ослепла и оглохла не только она сама, но и её душа».
Мне жаль её. И было жаль с самого начала рассказа. Она потеряла сына, потеряла зрение, потеряла письма, вместе с которыми потерялась и часть души женщины.
Я считаю, что дети поступили отвратительно. Никакой музей не стоит страданий женщины, а тем более матери, потерявшей своего ребёнка.
Анализ произведения Экспонат номер Васильева
Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.
Автор зарождает довольно мощные эмоции, особенно в кульминации, где перестает «звучать письмо» и «говорит похоронка» эта картина ясно понимается и ощущается, хотя, по сути, речь о нематериальных субстанциях и пространстве сознания.
Также меня особенно впечатлило понимание ребенка как буквально собственной части. Безусловно, главная героиня, утратив молодого сына, становится в каком-то смысле калекой, без важной части своего тела.
Эта мысль вполне соответствует содержанию, ведь письмо тут выступает и как своеобразный протез или искусственный орган, который ставят человеку, но также и порождает нечто наподобие фантомных болей. Например, она сначала протестует против замужества Риммы, при этом данный факт как таковой не затрагивает ее лично и ее дальнейшую судьбу. Таким образом, автор создает ясное понимание неразрывной связи родства, дает возможность увидеть эту боль утраты, понять фактически обнаженное страдание как таковое.
Тем не менее, на мой взгляд, все эти детали, также как описание биографии главной героини, истории коммунальной квартиры, являются второстепенными. Мне кажется, все-таки именно кульминация является основным в этом рассказе и не только в связи с эмоциональным накалом, некоторой оригинальностью сюжетного хода и, по сути, шокирующим содержанием. Наверное, речь совсем не о том, чтобы дать сильные эмоции или чувство негодования, все эти переживания появляются как побочный эффект.
В действительности Васильев, как мне кажется, хотел изобразить нечто действительно омерзительное и глупое, своеобразную противоположность чему-то действительно ценному и, возможно, даже святому. Кстати говоря, ведь чтение письма действительно стало своеобразной религией для героини. Здесь могут быть разные воззрения с точки зрения традиционной веры и устоев, но разве для матери не являются главной религией ее дети, разве не за этим появляются матери на свет?
То есть мне хочется сказать, что, действительно, мы можем рассмотреть поведение этой женщины и как неподобающее с точки зрения классической религии или просто как глупую привязанность и есть куча разных доводов, чтобы опорочить такой уклад. Но ведь ее жизнь на самом деле была наполнена попыткой сохранить нечто действительно святое и ценное и каким бы субъективным оно не было, на самом деле такая святость и есть самая настоящая. В свою очередь пионеры, которые украли письмо и в частности девочка, которая больше всех обижала героиню, представляют собой как бы ужасающую силу глупости, людей без ценностей и содержания.
Какая у них цель? Партия (пионерская ячейка) сказала нужно сделать так-то и в этом содержание души таких людей. Возможно, конечно, не следует говорить так категорично и для них есть тоже что-то святое, возможно они просто глупы и не понимают своих действий, но, так или иначе, они стали проводниками той силы отврательности и мерзости, которая разрушает в этом мире нечто настоящее.
На мой взгляд, автор хотел указать именно на наличие подобных людей и сил, тенденций, если угодно. И дело здесь даже не в судьбе отдельной героини, но в наличии подобной возможности как таковой, возможности такого пренебрежительного отношению к другому человеку, к миру других людей. После прочтения понимаешь, что хрупок человек, подобно крыльям бабочки, как трагична порой его судьба и дело достойного – следить за собой, пытаться для всех и повсюду уберечь эти крылья.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Экспонат номер Васильева
Популярные сегодня темы
Повествование начинается с того, что на зоне ранний подъем, но барак в этот раз не открывают. Поэтому все решают, что есть время подколымить, попытаться получить лишнюю порцию еды, главное всем знать меру и не стать стукачом
Основным персонажем является пятидесятилетняя одинокая женщина по имени Татьяна Борисовна, поселившаяся в собственном небольшом поместье, похоронив мужа.
Сказка знаменитого немецкого писателя Гофмана окутана не только тайной, но и волшебством. Там сокрыто множество смыслов, вечная тема добра и зла, нравственности.
Произведение начинается с описания монастыря, стоявшего в месте слияния рек Арагви и Куры. Мимо этого места проезжает русский генерал, который везет с собой пленного шестилетнего мальчика-горца, подхватившего тяжелую болезнь
Анализ произведения Экспонат номер Васильева
Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.
Автор зарождает довольно мощные эмоции, особенно в кульминации, где перестает «звучать письмо» и «говорит похоронка» эта картина ясно понимается и ощущается, хотя, по сути, речь о нематериальных субстанциях и пространстве сознания.
Также меня особенно впечатлило понимание ребенка как буквально собственной части. Безусловно, главная героиня, утратив молодого сына, становится в каком-то смысле калекой, без важной части своего тела.
Эта мысль вполне соответствует содержанию, ведь письмо тут выступает и как своеобразный протез или искусственный орган, который ставят человеку, но также и порождает нечто наподобие фантомных болей. Например, она сначала протестует против замужества Риммы, при этом данный факт как таковой не затрагивает ее лично и ее дальнейшую судьбу. Таким образом, автор создает ясное понимание неразрывной связи родства, дает возможность увидеть эту боль утраты, понять фактически обнаженное страдание как таковое.
Тем не менее, на мой взгляд, все эти детали, также как описание биографии главной героини, истории коммунальной квартиры, являются второстепенными. Мне кажется, все-таки именно кульминация является основным в этом рассказе и не только в связи с эмоциональным накалом, некоторой оригинальностью сюжетного хода и, по сути, шокирующим содержанием. Наверное, речь совсем не о том, чтобы дать сильные эмоции или чувство негодования, все эти переживания появляются как побочный эффект.
В действительности Васильев, как мне кажется, хотел изобразить нечто действительно омерзительное и глупое, своеобразную противоположность чему-то действительно ценному и, возможно, даже святому. Кстати говоря, ведь чтение письма действительно стало своеобразной религией для героини. Здесь могут быть разные воззрения с точки зрения традиционной веры и устоев, но разве для матери не являются главной религией ее дети, разве не за этим появляются матери на свет?
То есть мне хочется сказать, что, действительно, мы можем рассмотреть поведение этой женщины и как неподобающее с точки зрения классической религии или просто как глупую привязанность и есть куча разных доводов, чтобы опорочить такой уклад. Но ведь ее жизнь на самом деле была наполнена попыткой сохранить нечто действительно святое и ценное и каким бы субъективным оно не было, на самом деле такая святость и есть самая настоящая. В свою очередь пионеры, которые украли письмо и в частности девочка, которая больше всех обижала героиню, представляют собой как бы ужасающую силу глупости, людей без ценностей и содержания.
Какая у них цель? Партия (пионерская ячейка) сказала нужно сделать так-то и в этом содержание души таких людей. Возможно, конечно, не следует говорить так категорично и для них есть тоже что-то святое, возможно они просто глупы и не понимают своих действий, но, так или иначе, они стали проводниками той силы отврательности и мерзости, которая разрушает в этом мире нечто настоящее.
На мой взгляд, автор хотел указать именно на наличие подобных людей и сил, тенденций, если угодно. И дело здесь даже не в судьбе отдельной героини, но в наличии подобной возможности как таковой, возможности такого пренебрежительного отношению к другому человеку, к миру других людей. После прочтения понимаешь, что хрупок человек, подобно крыльям бабочки, как трагична порой его судьба и дело достойного – следить за собой, пытаться для всех и повсюду уберечь эти крылья.