чему учит рассказ человек невидимка
«Человек-невидимка» — читательский дневник по роману Г. Уэллса
Научно-фантастический роман «Человек – невидимка» Герберта Уэллса был написан и опубликован в 1897 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Уэллс Герберт
Название произведения: «Человек-невидимка»
Жанр: фантастический роман
Год написания: 1897
Издательство: Азбука
Год издания: 2020
Главные герои и их краткая характеристика
Гриффин (Невидимка) – гениальный ученый-физик, которому в ходе экспериментов удалось стать невидимым.
Доктор Кемп – университетский товарищ Гриффина, его однокурсник.
Томас Марвел – бродяга, который некоторое время был соучастником преступлений Гриффина.
Мистер и миссис Холл – владельцы трактира «Кучер и кони», в котором остановился Гриффин.
Время и место действия
Действие романа происходит в Англии в начале XX века.
Краткое содержание и сюжет
Молодой, но очень талантливый ученый-медик Гриффин изобретает механизм, способный делать невидимым любое живое существо. Из-за трудного финансового положения ему приходится проводить на себе все опыты. В результате он становится невидимым, но не может вернуть себе первоначальный вид. Так начинается новая жизнь Гриффина.
Ученый не желает делиться своим открытием с человечеством. Он чувствует свое превосходство над другими людьми, и это наполняет его бесконечной радостью. Он надежно прячем все свои записи, а после поджигает дом, в котором жил.
Впрочем, у изобретения Гриффина есть и недостатки. Так, ученый не может сделать невидимой одежду, и ему приходится передвигаться нагишом, чтобы его никто не заметил. По той же причине он старается как можно реже употреблять пищу, которая просвечивает в его теле.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Талантливый ученый совершает сенсационное открытие, научившись делать невидимой живую материю. Преисполненный злобой ко всему человечеству, он вскоре на личном примере убеждается, что грубое вмешательство в природу влечет за собой серьезные последствия.
План пересказа
1. Появление незнакомца
2. Первые впечатления мистера Тедди Хенфри
3. Тысяча и одна бутылка
4. Мистер Касс интервьюирует незнакомца
5. Кража со взломом в доме викария
6. Взбесившаяся мебель
7. Разоблачение незнакомца
8. Мимоходом
9. Мистер Томас Марвел
10. Мистер Марвел в Айпинге
11. В трактире «Кучер и кони»
12. Невидимка приходит в ярость
13. Мистер Марвел ходатайствует об отставке
14. В Порт-Стоу
15. Бегущий человек
16. В кабачке «Веселые крикетисты»
17. Гость доктора Кемпа
18. Невидимка спит
19. Некоторые основные принципы
20. В доме на Грейт-Портленд-стрит
21. На Оксфорд-стрит
22. В универсальном магазине
23. На Друри-Лейн
24. Неудавшийся план
25. Охота на Невидимку
26. Убийство Уикстида
27. В осажденном доме
28. Травля охотника
Основная мысль
Любой ученый прежде всего должен нести моральную и этическую ответственность за свои изобретения. Эти изобретения должны служить людям, приносить пользу, а не вред.
Чему учит
На примере своего героя, который прошел ужасный путь — от научной одержимости к безумию и жадности, автор предупреждает читателей об опасностях научного прогресса, если он не подчиняется правилам морали.
Отзыв и что понравилось
Автор показывает нам обратную сторону научных достижений. Блестящая научная мысль и талант человека не всегда приводят к хорошим последствиям.
Вывод и мое мнение
Порой ученые занимаются наукой не ради счастья всего человечества, а только ради денег, как было в этой повести. У Гриффина целью жизни стала жажда славы, а наука его интересовала только, как возможность ее получить.
Пословицы
Понравившиеся цитаты из текста
«Удивительно, как беспомощен человек, когда он один!»
«Запертую дверь всегда можно взломать, но раз дверь взломана, ее не сделаешь невзломанной.»
«Правда, невидимость позволяла многого достигнуть, но не позволяла мне пользоваться достигнутым.»
Об умении читать книги, рассказывать и писать о них,а также о помощи в этом «Человека-невидимки»
Э тот урок был задуман для того, чтобы научить ребят создавать собственное высказывание о литературном произведении, а также пополнить их лексикон новыми словами, обсудить особенности научно-фантастического и приключенческого жанра.
Учитель рассказывает о жанре рецензии, о подготовке к её написанию. Его слово может быть примерно таким.
Рецензия (лат. “пересмотр”) — это критический отзыв. Рецензии пишут на что-то: литературное произведение, научную работу, спектакль, кинофильм, концерт. Мы будем учиться писать рецензию на литературное произведение.
Латинское слово “рецензия” близко по смыслу русскому “отзыв”. В отзыве мы выражаем своё отношение к прочитанному, передаём свои впечатления о произведении; в рецензии мы не только описываем свои чувства, но и анализируем содержание книги, оцениваем художественное мастерство писателя. Это сложные задачи, требующие от рецензента (автора рецензии) и начитанности, и хорошего литературного вкуса, и знаний по теории литературы. Чем больше анализа в отзыве, тем ближе он к рецензии.
Работая над отзывом и рецензией, нужно определить тему, идею произведения, осветить проблемы, поставленные автором в книге, уметь сжато передать содержание всей книги или содержание отдельных её эпизодов, дать характеристику героям, показать особенности мастерства писателя, выразить своё отношение к прочитанному.
У рецензии есть своя логика построения. Предлагаемый вопросник поможет при её написании.
— Понравилась ли книга? Можно ли рекомендовать её для чтения?
— О чём эта книга? (Тема.)
— Каков сюжет произведения? В чём его своеобразие?
— В чём необычность композиции?
— Как описан герой? Какие чувства он вызывает?
— О какой проблеме говорится в книге?
— Какова главная мысль книги? (Идея произведения.)
— Когда, в какой обстановке вы её прочитали?
— Как оформлена книга?
А теперь начнём обсуждение книги Герберта Уэллса «Человек-невидимка» по этим вопросам, записывая ответы в тетрадь. (Важно подобрать для рецензии такое произведение, которое увлечёт всех. Мой выбор пал на роман Уэллса.)
— Какую рецензию будем писать (положительную или отрицательную)? Всем понравилась книга? Или кто-то остался равнодушным?
Но равнодушных нет. Книга, несомненно, увлекательна и трудно представить человека, который отложит её в сторону, прочитав первые страницы. (Здесь можно привести суждение Юрия Олеши из его книги «Прощание с жизнью»; издательское название — «Ни дня без строчки».)
— О чём эта книга, какова её тема?
О необычной судьбе талантливого учёного-физика, сумевшего сделать себя невидимым.
— В рецензии целесообразно передать сюжет произведения. Вспомним, как в захолустном Айпинге появился таинственный незнакомец.
(Следует краткий пересказ сюжета — выступление ученика.)
— Какие определения вы подобрали бы для того, чтобы охарактеризовать этот сюжет? Увлекает ли вас он вас? Чем интересен?
Подберём и запишем эпитеты к слову “сюжет”: увлекательный, острый (вызывающий острые ощущения), напряжённый, фантастичный, оригинальный, интересный.
В пёстром мире приключенческой литературы царят свои законы. Один из них — стремительно развивающееся действие, сюжет должен быть острым, чтобы держать читателя в напряжении. Уэллс писал об этой особенности научно-фантастического жанра: “Когда человек бежит от тигра, он не будет останавливаться, чтобы нарвать ромашек, растущих у тропинки, по которой он бежит; и вряд ли у него достанет времени любоваться бархатным мхом на стволе дерева, куда он, спасаясь от преследования, погони, взбирается. Вот так же стремительно должен развиваться сюжет в приключениях”.
— Каким приёмом пользуется автор научно-фантастических и приключенческих произведений, чтобы вызвать у нас острое любопытство? Что вы можете сказать о композиции произведения?
Уэллс нарушает порядок в изложении событий, чтобы заинтересовать нас. Всё начинается с тайны, загадки. Вспомним похожие примеры: «Человек-амфибия» А.Р. Беляева, «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н. Толстого.
— Загадочен и мрачен уэллсовский герой. Кратко опишите его, используя назывные предложения.
Перекрещенные бинты на лице. Розовый картонный нос. Синие очки-консервы. Фетровая шляпа с широкими полями. Плащ, закутывающий героя с головы до пят. Перед нами фальшивый облик героя, маска, за которой скрывается преступник.
— Какие выразительные детали дополняют портрет героя?
Яростные жесты, стремительная походка, раздражённый голос. С помощью лаконичного (скупого, но выразительного) портрета автор рисует внешний облик героя, окружает его мрачным ореолом.
— Как можно охарактеризовать внешность невидимки?
Жуткая, фальшивая, страшная, поразительная, отвратительная, дьявольская. Портрет у Уэллса — “говорящий”, если мы заглянем в душу Гриффина, нам станет гадко и отвратительно. Описание тонких душевных движений — психологизм (ср. психея — греч. “душа”) не свойственен писателям-фантастам. Однако Уэллс не только фантаст, но и тонкий психолог. С его помощью мы начинаем понимать, почему талантливый учёный стал преступником.
(Ученик рассказывает краткую историю падения Гриффина.)
Мы понимаем: страсть к исследованиям отгородила Гриффина от людей вместо того, чтобы соединить с ними. Из живого мира он переместился в пустыню. Аппараты заменили ему людей. Постепенно он дичает от одиночества, которое становится нормой его жизни, он перестаёт испытывать обычные человеческие чувства. Человечность ему кажется слабостью.
Если вбить клин между умом и сердцем, то разум очерствеет, а сердце остынет. И недозволенное станет дозволенным.
— О чём мечтает Гриффин?
О царстве террора, о том времени, когда он будет диктатором и весь мир будет лежать у его ног.
— Можно ли одного Гриффина обвинить в его преступлениях?
Обратите внимание, в каком обществе живёт Гриффин. Здесь царят волчьи законы, сильный поедает слабого. При первой же возможности тебя сомнут, растопчут, ограбят. Гриффин знал, что его никто не поддержит, а если кто и заинтересуется его исследованиями, то только в корыстных целях. Гриффин испуган миром, в котором живёт, и, чтобы избавиться от страха, мечтает о временах, когда сам будет внушать ужас. Он совершает отвратительное преступление ещё до того, как кто-то успел совершить преступление против него.
Гриффин знает, что мир жесток, — и желает противопоставить ему ещё большую жестокость, он знает, что живёт среди волков, — и хочет быть самым крупным волком. Но, приняв волчью мораль, трудно сохранить человеческую душу.
— Как по-вашему, был бы Гриффин счастлив, если бы достиг мирового господства?
Человек только тогда счастлив по-настоящему, когда творит добро для других.
— Почему погиб человек-невидимка?
Он погиб до того, как его забили насмерть на городской окраине. Он погиб, потому что не сумел подняться до высокого служения людям. А только оно определяло — остаться ему человеком или нет.
— Жаль ли вам этого человека?
Обидно за незаурядную личность.
— Какую же проблему ставит Уэллс в своей книге? Важна ли она?
Уэллс не желает скрывать опасности, таящиеся в научно-техническом прогрессе. Наука может приносить человеку не только великие блага (электричество, радио, телевидение, лекарства от смертельных болезней), но и быть обращённой во зло людям (например, помогать создавать оружие).
Создание собственно рецензии (с опорой на записи в тетради) мы предлагаем в качестве домашнего задания. В классе можно оформить стенд, на котором вывесить ученические работы.
Несколько суждений в дополнение к уроку Е.Ю. Алексеевой.
Обучать школьников составлению личностно окрашенного высказывания о литературном произведении, вне всякого сомнения, надо — и Е.Ю. Алексеева предлагает для такой работы интересный, незаезженный материал.
Однако вряд ли стоит называть это работой над рецензией. Настоящая рецензия пишется на произведение искусства, которое ещё только входит в обиход: о нём не сложилось мнения, и весь интерес рецензии как раз и состоит в остро-субъективной оценке явления. Нам хочется видеть взгляд рецензента — этот взгляд отбирает и группирует факты, окрашивает их эмоционально. Рецензент обязан сообщить свою точку зрения на произведение, чтобы активно влиять на возникновение точки зрения в другом человеке. В работе же над книгой Уэллса, уже давно прочно и спокойно занявшей свое место в подростковом круге чтения, превалирует анализ, а оценка высказывается поскольку-постольку, робко и как бы необязательно. Вряд ли в итоге у учеников получится именно рецензия. Может быть, отказаться в данном случае от этого термина — и всё встанет на свои места?
«Человек-невидимка» — краткое содержание и пересказ по главам романа Герберта Уэллса
Краткие сведения о произведении
Главный герой романа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Однажды зимой в гостинице городка Айпинга поселился постоялец странного вида. Он был весь закутан в одежду, а лицо скрывали густые бакенбарды и большие синие очки. В помещении одежду и перчатки он не снимал. У постояльца была куча багажа: бутылки, склянки, ящик с книгами. Его странный вид и нелюдимость возбудили всеобщее любопытство.
Когда у постояльца закончились деньги, он пять дней не платил хозяйке, а потом деньги у него появились как раз после кражи денег в доме викария. Констебль попытался арестовать постояльца по подозрению в этой краже, но тот скинул одежду, стал невидимым и сбежал.
За городом Невидимка встретил бродягу Марвела и заставил его пойти с ним в гостиницу, чтобы выкрасть свои книги и одежду. Им это удалось, и они скрылись из Айпинга. Марвел уговаривал Невидимку отпустить его. Но этот бродяга нужен был Невидимке для того, чтобы носил его вещи (если бы он сам носил их, то вещи, двигающиеся по воздуху, привлекли бы внимание людей). И всё же бродяга сбежал, прихватив деньги и три рукописные книги Невидимки.
Невидимому человеку в холодном климате приходилось страдать — ведь если он оденется, одежда станет видимой, а вместо лица и рук люди увидят пустоту. Он мечтает стать видимым, но не знает, как это сделать.
Невидимка получил пулевое ранение руки от посетителя кабачка, в котором скрылся сбежавший от него Марвел.
Невидимка постучался в дом на краю города Бэрдока и, когда дверь ему открыли, проник в дом. Открывшая дверь прислуга этого не заметила. Хозяин дома оказался знакомым Невидимки, доктором Кемпом. Невидимка решил сделать его сообщником и рассказал доктору о том, как он сделал открытие, позволяющее стать невидимым. Это был физик Гриффин, гениальный учёный, но очень эгоистичный человек.
Кемп получил от него письмо, что сегодня будет убит, а город уже под Властью Террора. Гриффину удалось проникнуть в дом Кемпа, но тот выпрыгнул из окна. Доктор бежал по городу, за ним гнался Гриффин. Кемп на бегу закричал землекопам: «Невидимка!» Они и другие жители города окружили Невидимку и вступили с ним в драку.
Когда он попросил пощады, Кемп ощупал невидимое тело — сердце Гриффина уже не билось, а тело его постепенно становилось видимым. Так закончилась жизнь гениального физика, поставившего на себе необыкновенный и гибельный эксперимент.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава 1. Появление незнакомца
В начале февраля в городе Айпинге, в гостинице при трактире «Кучер и кони» поселился необычный постоялец, закутанный в одежду с головы до пят. Даже лица его не было видно из-за широких полей шляпы, а виднелся только кончик носа. На нём были большие синие очки, лицо совсем скрывалось за густыми бакенбардами.
Хозяйка трактира миссис Холл, заметив, что у постояльца нижняя половина лица обвязана платком, решила, что его рот изуродован. Странный постоялец никогда не снимал пальто, шляпу и перчатки.
Глава 2. Первые впечатления мистера Тедди Хенфри
Глава 3. Тысяча и одна бутылка
Когда со станции постояльцу привезли багаж (ящик с книгами и корзины с бутылками и другими склянками), собака возницы укусила руку и ногу постояльца. Он быстро ушёл в свою комнату. Вечером возница Фиренсайд сказал часовщику, что незнакомец чернокожий, так как через дыры в штанине и в перчатке, разорванных собакой, была видна чернота. А так как нос у него розовый, они решили, что он пегий: где белый, а где чёрный. Он этого стыдится и кутается.
Глава 4. Мистер Касс интервьюирует незнакомца
Незнакомец, поселившийся в гостинице, в церковь не ходил, ни с кем не общался. Его замкнутый образ жизни и забинтованное лицо под широкополой шляпой возбуждали любопытство жителей Айпинга.
Врач Касс, сгорая от любопытства, наконец, решил пойти к этому человеку, чтобы узнать, какие опыты он проводит со своими химическими препаратами в бутылках. Вышел от постояльца он с вытаращенными глазами, направился к викарию Бантингу и рассказал о необычайном случае.
Оказалось, в ходе разговора незнакомец махнул рукой, а руки-то не было — был пустой рукав. Касс спросил, как он умудряется двигать пустым рукавом, а незнакомец приблизил пустой рукав к лицу врача и потянул его за нос — но руки в рукаве не было видно.
Глава 5. Кража со взломом в доме викария
Перед рассветом в духов день жена викария проснулась от того, что хлопнула дверь спальни. Затем она услышала шаги и разбудила мистера Бантинга. Они услышали, что в кабинете кто-то ходит, затем услышали звон монет, и викарий, вооружившись кочергой, ворвался в кабинет. Там никого не было, только горела свеча, а деньги исчезли. Затем они услышали стук отодвигаемых засовов, входная дверь отворилась, и стала видна зелень сада. В дверь никто не вышел. Затем она захлопнулась.
Глава 6. Взбесившаяся мебель
В то же утро мистер Холл обнаружил, что засовы входной двери отодвинуты, а дверь в комнату постояльца приоткрыта. Холл постучал, но постоялец не отозвался. Тогда он с супругой вошёл в его комнату. Там никого не было, а одежда постояльца и его бинты были разбросаны на кресле и спинке кровати. Внезапно в хозяев полетели различные вещи и, наконец, кресло, скинув с себя одежду постояльца, нацелилось ножками на миссис Холл. Оно вытолкнуло её вместе с мистером Холлом из комнаты, и дверь закрылась на замок.
Супруги подумали, что постоялец напустил в мебель духов. Об этом узнали соседи и стали решать, нужно ли взломать дверь в комнату постояльца. Вдруг он сам вышел из спальни, прошёл в гостиную и заперся. Когда к нему постучались, он в бешенстве закричал им убираться.
Глава 7. Разоблачение незнакомца
Три раза постоялец звонил, чтобы ему подали завтрак, но еду не приносили. Наконец, он вышел из комнаты и возмутился, что ему не подали завтрака. Миссис Холл на это ответила, что он уже пять дней не платил по счёту, и потребовала, чтобы он объяснил, чем занимается в её трактире.
Незнакомец впал в бешенство, сказал, что сейчас покажет, кто он такой, и снял с лица бутафорский нос, очки, сорвал с головы шляпу, парик и бинты.
Хозяйка и посетители в ужасе кинулись прочь, увидев, что у незнакомца нет головы. Констебль Джефферс попытался арестовать незнакомца по подозрению в краже со взломом в доме викария. Но тот скинул с себя одежду, стал полностью невидимым и сбежал.
Глава 8. Мимоходом
За городом местный натуралист-любитель Джиббинс дремал на холмике. Вдруг он услышал совсем рядом с собой шаги, кашель, чихание и ругань, но никого не увидел. Затем голос удалился по направлению к Эддердину. Взволнованный Джиббинс поспешил в селение.
Глава 9. Мистер Томас Марвел
У дороги, ведущей к Эддердину, сидел мистер Томас Марвел. Опустив ноги в канаву, он рассматривал башмаки: новые, которые были ему велики, и старые, которые не годились для сырой погоды. Кто-то за его спиной сказал: «Как-никак обувь». Марвел обернулся, но никого не увидел. Невидимка объяснил потрясённому бродяге, что он невидимый человек и нуждается в помощи. Угрозами он заставил Марвела пообещать помочь ему достать одежду и кров.
Глава 10. Мистер Марвел в Айпинге
Невидимка заставил Марвела пойти с ним в Айпинг и украсть из гостиницы свои вещи и книги.
Глава 11. В трактире «Кучер и кони»
В следующих двух главах рассказывается, как произошла эта кража.
Врач и викарий, рассматривая вещи Невидимки, увидели три рукописные книги, озаглавленные «Дневник». В них были только чертежи и цифры. Вдруг викарий и врач почувствовали, что чьи-то крепкие руки пригибают их головы к столу, и Голос сказал, что ему нужны его книги и одежда и что если врач и викарий не выдадут его, он оставит их в живых.
Глава 12. Невидимка приходит в ярость
Невидимка содрал со стола скатерть, положил в неё одежду врача и викария (так как хозяйка ранее унесла его одежду). Затем он взял подтяжки викария, связал ими три книги, передал эти книги и узел Марвелу. Тот убежал, преследуемый горожанами, которые подумали, что он Невидимка, внезапно сделавшийся видимым.
Глава 13. Мистер Марвел ходатайствует об отставке
Марвел и Невидимка шли по дороге в Брэмблхерст. Марвел нёс вещи, завязанные в скатерть и три книги. Он уже пытался удрать, но ничего у него не вышло. Тогда Марвел стал уговаривать Невидимку отпустить его, но тот не согласился.
Глава 14. В Порт-Стоу
Марвел сидел на скамье около трактира в поместье Порт-Стоу. Рядом присел матрос с газетой в руках. Он сказал, что в ней напечатано про Невидимку, про его буйство в Айпинге.
Глава 15. Бегущий человек
Доктор Кемп увидел из окна своего кабинета в доме, стоящем на холме, около города Бэрдок, человека, бегущего по холму к его дому. На его лице было выражение дикого ужаса. Это был Марвел, сбежавший с деньгами от Невидимки.
Глава 16. В кабачке «Весёлые крикетисты»
Марвел ворвался в кабачок, который находился у подножия холма, и закричал, чтобы его спасли от Невидимки. Но Невидимка ворвался в кабачок, там завязалась драка, и его ранил в руку из револьвера один из посетителей.
Глава 17. Гость доктора Кемпа
В дверь дома доктора Кемпа позвонили, прислуга открыла её, но никого не увидела.
Затем доктор услышал восклицание: «Да ведь это Кемп!» Поражённый доктор увидел в воздухе окровавленную повязку. Голос сказал ему: «Не пугайтесь. Я Невидимка». Невидимка сообщил, что он Гриффин, с которым Кемп учился в университете, и что ему нужна его помощь. «Я сделал себя невидимым», — сказал он. Узнав, что Невидимка голоден и раздет, Кемп дал ему еду и халат.
Глава 18. Невидимка спит
Когда Невидимка уснул, Кемп просмотрел газеты и решил, что ярость Невидимки переходит в помешательство и что у него мания убийства. Кемп написал письмо о нём начальнику полиции полковнику Эдаю.
Глава 19. Некоторые основные принципы
Невидимка рассказал Кемпу, что когда ему было 22 года, он бросил изучать медицину и увлёкся физикой, особенно оптической непроницаемостью. Он сделал открытие, что если коэффициент преломления солнечных лучей в человеческом теле сделать равным коэффициенту преломления воздуха, человек, являющийся альбиносом, станет невидимым. А Гриффин был альбиносом. Но он понял, что закончить опыт без денег невозможно, и ограбил своего отца. Деньги были чужие, и отец застрелился.
Глава 20. В доме на Грейт-Портленд-стрит
После смерти отца Гриффин снял комнату в Лондоне на Грейт-Портленд-стрит и стал там проводить опыты. Сначала он сделал невидимым кусок белой шерстяной материи, потом белую кошку.
Домохозяин заподозрил, что жилец занимается чем-то преступным. Гриффин опасался, что он проникнет в его тайну, поэтому решил исчезнуть. С помощью снадобья и лучей, испускаемых построенным им аппаратом, молодой человек стал невидимым. А перед этим он отправил три тома заметок и чековую книжку с почты в контору хранения писем и посылок.
Утром к нему в комнату ворвался хозяин с сыновьями, но никого там не нашли.
Гриффин поджёг этот дом, так как опасался, что его аппараты попадут в руки специалиста и многое откроют ему.
Глава 21. На Оксфорд-стрит
Быть невидимым оказалось тяжело — ведь Гриффин был без одежды и страдал от холода. В толпе люди его не видели, и ему досталось от столкновения с детской коляской. Тогда он сел в медленно двигавшуюся пролётку и поехал по Оксфорд-стрит. Когда какая-то дама окликнула извозчика пролётки, Гриффин еле успел выпрыгнуть из неё.
Гриффин простудился, а одежда его сгорела вместе с домом. Осталось у него только три тома заметок да чековая книжка.
Глава 22. В универсальном магазине
Гриффин проник в универсальный магазин. Когда наступила ночь, он нашёл там одежду, нос из папье-маше и тёмные очки. Он оделся и закутал лицо шарфом. Утром всё же его заметили служащие, и, сбросив одежду, став для них невидимым, Гриффин снова очутился на улице.
Глава 23. На Друри-Лейн
Гриффин в переулке близ Друри-Лейн зашёл в лавчонку, где продавались театральные костюмы, парики и тому подобное. Хозяин лавки обладал очень хорошим слухом, что-то заподозрил и прокрался с револьвером в комнату. Гриффин ударил его стулом по голове, заткнул ему рот и завязал хозяина в простыню. Затем он выбрал себе костюм, маску, взял в кассе деньги и вышел из лавки.
Гриффин получил свои заметки и чековую книжку, заказал реактивы и уехал в Айпинг, чтобы там работать над возвращением в прежнее состояние. Он понял, как беспомощен невидимый человек в холодном климате в огромном городе.
Всё это Невидимка рассказал Кемпу.
Глава 24. Неудавшийся план
Невидимка сказал, что бродяга Марвел украл у него дневники и деньги. Ещё он признался, что ошибся, взявшись за это дело один, и ему нужен сообщник. Невидимка сказал, что он и Кемп должны заняться убийствами и установить царство террора.
Тем временем по лестнице поднимались полисмены и полковник Эдай, которому Кемп написал письмо. Но Невидимка понял, что Кемп его выдал. Он скинул халат, стал абсолютно невидимым, и ему удалось убежать.
Глава 25. Охота на Невидимку
Кемп убедил Эдая, что нужно поймать этого обезумевшего от ярости Невидимку, мечтающего о царстве террора, собирающегося убивать людей. Решено было установить надзор на шоссе, кораблях, железных дорогах. Все люди должны сторожить, чтобы Невидимка не мог достать еды.
Глава 26. Убийство Уикстида
Во всей округе было введено осадное положение. Вскоре все узнали, что на краю песчаного карьера был убит Уикстид, управляющий лорда Бэрдока.
Девочка, возвращавшаяся из школы, видела, как Уикстид шёл по направлению к карьеру так, как будто преследовал что-то движущееся по земле, иногда замахиваясь тростью. Судя по всему, Невидимка, прихватил для чего-то железный прут, а когда Уикстид увидел движущийся по воздуху прут и ударил по нему тростью, Невидимка размозжил ему голову.
Глава 27. В осаждённом доме
Кемп получил письмо от Невидимки, в котором тот сообщил, что город уже под Властью Террора и что сегодня Кемп будет убит.
Кемп решил стать приманкой для Невидимки и послал со служанкой несколько записок, в том числе, полковнику Эдаю. Когда пришёл Эдай, Кемп показал ему полученное письмо.
Невидимка стал рубить топором закрытые ставни. Кемп впустил в наружную дверь служанку и двух полисменов. Невидимка уже проник в кухню, затем началась его битва с полисменами, вооружёнными кочергой. Невидимке крепко досталось, и он ушёл. А до этого доктор Кемп и служанка убежали из дома через окно.
Глава 28. Травля охотника
Владелец соседней виллы мистер Хилас увидел, что стёкла в доме Кемпа перебиты, а сам Кемп бежит, пригнувшись, словно прячась от кого-то, к его дому. Мистер Хилас понял, что за Кемпом гонится Невидимка, и скомандовал закрыть все окна и двери. Он не впустил Кемпа, который был в ужасе.
Кемп ощупал невидимое тело и сказал, что сердце уже не бьётся. Тело постепенно становилось видимым, затем его перенесли в дом.
Эпилог
Мистер Томас Марвел стал хозяином маленького трактира «Человек-невидимка» около Порт-Стоу. Каждое воскресное утро и каждый вечер после десяти часов он идёт в гостиную, тщательно запирает дверь и окна, вынимает из шкафа три рукописные книги и рассматривает цифры и чертежи. О том, что эти записи Невидимки остались у него, никто не знает. Доктор Кемп неутомимо ищёт их и подозревает, что они у Марвела, но тот отрицает это. Рассматривая книги, хозяин трактира хочет доискаться до тайн, скрытых в них, и говорит себе: «Уж я бы не так сделал, как он».
Заключение к краткому пересказу
В романе Герберта Уэллса «Человек-невидимка» раскрыты темы, актуальные и в наши дни:
Основная мысль (идея) романа «Человек-невидимка»: учёные должны помнить о своей ответственности перед людьми и использовать свой талант для блага людей. Безнравственный учёный может употребить свои знания во зло и даже стать виновным в гибели человеческой цивилизации. Научный прогресс, не подчинённый правилам нравственности, опасен для человечества.
Главные положительные качества людей — это не ум и гениальность, а доброта, умение считаться с интересами окружающих.
Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по частям и главам — для подготовки к уроку литературы.