чему учит рассказ чехова размазня

Анализ рассказа «Размазня» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.11.2019 · Обновлено 20.02.2021

Антон Павлович Чехов знаменит своими короткими юмористическими рассказами, в которых прослеживаются основные пороки человечества. Рассказ «Размазня» — один из таких. В маленьком тексте можно увидеть огромную проблему слабых людей.

История создания

Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году.

Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.

Жанр, направление

Творчество Антона Чехова относится к реалистическому направлению, поэтому текст написан в направлении реализма.

Жанр произведения – юмористический рассказ, так как в тексте сочетаются все особенности: короткое название, такое же вступление, случай из жизни, основа – диалог, художественная деталь вместо портрета.

Суть: о чем рассказ?

Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами.

Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.

Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Рассказчик (хозяин)обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой.
Юлия Васильевнагувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой.

Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если у Вас есть в этом надобность, так что пишите ему в комментариях, чего не хватает?

Проблемы

Проблематика рассказа «Размазня» тоже будет дополнена, если Вы напишите о необходимости этого в комментариях.

Основная идея

Главная мысль произведения «Размазня» – это необходимость отстаивать свое право и бороться до конца за справедливость. Не следует принимать несправедливые правила игры, нужно устанавливать свои — всегда возражать и бороться, когда понимаешь, что с тобой обходятся ужасно. Если маленький человек не пойдет против произвола, то лишь внесет свою лепту в застой, опирающийся на безнаказанность.

Смысл рассказа «Размазня» заключается в осуждении культа жертвы, ставшего популярным в русской литературе. Многие писатели оправдывала и тем самым поощряли в народе его нелепую жертвенность и слабость, а потом недоумевали, почему мир так жесток к маленькому человеку? Но ведь рабство — обратная сторона медали тирании, и обманутый так же виноват, как и обманувший, потому что он он стерпел и оставил все как есть, не пытаясь исправить ситуацию.

Чему учит?

Рассказ «Размазня» учит тому, что сильный человек — не тот, у кого есть деньги или власть, а тот, кто сможет противостоять всем испытаниям. Юлия могла бы возразить работодателю и проявить упорство, но она предпочла промолчать и смириться с несправедливостью. Если так будут делать все, общество никогда не изменится к лучшему. И в этом будет не только вина бессовестных начальников. Ответственность за происходящее будет и на тех, кто покорно сносит нападки и оскорбления.

Сильный человек не сломается под натиском трудностей, будет идти до конца. Но гувернантка слаба, потому что не умеет постоять за себя. Она всегда будет оставаться жертвой обмана, ведь не противится ему и подыгрывает мошенникам. В ней нет стержня и твердости, необходимых в жизни каждому человеку. Маленький человек может стать большим, если победит свою слабость. Такова мораль произведения «Размазня».

Остается надеяться, что читатель, как и Юлия, сделает свои выводы из эксперимента и научится отстаивать свои права и убеждения.

Источник

«Размазня» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

А. П. Чехов, «Размазня». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткое содержание для читательского дневника, пересказ произведения. Анализ: тема, проблема и смысл рассказа. Русская литература, 7 класс.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

«Размазня» — миниатюрный рассказ А. П. Чехова, написанный в 1883 году. Относится к раннему творчеству писателя.

По сюжету, хозяин решил жестоко пошутить над гувернанткой своих детей, нещадно обсчитав её при выплате жалования. Девушка стерпела издевательский грабёж, но в итоге оказалось, что это была лишь проверка: хозяин отдал ей все положенные деньги и велел не быть такой бесхребетной.

Полный текст и аудио

Аудиоверсию можно послушать на YouTube:

Краткое содержание

Хозяин дома, он же рассказчик, приглашает в кабинет гувернантку своих детей Юлию Васильевну, чтобы выплатить ей жалование за два месяца. И сразу её обсчитывает: заявляет, что договаривался с ней на 30 рублей в месяц, а не на 40 («У меня записано»). Потом начинает вычитать из жалования деньги за всё подряд — за воскресенье, за время болезни, за разбитую чашку, за порванную одежду сына… Он лжёт, будто гувернантка брала у него в долг десять рублей, и вычитает и их тоже.

Гувернантка слабо пытается возражать, но не смеет спорить. В итоге хозяин вручает ей всего 11 рублей вместо положенных 80. Едва не плача, Юлия Васильевна говорит ему «Мерси» — «Спасибо». За что тут благодарить, удивляется хозяин: «Я же вас ограбил!». Но оказывается, в других местах этой гувернантке и вовсе не давали денег.

Тогда только наниматель признаётся, что жестоко пошутил над несчастной. Он отдаёт ей приготовленные 80 рублей и объясняет: «Отчего вы не протестуете. Разве можно быть такой размазнёй?». Хозяин просит прощения за жестокий урок, а сам думает: «Легко на этом свете быть сильным!».

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Кадр из короткометражного фильма «Размазня». В ролях Вячеслав Тихонов и Жанна Болотова

Анализ рассказа «Размазня»: тема и проблема

Тема рассказа «Размазня» — несправедливость. Автор поднимает проблему слабого человека, неспособного постоять за себя перед лицом наглеца.

Произведение Чехова начинается как безобидная бытовая сценка: хозяин выплачивает жалование гувернантке. Однако по ходу разговора ситуация становится всё драматичнее. Наниматель откровенно обсчитывает девушку, та робко пытается возражать, но потом смиряется и молча терпит то, как её лишают честно заработанных денег. Вместо 80 рублей ей достаётся лишь 11.

В итоге всё заканчивается хорошо. «Ограбление» оказывается жестоким экспериментом, который поставил хозяин. Он отдаёт девушке все причитающиеся деньги и упрекает в неумении защитить свои интересы.

С одной стороны, рассказ заставляет задуматься о том, что люди, которых угнетают и унижают, тоже отчасти виноваты в своей судьбе. С другой стороны, Чехов им сочувствует: что могла поделать бедная гувернантка с жадным хозяином, вздумай он по-настоящему оставить её без денег? Сильному всегда легко упрекать слабого в неумении постоять за себя, понимает в конце рассказчик.

Источник

Чехов «Размазня»: какая главная мысль, чему учит рассказ?

Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Размазня»­?

Чему учит рассказ Чехова «Размазня»­?

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

В рассказе Чехова «Размазня» речь идет об уроке, который преподал глава семейства гувернантке, девушке робкой и бесхарактерной. Хозяин дома, наблюдая за Юлией Васильевной, снижал ей жалование, но та соглашалась с абсурдными причинами, выдвигаемыми мужчиной. Когда её заработанные за два месяца деньги превратились в сущие крохи, девушка даже поблагодарила своего хозяина.

Глава семейства деньги за работу гувернантке отдал, причем в полном объеме, а девушке посоветовал проявлять волю и сопротивляться произволу. Рассказ учит нас не быть «размазней» и всегда отстаивать свои права.

Главная мысль рассказа заключается в том, что даже робкие люди должны научиться бороться за свои интересы. Чехов полагает, что дело даже не в застенчивом характере «маленьких людей», а в обществе, которое превращает человека в жертву. Господа распоряжаются людьми, пользуясь их покорностью, поэтому автор призывает читателей быть смелыми и решительными, что поможет защитить себя от несправедливости.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

В рассказе «Размазня» речь идет о шутке барина, который всячески пытался вызвать у гувернантки твёрдость характера. Он навычитал из её жалования несуществующие долги и гувернанатка все промолчала и приняла те копейки. Барин наконец сознается, что все это была шутка. Барин говорит ей, что нужно иметь и развивать характер. В противном случае её так всю жизнь будут обманывать.

Главная мысль заключается в том, что всегда надо отстаивать свои права, иначе потом тебе сядут на шею. Человек должен всегда стоять за свои убеждения и отстаивать свое мнение. Тем более если вы правы. Нельзя всегда плыть по течению, иногда требуется плыть и против.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Какая главная мысль рассказа А.П. Чехова «Размазня», можно понять, следуя по содержанию произведения.

Когда пришел срок расчета за двухмесячную работу, хозяин стал вычитать из её зарплаты деньги за всякие надуманные прегрешения. И гувернантка слова не сказала поперек мнению хозяина, а униженно согласилась на одиннадцать рублей, да еще и благодарила, что хоть это заплатит.

Хозяин преподал ей хороший жизненный урок. Он все-таки выплатил причитающуюся гувернантке сумму денег.

В произведении прослеживается тема маленького человека, зависящего от сильных мира сего.

Главная мысль рассказа: не надо быть размазней, а отстаивать свои права. Рассказ учит не склонять покорно голову перед явной несправедливостью.

Этот рассказ и его идея актуальны и в наше время.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

В этом поучительном рассказе Антона Павловича Чехова, излагается история о не в меру послушной гувернантке.

При расчёте за обучение своих детей, хозяин производит много вычетов за якобы допущенные ею нарушения и ошибки. Робкая по натуре гувернантка Юлия Васильевна, со всем соглашается и в результате получает вместо положенных ей восьмидесяти рублей, получается всего лишь 11 рублей. Девушка покорно соглашается и даже униженно благодарит хозяина.

Хозяин объясняет Юлии Васильевне, что он специально преподал ей урок.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, что нельзя быть настолько безропотной и покорной и надо учиться отстаивать свои права.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Рассказ Чехова под говорящим названием «Размазня» повествует читателю историю неуверенной, робкой гувернантки.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Главными героями рассказа являются та самая гувернантка Юлия Васильевна и её работодатель, который решил преподать ей урок.

Когда наступил момент получения жалования, хозяин вызвал к себе гувернантку и преднамеренно завёл разговор о том, что Юлия Васильевна получит жалование меньше, чем было изначально оговарено, ссылаясь на различные «происшествия», обстоятельства.

Гувернантка очень сильно расстроилась, но тем не менее, она не возражает, соглашается и даже благодарит.

На что, хозяин семейства в котором работала Юлия Васильевна, сильно возмутился, скащавя что ей стоит научиться проявлять себя, свою волю и отстаивать свои права и отдал всё жалование, которое изначально причеталось ей.

Рассказ учит быть более требовательным, жёстким, там где этого требует жизнь, уметь отстаивать себя и свои права.

Главная мысль в рассказе заключается в том, что мы сами творцы своей жизни, нужно уметь проявлять свой характер, а не быть «размазней».

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

В рассказе «Размазня» Чехов описывает историю одной гувернантки.

Она насколько была нерешительна, что когда хозяин ей по надуманным причинам решил снять жалование, то совсем этому не сопротивлялась. А наоборот еще и поблагодарила хозяина, за то что он ей заплатил. Хозяин оказался человеком порядочным и заплатил ей все деньги, он просто хотел ее проверить. Хозяин посоветовал девушке не быть такой размазней и со всем соглашаться ущемляя себя.

Рассказ учит не быть размазней и плыть по течению, нужно иметь свое мнение и тогда и другие будут тебя уважать, а не считать размазней.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Главной мыслью этого рассказа является «наука выживания» если можно это так назвать.

Жить в обществе людей хотя и надо на позитивной волне, ни кого не унижать, ни кого не обижать, и т.д. и т.п., но и себя не надо давать в обиду, уметь постоять за себя, иначе превратишься в жертву.

Сюжет рассказа как раз и приводит нам пример того, как сильные духом люди могут обделять слабых и ущемлять их в правах.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

В этом поучительном рассказе Чехов нам показывает как можно нажиться на робких людях, которые попросту не умеют постоять за себя в силу своей природной скромности.

По сюжету рассказа, хозяин дома пригласил к себе гувернантку, чтобы оплатить её работу по воспитанию детей и из ранее обговоренной суммы в 80 рублей за два месяца, конечная сума расчета сократилась до жалких одиннадцати рублей. Из жалования гувернантки выли вычтены деньги за все, что можно было придумать и девушки только пару раз попыталась поправить данные «расчеты», на что хозяин ей отвечал, что «у него все записано» и гувернантка согласилась с такой несправедливостью.

Хозяин на самом деле оказался честным и порядочным человеком, который выплатил все деньги сполна, а эту сцену разыграл специально, чтобы показать гувернантке, что скромностью и застенчивостью починенных, часто пользуются другие.

Этот рассказ учит нас быть настойчивыми, уметь за себя постоять, не смотря на любые «веские» доводы. Скромность является хорошей чертой, но все должно иметь определенные рамки.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Главная мысль произведения Чехова «Размазня», на мой взгляд, заключается в том, что надо отстаивать свои права и не быть «размазней».

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

В рассказе Виктора Голявкина «Вот что интересно!» мы знакомимся с первоклассником Гогой, который не хочет учиться читать. Он ходит в школу и его одноклассники уже уверенно читают, и только Гога пока еще знает лишь две буквы.

Дома книжки Гоге читает бабушка и она пытается научить внука читать, но тот вместо этого находил множество дел по хозяйству, увиливая от учебы. Да и в школе одноклассники пытались помочь ему с чтением, но Гога просто от них убегал.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.

Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Внезапно ветер принес огромную тучу, вокруг потемнело и запахло грозой. Леля велела ребятам немедленно продвигаться к дому. Дети бежали изо всех сил, но мешал встречный ветер, а тут еще грянул гром и сверкнула молния. Начался ливень, но детям удалось добежать к дому вовремя.

Первым оказался на крыльце Миня, а следом за ним в укрытии оказались девочки. Вот только букетика в руках мальчика не было, а объяснил он это тем, что в такую погоду он не нужен.

Главная мысль рассказа состоит в том, что в экстремальных ситуациях нужно без промедления принимать верные решения. Например, если приближается гроза, то нужно искать безопасное место, где можно укрыться от непогоды. Ребята поступили правильно, устремившись к дому.

Рассказ учит нас не только искать укрытие, но и избавляться от вещей, мешающих движению. Минька выбросил свой букетик, поэтому ему удалось прибежать раньше девочек. В сложных ситуациях любая мелочь, отвлекающая внимание, может затруднить спасение.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Медведь устроился на зиму высоко, в орлином гнезде на разбитом бурей дереве. Там он и проспал спокойно все зимнее время. Он проявил находчивость и сообразительность, поэтому и смог выжить.

Кроме того, автор призывает нас любить природу и изучать повадки лесных жителей.

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Главными героями рассказа Чарушина «Страшный рассказ» оказываются два мальчика, Шура и Петя. Мальчики еще маленькие и им непривычно и страшно оставаться дома одним, когда вокруг наступает ночь. Они ложатся в постель и подбадривают себя рассказами о том, что они не боятся ни людоедов, ни крокодилов, ни тигров.

И вдруг они слышат странный топот маленьких ног в комнате. Они сразу забывают про свою храбрость и даже не дышат под одеялом для прихода мамы и папы.

Когда зажигается свет, оказывается, что топал маленький безобидный ежик и мальчиком конечно стало смешно и немножко стыдно своих страхов.

Главная мысль этого рассказа в том, что непонятное пугает человека много сильнее, чем самое страшное, но понятное. Неизвестность хуже всего.

Рассказ учит быть смелым, решительным и не пугаться странных звуков в комнате, а постараться определить причину их возникновения.

Источник

«Размазня» — читательский дневник по рассказу А. Чехова

чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть фото чему учит рассказ чехова размазня. Смотреть картинку чему учит рассказ чехова размазня. Картинка про чему учит рассказ чехова размазня. Фото чему учит рассказ чехова размазня

Рассказ Антона Чехова «Размазня» написан и опубликован в 1888 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Чехов Антон Павлович
Название произведения: «Размазня»
Жанр: рассказ
Год написания: 1888
Издательство: Азбука-Аттикус
Год издания: 2004

Главные герои и их краткая характеристика

Рассказчик – хозяин дома, настойчивый, решительный, волевой мужчина, решивший преподать гувернантке важный урок.
Юлия Васильевна – гувернантка, молоденькая, неопытная девушка, робкая, скромная, безответная.
Коля и Варя – дети рассказчика, воспитанники Юлии Васильевны.

Краткое содержание и сюжет

Хозяин дома пригласил к себе в кабинет гувернантку, Юлию Васильевну, чтобы рассчитаться за истекший срок ее работы. Он упрекнул девушку в излишней церемонности – сама бы она не пришла за жалованьем. Далее хозяин приступил к подсчетам. Он сказал, что они договаривались по тридцать рублей в месяц, на что Юлия Васильевна робко возразила – по сорок рублей. Хозяин ее перебил, заверив, что он всегда платил гувернанткам по тридцать рублей в месяц, и у него все записано.

Затем мужчина сказал, что Юлия Васильевна прожила в его доме два месяца, и девушка опять робко возразила – два месяца и пять дней. Но и тут хозяин дома настоял на своем – два месяца и точка, у него так записано. Затем он стал вычитывать из шестидесяти рублей воскресенья, коих собралось девять штук, а также три праздника. Юлия Васильевна покраснела, и стала нервно теребить платье, но не возразила ни слова.

Хозяин дома продолжил вычитать: четыре дня болезни Коли, три дня, когда у гувернантки болели зубы, и она занималась только после обеда. В итоге остался всего лишь сорок один рубль. От явной несправедливости у девушки один глаз покраснел и заполнился влагой, предательски задрожал подбородок, но и тут она смолчала.

Мужчина внимательно посмотрел на гувернантку, и продолжил вычеты. Он вспомнил, как под Новый год она разбила фамильную чайную чашку с блюдцем. По недосмотру Юлии Васильевны Коля полез на дерево и порвал дорогой сюртучок, а горничная, опять же, по недосмотру гувернантки, украла у Вари ботинки.

Хозяин разошелся не на шутку, и «вспомнил», как в январе Юлия Васильевна одолжила у него десять рублей. Девушка слабо запротестовала, но в ход пошел железный аргумент – « у меня записано» – перед которым несчастная не в силах была протестовать. В итоге из всей суммы за два месяца работы у героини осталось лишь одиннадцать рублей. Она тихо поблагодарила, и собралась выйти из комнаты.

В этот миг мужчина взорвался – он принялся обвинять девушку в чрезмерной доверчивости, слабости, безволии. Он не понимал, как можно быть такой размазней и даже не попытаться защитить себя, свои права. В ответ Юлия Васильевна лишь робко улыбалась, а затем призналась, что в других домах ей и вовсе не платили. Мужчина извинился за столь жестокий урок, и отдал гувернантке восемьдесят рублей – ее честно заработанную плату за два месяца. Юлия Владимировна не ожидала такого поворота событий, и, непрестанно выражая благодарность, вышла из комнаты.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор приглашает к себе в кабинет гувернантку сына и предлагает получить заработную плату за прошедший месяц. При этом он перечисляет все, в чем, по его мнению, провинилась девушка и вычитает из ее денег дополнительные суммы. Девушка дрожит, у нее на глаза наворачиваются слезы, она нервно мнет платочек, но покорно соглашается со всем сказанным хозяином. В результате вместо восьмидесяти обещанных рублей, автор подает ей только одиннадцать. Гувернантка тихо благодарит хозяина, тогда он не выдерживает и спрашивает: «Как можно быть такой размазней?», он всерьез не понимает, почему она не борется за свои права. Но девушка его даже не понимает, она с радостью получает свои, положенные ей восемьдесят рублей и уходит.

План пересказа

Основная мысль

Жизнь не всегда бывает добра и справедлива, и даже слабым людям нужно учиться бороться за себя.

Чему учит

Рассказ учит нас тому,что нужно отстаивать свои права. А также учит доброте, отзывчивости, состраданию, взаимопомощи (главный герой видел, что больше за неё заступиться некому)

Отзыв и что понравилось

Мне понравилось поведение главы семейства и урок, который он преподал чересчур робкой гувернантке. При этом, он поступил справедливо, объяснив Юлии Васильевне её права и полностью рассчитавшись за работу. К сожалению, не все понимают, что иногда приходится поступать жёстко и решительно в отношении недобросовестных людей. В этом рассказе, Чехов высмеивает излишнюю покорность и приниженность людей, отсутствие чувства собственного достоинства.

Вывод и мое мнение

В лице безответной гувернантки легко можно разглядеть простой русский народ, который безропотно сносил несправедливое отношение власть имущих. Своим произведением автор призывал людей быть более сильными, решительными, и всегда отстаивать свои права, бороться за справедливость. Порой, для этого нужно преподнести жесткий, иногда жестокий урок, но только так можно «встряхнуть» робких и забитых людей, достучаться до их сознания.

Цитаты из текста

«…У меня так записано…»
«…Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова. »
«…Вы должны за всем смотреть…»
«…В других местах мне и вовсе не давали…»
«…Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам…»
«…Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней. »
«…Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным. »

Словарь новых и незнакомых слов

Гувернантка – наемная работница, воспитательница детей в семье.
Сюртучок (сюртук) – длинный, до колена, предмет мужского гардероба, обычно приталенный.
Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.
Merci (франц.) – спасибо.
Церемонная – торжественная, чопорная, жеманная.
Фамильная – наследственная, передающаяся по фамилии.
Жалованье – плата за службу, выдаваемое регулярно (обычно ежемесячно).
Размазня – вялый, нерешительный человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *