чему учит рассказ чехова переполох
Антон Чехов — Переполох:
Краткое содержание
Машенька Павлецкая, провинциалка, выпускница женского института, служит гувернанткой в столице в семье Кушкиных. Однажды хозяйка Федосья Васильевна, с виду вылитая баба-кухарка, делает в ее комнате обыск. Слуг так и вовсе раздевают догола. Ищет она брошку ценой в 2 тысячи рублей. Машенька унижена и оскорблена. Ей страшно, что мадам Кушкина сдаст ее в полицию. Вот что значит жить «в чужих людях!» Павлецкая собирает вещи, чтобы уйти из этого дома.
Маленький, выпивший, плешивый Николай Сергеич извиняется за жену. И признается, что это он взял брошку. Деньги были нужны. Вообще-то и дом, и брошь принадлежат ему. Но жена завладела всем. Даже в деревне, где у него дом, сидят ее люди. Ему там и рыбы половить не дают. Он просит девушку остаться: «Люблю тех, кто еще умеет оскорбляться». Без Машеньки «в доме не останется ни одного человеческого лица». Но девушка решила уйти бесповоротно.
Читательский дневник по рассказу «Переполох» Чехова
Сюжет
Машенька Павлецкая – гувернантка в доме Кушкиных. Все подвергаются обыску (и комната Машеньки тоже), когда у хозяйки Федосьи Васильевны пропала дорогая брошка. Оскорбленная и испуганная Машенька увольняется, а хозяин-подкаблучник Николай Сергеич умоляет ее не уходить. Брошка его матери, и взял ее он. Жена все захватила в доме, а ему нужны деньги. Общение с Машенькой ему отдушина. Но девушка непреклонна: она уезжает.
Отзыв
Рассказ юмористический и грустный, взятый из жизни. Все в доме подчиняются капризам жены. Ее счастье в самодурстве, власти над всеми и всем. Это уже не семья. Рассказ учит оставаться человеком в любых обстоятельствах, не обвинять людей голословно, мужу – быть главой семьи, быть честным, чутким, внимательным к людям, быть к себе строже, чем к другим, бороться со своими недостатками, судить людей по делам, а не статусу.
Урок по русской литературе «А.Чехов «Переполох»
Проблема человеческого достоинства в рассказе А. П. Чехова «Переполох»
Цель урока: познакомиться с рассказом Чехова «Переполох», на примере рассказа раскрыть основные чеховские представления о личности человека Задачи урока:
Развивающая: формирование навыков художественного анализа текста, культуры речи, связной устной речи; развитие творческого воображения, эстетического восприятия художественной литературы; логические мыслительные операции (сравнение, обобщение, выделение главного), обогащение словарного запаса учеников.
Воспитывающая: побуждение уч-ся к самовоспитанию и самосовершенствованию; формирование чувства толерантности, ответственности за свои поступки.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальное оформление, выставка книг А.П. Чехова.
Организационно-мотивационный этап. Психологическая установка на урок.
Тетради, дневники я вижу на столах.
Приветствовать сегодня я вас рада.
Урок пройдет особенно у нас,
И каждого, надеюсь, ждет награда.
Талантлив, эрудирован, умен
Любой из вас здесь, несомненно.
Талант хорош, коль знаньем подкреплен,
И дар оценен будет непременно.
Стадия вызова. Звучит музыка Чайковского.
Наш урок начинается геймом «Темная лошадка». Как вы думаете, о ком идет речь?
Слайд 1. К. Чуковский считал: Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.
Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…».
Никто не понимал так ясно и тонко трагизм мелочей жизни, никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям тоскливую картину их жизни в русском хаосе обыденщины.
Он был постоянно искренен, а это великое достоинство, и благодаря своей искренности он создал новые, совершенно новые формы писания.
«несравненный художник… Художник жизни. И его творчество понятно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.
Слайд 4 . О себе он говорил так: «… от природы характер у меня резкий, я вспыльчив,… но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
— О ком идет речь? ( О Чехове)
Слайд 5. Портрет Чехова
Эпиграф: Человеком рождаются, личностью становятся.
А что такое личность? Анализ схемы «Личность».
Читаем, что такое личность.
(Личность – человек как носитель каких – либо качеств)
— Давайте определим на основе прочитанных статей, какие качества личности были присущи Чехову.
(Деятельный, волевой, общительный, душевно щедрый, деликатный, скромный, веселый, наблюдательный, неравнодушный)
3 Постановка целей, задач урока.
— Тема нашего урока « Проблема человеческого достоинства в рассказе
А. П. Чехова «Переполох». А какими должны быть задачи урока? С какой целью мы будем изучать рассказ «Переполох»?
4 Чтение с остановками.
— Для реализации нашей цели и задач нужно прочитать рассказ.
— Как вы думаете, о чем может пойти речь в рассказе?
Чтение 1 части рассказа. « Машенька вернулась с прогулки».
— Какова картина переполоха?
Чтение 2 части «Обыск в комнате Машеньки»
— Как воспринимает и переживает это происшествие Машенька? Как реагирует на сообщение горничной Лизы, как переживает унижение?
( Сначала удивлена, потом похолодела от страха, оскорблена, чувство стыда: под простыней сладости)
— Как вы думаете, почему происходил обыск?
Чтение 3 части «Украли брошку»
— Как Машенька реагирует на сообщение Лизы, как переживает свое унижение?
( Сначала Машенька удивлена, потом была оскорблена)
— Что может произойти дальше?
Чтение 4 части « Во время обеда».
— Как раскрываются в сцене семейные отношения? Что можно сказать о характере хозяев?
(За столом хозяйка важная, с тупым, серьезным лицом. Изображает горе по поводу пропажи. Хозяин малоприметный. Слабый, играл роль приживалы.)
— Как вы думаете, кто украл брошь?
— Узнает ли правду Машенька?
Чтение 5 части «Разговор с хозяином. Признание»
— Как вы думаете, как поступит Машенька?
Чтение 6 части. «Машенька покидает дом».
5. Минутка психологической разгрузки. Упражнение на концентрацию внимания позволит ученикам успокоиться, расслабиться и настроиться на необходимые представления.
Упражнение. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, посчитайте до 5 (учитель считает), сделайте выдох. Повторите 3 раза. Представьте, что вы встретились с таким человеком, как Федосья Васильевна. Какие чувства возникли у вас? Затем представьте, что вы встретили такого человека, как Машенька. Проследите, как изменилась ваша мимика.
— Почему Машенька не осталась, несмотря на извинения хозяина? (Поняла свою беззащитность перед жестокостью и низостью хозяйки.)
— Почему Николаю Сергеевичу не хочется, чтобы Машенька уезжала? (Он понимает, что порабощен, малодушен, иначе не сказал бы девушке, что «во всем доме не останется ни одного человеческого лица».)
Осмысление. Обмен читательскими впечатлениями.
– Понравился ли рассказ Чехова? Какие впечатления от рассказа? Что вас возмутило? Что поразило?
(Небольшой эпизод, взятый за основу рассказа, вызывает разные чувства. Возмутило отношение хозяйки к людям, живущим в доме: к мужу, гувернантке, прислуге, ее надменность, цинизм. Отношения между супругами: малодушие Николая Сергеевича и безграничная власть над всеми его супруги. Понравилось поведение Машеньки: гордая девушка покидает дом.)
Анализ характеров героев.
— А каков Николай Сергеевич? (Нерешительный, бесхарактерный, нет жизненных принципов)
— А Федосья Васильевна? (Жестокая, грубая, черствая, надменная. Принципы – обогащаться, не верить в честность бедных людей.)
— Как видим, в основе рассказа лежит конфликт – противоборство идей, настроений, характеров? Виды конфликта: социальный, нравственный, психологический, семейно-бытовой. Определите виды конфликта в рассказе.
Нравственный – между хозяйкой и гувернанткой, между супругами.
Социальный – хозяйка не воспринимает гувернантку как ровню.
— Какова еще одна важнейшая сторона произведения? Что говорит нам автор?
(Нравственная позиция автора: он критикует в рассказе обывательщину и нравственные уродства быта, берет под защиту личность. Такая позиция исходит из его собственных жизненных принципов)
— Английский философ Френсис Бэкон сказал: «В каждом человеке природа восходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». Как эти слова можно соотнести с эпиграфом урока и с рассказом Чехова?
— А теперь свои впечатления от урока выразите в телеграмме, которая будет адресована автору рассказа А. П. Чехову.
Проблемы, поднятые в рассказах «Тоска» и «Переполох» (Чехов А. П.)
А что высмеивается в «Тоске» и «Переполохе»?
В «Тоске» поднята проблема безразличия к чужому горю и несчастью, одиночества. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади.
В «Переполохе» эта тема также задета, ведь после обиды Машеньке некому открыться, не с кем поговорить, остальную прислугу не волновала проблема Машеньки (Николай Сергеич не в счет, т. к. он ничего не значил).
В «Переполохе» тоже поднята эта проблема. Ведь ничего из себя не представляющая «полная, плечистая дама с густыми чёрными бровями, простоволосая и угловатая, с едва заметными усиками и с красными руками, лицом и манерами похожая на простую бабу-кухарку» Федосья Васильевна богата, у нее есть свое имение (которое на самом деле должно принадлежать ее мужу), а образованная Машенька у нее в гувернантках, и даже после того, как ушла от нее, не была уверена, что найдет работу получше:
Когда пропала брошка, на ничтожного Николая Сергеича не подумали, а на Машеньку – да! Как так? Эти подозрения, этот обыск стали причиной отъезда Машеньки. «Переполох» показывает читателю, что и у «маленького» человека есть гордость, которая может быть задета любой мелочью.
Оба произведения доказывают, что жизнь состоит из мелочей, и одна мелочь может испортить всю жизнь. Ощущение печали не покидает на протяжении всего чтения. Как говорил Белинский, творчество Чехова сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Чехов «Переполох»: кто главные герои, какая главная мысль?
Сюжет этого чеховского рассказа развивается в барском доме, где хозяйкой дома проводился обыск всей прислуги в поисках утерянной дорогой брошки.
В момент этого обыска, в дом пришла Машенька, работавшая та гувернанткой. Маша была из семьи сельского учителя и её обидело само только подозрение в воровстве, а то как хозяйка собственноручно рылась в ей вещах и даже в корзине с грязным бельем, вообще не укладывалось в её голове.
К главным героям этого рассказа относятся :
Главная мысль этого рассказа заключается в доверии и человеческой морали. Нельзя обвинять человека заочно, ведь это может не просто обидеть, а оскорбить человека. Не нужно опускаться до мерзких поступков.
Главные герои:
Главная мысль: нужно уметь дружить и дорожить дружбой, быть искренним, честным и справедливым и никогда не сдаваться.
Да всё просто. Николай Павлович, брат Чехова, был талантливым художником, но ко времени написания письма был уже запойным пьяницей, который постоянно уходил из дома, болтался по кабакам и борделям. Когда трезвел, жалел о своей пропавшей жизни и винил всех вокруг.
А на Якиманке, в доме Клименкова, в то время жили Чеховы.
В этом отрывке из письма:
Чехов имеет в виду, что Николай часто уезжал из дома, говоря, что в доме плохо топят и холодно.
он имеет в виду, что недостаточно вернуться домой (то есть к нормальной жизни), а через неделю снова поехать пить или к бабам. Нужно навсегда порвать с этой жизнью.
Так что во времена Чехова выражение «поехать на Якиманку» не значило ничего. Это было сказано для конкретного человека и по конкретному случаю. Жили бы Чеховы на Маросейке, то было бы сказано «поехать на Маросейку». И только.
Рассказ Чехова «Пересолил» можно назвать юмористическим просто потому, что он вызывает если не смех у читателя, то уж улыбку точно. Это веселая история о том, как некий землемер поехал в нужное ему имение с незнакомым мужиком и так сильно боялся своего возчика, что решил припугнуть его и стал сочинять разные небылицы о том, какой он храбрый и отважный и как легко он справляется с разбойниками. Когда землемер дошел до пистолетов, то насмерть перепуганный мужик, давно проклинавший судьбу, что взял такого пассажира, просто сиганул в кусты.
А землемер внезапно осознал, что пересолил шутку и стал опасаться, что до имения не доедет. Пришлось ему уговаривать мужика и объяснять тому, что никакой он не разбойник и не злодей.
Вот ещё одно краткое содержание:
Урок 25. А. П. Чехов. «Переполох»
Урок русской литературы по рассказу А. П. Чехова «Переполох»
Просмотр содержимого документа
«Урок 25. А. П. Чехов. «Переполох»»
Тема. Проблема человеческого достоинства в рассказе А. П. Чехова «Переполох»
Показать противопоставление социального и нравственного неравенства героев рассказа «Переполох». Раскрыть проблему человеческого достоинства. Увидеть роль художественных деталей в раскрытии проблемы человеческого достоинства.
Формировать навыки художественного анализа текста, связной устной речи; развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение, выделение главного).
Побуждать учащихся к самовоспитанию и самосовершенствованию; формировать чувство толерантности, ответственности за свои поступки.
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг А.П. Чехова.
Эпиграф: Человеком рождаются, личностью становятся.
I. Организационно-мотивационный этап
Ребята, познакомьтесь с высказываниями. Как вы думаете, о ком идет речь?
Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…».
Никто не понимал так ясно и тонко трагизм мелочей жизни, никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям тоскливую картину их жизни в русском хаосе обыденщины.
Слайд 2. Л. Толстой рассказывал:
Он был постоянно искренен, а это великое достоинство… Художник жизни. И его творчество понятно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное.
Слайд 3. О себе он говорил так: «… от природы характер у меня резкий, я вспыльчив,… но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
— О ком идет речь? (О Чехове)
Слайд 4. Портрет Чехова
III. Запись темы. Работа с эпиграфом
— Слайд 5.Тема нашего урока Проблема человеческого достоинства в рассказе А. П. Чехова «Переполох».
Эпиграф: Человеком рождаются, личностью становятся.
— А что такое личность? (Личность – человек как носитель каких-либо качеств)
— Давайте определим на основе прочитанной в учебнике статьи, какие качества личности были присущи Чехову. (Деятельный, волевой, общительный, душевно щедрый, деликатный, скромный, веселый, наблюдательный, неравнодушный)
IV. Постановка целей, задач урока. Сообщение учителя
— Тема урока «Проблема человеческого достоинства в рассказе А. П. Чехова «Переполох». С какой целью мы будем изучать рассказ «Переполох»?
Рассказ «Переполох» появился в 1886 году. В этом произведении затрагивается одна из главнейших тем русской литературы 19-20 веков – тема «маленького человека». Впервые эта тема появляется еще в творчестве Пушкина («Станционный смотритель»), ярче всего проявляется в творчестве Гоголя («Шинель») и является одной из любимых тем Чехова. Чехов мастерски владел искусством обличать житейские пороки, не прибегая к конкретным обвинениям, он просто описывал жизнь. Рассказ «Переполох» является ярким тому доказательством.
1. Сцена «Машенька вернулась с прогулки».
— С чего начинается рассказ?
— Какова картина переполоха (вид швейцара, горничных, хозяина, хозяйки, комнаты Машеньки)?
Машенька Павлецкая, гувернантка, вернулась с прогулки и застала в доме хозяев большой переполох.
«Отворявший ей швейцар Михайло был взволнован и красен, как рак.»
«В передней и в коридоре встретила она горничных. Одна горничная плакала. Затем Машенька видела, как из дверей её комнаты выбежал сам хозяин Николай Сергеич, маленький, ещё не старый человек с обрюзгшим лицом и с большой плешью. Он был красен. Его передёргивало… Не замечая гувернантки, он прошёл мимо неё и, поднимая вверх руки, воскликнул:
— О, как это ужасно! Как бестактно! Как глупо, дико! Мерзко!»
2. Сцена «Обыск в комнате Машеньки»
— Что увидела Маша, зайдя к себе в комнату?
«Хозяйка Федосья Васильевна, полная, плечистая дама с густыми чёрными бровями, простоволосая и угловатая, с едва заметными усиками и с красными руками, лицом и манерами похожая на простую бабу-кухарку, стояла у её стола и вкладывала обратно в рабочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки… »
«Зачем у стола слегка выдвинут один ящик? Копилка, в которую гувернантка прятала гривенники и старые марки, была отперта. Её отпёрли, но запереть не сумели, хотя и исцарапали весь замок. Этажерка с книгами, поверхность стола, постель — всё носило на себе свежие следы обыска. И в корзине с бельём тоже. Бельё было сложено аккуратно, но не в том порядке, в каком оставила его Машенька, уходя из дому. Обыск, значит, был настоящий, самый настоящий, но к чему он, зачем? Что случилось?»
-Как она воспринимает и переживает это происшествие?
Маша была потрясена этим, её мучили вопросы – что искали в её комнате? Как можно так бесцеремонно вести себя? Её ущемлённая гордость, так незаслуженно обиженная, мучила Машеньку до обеда.
3. Сцена «Разговор Машеньки с горничной Лизой»
— Что явилось причиной обыска? Почему в краже подозревают в том числе и Машу?
Горничная прислуга объяснила Маше, что у хозяйки пропала брошь, и всех в доме обыскивали. Но Маше от этого не стало легче.
— Как Машенька реагирует на сообщение Лизы, как переживает свое унижение?
Сначала удивлена, потом похолодела от страха, оскорблена, чувство стыда: под простыней сладости.
4. Сцена «Обед в столовой»
Какую роль в рассказе играет сцена в столовой? Как раскрываются в ней семейные отношения? Что можно сказать о характерах хозяев? Как их можно оценить с точки зрения морали?
Сцена в столовой является в рассказе кульминационной.
Наплакавшись вволю, Машенька спустилась к обеду. «За одним концом стола сидела Федосья Васильевна, важная, с тупым, серьёзным лицом, за другим — Николай Сергеич. По сторонам сидели гости и дети. Обедать подавали два лакея во фраках и белых перчатках. Все знали, что в доме переполох, что хозяйка в горе, и молчали. Слышны были только жеванье и стук ложек о тарелки.»
В этой сцене видно, что «хозяином» в доме является Феодосья Васильевна. Своенравная, грубая, неприятная женщина. Она подчинила себе весь дом, загнала под каблук безвольного, слабохарактерного мужа, полностью растоптала его достоинство и честь. Это люди лишенные нравственных понятий и принципов, не знают, что такое достоинство и честь, не уважают других людей, ниже их рангом.
За столом хозяйка важная, с тупым, серьезным лицом. Изображает горе по поводу пропажи. Хозяин малоприметный. Слабый, играл роль приживалы.
Почему Машенька ещё острее переживает оскорбление после эпизода в столовой? Как её характеризуют ход мыслей и смятение чувств, мечты, мысли о будущем?
«— Мне не жалко двух тысяч! — ответила хозяйка, и крупная слеза потекла по её щеке.— Меня возмущает самый факт! Я не потерплю в своём доме воров. Мне не жаль, мне ничего не жаль, но красть у меня — это такая неблагодарность! Так платят мне за мою доброту…
Все глядели в свои тарелки, но Машеньке показалось, что после слов хозяйки на неё все взглянули. Комок вдруг подступил к горлу, она заплакала и прижала платок к лицу.»
Машенька является представителем «маленького человека». Она провинциальная девушка, небогатая, не из знатной семьи, зарабатывающая собственным трудом, беззащитная, неиспорченная, честная. Сталкивается с типичным представителем «большого человека» — своей хозяйкой Федосьей Васильевной, которая может сделать все, что ей захочется и останется правой.
Честная девушка не может принять того, что ее подозревают в краже, не желает мириться с этим.
Она решила уехать, так как она не смогла больше находиться в этом доме. Такого позора, бесчинства, унижения всех человеческих прав, как обыск в комнате, она не могла стерпеть. Ей стыдно за хозяев, неприятно, отвратительно и гадко на душе от произошедшего.
5. Сцена «Разговор с хозяином. Признание»
— Кто оказался настоящим вором? Узнала ли правду Машенька?
— Почему Машенька не осталась, несмотря на извинения хозяина?
Поняла свою беззащитность перед жестокостью и низостью хозяйки.
— Как характеры обоих раскрываются в этой сцене?
Когда Машенька, полная решимости, собирается уезжать, в этот самый момент к ней приходит хозяин Николай Сергеевич и исповедуется ей, что это он виноват в краже, что он устал от своей властной жены, что он тоже, по сути «маленький человек». Николай Сергеевич просит сохранить все в тайне и предлагает Машеньке стать друзьями:
«Останьтесь! Уйдёте вы, и во всём доме не останется ни одного человеческого лица. Ведь это ужасно!»
Но девушка, столкнувшаяся с таким оскорблением, унижением, низостью, предательством и несправедливостью не может принять его предложения. Ее гордость задета и она уезжает.
— Почему Николаю Сергеевичу не хочется, чтобы Машенька уезжала?
Он понимает, что порабощен, малодушен, иначе не сказал бы девушке, что «во всем доме не останется ни одного человеческого лица».
6. Сцена «Машенька покидает дом».
VI. Проверка уровня усвоения знаний и умений. Анализ характеров героев
Задача учителя: выявить понимание уч-ся идейного содержания рассказа, обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
– Понравился ли рассказ Чехова? Какие впечатления от рассказа? Что вас возмутило? Что поразило?
Небольшой эпизод, взятый за основу рассказа, вызывает разные чувства. Возмутило отношение хозяйки к людям, живущим в доме: к мужу, гувернантке, прислуге, ее надменность, цинизм. Отношения между супругами: малодушие Николая Сергеевича и безграничная власть над всеми его супруги. Понравилось поведение Машеньки: гордая девушка покидает дом.
Повесть поразила своей правотой, ведь такая ситуация может произойти и сегодня. А в те времена бесправные гувернантки могли быть подвергнуты разным унижениям, хозяйка Машеньки знала, что обыскивать комнаты она не имеет права, но все равно сделала это, так как ей было наплевать на достоинство и честь других людей.
— Расскажите о Маше. Каковы черты характера Машеньки? Жизненные принципы?
Машенька получила прекрасное образование в институте и работает в семье Кушкиных гувернанткой. Героиня является представителем «маленького человека». Она провинциальная девушка, небогатая, не из знатной семьи, Машенька беззащитная, неиспорченная, честная. Она зарабатывает собственным трудом. Это гордая, с чувством собственного достоинства девушка. Её принцип – оберегать чувством собственного достоинства, оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.
— А каков Николай Сергеевич? Нерешительный, бесхарактерный, нет жизненных принципов.
— А Федосья Васильевна? Жестокая, грубая, черствая, надменная. Принципы – обогащаться, не верить в честность бедных людей.
— В основе рассказа лежит конфликт – противоборство идей, характеров? Виды конфликта: социальный, нравственный, психологический, семейно-бытовой. Определите виды конфликта в рассказе.
Нравственный – между хозяйкой и гувернанткой, между супругами.
Социальный – хозяйка не воспринимает гувернантку как ровню.
VII. Подведение итогов урока
В начале урока мы познакомились со словами М. Горького о Чехове: «Никто не понимал так ясно и тонко трагизм мелочей жизни, никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям тоскливую картину их жизни в русском хаосе обыденщины».
— Попробуйте объяснить, как в этом рассказе раскрыт «трагизм мелочей жизни», нарисована «позорная и тоскливая картина жизни».
В рассказе показан эпизод в семье богатых: у властной хозяйки пропала брошка и она учиняет обыск у прислуги, в том числе и гувернантки. Оскорбленная до глубины девушка растоптана и поражена. Многие ей говорят о том, что бы она позабыла об этом, мол это мелочь жизни. Но девушка не может мириться с теми низкими моральными устоями в семье, где она работала и жила.
Кажется, не такой значительный эпизод в жизни семьи, но в этом и весь трагизм – хозяйка считает себя вольной творить все, что она пожелает с подчиненными ей людьми, идти на угрозы и унижения. Автор в лаконичной форме очень четко и ясно показывает нам эту позорную, тоскливую картину жизни семьи. Муж унижен, морально растоптан своей женой, она безнравственная, жестокая, своевольная женщина, которая не знает о таких понятиях как человеческое достоинство, уважение к личной жизни другого человека.
— Каковы авторские представления о личности? Какой она должна быть? Какими писатель видит подлинно гуманные человеческие отношения? Как вы думаете, почему общий тон рассказа оптимистический?
Считаем, что автор видит личность свободной, самодостаточной, цельной, обладающее чувством собственного достоинства, глубины, силы, мыслящей и образованной.
Подлинные гуманные человеческие отношения – уважение человека, как личности, уважение его личной жизни, тактичность, совестливость, честность, справедливость.
Автор верит, что даже «маленький человек» имеет чувство гордости и самоуважения. Автор берет под защиту личность.
— Что показывает автор в рассказе? Чему учит?
Чехов показывает, как пробуждается сознание человека, протест против деспотизма, унижения личности; писатель подчёркивает драматизм человека в обществе, где место, чин, а не личность, не индивидуальные качества служат критерием оценки человека.
Рассказ «Переполох» показывает всю несправедливость жизни и учит тому, что каким бы положением в обществе человек ни обладал, насколько бы богатым он ни был, прежде всего, нужно оставаться человеком. Честным, справедливым, тактичным и совестливым.
— Английский философ Френсис Бэкон сказал: «В каждом человеке природа восходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». Как эти слова можно соотнести с эпиграфом урока и с рассказом Чехова?
VIII. Запись в тетради
— А теперь свои впечатления от урока выразите в телеграмме, которая будет адресована автору рассказа А. П. Чехову.