чему учить детей сегодня для успеха завтра
Чему учить детей сегодня для успеха завтра
Проект реализуется по инициативе и при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и направлен на концептуальное осмысление изменений содержания школьного образования: добавление универсальных навыков к предметным знаниям.
Три главных вопроса проекта:
1) какие универсальные навыки и виды грамотности важны (и как разобраться во множестве существующих списков, систематизировать их);
2) как их формировать в школе;
3) что для этого надо менять в школьных практиках.
Доклад имеет большое значение не только для России, но и для всего мира. В него вовлечены факультеты образования ведущих исследовательских университетов из семи стран (Россия, Великобритания, Канада, Китай, Корея, Польша, США, Финляндия) и ориентирован на подготовку практических рекомендаций для российской школы. От России в международную команду входят специалисты Института образования НИУ ВШЭ и Московского городского педагогического университета (МГПУ).
В самом начале своей презентации Исак Фрумин привел данные из доклада «Global Human Capital-2017», согласно которому по охвату высшим образованием Россия входит в первую десятку стран, однако это слабо отражается на экономическом росте.
В других странах эта связь прослеживается.
В то же время экономический рост не всегда связан с количеством лет обучения, но есть прямая корреляция роста экономики с тестами PISA: чем выше результаты школьников той или иной страны в данном исследовании, тем выше характеристики экономики.
Человеческий капитал подразделяется на общий и специфический. Первый применим в разных сферах деятельности (коммуникационные навыки, владение информационными технологиями, общая культура поведения и т.д.). Второй используется прежде всего на конкретном рабочем месте: например, умение работать на уникальном станке или знание редкой компьютерной программы.
«Для нашего образования характерна узкая специализация, хотя мы сократили количество специальностей», – отметил Исак Фрумин.
И все равно, по мнению эксперта, их больше, чем за рубежом. «В этом смысле мы ориентируемся на специфический человеческий капитал. Исследования показывают, что отдача от специфического капитала выше, чем от общего», – пояснил Фрумин..
В то же время увеличение сервисного сектора за счет сокращения занятых в промышленности требует «общего» человеческого капитала, поэтому сегодня его роль в развитии экономики растет. Растет и роль таких личностных качеств, как самоконтроль, открытость опыту, способность взаимодействовать с окружающими, планировать и быть настойчивым. Нобелевский лауреат Д. Хекман доказал это влияние в классических исследованиях. Он также обосновал, что, благодаря тому что эти компетенции формируются в детстве, вклад в развитие дошкольников дает в разы больший эффект, чем средства, вложенные в развитие 17-летнего подростка, подчеркнул Исак Фрумин.
Но есть и новая отличительная особенность нынешней ситуации – неопределенность и быстрые изменения. Она требует четвертого типа качеств – инициативы, самостоятельности, активности. Это становится видно из трендов рынка труда. Например, в ближайшем будущем увеличится количество фрилансеров. Только за 2014–2016 годы в России число веб-мастеров, работающих дистанционно, возросло в 3,3 раза.
Таким образом, специфические знания, социальные навыки, личностные качества, способность действовать в быстро меняющихся условиях – все это задает рамку требований к современному человеку.
Изменения в характере труда, в ожиданиях бизнеса и культурные сдвиги должны привести к изменениям и в системе образования.
Однако школа и в России, и за рубежом не успевает ответить на эти запросы.
В своей книге, написанной еще в 1968 году, известный ученый Георгий Щедровицкий писал: «Нет другой сферы социальной деятельности, которая была бы столь же архаичной, столь же неорганизованной и несовершенной, как деятельность обучения и воспитания. До сих пор она строится на традициях 250-летней давности». Не верны ли сегодня эти слова?
Таким образом, сегодня экспертное сообщество стоит перед решением четырех главных вопросов:
1.Как меняется содержание школьных предметов?
2.Как и каким универсальным компетентностям надо учить?
3.Как развивать личностные качества, важные для жизненного успеха?
4.Как развивать инициативу, активность, самостоятельность?
Авторы доклада фокусируются в основном на втором вопросе. Пока на него все страны отвечают по-разному, предлагая свой список ключевых компетенций.
Например, в числе таковых финские эксперты выделяют: вовлеченность в построение устойчивого будущего; культурную компетентность, взаимодействие и самовыражение. Китайские ученые делают акцент на формировании инновационности и практичности, а также здорового образа жизни…
Все это создает в современной педагогической науке, по мнению Исака Фрумина, «концептуальный беспорядок» и терминологическую путаницу.
Авторы доклада пытаются ее преодолеть, предлагая простые трактовки и схему.
Компетентность – это способность решать определенные задачи.
В докладе предлагается три крупных компетентности: мышление; взаимодействие с другими и взаимодействие с собой.
«Нельзя создать абсолютно полный список, но три крупных универсальных компетентности должны быть обязательно», – подчеркнул Исак Фрумин.
В России сложилось определенное недоверие к возможностям школы в этой сфере.
Опросы, проведенные среди учителей, показали, что большинство из них считают: креативность – это врожденное качество, а формирование навыков взаимодействия с другими – это задача семьи.
Менее трети родителей считают, что школа может научить креативности или коммуникативным навыкам.
И, что еще обиднее, только каждый десятый родитель верит в то, что школа способна научить учиться – этому ключевому умению человека XXI века.
Зато формирование умения учиться ставят во главу угла 60% педагогов начальной школы, и это, по мнению Исака Фрумина, хороший показатель.
Примечательно и даже неожиданно то, что развитие универсальных компетентностей чаще считают важной задачей учителя старшего возраста – об этом заявили в ходе анкетирования 70% педагогов в возрасте 50+.
Научный руководитель Института проблем образовательной политики Александр Адамский подвел итог: работа проделана важная, интересная, очень нужная сейчас.
В дискуссии приняли участие академик РАО Александр Асмолов, директора школ – Ефим Рачевский, Дмитрий Фишбейн, Александр Ездов, эксперты – Павел Лукша, предприниматель Александр Рудик, сооснователь проекта «Учитель для России» Федор Шеберстов.
Эссе на тему «Чему и как учить сегодня для успеха завтра.»
Педагогическое эссе по теме «Чему и как учить сегодня для успеха завтра».
«Завтра» и «успех» слова не синонимы и не антонимы. Зачем же они тогда потребляются рядом именно сейчас, в XXI веке, веке информационных технологий и открытого слова общества?
Чему мы учим сегодня? Этот вопрос мало кто задает себе, т.к. мы действуем по плану, а стоит ли? Мы боимся сказать или сделать что-то по-другому, по-своему, а надо! И вот тогда-то, мы поймем и научимся учить и жить, и не только сами себя, но и других.
И будет тогда успех не только завтра, но и каждую секунду, проведенную в обществе, которое знает «чему и как учить сегодня для успеха завтра».
Ведь на самом деле, нам ничего не мешает зайти в класс и сказать, что сегодня цель нашего урока/занятия научиться проводить аналогии, параллели.
Те метапредметные результаты, о которых мы так много говорим, они, собственно, являются также предметом обучения, поэтому мы должны открыто говорить, что учим сравнивать, что учим проводить исследования, ставить проблемы и так далее..
Так чему же учить детей для успеха в будущем?
Для начала, работая с детьми, нужно научить их уважать себя, ценить себя, помочь им понять, что каждый из них уникален и ему нужно раскрыться.
Стандартизированные образовательные программы не изменятся кардинально. Поменять подходы к обучению в школах на государственном уровне не получится. Поэтому приспособить детей к изменениям ценностей образования – вот наша задача.
Мы можем помочь сформировать и развить в них такие качества и навыки, как:
Способность увидеть в существующем явлении недостатки и найти кардинально новое решение, обеспечивающее качественный рост или повышение эффективности процессов.
Современному школьнику необходимо уметь быстро переключаться с одной задачи на другую, правильно расставлять приоритеты при выполнении заданий и вести несколько дел параллельно.
Самообразование. С помощью него каждый имеет возможность получить качественные знания, чтобы достичь желаемых успехов в жизни. Мы должны мотивировать ребят на совершенствование себя и своих знаний, получение нового теоретического и практического опыта, так, чтобы учёба не стала для них тяжким и оттого страшным грузом. Дети должны быть открыты для нового.
Интерес к познанию мира во всех его проявлениях.
Глобальность мышления. Важным для наших детей становится умение видеть целостную картину мира, понимать суть предмета/явления и их связь со всем окружающим.
Точно формулировать свои мысли, логично выстраивать и оформлять их в слова.
Видеть возможности. То, что сегодня представляется нам ценным, завтра может потерять смысл. Лучше потратить время на поиск того, что окажется действительно твоим.
Уметь с другими людьми. Это один из важнейших навыков будущего.
Наверное, каждый из нас помнит свое детство и то, что в детстве мы обязательно о чем-то мечтали. У кого-то мечты сбылись, у кого-то нет. Но почему же так происходит? Мечта становится реальностью тогда, когда мы делаем ее целью. А для чего же нужно уметь ставить перед собой цели? Очень хорошо об этом сказал Ата Мамедов в своей книге «Диалоги с ментальным спонсором»: «Если у Вас нет цели, то куда Вы идете? Если у Вас нет цели, то зачем Вы туда идете? Если у Вас нет цели, то куда Вы поведете других? Человек без цели не живет в полном смысле этого слова, а плывет по течению. Если мы не ставим цели перед собой, то их обязательно перед нами поставит кто-нибудь другой. А нужны ли нам чужие цели?»
В будущее возьмут не всех: чему учить детей, чтобы они были успешны
Роботизация, искусственный интеллект, искусственные нейросети — это не выдумки фантастов, а реальность, в которой мы живём. Технологии развиваются быстро, изменяя нашу жизнь. Скоро искусственный интеллект вытеснит людей из многих сфер деятельности. Кем будут наши дети? Наш блогер, психолог Мария Курандина, рассказывает, какие навыки пригодятся детям в будущем.
В нулевые мои приятели поступали на экономический и юридический и будущее казалось безопасным и предсказуемым. Прошло всего пару десятилетий, и мы стали свидетелями изменений, предсказанных в фантастических романах: освоение космоса, роботы и нанотехнологии. Чем дальше, тем больше функций отвоёвывает искусственный интеллект.
Однажды моя клиентка и одновременно хорошая подруга Лена сказала: «Нашим родителям было проще: школа, универ, работа. Помог ребёнку пройти этот цикл — считай, что устроил его в жизни».
Задача образования сводилась в основном к запоминанию информации и решению задач при наличии известных вводных. С этими знаниями и навыками можно было успешно жить и работать многие годы, даже подниматься по карьерной лестнице. Наши родители подолгу работали на одном месте. Они привыкли к тому, что жизнь менялась медленно. Всё было понятно на годы вперед. Мы частично унаследовали потребность в предсказуемости и понятности, поэтому сейчас наши головы идут кругом от масштаба и скорости изменений. Ещё больше растерянности, если речь о будущем детей.
Профессии менялись всегда: на смену одним приходили другие. Сейчас перед нами качественно иной вызов постиндустриального общества, и очень скоро — искусственного интеллекта. Не хочу говорить об угрозах искусственного интеллекта, которых уже опасаются многие, остановлюсь на ближайшем будущем.
Возможности человеческого мозга огромны: миллионы нейронных связей, связь с интуицией и подсознанием. Это неизменно. Изменились условия и запросы времени. Сейчас время информации, скорости, искусственного интеллекта. Можно бесконечно спорить, плохо это или хорошо, но есть объективная реальность. Чем ближе мы к этой реальности, тем больше шансов к ней адаптироваться и не тратить силы на бессмысленную борьбу. Со множеством задач искусственный интеллект справляется лучше. Скоро он прочно войдёт в нашу жизнь, заменит собой не только рутинную работу, но и интеллектуальную и высокотехнологичную: от юристов до нейрохирургов, не говоря уже о рабочих профессиях.
Знания — это не навыки. Давайте учить детей тому, что им действительно пригодится
Искусственный интеллект может намного быстрее и эффективнее сканировать огромные объёмы информации, анализировать, находить оптимальное и точное решение. Это лучше, быстрее, здесь нет человеческого фактора, корпоративных проблем и трудовых споров, а скоро это будет и дешевле.
Прогнозы футурологов сбываются, в будущем мы увидим фантастические перемены. На первый взгляд неплохо, но что будет с людьми? Оставшись без работы, мы рискуем лишиться и заработка. Произойдёт расслоение населения на тех, кто нужен, и кто, увы, нет.
Наличие работы станет маркером реальной ценности для общества. Тех, кто не будет представлять ценности, ждёт суровая конкуренция за ресурсы
Будущее потребует совсем иных способностей и навыков. Чем мы можем помочь нашим детям? Какие профессии будут актуальны? В каком направлении смотреть? В мире, который меняется каждый день, невозможно предугадать конкретные факты. Как делать ставку на профессию, грозящую устареть уже к концу университета? Можно предполагать, что в сфере человеческого труда останутся творческие и креативные профессии. Они ещё не подвластны алгоритмам. В цене будут люди, способные на творческий поиск нестандартных решений, а также способные прогнозировать будущее и ставить задачи искусственному интеллекту.
Мы выходим за рамки конкретных профессий и описываем человеческие качества, которые никогда не отнимет никакой искусственный интеллект. Вопрос не в том, какими будут профессии будущего, а намного шире: какими навыками и качествами должен обладать человек будущего?
Не просто навыки, а метанавыки:
В мире, где каждый день тонны информации атакуют мозг, этого будет недостаточно. Будут меняться не только события, но и смыслы. Что вчера было плохо, сегодня — уже хорошо. Что вчера невозможно, сейчас реальность.
Психологи и психиатры считают, что для сохранения душевного равновесия необходимы опоры, чтобы что-то оставалось постоянным и неизменным, давало ощущение безопасности. Где взять опоры, если вокруг такая карусель? Нашим детям понадобятся не только навыки, но и качества человека будущего:
Последнее, пожалуй, лучшее, чему их можно научить.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Чему учить ребенка, чтобы помочь освоить ему профессию будущего
Об эксперте: Оксана Селендеева — ИТ-предприниматель и идейный вдохновитель Школы программирования для детей CODDY. Соорганизатор благотворительного проекта помощи детям Donate-Codding. Основательница групп Sell Your Head в соцсетях. Бывшая директор по маркетингу московского банка Сбербанка.
Не угадывайте профессии будущего, влюбляйте в перспективные направления
Обучаться профессиям будущего невозможно. О них можно только фантазировать. Во-первых, никто точно не знает, что будет востребовано даже через пять лет. Во-вторых, чтобы обучать профессии будущего, преподавателю нужен подходящий опыт. А где его взять, если «профессия — будущего»?
Лучше зацепить ребенка тем, что выльется в интерес к перспективным отраслям. Например, сейчас в топе:
Чтобы заинтересовать ребенка, станьте супервайзером — наблюдайте за ним и цепляйтесь за то, на что ребенок обращает внимание. Предлагайте перспективные направления под интересы, а не продавливайте то, что кажется прибыльным. Для этого обязательно собирайте обратную связь педагогов.
В основном дети увлекаются через примеры конкретных персонажей. Они хотят быть такими же, как любимый герой мультфильма или видеоигры. Здорово, если вы сами станете для ребенка таким примером.
Личный опыт. Я постоянно присматриваюсь к тому, что интересно моей дочери Нике. Например, она постоянно рисовала, поэтому мы пришли к цифровому рисунку.
Я спросила: «Хочешь, чтобы твои рисунки были в компьютере? Сколько у тебя фломастеров и карандашей, штук 30? А знаешь, сколько там будет?». Она заинтересовалась. Тогда я обратилась к коллегам и согласовала расписание на цифровой рисунок.
Мы начинали с простого — рисовали мишку. Через месяц уже рисовали трехмерный домик с правильной геометрией, продвинутого мишку с разными цветами и отражением в реке. Обучение детскому языку программирования Scratch тоже началось с интереса к мультикам. Ника стала учиться в CODDY в 4,5 года — сначала на планшете, а сейчас на компьютере.
Папа приучает Нику к английскому через собственный пример. Он постоянно разговаривает на иностранном языке, плюс у нас подключены телеканалы и стриминговые сервисы на английском: Netflix, CNN, Fox News, Euronews. В фоновом режиме работает британское радио. Мы часто подчеркиваем, что тоже учились английскому, поэтому теперь на нем разговариваем, и она так сможет.
При этом попытки заставить делать что-то без объяснений не работают. Очень важно принимать ребенка, если ему не нравится то, что кажется вам перспективным. Не надо делать всех детей айтишниками. В любой профессии будут востребованы лучшие из лучших.
Чему учить ребенка
Не стоит уходить в футурологию — можно оттолкнуться от того, каких навыков сейчас не хватает многим взрослым. Развивайте в ребенке то, без чего невозможен успех в любой сфере в ускоряющемся ритме жизни.
Расслабляться и отдыхать
Отдых — не трата времени, а то, что помогает его сохранить. Неумение отдыхать приводит к эмоциональному выгоранию и депрессиям. Отсутствие этого навыка — частая причина прокрастинации. Уставший человек будет три часа биться над задачей, которую мог решить в два раза быстрее с получасовым перерывом. Его два часа скроллинга ленты соцсетей — неосознанная попытка отдохнуть.
Чему конкретно учить
Личный опыт. Моей дочери Нике шесть лет. Я обращаю внимание на состояние ребенка: устала ли она, комфортно ли ей. Приучаю чувствовать потребности тела, заботиться о себе и поддерживать гармоничное состояние. Меня заряжает спорт — я занимаюсь каждый день, подаю пример дочери. Правда, обычно Ника сидит рядом и рисует.
Учиться онлайн
Уметь эффективно учиться онлайн удобно и выгодно. Индустрия развивается очень быстро — по данным eLearning Industry, индустрия онлайн-образования увеличится почти на треть к 2025 году. При этом офлайн станет еще эксклюзивнее и дороже.
Чему конкретно учить
Личный опыт. Когда ввели карантин, мы плавно увеличивали нагрузку, чтобы учеба была в удовольствие и без лишнего стресса. Сейчас у Ники шесть онлайн-занятий в неделю. Понедельник — цифровой рисунок; вторник, среда, четверг — занятия по Scratch; пятница — снова цифровой рисунок; суббота — компьютерная грамотность, воскресенье –– занятия в офлайн-группе.
Конечно, сообщества поддержки в сети она еще не ищет — пока общение только внутри самих мини-групп. Сейчас она учится формулировать вопросы и просить поддержку у преподавателя.
Самодисциплина
Немногие из моих друзей могут каждый день делать даже зарядку. А если представить, что каждый день реально учишь по десять новых английских слов? Уровень языка бы был шекспировский. Чем раньше развить самодисциплину, тем проще ее поддерживать.
Чему конкретно учить
Личный опыт. Бессмысленно говорить маленьким детям про будущую пользу и цели — слишком далеко и абстрактно. Я напоминаю Нике о договоренностях, пока это не войдет в привычку.
Говорю в спокойном дружеском тоне, чтобы не было отторжения. Например, «Помнишь о чем договаривались? Застелила постель?». Здесь важно не давать слабину, ребенок постоянно тебя проверяет.
Приводите в пример персонажей, которые нравятся ребенку, это здорово работает. Если герой любимого мультфильма наводит порядок в комнате, велик шанс, что Ника сама возьмется за это.
Уверенность в себе
Уверенность — это твердое «у меня получится!», которое бьет любой страх и сомнения. Чем больше всего получается, тем выше уверенность, желание пробовать, не сдаваться. Билл Гейтс считает, что ему повезло быть окруженным взрослыми, которые его всегда поддерживали. Он не боялся пробовать разное, терпеть неудачи, а к 13 годам нашел свою страсть.
«Уверенность первостепенна, с ней поиск любимого дела превращается в путешествие», — говорит миллиардер. Это необходимое качество, чтобы каждый камешек на пути не превращался в преграду.
Чему конкретно учить
Личный опыт. Мы помогаем Нике самостоятельно получать больше позитивных импульсов извне.Чем больше позитивного опыта самостоятельности — тем увереннее становится ребенок.
Недавно Ника хотела раскраски. Говорю: «Подойди и у тети спроси». Она уточняет: «А как спросить?» Я предложила так и сказать, она сама подошла, купила. Это большой прогресс. Раньше она не могла себе такого позволить — боялась, как и многие дети.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Профессии будущего
Мир меняется стремительно, а вместе с ним — и рынок труда. Старые профессии отмирают за ненадобностью, а развитие технологий влечет за собой появление новых. Уже сегодня понятно, что наши дети будут жить в новой реальности, где профессия «урбанист-эколог» или «кибертехник умных сред» станет обыденной. А популярные и надежные специальности вроде бухгалтера или экономиста станут неактуальны. Согласно «Атласу новых профессий», который разработали в Сколково, к 2030 году исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых.
В отчете о будущем трудового рынка на Всемирном экономическом форуме в Давосе назван список умений, которые будут самыми востребованными через 5 лет:
Все перечисленные навыки уже востребованы сейчас и станут максимально полезными в ближайшие годы. Правда, потребуются они в новых профессиях.
Эксперты выделяют несколько направлений, которые станут самыми актуальными в недалеком будущем.
Информационные технологии
Уже через 10 лет программирование будет основой грамотности. Все будет работать с использованием программного обеспечения: от сельского хозяйства и науки до туризма и управления человеческими ресурсами.
Профессии будущего в сфере IT:
Что делать будущему IT-специалисту уже сейчас : изучать математику, информатику, учиться искать и систематизировать информацию.
Вот здесь мы рассказывали, как увлечь ребенка программированием. Что касается математики, то можно найти репетитора или заниматься с ребенком самостоятельно на онлайн-платформах. Главное – регулярность занятий.
Медицина
От диагностики и исцеления от отдельных болезней медицина перейдет к комплексному анализу и системной работе с организмом в целом. Лечение будет проходить на уровне генома человека с учетом генетического кода пациента. Кроме этого, медицина будет направлена на продление жизни человека и улучшение ее качества. В этой сфере как никогда будут востребованы профессии:
Что делать будущему медику уже сейчас : изучать биологию и химию, налегать на программирование и развивать системное мышление.
Школа « ХимБио » погружает детей в науку с помощью онлайн-уроков, на которых дети изучают основы анатомии, биологии, химии и генетики в увлекательной форме. Все лето будут доступны уроки, мини-курсы и даже выездной лагерь на природе!
Существует масса прекрасных детских книг (мне нравятся книги издательства « МИФ »), где в доступной и интересной форме рассказывается о науках и технологиях. Читайте, обсуждайте, это поможет вам еще лучше понять ребенка, его сильные стороны и увлечения.
Робототехника
Уже сейчас роботов активно используют в медицине, а через десять лет они станут обыденностью в квартирах и городском пространстве.
Управление роботами будет осуществляться силой мысли на основе разработанного нейроинтерфейса. Появятся новые профессии, которые еще сегодня кажутся фантастикой:
Для Apitor не требуется компьютер, достаточно телефона или планшета. Установив на смартфон визуальный редактор Apitor Robot, ребенок сможет управлять собранной моделью, как настоящим роботом.
Играя и создавая новые модели, дети обучаются по методологии STEM, развивают воображение, пространственное мышление. И все больше влюбляются в робототехнику.
Биотехнологии
По мнению экспертов, биотехнологии в ближайшем будущем откроют безграничные возможности по созданию новых микроорганизмов. Это приведет к прорыву в сфере медицины, энергетики и экологии, в производстве сырья и материалов, повлияет на развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности и появление автономных экосистем в мегаполисах.
Ждем новые профессии:
Что делать будущему биотехнологу уже сейчас : учить биологию и химию. Например, проект « Умная Москва » даже в период карантина «доставляет» науку на дом. Можно проводить химические эксперименты и медицинские открытия не выходя из дома.
Стоит также изучать программирование, робототехнику и Искусственный Интеллект (можно иногда поболтать с «Алисой»), развивать экологическое мышление (мы должны учить детей любви к живой природе и бережному обращению с ней).
Образование
На волне пандемии сфера образования из консервативной стремительно перешла в активно развивающуюся. Благодаря использованию инструментов обучения с применением ИТ: видеоконференций, онлайн-курсов, симуляторов, тренажеров — всего за три месяца мы перестроились на удаленное обучение. Это дало новые возможности: ученики не просто усваивают знания, но и развивают умение работать с информацией. Новые технологии позволяют сделать образование более индивидуальным, адаптировав к запросам конкретного ученика и его личным особенностям.
В сфере образования будут востребованы следующие профессии:
Что делать будущему игропедагогу уже сейчас : работать над развитием креативности, коммуникативных и лидерских навыков. Сочиняйте вместе с ребенком сказки, чаще представляйте будущее, рисуйте и фантазируйте. Делайте упор на групповую работу (позвольте помочь вам на кухне, испечь, например, сладкую пиццу), межличностное общение и творческое мышление (например, можно использовать методики детского ТРИЗ). Можно записать ребенка на курсы «Искусство общения», где дети учатся располагать к себе собеседников, решать конфликты и не бояться публичных выступлений.
Успех в будущем
Чтобы ваш ребенок добился результатов завтра, уже сегодня внимательно наблюдайте за ним. Поддерживайте его в любимом занятии, узнайте, чем ему действительно интересно заниматься. Стимулируйте развитие у него новых навыков. И тогда в будущем он точно будет востребованным специалистом и счастливым человеком.