чему чаще всего радуется ваш ребенок рисунок
Что рисуют дети: первые звоночки, когда ребенку нужен психолог
Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки — рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова.
В каракулях скрываются эмоции
«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.
Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны?
Когда нужна помощь специалиста
Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.
Общее впечатление
Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Акция «Чему радуются дети».
МБОУ СОШ № 6 приняла участие в ежегодной акции «Чему радуются дети?», которая направлена на оптимизацию детско-родительских отношений.
В качестве задания мы предложили семьям упражнение, направленное на соотнесение представлений членов семьи о том, что радует детей.
Родители отвечали вопрос «Чему чаще всего радуется Ваш Ребенок?» (домашние животные, игрушки).
Дети нарисовали в форме коллажа то, чему ты обычно радуешься? (игры с друзьями, мягкие игрушки)
После выполнения задания получили следующие результаты акции:
Общее количество семей, участвовавших в акции – 774
Характеристика семей, принявших участие в акции:
— многодетные – 61
— неполные – 41
— приемные – 6
— семьи с детьми – инвалидами – 5
Результаты: процент совпадений ответов родителей и детей с учетом возраста последних – 83,3%
Отзывы родителей об участии в акции –
Желаем Вам и Вашему коллективу крепкого здоровья, энергии и оптимизма, успехов в работе и финансового благополучия, счастья и удачи во всех делах!
Формы обсуждения результатов акции с родителями – обсуждение в социальных сетях.
Возможные формы дальнейшей психологической работы с семьями по результатам акции –
Общее родительское собрание, родительские собрания в классе, анкетирование родителей, изготовление памяток с советами, педагогический совет с участием родителей, педагогические беседы с родителями, посещение семьи, индивидуальные консультации, благотворительный акции.
Как понять ребенка через его рисунки? Психология детского рисунка
В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.
Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка. Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников. Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».
Педагог-психолог Ирина Уточкина
Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам. Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние. По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.
Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок. А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника. Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.
Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.
Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности
В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.
То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.
О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».
Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.
Анализ расположения рисунка на листе бумаги
Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.
Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.
Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.
Aнaлиз линий и цветовых предпочтений
Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.
Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.
Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.
Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.
Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.
Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.
Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.
Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.
Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.
Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.
Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.
Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.
Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.
Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.
Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.
Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.
Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.
Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:
Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.
Анализ детских рисунков. Что в них видят психологи?
Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
Анализируем рисунок семьи
Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.
Расположение фигур на рисунке
Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.
И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.
Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.
” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
Изображение себя
Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!
Страх и агрессия на детских рисунках
Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.
Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.
Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.
Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.
Секс и детские рисунки
Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.
А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»
Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?
Детский рисунок и цвет
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.
темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.
Рекомендации родителям
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Обратите внимание на следующие факторы.
Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.
Какие цвета использует ребенок.
Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.
Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).
Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.
Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!
Психология рисунка ребенка: как малыш говорит с вами через каракули
Приветствую вас, мои дорогие читатели! Все дети рисуют, много или раз от разу, хорошо или не очень, но рисуют. Мы любуемся на детское художество, получая эстетическое удовольствие. А ведь расшифровка детского рисунка может о многом рассказать. Для людей, изучающих душу, творчество детей – это кладезь информации об эмоциях на альбомном листе, тайные рассказы о проблемах в цвете.
Дети, особенно маленькие, можно сказать, даже не рисуют, — они говорят на языке рисования. Зачем каждый раз бежать за разъяснениями к специалисту? Предлагаю научиться понимать язык детской художественной кисти самим.
Оценка состояния ребенка с помощью психологии рисунка
Дети не умеют, а иногда и не хотят рассказывать о своих личных переживаниях. Весь внутренний мир они переносят на бумагу, где с помощью карандашей, фломастеров или красок выплескивают эмоции, проявляют отношение к какому-то событию, определяют свое место в окружающем мире. Поэтому внимательные и заботливые родители, понимая психологию рисунка ребенка, обсуждая с ним детали сюжета, изображенных персонажей, смогут лучше узнать его внутренний мир. А малыш в этот момент попытается донести до взрослых свои мысли и чувства, развивая тем самым речь, логику, пополняя запас слов. Сокровенные мечты и тайны, взаимоотношения со сверстниками, мировосприятие – все это родители узнают, если прислушаются к рассказу маленького художника о том, что он изобразил на бумаге.
Этот пункт крайне важен для изучения внутреннего «Я» детей любого возраста. Малыши до 5-ти лет рисуют схематично, не задумываясь о деталях. Это связано с возрастными особенностями психики. Детки постарше рисуют схематично в том случае, если в данный момент у них нет интереса к этому занятию. Но могут изобразить придуманных героев, отражающих состояние их внутреннего мира. Необычные сюжеты говорят о хорошем воображении и творческой фантазии детей. Если же у сына или дочери получаются лишь абстрактные картинки, никак не связанные с окружающей реальностью, то родителям стоит обеспокоиться психологическим состоянием своего чада. Подобные изображения говорят о том, что у маленького человека проблемы в общении со сверстниками, нет верных друзей, его не устраивает собственное положение.
Психология любящего мужчины: что нужно знать о чувствах сильного пола
Статья расскажет вам об особенностях психологии любящего мужчины
Все, что ребенок считает для себя важным и наиболее значимым, он рисует крупно, порой нарушая всякие пропорции. А маленьким изображает то, что не имеет для него большого значения.
Сюжет детского рисунка, изображенные на бумаге персонажи надо интерпретировать крайне осторожно, чтобы не ошибиться в эмоциональном состоянии ребенка. Малыш может нарисовать улыбающегося монстра, что говорит всего лишь о его игривом, шутливом настроении.
Тема картинки зависит и от пола ребенка.
Тема картинки зависит и от пола ребенка. Мальчики – это машины, самолеты, корабли, а еще война и солдаты. Девочки рисуют чаще принцесс в роскошных платьях, бабочек, цветочки. Когда рисунок будет закончен, поговорите с юным художником – кто на нем изображен, о чем думает его персонаж, радуется он или грустит. Позитивное настроение автора, его душевное равновесие отражают зарисовки природы – солнышко, лес, речка, трава.
Лист бумаги для ребенка – это целый мир, поэтому очень важно, какую его часть занимает детский рисунок. Детки, которым в этой жизни удобно и комфортно, расположат свой сюжет в самом центре листа. Робкий стеснительный малыш детали рисунка сделает мелкими. И вообще, маленькая картинка – это заниженная детская самооценка. А вот рисовать в центре листа, но так, чтобы заполнить все свободное пространство, будут дети с завышенной самооценкой.
Стоит обратить внимание и на то, как расположен детский рисунок по вертикали от центра.
Если он смещен в верхнюю плоскость, то это говорит о лидерских качествах, стремлении доминировать над окружающими, держать ситуацию под контролем. Соответственно, картинка в нижней части листа говорит о пассивном поведении, неуверенности, зависимости от окружения.
Сюжет, смещенный вправо, обозначает стремление в будущее. Это характерно для активных и решительных экстравертов, которые ум и интеллект ставят выше эмоций. Интроверты чаще рисуют на левой половине, их притягивает прошлое. Это очень эмоциональные дети, мечтатели, они долго не хотят взрослеть.
Линии, которые проводит карандашом маленький художник, могут многое рассказать о его нервной системе. Активный динамичный ребенок в бодром состоянии рисует с сильным нажимом, уверенно обозначая контуры. Неуверенные, дрожащие линии, слабый нажим характерны для скованного, неуверенного в себе малыша. Либо он устал, причем не только физически, но и эмоционально. У детей с импульсивным характером нажим меняется в зависимости от настроения, становясь то сильным, то слабым.
Если вы заметили, что какая-то деталь на бумаге выделена ярче, линии проведены с более сильным нажимом, то имейте в виду – с этой деталью у ребенка ассоциируется эмоциональный подъем. К примеру, он может плотно заштриховать, закрасить рот нарисованной маме или бабушке, потому что часто слышит от них в свой адрес окрики и замечания.
«Эволюция» юного живописца
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает ребенку возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) из-под руки юного художника выходят черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5-4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком «послании», образно говоря, «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать настроение малыша, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.
Цвет рисунка в психологии ребенка
Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.
В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.
Психология семейной жизни: оздоравливаем отношения
Статья расскажет вам о том, как сделать отношения в семье гармоничными
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи. Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание.
Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.
Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.
О чем говорят нарисованные предметы?
Разумеется, особенное внимание следует уделить тому, что именно нарисовано. Исходя из того, какие объекты изображает человек, можно многое про него сказать.
Важные моменты в анализе рисунка ребенка
Качество зависит от возраста
Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги — обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками — палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к вышеперечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.
Рекомендации
Самую точную и достоверную информацию о развитии ребёнка и возможных психологических проблемах можно получить из рисунка человека. Для этого необходимо знать не только фазы развития детского рисунка. В рисуночных тестах важно всё: использование пространства, формы и размеры изображений, выбранная палитра.
Опытному психологу не доставит особого труда «раскодировать» детский рисунок. Но и внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение.
Проводя такой тест в домашних условиях, важно следовать некоторым правилам. В первую очередь, тесты подобного характера дают наиболее правдоподобные результаты начиная с 4-5 лет – когда ребёнок обладает достаточными навыками рисования. Кроме того, следует учитывать и степень предрасположенности ребенка к художественному творчеству – не предъявляйте слишком высоких требований к рисунку малыша, не имеющего художественного таланта.
В процессе рисования будьте рядом и внимательно наблюдайте за последовательностью появления на рисунке объектов, за исправлениями и комментариями, за сменой настроения в процессе рисования. Поощряйте словесное описание изображаемого, потому что рисование и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга. Однако избегайте указаний и поучений, не отвлекайте от творчества своими замечаниями и вопросами – предоставьте воображению ребенка полную волю.