человек объявляющий номера в цирке
Ведущий циркового представления умеет не теряться в неожиданной ситуации и способен предотвратить панику среди зрителей. Он держит ритм и темп представления, чтобы оно было динамичным и не «проседало».
«Сейчас начнется представленье,
И, как начищенный пятак,
Я засверкаю на арене,
Я засверкаю на арене,
И вы захлопаете в такт».
Шпрехшталмейстер Завен Мартиросян, который начинал в цирке как воздушный гимнаст, до 80 лет потом работал инспектором манежа и был «лицом» московского цирка на Цветном бульваре. Он знал несколько языков, обладал прекрасным чувством юмора и придумывал репризы вместе с Никулиным.
Рубрика об интересных профессиях выходит по понедельникам, средам и пятницам. А большую программу «Найди себя» слушайте по воскресеньям в 12 часов.
Популярное
«Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно: дальше лететь незачем»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Вот с этой статьёй Медведева сделали нестандартный, но очень интересный ход. Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно, что дальше лететь незачем. Условия повторили те же самые: «Хотите – уходите, ничего мы вам за это давать не собираемся. Если вы не готовы уйти сегодня, мы готовы подождать. И 5 лет, и 10 – мы не торопимся. Это под вами горит, а под нами – нет».
«Не пойдёт никогда американский газ в Европу, потому что он пойдёт в Азию»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: «Америка производит дикое количество газа. Что, у неё меньше стало газа? Вроде нет, даже пандемийное падение преодолено. Просто в Азии газ стоит дороже. Компании, которые производят газ, не производят политических заявлений про «молекулы свободы».
«Мюнхенский сговор»: было понятно, что война будет
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: С моей точки зрения, не «Мюнхенский сговор» определил неизбежность Второй мировой войны, а неизбежность Второй мировой предопределила «Мюнхенский сговор». То есть последовательность обратная, потому что к тому времени как договаривались, было понятно, что война будет.
Цирковой словарь: что такое коуш и кто такой шпрехшталмейстер
Накануне Всемирного дня цирка «Омск Здесь» побывал в этом сказочном заведении и узнал много необычных терминов, которые используют в работе артисты.
В третью субботу апреля во всём мире отмечают День цирка. В этом году праздник выпадает на 21 апреля. «Омск Здесь» не остался в стороне и решил рассказать читателям о цирковых терминах и некоторых поверьях артистов.
Какие слова из цирковой жизни мы можем вспомнить? Пожалуй, кроме «манежа» и «арены», возможно, вспомнится «алле», да и только. А ведь специальных терминов существует несколько сотен.
Мы спросили нескольких человек, как называется ведущий циркового представления. Вариантов получили массу: ведущий, глашатай, тамада, шоумен, весельчак. И ни одного правильного ответа. Правильный ответ: шпрехшталмейстер.
Шпрехшталмейстер Иван Сургучёв
Акробат и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим говорит, что не верит в приметы, хотя некоторые соблюдает, приходится считаться с ними, если работаешь в цирке.
Артист как раз старшего поколения знаменитый дрессировщик Грант Ибрагимов, много лет выступающий с медведями, рассказал о некоторых цирковых терминах, которые он использует в работе. И тут же продемонстрировал их в общении с трёхмесячным медвежонком Гришей. Его на воспитание к Гранту Евгеньевичу привезли недавно из Костромского зоопарка. Гриша, как и все дети, любопытен, подвижен и питается молочной смесью из бутылочки.
Дрессировщик Грант Ибрагимов
Есть в акробатике ещё немало слов, малоизвестных зрителю. Например,
Все цирковые термины мы вам не объясним: их очень много. Лучше посетите цирк, чтобы своими глазами увидеть это особое искусство. Хотя в наше время существуют противники цирка: зоозащитники, которые требуют запретить использование животных в цирке. Но дрессировщики, с которыми мы пообщались, искренне любят своих животных и не дадут их в обиду.
Грант Ибрагимов с медвежонком Гришей
Согласен с Ибрагимовым и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим.
«Омск Здесь» поздравляет всех причастных к цирковому искусству с Днём цирка и желает ярких номеров и аншлагов.
Фото: Илья Петров и Екатерина Харламова
Новое в блогах
Один за всех. Уникальная цирковая профессия
Мы беседуем о редчайшей цирковой профессии с Дмитрием Покладом, потомственным шпрехшталмейстером — что само по себе редкость — который в свое время стал одним из самых молодых инспекторов манежа.
— Инспектор манежа — он кто?
— Не побоюсь показаться нескромным, но это основной сотрудник. Его сфера ответственности огромна: он должен следить за всем пространством — от служебного входа и до самого верхнего ряда в зрительном зале. Без инспектора манежа цирк работать не может и не работает. В театре, например, есть должность ассистента режиссера. Он дает звонки к началу спектакля, оповещает артистов о времени выхода на сцену, следит за сменой декораций, светом, звуком. Все то же делает инспектор манежа.
А еще он отвечает за подвеску воздушного реквизита, и порой ему приходится быть инженером-конструктором, чтобы разместить два или даже три воздушных аппарата так, чтобы они не мешали друг другу. В ответе он и за жизнь артистов.
Не жизнь — сплошной аттракцион!
Идут ребята по канату,
А вдруг порвется где-то он. *
Как показала практика, порваться может даже страховочная сетка, а спрос — с инспектора. Да и за жизнь зрителей он отвечает, когда работают животные. При этом надо управлять униформистами, следить за темпоритмом спектакля. И объявлять артистов.
Я в этом цирке — шпрехшталмейстер,
— Без каких качеств невозможно овладеть этой профессией?
— Надо знать цирк изнутри, изучить его «кухню». Конечно, можно пройти обучение, потом — стажировку. Но это не гарантия, что вы станете хорошим инспектором манежа или станете им вообще. Никакая теория не сможет предусмотреть того, с чем вы можете столкнуться на практике. А я в цирке — свой человек.
Я здесь живу, я здесь родился,
Я знаю, где, почем и что.
— Как большинство детей из цирковых семей, над вопросом, кем стать, голову не ломали?
— Родители — инспектор манежа Павел Дмитриевич и цирковой режиссер Нина Сергеевна — не хотели, чтобы я работал в цирке. А уж дед, историк, профессор Дмитрий Павлович Поклад, был категорически против! Но в конце 80-х в цирке на проспекте Вернадского, где работал отец, я увидел потрясший меня номер. Это был эквилибр со степом на руках Патрика Бретфорда.
— И судьба ваша была решена?
— Да. Заявил родителям, что хочу быть эквилибристом на руках. Они думали — забуду, но я не забыл. И восемь лет я под руководством родителей осваивал эквилибр и готовил номер. С него и началась моя цирковая жизнь.
— Складывалась она удачно?
— Мы с матерью, которая работала у меня ассистентом, объехали огромное количество стран. В 1998 году я выиграл молодежный конкурс циркового искусства в Монте-Карло, потом на конкурсе в Риме взял серебро. А летом того же года мы пережили страшную трагедию: попали в аварию, когда ехали в отпуск на море. Отец погиб, мать осталась инвалидом.
— Почему при успешной карьере артиста вы решили стать инспектором манежа?
— Захотел попробовать себя в профессии, которой занимался отец. Если бы я знал, что меня ожидает… Директор цирка Леонид Костюк направил меня на курсы инспекторов манежа. Затем стажировался у Валерия Глозмана. Полгода меня готовили к профессии, начиная с азов документоведения. Был вторым инспектором, а через несколько лет возглавил участок инспекторов манежа цирка на Вернадском. В 2013-м перешел на работу в Росгосцирк.
Вниманье всем! Оркестр начал,
Свет в зале снят, улегся шум.
Это значит: «Кто первым номером — прошу!»
— Династия инспекторов манежа — случай редчайший. Хотите, чтобы ваш маленький сын ее продолжил?
— Станет ли Павел Дмитриевич, полный тезка своего деда, продолжателем династии Поклад — решать только ему. Но с ним уже здороваются за руку! *
В интервью использованы строчки из песни Александра Розенбаума «Шпрехшталмейстер».
БЕЗ НИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕ НАЧИНАЛОСЬ
Александр Буше (1882–1970)
Александр Буше (на первом плане)
В 1930 году начал работать режиссером и шпрехшталмейстером в периферийных цирках, а в 1935 году — в цирке на Цветном. Это именно он во многом сформировал стандарт профессии.
Завен Мартиросян (1928–2009)
Завен Мартиросян (справа)
Александр Буше называл его своим преемником. В 1968 году стал работать в цирке на Цветном, где удачно подыгрывал в репризах Леониду Енгибарову и дуэту Юрия Никулина и Михаила Шуйдина.
Валерий Глозман (1940–2014)
Профессиональный акробат, в 1965 году окончил первые в СССР курсы режиссеров-инспекторов манежа. В 1995 году стал инспектором манежа Большого цирка на проспекте Вернадского.
ОБ АВТОРЕ