чеховская девушка что это значит
Чеховская дама
По количеству их где-то 2-3%.
Они читали всякие любовные романы, образы из которых берут за основу. Как жила аристократия в XIX-м веке возводят в абсолют и пытаются проецировать в нынешнее время. Конечно, не настолько зашорено, как это было тогда, но, при этом, абсолютно неадекватно нашему времени. Вообще, слабо понятно, как такие вообще остались в нынешнее время, но они есть.
В быту они очень хозяйственные, любят готовить и вообще заниматься домом. Но с ними невозможно жить, потому что по любому поводу они начинают рассказывать, как тебе жить правильно. Полотенца должны быть развешаны обязательно в определённой цветовой последовательности. Плюс, в характеристике последовательности закладывается размер. Если развесил по-другому, то тебе вынесут мозг. Они замечательно работают, например, администраторами в отелях. Выносят мозг персоналу гостиницы. Дома у них полный порядок, но он возведён до маразма. Они выносят мозг до такой степени, что мужики стараются не приходить домой, или же прийти, когда она уже спит.
Они склонны отмораживать мужика сходу, тем, что начинают рассказывать, как мужчина должен (!) поступать, что правильно и что нет. На первом же свидании она может тебя перебить и сказать «почему ты неправильно поступил, и почему с определённой женщиной у тебя что-то не склеилось!». Она может долго и упоительно рассказывать про «поведение джентльмена», как нужно себя вести, что нужно делать, какие должны быть обязанности у мужчины, а какие у женщины. У неё всё это чётко описано, и это поведение действительно соответствует временам Анны Карениной. Любое нарушение этих «писаных канонов» они воспринимают очень болезненно и трагично. Им никогда не угодить.
У моего друга была такая, так я перед ней даже шутить опасался. Потому что знал, что это отразиться на нашем вечере, а потом она ещё ему вынесет мозг, что типа «вот твой друг так пошутил надо мной!», тем самым я мог подставить и его. Просто скажешь какую-то ерунду, а потом это всё достаётся ему.
Они даже в постель ложатся в красивом пеньюаре. Какое-то кружевное бельё, а сверху лёгкая накидочка. Они никогда не лягут в постель голыми или только в трусах, как многие бабы. Ляжет как принцесса. Обязательно постель должна быть чистая и уложенная. В носках на постель нельзя. Ненужные подушки скиданы, нужные оставлены, всё красиво разложено. Если что не так, она может отморозиться от секса. Яйца надо правильно брить, чтобы ей ничего не кололо и не вызывало у неё раздражения. Если где-то чуть пожёстче схватил или шлёпнул, то во время секса она может начать выносить мозг: «Что ты делаешь, мне больно!». В них нет секса. Редко кто из них умеют флиртовать. Хотя они всегда вкусно пахнут, всегда ухоженные, всё выбрито. Если вы собираетесь заняться сексом, то она может отморозиться в любой момент от чего угодно, от какой-нибудь фразы или от того, что ты носки не сложил, а кинул, и у тебя пропадёт всё желание. Вы будете спорить, в итоге, поругаетесь и ляжете спать. При этом, в постели они как брёвна, ничего не умеют делать. Может только красиво стонать и думать, как она выглядит.
Ей важно, как ты выглядишь в глазах её друзей. Если вы идёте в компанию встречаться с её друзьями, то перед этим походом она будет тебе читать лекцию как ты должен себя вести, что должен говорить, а что нет. Она будет заморачиваться и следить за каждым твоим шагом. Потому что она будет сильно расстроена и разочарована, если друзья как-то нехорошо подумают о её молодом человеке. У неё всё должно быть прекрасно, все о ней должны думать хорошо. Она тебя контролирует даже в том, как ты общаешься с обслуживающим персоналом в ресторане или ещё где-то. Будет следить, сколько ты оставил на чай. Ей важно, чтобы ты оставил именно столько, сколько нужно. Если сервис был хороший, то официанта ты обязан хорошо отблагодарить. По поводу каждой мелочи ей важно, как о ней будут думать люди. Поэтому она всячески будет тебя заставлять делать так, как она считает. Перфекционизм во всём.
Мужикам нравится приходить с ними на какие-то мероприятия, званые вечера. Они всегда знают, что с чем сочетать, какое вечернее платье надеть. Если это выходной и поход в кино, то она наденет соответствующий стиль. Уже не каблуки, как многие любят носить всегда и везде. Она всегда знает, где что нужно надевать и как выглядеть.
Такие бабы больше подходят взрослым мужикам. Молодых они будут ломать под себя и выпьют из них много крови. А для длительных отношений они, в принципе, не подходят. Ни в коем случае нельзя с ними жить. Очень скоро она начнёт вас подталкивать к каким-то решениям. Дескать «пора сделать мне предложение, жениться на мне, завести ребенка». Всячески будет на вас давить. Они любят опережать события и постоянно подталкивать мужика к каким-то подвигам по отношению к себе, что-то требовать. «Мужчина должен, мужчина обязан». Словосочетание «настоящий мужчина» очень часто наблюдается в их лексиконе.
Лучше с такими вообще не общаться. Я как-то с одной сходил на свидание, отморозился, через год забыл, от чего отморозился, потом увидел в клубе, опять вштырился от её внешности, позвонил ей, встретился, и потом вспомнил, от чего отморозился в своё время, и снова отморозился.
Читайте также
ДАМа прошу не обижать
Дама с РС
Дама с РС «РС» в заголовке следует произносить не как «эр-эс», а как «пи-си». Клянусь, что под «пи-си» я не подразумеваю ничего иного, кроме «реrsоnаl соmрutеr». Речь в статье пойдет о компьютерной литературе.Тем, кто занят расшифровкой намеков, посредством которых словесное
ДАМа прошу не обижать
Дама с собачкой, или Девушка с характером
Дама с собачкой, или Девушка с характером 26.04.2012 Недавно слышал по BBC хвост передачи про женщину причудливой судьбы — некую Наталью Сергееву. Что-то фантастическое о собачке, из-за которой чуть не провалилась высадка союзников в Нормандии. Лили — Наталья
ДАМА, НЕ БЕРУЩАЯ ВЗЯТОК
ДАМА, НЕ БЕРУЩАЯ ВЗЯТОК К величайшему их сожалению, есть одна Дама, которая неподкупна и беспристрастна, которой нельзя приказать и которую ничем нельзя задобрить, которая – порой с запозданием – но безошибочно определяет, кто есть кто. Это История. Она определит
«Наша Дама» Владимира Бурмейстера
«Наша Дама» Владимира Бурмейстера Искусство «Наша Дама» Владимира Бурмейстера ЗДЕСЬ ТАНЦУЮТ Ноябрь. Реставрация балета «Эсмеральда» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко Рапортуем! За 51 номер уходящего года на страницах отдела искусства нами было
Кавалерственная дама
Кавалерственная дама Библиоман. Книжная дюжина Кавалерственная дама Наталья Голицына. Моя судьба – это я / Сост., вст. статья; пер. с франц. Т.П. Петерс. – М.: Русскiй Мiръ, 2010. – 464 c.; 32 с. ил., 4000 экз. В этой книге впервые в полном объёме в переводе с французского языка
Анастасия Чеховская Большое кочевье
Чеховская карта мира
Классная дама / Политика и экономика / Профиль
Классная дама / Политика и экономика / Профиль Классная дама / Политика и экономика / Профиль Елена Мизулина: от ценного либерала до нелиберальных ценностей Какие только страшилки не бродят по Сети, в каких только коварных замыслах не
Вл. Гаков. Дама, король и много джокеров
Вл. Гаков. Дама, король и много джокеров В который раз приходится начинать с того, что история нашего знакомства с западной научной фантастикой сама по себе фантастична донельзя.Стоило только в середине 1960-х годов появиться первым переводам мало кому известного тогда
II Японская дама
II Японская дама В одном из последних номеров «Современных известий» напечатаны очень любопытные сведения о «женском вопросе в Японии».В этой Японии, недавно еще столь своеобразной и таинственной, а теперь, по-видимому, «бесповоротно вступившей» тоже на
XII Дама курит в церкви
XII Дама курит в церкви По словам «Московских ведомостей», «Оренбургский листок» сообщает о следующем скандале, случившемся в Уфе: «В церкви Св. Спаса, на Казанской улице, 22 февраля происходило венчание. В числе приглашенных была одна дама из интеллигентного слоя общества
Тургеневская девушка: какая она?
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?
Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.
Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви. Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность. Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно. Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким. Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных. Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.
Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала. В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.
Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.
Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.
Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.
Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».
Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.
Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.
Образ женщины у А. П. Чехова
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 20.02.2021 2021-02-20
Статья просмотрена: 311 раз
Библиографическое описание:
Чистяков, А. В. Образ женщины у А. П. Чехова / А. В. Чистяков, Амира Файед Эль Сайед. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78751/ (дата обращения: 24.11.2021).
Статья посвящена раскрытию женских образов в работах А. П. Чехова, их роли в его произведениях, выражению в творчестве писателя.
Ключевые слова: женский образ, героиня, замужество, сюжет, женщина
Внимательный к каждой детали А. П. Чехов достаточно тонко раскрыл в своих работах и образ женщины. Через своего литературного героя Шамохина («Ариадна») он пишет о женщинах: они «лживы, жестоки. значительно ниже мужчины». Чехов не считает женщин честными и порядочными, для него они порочные люди. Позже в своих работах он описывает более развитую и положительную женщину. Чехов показывает женщину в трех ипостасях: «Женщина и общество», «Женщина и поиск», «Женщина и мир мужской культуры». [7]
В начальном творчестве чеховская женщина тесно связана с обществом, ее основная цель — замужество, причем выгодное, а не по любви. В более поздних работах женщина раскрыта как чувственный персонаж, которому не чужда любовь.
Для Чехова женщина это обособленный объект, не просто часть «концепции человека», так как мужской и женский подход между собой разнится. Анализ женского образа в работах Чехова связывается с традицией изображения женщины, рассматриваемой в литературе последних годов XIX века, а также особого чеховского подхода. [3]
Чехов раскрывает все личности, всех женщин, которые жили в ХIХ-ХХ веках. Писателем тонко раскрыто понимание женской сущности, но, по его мнению, исследование женского явления должно быть исчерпывающим. После исследования явления всегда идет его оценка, женщины Чехова — одинаковые, при этом каждая имеет свои особенности. [2]
В письмах И. Л. Леонтьеву-Щеглову Антон Павлович писал, что невозможно написать повесть без женщины, при том, женщины должны быть показаны запросто и иронично. Ранние работы Чехова лишены романтики, они реалистичны и отражают бытовые, семейные, любовные и социальные отношения, в которых участвуют женщины.
В поздних работах Чехов пишет о сложности человеческой души, противоречивости природы и отделения ее от совершенства. В это время героини работ Чехова моральны, грамотны и обладают знаниями в областях медицины, педагогики, искусства, хотя это и не делает их жизнь лучше («Именины», «Скучная история», «Учитель словесности», «На подводе», «В родном углу», «Ионыч»). [1]
Указывает он и то, что жизнь женщины напрямую зависит от воспитания, если женщину учить тому, что ее цель выйти замуж — она и будет стремиться к этому («Анна на шее»), а если подавлять характер, то во взрослом времени она станет покорной и слабой («В овраге»). В роли современного воспитания и образования Чехов и отмечает разность статусов полов («Розовый чулок»). [5]
В конце XIX века в России появляется много (Вера Шелестова из рассказа «Учитель словесности», Рита из рассказа «Володя большой и Володя маленький», Лида из рассказа «Дом с мезонином», жена Гурова из рассказа «Дама с собачкой»).
Все эмансипированные женщины являются интересными личностями, но не привлекательными женщинами. Женская независимость удобна для общества, но она создает много уродливых явлений. [4]
Для Чехова идеальным считалось использование женщины в своих целях. Мужчинам не нужны женщины, однако, сами женщины стремятся быть с мужчинами: гражданский брак («Рассказ неизвестного человека», «Дуэль», «Ариадна») и брак с целью помощи женщине («Анюта», «Припадок»).
В конце XIX века жизнь женщин изменяется, но все еще остается ограниченной: они подчинены семье и этикету. Поведение их разнится от ситуации, оно может быть «естественное», или «искусственное». Характер женщины раскрывается в образе, жестах, мимике, особенностях речи.
Некоторые женщины самостоятельны, мужественны и авторитарны (Лида из «Дома с мезонином», Вера Шелестова из «Учителя словесности», жена Гурова из «Дамы собачкой», свекровь Нины Ивановны из «Невесты»).
Иные женственны и покорны (Анюта из одноименного рассказа, Паша из рассказа «Хористка», Липа из рассказа «В овраге»). [8]
Чехов не раскрывает характер женщины, им исследуется только ее суть («Размазня», «Герой-барыня», «Загадочная натура», «Живая хронология», «Дочь Альбиона», «Месть женщины», «Ушла», «Ниночка»).
У всех его героинь отмечаются неясные страхи, сомнения, неуверенность, чувство одиночества, ненужности (где-то вина), с другой стороны, кто то из них обладает желанием изменить свою жизнь и уйти в «иную реальность» («Верочка», «Огни», «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека»).
Чеховские женщины могут быть разделены на виды:
1) «новая женщина»: она самостоятельна, независима и равна с мужчиной (Наталья Гавриловна («Жена»), Лида («Дом с мезонином»), Надежда Федоровна («Дуэль»), Надя («Невеста»));
2) «традиционная женщина»: традиционное понимание женщины (Пелагея («Егерь»), Ольга Ивановна («Душечка»), Марья Константиновна («Дуэль»));
3) «блудница»: поверхностно она остается женщиной, но стремится использовать мужчин во благо себе (Ольга («Драма на охоте»), Сусанна Моисеевна («Тина»), Ариадна («Ариадна»));
4) «женщина, близкая к идеалу»: в одно время она самостоятельна, и в то же время сохраняет свою женственность (Анна Сергеевна («Дама с собачкой»), Анна Алексеевна («О любви»)).
Позднее творчество Чехова раскрывает скрытые формы авторской позиции: использование различных конструкций без указания на воспринимающее лицо («Учитель словесности», «Володя большой и Володя маленький»), контрастные описания («Попрыгунья», «Черный монах»), многозначные заглавия («На подводе», «В овраге»), которые приоритет отдают не самому герою, а обстановке. [6]
Особое внимание Чехов обращает на проблему самосознания и самопознания женщины. Его героини, мыслящие и ищущие жизни более достойной, чем существующая, понимают свои ошибки — теперь они изучают не только мир, но и занимаются самопознанием. Именно такую задачу поставила перед собой женщина в XX веке.
У своих героинь он раскрывает не только особые черты, но и определенные мелочи. Чехов верит, что женщины могут совершать серьезные, а порой и героические поступки, преодолевают трудности, их жизнь зависит от общества и времени. Через женские образы он раскрывает определенные общественные проблемы. Но без женских образов он не может показать их достоверность, глубину. Чеховские женщины — выражение своего времени, «вид противоречия эпохи». [5]
Чехов познает человеческую душу через нравственную слабость, падение, бессилие личности, показывая сострадание к человеческой душе. Он считал христианство основой демократизма, что всякая живая душа, всякое человеческое существование ценно и является важной составляющей жизни.
Итак, поиск смысла жизни и служит целью чеховских героинь. Разлад между должным и существующим, идеалом и действительностью, отравляющей живую человеческую душу более всего заставляет страдать женщин.
Чеховская Душечка. Идеальная женщина или дура?
Люда Кузнецова. Чеховская «Душечка» – идеальная женщина или дура?
В заглавие я вынесла полярные точки зрения на образ Душечки, главной героини одноимённого рассказа А.П. Чехова.
Рассказ обладает такой удивительной особенностью: когда его читаешь, отдавшись чистым ощущениям души, он производит впечатление подлинности, соответствия внутреннему чувству правильности, какой-то глубокой и отрадной справедливости. Но стоит включить рассудок, как противоречия начинают плодиться и нагромождаются друг на друга. Образ Душечки неоднозначен – отсюда такой разброс мнений. Л.Н. Толстой восхищался ею как воплощением «идеальной женщины», следующей своему назначению, А.С. Глинка считал Душечку выразительным экземпляром «бессознательно-равнодушных» чеховских людей, М.А. Горький – кроткой рабой, для В.И. Ленина Душечка – образец беспринципного человека, Э.А. Полоцкая видела в ней феномен «душевной бездуховности».
Толстой был убеждён, что Чехов хотел высмеять Душечку, мысленно противопоставляя ей женщину-эмансипе как правильный антипод. М. Лившиц решил, что Чехов выразил требование ко времени решить противоречие между этими женскими типами как равно неприемлемыми крайностями, что на примере Душечки писатель показал распад самой эпохи, утратившей, в терминах гегелевской эстетики, «субстанциальное содержание».
Грубая ошибка всех этих критиков (литературоведов, философов) в том, что они подошли к творчеству писателя со своими шаблонами; трактовали рассказ, примеряя его к собственным мировоззренческим направлениям, в то время как нет ничего более чуждого художественному миру Чехова, чем шаблоны, «передовые идеи» и «направления». Всё его творчество – это прорыв сквозь идейный диктат, с каких бы позиций он ни провозглашался, сквозь «классовые» и иные «противоречия», сквозь замшелые или новомодные принципы, сквозь заблуждения и ограниченность к тому вневременному ядру, которое делает в человеке «всё прекрасным», в каких бы обстоятельствах и в какие бы времена он ни жил.
Ближе всех к разгадке «Душечки» подошли литературоведы З.С. Паперный, А.П. Чудаков, В.Б. Катаев, благодаря внимательному рассмотрению самой ткани рассказа увидевшие важный знак: в повествовании о последней любви Душечки, мальчике Саше, насмешливый тон писателя сменяется проникновенным и глубоко лиричным.
Я считаю, что этот рассказ – не о «женском типе», он о любви.
Как вы думаете, какую проблему в теме любви поставил Чехов?
Что вы думаете о Душечке?
О чём говорит перемена авторского отношения в описании последней любви Душечки?
Люда Кузнецова
Согласна со всем сказанным.
Но у меня возникают вопросы к рассказу. (Любовь там, конечно, есть: только о любви Душечки и говорится).
Почему, когда Душечка любила своих мужей, она была смешна? Почему только о любви к мальчику Чехов рассказывает с глубокой серьёзностью? Разве любовь к мужу и преданность ему нечто более низкое?
Как Вы думаете.
Евгения Славороссова
Может быть, потому, что она живёт только чувствами. Может быть, больше всего она любит саму любовь, поэтому довольно быстро находит новый объект для неё. А Сашеньку она уже любит совершенно самоотверженно, не для себя, а для него.
Люда Кузнецова
Очень верно.
Казалось бы, своих мужей она тоже любила самоотверженно, становясь их продолжением. Душечка как ноль, приставленный к единице: сама по себе ничего не значит, вообще лишена всякой самости.
На первый взгляд трудно уловить различие в её любви к мужьям и к мальчику, но Чехов это различие показывает. Показывает не только словами о том, что она готова «умереть за его картуз». Очень красноречиво сравнение её жизни с Кукиным: Кукин худел, желтел, кашлял по ночам, а «Оленька полнела и вся сияла от удовольствия». А с Сашей они «вместе обедают, вечером вместе готовят уроки и плачут». Душечка мечтает о том, каким будет Саша, когда вырастет, «засыпает и всё думает о том же, и слезы текут у нее по щекам из закрытых глаз».
Ещё более красноречиво упоминание о её любви к отцу, оставшееся незамеченными всеми критиками: «Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал». Она любила отца, но любовь сменилась равнодушием, и отец ещё при жизни стал ей столь же безразличен, как его кресло, которое потом «валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».
Таким образом мы видим, что безграничная душевная щедрость и потребность раствориться в предмете любви, которой так восхищался Толстой, была ущербной. Это было подобие любви, очень похожее по форме, но лишённое чего-то очень важного в своей сердцевине.
Мы видим, что, действительно, любовь её к мальчику самоотверженна в более глубоком смысле: не ради собственного комфорта «быть при ком-то», а ради самого мальчика.
Евгения Славороссова
Писатель очень тонко показал эту разницу любви-в-себе (и для себя) и любви подлинной. )
Люда Кузнецова
Да.
Как приятно встретить понимание Чехова, Вы бы знали. Это такая редкость.
Евгения Славороссова
Чехова очень люблю. Но вот ещё какую опасность тут можно усмотреть. Душечка любит Сашеньку всем сердцем, всей душой, но он растёт, и эта огромная любовь начнёт душить, тяготить его. Тут возникает проблема личности. Развитая многогранная личность может свою любовь распространить не только на конкретного человека, но и на природу, на нуждающихся в помощи людей, на духовные объекты. А любовь, привязанная только к ребёнку, может разрушить, когда ребёнок перестанет в ней так остро нуждаться.
Евгения Славороссова
Да, остальное за кадром. Но ценно то, что рассказ заставляет размышлять. )))
Люда Кузнецова
У Чехова всё такое! Вот в чём его гениальность.
Евгения Славороссова
Причём ненавязчиво, без морализаторства. )
Люда Кузнецова
За что и пеняли ему критики, и даже называли безыдейным. Литература непременно должна поучать, считали они.
Забавно было читать о том, что после этого рассказа женщины писали Чехову письма с просьбой объяснить, как им понимать образ Душечки.
Евгения Славороссова
С готовыми формулами многим жить легче. )))
Люда Кузнецова
Увы. Это так.
Вот. Вот именно против этого штампа-заблуждения и направлен рассказ «Душечка»!
Любовь бывает смешной и нелепой, поверхностной и пустой, эгоистичной и своекорыстной, она может быть мелочной и пошлой, навязчивой и деспотичной, глупой и безрассудной, извращённой и порочной. какой угодно.
Душечка любит, это несомненно. Почему? Потому что любовь это субъективно переживаемое состояние. Вы не можете сказать о человеке «Нет, на самом деле он не любит», как не можете оспорить его боль, радость или страдание: для человека эти его состояния непосредственно очевидны и истинны.
Не может быть подлинной любовь, если от близости один из супругов чувствует отвращение, а другой вину.
Люда Кузнецова
«Для начала замечу, что сказать подобную фразу можно только будучи автором данного рассказа».
Этим Вы перечёркиваете герменевтику и экзегезу вообще.
Понимание высказывания есть умозаключение о его причине, так любит повторять мой друг. Впрочем, это не он придумал, это из буддийской логики.
«Ну, а если серьёзно, то кроме любви как субъективно переживаемого чувства, есть ещё и любовь как понятие».
Не поняла, в чём заключается Ваше возражение.
«если Чехов пишет о том, что делает любовь подлинной и высокой»
Нет, Чехов не пишет об этом. Он никогда не даёт готовых ответов. Чехов ставит такую проблему.
«Отчего же Вы назвали её любовь карикатурной».
Это видно из авторского отношения.
«А в другом случае сказали, что это было подобие любви».
Я имела в виду неподлинность любви.
«Когда Пустовалов отъехал на время, она сама себе говорит : «Это ли ей нужно?».
Нет, это её мысли, когда она была совсем одна. Когда Смирнин уехал далеко и, как они оба думали, навсегда. В отъезд Пустовалова вот что происходило: «Когда Пустовалов уезжал в Могилевскую губернию за лесом, она сильно скучала и по ночам не спала, плакала.»
«при обильном употреблении автором слова «любит» супруги между тем ни разу о любви не говорят».
Разговоры о любви главный признак её наличия?
«После свадьбы жили хорошо. Она сидела у него в кассе…» и «Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо. Обыкновенно он сидел в лесном складе до обеда…». Думаю, это достаточно прозрачный намёк на отсутствие любви, и не только».
Как так? Вы всерьёз считаете, что любящие люди ничем не занимаются?
Владимир Медведков
«Этим Вы перечёркиваете герменевтику и экзегезу вообще.
Понимание высказывания есть умозаключение о его причине, так любит повторять мой друг. Впрочем, это не он придумал, это из буддийской логики».
Я ничего не перечёркиваю, однако полагаю, что любая логика ( даже буддистская) не позволяет Вам говорить от имени автора (что Вы, по сути, и сделали).
«Не поняла, в чём заключается Ваше возражение».
Моё возражение в том, что Вы любовью называете всё что угодно. Я же предлагаю не забывать о наличии понятия любовь.
«Я имела в виду неподлинность любви».
Из Вашего мнения о любви Душечки ( карикатура, подобие, неподлинная) следует выводы:
1-Любовь Душечки – вовсе не любовь.
2- Любовь не может быть какой угодно. Хотя ранее Вы говорили : «Душечка любит, это несомненно.»
«Нет, это её мысли, когда она была совсем одна. Когда Смирнин уехал далеко и, как они оба думали, навсегда. В отъезд Пустовалова вот что происходило: «Когда Пустовалов уезжал в Могилевскую губернию за лесом, она сильно скучала и по ночам не спала, плакала.»
Да, сильно скучала и плакала, но при этом мечтала о настоящей любви.
«Разговоры о любви главный признак её наличия?»
В данном случае я обратил Ваше внимание на ПРОТИВОРЕЧИЕ. Оно в том, что автор постоянно употребляет слово любовь, а герои его совершенно избегают.
«Как так? Вы всерьёз считаете, что любящие люди ничем не занимаются?»
Обращусь за помощью к другому классику. Н. Гоголь. Как поссорились… «Прекрасный человек Иван Иванович! Какая славная у него бекеша!» Я, например, вижу в этих двух фразах как раз намёк на то, что Иван Иванович не очень хороший человек, коли у него нет других достоинств, кроме славной бекеши. Так и у Чехова. «Они жили хорошо». Вроде бы надо объяснить, показать или хотя бы намекнуть на эту «хорошесть» жизни. Ан нет. То в кассе сидят, то в лесном складе. Чехов буквально указывает читателю на это несоответствие. Неужели не видите?
Я не делаю это безапелляционно, не объявляю своё мнение бесспорным.
А Вы всерьёз налагаете запрет на осмысление идеи произведения?! Но ведь они для этого пишутся.
«Моё возражение в том, что Вы любовью называете всё что угодно».
Я называю любовью то, что сам субъект переживает как любовь.
Помните, в «Матрице» Пифия говорила Нео: «Быть Избранным все равно что быть влюблённым. Никто не говорит тебе, что ты влюблён. Ты просто знаешь это.»
Человек любит и знает, что любит независимо от чьих бы то ни было мнений о подлинности или ложности его любви.
«Естественно, писать о чём-либо можно по-разному, в том числе и не давая готовых ответов».
Повторю. Я считаю, любовь может быть какой угодно, и это любовь. Вопрос лишь в том, насколько она близка к идеалу подлинной любви.
«Да, сильно скучала и плакала, но при этом мечтала о настоящей любви».
Нет, Вы путаете разные эпизоды. Душечка мечтала о настоящей любви, когда Пустовалов давно умер.
«автор постоянно употребляет слово любовь, а герои его совершенно избегают».
Не вижу в этом противоречия. Автор говорит о любви, а герои живут ею.
«Вроде бы надо объяснить, показать или хотя бы намекнуть на эту «хорошесть» жизни. Ан нет. То в кассе сидят, то в лесном складе. Чехов буквально указывает читателю на это несоответствие. Неужели не видите?».
Ей казалось, что она торгует лесом уже давно-давно, что в жизни самое важное и нужное это лес, и что-то родное, трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тес.
Оленька вскрикивала во сне, и Пустовалов говорил ей нежно:
— Оленька, что с тобой, милая? Перекрестись!
. возвращаясь из церкви, шли рядышком, с умиленными лицами.
В конторе всегда кипел самовар, и покупателей угощали чаем с бубликами. Раз в неделю супруги ходили в баню и возвращались оттуда рядышком, оба красные.
— Ничего, живем хорошо, — говорила Оленька знакомым, — слава богу. Дай бог всякому жить, как мы с Васичкой.
А когда возвращался Пустовалов, она рассказывала ему вполголоса про ветеринара и его несчастную семейную жизнь, и оба вздыхали и покачивали головами и говорили о мальчике, который, вероятно, скучает по отце, потом, по какому-то странному течению мыслей, оба становились перед образами, клали земные поклоны и молились, чтобы бог послал им детей.
И так прожили Пустоваловы тихо и смирно, в любви и полном согласии шесть лет.
Из этих отрывков видно, что супруги жили в согласии, взаимопонимании и единодушии, в нежности и взаимной заботе.
«А в случае с Сашей, значит, эгоизм Душечки всё-таки преодолевается. Непонятно, правда, с чего Вы это взяли?».
«Оленьке казалось, что Сашу совсем забросили, что он лишний в доме, что он умирает с голоду. «
«. глядит на него так, будто провожает его в дальнюю дорогу. «
«Она останавливается и смотрит ему вслед, не мигая, пока он не скрывается в подъезде гимназии. Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней всё более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?»
«. вечером вместе готовят уроки и плачут. «
«. грезит о том будущем, далеком и туманном, когда Саша, кончив курс, станет доктором или инженером, будет иметь собственный большой дом, лошадей, коляску, женится и у него родятся дети. Она засыпает и всё думает о том же, и слезы текут у нее по щекам из закрытых глаз.»
Люда Кузнецова
Душечка полностью подчиняет себя интересам того, кого любит. Она вообще не может жить иначе, чем полностью отдаваясь интересам любимого. Странно, что Вы этого не увидели. Об этом весь рассказ.
Перечитайте последние абзацы. Нет там комфорта и покоя. Ничего похожего.
Владимир Медведков
А с чего Вы решили будто я не вижу, что Душечка живёт не иначе, как полностью отдаваясь интересам любимого человека? Но ещё раз внятно хочу сказать, что вот такая полная отдача явно не тянет на то, чтобы говорить о наличии самоотверженности и преодолении эгоизма в действиях Душечки. Об этом, собственно, и речь. Преодоление эгоизма, а тем более самопожертвование, подразумевает жертвование своими интересами в пользу любимого (это как минимум). А как можно жертвовать тем, чего нет? Ведь Вы не будете отрицать, что СВОИХ интересов у Оленьки не было? Её жизнь скучна и лишена не только интересов, но и всякого смысла до тех пор, пока не появляется очередной предмет её обожания. А вместе с этим предметом появляются и интересы, и мнения, и смысл жизни. И, даже переживая за обожаемого человека, Душечка, как ни странно, испытывает покой и душевный комфорт. И автор говорит об этом внятно и выразительно : «…никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой ОТРАДОЙ, как теперь…». Я думаю, Вы согласитесь с тем что покой, душевный комфорт и отрада – слова из одного смыслового ряда.
Люда Кузнецова
Вот именно. Её самоотверженность, которой так восхищался Толстой, была просто формой комформности. Об этом и говорю.
Но с Сашей всё переменилось. И если говорится, что она с радостью отдала бы жизнь за этого мальчика, то какой же это эгоизм.
Владимир Медведков
Да, Оленька грезит о том, что она отдала бы жизнь за этого мальчика. Но всё-таки это только грёзы. Альтруизм скорее подразумевает поступки. Мальчик в сложной ситуации. Мать, которая его почти бросила. Отец, который толком за мальчиком не присматривает. Но в любой момент ситуация может измениться и мальчика вырвут из Оленькиных нежных объятий. И вряд ли ему будет хорошо от этого. Но Душечка, наслаждаясь и довольствуясь своей сиюминутной помощью мальчику, предпочитает грезить и плакать, не предпринимая никаких решительных шагов, которые позволили бы нам, читателям, поставить точку на её эгоизме и увидеть решительное движение к альтруизму.
Люда Кузнецова
Но Душечка, наслаждаясь и довольствуясь своей сиюминутной помощью мальчику, предпочитает грезить и плакать, не предпринимая никаких решительных шагов, которые позволили бы нам, читателям, поставить точку на её эгоизме и увидеть решительное движение к альтруизму.
Перечитайте конец рассказа: там ничего о «наслаждении и довольстве».
Какие, например, шаги Вас убедили бы в преодолении ею эгоизма?
Люда Кузнецова
Речь шла об отраде отдать свою жизнь!
Владимир Медведков
«Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой. «. Это отрада, которую дала ей любовь. Как Душечка распорядится своими новыми чувствами, мы не знаем. И можем это только ПРЕДПОЛАГАТЬ. Я же предпочитаю рассуждать о том, что есть в наличии. Вообще выражение «отрада отдать свою жизнь», мягко говоря, некорректное.