чехов учитель словесности чему учит
«Учитель словесности» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа
А. П. Чехов, «Учитель словесности». Читать полный текст рассказа, слушать аудиокнигу. Кратчайшее изложение для читательского дневника и краткое содержание. Анализ произведения: герои, тема и проблематика. Что писать в сочинении?
«Учитель словесности» — рассказ А. П. Чехова о гимназическом учителе Никитине, который женился на юной дочери богатого помещика и поначалу был совершенно счастлив, но несколько месяцев спустя понял, какая пошлость его окружает, и ему невыносимо захотелось сбежать от этой обывательской жизни.
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube:
Краткое содержание рассказа
26-летний Сергей Васильевич Никитин — учитель словесности из гимназии в неком губернском городе — катается на лошадях в компании богатого помещика Шелестова и его 18-летней дочери Маши. Девушка явно неравнодушна к учителю, а он к ней. Мужчина давно хочет признаться ей в любви, но никак не решается.
Влюблённому Никитину всё нравится у Шелестовых: «и дом, и сад при доме, и вечерний чай, и плетёные стулья, и старая нянька, и даже слово “хамство”, которое любил часто произносить старик». Раздражают его только беспардонные хозяйские собаки и кошки.
23-летняя Варя, старшая дочь помещика, за чаем традиционно спорит с Никитиным — на этот раз о том, можно ли назвать Пушкина психологом. Потом гости слушают игру на рояле, играют в фанты, разговаривают… Вечер проходит весело, а Никитин так и не находит сил признаться Маше в своих чувствах. Придя домой, учитель мечтает, как они будут любить друг друга, когда поженятся.
На следующий день Никитин скучает в гимназии, не может дождаться конца уроков, а вечером идёт к Шелестовым. Учитель сталкивается с Машей в маленькой проходной комнате, пытается признаться в любви, но все нужные слова вылетают у него из головы: «Честное слово, уверяю вас… Манюся, честное слово…». К счастью, девушке всё понятно и без слов. Влюблённые целуются, а потом со смехом выбегают в сад.
После ужина Никитин просит у Шелестова руки дочери. Тот не против, но удивляется: «Что вам за охота так рано жениться?». Вся семья провожает жениха до дома, где учитель засыпает, «утомлённый своим счастьем». Ему снится прогулка верхом, с которой начался рассказ.
После свадьбы Никитин записывает в дневнике, какие радостные чувства испытывал в момент венчания, какое получил приданое (двухэтажный дом, 20 тысяч рублей и немного земли). Но больше всего ему запомнилось, как в этот день горько плакала Варя. Никитин уверен, что она рыдала, потому что младшая сестра выходит замуж, а она сама до сих пор никому не нужна.
В жизни Никитина наступает идиллический период. В гимназии он тоскует по молодой супруге и витает в облаках, повторяя со вздохом: «Как хорошо!». Возвращаясь вечером домой, он целует и обнимает Машу, клянётся ей в любви. Больше всего он теперь любит воскресенья и праздники, которые можно провести с любимой женой.
Манюся между тем занимается хозяйством: заводит трёх коров, хранит в погребе горшочки со сметаной, рассуждает об отношениях с прислугой. Никитину в молодой супруге нравится всё: «То, что в её словах было справедливо, казалось ему необыкновенным, изумительным; то же, что расходилось с его убеждениями, было, по его мнению, наивно и умилительно».
Так проходят лето, осень и зима. А к весне в душе гимназического учителя происходит разительная перемена. Однажды во время Великого поста он возвращается домой из клуба, проиграв в карты 12 рублей. В душе у него неприятный осадок: его обидели слова одного из картежников, что у Никитина «куры денег не клюют». Учитель думает, что богатство и семейное счастье достались ему случайно, а не за какие-то заслуги. Он уже не радуется жизни, а повторяет себе: «Как нехорошо!».
Дома он обсуждает с Машей новость о внезапном отъезде капитана Полянского. За этого офицера Варя рассчитывала выйти замуж, но он не сделал ей предложения и теперь отбывает в другую губернию. Маша считает, что Полянский дурно поступил с Варей: «Зачем он часто бывал в доме? Если не намерен жениться, то не ходи».
Никитину не дают покоя дурные мысли. Он вдруг понимает, что за пределами его тихого семейного дома есть другой, большой мир, ему хочется оказаться в этом мире — «самому работать где-нибудь на заводе или в большой мастерской, говорить с кафедры, сочинять, печатать, шуметь, утомляться, страдать…».
Муж пытается сказать Маше грубость, но в итоге лишь задаёт вопрос:
— Так значит, если я ходил к вам в дом, то непременно должен был жениться на тебе?
— Конечно. Ты сам это отлично понимаешь.
Рисунок Татьяны Шишмарёвой
Никитин с горечью думает о том, что он на самом деле не педагог, а чиновник, «бездарный и безличный». Он понимает, что значат эти тяжёлые мысли: прежняя беззаботная жизнь отныне закончена, начинается новая — «нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем». Теперь учителю кажется, что все вокруг скрывают, что на самом деле недовольны жизнью и невежественны.
Начинается чудесная весна, но в этот раз она уже не радует Никитина. Он хочет бросить всё и убежать. Учитель записывает у себя в дневнике:
«Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!»
Анализ произведения: тема, проблема, смысл рассказа
Тема произведения — поиски любви и счастья. Чехов поднимает проблему пошлости, мещанства. «Учитель словесности» даёт неутешительный ответ на вопрос: а что было бы, если бы главные герои рассказов «Ионыч» или «Дом с мезонином» всё-таки женились на своих возлюбленных? Были бы они довольны или быстро разочаровались бы в семейной жизни?
Принято говорить, что в этом рассказе Чехов критикует обывательщину. Когда главному герою неожиданно приходит осознание того, что он живёт неправильно, это трактуют как хороший знак: Никитин ещё не до конца погряз в житейской пошлости, он стремится к чему-то большему. Ещё недавно абсолютно счастливый, теперь он чувствует себя самозванцем и хочет сбежать от своей скучной жизни. Однако, несмотря на отчаянную запись в дневнике, слабо верится, что учитель словесности найдёт в себе силы всё изменить.
Можно взглянуть на ситуацию и с другой стороны: сказать, что Никитин переживает типичный переход от страстной влюблённости к обычной семейной жизни. Только что он был ослеплён любовью, всё кругом ему нравилось, в жене он не видел ни одного изъяна. Но едва начал замечать, что мир вокруг несовершенен, как мигом опустил руки и захотел убежать. Если так, то Никитин вовсе не борец с пошлостью, а просто недалёкий и слабохарактерный человек, который с подобным отношением к жизни вряд ли когда-нибудь будет по-настоящему счастлив.
Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»
Рубрика: 4. Художественная литература
Статья просмотрена: 6746 раз
Библиографическое описание:
Король, Л. И. Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности» / Л. И. Король, В. Н. Наседкина. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/26/1841/ (дата обращения: 24.11.2021).
Новый подход к анализу художественного текста позволяет увидеть концептуальное моделирование автором картины мира, а также исследовать трансформации содержания доминантных индивидуально-авторских концептов в читательском сознании. «С точки зрения литературно-художественного произведения как формы объективации субъекта литературно-художественной деятельности и как предмета деятельности критической, бесконечно в своей смысловой ёмкости не литературно-художественное произведение, а бесконечна наша человеческая способность привносить в литературно-художественное произведение все новые и новые смыслы, бесконечно наше стремление к реализации своей субъективности» [4, с.23].
Центральной категорией филологического анализа художественного текста по-прежнему остается образ автора. Образ автора, по В.В.Виноградову, — это центр художественно-речевого мира, обнаруживающий эстетические отношения автора к содержанию собственного текста [1, с.27]. Трансформированный в современной научной парадигме в индивидуально-авторскую картину мира, он, выражая суть художественного произведения, объединяет его формальные и содержательные особенности в неразрывное единство.
Картина мира конкретного автора существенно отличается от объективного описания свойств, предметов, явлений, от научных представлений о них, ибо она есть «субъективный образ объективного мира». Это образ мира, сконструированный сквозь призму сознания и языка писателя, результат его духовной активности [5, с.42-43]. Автором определяется замысел, структура повествования, система образов, слог, манера речи, символика и под. Таким образом, отдавая предпочтение тому или иному фрагменту действительности, предлагая собственную оценку, описывая всё это специально отобранными словами, автор вводит читателя в свою творческую мастерскую, приглашая его к «сотворчеству понимающих» (М.Бахтин). У литературного текста, при всей его многоплановости и многомерности, есть объективный художественно-смысловой центр, на который автор направляет внимание читателя всеми доступными ему способами, самим произведением, всей его многоуровневой структурой. С этих позиций предпримем попытку анализа индивидуально-авторского видения мира, предложенного А.П.Чеховым в рассказе «Учитель словесности».
Известно, что в ранних рассказах А.Чехов размышлял над разными видами “ложных представлений”, каковыми являлись стереотипные жизненные модели поведения, стандарты, по которым строится вся жизнь человека. Рассказ «Учитель словесности» также оказывается в этом ряду. Разрушение стереотипов начинается с заглавия: вынесенные в сильную позицию слова ориентируют читателя на восприятие информации о людях определенного рода занятий, об учителях, более того, об учителях словесности. Однако рассказ – в этом отношении – обманывает ожидания читателей. Разве что остается главный вопрос: если образованные люди, призванные вести за собой других, сами не понимают, чего они хотят, какое же будущее уготовано России? Кроме того, некоторые типы учителей здесь представлены, но ни один из них, включая главного героя, не может служить образцом для подражания.
Первая часть рассказа соответствует начальному этапу любви главного героя: ухаживанию и объяснению, во второй части представлена семейная жизнь молодой пары. Всё, как бывает в жизни, всё по заданному сценарию. Однако и здесь автор заставляет читателя задуматься: действительно ли хороша жизнь по стандарту? Учитель Никитин, имея всё необходимое для благополучной жизни, соответствующей общепринятому мнению, пишет в дневнике: «Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины. Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!» [цит. по: 7].
Романтический настрой, который охватил молодых людей на прогулке, передаётся автором с помощью традиционных пейзажных зарисовок: «Был седьмой час вечера — время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха. В городском саду уже играла музыка. А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций, — тени, которые тянутся через всю широкую улицу и захватывают на другой стороне дома до самых балконов и вторых этажей!». Однако голос автора как бы напоминает о реальности: «Куда ни взглянешь, везде зелено, только кое-где чернеют бахчи да далеко влево на кладбище белеет полоса отцветающих яблонь.
Образ сада также постоянно присутствует в рассказах А.Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования, любви. Сад полон музыки счастья, это приют влюбленных, где даже тюльпаны и ирисы просят, «чтобы с ними объяснялись в любви». Внезапное прозрение учителя словесности, пережившего упоение иллюзией счастья, освещено ярким мартовским солнцем и озвучено шумом скворцов в саду, что оставляет надежду на бегство Никитина от пошлости.
В рассказе как бы сопоставляются судьбы двух сестер: к младшей жених приходил и потом сделал ей предложение, то есть всё было, как положено; к старшей ходил штабс-капитан Полянский, но предложения не сделал. Отца Манюси не устроил и этот вариант: «Это хамство! — говорил он. — Так я ему прямо и скажу: это хамство, милостивый государь!».
Само описание старшей сестры также строится на сопоставлении: «Ей было уже 23 года, она была хороша собой, красивее Манюси, считалась самою умной и образованной в доме и держала себя солидно, строго, как это и подобало старшей дочери, занявшей в доме место покойной матери. Называла она себя старою девой — значит, была уверена, что выйдет замуж. Всякий разговор, даже о погоде, она непременно сводила на спор. У нее была какая-то страсть — ловить всех на слове, уличать в противоречии, придираться к фразе. Вы начинаете говорить с ней о чем-нибудь, а она уже пристально смотрит вам в лицо и вдруг перебивает: «Позвольте, позвольте, Петров, третьего дня вы говорили совсем противоположно е!»
Присутствие автора читатель обнаруживает в несобственно-прямой речи. Несобственно-авторское повествование расшатывает границу между повествователем и персонажем, что способствует созданию повествовательной полифонии, проявляющейся во внутренней диалогизации повествования, когда «диалог уходит в молекулярные и, наконец, во внутриатомные глубины» [6, с.124].
Одной из характерных особенностей индивидуального стиля А.Чехова является использование аллюзий и реминисценций в качестве художественного приема. Аллюзии являются одним из способов имплицитного выражения смысла, отсылающего к определенным фоновым знаниям читателя. Например, домашние звали Манюсю Марией Годфруа, что свидетельствовало о ее увлечении цирком и лошадями (Мария Годфруа — лицо реальное. А. А. Суворин писал Чехову 6 сентября 1888 г. из Феодосии: «Примадонна цирка Мария Годфруа — плотная брюнетка, довольно красивая — наездница действительно прекрасная и джигитует лихо…»). Реминисценция позволяет воспроизвести черты, наводящие на воспоминания о других произведениях. Реминисценция рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя. Например, возмущение Вари на реплику Никитина: «Ох, недаром, недаром она с гусаром!» — во время игровой исповеди становится понятным, если вспомнить распространённую в то время эпиграмму М.Лермонтова: «Не даром она, не даром // С отставным гусаром». (Творчество М. Ю. Лермонтова, писавшего об «остылости» души современного человека, оказало глубокое воздействие на А.Чехова).
Одним из приёмов изображения индивидуально-авторской картины мира можно назвать придание фрагменту текста философски-иронического смысла, который возникает в результате несоответствия, соотнесения непомерно большого, значительного с малым, незначительным: «В октябре гимназия понесла тяжелую потерю: Ипполит Ипполитыч заболел рожей головы и скончался. Два последних дня перед смертью он был в бессознательном состоянии и бредил, но и в бреду говорил только то, что всем известно: — Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овес и сено. ».
Используя в некотором роде парадоксальное суждение, автор провоцирует читателя на поиски ответа, который позволит правильно охарактеризовать героя: «Никитин чувствовал на душе неприятный осадок и никак не мог понять, отчего это: оттого ли, что он проиграл в клубе двенадцать рублей, или оттого, что один из партнеров, когда расплачивались, сказал, что у Никитина куры денег не клюют, очевидно, намекая на приданое?»
Нельзя обойти вниманием типичное для А.Чехова слово «почему-то». Многочисленные оговорки повествователя, который из всезнающего, всеведающего превращается в равного читателю, оказываются очень важными. Подчеркивая незнание причины с помощью слова «почему-то», автор подталкивает к поиску отгадки, которая, может быть, спрятана в тексте рассказа, а может, в жизненном опыте читателя.
Предметом творческого исследования является для А.Чехова сложный и противоречивый внутренний мир человека, мир человеческой души. В небольших по объему рассказах писатель воспроизводит истории разных людей, изменение их жизненных позиций, устоев. На конкретных примерах он ставит проблемы большого общечеловеческого значения, задает вопросы и заставляет читателя думать над ответами.
Современные зарубежные литературоведы неоднократно указывали в своих работах на общность творческого метода А.П. Чехова и Джеймса Джойса. В произведениях обоих писателей внешняя бесфабульность скрывает напряженное внутреннее действие. Перенос действия во внутреннюю сферу ведет к тому, что «сдвиг в сознании, душевный переворот составляют главную суть и ведущий композиционный момент чеховских произведений» [2, с.83].
В произведениях Д.Джойса большое значение приобретает разработанная им концепция епифании (озарения). Епифания-озарение становится своеобразным моментом катарсиса в каждом рассказе, и сюжетная развязка в данном случае является ненужной. «Сдвиг в сознании» героя в результате прозрения происходит не всегда, да и само прозрение доступно не всякому персонажу, но дано читателю. Момент озарения наступает не в результате духовной работы героя, а «в столкновении внутреннего и внешнего, из-за их трагической несовместимости» [3, с.17].
Итак, в индивидуально-авторской картине мира А.П.Чехова, представленной в рассказе «Учитель словесности» нашли отражение:
система (именно система, а не случайный набор) художественных образов, сопоставленных друг с другом или противопоставленных друг другу;
диалог абзацев (причем, как рядом положенных, так и дистантно расположенных);
построение предложения (наличие противительных союзов НО, А, ЖЕ);
столкновение ментально-фоновых знаний с художественной задачей;
аллюзии и реминисценции.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971. – 413 с.
Герсон З.И. Композиция и стиль повествовательных произведений А.П. Чехова // Творчество А.П. Чехова. М.: Учпедгиз, 1956. – 384 с.
Чехов А. П.. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. В 18 т. Том 8. М., «Наука», 1986).
Похожие статьи
Текстоорганизующая роль финального абзаца-предложения.
Чехов, Учитель словесности, художественный текст, автор, читатель, рассказ, индивидуально—авторская картина мира, литературно—художественное произведение, главный герой, загородный сад.
Роль художественной детали в формировании подтекста.
Индивидуально—авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова.
Очевидно, так автор через детали хочет натолкнуть читателя на рассуждения об Оленьке.
Художественный текст на уроке русского языка как иностранного.
Индивидуально—авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова. Таким образом, отдавая предпочтение тому или иному фрагменту действительности. Тем не менее авторская позиция в тексте художественного произведения присутствует.
Работа с художественным текстом на уроках русского языка
русский язык, текст, литература, художественный текст, речевая деятельность, урок литературы, художественное произведение
Художественно-речевая деятельность детей в детском саду. Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок.
Основные характеристики художественной картины мира.
Индивидуальная картина мира писателя – это призма, через которую отражается реальная или виртуальная действительность, преобразуясь в ХКМ определенного произведения. Текст отражает определенные фрагменты языковой картины мира автора.
Наседкина Валентина Николаевна — Информация об авторе
Индивидуально—авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности».
Рубрика: Филологические науки. Секция: 4. Художественная литература. Страницы: 60-63.
Король Лариса Ивановна — Информация об авторе
Индивидуально—авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности».
Рубрика: Филологические науки. Секция: 4. Художественная литература. Страницы: 60-63.
Особенности использования мебели в качестве художественной.
С помощью метафор авторы художественных текстов создают индивидуальную картину мира.
Ольга, мебельный мир, часть интерьера, автор, стол, стул, мебель, уровень достатка, Чехов, вещный мир, читатель.
Полифония как культурологический экскурс в мир английской.
заглавие, текст, художественное произведение, имя текста, автор, читатель, рассказ, заголовок, художественный текст, сюжетная линия. Индивидуально—авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова.
Рассказ Чехова «Учитель словесности»: краткое содержание
В 1894 году А. П. Чехов создал рассказ «Учитель словесности». Краткое содержание позволяет погрузиться в небольшой период жизни провинциального преподавателя Никитина, узнать о его радостях и переживаниях. Автор рисует прелестную бытовую картину с помощью деталей и мелких штрихов, но в финале затрагивает важный конфликт идеала и действительности: человек, раньше живший не задумываясь, внезапно будто прозревает и с ужасом оглядывается на свою жизнь.
История создания
Первая глава произведения была названа «Обыватели» и опубликована в 1889 году в журнале «Новое время». Вторая же глава, под названием «Учитель словесности», появилась спустя пять лет, в 1894 году в газете «Русские ведомости». Обе главы, объединённые под единым названием, с незначительными правками вышли в сборнике «Повести и рассказы» 1894 года.
По мнению критиков и исследователей, прототипом главного героя мог стать преподаватель латинского языка в таганрогской гимназии по фамилии Старов. Однако Чехов явно «смягчил» его трагическую историю.
Сам автор в письмах заявлял, что пишет «незначительный пустяк из жизни провинциальных морских свинок», а также называл произведение «баловством». Он добавлял, что хотел завершить произведение так, чтобы от его персонажей «мокрого места не осталось», но имел неосторожность прочесть его вслух перед слушателями, которые умоляли его пощадить героев. В итоге именно поэтому рассказ, по мнению Чехова, вышел «так кисел».
Краткое содержание
Сергей Васильевич Никитин, учитель в провинциальной школе, часто посещает дом своих богатых соседей Шелестовых. Ему 26 лет, но выглядит значительно моложе, из-за чего его часто не воспринимают всерьёз. Сам он делит квартиру с соседом, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитовичем Рыжицким, занудным человеком, который постоянно говорит только очевидные вещи.
У помещика Шелестова две дочери — Варя 23-х лет, занявшая место покойной матери, серьёзная и обожающая спорить со всеми по любому пустяку, и младшая, 18-летняя Маша, которую в семействе пока ещё считали ребёнком, называли Манюсей, а после её увлечения цирком стали звать Марией Годфруа. К Варе ходит штабс-капитан Полянский, Никитин же влюблён в Манюсю и собирается ей признаться, но постоянно не решается.
Его очаровывает всё в доме Шелестовых. Раздражает только обилие кошек и собак. Между тем он уже заражён провинциальной ленью: один из гостей в доме выясняет, что Никитин даже не читал Лессинга, хотя преподаёт словесность. Устыдившись, он решает прочесть, но забывает об этом.
Затем он всё-таки просит руки Марии. Свадьбу с ней он описывает в своём дневнике восторженными фразами. Все счастливы, и только Варя злится, что младшая сестра вышла замуж раньше неё.
Когда он проигрывает в карты небольшую сумму, ему шутя говорят, что у него денег куры не клюют. Это заставляет героя думать, что всё богатство досталось ему даром. А также герой узнаёт, что Полянский перевёлся в другую губернию и не сделал предложение Варе, хотя и ходил к ней в гости, а значит, поступил подло. Следовательно, когда он сам ходил в гости к Шелестовым, от него уже ждали, что он сделает предложение Маше. Он чувствует себя в ловушке, видя, что не сам распорядился своей судьбой.
Персонаж думает, что мог бы прожить жизнь иначе, прочитать Лессинга, не быть таким плохим учителем, который лишь притворяется умным. Его окружает провинциальная пошлость, от которой хочется бежать — иначе он просто сойдёт с ума.
Характеристика главных героев
В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:
Жанр и композиционные особенности
Проводя анализ «Учителя словесности», можно определить, что произведение относится к жанру рассказа. Признаки, указывающие на это:
Направление — реализм, как и всё творчество Чехова. В рассказе он высмеивает мещанство и пошлость мещанской жизни, используя приёмы лёгкой, едва уловимой иронии и сатиры.
Краткое содержание «Учителя…» Чехова показывает, что произведение поделено на две части не только по главам, но и по смыслу:
Основная мысль
В творчестве Чехова лейтмотивом идёт обличение пошлости русской жизни, с чем он боролся посредством своих произведений. Пошлость и обывательщина были автору ненавистны своим паразитизмом застойностью и равнодушием к проблемам, волнующим всё человечество. Максим Горький недаром сказал о Чехове: «Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею».
Причём драматизм в его рассказах часто состоит в том, что люди, живущие таким образом, даже не понимают бессмысленности своего существования. Главные герои, оказавшись в этой уродливой среде, постепенно меняют свои убеждения, морально разлагаясь и опускаясь, но до последнего не замечают ничего странного. Краткое содержание «Учителя словесности» Чехова показывает, что Никитин проходит сложный путь своих взаимоотношений с Машей и всей семьёй Шелестовых, начиная от слепого обожания и заканчивая почти ненавистью к их жизненному укладу.
Свалившееся на него счастье Никитин определяет как награду за безрадостное детство и бедную юность. Он не замечает, как сам скатывается до уровня провинциальных существователей. Но это падение автор показывает незаметными штрихами.
Например, после свадьбы герой взял в привычку разваливаться на дорогом турецком диване и курить, научился играть в винт; на похоронах своего друга Ипполита Ипполитовича хотел сказать о нём доброе слово, но промолчал, узнав, что это может не понравиться директору. А также, когда Манюся, найдя в шкафу завалящий кусок колбасы или сыра, с важностью говорит: «Это съедят в кухне», его пока только умиляет то, как она относится к людям на кухне — как к низшим существам.
Но после меткого замечания о деньгах направление мыслей Никитина меняется. Он понимает, что помимо его семейного мирка, уютного, но ограниченного, замкнувшегося в скучных ежедневных заботах, есть ещё и другой мир. И его тянет на простор, к духовно богатой жизни, к свету.
Герой хочет работать, преподавать, читать Лессинга, уставать, жить. Сам себе он кажется тупым, но умело скрывающим тупость, как и другие учителя и все люди, его окружающие. Он улыбается им, говорит о пустяках, но всё отчётливее понимает, что теряет покой. Ему кажется, что он уже даже не учитель: он стал чиновником, бездарным и безличным.
Рассказ имеет открытый финал: неизвестно, сможет ли Никитин уехать в Москву, сбежав из душного мира мещанства, или смирится со своей судьбой.