чехов рассказ степь о чем

Степь

Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») и племянник Кузьмичёва мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию в большой город. Кузьмичёв и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути. Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье — свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: «Пятнадцати лет мне ещё не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски». Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичёв же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.

Кузьмичёв и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдаёт пряник, предназначенный для больного сына Наума). Он «маленький человек», для которого Кузьмичёв и священник — настоящие «господа». Кроме жены и детей в его доме живёт его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек. Он сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения. Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичёв презирает.

Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «. молодая да глупая. В голове ветер так и ходит».

Догнали обоз. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком. Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.

Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах. Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы. Ему «скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.

Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок. На самом деле — это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва.

По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерсти продал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный.

Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приёмные экзамены. Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него. Какова-то будет эта жизнь?»

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Анализ повести Степь Чехова

Авторству Антона Павловича Чехова принадлежит немало прозаических произведений – произведений лаконичных и при этом глубокомысленных. В этом тексте будет проанализировано одно из примечательных в творчестве Чехова произведение под названием «Степь».

История создания

Конец 1880-ых годов ознаменован тем, что у Антона Павловича Чехова был какой-то душевно-духовный кризис. Именно в это время и родилось произведение «Степь». В это время Чехов переосмысливал, переоценивал жизненные ценности. В письмах к другу писатель говорит, что он погибает из-за большого количества пространства. На самом деле повесть представляет собою словно бы историю одного путешествия. Герои с трудом отыскивают средства связи с обществом.

Жанр, направление

По жанру произведение является повестью. Относится к направлению реализма.

Суть

По сюжету главным героем является мальчик по имени Егорушка. Он по велению родителей уезжает в город, чтобы учиться в гимназии. Егоотвозят туда отец, купец, дядя, священник. Мальчик весьма впечатляется природой. Тут Чехов делает мазок печали. Он пишет, что когда мальчик уезжал из дому, то он чувствовал себя очень несчастным и опечаленным свое участью. На протяжении всего произведения эта мысль будет сопровождать читателя до финала.

Главные герои и их характеристика

Описание степи

Безусловно, в произведение великую роль играет описание степи. Чехов называет ее целой «стихией». Степь эта русская, великая, обширная. Степь – бескрайняя и большая. Она прекрасна.

В произведении представлено два описания русской степи – описание автора и главного героя. Мальчик видит все-таки еще мир как ребенок. У него свое видение мира. Степь ассоциируется у него с бескрайней грустью и тоской. У Антона Павловича Чехова иначе. Он считает степь символом русского величия и могущества, а также красоты. Вот так рознятся взгляды на мир взрослым человеком и ребенком…

Образы и символы

Степь описана очень тепло и потому тот текст весьма приятно читать. Но при этом, как мне кажется, именно она является символом окружающего мира и действительности, с которыми люди не могут найти общего языка, потому и страдают, живут в страдании и грусти. Они пытаются наладить отношения с окружающим миром, но все безуспешно. Поэтому степь частично их пугает и вводит в панический ужас.

Темы

В произведении поднимается большое количество тем, бередивших душу автора и общества, в котором он жил. К примеру. Тема непонимания окружающим миром человека, тема родной земли и ее красоты – вопросы, которые всегда будут и есть актуальны.

Проблематика

Проблематика произведения сводится к рассмотрению непонимания мира человеком и наоборот.

Смысл

Смысл повести заключен в том, что сколько бы не жил человек, он все равно будет одиноким и никогда не поймет его этот мир.

2 вариант

А. П. Чехов начал работу над повестью в 1887 году, а в 1888 году она появилась в журнале «Северный вестник». В ее основу легли впечатления от поездки писателя по Приазовью. Повесть стала первым крупным произведением Чехова, которая принесла ему материальную обеспеченность.

Впервые писатель от рассказов и очерков переходит к повести, которая вывела его на новый качественный уровень писательского мастерства.

Повесть посвящена описанию поездки маленького мальчика Егорушки на учебу в гимназию. Глазами Егорушки мы видим и оцениваем происходящее, встречаемся с людьми, с чудесной женщиной графиней Драницкой, богатым купцом Варламовым, видим степь и наслаждаемся ее красотой. И постепенно взрослеем вместе с Егорушкой. Приехав в город, он начинает новую жизнь. Образ мальчика становится связующим звеном разрозненных главок повести.

Егорушка – мальчик лет девяти, который едет в город поступать в гимназию. Иван Иванович Кузьмичов, купец, его дядя, везет продавать шерсть. Отец Христофор, священник, также везет шерсть на продажу. Графиня Драницкая – богатая и красивая женщина. Купец Варламов –очень богатый купец, о котором все много говорят. Кучер Дениска, обозчики, еврейская семья и люди, которые встречаются в поездке.

Бричка, в которой расположились Иван Иванович и отец Христофор, наконец выехала за город и покатила по тракту. Правил кучер Дениска. Но кроме них в бричке был мальчик девяти лет, лицо которого, черное от загара, было залито слезами. Это был Егорушка, Иван Иванович, его дядя дал обещание матери, что определит его на учебу в гимназию. Скоро выехали за город, и перед ними уже расстилалась степь. Иногда унылую картину оживляют встречи, как например, с отарой Варламова.

Первый привал и новые впечатления. Егорушка ближе сходится с Дениской, ему двадцать лет. Вечером остановились у постоялого двора, который держит Мойсей Мойсеевич. Знакомство с еврейской семьей, а главное встреча с графиней Драницкой, которая видением показалась сонному мальчику. И опять непонятные разговоры о Варламове. Путники догоняют обоз, и Егорушку переселяют на верх мягкого воза, он засыпает. Утром Егорушке удалось хорошо разглядеть обоз и обозников. Знакомство с людьми расширяет кругозор мальчика. Небольшим развлечением стала для него остановка у реки и купание.

Только к вечеру обоз тронулся дальше, теперь Егорушка наблюдал за небом. За ужином говорили о страшном. А поздней ночью состоялась встреча с Варламовым, который произвел на весь обоз неприятное впечатление. На привалах Егорушка теснее общается с обозчиками, знакомится с их непростой жизнью.

Добрались до реки, на берегу которой стол город. Егорушку забирает Дениска, отводит его к дяде. Мальчик плохо себя почувствовал, и отец Христофор лечит его своими снадобьями. Из разговоров дяди и священника Егор понял, что торговые дела успешно завершены. Осталась одна забота – определить Егора, как звал его отец Христофор.

Узнав адрес маминой подруги Настасьи Петровны, дядя ведет мальчика к ней. По договоренности с мамой он будет жить у нее. Прошение в гимназию дядя подал, седьмого августа Егорушку надо будет отвести на экзамен. Попрощавшись, дядя и священник уходят. Но Егор их не видит, слезы застилают его лицо. Но понимает, что для него началась новая жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Степь

Популярные сегодня темы

В первой части своей автобиографической трилогии, Алексей Максимович Горький описывает своё детство. Алексей Пешков рано потерял отца, и детство будущего писателя прошло в семье его деда, Василия Васильевича Каширина.

Александр Александрович Блок был гениальным поэтом, который внёс большой вклад в русскую литературу, да и культуру в целом. Он стал настоящим модернистом, который не боялся сказать правду в лицо и раскрывал её другим

В творчестве А.П.Чехова тема судьбы Родины присутствует практически в каждом произведении. Особенно ярко она стала выражаться в последние годы жизни писателя. Пьеса «Вишневый сад» яркий пример этого.

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимаются проблемы актуальные на все времена. В ней рассказывается о том, что грубость всегда порождает грубость. А глупость, глупость.

Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова освещают самые разнообразные проблемы и темы. Лейтмотивом всего его творчества является тема родины, патриотизма.

Источник

«Степь» читательский дневник

чехов рассказ степь о чем. Смотреть фото чехов рассказ степь о чем. Смотреть картинку чехов рассказ степь о чем. Картинка про чехов рассказ степь о чем. Фото чехов рассказ степь о чем

«Степь» – история о девятилетнем мальчике, который покинул отчий дом и вместе с дядей отправился в город навстречу новой жизни.

Краткое содержание «Степь» для читательского дневника

Название: Степь

Число страниц: 144. Чехов Антон Павлович. «Степь». Издательство «ИЦ Москвоведение». 2012 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1888 год

чехов рассказ степь о чем. Смотреть фото чехов рассказ степь о чем. Смотреть картинку чехов рассказ степь о чем. Картинка про чехов рассказ степь о чем. Фото чехов рассказ степь о чем

Главные герои

Егорушка – девятилетний мальчик, робкий, наблюдательный, которого оторвали от родного дома и отправили учиться в гимназию.

Иван Иваныч Кузьмичов – дядя Егорушки, зажиточный купец, дельный, прагматичный человек.

Христофор Сирийский – священнослужитель, добродушный, мудрый старичок.

Настасья Петровна Тоскунова – приятельница матери Егорушки, согласившаяся приютить у себя мальчика на время учебы.

Сюжет

Ранним июльским утром купец Иван Иваныч Кузьмичов и священник отец Христофор Сирийский отправились на бричке в дальний путь, продавать шерсть в городе. Вместе с ними поехал и малолетний племянник купца, Егорушка. Его мать попросила брата пристроить мальчика в гимназию.

Егорушке, не привыкшему к чужим людям и чужим местам, было очень грустно покидать отчий дом. Священник пытался приободрить мальчика, рассказывая о пользе обучения, однако его дядя был иного мнения: он считал, что племянника можно было бы пристроить на хлебное место и без образования.

По дороге Егорушка видел много новых и удивительных вещей, например, железную дорогу. Также мальчик знакомился с разными людьми, слушал их истории из жизни. Большое впечатление произвела на него семья евреев, красавица-графиня Дарницкая, счастливый молодой мужчина, женившийся по любви.

По прибытии в город и совершении сделки Кузьмичов отвёл племянника к Настасье Петровне Тоскуновой. Это была хорошая знакомая матери Егорушки, у которой мальчику придётся жить во время учёбы в гимназии. Женщина согласилась приютить у себя Егорушку, но без особой радости.

Иван Иваныч уехал домой, и мальчику показалось, что вместе с ним навсегда распрощалась его прежняя жизнь.

План пересказа

Главная мысль

Показать красоту и многообразие мира глазами ребенка.

Чему учит

Учит быть смелым, решительным, любознательным, быть открытым всему новому. Учит тому, что знания имеют большое значение для каждого человека.

Отзыв

Егорушке было очень тяжело расставаться с семьей, родными местами, но рано или поздно расставание всё равно бы произошло. Так мальчик, наблюдая по дороге за разными людьми и слушая их истории, приобрёл большой опыт. Он понял, что мир велик и от самого человека зависит, какой будет его судьба.

чехов рассказ степь о чем. Смотреть фото чехов рассказ степь о чем. Смотреть картинку чехов рассказ степь о чем. Картинка про чехов рассказ степь о чем. Фото чехов рассказ степь о чем

Рисунок-иллюстрация к повести Степь.

Пословицы

Что понравилось

Понравилось, как священник Христофор рассказывал мальчику о том, как важно получить образование. Он жалел, что сам в своё время не выучился, хотя был от природы очень способным.

Источник

Анализ повести «Степь» (А.П. Чехов)

Антон Павлович Чехов — выдающийся писатель эпохи реализма. Все его произведения оставляют глубокий отпечаток в душе человека. В своём творчестве писатель выражает огромную любовь к людям и к жизни. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать знаменитое произведение Антона Чехова «Степь» по плану. Анализ поможет разобраться в идейно-тематическом многообразии текста.

История создания

В 1880-х годах А.П. Чехов переживает некий душевный и творческий кризис. В этот период его жизни происходит переоценка, переосмысление ценностей и ориентиров. Именно тогда Чехов и написал свою известную повесть «Степь». На работу ушло чуть больше месяца: с начала января (или конца декабря 1887 года) по 2 февраля 1888 года. Успех этого произведения принёс славу писателю. В 1888 году повесть была опубликована в престижном журнале «Северный вестник».

Замысел повести «Степь» пришел к автору в формате дружеского совета. П.Г. Короленко, приятель автора, хотел пригласить его пополнить ряды сотрудников журнала «Северный вестник». Сам редактор Н.К. Михайловский проявил инициативу и попросил Короленко оговорить с Чеховым перспективы сотрудничества. Пробным камнем на новом месте должна была стать «Степь».

В основу произведения были положены впечатления и наблюдения Чехова от поездки по Приазовью весной 1887 года. Эта поездка напомнила автору о ее детстве, проведенном в такой же местности. В дороге он писал Короленко:

«Для почина взялся описать степь, степных людей и то, что я пережил в степи. Тема хорошая, пишется весело, но, к несчастью, от непривычки писать длинно, от страха написать лишнее я впадаю в крайность: каждая страница выходит компактной, как маленький рассказ, картины громоздятся, теснятся и, заслоняя друг друга, губят общее впечатление. В результате получается не картина, в которой все частности, как звёзды на небе, слились в одно общее, а конспект, сухой перечень впечатлений»

Чехов хотел познакомить читателей с простыми русскими людьми, описывая поездку Егора с дядей и отцом Христофором. В то же время в пустячных дорожных разговорах прослеживается глубокая идея о поиске своего места в мире, своего предназначения.

Жанр, направление

Повесть “Степь» написала в реалистическом духе, как и другие произведения Чехова. По жанру данное произведение относится к лирической повести. Автор использует пейзажные зарисовки, чтобы нагляднее продемонстрировать внутренние состояние героев и их отношение к миру.

Сам Антон Павлович Чехов говорил, что все части повести существуют отдельно и имеют самостоятельную смысловую нагрузку, и лишь образ Егорушки объединяет все фрагменты по смыслу.

В произведении преобладают трагические мотивы. Егорушка, покидая дом, «чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать». Минорный тон присущ всему повествованию. Этим писатель хотел подчеркнуть неразрешимость конфликта между человеком и миром.

Смысл названия

Чехов назвал свою повесть «Степь» неспроста. Ведь именно через образ степи автор хотел донести до читателя своё мировоззрение на различные аспекты: на Родину, на природу, на жизнь, на людей. Образ степи олицетворяет, с одной стороны, суровую действительность, с которой не могут люди найти контакт. А с другой стороны, степь символизирует надежду на лучшую жизнь, некую перспективу и бескрайность мира, где каждый человек обязательно найдет для себя место.

Почему же Чехов назвал повесть «Степь»? В произведении преобладают описания степной природы, место действия объединяет всех героев и показывает их истинную сущность. В голой и пустой степи особенно очевидными и рельефными становятся характеры людей. Негде спрятаться, некуда деться посреди бескрайнего поля. Именно уникальность природного ландшафта вдохновила Чехова на создание произведения, поэтому в названии он отдает должное своей музе — степи.

Композиция

Композиция повести “Степь» довольно проста. Само произведение состоит из семи частей. Каждая часть имеет смысловую законченность. Особенно интересна композиция 4 главы повести. Здесь текст автор разбил на три смысловые группы.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон может дополнить характеристику главных героев повести «Степь», если в этом есть необходимость у читателя. Напишите о ней в комментариях, пожалуйста.

Егорушкамальчик 9 лет, послан матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию. Вместе с дядей и отцом Христофором путешествует по степи. В пути Егор знакомится со многими людьми, представителями разных сословий, а также познает жизнь, все её прелести и невзгоды. К природе степи герой относится положительно и отрицательно одновременно. Безусловно, степь прекрасна и огромна. В ней обитает множество живых существ. Но и в то же время, степь связана с эмоциями и переживаниями Егорушки. Он чувствует себя потерянным в этом огромном мире.
ВасяБывший рабочий спичечной фабрики; обладает острым зрением; имеет распухший красный подбородок. Вася видит этот мир по-своему, будто у него особый слух и зрение. Для него главным достоинством степи является её “звучание”: пение птиц, перезвоны, жужжание насекомых. Он трепетно относится в природе.
ВарламовБогатый купец, путешествует по делам. Варламову окружающий пейзаж не приносит радости. Он озабочен своими делами, и путешествует ради выгоды.
Иван КузьмичовПо характеру с Варламовым схож дядя Егорушки, Иван Кузьмичов. Он тоже купец. Это однообразные и ко всему равнодушный человек. Он всегда серьёзен и думает только о прибыли. «Фанатик своего дела, Кузьмичов всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, когда пели «Иже херувимы», думал о своих делах, ни на минуту не мог забыть о них, и теперь, вероятно, ему снились тюки с шерстью, подводы, цены, Варламов…»
Отец ХристофорБлагодушный, мягкий, смешливый и легкомысленный человек, который поддерживает Егорушку на протяжении всего пути. Умный и даровитый человек, который с детства много учился, но пожертвовал карьерой ученого, чтобы остаться рядом с родителями. «Отец же Христофор не переставал удивленно глядеть на мир божий и улыбаться. Молча, он думал о чем-то хорошем и веселом, и добрая, благодушная улыбка застыла на его лице. Казалось, что и хорошая, веселая мысль застыла в его мозгу от жары…»
ПантелейСтарообрядец, он ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки, рассказывает страшные придуманные и непридуманные истории. Приспособленным к условиям современной жизни оказывается Пантелей. Он рассказывает о своих взглядах Егорушке. По его мнению, счастлив тот, у кого есть три ума: от матери, от учения, а также от хорошей жизни. Он считает, что на планете нет полноценно счастливых людей, так как последний ум найти трудно.
Образ степиНесомненно, образ степи является главным в произведении. Автор отвёл достаточно большое значение описанию данной местности. Ведь здесь путешествуют герои. В образе степи Антон Павлович воплотил окружающую действительность, суровую реальность, с которой люди вступают в конфликт. Однако, степь автор описал в тёплых и светлых тонах. Этим он объяснил, что в общем окружающий мир благосклонен к человеку, но он живёт по своим правилам, которые не могут понять герои. Таково поэтичное описание степи: «Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… »
Образ ветраОбраз ветра не менее важен в повести. Это некая разрушающая и пугающая стихия становится символом вселенского хаоса. Данный образ олицетворяет неизвестность, с которой сталкиваются герои.
Образ тополяОбраз тополя олицетворяет одиночество и трагизм, на которые обречены персонажи.
Образ мельницыА вот образ мельницы символизирует темп времени, его необратимость в степном пространстве.

Из главных героев неравнодушным к окружающему миру являются: Емельян, Дымов и Пантелей. Каждый из них ощущает единение с природой по-своему. Несомненно, самая трагическая судьба у Емельяна. Бывший певчий, лишённый болезнью голоса, обречён на вечные страдания

Антон Павлович Чехов затрагивает множество тем в произведении, но все они тесно связаны между собой, и одна дополняет другую.. Тематика повести «Степь» представлена ниже. Если Вы нуждаетесь в ее дополнении, напишите об этом в комментариях, пожалуйста:

Проблемы

Проблематика повести «Степь» многогранна (если какой-то проблемы не хватает, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон добавит). Автор продемонстрировал множество важных вопросов. Как найти человеку своё предназначение? Как наладить контакт с окружающим миром и людьми? Учиться высоким наукам или же найти призвание в практичных и деловых сферах? Как сберечь природу, не отказываясь от прогресса? Кто прав, а кто виноват? Как приспособиться к законам огромного мира? Над всеми этими проблемами Чехов размышляет вместе с читателями.

Основная идея

Главная мысль произведения «Степь» состоит а том, что человек должен чувствовать своё родство с природой. Однако многие не ощущают красоты мироздания. Чехов показывает, что такой разлад может привести к необратимым плачевным последствиям. Писатель приходит к выводу, что человек должен жить не ради меркантильной и узкой цели, а наслаждаться каждым прожитым мгновением. По мнению Чехова, каждый должен стать счастливым.

Сам автор выразил смысл повести «Степь» так:

«повестушка раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются пока еще нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику».

Чему учит?

Произведение «Степь» учит читателя любознательности и любви к природе. Важно уметь наслаждаться красотой и простором нашего мира, находить время для единения с ним. Мы должны беречь наше природное богатство и уметь умерить наше стремление к наживе за счет окружающего мира.

Егорушка и Князев пытаются познать сущность природы вместе с автором. Чехов дает понять, что осознать суть окружающего мира возможно лишь при наличии движения, активности и мысли. Человек не должен останавливаться в своем развитии и зацикливаться лишь на материальных нуждах, иначе он себя ограбит. Повесть «Степь» заставляет задуматься о том, что жизнь — это та же неизвестная степь. Нужно просто присмотреться к ней и постичь ее красоту.

Художественные особенности

Произведение Чехова “Степь» наполнено различными тропами.

Критика

Чехов не только изображает все достоинства и недостатки степного пейзажа, но и выражает в своеобразной художественной манере свои мысли и переживания о Родине, о счастье и жизни в целом.

Русский публицист, социолог и литературовед Николай Михайловский не нашёл глубокого идейного смысла в произведении:

«Читая, я точно видел силача, который идет по дороге, сам не зная, куда и зачем»,— рассказал он в письме к Чехову.

Этой же точки зрения придерживается литературовед Евгений Головин.

В противопоставление этим мнениям можно привести в качестве примера высказывание критика П. Сурожского:

«Чехова можно назвать певцом степи. С удивительной силой, проникновением и нежностью рисует он степь в самые разнообразные моменты — весной, летом, осенью, в жаркие дни, в лунные ночи, в грозу, и в затишье, любовно отмечая каждый штрих, каждую черточку…».

В письме родственникам сам Чехов вспоминал о такой реакции первых читателей:
«Первым прочёл Суворин и забыл выпить чашку чаю. При мне Анна Ивановна меняла её три раза. Увлёкся старичина. Петерсен ходит на голове от восторга».

Д. Мирский считал «Степь» центральным произведением второго периода чеховского творчества, когда вместо крохотных рассказов он стал писать длинные повести для «толстых» журналов. Он писал: В ней нет замечательной архитектуры ранних рассказов — это лирическая поэма, но поэма, сделанная из материала банальной, скучной и сумеречной жизни. Длинное, монотонное, бессобытийное путешествие мальчика по бесконечной степи от родной деревни до далёкого города растягивается на сто страниц, превращаясь в тоскливую, мелодичную и скучную колыбельную.

Таким образом, критики и литературоведы неоднозначно высказались по поводу произведения А.П. Чехова «Степь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *