чехов хирургия чем понравилось произведение
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Чехов А. «Хирургия» Читательский дневник, краткое содержание
Чехов А. «Хирургия» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Чехов Антон Павлович
Название: «Хирургия»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: непрофессионализм в медицине и его последствия.
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказ о том, как к фельдшеру, который вёл приём вместо уехавшего земского доктора, пришёл дьячок, у которого сильно болел зуб. После осмотра Сергей Кузьмич сказал, что зуб надо выдирать, недавно он без проблем выдернул зуб богатому помещику, но на этот раз что-то пошло не так.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
В любом деле главное профессионализм, просто так, без знаний и опыта, ничего не получится. Это касается не только медицины, но и любой сферы деятельности человека.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что надо уметь оценивать свои возможности и умения объективно, иначе можно навредить не только себе, но и окружающим людям. А ещё учит нас, что в любом деле надо учиться и развиваться, не стоять на одном месте и ещё и хвалиться этим.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Антон Павлович Чехов очень реалистично описывает сцену выдирания зуба, кажется, что наблюдаешь за происходящим со стороны. Как же хорошо, что сейчас уже так не лечат и не выдирают зубы. Вряд ли бы кто-то из нас выдержал такую процедуру.
Новые слова и выражения:
Фельдшер – медработник со средним специальным образованием, оказывает доврачебную медицинскую помощь.
Чечунчовая – сделанная из плотной шёлковой ткани – чесучи.
Триковый – сшитый, изготовленный из трико, плотной ткани.
Карболовый – содержащий карболовую кислоту, едкую дезинфицирующую жидкость.
Пословицы к произведению:
Один хороший лекарь вылечит скорее, чем сорок плохих.
Об искусстве лекаря судят после выздоровления.
Век живи – век учись.
Рассказ написан в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности «хирурга» Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.
Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.
Писатель первоначально определил его сюжет как «сценку». Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Фамилия дьячка – говорящая, означающая: «Внимайте! ». Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.
События следуют в хронологическом порядке. В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить. Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание. Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.
С первой попытки удалить зуб не удается (кульминация). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится. А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.
Вторая кульминация: еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека. Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?
Развязка: фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси». Финал остается открытым. Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.
Или
В этом рассказе Чехов хотел рассказать, что слова и дела часто расходятся. Фельдшер должен уметь лечить, но он не умеет лечить. А дьячок должен уметь терпеть боль и обиду, как учит вера и профессия, но вместо слов веры в адрес фельдшера сыпятся проклятья. Оба не умеют делать то, о чем они говорят.
Так и в настоящей жизни многие люди не умеют лечить, а лечат, не умеют водить машину, а водят, не умеют руководить, а руководят.
Великий русский писатель Антон Павлович Чехов по образованию был врачом, поэтому тема медицины занимает особое место в его творчестве. Так, в рассказе «Хирургия» Чехов представляет нам лекаря, который несерьёзно относится к своему делу.
В этом произведении мы знакомимся с двумя героями — фельдшером Курятиным и дьячком Вонмигласовым. Чехов изображает обычную ситуацию: дьячок обратился к фельдшеру с просьбой вылечить больной зуб. Но в этой жизненной истории писатель показывает нам, к чему приводит безответственность лекаря.
Курятин очень самоуверен, он считает себя хорошим врачом, а на самом деле не может даже удалить зуб. Буквально в каждой строчке рассказа Чехов показывает нам, что этого героя нельзя назвать не только врачом, но и воспитанным, культурным человеком.
Уже в начале рассказа автор говорит, что Курятин много курит, даже в больнице. Наверное, не случайно Чехов дал герою такую фамилию — Курятин. Описывая фельдшера, писатель отмечает: «На лице выражение чувства долга и приятности». Несмотря на то что Курятин рассказывает Вонмигласову о том, как лечил помещика Египетского и сам же произносит, что в медицине «без понятия нельзя», мы видим, что у фельдшера нет необходимых знаний. С сатирическим оттенком Чехов описывает то, как Курятин пытается вырвать зуб, как он выбирает инструмент: «Фельдшер берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы».
«Хирургия — пустяки…» — вот главная фраза, которая характеризует Курятина как врача.
Но и второго героя, Вонмигласова, нельзя назвать образованным человеком. Мы узнаём о смешных способах, которыми он пытался самостоятельно вылечить зуб.
Во взаимоотношениях героев Чехов раскрывает их невоспитанность. Если в начале рассказа они обращаются друг к другу на «вы», то в конце — на «ты». Сначала Вонмигласов называет Курятина «благодетелем», а в конце — «паршивым чёртом», «иродом». Фельдшер также оскорбляет своего пациента, называет его «мужиком», «невежей». Речь обоих героев несвязна, в ней полно ненужных слов.
Взаимоотношения героев Чехов описывает с особым юмором. Но нельзя не заметить и трагизм, который присутствует в рассказе, ведь по вине таких невежественных лекарей страдают люди.
Своим произведением Чехов хотел показать, что пока существует такие врачи, неизбежны и подобные ситуации. В уста Вонмигласова автор вложил важные слова: «Коли не умеешь рвать, так не берись!»
Рассказ написан в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности «хирурга» Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.
Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.
Писатель первоначально определил его сюжет как «сценку». Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Фамилия дьячка – говорящая, означающая: «Внимайте! ». Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.
События следуют в хронологическом порядке. В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить. Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание. Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.
С первой попытки удалить зуб не удается (кульминация). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится. А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.
Вторая кульминация: еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека. Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?
Развязка: фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси». Финал остается открытым. Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.
Или
В этом рассказе Чехов хотел рассказать, что слова и дела часто расходятся. Фельдшер должен уметь лечить, но он не умеет лечить. А дьячок должен уметь терпеть боль и обиду, как учит вера и профессия, но вместо слов веры в адрес фельдшера сыпятся проклятья. Оба не умеют делать то, о чем они говорят.
Так и в настоящей жизни многие люди не умеют лечить, а лечат, не умеют водить машину, а водят, не умеют руководить, а руководят.
Рассказ написан в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности «хирурга» Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.
Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.
Писатель первоначально определил его сюжет как «сценку». Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Фамилия дьячка – говорящая, означающая: «Внимайте! ». Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.
События следуют в хронологическом порядке. В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить. Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание. Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.
С первой попытки удалить зуб не удается (кульминация). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится. А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.
Вторая кульминация: еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека. Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?
Развязка: фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси». Финал остается открытым. Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.
Или
В этом рассказе Чехов хотел рассказать, что слова и дела часто расходятся. Фельдшер должен уметь лечить, но он не умеет лечить. А дьячок должен уметь терпеть боль и обиду, как учит вера и профессия, но вместо слов веры в адрес фельдшера сыпятся проклятья. Оба не умеют делать то, о чем они говорят.
Так и в настоящей жизни многие люди не умеют лечить, а лечат, не умеют водить машину, а водят, не умеют руководить, а руководят.
«Хирургия» — читательский дневник по рассказу А. Чехова
Рассказ «Хирургия» Антона Чехова написан и опубликован в 1884 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Чехов Антон Павлович
Название произведения: «Хирургия»
Жанр: рассказ
Год написания: 1884
Издательство: АСТ
Год издания: 2018
Главные герои и их краткая характеристика
Сергей Кузьмич Курятин – фельдшер земской больницы, некомпетентный, но весьма честолюбивый.
Ефим Михеич Вонмигласов – дьячок, высокий крепкий старик, страдающий от зубной боли.
Краткое содержание и сюжет
Доктор земской больницы уехал на собственную свадьбу, и во время его отсутствия больных принимал фельдшер Сергей Кузьмич Курятин. Это был мужчина средних лет в поношенной одежде, который любил курить зловонные сигары.
В приемную вошел местный дьячок Ефим Михеич Вонмигласов. Правый глаз его был с бельмом, а на носу виднелась крупная бородавка. Покрестившись за отсутствием иконы на бутыль с карболкой, он принялся жаловаться на сильную зубную боль, которая не давала ему покоя. Десна распухла, и дьякон промучился всю ночь, не сомкнув глаз. По совету близких он прикладывал к больному месту и водку с хреном, и даже надел на руку ниточку с Афонской горы, но ничего не помогало.
Курятин внимательно осмотрел рот дьячка, и увидел зуб с большим дуплом. Он принял решение вырвать его. Вонмигласов обрадовался, что фельдшер разобрался в причине его страданий, и назвал его благодетелем. Курятин, подыскивая подходящий инструмент, принялся рассказывать, как вырвал зуб богатому помещику Александру Иванычу Египетскому. Он рассуждал о том, как важно выбрать правильный инструмент, чем вызвал еще большее уважение у дьячка.
Курятин надрезал десну, ухватился щипцами за зуб и принялся его тянуть. От сильной боли Вонмигласов стал кричать и хватать его за руки. Он умолял фельдшера тянуть быстрее, но тот его успокоил, сказав, что хирургия – дело тонкое. Однако усилия Курятина ни к чему не привели – после долгих усилий щипцы сорвались, а больной зуб остался на месте. Вонмигласов возмутился, и принялся издеваться над бездарным фельдшером, но тот напомнил, что вырвал зуб самому помещику Египетскому, который не позволял себе подобных вольностей.
Дьячок немного успокоился, и новь уселся в кресло. Курятин покрепче захватил зуб щипцами, и вскоре послышался громкий треск. Некоторое время Вонмигласов сидел неподвижно, словно без чувств. Его глаза бессмысленно смотрели в пространство, на лице проступили капли пота. Немного придя в себя, дьячок полез в рот, и на месте больного зуба нащупал два осколка. Сконфуженный Курятин бормотал о том, что нужно было использовать не щипцы, а козью ножку. Вонмигласов обругал нерадивого фельдшера и, придерживая щеку рукой, отправился домой.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Фельдшер Курятин остался за доктора. К нему пришел дьячок Вонмигласов с больным зубом. Курятин начинает тянуть зуб. Щипцы соскальзывают и дьячок возмущается. Курятин снова тянет и ломает зуб. Дьячок уходит очень недовольный.
План пересказа
Основная мысль
Не стоит браться за дело, в котором ничего не смыслишь.
Чему учит
Рассказ учит заниматься своим делом и не замахиваться на чужое. Учит, прежде чем что-то делать, научится это делать. Учит учиться, говорит о пользе обучения. Учит не доверять хвастунам. Учит лечить зубы в проверенном медицинском центре.
Отзыв и что понравилось
Очень смешной рассказ с трагическим концом. Мне конечно жаль старика Вонмигласова, который страдал от зубной боли и от неуклюжего лечения, но он в чем-то сам виноват. Зачем обратился к полуграмотному фельдшеру, когда можно было потерпеть и дождаться доктора.
Вывод и мое мнение
Наверное, малообразованные и неумелые люди, не ставшие успешными в своей профессии, хотят все же, чтобы их уважали и поэтому они хвастаются и пускают пыль в глаза окружающим, чтобы хотя бы в их мнении утвердиться, как высококвалифицированные профессионалы. Но правда обязательно выйдет наружу, как бы человек не старался выдавать себя за другого.
Пословицы
Цитаты из текста
«…На лице выражение чувства долга и приятности…»
«…На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть…»
«…Хирургия — пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки…»
«…В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал…»
«…Человек почище тебя, а не хватал руками…»
«…А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь. »
Словарь новых и незнакомых слов
Земская больница – первая в Российской империи форма медицинского обслуживания сельского населения.
Козья ножка – специальный инструмент для удаления зубов.
Карболовый раствор – ядовитая, сильно дезинфицирующая едкая жидкость.
Диакон – лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
Фельдшер – специалист со средним специальным медицинским образованием.
Ряса – верхнее одеяние священнослужителей, длинная до пят одежда темного цвета.
Икона – в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Псалтырь – книга Ветхого завета, сборник молитв.
Клирос – в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы.
Просфора – богослужебный небольшой хлебец.
Система образов в произведении
В произведении мы видим только два образа – это Курятин, работающий фельдшером и дьячок Вонмигласов, ставший его пациентом. Фамилии этих персонажей отражают их состояние, подчеркивая характерные черты. Образ и разговор дьячка выражает страх, богобоязненность и убогость. Чехов рисует образ фельдшера, представляя его неопрятным, даже зловонным. Чувствуется, что Курятин без интереса относится к делу, которым занимается.
С того момента, как фельдшер решил оказать дьячку «помощь», эти образы находятся в противоборстве друг с другом. Курятин взялся за удаление зубов, чему не обучался, не разбирался в тонкостях этой непростой процедуры. Эти два образа противостоят друг другу на протяжении всего рассказа, а в финале их конфронтация достигает наивысшего накала.
В этих образах автор выражает собственное негодование по отношению к системе здравоохранения, существовавшей в те времена. Писатель-врач сам негодует по поводу беспечного и безнаказанного отношения медработников к своим пациентам.
Хирургия Чехов А.П. — читательский дневник
Читательский дневник по рассказу Чехова «Хирургия» поможет систематизировать знания, полученные при изучении данного произведения. Чехов – писатель, метко высмеивающий людские пороки, что наглядно отражено в этом небольшом рассказе.
Произведение написано в 1884 году. Время, в котором происходят события рассказа – 2-я половина XIX века. Действие разворачивается в русской глубинке, в кабинете земской больницы.
Курятин — фельдшер. Он – глупый, хвастливый, безответственный, некомпетентный. Заменяя отсутствующего врача, фельдшер берется за сложные хирургические манипуляции – пытается вырвать зуб.
Вонмигласов — дьячок, пациент, пришедший с больным зубом в больницу. Он – старик, ограниченный, богобоязненный, льстивый, не умеющий критически мыслить. Дьячок полностью доверяется фельдшеру, и уходит только после двух неудачных попыток вырвать зуб.
Дьячок, у которого болел зуб, пришел в земскую больницу. Доктор отсутствовал по уважительной причине. Его заменял фельдшер, решивший вырвать зуб, хотя даже не знал, каким инструментом следует пользоваться. В результате дьячок поплелся домой с надломленным зубом, который так и остался во рту. И такой неудачный случай был у фельдшера уже не первым.
Произведение учит, что не стоит браться за дело, в котором не разбираешься. Рассказ предостерегает человека от излишнего доверия к медицинским работникам, находящимся не на своем месте.
Чехов описывает ситуацию, произошедшую в земской больнице. Фельдшер Курятин рвет зуб дьячку, самонадеянно решив, что сможет сделать эту работу вместо врача. Автор описывает ситуацию, которая в те времена в медицине была не такой уж редкой. Писатель негативно относится ко всей системе здравоохранения, и этим рассказом призывает к ее изменению.
Он описывает дьячка – недалекого и малограмотного человека, не умеющего критически мыслить, разобраться в ситуации. Такими же были и другие селяне – необразованные и забитые. Скорее всего, не все из пациентов знали, в чем разница между фельдшером и врачом. С такими людьми можно делать все, что угодно. Дьячок без раздумий доверяется фельдшеру, не может вовремя защитить себя.
Судя по литературе, врачи того периода времени работали круглые сутки, не имели личного пространства. Больного могли привезти в любой момент, и посоветоваться им было не с кем. В сельской местности обычно работал один врач. Так происходит и в рассказе «Хирургия». Доктор женится, но заменить его некем. Поэтому больных принимает фельдшер, успевший за один прием нанести немало вреда.
Писатель высмеивает негативные черты каждого из персонажей. Курятин хвастлив, самодоволен, относится к серьезным вещам слишком легко, не видит свои возможности в реальном свете. Дьячок представляется нам забитым, беспомощным с отталкивающей внешностью.
В произведении мы видим только два образа – это Курятин, работающий фельдшером и дьячок Вонмигласов, ставший его пациентом. Фамилии этих персонажей отражают их состояние, подчеркивая характерные черты. Образ и разговор дьячка выражает страх, богобоязненность и убогость. Чехов рисует образ фельдшера, представляя его неопрятным, даже зловонным. Чувствуется, что Курятин без интереса относится к делу, которым занимается.
С того момента, как фельдшер решил оказать дьячку «помощь», эти образы находятся в противоборстве друг с другом. Курятин взялся за удаление зубов, чему не обучался, не разбирался в тонкостях этой непростой процедуры. Эти два образа противостоят друг другу на протяжении всего рассказа, а в финале их конфронтация достигает наивысшего накала.
В этих образах автор выражает собственное негодование по отношению к системе здравоохранения, существовавшей в те времена. Писатель-врач сам негодует по поводу беспечного и безнаказанного отношения медработников к своим пациентам.
Просфора — небольшой хлебец, используемый для богослужения.
Дьячок или диакон — служитель церкви, находящийся на низшей ступени церковной иерархии.
Фельдшер — медицинский работник, квалификация которого выше, чем у медсестры, но ниже, чем у врача.
Карболовая кислота — сильный и едкий раствор, применяемый в медицине с целью дезинфекции.
Земская больница — медицинское учреждение царской России, обслуживающее сельских жителей.
Ряса — верхняя свободная и длинная одежда темного цвета, предназначенная для лиц духовного звания.
На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние.
Хирургия — пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки.
Отец диакон велели водку с хреном прикладывать – не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать.
В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал.
Человек почище тебя, а не хватал руками.
Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил… образованность… один костюм рублей сто стоит… да и то не ругался… А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!