чехия недружественная страна что это значит
Прага призвала Москву убрать Чехию из списка «недружественных стран»
России следует отказаться от причисления Чехии и других стран к государствам, совершающим «недружественные действия в отношении России», сообщил глава МИД Чехии Якуб Кулганек. В заявлении на сайте чешского МИДа говорится, что такой шаг позволит снизить напряженность в отношениях между странами.
«Без этого шага мы вряд ли сможем вернуться к стандартному дипломатическому общению и начать думать о полной нормализации взаимоотношений», — отметил Кулганек.
Составление списка «недружественных стран» идет вразрез с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, указал министр.
Перечень недружественных стран был составлен по поручению президента России Владимира Путина после обвинений со стороны Чехии в причастности Москвы к взрыву на складе боеприпасов во Врбетице в 2014 году. На фоне расследования взрывов на складе Чехия объявила 18 российских дипломатов персонами нон грата, Россия в ответ выслала 20 дипломатов.
Согласно указу президента, дипмиссиям стран, которые совершают недружественные действия в отношении России или ее граждан, предписывается ограничить возможность найма сотрудников. Перечень недружественных стран правительство опубликовало 14 мая. В него попали США и Чехия. Также документ определил число физических лиц, с которыми дипмиссии указанных стран могут иметь трудовые отношения. Чехии разрешили нанимать на работу только 19 россиян, а американской дипмиссии запретили заключать трудовые договоры с физлицами из России.
Министр иностранных дел Сергей Лавров говорил, что Москва не будет заносить в этот список любую страну, а решения будут приниматься на основе глубокого анализа ситуации. «Это не мертвая бумага, она будет, естественно, пересматриваться по мере того, как будут развиваться наши отношения с соответствующим государством в будущем», — пояснил он.
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель после опубликования списка заявил, что Европейский союз сожалеет о решении России создать такой список и считает, что он несовместим с Венской конвенцией о дипломатических сношениях. «Мы призываем Россию пересмотреть свое решение, чтобы избежать дальнейшего ухудшения наших отношений, которые и без того находятся под напряжением», — сообщил он.
26 мая официальный представитель российского МИДа Мария Захарова сообщила, что Латвия также старается «закрепиться в рядах недружественных России государств». Такое заявление Захарова сделала после того, как власти Риги во время проведения чемпионата мира по хоккею заменили флаг России в центре города на флаг Олимпийского комитета России.
Почему США и Чехия попали в российский список недружественных стран
США и Чехию включили в список недружественных стран не только в связи с их общей антироссийской позицией, но и из-за конкретных действий, направленных против России, заявила депутат Госдумы РФ, член комитета по международным делам Елена Панина.
Говоря о Чехии, парламентарий отметила, что включение этой страны в список вызвано чередой провокаций и скандалов: от мифических «отравлений» муниципальных чиновников до взрывов на оружейных складах, которые приписывают российским спецслужбам, и последовавшей за этим высылкой дипломатов. Скандалы же эти, по словам Паниной, были раздуты чешскими властями буквально на пустом месте.
С США же все вполне закономерно. «После многолетней «санкционной войны» и агрессивного давления с американской стороны прежний термин «партнеры» полностью утратил смысл», – указала депутат.
Тем не менее это не означает, что Россия не может вести с такими странами диалог по вопросам глобальной стратегической стабильности, отметила она. В этой связи парламентарий привела в пример политику Советского Союза, который «мог находить общий язык и договариваться с США».
Панина также обратила внимание, что в перечень недружественных государств включены лишь две страны. Это свидетельствует, что «наша страна крайне осторожно пользуется этим инструментом», подчеркнула российский парламентарий.
Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров заверил, что Москва не будет огульно вносить в этот перечень любую страну – решение будет приниматься по результатам глубокого анализа, а сам список будет пересматриваться по мере развития отношений с тем или иным государством, пишет РИА Новости.
В МИД Чехии попадание в российский список недружественных стран расценили как дальнейший шаг к эскалации отношений с их государством.
Недружественная страна? Чехия может расторгнуть договор о дружбе с Россией
После того, как Чехия обнародовала информацию о причастности предполагаемых агентов ГРУ Александра Мишкина и Анатолия Чепиги к двум взрывам осенью и зимой 2014 года на оружейных складах в деревне Врбетице на юго-востоке страны, произошел «фундаментальный перелом» в отношениях двух стран, России и Чехии. Единственная страна Европы, которая сейчас находится в составленном в Москве списке «недружественных государств», – это Чехия. И эта ситуация заставляет Прагу по-новому взглянуть на договор о дружбе, подписанный в 90-х между двумя странами.
Таковы, если коротко, результаты анализа ситуации, сделанного экспертами пражской Ассоциации по международным вопросам. Эта организация передала представителям формирующейся после парламентских выборов коалиции документ, в котором изложены рекомендации, какую политику стоит проводить по отношению к России новому правительству. Один из авторов доклада, Павел Гавличек, в интервью Радио Свобода рассказывает не только о том, как Россия блокирует чешские инициативы на международном уровне, например в Арктическом совете, но и о впустую потраченных на российские проекты инвестициях, притом что часть средств шла напрямую из чешского бюджета. Выводы, которые делают чешские аналитики, касаются не только двухсторонних российско-чешских отношений, но позволяют взглянуть на то, какими будут в будущем экономические связи России с другими странами Евросоюза, так как не только Прага сталкивается в случае Москвы с проблемой возврата вложенных инвестиций.
– Несмотря на все сложности, прочитав ваш доклад, можно сделать вывод о том, что Чехия надеется и ищет возможность все же наладить отношения с Россией. Возможно ли это, обращая внимание на целый ряд проблем и конфликтных ситуаций, которые в последнее время наблюдались в отношениях двух стран?
– Новому чешскому правительству будет необходимо как-то говорить с российским режимом Владимира Путина. Я думаю, это будет прежде всего crisis management, кризисное управление. С другой стороны, нам все равно нужно поддерживать отношения, хотя они должны основываться на равноправии, быть партнерскими. Важно, чтобы такие отношения вообще были. Хотя я думаю, что наладить их будет тяжело, что это все равно будут очень конфликтные отношения. Нас ждет много кризисов. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Россия будет реагировать на скандал, связанный со взрывами в Врбетице.
Не акт терроризма? Чехия доказывает причастность России к взрывам
– Какого рода конфликты вы ожидаете в российско-чешских отношениях? Что, как вам кажется, может такой конфликт вызвать, на каком поле он может возникнуть?
– Некоторые конфликты – потенциальны, некоторые уже сейчас формируют нашу реальность. Когда мы говорим, например, об исторической памяти, то очевидно, что это является полем для возникновения или продолжения споров между Чехией и Россией. Мы помним о конфликте вокруг памятника советскому маршалу Ивану Коневу в Праге (Москва была несогласна сначала с решением разместить рядом с памятником информацию об участии Конева в событиях 1956 года в Венгрии, а затем с переносом статуи в музей. – Прим. РС) или когда мы высказали сомнения относительно российской интерпретации исторических событий (в 2019 году в России планировали присвоить ветеранский статус российским участникам операции по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию. – Прим. РС). Таких конфликтов очень много. Время от времени старые конфликты вспыхивают заново. К этому надо добавить, что Чехия находится под давлением российских гибридных подходов к международной политике: в прошлом году были совершены кибератаки на чешские больницы, в Чехии продолжается распространение российской дезинформации или пропаганды посредством подконтрольных Кремлю государственных СМИ. Это очень важно, и замалчивать эти факты нельзя. Далее критикуется позиция Чехии относительно Украины: конфликта в Донбассе, аннексии Россией украинского Крыма. Это реакция на угрозу безопасности и нарушение международного права, и это не может оставаться в стороне, если мы говорим о взаимных официальных отношениях двух стран.
– В докладе вы предлагаете расторгнуть договор о дружественных отношениях с Россией. Это довольно кардинальное решение. Если это произойдет, кажется, отношения ухудшатся еще сильнее.
– Этот договор был подписан между Вацлавом Гавелом и Борисом Ельциным в 1993 году. Тогда у России и Чехии были хорошие отношения. Сейчас ситуация изменилась. В тексте соглашения говорится о невмешательстве во внутренние дела друг друга, о неиспользовании силы, об обязательствах в соответствии с нормами международного права. Этот договор действует несмотря на то, что Чехия, наряду с США, входит в российский список недружественных стран, в котором вообще всего две названные мной страны. Это беспрецедентная ситуация, которая противоречит принципам договора о дружбе. Мы в этом контексте предлагаем, как одну из возможностей, расторгнуть этот договор. В случае если российская сторона продолжит давление не только на уровне двусторонних отношений, но и на международных площадках. Ведь когда Чехия пыталась избраться в Арктический совет, Россия сказала, что этого не будет. Если Кремль будет продолжать в том же духе, нет другой возможности, как от этого договора избавиться. Это – крайняя мера, последний возможный шаг, который будет у нового правительства (некоторые чешские депутаты и сенаторы в апреле этого года обращались в министерство иностранных дел с предложением расторгнуть договор о дружбе. – Прим. РС).
– Вы пишете, что Россия воспринимает Чехию не как самостоятельного игрока, а как «субъекта, который выполняет волю США и Запада». Мы знаем, что Россия относится так ко многим странам в Европе. Тем не менее, возможно ли эту ситуацию, это отношение изменить? Или вы считаете, что Чехии придется, выстраивая отношения, закрывать глаза на такое отношение Москвы?
– Чехия продемонстрировала, что у нее есть собственный план, который исходит из национальных интересов. Правительство Андрея Бабиша показало российскому режиму, что нельзя подсылать к нам агентов ГРУ, чтобы они занимались тем, чем они тут занимались осенью 2014 года. То, что данные агентов были обнародованы, – определенный сигнал для международной политики. Но российская сторона не хочет признавать, что Чехия может делать самостоятельные шаги на международной арене, что она не находится под влиянием США и других западных стран. Это представление не ново, оно появилось тогда, когда Чехия вступила в НАТО и Европейский союз. Я думаю, этот подход может измениться, если будут развиваться официальные отношения на уровне правительств. Но я не уверен, что надежды оправдаются, поскольку подобное отношение у Кремля и к другим европейским и западным странам. Посмотрите, что происходит в отношениях России и стран Балтии, Польши, Словакии. Там очень много конфликтов.
– Вы пишете, что Россия в настоящий момент не является важным экономическим партнером Чехии, чешский экспорт почти не попадает в Россию, а скорее идет в другие страны Европейского союза или страны Азии. Раньше все было иначе. Десять лет назад были крупные российские инвестиции в чешскую экономику, объемы экспорта чешских товаров в Россию был велик. Связаны ли эти перемены с непростыми двухсторонними отношениями Праги и Москвы? Или со стремлением России снизить уровень своего влияния?
– Я думаю, что это влияние уменьшилось и это происходит как с чешской стороны, так и с российской. Отчасти уменьшение экономического сотрудничества связано скорее с застоем российской экономики, снижением темпов ее роста, с падением рубля и так далее. Мы видим, что российская экономика сталкивается с проблемами в самых разных сферах. Отдельно, конечно, стоит отметить энергетику, которая была важной частью российского экспорта в Чехию, но сейчас остается под вопросом допуск российских компаний к участию в тендере по достройке нескольких блоков АЭС на территории Чехии. С другой стороны, Россия выдавливает западные компании со своего газового рынка. Эти проблемы существуют, они углубляются. Что же касается чешских инвестиций, которые поддерживались правительством (без государственной поддержки они не были бы возможны или не были бы столь велики), то они не оправдали надежд. Есть проблемы с рисками, включая верховенство права, с некоторыми потраченными впустую средствами, а речь идет о деньгах чешских налогоплательщиков. Мы предлагаем в своем докладе, чтобы правительство полходило к этому вопросу стратегически и обращало внимание на проблемы внутри России, на законы, на нестабильность российского рынка и так далее. Мы предлагаем диверсификацию, предлагаем обратить внимание на страны Восточного партнерства, Грузию, Молдову и Украину. В этих странах уровень наших взаимоотношений выше, так как эти страны подписали взаимные договоры с Евросоюзом: например, о сохранении инвестиций и разных форм защиты вложенных средств в случае возникновения взаимных конфликтов. В этом смысле прозрачность украинской, грузинской или молдавской экономики сейчас намного выше, чем российской, риски намного ниже.
– Не могли бы вы привести примеры неудачно вложенных средств в российскую экономику, о которых вы говорили?
– В 2008–2009 годах было сразу несколько проектов, связанных с вложением крупных инвестиций в российскую экономику. В случае с теплоэлектростанцией «Полярная», Чехия потратила несколько миллиардов чешских крон, а возврата этих средств не произошло. Чешские следственные органы до сих пор ищут возможность возвратить в государственный бюджет потраченные в России средства. Сделать это пока не получается, вокруг этой ситуации очень много конфликтов. При этом несколько месяцев назад чешское правительство поддержало для России программу государственной поддержки и страхования инвестиций. Мы в нашем докладе не очень довольны этим и не поддерживаем ее внедрение, поскольку такой поддержки не существует в случае с Грузией, Молдовой или Украиной. За правительственным решением я вижу искусственную попытку улучшить взаимоотношения с Россией, как об этом заявлял министр иностранных дел Якуб Кулганек, который видит потенциал в развитии экономических отношений и в отношениях на уровне гражданского общества. Кулганек всегда подчеркивает, что экономика и политика не связаны. В российском случае я в этом не уверен.
Искажаются факты. Чехия не согласна с российской оценкой событий 1968 года
– Если посмотреть с другой стороны, посмотреть на российские инвестиции в чешскую экономику. В докладе некоторые из них вы называете «проблемными». Что вы имеете в виду? Как раз связанность в случае России экономических проектов с политическими целями?
– Да, я приведу несколько примеров. Самое важное, конечно, – это потенциальные российские инвестиции в развитие энергетического комплекса Чехии, о чем я уже говорил. Россия очень заинтересована в тендере, поскольку вложение средств в достройку АЭС одновременно является стратегической политической инвестицией – возможностью для России вернуться в чешскую экономику и политику, расширить сферу своего влияния. Я был бы рад, если бы чешским политикам удалось исключить Россию из этого стратегического тендера, так как это несет риски в первую очередь для безопасности. Далее, в Чехии работает очень много российских компаний, которые не ведут никакой экономической деятельности. Непонятно вообще, чем они занимаются. Очень часто эти компании, фирмы существуют только для того, чтобы позволить российским бизнесменам получить чешскую визу. Визу получить намного легче, если для этого есть экономические основания, а не, например, гуманитарные или любые другие. В-третьих, в случае некоторых из этих российских компаний или фирм есть подозрения, что они занимаются отмыванием денег. Поэтому мы в нашем докладе призываем отслеживать российские инвестиции, особенно в таких стратегических секторах, как энергетика, транспорт, телекоммуникации, чтобы исключить факторы риска. Это очень важно. И это связано не только с Россией, но также с Китаем, с другими проблемными странами.
– Вы также упоминаете эмиграцию в контексте российско-чешских отношений. В начале прошлого века существовала так называемая Русская акция при поддержке президента Яна Масарика – широкомасштабная программа помощи русским, украинским, белорусским эмигрантам в Чехословакии, убежавшим после революции. Сегодня вы предлагаете создание подобной программы?
– Нам кажется, что есть возможность продолжить программу Масарика спустя 100 лет. Речь идет о том, чтобы открыться для российского общества, для российских граждан. Это важно именно в сегодняшней ситуации в России, когда гражданское общество, независимые СМИ или политическая оппозиция оказались под давлением со стороны российского режима. Людям, которые под этим давлением находятся, нужно помогать. В этом смысле есть много разных возможностей. Например, в сфере административной или визовых вопросов: улучшить ситуацию и облегчить российским партнерам и гражданам получение чешской визы в гуманитарной сфере. Надо сделать все возможное, чтобы помочь россиянам, если они окажутся, например, в Праге. Столица могла бы стать городом, который мы условно обозначили как shelter city, стать городом-убежищем. Мы могли бы помогать с жильем, помогать разобраться в административных вопросах или с банковской системой – то есть во всех сферах, связанных с интеграцией. Но речь не только о Чехии, мы хотели бы наладить общение и в самой России с теми, кто оказался под давлением, с теми, кто имеет критическую позицию, и шире – со всеми представителями российского общества.
Чем грозит попадание в список недружественных России стран
Правительство Российской Федерации утвердило список «недружественных государств», включив в него США и Чехию. В то же время представители РАНХиГС оценили данный шаг как «неформальный». Дословно: «это неформальный ответ на противоречие, спор», который «стороны не хотят переводить в открытое противостояние». Понятие «недружественное», по их словам, «лишь фиксирует отдельные ограничения», при этом «его цель должна состоять в том, чтобы не нарушить этими ограничениями действие взятых на себя ранее двусторонних обязательств и международных норм». Договорились до того, что данный термин «является большей частью риторическим».
Поэтому на данные высказывания нельзя не реагировать.
Однако в российском праве за этим понятием закреплено иное содержание. И кому-кому, а преподавателям РАНХиГС стыдно этого не знать.
Законодательно понятие «недружественное государство» было закреплено в 2018 году. На сегодняшний день оно означает страну, политика которой «представляет угрозу территориальной целостности Российской Федерации или направлена на экономическую и политическую дестабилизацию Российской Федерации». Это дословная цитата из закона «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
В национальном праве это называется «подрыв основ конституционного строя», а в международном – «государственный терроризм». Таким образом, термин «недружественное» применяется по отношению к тем государствам, которые покушаются на само существование России, российской нации.
С этой точки зрения не может быть и речи о «точном соблюдении ранее принятых двусторонних обязательств». К террористам не применяется «международное право», за исключением одной нормы. Те, кто противостоит террористическому образованию, вправе распространять на него свою юрисдикцию.
Соответственно, страну, объявленную «недружественной», могут ждать неожиданные для неё последствия. Уточним, речь идёт о юридических последствиях. Насколько они будут реализованы на практике – покажет будущее.
По общему правилу, для предъявления претензий по преступлениям, совершённым против нашей страны, надо обращаться либо в национальные суды той страны, которая совершила преступление, либо в международные судебные органы. Но если Соединённые Штаты являются неправовым, террористическим образованием, то их преступления вправе разбирать российский суд. Это значит:
Согласно конвенции об уступке Аляски 1867 года Россия вправе защищать коренное население бывшей Русской Америки. По этому пункту она имеет право пересматривать соглашение, вплоть до того, чтобы истребовать назад свою территорию.
В годы Гражданской войны 1918-1922 гг. страны Антанты осуществили интервенцию в Советскую Россию, в которой участвовали и США. Подсчитанный и задокументированный имущественный ущерб составил более 6 триллионов рублей в современных ценах. Это не считая золота, украденного у нашей страны. По данному преступлению полагалась солидарная ответственность всех стран Антанты, включая США.
Во время Великой Отечественной войны корпорации Соединённых Штатов спонсировали Гитлера, а американское государство их покрывало. Только прямой ущерб, нанесённый нашему народу, составил более 6,4 триллионов долларов в современных ценах. В данном случае речь идёт о солидарной ответственности наследников «Третьего рейха» и США.
До сих пор не опубликованы данные об ущербе, нанесённом СССР американской бактериологической войной. Она велась в ходе Корейской войны 1950-1953 гг.
Ещё предстоит провести отдельное расследование по факту соучастия в разрушении Советского Союза, а также причастности США к созданию SARS-CoV-2 и вызванной им пандемией.
Исходя из буквы и духа закона о «недружественных государствах», ответственность по всем этим преступлениям вправе устанавливать российский суд. Добавим, что это правило должно распространяться на все страны, которые находятся либо окажутся в списке «недружественных». Ещё раз подчеркнём: речь идёт о юридических следствиях, которые вытекают из понятия «недружественное государство».
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Časopis argument (Чехия): Чехия как добровольная лаборатория по изучению последствий русофобии
Иво Шебестик комментирует включение Чешской Республики в список недружественных России стран.
То, что российская сторона внесла Чешскую Республику в «эксклюзивный» список недружественных стран, можно объяснять по-разному. Самое первое и простое объяснение: у самого большого государства мира и ядерно-энергетической державы первой величины просто лопнуло терпение после череды провокаций и необоснованных обвинений от миниатюрного государства с микроскопическим влиянием на жизнь планеты.
Сначала об одной детали, кроющей в себе легкий сарказм: Москва знает, что чешская внешняя и внутренняя политика очень зависит, прежде всего, от Соединенных Штатов. Чешское политическое руководство, включая значительную часть парламентской оппозиции, давно проявляет большое желание работать больше во благо транснациональных корпораций Запада, чем в интересах собственного государства и народа. Поэтому россияне решили как бы в шутку поместить «холопа и его хозяина» в один список. Правда, чешским русофобам может даже польстить то, что их государство оказалось рядом со столь крупным союзником в одном списке, пусть и черном. «Наконец-то мы партнеры!» — так, наверное, прокомментировал бы ситуацию Хамфри Эплби из великолепного британского сериала «Да, господин премьер-министр». Но нужно помнить, что гусь свинье не товарищ!
Тем не менее этот мелкий подкол от россиян — лишь маленькая вишенка на торте. Чехии указали на ее крайнюю зависимость от кое-кого другого. Причем на этот раз совершенно явно. Господин и его холоп в полосатой ливрее — на одном плакате. Все остальные вещи, связанные с внесением Чехии в список недружественных России стран, намного серьезнее.
Чешскую русофобию двигают приблизительно две-три тысячи человек, сосредоточенных практически исключительно в Праге. Эти люди являются членами таких партий, как TOP-09, KDU-ČSL, ODS и STAN, но найдутся и в партии «Пиратов». К сожалению, в последнее время их немало и среди социал-демократов в ČSSD, чья кадровая политика с Петршичеком, Гамачеком и Кулганеком пробила дно. Еще один рассадник русофобов — СМИ мэйнстрима, некоторые некоммерческие организации, преследующие политические цели, а также руководство Службы безопасности и информации. Найдутся русофобы и в научной среде и культуре. Наиболее ярых немного — три-четыре десятка. Но благодаря тому, что такое незначительное число людей располагает эксклюзивным и постоянным доступом к СМИ, они сумели своими поступками и заявлениями добиться, чтобы Чехия оказалась в черном списке Москвы. Причем в этом перечне Чехия воплощает собой совершенно всех врагов России. Соединенные Штаты в этом списке играют, разумеется, совсем другую роль.
Контекст
Parlamentní listy: Врбетице? Мы сыграли роль полезных идиотов
Хаос вокруг Врбетице: три версии, по мнению Земана (Reflex)
Aktuálně: почему ЕС не встал на сторону Чехии, когда она требовала наказать Россию
Враги России, которых нет в списке
Что это означает на практике? Кремль очень хорошо знает, что, например, Великобритания давно предпринимает шаги против Российской Федерации и совершенно бездоказательно обвиняет Россию в покушениях на британской территории. В Москве знают, что британцы очень активно поддерживают американские санкции против РФ. Тем не менее Москва не внесла Лондон в этот список. Причин на то много, и, прежде всего, дело, как всегда, в денежных потоках, то есть бизнесе, а также ряде других интересов. Хотя британская внешняя политика тоже очень зависит от американской, Великобритания является важным геополитическим игроком, с которым нужно скорее договариваться, чем наказывать. Кроме того, британская политика в отношении России давно остается конфронтационной, и в этом смысле эта политика аутентична, хоть и недружественна.
Кто преследует свои собственные интересы, возможно, параллельно с американскими, к тем Москва относится с определенным уважением. Кто продуцирует русофобию, лишь по-лакейски выслуживаясь, а это чешский вариант, тот никакого уважения не заслуживает. И с подобным подходом трудно не согласиться.
Есть еще несколько явных недругов Российской Федерации. Прежде всего, это Польша и Прибалтика. Но и с ними Россия поступает совсем не так, как с ЧР, и на то опять-таки есть несколько причин. Что касается Прибалтики, то там проживает многочисленное русское меньшинство, которому довольно часто отказывают в основных гражданских правах. (То же определяет российское отношение к Украине.) Поэтому Москва предпочитает искать дипломатические пути, а не карать Прибалтику (а вот с ЧР Россия может так поступить). Прибалтика — важная сфера интересов Российской Федерации, а Чехия ее интересует намного меньше. Определенную роль в решении о черном списке мог сыграть и тот факт, что Россия осознает: у сложных и порой конфликтных отношений между странами Прибалтики и Россией существуют исторические корни. Поэтому Москва явно понимает политику прибалтийских стран, которая тоже отчасти автономна и объясняется, в том числе, внутренними причинами.
Точно так же Кремль понимает поляков и их враждебность к России. Россия очень внимательно следит за польской антироссийской политикой в ЕС и за польским сговором с Соединенными Штатами. Москва знает, что Польша предпринимает очень опасные для России шаги и что кризис на Украине — во многом «заслуга» Варшавы. Но весовые категории в российско-польских отношениях тоже отличаются от российско-чешских. Польша для России несравненно опаснее Чехии, которая отказалась от собственной внешней политики и почти никогда не преследует собственные национальные интересы. Чешская политика в отношении России для рационального мышления вообще непостижима.
Москва помнит, как перед войной западные демократии и пальцем не пошевелили для Чехословакии, а ради Польши вступили в войну, пусть и неохотно и вяло. Точно так же Москва осознает, что включи она Польшу в список недругов, ЕС мог бы оказать той более серьезную поддержку. В принципе это мало что изменило бы, но зачем Москве усложнять себе жизнь и снова и снова отвечать на ответы?
США, конечно, в списке, но кому принадлежит второе «эксклюзивное» место?
Ответ прост. Это место досталось тому, за кого не вступится ни одно значимое мировое или европейское государство. Кого на международной арене считают аутсайдером, услужливым лакеем и больше ничем. Вот поэтому Российская Федерация и поместила в список Чешскую Республику как своего рода идеальную лабораторию по исследованию русофобии без рисков для себя. Чехия является или может стать показательным примером того, как малое зависимое государство добровольно и даже с энтузиазмом вредит собственным экономическим и культурным интересам, выслуживаясь перед кем-то другим, кто ради него и пальцем не пошевелит.
Скандал вокруг ничем не доказанного русского следа в деле о двух взрывах на складе в Врбетице стал кульминацией длинной череды по сути саботажей чешских национальных и экономических интересов небольшой группой людей. Эта длинная череда началась уже давно с надругательства над памятниками освободителям, солдатам Красной армии. Потом последовала установка памятника нацистам, власовцам, на окраине Праги в Ржепорые, а также демонтаж памятника военачальнику Красной армии маршалу Коневу, который освобождал в мае 1945 года территории, прилегающие к Праге, и спас ее от почти миллионной немецкой армии, сосредоточенной тогда в Чехии. Этот «акт», то есть демонтаж памятника маршалу, лежит на совести старосты Праги 6 по имени Коларж. Свою русофобскую лепту внес и мэр Праги Гржиб, который позволил переименовать площадь перед посольством России совершенно провокационным образом. Кроме того, староста Ржепорые Новотны воплотил на российском телевидении образ чешского муниципального политика, вызвав у людей подозрение, что вот так мы все выглядим, думаем, говорим и ведем себя. «Бонусом» стала незаконная выдача якобы российского хакера Никулина на суд в США, за что чешское государство уже выплатило ему компенсацию. И так далее и тому подобное. В последнее время Чехия, особенно Прага, совершила еще массу глупых антироссийских шагов.
Видимая двойная мотивация в деле Врбетице
Дело Врбетице родилось по внутриполитическим причинам, а также из-за стремления выслужиться перед Соединенными Штатами и помочь им в планомерном уничтожении экономических связей между Российской Федерацией и отдельными странами Европейского Союза, прежде всего, самыми к тому готовыми. Поэтому Росатом и был исключен из тендера на достройку АЭС «Дукованы». Однако первая цель, внутриполитическая, достигнута лишь отчасти. Скорее всего, оппозиционные партии, три из которых в связке с двумя крупнейшими партиями спасают свои места в Палате депутатов, попытались с помощью старого дела Врбетице, к которому специально притянули за уши ничем не подтвержденный русский след, спровоцировать правительственный кризис, который заставил бы уйти партию ANO и ČSSD. По опросам, популярность этих предприимчивых оппозиционеров в тот момент была достаточно высокой, чтобы можно было провести досрочные выборы прежде, чем снова начнет расти популярность ANO. Все спешат. Люди, жаждущие власти с налитыми кровью глазами, Служба безопасности и информации, «Респект» и защитники только что пробитых укреплений ищут кадки с расплавленным оловом, чтобы лить его на головы нападающих, которые карабкаются на сторожевые башни. Хаос, разброд, необдуманность действий, коварство, наглость и бесцеремонность. И тем не менее нападающим удалось прорваться к башне, где в одиночку обороняется Ян Гамачек без меча и лука. Если бы все это не выглядело так жалко, получился бы неплохой сюжет для сатиры.
Поэтому чешские русофобы с помощью дела Врбетице попытались совместить приятное с полезным. Они захотели приятно угодить Вашингтону и полезно проложить себе путь к власти. Такое объяснение кажется мне крайне правдоподобным. Тут также соединилось традиционное заискивание перед США с отечественной хитростью и даже коварством. Тоже традиционным, к сожалению! Но Москву, разумеется, эти «внутренние» мотивы горстки русофобов не интересуют. Скорее всего, она распознала их сразу после обнародования информации.
Важно, что чешские русофобы опять затянули Чешскую Республику и чешский народ в крайне неприятную ситуацию. Они превратили ЧР в лабораторную мышь, на которой Российская Федерация может когда угодно и как угодно очень просто демонстрировать, какой ущерб способно нанести себе малое государство, управляемое крайне безответственными людьми. Западный капитал, глядя на эту ситуацию, посмеивается над Чехией, так как после падения железного занавеса его целью было лишить страны бывшего советского блока возможности сотрудничать с кем-то еще, кроме этого самого западного капитала. Чем усерднее политики в этих странах будут разрушать отношения с Китаем и Россией, тем короче будет их поводок в руках Вашингтона и Берлина. Немцы могут радоваться тому, что чехи благодаря горстке активных и безответственных русофобов уничтожают традиционные отношения с некоторыми славянскими народами. Еще при Вацлаве Гавеле они испортили отношения с сербами, с которыми чехи всегда поддерживали чрезвычайно хорошие отношения, точно так же, как и с хорватами и словенцами. С поляками чехов всегда связывали сложные отношения, так что там (пока) нет нужды подливать масла в огонь. Федерация со словаками распалась, как и в 1939 году, при активной помощи Германии, то есть в этой области «добросовестная работа» была уже проделана. Германия объединилась, а Чехословакия и Югославия распались. Разделяй и властвуй!
Статьи по теме
Эксперт: события в Врбетице ― акт агрессии (iRozhlas)
Радио Прага: власти Чехии подстрекают к высылке российских дипломатов
iDnes: Россия обостряет ситуацию, и это еще не конец истории
Чехия попала в список недругов: какой урок извлечь
И тем не менее из-за того, что ЧР включили в список недружественных России стран вместе с Соединенными Штатами, гражданам Чешской Республики особенно беспокоиться не стоит. Это шаг Москвы точно не нацелен против чехов как народа, а ориентирован исключительно на русофобов, чьи действия с отвращением восприняло бы любое государство. Я верю, что они вызывают отвращение у большинства граждан Чешской Республики. Если тут и есть какое-то послание нашему народу, то лишь о том, к чему мы, чехи, должны были прийти сами и уже очень давно. Дело в том, что обе палаты Парламента ЧР, правительство и администрация президента должны формироваться хотя бы по принципу большинства (администрация, конечно, особой статьей), раз, вероятно, невозможно, чтобы они состояли исключительно из патриотов и людей, обладающих политическим опытом, прямой спиной и чувством собственного достоинства. Такие люди не хотят прогибаться под кем-то, будь он с Востока или Запада.
Но такие люди в Чехии — дефицит. С 1990 года у Чешской Республики нет собственной внешней политики, и она полностью отказалась от самостоятельного чешского пути и постепенно лишилась даже армии, которая смогла бы защитить страну. Армия у нас только для расходования бюджета «на оборону» и для отправки «миссий» на американо-британские проигранные войны. Эти чрезвычайно деструктивные факторы еще больше усугубляются поведением горстки людей, чье заискивание перед чужими интересами достигло невообразимых прежде масштабов.
Перед чешскими гражданами стоит самая серьезная и трудная задача современности — не позволить, чтобы на выборах решающее влияние получили те, кто вредит государству и национальным интересам и кто страшно позорит чешский народ в мире. По всей видимости, на выборах в этом году изменить что-то уже не получится, так как перечень участвующих партий и лиц выглядит, за небольшим исключением, крайне печально. Но нужно как можно скорее создать совершенно новые политические партии и учредить наконец СМИ, которые будут заинтересованы в сохранении чести народа и интересов государства. Делать это нужно одновременно, чтобы в конце концов пресечь непонятное чешское желание вредить самим себе на пользу тем, кто этого не ценит и не заслуживает.
Разница в российском подходе к ЧР с одной стороны, и к Польше, Великобритании или Прибалтике с другой, заключается в том, что в случае чешской «дипломатии» и связанной с ней антироссийской деятельности россияне не видят собственно чешской внешней политики, а уж тем более чешских интересов. Заметны только отголоски глупых и совершенно явных внутренних игрищ и желание выслужиться перед кем-то другим, прежде всего Соединенными Штатами. Ничего из этого не вызывает и капли уважения. Поэтому Чехия получила свое «эксклюзивное» место в списке недругов России.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.