чеченцы и татары в чем разница

Рамзан Кадыров: «Не нужно сравнивать Чечню с богатым Татарстаном»

ОБРАЗ ЗОЛОТЫХ АВТОМАТОВ И БЕЗУДЕРЖНОЙ РОСКОШИ

— Наиль, когда прошла встреча и кто на ней присутствовал?

— Встреча состоялась три дня назад и проходила в Грозном, в президентской резиденции. Инициатива организации встречи исходила от администрации Кадырова, с нами – блогерами – связались через посла Живого Журнала в Чечне Заура Цицаева. Нам была оплачена поездка и размещение в гостинице.

Приехала достаточно большая делегация. От Живого Журнала приехал директор по маркетингу Олег Бармин, также были послы ЖЖ из Казани (я), Уфы, Волгограда и других городов. Всего было около 50 человек: 6 приезжих блогеров, около 20 местных, а также чиновники, пресс-служба, министр по внешним связям и другие.

— По какому принципу отбирались блогеры? Какой вообще была цель встречи?

— В частности, послы Уфы и Казани были приглашены в силу того, что мы – Башкортостан, Татарстан, Чечня – являемся родственными республиками. Республики весьма схожи с точки зрения вероисповедания, схожего менталитета, у нас всех есть спортивные достижения, экономические успехи. Но вместе с тем если сравнивать образы республик, то получается как в анекдоте, когда крыса встретилась с хомяком и удивлялась, почему хомяка все любят, а крысу нет. На это хомяк ответил, что все дело в имидже.

У встречи было две цели. Первая – это использование блогосферы и, в частности, Живого Журнала для продвижения положительного образа Республики Чечня в медийном пространстве, вторая – вовлечение в это пространство самого главы республики Кадырова. Дело в том, что он завел блог в ЖЖ еще в 2011 году, но так и не писал в него из-за негативного восприятия блогосферы. В большинстве случаев его общение в ЖЖ сводилось к тому, что его закидывали сплошным негативом. По словам Кадырова, в эту встречу, на которой я присутствовал, он ожидал чего-то подобного и долго думал, перед тем как согласиться на нее, однако в итоге решил ответить на все вопросы, которые будут заданы.

— Кадыров после встречи в своем Instagram написал, что ожидал острых вопросов, но таких не было. Все действительно было так?

— Острые вопросы были. После нашей встречи он сказал, что острые вопросы присутствовали, но не было огульного хаяния, его не ставили изначально в позицию обвиняемого. Ему не приходилось оправдываться в течение всей встречи, разговор был конструктивным, были высказаны предложения по тому, каким образом можно улучшить образ Чечни. Мои коллеги из Башкортостана также высказывали свои предложения, но пока мы не хотим их озвучивать, поскольку ведутся консультации, как все лучше сделать. Хорошо, что наши предложения звучат не как лозунги, как, например, «Мы за все хорошее и против всего плохого», а предложены конкретные шаги и конкретные действия.

Что касается острых вопросов, то, в частности, Кадырову был задан вопрос о том, как он может объяснить, что в СМИ культивируется образ Чечни как бесконечной вереницы Porsche Cayenne, золотых автоматов и пистолетов, безудержной роскоши. У него спросили, как он может объяснить, что в России постоянно говорят, что мы кормим Чечню, Кавказ.

«ПОКА ПОЛИВАЕШЬ ГРЯЗЬЮ ЧЕЧНЮ, РОССИЮ, У ТЕБЯ ВСЕ НОРМАЛЬНО»

— Вы задали Кадырову свой вопрос?

— Я не задал вопрос, а поделился своим видением. Перед встречей мы обсуждали предварительно тему, ради чего все это организуется. Журналисты просто задавали вопросы, а мы были приглашены как консультанты – должны были высказать свои мысли, рекомендации, пожелания по тому, каким образом сформировать положительный образ Чечни. И такие высказанные предложения были, однако пока я не могу их вам озвучить.

— Прокомментировал ли Кадыров бостонские события?

— Нет, бостонские события не обсуждались. На встрече у Кадырова присутствовали представители чеченской диаспоры из-за границы. Они рассказали, что чеченская диаспора в Польше, оказывается, сталкивается с такими проблемами, что их практически вынуждают позиционировать себя как беженцев от политического режима. У тех, кто отказывается от этого, возникают проблемы с проживанием и другие. Говоря другими словами, пока ты поливаешь грязью Россию и Чечню, у тебя все нормально.

— Спрашивали ли у Кадырова, почему он избил министра спорта на ринге, о чем потом сообщил в сервисе Instagram?

Кадырова спросили об этом, и он объяснил, что они друзья с министром спорта, а его отец – тренер по боксу. А эта фотография в Instagram, после которой все пошло, он сказал: «Мы просто пошутили». СМИ же растиражировали это так, словно Кадыров – тиран и бьет своих чиновников.

— Как вообще Кадыров объяснил свою высокую активность в соцсети Instagram? Для чего ему это нужно?

— Кадыров рассказал, что ему надоело, что Чечня постоянно, всегда и везде, преподносится как нечто ужасное. В массовом сознании чечен – это небритый человек с автоматом, поездка в Чечню – это очень опасно. По словам Кадырова, ему это очень надоело, и в сервис Instagram он как пришел для того, чтобы это устаревшее представление искоренить. Он хочет показать, что не так страшен черт, как его малюют.

— Кадыров показал блогерам фотографию, которая стоит у него на заставке телефона. Кто попросил его об этом?

— После официальной части за большим круглым столом прошла неофициальная – торжественный ужин. После ужина во время неформального общения Рамзан подсел за наш стол, и Дима из Уфы попросил показать заставку. Там была фотография его матери.

КАДЫРОВ – СЛОВНО БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК

— Какое впечатление произвел на вас Рамзан Кадыров?

— После встречи осталось двойственное впечатление. С одной стороны, однозначно можно сказать, что этот человек болеет душой за свою республику, свой народ. Мне очень понравилось, что он заточен на то, чтобы принести пользу и добиться чего-то практического.

У него спросили, почему он редко выезжает за пределы Чечни, на что он ответил: «Я не политик, я больше хозяйственник. Моя задача – добиться того, чтобы народ Чечни жил хорошо, повысить благосостояние народа, искоренить преступность. А говорить я не мастак, и журналистов вообще боюсь».

С одной стороны Кадыров произвел впечатление, словно он большой ребенок. В каких-то вопросах его высказывания кажутся даже немного наивными. С другой стороны, ярко выражено, что пресловутая вертикаль власти в Чеченской Республике получилась очень прочной. Видно, что малейшее указание главы республики выполняется мгновенно и неукоснительно, и мне это импонирует.

— Заходила ли речь на встрече о Татарстане? Как Кадыров высказывается о нашей республике?

— Я в своем выступлении на встрече упомянул о схожести наших республик. А Кадыров, в свою очередь, ответил, что не надо сравнивать богатый Татарстан и Чеченскую Республику. По его словам, в Татарстане намного сильнее развито промышленное производство, есть много заводов, а Чечня – все-таки более сельскохозяйственный регион, те производства, которые были, разрушены, но и тех было мало. Сейчас идет очень медленное восстановление, можно пересчитать по пальцам: завод отделочных материалов и тому подобное. Только на уровне задумки сейчас восстановление разрушенного завода по выпуску нефтепродуктов.

— Для вас провели экскурсию по городу?

— Да, конечно. Мое впечатление – в СМИ сильно все преувеличено. Например, недавно в Грозном горела обшивка небоскреба. Или вот есть знаменитая огромная мечеть… Я никогда не был в Грозном ранее и ожидал намного большего! Я ожидал увидеть феерическую роскошь, современный центр города, а оказалось, что это пятачок с высотными зданиями, да, рядом красивая мечеть, резиденция. Но в остальном Грозный – это полусельский одноэтажный город. Сами чеченцы говорят, что уровень урбанизации у них на самом низком уровне среди всех российских республик. В Грозном есть два проспекта, а все остальное – это одноэтажный город. Мне кажется, что Казань по сравнению с Грозным – это просто мегаполис.

— Как давно вы ведете свой Живой Журнал? О чем пишете?

— В Живом Журнале я с 2003 года, однако мой сегодняшний блог я завел три года назад. Он получился успешным, и сейчас я вхожу в Топ-100 по читаемости, у меня десятки тысяч читателей. Я пишу о своем бизнесе-хобби: я фермер, развожу барашков, курочек, и, видимо, людям это интересно. Кроме этого, пишу обо всем, что меня заинтересовало, делюсь своими мыслями.

Сейчас я занимаюсь организацией блог-тура в Казань, он пройдет в начале июня в преддверии Универсиады. На него приедут известные топ-блогеры, например, Сергей Доля, Александр Чебан и другие. Мы хотим совместить блог-тур с Сабантуем. В начале тура планируется встреча с Рустамом Миннихановым, в настоящее время мы согласовываем удобный для него день встречи.

В рамках блог-тура будет интересный семинар, на который мы пригласим представителей крупных компаний. Темой станет использование блогосферы для раскрутки бизнеса.

Источник

Рамзан Кадыров: «Не нужно сравнивать Чечню с богатым Татарстаном»

ОБРАЗ ЗОЛОТЫХ АВТОМАТОВ И БЕЗУДЕРЖНОЙ РОСКОШИ

— Наиль, когда прошла встреча и кто на ней присутствовал?

— Встреча состоялась три дня назад и проходила в Грозном, в президентской резиденции. Инициатива организации встречи исходила от администрации Кадырова, с нами – блогерами – связались через посла Живого Журнала в Чечне Заура Цицаева. Нам была оплачена поездка и размещение в гостинице.

Приехала достаточно большая делегация. От Живого Журнала приехал директор по маркетингу Олег Бармин, также были послы ЖЖ из Казани (я), Уфы, Волгограда и других городов. Всего было около 50 человек: 6 приезжих блогеров, около 20 местных, а также чиновники, пресс-служба, министр по внешним связям и другие.

— По какому принципу отбирались блогеры? Какой вообще была цель встречи?

— В частности, послы Уфы и Казани были приглашены в силу того, что мы – Башкортостан, Татарстан, Чечня – являемся родственными республиками. Республики весьма схожи с точки зрения вероисповедания, схожего менталитета, у нас всех есть спортивные достижения, экономические успехи. Но вместе с тем если сравнивать образы республик, то получается как в анекдоте, когда крыса встретилась с хомяком и удивлялась, почему хомяка все любят, а крысу нет. На это хомяк ответил, что все дело в имидже.

У встречи было две цели. Первая – это использование блогосферы и, в частности, Живого Журнала для продвижения положительного образа Республики Чечня в медийном пространстве, вторая – вовлечение в это пространство самого главы республики Кадырова. Дело в том, что он завел блог в ЖЖ еще в 2011 году, но так и не писал в него из-за негативного восприятия блогосферы. В большинстве случаев его общение в ЖЖ сводилось к тому, что его закидывали сплошным негативом. По словам Кадырова, в эту встречу, на которой я присутствовал, он ожидал чего-то подобного и долго думал, перед тем как согласиться на нее, однако в итоге решил ответить на все вопросы, которые будут заданы.

— Кадыров после встречи в своем Instagram написал, что ожидал острых вопросов, но таких не было. Все действительно было так?

— Острые вопросы были. После нашей встречи он сказал, что острые вопросы присутствовали, но не было огульного хаяния, его не ставили изначально в позицию обвиняемого. Ему не приходилось оправдываться в течение всей встречи, разговор был конструктивным, были высказаны предложения по тому, каким образом можно улучшить образ Чечни. Мои коллеги из Башкортостана также высказывали свои предложения, но пока мы не хотим их озвучивать, поскольку ведутся консультации, как все лучше сделать. Хорошо, что наши предложения звучат не как лозунги, как, например, «Мы за все хорошее и против всего плохого», а предложены конкретные шаги и конкретные действия.

Что касается острых вопросов, то, в частности, Кадырову был задан вопрос о том, как он может объяснить, что в СМИ культивируется образ Чечни как бесконечной вереницы Porsche Cayenne, золотых автоматов и пистолетов, безудержной роскоши. У него спросили, как он может объяснить, что в России постоянно говорят, что мы кормим Чечню, Кавказ.

«ПОКА ПОЛИВАЕШЬ ГРЯЗЬЮ ЧЕЧНЮ, РОССИЮ, У ТЕБЯ ВСЕ НОРМАЛЬНО»

— Вы задали Кадырову свой вопрос?

— Я не задал вопрос, а поделился своим видением. Перед встречей мы обсуждали предварительно тему, ради чего все это организуется. Журналисты просто задавали вопросы, а мы были приглашены как консультанты – должны были высказать свои мысли, рекомендации, пожелания по тому, каким образом сформировать положительный образ Чечни. И такие высказанные предложения были, однако пока я не могу их вам озвучить.

— Прокомментировал ли Кадыров бостонские события?

— Нет, бостонские события не обсуждались. На встрече у Кадырова присутствовали представители чеченской диаспоры из-за границы. Они рассказали, что чеченская диаспора в Польше, оказывается, сталкивается с такими проблемами, что их практически вынуждают позиционировать себя как беженцев от политического режима. У тех, кто отказывается от этого, возникают проблемы с проживанием и другие. Говоря другими словами, пока ты поливаешь грязью Россию и Чечню, у тебя все нормально.

— Спрашивали ли у Кадырова, почему он избил министра спорта на ринге, о чем потом сообщил в сервисе Instagram?

Кадырова спросили об этом, и он объяснил, что они друзья с министром спорта, а его отец – тренер по боксу. А эта фотография в Instagram, после которой все пошло, он сказал: «Мы просто пошутили». СМИ же растиражировали это так, словно Кадыров – тиран и бьет своих чиновников.

— Как вообще Кадыров объяснил свою высокую активность в соцсети Instagram? Для чего ему это нужно?

— Кадыров рассказал, что ему надоело, что Чечня постоянно, всегда и везде, преподносится как нечто ужасное. В массовом сознании чечен – это небритый человек с автоматом, поездка в Чечню – это очень опасно. По словам Кадырова, ему это очень надоело, и в сервис Instagram он как пришел для того, чтобы это устаревшее представление искоренить. Он хочет показать, что не так страшен черт, как его малюют.

— Кадыров показал блогерам фотографию, которая стоит у него на заставке телефона. Кто попросил его об этом?

— После официальной части за большим круглым столом прошла неофициальная – торжественный ужин. После ужина во время неформального общения Рамзан подсел за наш стол, и Дима из Уфы попросил показать заставку. Там была фотография его матери.

КАДЫРОВ – СЛОВНО БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК

— Какое впечатление произвел на вас Рамзан Кадыров?

— После встречи осталось двойственное впечатление. С одной стороны, однозначно можно сказать, что этот человек болеет душой за свою республику, свой народ. Мне очень понравилось, что он заточен на то, чтобы принести пользу и добиться чего-то практического.

У него спросили, почему он редко выезжает за пределы Чечни, на что он ответил: «Я не политик, я больше хозяйственник. Моя задача – добиться того, чтобы народ Чечни жил хорошо, повысить благосостояние народа, искоренить преступность. А говорить я не мастак, и журналистов вообще боюсь».

С одной стороны Кадыров произвел впечатление, словно он большой ребенок. В каких-то вопросах его высказывания кажутся даже немного наивными. С другой стороны, ярко выражено, что пресловутая вертикаль власти в Чеченской Республике получилась очень прочной. Видно, что малейшее указание главы республики выполняется мгновенно и неукоснительно, и мне это импонирует.

— Заходила ли речь на встрече о Татарстане? Как Кадыров высказывается о нашей республике?

— Я в своем выступлении на встрече упомянул о схожести наших республик. А Кадыров, в свою очередь, ответил, что не надо сравнивать богатый Татарстан и Чеченскую Республику. По его словам, в Татарстане намного сильнее развито промышленное производство, есть много заводов, а Чечня – все-таки более сельскохозяйственный регион, те производства, которые были, разрушены, но и тех было мало. Сейчас идет очень медленное восстановление, можно пересчитать по пальцам: завод отделочных материалов и тому подобное. Только на уровне задумки сейчас восстановление разрушенного завода по выпуску нефтепродуктов.

— Для вас провели экскурсию по городу?

— Да, конечно. Мое впечатление – в СМИ сильно все преувеличено. Например, недавно в Грозном горела обшивка небоскреба. Или вот есть знаменитая огромная мечеть… Я никогда не был в Грозном ранее и ожидал намного большего! Я ожидал увидеть феерическую роскошь, современный центр города, а оказалось, что это пятачок с высотными зданиями, да, рядом красивая мечеть, резиденция. Но в остальном Грозный – это полусельский одноэтажный город. Сами чеченцы говорят, что уровень урбанизации у них на самом низком уровне среди всех российских республик. В Грозном есть два проспекта, а все остальное – это одноэтажный город. Мне кажется, что Казань по сравнению с Грозным – это просто мегаполис.

— Как давно вы ведете свой Живой Журнал? О чем пишете?

— В Живом Журнале я с 2003 года, однако мой сегодняшний блог я завел три года назад. Он получился успешным, и сейчас я вхожу в Топ-100 по читаемости, у меня десятки тысяч читателей. Я пишу о своем бизнесе-хобби: я фермер, развожу барашков, курочек, и, видимо, людям это интересно. Кроме этого, пишу обо всем, что меня заинтересовало, делюсь своими мыслями.

Сейчас я занимаюсь организацией блог-тура в Казань, он пройдет в начале июня в преддверии Универсиады. На него приедут известные топ-блогеры, например, Сергей Доля, Александр Чебан и другие. Мы хотим совместить блог-тур с Сабантуем. В начале тура планируется встреча с Рустамом Миннихановым, в настоящее время мы согласовываем удобный для него день встречи.

В рамках блог-тура будет интересный семинар, на который мы пригласим представителей крупных компаний. Темой станет использование блогосферы для раскрутки бизнеса.

Источник

О чеченских татарах

Шелковской район – Сарапан районы, станица Гребенская – Яна Кала авылы, в Кизляре была татарская слобода, которая ранее называлась по-татарски «Кызлар-кала» («Город девушек»), а в Веденском районе до сих пор есть село Гъазанлы, то есть «казанские» – «Казанлы». Как живут сегодня татары Чечни?

чеченцы и татары в чем разница. Смотреть фото чеченцы и татары в чем разница. Смотреть картинку чеченцы и татары в чем разница. Картинка про чеченцы и татары в чем разница. Фото чеченцы и татары в чем разница

КАК ПРОВОДИТЬ САБАНТУЙ?

Одной из целей моего пребывания в Чечню была встреча с чеченскими татарами. Несмотря на то, что, например, финских татар мы изучили досконально, информация о чеченских татарах у нас крайне скудна. После двух дней пребывания в Чечне я поехал в «татарскую деревню».

Из райцентра в Гребенскую (станица находится на «гребне» (возвышенности), поэтому казаки дали ей такое имя) меня вместе с директором Шелковской телекомпании Абусаидом Анасовым привез глава администрации станицы Овган Надаев. Вышел я из машины и… словно попал в родной Арск. Триста лет «гребенчане» прожили на Кавказе среди даргинцев, казаков, чеченцев, аварцев, но все равно остались татарами. Где бы татарин ни жил, глаза выдают его происхождение сразу. «Глаза с моном» – «монлы кузлэр».

В станице более 5 тысяч жителей, в том числе около 700 татар. Обосновались они в южной части Гребенской целыми кварталами. Красивые кирпичные дома с большими окнами и чисто убранным двором. За триста лет проживания на Кавказе у гребенских татар выработался уникальный родной язык. Очень своеобразный татарский с большим количеством архаизмов и заимствований из кумыкского и чеченского. Мы проходим в мечеть.

Мы несколько раз пытались наладить постоянную связь с родиной предков. Так и не удалось. Например, обращались в Татарстан при строительстве мечети, но отклика не было. Должен же быть в Татарстане какой-то орган, который курировал бы эти вопросы! Другие народы ведь поддерживают своих!

— Я не совсем согласен с муллой, – прерывает разговор Овган Надаев. – Он немного обижен на Татарстан. Я скажу другое. Здесь, начиная с 1999 года, было много сводных милицейских отрядов из разных регионов России. Так вот, татарстанские милиционеры – единственные, кто забрал 30 детей на отдых в Казань. Из них 20 ребят были татарами. На татарстанских милиционеров за все время их пребывания здесь никто ни разу не пожаловался. Не было случаев, чтобы они, как некоторые, ходили в шортах или в пьяном виде… Когда я приезжал в Татарстан, меня, рядового руководителя станицы, принимали как министра! Потом татарстанцы нам воду провели. Я им за это очень благодарен. Поэтому я не хочу, чтобы кто-нибудь из Гребенской говорил что-то нелицеприятное о МВД, правительстве Татарстана. Они для нас сделали во сто крат больше, чем все остальные вместе взятые.

— Сабантуй у вас проводится?

— Вот я об этом и говорю. Нет у нас связи с Татарстаном. Практически во всех татарских деревнях есть специальные площадки для сабантуя, но мы даже не знаем, как его проводить…

СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ

Гребенские татары многократно повторяют, что гуманитарной помощи они от Татарстана не просят: «От нее вреда больше, она нас разъединяет». Отправлявшиеся из Татарстана КамАЗы с гуманитарным грузом до гребенских татар ни разу не дошли. До сих пор какие-то аферисты от имени татарской общины, от имени уже ликвидированной организации «Азатлык» обращаются в разные инстанции с просьбой о помощи…

В Гребенской с кем ни начнешь общаться – все говорят об одном. На тему Татарстана мы долго беседовали с Мурадом Хайбулиным и Магомедом Мурзаевым.

Гребенчанин Ахмад Хайбулин везет нас на кладбище. Рассказывает о жизни соплеменников. Татары в основном занимаются здесь сельским хозяйством. Сам Ахмад абы взял землю и посеял подсолнечник. Вручную обрабатывает угодья с сыновьями Айваром и Муслимом – техники нет. Кроме этого занимается рыболовством и охотой.

Кладбище располагается в трех километрах от Гребенской. Раньше селение татар находилось рядом с кладбищем, но изменение русла Терека с последующим затоплением домов вынудило татар переселиться в Гребенскую.

Перед входом на кладбище молимся. По-нашему – по-ханафитски. Самая старая могила датируется 1800-м годом. Были и более древние, но все они уничтожены во время гражданской войны – большевики сначала сожгли кладбище, потом некоторые надгробные камни использовали в качестве укреплений. Надписи на надгробных камнях или на «чеченском татарском», или на кумыкском.

УРОКИ ИСТОРИИ

Есть несколько версий относительно того, как татары попали в Чечню. Этот вопрос исследовал профессор Арсланов из Елабуги. Историей своего народа увлекается и житель Гребенской Сираждин Селимгереев:

— Согласно одной из версий, когда Петр Первый приезжал на Кавказ, он привез с собой татар в качестве переводчиков. Тогда тюркский использовался в качестве языка межнационального общения. По приказу Петра началось строительство укреплений – Махачкалы и Кизляра. В Кизляре была татарская слобода, ранее ее называли по-татарски «Кызлар-кала» («Город девушек»).

Еще одну версию рассказал Мурад Хайбулин:

— Наших предков привезли сюда рекрутами. Узнав, кто такой Шамиль, они не захотели воевать против мусульман и перешли на его сторону. Шамиль сказал им: «В моем государстве вы можете поселиться в любом месте, от вас даже военной службы не требую». Татары поселились в Веденском районе. Когда Шамиль пал, начался бардак, хаос. И татары ушли туда, где была хоть какая-то государственность. Казаки приняли их обратно. А те, кто остался в горах, переняли чеченский язык и культуру. У чеченцев даже тейпы есть татарского происхождения.

«МЫ КАК БЫ В СТОРОНЕ»

В Гребенской до 1961 года была и татарская школа. Учительницей трудилась самая настоящая казанская татарка! В 2002 году с подачи Ахмат-Хаджи Кадырова в Гребенской был организован национально-культурный центр татар. Выделено здание, три сотрудника получают зарплату из бюджета. Появилась возможность открытия национальных классов. Министерство по делам национальностей Чеченской республики обещало в будущем году выделить средства для переподготовки преподавателя в Казани. Ни одно из значимых национально-культурных мероприятий в Чеченской республике не проходит без участия татар. 11 ноября, в «День района», который проводился в станице Сарысу, был организован конкурс «Кухни народов Чечни». И татары заняли в нем первое место! Местные татарки умеют готовить и чак-чак, и кияу пилмэне, и эчпочмак, и губадию. Руководитель национально-культурного центра Альбина Бектемирова начала собирать экспонаты для будущего музея. Уже есть сабля татарского воина, воевавшего на стороне имама Шамиля. Еще один экземпляр – картина с изображением тройки. Сшила ее из ткани чеченская татарка, и на картине не бук с грабом, которые растут здесь, а ели.

— Как другие народы живут?

— Все они получают поддержку извне. Кумыки – из Дагестана, ногайцы – из Карачаево-Черкесии. У ногайцев очень хороший центр, хотя их немногим больше, чем нас. И кумыки, и ногайцы могут смотреть телепередачи на родном языке каждый день. У нас такой возможности нет…

Утверждают, что самое распространенная татарская мелодия – это «Апипа», «танцевальный гимн» татар. Ее знают и сибирские, и крымские, и добруджинские, и многие другие татары… А чеченские татары не знакомы ни с «Апипой», ни с другими народными татарскими песнями. У них свои песни, напоминающие наши баиты.

Гребенские татары не смогли принять участие и в праздновании 1000-летия Казани. Этот праздник они отмечали в родной станице. Было очень много гостей, СМИ.

КАК ПЕРЕЖИЛИ ВОЙНУ

Тогда же, осенью 1999 года один из полевых командиров Турпал Атгиреев cо своими боевиками окопался за станицей.

Насчет «предательства» Атгиреев был прав. Из 1000 татар только один стал боевиком. «Дослужился» до должности командира «Ногайского полка Ичкерии» Басаева. Убит.

У каждой семьи своя история. Кто-то из родственников стал беженцем, кого-то ограбили, кого-то похитили. Жена Сираждина говорит: «Не было никакой уверенности в завтрашнем дне. Над станицей постоянно висели вертолеты. Выходишь на улицу, пулеметчик на вертолете держит тебя на прицеле. Идешь по улице – вертолет летит над тобой. И каждый день то же самое».

КУДА ПОДАТЬСЯ?

Идея переезда в Татарстан всем селом впервые возникла задолго до войны – в начале 90-х годов. ВТОЦ обещал гребенским выделить землю, оказать помощь в переселении. Но тогда большой необходимости в этом не было. С началом же войны, особенно после того, как станица была обстреляна, в Казань были отправлены несколько делегаций.

Послушав эти рассказы, я вспомнил, как один из этих чиновников говорил в одном из интервью: «Они не хотели переезжать, потому что у нас холодно». Гребенским тогда было не до холода…

После неудачного визита в Казань делегация чеченских татар отправилась в Саратов. С помощью муфтия Бибарсова была организована встреча с губернатором Аяцковым. В пригороде Саратова, в селе Рыбушка, чеченским татарам были выделены места для проживания. И до сих пор часть гребенских татар живет там, организовав национально-культурную автономию гребенских татар Саратовской области. Правда, после окончания войны многие хотят вернуться обратно. Специально для гребенских татар выделил земельные участки и Дагестан, несколько семей живет там.

Но идея совместного переезда до сих пор жива. Теперь уже с целью обезопасить себя не от войны, а от ассимиляции. Кто-то предлагает переезжать в Астраханскую область, кто-то – в Крым…

Я уезжаю. До Шелковской автостанции меня провожает Овган Надаев. Еще раз просит передать привет и большое «баркалла» МВД Татарстана. И у него есть радостное известие – боевиков, которые обстреляли наших милиционеров в Гребенской из «подствольников» (к счастью, тогда никто не пострадал), недавно задержали. Будут ли радостные вести для гребенчан из Казани?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *