бывало ли что благодатный огонь не сходил

Православная Жизнь

Что будет, если Благодатный огонь не сойдет, рассказывает архимандрит Виктор (Коцаба).

бывало ли что благодатный огонь не сходил. Смотреть фото бывало ли что благодатный огонь не сходил. Смотреть картинку бывало ли что благодатный огонь не сходил. Картинка про бывало ли что благодатный огонь не сходил. Фото бывало ли что благодатный огонь не сходил

Справка:

Благодатный огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел апостол Петр.

Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков.

бывало ли что благодатный огонь не сходил. Смотреть фото бывало ли что благодатный огонь не сходил. Смотреть картинку бывало ли что благодатный огонь не сходил. Картинка про бывало ли что благодатный огонь не сходил. Фото бывало ли что благодатный огонь не сходил

– Отче, сколько раз Вы присутствовали при схождении Благодатного огня?

– Милостью Божьей довелось быть несколько раз свидетелем этого чуда. Конечно, впечатления незабываемые. Прежде всего, сама поездка требует определенных усилий: в эти дни в Иерусалиме огромное количество людей и совсем не просто пройти в Кувуклию Гроба Господня, где сходит Благодатный огонь.

Такое ощущение, что именно в этот день, в Великую субботу, Храм Гроба Господня становится центром мира. Народ прибывает еще с вечера, весь город перекрыт, активизируются полицейские на постах. Непрост и путь до Храма Воскресения Христова, который нужно преодолеть, войдя в старый город. Через каждые 100-200 метров – новый пост, люди сбиваются в толпы. В одной из них мы однажды стояли больше часа. Сам путь не длинный, но занимает примерно до 1,5 – 2 часов. Случается, что тебя зажмут в центре давки, и ты никуда не можешь продвинуться. Все торопятся к Храму Гроба Господня.

Мне запомнилась моя первая поездка на схождение Благодатного огня, тогда у меня не было никаких особых пропусков, но удалось спокойно пройти весь путь и остановиться прямо возле входа в Кувуклию. Тогда для меня это было тоже чудом. (улыбается)

бывало ли что благодатный огонь не сходил. Смотреть фото бывало ли что благодатный огонь не сходил. Смотреть картинку бывало ли что благодатный огонь не сходил. Картинка про бывало ли что благодатный огонь не сходил. Фото бывало ли что благодатный огонь не сходил

– Никто не знает, в какой момент сойдет Благодатный огонь? Как проходит ожидание?

– Вся наша делегация уже с 10 утра находится в Храме. Огонь сходит обычно около 2 часов дня. Мы все это время пребываем на одном месте, потому что если выйдем, то зайти будет нелегко, практически невозможно. Вокруг крики, суета, шум и жара. Есть, конечно, возможность помолиться, потому что стоим возле самой Кувуклии Гроба Господня.

Сначала появляется арабская православная молодежь, которая на своем языке выкрикивает лозунги, предвозвещающие, что Христос Воскрес, поет разные песни, бегает, вылезает с барабанами на Кувуклию. Увидев впервые такое поведение в храме, я был поражен. Но это считается нормой: во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить эти «дикарские» пляски, молодежь в Храм не впустили – и Огонь не появился. Патриарх молился в Кувуклии два часа и затем приказал впустить арабов. Тогда только огонь снизошел.

Арабы словно обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи.

Далее Патриарх с архиереями Иерусалимской Церкви возглавляет Крестный ход, трижды обходя Кувуклию, после чего полностью разоблачается и заходит во внутрь. Тушат все лампады. Устанавливается царственная тишина, несмотря на большое количество людей, только появляются вспышки телефонов, фотоаппаратов. Спустя минут 15 Патриарх выходит уже с Огнем и раздает его всем. Кто-то из «танцевавших» православных арабов подбегает к нему, берет Огонь, и, рассекая толпу, просто бежит в другой конец Храма. Через считаные минуты весь Храм пылает Благодатным огнем.

Сразу же после схождения огонь обладает особым свойством, он не жжет лицо и руки. Я проверял на себе, действительно это так. Он ощущается мягким, не похожим на привычный для нас огонь. После этого все друг друга поздравляют словами «Христос Воскрес!»

бывало ли что благодатный огонь не сходил. Смотреть фото бывало ли что благодатный огонь не сходил. Смотреть картинку бывало ли что благодатный огонь не сходил. Картинка про бывало ли что благодатный огонь не сходил. Фото бывало ли что благодатный огонь не сходил

– Есть предание, что если не сойдет огонь, то будет конец света.

– Это, конечно, известное предание, поэтому все ждут с трепетом и страхом схождения Благодатного огня.

– А были случаи, когда огонь не сходил?

– Был единственный случай в истории, когда схождение Благодатного огня произошло за пределами Храма по молитвам православного патриарха. Произошло это в 1579 г.

Как известно, владельцами Храма Гроба Господня являются несколько Церквей. И вот священники Армянской Церкви, вопреки традиции, уговорили и подкупили султана Мурата Правдивого и градоначальника, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были отстранены не только от Кувуклии, но и выведены из Храма. Они молились о схождении огня перед входом в святыню, скорбя о случившемся.

Армянский Патриарх молился около суток, однако никакого чуда не произошло. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снисхождении огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный Патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески – и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный огонь. Это колона до сегодняшнего дня сохранилась у входа в Храм Воскресения Христового.

Источник

Бывало ли что благодатный огонь не сходил

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей

Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.

Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта.

Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»:

«Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».

Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…

Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.

В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху.

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.

Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.

«Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — писал инок Парфений.

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.

Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «… однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».

141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона.

Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень.

Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.

Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.

А вот, что пишет английский историк Стивен Рансимен о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.

Факты основаны на западных хрониках: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы… Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав… „

Говорят также об одном случае. Благодатный огонь не появился в печальную Пасху, в 1923 году. В это время патриарх Тихон был отстранен от управления Русской Православной Церковью.

Однажды турки, овладевшие Иерусалимом, запретили православным служить, и те, не допущенные в храм, стояли у его входа, плакали и молились — Благодатный огонь вдруг вырвался из одной из колонн храма, оросив православный люд.

Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.

Источник

Откуда берется благодатный огонь? Мнения верующих и скептиков

Ежегодно на празднование Пасхи по юлианскому календарю в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит зажжение благодатного огня. Некоторые христиане относятся к нему как к чуду, другие воспринимают скептически. В преддверии очередного принесения в Россию благодатного огня Znak.com разбирался в происхождении обряда и разных точках зрения на одно из самых медийных и популярных в РПЦ событий.

Что такое Пасха, кто и когда ее празднует

Пасха — главный христианский праздник, имеющий статус торжества (Пасху также называют «праздником праздников и торжеством из торжеств»), это празднование воскресения из мертвых Иисуса Христа на третий день после унизительной и жестокой казни на кресте.

Воскресение Христа — краеугольный камень христианской веры, засвидетельствованное многими людьми событие: согласно Евангелиям, воскресшего Христа видели и трогали его ближайшие ученики (апостолы), мать, Мария Магдалина, другие ученики. Все они общались со Христом после его распятия, смерти и воскресения из мертвых в течение 40 дней до вознесения Иисуса на небо. Каждая Литургия в Католической и православных Церквах — воспоминание крестной жертвы Христа, ежегодное переживание Великого поста и празднование Пасхи — воспоминание страданий Иисуса и его воскресения.

Название главного христианского торжества происходит от еврейского «Песах» — праздника исхода народа Израилева из рабства в Египте; здесь прослеживаются аналогии — евреи спаслись от рабства у египтян, а Христос своей смертью спас человечество от рабства греха, а своим воскресением — от рабства смерти и дал надежду на грядущее всеобщее воскресение мертвых и вечную жизнь.

Так сложилось, что пасхальный календарь у разных ветвей христианства — католиков и православных — совпадает не каждый год. Пасха вычисляется по лунно-солнечному календарю и выпадает на первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. В этом году разрыв в праздновании составил неделю — живущие по общепринятому григорианскому календарю католики праздновали воскресение Христа 21 апреля, живущие по устаревшему юлианскому календарю православные отпразднуют Пасху 28 апреля.

Благодатный огонь: немного истории

О чуде схождения благодатного огня в иерусалимском храме Гроба Господня на Пасху известно с давних времен.

«Духовенство и народ Иерусалима собирались в Храме Гроба Господня на богослужение кануна Пасхи. Спустя некоторое время, которое проводилось в молчаливом ожидании, одна из лампад, висящих над Гробом Господним, чудесным образом воспламенялась. Другие лампады и факелы в храме зажигались от нее, и верующие приносили в свои дома ее святой огонь», — так описывал это событие настоятель бенедиктинского Солемского аббатства дом Проспер Геранже.

Из его слов следует, что чудо происходило в XI–XII веках и было общедоступным: самовозгоралась лампада над часовней (которая имеет название Кувуклия) или внутри нее, но не говорится об особых молитвах кого-либо из священнослужителей возле этой лампады.

Известное нам схождение благодатного огня выглядит следующим образом: накануне Пасхи по юлианскому календарю Кувуклию осматривают и опечатывают, позднее к ней в толчее подходит православный патриарх Иерусалима с пучком свечей в руках. С патриарха снимают все богослужебные облачения (в прошлом патриарх также иногда проходил досмотр, облачение и разоблачение традиционны для ряда богослужений), но на нем остается подрясник (а под тем рубашка и брюки). Патриарх и армянский священник заходят в Кувуклию и некоторое время молятся внутри часовни перед пустой могилой Иисуса, затем патриарх выходит из Кувуклии с горящими свечами. Далее огонь распространяется среди верующих. Что происходит внутри Кувуклии, доподлинно неизвестно — трансляции оттуда не ведется, нет фото- или видеозаписи.

Известно утверждение о том, что благодатный огонь не обжигает, а его схождению предшествуют сполохи огня внутри храма. Но некоторые православные паломники опровергают эти сообщения.

Мнение православных иерархов

В РПЦ не подвергают сомнению чудесное происхождение благодатного огня.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 2005 году говорил: «К крестному ходу из святого града Иерусалима был доставлен Благодатный огонь, который по уже сложившейся традиции ежегодно привозится в Москву, а из стольного града рассылается по городам и весям нашего Отечества. И сегодня мы откроем сосуд с этой святыней и дадим возможность сошедшему чудесным образом на Живоносный Гроб Господень огню распространиться среди верующих, а некоторые богомольцы унесут его в свои дома».

Той же позиции придерживается Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Каждый год тысячи людей являются свидетелями таинства снисхождения Благодатного огня, которое вводит людей в живое соприкосновение с событием, произошедшим 2000 лет назад в древнем Иерусалиме. И огонь как знак, как символ, как видимый образ Божественного присутствия соприкасается с нашими руками, с нашими глазами, с нашими сердцами, с нашим разумом, воспламеняя в душах людей горячее чувство веры. Именно поэтому паломники устремляются в этот день в древний Иерусалим. Именно поэтому они берут часть этого пламени от Гроба Господня и разносят по всем уголкам Земли» (из телеобращения в 2012 году).

Или: «Из святого града Иерусалима к нам прибыл по традиции Святой огонь, сошедший ныне в Кувуклии Храма Воскресения. Примите этот огонь как дар Божественной благодати, принесите его в свои дома и, взирая на него, имейте перед собой великий символ огненной победы Спасителя над всяким злом и всякой неправдой» (на пасхальной литургии в 2016 году).

После 2016 года заявления патриарха Кирилла о благодатном огне не прослеживаются. При этом, по словам его пресс-секретаря отца Александра Волкова, «патриарх высказывается о нем каждый год, когда принимает его в храме Христа Спасителя и раздает верующим».

А вот Иерусалимский патриарх Феофил III говорит об этом скорее не как о чуде, а как о символическом ритуале: «Это очень древняя, очень особенная и уникальная церемония (ceremony) Иерусалимской церкви. Эта церемония благодатного огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония благодатного огня — это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) — как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и так далее» (из интервью российским СМИ в 2008 году).

Мнение скептиков

Аббат Проспер Гранже: «По всей видимости, это ежегодное чудо началось после того, как сарацины захватили Иерусалим; Бог устроил так, чтобы оно могло стать для неверных подтверждением Божественного характера христианской религии. Все историки того времени, писавшие о Латинском Иерусалимском королевстве, говорят об этом чуде как о неоспоримом факте. Когда Папа Урбан II прибыл во Францию проповедовать первый Крестовый поход, он приводил это чудо как один из аргументов, которые должны были вдохновить верующих защитить Гроб Христов. Когда же Господь наш, по неисповедимым путям Своей справедливости, попустил, чтобы Иерусалим был вновь захвачен неверными, чудо прекратилось и с того времени никто его более не наблюдал. Мы знаем о топорной и кощунственной сцене, которая каждый год оскверняет Храм Гроба Господня, когда на глазах невежественных и восторженных людей греческое духовенство при помощи гнусного обмана тщится в этот день воспроизвести чудо, которое прекратилось много веков назад».

Протодиакон РПЦ Андрей Кураев после интервью патриарха Феофила III в 2008 году писал: «Ни слова „чудо“, ни слова „схождение“ в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог». «В слове патриарха Феофила Representation я не вижу значений „перформанс“ или „обман“. И в то же время в его словах есть нарочитое уклонение от разговора о чуде. Я и раньше слышал о том, как разнятся интерпретации событий Великой Субботы в России и здесь. Греческие иерархи воспринимают это действо совершенно иначе, нежели русские или арабские паломники. Для них — это не чудо, для них — это церемония и representation — представление. (…) На сайте Иерусалимской Церкви есть текст „Церемонии святого Огня“ (стоит помнить, что греческая елейность именует святым и святейшим все касаемое церковной жизни). И там нет ни намека на то, что патриарх у Гроба молится о ниспослании чудесного огня и зажжении лампады. (…) То есть патриарх берет свет, который уже есть, и который там горит постоянно. Что за свет постоянно на Гробе? — Обычный свет лампадки… Я полагаю, что однажды чудо с самовоспламеняющимся огнем действительно было. В память об этом чуде и было установлено ежегодное литургическое воспоминание-representation», — пишет Кураев, сравнивая возжжение благодатного огня с освящением воды на праздник Крещения.

Также протодиакон ссылается на свидетельство армянского священника от 2003 года об использовании зажигалки и замеченный им на видеозаписи момент вноса в Кувуклию закрытой лампады. При этом, по словам Кураева, нет никакого «обязательства» для православных верующих принимать чудо благодатного огня.

Год назад армянский священник из Иерусалима отец Самуил Агоян, трижды присутствовавший при схождении благодатного огня, заявил, что это не чудо. Он сказал в репортаже «Хадашот 2», что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады и ничего мистического в благодатном огне нет. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — пояснил священнослужитель. Его слова вызвали гнев со стороны присутствовавшего при этом коптского священника, а затем и представителей РПЦ. «Это странное заявление, с учетом того, с каким почитанием относятся люди к этому чуду и как многие по всему миру с надеждой и верой ждут этого события. Мы всегда с радостью принимаем Благодатный огонь перед Пасхой. Для наших прихожан прибытие его из Иерусалима накануне Пасхи — радостное событие, которого ждут, и, конечно, никогда не стоит вопрос об оспаривании чуда», — говорил пресс-секретарь патриарха Кирилла отец Александр Волков. Зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе выразил сожаление, что перед Пасхой «регулярно появляются медийные поводы, направленные на компрометацию духовных традиций, связанных с праздником Пасхи, в частности касающиеся схождения Благодатного огня в Великую субботу».

Священник непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата (ныне каноничная Православная церковь Украины) отец Александр Дедюхин в 2017 году также писал, что благодатный огонь зажигается искусственно. «Кстати, в последние годы „благодатный огонь“ всегда сходит от 14 до 15 часов, — заметил он. — При этом из истории известно, что раньше он „сходил“ в разное время и паломники могли ждать его часами, а то и целый день. Но с 2002 года огонь сходит только в упомянутое выше время. Дело в том, что в 2002 году телеканал НТВ стал первой в мире телекомпанией, которая выкупила права на прямую трансляцию из храма Гроба Господня, и с тех пор „благодатный огонь“ всегда сходит в прямом эфире НТВ. Либо в новостях, либо в спецвыпуске, но не позже 15:00 по иерусалимскому времени, ведь в 17 часов из аэропорта Бен-Гурион вылетает в Москву заказанный заранее самолет. „Благодатный огонь“ не может сойти позже, потому что тогда не успеет на самолёт. А за него уже заплачены деньги». Людям, которые спрашивают, как с этим знанием жить, украинский священник отвечает: «Да живите нормально, исполняясь истинной Божественной радости, разрушив очередной религиозный предрассудок».

Доктор исторических наук Александр Мусин, заштатный диакон РПЦ, работающий в РАН, а ранее преподававший в Санкт-Петербургской Православной Духовной академии в комментарии «Радио Ватикана»: «Если говорить о благодатном огне Святой субботы, самое главное чудо, которое с этим связано, в том, что, несмотря на многочисленные искажения христианства, которые творили сами христиане, Церковь жива и будет жить до скончания века. В истории с благодатным огнем мы сталкиваемся с такой выдумкой, мифом. (…) То, что мы имеем в обряде возжжения огня в иерусалимском храме на Пасху, некогда происходило в каждой общине, а если обратимся к сегодняшней живой традиции Католической Церкви, увидим, что это происходит там до сих пор. В православных церквах эта традиция была утрачена. Почему этот литургический обряд превратился в псевдочудо? Почему вокруг него много суеты, политических, меркантильных спекуляций? Часто на праздник Пасхи суета вокруг благодатного огня, доставляемого из Иерусалима, подменяет собой радость о воскресшем Спасителе, что с церковной точки зрения недопустимо. (…) До конца XIX века миф о благодатном огне не был распространен. До 1970-х годов такого массового ажиотажа в Русской церкви не было. Наверное, интерес и нездоровая любовь к благодатному огню связаны с тем, что наступила эпоха застоя и человеческая душа требовала чего-то чудесного. А потом, в 90-е годы, этим решились воспользоваться недобросовестные пастыри и политики, бизнесмены, которые используют это. Это рождает тип православного благочестия, который не имеет ничего общего с настоящей христианской традицией, происходит перерождение православной духовности, и это самое страшное, что связано с этим псевдочудом, с мифом о сверхъестественном происхождении благодатного огня».

Также часто приводится свидетельство из записок епископа Порфирия (Успенского): «Иеродиакон, забравшись с часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая не угасает. Итак, благодатный огонь не есть чудо»; и признание филадельфийского епископа Дионисия (позже митрополита Вифлеемского), что «…от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как Он ведает и может, так и вразумит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой Субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба».

А что католики?

Официальной позиции Ватикана о благодатном огне нет, сообщает пресс-служба Преображенской епархии в Новосибирске. При этом Радио Ватикана цитирует мнение священников-францисканцев из кустодии Святой Земли: «Двери Кувуклии опечатываются смесью воска и меда и открываются только для того, чтобы туда вошел православный патриарх, за которым следует армянский. Незадолго до этого, во время трехкратного шествия вокруг Гроба, весь свет в базилике гасится. Греческий православный патриарх Иерусалима входит в Гроб после совлечения с себя литургических облачений. После волнительного ожидания, длящегося несколько минут, из боковых отверстий Кувуклия передаются первые зажженные свечи, и огонь распространяется очень быстро, из рук в руки, в то время как базилика освещается его пламенем. Некоторые считают его чудесным, но в любом случае он является благословенным, поскольку исходит из Гроба, который стал местом Воскресения».

При этом, действительно, у католиков есть нечто подобное — в Святой Мессе навечерия Пасхи есть обряд благословения огня и зажигания от него пасхала (большой свечи), он происходит каждую Пасху в каждом католическом храме во всем мире. Ближе к ночи на пасхальное воскресенье богослужение начинается с того, что у дверей храма разжигается костер, священник коротко обращается к верующим, затем благословляет сначала огонь, затем пасхал, после чего зажигает пасхал от благословленного огня. Далее формируется процессия в пустую и темную церковь (все огни должны быть погашены) — впереди священник с горящим пасхалом, затем другие священники, церковнослужители, затем верующие с незажженными свечами. В ходе процессии священник или диакон трижды произносит возглас «Limen Christi!» («Свет Христов!»), а верующие трижды отвечают ему словами «Deo gratias!» («Благодарение Богу!»). На первое такое воззвание свои свечи зажигают от пасхала священники, на второе — церковнослужители, на третье — все верующие (как вариант — священники передают верующим огонь от пасхала после второго возгласа). Свет в храме зажигается только после чтения семи отрывков из Ветхого Завета с ответными псалмами и специальными молитвами — перед провозглашением Евангелия. До этого момента единственным освещением являются свечи в руках верующих и священников. Никакими особыми свойствами пасхальный огонь католики не наделяют.

Доставка благодатного огня в Россию

Обычай централизованного привоза благодатного огня в Москву появился не так давно. В 2003 году фонд Андрея Первозванного (создан в 1992 году) запустил проект принесения благодатного огня в рамках своей программы «Просите мира Иерусалиму». Председателем попечительского совета фонда является бывший президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Фонд финансируется за счет средств другой возглавляемой Якуниным организации — фонда целевого капитала «Истоки».

Из отчета фонда следует, что за 2017 год поступило пожертвований на 150,428 млн рублей, а на программу «Просите мира Иерусалиму» было выделено 2,863 млн рублей. Фонда Андрея Первозванного в отчете за 2018 год рапортует о двукратном росте аудитории трансляции доставки благодатного огня — в 2018 году узнали об этом событии из СМИ более 190 млн человек.

«Ежегодно участниками делегации Фонда (около 100 человек), отправляющейся в Иерусалим, становятся общественные и государственные деятели, священнослужители, деятели культуры, журналисты и предприниматели», — сообщает пресс-служба «Истоков». Сайт «Православие.ру» добавляет, что РПЦ в этой делегации представляет патриарший викарий, архиепископ Егорьевский Матфей.

Пресс-служба фонда Андрея Первозванного сообщает, что огонь доставляется не только патриарху — специальные лампады Владимир Якунин дарит Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. Помимо России, благодатный огонь доставляется фондом в Эстонию, США, Великобританию, Латвию, Германию, Италию.

Ранее благодатный огонь доставлялся в Россию спецбортом специального летного отряда «Россия»; какая авиакомпания выполняет спецрейс после 2017 года, не сообщалось. В прошлом году благодатный огонь из Москвы в Санкт-Петербург доставил военно-транспортный самолет Ту-134 из состава объединения ВВС и ПВО Западного военного округа; по информации «Фонтанки», командование военного округа предоставило спецборт безвозмездно. Также благодатный огонь доставляется в некоторые регионы России отдельными бортами, чартер которых обычно оплачивают местные предприниматели.

По словам Андрея Кураева, для православных верующих не существует никакого «обязательства» верить в чудо схождения огня, у РПЦ нет на этот счет официального учения. Благодатный огонь можно воспринимать просто как символ распространения светлой вести о воскресении Христа и прихода праздника Пасхи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *