бьюти шоппинг что это такое
Бьюти-шопер: кто это такой и чем может быть полезен
Бьюти-сопровождение, или рассказ о том, что делать, если ты сначала умываешься гелем Vichy, а потом мицеллярной водой.
Ответ на вопрос прост: звать на помощь бьютиголика.
Одним промозглым ноябрьским вечером после внеочередной ошеломительной порции информации о том, что, оказывается, Bioré вовсе не тоник, а мицеллярная вода, а пользоваться лучше ВВ Garnier, ведь тот тюбик от Sensai — 30 мл зла в чистом виде, ведь это, прости господи, тональный крем, а они жуть как вредны, меня осенила идея взять уходово-косметическое просвещение окружающих меня прекрасных девушек в свои руки. Найти выход переполняющим меня знаниям, полученным из миллионов прочитанных и написанных обзоров. Так я стала бьюти-шопером.
Как это работает?
Бьюти-шопер вроде как водит девушек по магазинам косметики, уговаривает их накупить побольше и получает за это деньги. Многим кажется именно так. Но на самом деле все обстоит немного иначе.
На первом этапе шопер неистово пытает новую жертву вопросами, беспардонно осматривает всю имеющуюся в доме косметику, интересуется жалобами и желаниями. Ну и планируемым бюджетом трат, разумеется, дабы не ставить клиента в затруднительное материальное положение на кассе.
После следует этап составления подробнейшего индикаторного уходово-косметического плана с учетом типа кожи, возраста, внешности, образа жизни и даже жизненной философии клиента. Все этапы ухода лично я делю на блоки, чтобы заказчик не путался, что куда когда мазать, а что втирать, свои мысли подкрепляю скриншотами с ценами и явками-паролями. Параллельно пытаясь выловить акции, скидки и клиентские дни, чтобы клиент максимально сэкономил.
Ну а далее — неистовый шопинг.
Случаются разные «пациенты».
Кто-то просит «сделать это по-быстрому», ссылаясь на панические атаки от обилия брендов, продуктов и методов их применения, и, стремительно перемещаясь от корнера к корнеру, безропотно собирает в корзину уникальный бьюти-конструктор (кстати, именно в таких случаях шопинг получается максимально продуктивным и эффективным).
Некоторые клиенты, имея в арсенале мастодонтов типа Sisleÿa, Valmont и Bellefontaine, просят удивить их и найти что-то не менее классное. Но и для таких случаев у истинных бьютиголиков припасена пара-тройка нерастиражированных вариантов от Anne Semonin или Chantecalle, что не оставляют равнодушными самых взыскательных покупателей.
Но самые тяжелые клиенты те, что, надергав фактов из недр бьюти-сообществ и блогеров-ботоводов, активно пытаются поймать тебя на вольной трактовке косметических изречений багинь инстаграма. И бесполезно спорить, если условная Маша «Лав Мэйк Ап » Пузырева сказала, что консилер Maybelline круче Armani, а ВВ-крем можно не смывать, то так оно и есть. Столп косметического мироздания, получите и распишитесь. В таких ситуациях следует максимально мягко и без давления попытаться на деле вернуть человека в реальность. Усадить клиента в кресло консультанта-визажиста, нанести и показать продукт в деле.
Но каким бы ни оказался клиент, главное в нашем деле — не навредить.
Ибо толпа смачных подкожников после шопинга — страшный сон честного бьюти-шопера. Как бы страшно это ни звучало, но от индивидуальных реакций на коже никто не застрахован и предугадать на 100%, как тот или иной крем, сыворотка или тон поведут себя на конкретном человеке, невозможно.
Но спорных продуктов я бы посоветовала избегать либо озвучивать это заранее и предоставить решать клиенту.
В целом же, сходив на такой шопинг, клиент всегда остается в выигрыше: во-первых, у него на руках остается подробный план ухода, подобранный под него, которого можно придерживаться еще долгие годы, пробуя вариации из предложенных средств без риска попасть впросак, во-вторых, при всем уважении к консультантам бьюти-шопер ориентирован не на продажу товара магазина, а на экономию средств клиента и на благоприятный исход мероприятия, в-третьих, одна голова хорошо, а две лучше (ну а четыре глаза вообще круто) — шопер всегда поможет сделать правильный выбор между оттенками румян или теней.
Бьюти-шопинг на карантине: что мы покупаем?
Упал ли спрос на декоративную косметику или, наоборот, вырос? А на парфюмы? Какое средство — в каждом пятом онлайн-заказе? Отвечают крупнейшие интернет-магазины и представительства бьюти-брендов в России.
С конца марта парфюмерию и косметику можно купить только онлайн. Мы поинтересовались у «Рив Гош», ЦУМа, Pharmacosmetica, Estée Lauder, Clarins и Payot, как изменился наш спрос.
Что мы покупали в первую неделю самоизоляции? Было ли падение спроса?
Нет, интерес к косметике как минимум не упал. Продажи в интернет-магазине Estée Lauder начали расти с середины марта, то есть еще до официального объявления самоизоляции. (11 марта Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку COVID-19 пандемией.) Представители Pharmacosmetica говорят, что в первую неделю карантина спрос оставался на том же уровне, что и «до».
В «Рив Гош» в конце марта заказывали антисептики и кремы для рук, средства из банных линий и товаров для дома в среднем ценовом сегменте. Во вторую неделю вернулся спрос на «люкс» и значительно вырос интерес к уходу за кожей и волосами.
Те же категории – уход за лицом, телом, волосами – оказались самыми востребованными в ЦУМе. Средства для лица заказывали в 8 раз чаще, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Clarins не почувствовали какой-то особенный всплеск продаж после объявления самоизоляции: «Вероятно, фокус был сосредоточен на продуктах первой необходимости. Но и тогда, и сейчас клиенты стремились делать выгодные покупки: наибольший интерес вызывают средства, на которые действуют акции и скидки. Причем это и автобронзанты, и средства для очищения. Рост продаж наметился в начале апреля. За месяц количество заказов выросло больше, чем вдвое, по сравнению с прошлым годом«.
Что оказалось самым востребованным по итогам двух месяцев самоизоляции?
Однозначно — уход за кожей. Он составляет 60% от общего объема продаж «Рив Гош«. Маски для лица были в каждом пятом онлайн-заказе. В уходе за волосами клиенты переключились на профессиональные бренды и выбирали средства для сохранения цвета окрашенных волос и их восстановления.
Маски для лица были в каждом пятом онлайн-заказе «Рив Гош».
Среди средств Payot популярнее всего оказались не кремы, а… тоже маски. Всех видов и форматов. Следующий по списку лидер – гель для кожи вокруг глаз Blue Techni Liss Regard и остальные средства линии Blue Techni Liss, которые нейтрализуют влияние гаджетов и налаживают биоритмы кожи.
«Можно сказать, что в нынешних обстоятельствах нам, как марке, повезло. Payot – монобренд, у нас представлен только уход, – говорит Наталия Санатулова, директор представительства Payot в России, – Во время самоизоляции все испытывают недостаток свежего воздуха. Продажи сыворотки с витамином С My Payot concentre Eclat, улучшающей цвет лица, выросли в 400 раз. Онлайн-продажи остальных средств увеличились на 300-2500%, в зависимости от популярности и активности интернет-магазина, полноты ассортимента и качества его логистики».
Повышенный интерес к маскам заметили и в Estée Lauder. Однако лидером все равно стала сыворотка Advanced Night Repair, бестселлер марки. Хиты продаж Clarins – сыворотка Double Serum и знаменитая пенка для умывания с хлопком.
В ЦУМе чаще всего заказывали дорогой уход — La Prairie, La Mer и Valmont. На втором месте — неожиданно! — парфюмерия – Maison Francis Kurkdjian, Le Labo, Hermès. На третьем — средства по уходу за волосами Oribe, Balmain Hair, Kerastase.
В интернет-магазине Pharmacosmetica лидерами продаж стали товары для уборки дома и средства, с помощью которых можно самостоятельно сделать маникюр, педикюр, окрашивание бровей и волос.
Пострадали ли продажи парфюмерии и декоративной косметики – средств, которые важно протестировать перед покупкой?
В целом да, хотя цифры ритейлеров противоречивы. Татьяна Круглова, коммерческий директор Clarins Group Россия: «Мы видим, что в мае интерес к макияжу упал на несколько пунктов. Такая же картина наблюдается на мировом рынке. При этом некоторые компании говорят об устойчивом росте категории «декоративная косметика». Нам кажется, это относится к крупным мультиотраслевым площадкам, на которых вырос спрос на все товары – в связи с закрытием офлайн-магазинов».
«Рив Гош» и Estée Lauder подтверждают, что продажи парфюмерии и декоративной косметики снизились, но не связывают это с невозможностью предварительного затеста. «Мы не ходим в офис, на вечеринки, в рестораны, а дома нам не так важно быть при макияже. Захочу – накрашусь. Не захочу – не буду. Главное, чтобы было комфортно. При этом дома мы чаще сталкиваемся с зеркалом и, естественно, заботимся о том, как бы «взбодрить» уставшую кожу. Хочется снизить уровень стресса и чувствовать себя в прекрасной форме. Все эти факторы сдвинули фокус в сторону ухода для лица, тела и волос», – говорит Наталья Кезикова, руководитель интернет-магазина «Рив Гош», но добавляет, – Сокращение доли парфюмерии и макияжа не повлияло на объем продаж ни в денежном, ни в количественном выражении».
Наверняка, компании сделают выводы и пересмотрят маркетинговые стратегии. Например, Clarins уже разрабатывает тактику для того, чтобы потребители относились к макияжу как к способу поднять настроение и получить удовольствие от процесса.
Тон, тушь или помаду — что из макияжа покупают больше?
В «Рив Гоше» – тушь, в интернет-магазине Clarins тоже (а конкретно Wonder Perfect Mascara 4D). Лидеры продаж в ЦУМе – тональные средства. У Estée Lauder это знаменитый Double Wear, а также бестселлеры для макияжа глаз и бровей: «Необходимость носить маски в общественных местах снизила интерес к помадам. Покупатели интересовались помадами, только если это суперэксклюзивная новинка носибельного цвета. Например, нюдовая помада Reel Rose из коллекции ACT IV от Даниэль Лаудер закончилась моментально».
Мы по-прежнему покупаем новинки? Или предпочитаем проверенные средства?
Похоже, интерес к новинкам не уменьшится, даже если земля столкнется с метеоритом. В ЦУМе прекрасно продаются помады Hermès, новинки Gucci и Christian Louboutin. В категории «уход за телом» популярнее всего средства израильской марки Zielinski & Rozen, которая появилась в России сравнительно недавно.
«Рив Гош» доволен темпами продаж весенне-летних коллекций, а Estée Lauder уверены, что карантин не помешает успеху их нового тонального крема Futurist Hydra Rescue SPF 45.
Payot незадолго до карантина выпустили линию Morning Masks – и попали ровно в яблочко. Тканевые маски должны заменять весь утренний уход (удобно, если из-за самоизоляции ты расслабился и спишь дольше обычного) и обещают эффект «прямиком из кресла косметолога» (понятно, что это преувеличение, но ведь хочется хотя бы имитировать салонный уход!).
В Clarins осознают, что новинки солнцезащитной линии не будут востребованы так, как обычно. Но это не исключает полного отсутствия интереса к ним: «Клиенты вносят охлаждающую и восстанавливающую маску после загара для лица и тела SOS Coups de Soleil в свой Wish list».
А был какой-то бум продаж? Если да, то когда именно?
«Российский парфюмерно-косметический рынок — это рынок скидок», – говорит Наталия Санатулова, директор представительства Payot в России, имея в виду, что клиенты ждут акций и распродаж, чтобы совершить покупку. Это же подтверждает интернет-магазин Pharmacosmetica: «Всплески продаж происходили в соответствии с нашими маркетинговыми активностями».
В ЦУМе пик продаж пришелся на вторую неделю мая: в это время действовала скидка 20% на первый заказ через мобильное приложение. Акция позволила привлечь новых покупателей, не совершавших ранее покупок онлайн. С 25 марта по 20 мая спрос на уход вырос на 105%, на парфюмерию — на 186%, макияж — на 98%.
«Рив Гош» ощутил бум на третьей неделе самоизоляции. «По информации моих коллег, аналогичный сценарий был на рынках Франции, OAЭ и Германии, – уточняет Наталья Кезикова, – Похоже, это социальная модель поведения в стрессовой ситуации. Резкое сужение дистрибьюции товаров health and beauty должно было привести к взрывному спросу, так как потребность осталась, а возможность посетить магазин – нет».
Каков прирост «новых покупателей» – тех, кто раньше не делал заказы онлайн?
Чуть меньше половины покупателей онлайн-магазина «Рив Гош» — это новые клиенты: «После карантина часть из них останется с нами, кто-то вернется обратно в офлайн и будет совершать покупки там».
За март и апрель количество новых покупателей на esteelauder.ru увеличилось примерно в 3 раза, tsum.ru – в 4 раза. Средний чек тоже вырос – и у новых клиентов, и у постоянных. Clarins обратили внимание, что «новички» делали повторные заказы в 3 раза чаще, чем в прошлом году.
«Также мы видим увеличение доли региональных заказов, – говорит Татьяна Круглова, коммерческий директор Clarins Group Россия, – Раньше 50% отгрузок приходилось на Москву и Санкт-Петербург, другие 50% распределялись по регионам. На данный момент статистика изменилась в пользу регионов, их доля выросла до 58%. Эта тенденция сохраняется второй месяц. К примеру, самый «активный» город — Краснодар. После объявления карантина удвоилось количество отправляемых туда заказов». Представительство Estee Lauder в России тоже наблюдает изменение географии: около 60% посылок уезжают за пределы двух столиц. Раньше их доля была меньше 40%.
До карантина Pharmacosmetica продавала часть средств через розничных офлайн-партнеров, например, через салоны красоты. В связи с их временным закрытием на сайте добавили раздел «Окрашивание волос», где представлены профессиональные красители. За счет этого компания получила прирост новой аудитории.
Понятно, что рост показателей интернет-торговли не компенсирует отсутствие доходов от продаж офлайн. Однако он свидетельствует о том, что lipstick-индекс, предложенный главой корпорации Estée Lauder Леонардом Лаудером в 2001 году, по-прежнему работает. Согласно Лаудеру, в тяжелые времена, когда мы по тем или иным причинам не можем позволить себе яхту, мы покупаем помады и крем. (А если не можем и крем, то хотя бы помаду.)
Возможно, кто-нибудь подсчитает Lipstick Index-2020. И мы этому человеку заранее не завидуем:) Сложно сказать, что именно – и на сколько процентов – повлияло на продажи косметики этой весной. Карантин или кризис? Эмоции или реальная потребность? Но какая, в конце концов, разница? Мы любим все красивое – особенно себя:)
А вы что купили — если купили — за время карантина? Рассказывайте, это важно: по нашим отзывам историки будут составлять картину весны-2020:)
Бьюти-шопинг: что покупать во Франции
Кто-то едет во Францию за круассанами и фуа-гра, кто-то — за видами с Эйфелевой башней и Лувром на фотографиях, а мы хотим уверить тебя в том, что французская косметика — это то, что не меньше вышеперечисленного достойно называться национальным достоянием страны. Франция — это родина не только множества Домов моды, но и легендарных косметических брендов, которые уже давно раз и навсегда изменили жизнь женщин и продолжают играть в ней немалую роль. Поэтому здесь тебя ждет немало косметических находок, которыми будет полезно и приятно пополнить свою косметичку. Но важно заранее овладеть информацией о том, что именно и где покупать.
Оказавшись в Париже, ты едва ли пройдешь мимо такой местной достопримечательности, как grands magasins — это крупные многоэтажные универмаги, в которые совершают паломничество любители моды со всего мира. Такие известнейшие места, как Galeries Lafayette, Le Printemps, и относятся к этим универмагам. Даже если ты заглянешь туда всего на пару минут, первое, куда ты попадешь, — это отдел парфюмерии и косметики. Он как раз почти полностью занимает первый этаж таких grands magasins. У каждой косметической марки, представленной в универмаге, свой корнер или стенд. Здесь почти всегда многолюдно, и больше всего в толпе покупателей туристов. Если тебе совершенно не хочется выходить из этого примечательного места с пустыми руками, то советуем тебе обратить внимание на французскую классику: парфюм Dior с громким и небезызвестным именем или, например, красную помаду Chanel.
Какими бы райскими местечками ни казались знаменитые Galeries Lafayette и прочие универмаги, за известными по всему миру французскими must-haves отправляются все же в самые простые аптеки, так что, блуждая по улочкам, не будь рассеянной и смотри по сторонам — тебе нужны светящиеся неоном вывески с зеленым крестом и надписью «pharmacie». Там тебя будут ожидать бутылки с термальной водой Avene и La Roche-Posay, которой приятно освежить лицо и тело в летнюю жару, тюбики со знаменитым кремом-молочком Lait-Creme Concentre от Embryolisse (его любят за превосходные увлажняющие способности), флаконы с мицеллярной водой Crealine H2O от Bioderma (ее называют лучшим средством для снятия макияжа) и маслом Huile Prodigeuse от Nuxe (чудо-средство ухаживает за кожей лица и тела, а также за волосами) — эти бьюти-деликатесы чаще всего увозят с собой в количестве нескольких штук. Можешь захватить еще сухой шампунь Gentle Dry Shampoo от Klorane (в два счета возвратит твою укладку к жизни) и мыло для рук Extra Pur от Savon de Marseilles (оно на 72% состоит из натуральных масел). Во французских аптеках продаются еще средства Vichy, Caudalie, Uriage, Lierac, Decleor и многих других марок. Они есть и в других странах, но в родной Франции они в разы дешевле.
Бьюти-шопинг: как правильно выбирать косметику
Бьюти-шопинг можно сравнить с сексом: удовольствие должен приносить не только процесс, но и результат. Особенно если речь идет о тратах за границей. Не продающиеся в России бренды, пока не дошедшие до нас новинки и коллекции в Европе и Америке стоят дешевле. Главное – не ошибиться с выбором.
Лучшее время для покупок, в том числе косметики – утро будних дней. Выбор антивозрастной сыворотки или нужного оттенка помады требует сосредоточенности. Спешка в этом деле только навредит. Поэтому избегайте спонтанных покупок во время сезонного сейла, ночей распродаж или специальных акций. Большое количество желающих, а потому более занятые консультанты и длинные очереди в кассы вызывают лишь стресс, мешая сконцентрироваться на выборе.
Не стесняйтесь просить о помощи
Независимо от того, где вы планируете совершить покупку, в гипермаркете или аптеке, в Москве или Париже, задавайте сотрудникам правильные вопросы. Например, «Действительно ли это средство безопасно для чувствительной кожи?» или «Как скоро будет заметен результат?». На подобные вопросы компетентнее всего ответят не продавцы мультибрендового магазина, а представители конкретных марок. Они же могут предложить мини-версии продукта для ознакомления.
Не отказывайтесь от предложений пройти бесплатный аппаратный тест кожи или сеанс у визажиста. В первом случае вам помогут определиться с необходимыми средствами. Во втором – увидеть в реальности цветовую гамму при различном освещении. Однако для любого сотрудника магазина главная цель – продать, поэтому доля скептицизма вам все же не помешает.
Упаковка бьюти-средств должна служить одной главной цели. Нет, эта цель – не стать украшением вашей ванной комнаты. Упаковка должна защитить неустойчивые компоненты (ретинол, антиоксиданты) от света и воздуха, которые дестабилизируют их и значительно снижают эффективность. Сохранить столь чувствительные вещества по силам лишь алюминиевым тюбикам и непрозрачным воздухонепроницаемым флаконам с дозаторами. Покупка подобных средств в банках – пустая трата денег.
Не стоит недооценивать важность тестирования, особенно если у вас чувствительная или склонная к аллергии кожа. Сначала проверьте, нравятся ли вам аромат и текстура. Даже если вас все устраивает, не торопитесь с покупкой. Всегда устраивайте тест-драйв продуктам на внутренней стороне предплечья (толщина кожи там такая же, как на лице) или за ухом (там нежелательную реакцию легче всего скрыть волосами). Компоненты эксфолиантов, такие как гранулы, гликолевые кислоты, а также кремы с ретинолом могут привести к покраснениям. Самые безопасные – кремовые скрабы с силиконовыми гранулами. Красители, ароматизаторы и эфирные масла часто становятся причиной кожной сыпи. Вернитесь позже, если в течение нескольких часов на коже не появится никаких изменений к худшему.
В больших сетевых бьюти-сторах некоторые бренды не предоставляют свои продукты на тест. Существует два выхода из такой ситуации: отправляйтесь в официальный магазин интересующей вас марки или (за неимением такового в своем городе) обратите внимание на другой бренд. Наверняка вам подойдет что-то аналогичное из богатого ассортимента.
Крупные компании, выпускающие средства для ухода за кожей, имеют ряд преимуществ. Среди них сильные научно-исследовательские отделы, которые используют формулы, эффективность и безопасность которых научно доказана. Другая причина – гарантия качества. Да, в аннотации к средству редко указывается концентрация даже самых важных компонентов. Например, пептиды (крошечные аминокислоты, которые стимулируют производство коллагена в коже) обычно присутствуют в таинственных количествах. Вы никогда не узнаете их процент содержания в креме, но надежная компания гарантирует, что они там есть и от них будет обещанный эффект.
В экзотических странах ищите средства с экстрактами местной флоры. Франция гордится своей лавандой. Греция – это йогурт и различные кустарники, Италия – олива. Все три страны знамениты виноградными экстрактами. Израильская косметика основана на солях и грязи Мертвого моря. В Южной Америке средства для кожи богаты экстрактами кактуса и орхидеи. Скандинавские страны используют ягоды и мох. В Азии рис и зеленый чай не только едят и пьют, но и добавляют в средства для кожи и волос.
Не секрет, что стоимость косметики и парфюмерии за границей в разы ниже, чем в России, особенно если вы оказались в стране-производителе того или иного бренда. Но можно сэкономить еще больше. Прежде чем сделать покупку за границей, продавец может предложить открыть дисконтную карту, или так называемую «карту лояльности». И, конечно, никто не отменял возврат процента от покупки tax free (в разных странах проценты разные) и VAT (аналог НДС).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 предметы личной гигиены и парфюмерно-косметические товары возврату и обмену не подлежат. Несмотря на это, в разных магазинах и аптеках иногда идут навстречу покупателям. Если вы сохранили коробку и чек в течение двух недель (в России и Европе) и от 30 до 90 дней (в США), проблем возникнуть не должно.
Нераспакованную продукцию вернуть легче. Если средство вызвало у вас аллергию, могут попросить предъявить документальные доказательства. Если же средство не подошло вам по субъективным причинам (не понравилась текстура или аромат), то в России доказать свою правоту будет сложно. В редких случаях работники магазина возвращают деньги, с условием, что вы потратите их в этом же магазине.
И все же не торопитесь возвращать шампунь или маску, если не заметили результатов. Возможно, прошло недостаточно времени с момента начала использования. Средства от прыщей дают результат всего через день или два, тогда как антивозрастные продукты подействуют не раньше, чем через восемь недель регулярного применения. В любом случае, все индивидуально и зависит от метаболизма и физиологии.