бюлер считал что главная мотивация игр это
Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности
Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности
Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть как на забаву, к ней необходимо относиться очень внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия. Уже Платон считал, что игра является очень полезным занятием.
Теории игры начали разрабатывать еще в XIX в. Основоположниками данных теорий являлись такие мыслители, как Ф. фон Шиллер (1759-1805, Г. Спенсер (1820-1903, К. Гросс (1891-1946, Э. Л. Торндайк (1874-1949, Г. С. Холл (1844-1924, А. Адлер (1870-1937, З. Фрейд (1856-1939, К. Л. Бюлер (1879-1963) и др.
Немецкий философ, поэт, драматург, теоретик искусства Ф. Шиллер считал, что «игра возникла для удовольствия… Только играя, можно стать человеком» [5, c. 18]. Шиллер определял игру важнейшую характеристику поведения человека, выделял в ней эстетическую природу, свободу от внешних потребностей, связывал игру с проявлением избытка сил.
Английский социолог и философ Г. Спенсер утверждал, что в жизни че-ловека игра выполняет функцию упражнения и указывал, что игра распространена у высших животных. По мнению Спенсера, игра – это чрезмерная человеческая активность, а ее возможности невозможно исчерпать в обыденной жизни. В целом, Спенсер, выдвинул теорию избытка нервных сил и компенсаторности [28, с. 152].
Швейцарский ученый К. Гросс выдвинул теорию инстинктивности, функции упражнения в игре, предупреждения инстинктов. По данной теории, игра является школой поведения, подготовкой к дальнейшей трудовой деятельности и жизни, то есть средством естественного самовоспитания [10, c. 56-58].
Данную теорию поддерживал и американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк, который утверждал, что игра является наследственным инстинктом [10, с. 58].
Американский психолог Г. С. Холл выдвинул идею рекапитуляции и ан-тиципации, которая выражалась в сокращенном повторении основных этапов развития человечества. Холл полагал, что играя, ребенок выражает определенные типы деятельности, последовательность которых можно проследить на протяжении истории человечества [11, с. 18].
Австрийский психолог и психиатр А. Адлер утверждал, что в процессе игры ребенок реализовывает свои желания, которые невозможно осуществить на самом деле [11, с. 19].
Основатель психоанализа З. Фрейд, являвшийся учителем Адлера, развил мысль о компенсаторном характере игры, связав ее с бессознательными механизмами психики. Первая функция игры, по Фрейду, – это символическая реализация бессознательных влечений, что дает очищение и оздоровление психики. Вторая функция игры связана с тем, что в ней разрешаются, снимаются травматические ситуации, являющиеся источником невроза. Фрейд считает игру полезной, так как она вызывает удовлетворение и очищение, дает возможность самовыразиться, освободить чувственность, познать и испытать себя [30, с. 251].
Немецкий психолог К. Бюлер также видит в игре деятельность, которая совершается для получения удовольствия. В своей теории он обращает внимание на то, что в игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удовольствие [11, с. 19].
Нидерландский историк и философ Йохан Хейзинг определяет игру, как добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь [26, с. 15]. Идеи Хейзинга актуальны и в наши дни. Ученый своей книгой «Человек играющий» доказывает, что творчество человека есть момент игры как момент истины. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах,Хейзина приходит к важнейшим обобщениям: игра – необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования.
Таким образом, разрабатывая свои философские, психологические и эстетические взгляды, описанные мыслители касались игры, как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая ее происхождение с происхождением искусства.
Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали и отечественные психологи и педагоги.
Родоначальником теории игры в отечественной науке считается русский педагог, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский (1823-1870). Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Выступая против чисто гедонистической (удовольствие) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Игра по Ушинскому – своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно созна-тельной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, – пишет Ушинский,- что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка» [14, с. 26]. Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.
Советский психолог и философ С. Л. Рубинштейн (1889-1960) также од-ним из первых сделал попытку создать отечественную теорию игры. Рубин-штейн понимает игру, как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность,изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир». Мотивы игры кроются в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью. Рубинштейн вывел два основных положения, определяющих сущность игры. Первое состоит в том, что мотив игры заключается не в утилитарном эффекте и вещном результате, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка…», второе – особенность игры, выведенная С. Л. Рубинштейном, состоит в том, что «игровое действие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту». Игра для ребенка является средством реализации его потребностей и запросов в пределах его возможностей [24, с. 218-220].
С этим утверждением созвучна точка зрения Н. П. Аникеевой, считающей, что сущность игры состоит в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями [2, с. 25].
Подчеркивая острую необходимость в толковании сущности игры, О. С. Газман определил в самом общем виде детские игры как «состояния, со-провождающие те занятия, действия, формы общения детей, которые не носят обязательного характера, но доставляют чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. При этом достижение – это всегда процесс, требующий волевых и прочих духовных или физических усилий» [9, c. 16].
Выводы о том, что игра является осмысленной деятельностью, развивал в своих трудах и советский психолог, философ, педагог А. Н. Леонтьев (1903-1979). Он считал игру ведущим типом деятельности дошкольника. А. Н.Леонтьеву принадлежит следующая мысль: «Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия». Таким образом, заключает он, овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действий, может совершаться только в игре. «Что представляет собой вообще ведущая деятельность? Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения психики ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [20, c. 303-323].
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер.
В теориях швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже (1896-1980) и американского психолога К. Левина (1890-1947, а также в работах отечественных психологов Л. С. Выготского (1896-1934, Д. Б. Эльконина (1904-1984) моделирующая и ориентационная функции игры объясняются способностями ребенка оперировать игровыми символами.
Так, Д. Б.Эльконин пишет: «Мир ребенка – это, прежде всего, взрослый человек, как важнейшая часть окружающей ребенка действительности, часть мира взрослых» [33, с. 20]. То есть основным звеном в его теории является историческое происхождение детской игры, так как игра определяет некую роль, которая возникает в процессе развития общества и места ребенка в этом обществе.
Л. С.Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре пытается сделать прыжок над уровнем своего общего поведения». Л. С. Выготский видел аналогию игры с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой, с его точки зрения, всецело совпадают с признаками игры, за исключением результатов; следовательно, «психологическая природа игры и труда совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни» [8, с. 162-176].
Значительный интерес представляет теория детской игры, развиваемая в контексте операциональной концепции интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Исследователь сосредоточил внимание на роли игры в развитии мышления ребенка. Игровая деятельность представляет собой, согласно Пиаже, ассимилятивную деятельность, в которой ребенок, накладывая на реальность имеющиеся у субъекта схемы действия, осваивает и подчиняет реальность. Символический характер игровой деятельности обеспечивает условия перехода от сенсомоторного интеллекта, ограниченного жесткими пространственно-временными рамками, к репрезентативному и вербальному интеллекту, обеспечивая формирование операций [23, с. 35-38].
Педагогическая характеристика «Готовность ребёнка к школе» «Готовность ребёнка к школе. Педагогическая характеристика» воспитатель : Бутенко Н. В. Готовность к школьному обучению можно определить.
Характеристика дидактических игр, как вида игровой деятельности В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как ведущая деятельность детей на протяжении всего дошкольного детства, оказывающая.
Конспект совместной игровой деятельности взрослых и детей по развитию психолого-педагогической компетентности родителей «Поиграем вместе с мамой» во 2 младшей группе Цель: способствовать созданию положительных эмоций, переживаний детей и родителей от совместного.
Педагогическая характеристика семьи 1. Состав семьи, образование ее членов, имел ли место распад семьи: полная малодетная семья; мать — среднее специальное образование, отец.
Психолого-педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК детского сада (1– 2 года) Психолого – педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК МДОУ д/с №59 (1 – 2 года) (Составляется описательно, без подчеркивания).
Психолого-педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК детского сада (2–3 года) Психолого – педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК МДОУ д/с №__ (2-3 года) (Составляется описательно, без подчеркивания).
Психолого-педагогическая характеристика на девочку 4,5 лет Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. 1 (4 лет 6 мес.) 1. Анамнестические данные Ребенок от второй беременности (первая беременность.
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника по окончанию логопедической группы ДОУ Характеристика обучающегося (воспитанника) Общие сведения: Фамилия, имя, отчество ребенка Иванов Иван Иванович Дата рождения 23.06.2011г.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.
Бюлер считал что главная мотивация игр это
Предмет: Психология и педагогика игры
механические
произвольные
оперативные
ситуативные
А.С. Макаренко
Л.С. Выготский
В.В. Знаков
Б.А. Ананьев
Подростки
дошкольного
Младшие школьники
Дети раннего возраста
. отмечал, что духовная жизнь ребенка полноценна, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,творчества
В.Л. Сухомлинский
Е.А. Покровский
А.В. Запорожец
Р.С. Буре
основу для самопринятия человека
зону ближайшего развития
зону актуального развития
предпосылки для становления личностной рефлексии
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими
игровые операции
результат игры
К.Л. Бюлер
В. Штерн
К. Гросс
С. Витгенштерн
М. Лацарусом
Л. Шаллером
А. Фрейд
В. Штерном
Педагог. считал, что игра имеет для ребенка то же значение, какое у взрослого имеет работа, служба, и что каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе
С.Т. Шацкий
А.И. Кочетов
Ю.К. Бабанский
А.С. Макаренко
функцию
смысл
механизм
Сюжетом детской игры как процесса…
являются игровые действия как средство реализации этих ролей
являются реальные отношения между играющими
является игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными
является область действительности, условно воспроизводимая в игре
Появление первых детских садов связано с именем
И.Г. Песталоцци
Р. Штайнера
Ф. Фребеля
об управлении
Вещи и слова
Государство
Главная линия становления личности заключается в развитии и усложнении ее ориентировок как наиболее важных, прежде всего, для развития психических аспектов деятельности, на основе которых появляется возможность саморегуляции поведения, как предполагает.
Л.И. Божович
П.Я. Пономарев
А.В. Запорожец
М.И. Лисина
Игровая терапия эффективна при работе с детьми и взрослыми с различными проблемами, при этом ее применение исключают при.
невротических расстройствах
тяжелых случаях аутизма, неконтактной шизофрении
тревожности, фобиях
поведенческих расстройствах
театрализованные
народные
словесные
подвижные
Дж. Локком
И.В. Гербартом
И.Г. Песталоцци
А.В. Дистервегом
обучение
общение
самоактуализация
удовольствие
саморегуляции
рефлексии
сознания
с помощью игровых действий
символическим образом
аффективно
помощника
арбитра
наставника
руководителя
Согласно Ж. Пиаже, внутренний мир ребенка построен по …внутренний мир взрослого
совершенно иным законам, чем
тем же самым законам, что и
сходным законам, что и
В игре ребенок создает, согласно Л.С. Выготскому. ситуацию, что становится возможным на основе расхождения видимого и смыслового поля, появляющегося в дошкольном возрасте.
проблемную
реальную
социальную
мнимую
Дж. Брукс
Ф. Зандер
Ф. Фребель
П. Робен
сотрудничества
кооперации
соревнования
конфронтации
Один ив основателей юнгианской песочной психотерапии
Л. Штейнхард
О Д. Кальф
К. Хорни
А. Адлер
познавательную
личностную
учебную
коллективную
Г. Гуг-Гельмут
М. Кляйн
3. Фрейдом
А. Фрейд
взаимодействия между сверстниками
своих накопленных знаний, умений, навыков
действий взрослых и отношений между ними
профессиональной деятельности
Ж.-Ж. Руссо
Я. Корчак
Я.А. Коменский
… отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника.
В игре ребенок учится действовать с … предмета, ребенок дает ему новое игровое название и действует с ним в соответствии с этим названием
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является …
В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» педагог … отметил, что различные типы детей возникают в условиях их семейной жизни и воспитания
Игра – это особый вид …, предполагающий воссоздание и усвоение ребенком общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется его самоуправление поведением
К играм, возникающим по инициативе ребенка, т.е. самодеятельным играм, относят …
сюжетно-ролевые игры
настольные игры
дидактические игры
игры-соревнования
Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры – …
Один из основателей юнгианской песочной психотерапии – …
К. Хорни
А. Адлер
Д. Кальф
Л. Штейнхард
Проблема игры изучалась Ж. Пиаже в связи с проблемой детского …
поведения
эгоцентризма
инфантилизма
общения
Среди основных функций специалиста в игротерапии и в игровой психокоррекции можно выделить: создание атмосферы принятия ребенка; эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и … его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме
Сюжет и содержание игры воплощаются, согласно Д.Б. Эльконину, в …
Среди функций игры выделяются: развлекательная, коммуникативная, самореализации, игротерапевтическая, коррекционная, социализации, межнациональной коммуникации и … функция
Симптоматическая психокоррекция – это кратковременное воздействие на человека с целью снятия острых … отклонений в его развитии
Ф. Фребель создал «…» – пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений
Беседы с учителем
Великую дидактику
Дары
Материнскую школу
Теории игры в зарубежной и отечественной психологической науке
«Теории игры в зарубежной и отечественной психологической науке».
Карл Гросс (швейцарский учёный)
Игра служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых.
Ига́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (немецкий поэт и философ)
Шиллер у сматривает источник игры в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.
Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет иногда и утомлённый человек, переходя к игре как к отдыху. Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил является формалистической, поскольку она берёт динамический аспект игры в отрыве от её содержания. Именно поэтому эта теория и не в состоянии объяснить игры.
Герберт Спенсер (английский философ и социолог)
Такое понимание игры, будучи принципиально неправильным, фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо во всяком случае лишь к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие её формы.
Вильям Штерн (немецкий психолог)
«Зарей серьезного инстинкта»
Штерн назвал игру зарей серьезного инстинкта. Игра, по его мнению, это упражнение наследственных механизмов поведения.
И гра мыслится проявлением неразвитых, зачаточных функций и тенденций. Во-первых, будь это так, автору не следовало бы говорить об игре взрослых, а счесть игру лишь явлением детского возраста. Во-вторых, известны факты игры, о которых никак нельзя сказать, что они представляют собой проявление сил, пребывающих в зачаточном состоянии.
Карл Людвиг Бюлер (немецкий психолог и лингвист)
Теорию функционального удовольствия
И опять-таки не подлежит сомнению, что такая теория в целом неудовлетворительна. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонической теории деятельности, т.е. теории, которая считает, что деятельность человека регулируется принципом удовольствия или наслаждения, и страдает тем же общим недостатком, что и эта последняя.Эта гедоническая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально-аффективной окраске. Признавая определяющим для игры фактором функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования, эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма. Такое понимание игры, будучи принципиально неправильным, фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо во всяком случае лишь к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.
Теории Холла (американский психолог)
По мнению Холла, игра по своей форме и содержанию повторяет историю развития человеческого общества.
В теория рекапитуляции Ст. Холл развитие ребенка рассматривается как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития.
Игра представляет собой скорее бессознательное воспоминание прошлого — не собственного, а рода, — а не продукт фантазии, это — скорее мнемический процесс, а не проявление фантазии. Но последнее утверждение расходится с общепринятым мнением о том, что природа игры имеет фантазийный характер.
Зи́гмунд Фрейд (австрийский психолог, психиатр и невролог), Альфред А́длер
Фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать.
Лев Семёнович Выготский (советский психолог)
Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребёнок, играя, создаёт себе «мнимую» ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем «переносным» значениям, которые он при этом придаёт окружающим предметам.
Основные недостатки этой трактовки игры таковы: 1) Она сосредоточивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к «мнимой», как источник игры, могла бы быть понята лишь как отклик психоаналитической теории игры. 2) Интерпретация игровой ситуации, как возникающей в результате «переноса» значения, и тем более попытка вывести игру из потребности «играть значениями» является сугубо интеллектуалистической. 3) Превращая хотя и существенный для высоких форм игры, но производный факт действования «в мнимой», т. е. воображаемой, ситуации в исходный и потому обязательный для всякой игры, эта теория, неправомерно суживая понятие игры, произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребёнок, не создавая никакой мнимой ситуации, разыгрывает какое-нибудь действие, непосредственно извлечённое из реальной ситуации (открывание и закрывание двери, укладывание спать и т. п.). Исключая эти ранние формы игры, эта теория лишает себя возможности понять игру в её развитии.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (грузинский советский психолог и философ)
Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших ещё применения в реальной жизни функций к действованию. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни.
С ерьёзный минус этой теории в том, что она рассматривает игру, как действие изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, по существу своему в формальную активность, не связанную с тем конкретным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в её конкретных проявлениях.
Л. Шаллером, М. Лацарусом, Х.Штейнталем (немецкие психологи)
Теория «активного отдыха»
Согласно этой теории, кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии.
Такая трактовка игры, ее целей и функций, впрочем, как и трактовка Спенсера, разумеется, в большей степени свойственная миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть совершенно различны.