бюджет ппо что это
Подключение к системе «Электронный бюджет»: пошаговая инструкция
ГИИС «Электронный бюджет» — это государственная интегрированная информационная система, созданная Министерством финансов РФ. Заказчики обязаны подключиться к ней, чтобы планировать закупки.
Что такое «Электронный бюджет»
В постановлении правительства №658 от 30.06.2015 указано, что такое «Электронный бюджет» и для чего он нужен: программа разработана с целью увеличения прозрачности и открытости основной деятельности государственных органов и используется в управлении общественными финансами.
При помощи программы планирования ГИИС «Электронный бюджет» повышается качество менеджмента госорганов посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий и создания единого информационного пространства в среде управления государственными, муниципальными, общественными финансами.
Концепция разработки создания ГИИС «Электронный бюджет» подтверждена в РП №1275-р от 20.07.2011. Регулирует порядок работы системы постановление правительства №658 от 30.06.2015.
В интернете найти единый портал бюджетной системы Российской Федерации можно по адресу http://budget.gov.ru/.
Система состоит из нескольких подсистем, направленных на осуществление тех или иных операций в финансовой сфере:
В программе обязаны зарегистрироваться и работать следующие пользователи:
Размещение планов-графиков производится при помощи подсистемы «Управление финансами», если заказчиком выступает РФ. Бюджетные заказчики формируют и публикуют планы-графики в ЕИС. Интегрированный «Электронный бюджет» для бюджетных учреждений — это программа, в которой бюджетники дублируют плановую документацию (приказ Минфина №173н от 29.12.2014). Информация о планировании бюджетного заказчика передается в территориальный отдел ФК.
«Электронный бюджет» Минфина и Федерального казначейства
Вот как выполнить вход в личный кабинет на официальном сайте «Электронного бюджета» по ЭЦП — перейти на сайт http://budget.gov.ru/, ввести логин и пароль, подтвердить электронной подписью.
С помощью подсистем Минфина у организаций появляется возможность:
В модуле «Электронный бюджет» Федерального казначейства предусмотрены следующие функции:
Подключение и начало работы
Регламент закреплен в письмах Минфина о подключении пользователей к государственной системе. В первую очередь в организации необходимо выпустить приказ о назначении ответственных за работу в «ЭБ» лиц, определении сотрудников, уполномоченных на подготовку документации, размещаемой в подсистемах. В приказе утверждают обязанности каждого ответственного работника. Под распоряжением ставятся подписи об ознакомлении каждого сотрудника с содержанием внутриорганизационного документа.
Вот пошаговая инструкция, как работать в электронном бюджете пользователям.
Шаг 1. Произвести полную диагностику и подготовку автоматизированных рабочих мест к работе с ГИИС «ЭБ» в соответствии с системными требованиями.
Шаг 2. Подготовить для каждого исполнителя квалифицированные ключи ЭЦП. Новые ключи получают только для тех, кто ранее не работал в ЕИС. Остальные используют ЭЦП, действующие в Единой информационной системе.
Шаг 3. Установить корневой и промежуточный сертификаты в хранилище компьютера.
Шаг 4. Проверить актуальность версии «КриптоПро CSP» (нужна не ниже 4.0).
Шаг 5. Установить ПО Windows Installer, все необходимые драйверы носителя информации сертификата пользователя, программы «Континент TLS VPN Клиент» и Jinn-Client.
Шаг 6. Установить ПО «eXtended Container» для отображения сертификатов, выданных по ГОСТ 2012.
Шаг 7. Оформить и отправить в ТОФК заявку на подключение по специальной унифицированной форме (письмо Минфина №21-03-04/61291 от 20.10.2016). К заявке необходимо приложить приказ о назначении ответственных лиц, файлы сертификатов ЭЦП, подписанное каждым ответственным сотрудником согласие на обработку персональных данных, заявку и доверенность на получение СКЗИ по форме, утвержденной Минфином (письмо №21-03-04/35490 от 17.06.2016).
Шаг 8. Дождаться результатов проверки переданного в ТОФК пакета документов с заявкой на подключение и при необходимости внести исправления и дополнения.
Шаг 9. После успешной проверки установить на рабочем месте СКЗИ, зарегистрировать новых исполнителей в ЕИС, установить новые сертификаты ключей ЭЦП и ввести данные ответственных сотрудников в систему «ЭБ» с одновременным определением ролей каждого исполнителя.
Шаг 10. Подключиться к системе «Электронный бюджет», войти в личный кабинет и начать работу в нем.
Чтобы войти в модуль Минфина «Бюджетное планирование», необходимо осуществить вход в личный кабинет «Электронного бюджета» по сертификату пользователя:
Установите корневой сертификат Минфина на персональный компьютер и войдите по сертификату и электронной подписи.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Кому нужно ППО и в чем его ценность
Ведущий системный аналитик AGIMA
Прежде чем создавать новый цифровой продукт, улучшать или перерабатывать уже готовый, важно зафиксировать, в каком виде он находится, и каковы требования к его будущему состоянию. Исходя из этих требований, формируются границы проекта по созданию и развитию продукта.
Дмитрий Теслев, ведущий системный аналитик в компании AGIMA, рассказывает, что такое предпроектное обследование, зачем оно нужно, и какой профит может получить бизнес от этого этапа. Колонка будет полезна тем, кто разрабатывает и развивает цифровые продукты, продакт овнерам, предпринимателям и аутсорс-компаниям.
Содержание
Мы занимаемся разработкой сложных продуктов на заказ. Для нас крайне важно до начала основных работ по проекту иметь о нем как можно больше структурированных знаний.
С их помощью мы должны ответить на ряд вопросов: каковы будут скоуп, структура и функционал продукта? В чем состоят ожидания заказчика? Каковы сроки и стоимость выполнения работ? Какие функции войдут в MVP?
Инструментом, который дает нам ответы на все вопросы, является предпроектное обследование. Для краткости будем дальше использовать стандартное сокращение — ППО.
Нам бы хотелось, чтобы эта статья была полезна тем участникам процесса разработки цифровых продуктов, которые работают с ним на начальных этапах.
Первые — это представители заказчика: руководители бизнес-юнитов, стейкхолдеры, технические специалисты, специалисты обеспечивающих подразделений, которые в ходе своей работы сталкиваются с заказами на создание или принятием первоначальных этапов работ по созданию ПО.
Также это наши коллеги — представители других студий, которые могут сравнить свои процессы с нашими. Третья группа — это менеджеры проектов. Для них мы постараемся донести представление о ценности этапа предпроектного обследования с точки зрения всего производственного цикла.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
Что такое ППО и как оно выполняется
Предпроектное обследование — это та часть проекта, которая выполняется между точкой инициации и началом основных работ. Задача этого этапа — получить значимое представление о проекте за разумный срок, чтобы дать максимально точную и обоснованную оценку состава, сроков и стоимости дальнейших работ.
Мы изучаем требования к продукту, которые предъявляет бизнес, исследуем предметную область и ограничения внешней среды. После этого мы подготавливаем ряд артефактов (документов), в которых под разными углами структурируем информацию о будущем проекте.
Из чего состоят результаты ППО
Разберем более детально типичные артефакты ППО.
Полезно использовать следующую структуру документа:
На наш взгляд, для составления и дальнейшей работы лучше всего подходит табличная форма, где в первой колонке будет раздел или фича, а во второй — функция. Обычно мы делим функции по следующим ролям: пользователь (П), бизнес-пользователь (БП), администратор (А), система (С).
Фича | Функция |
Новостная лента | П. Просмотр ленты новостей |
Новостная лента | БП (контент-менеджер). Управление содержимым новостей и параметрами новостной ленты |
Новостная лента | А. Управление шаблонами новостей |
Новостная лента | С. Интеграция с хранилищем фотографий по существующему API. |
Помимо оценки, декомпозированные таким образом функции позволяют легче собрать use-case конечного пользователя продукта и АРМ внутренних пользователей для размещения их в соответствующем разделе Vision.
Типовые ситуации «входа» в ППО
Так как ППО не является первым этапом проекта, то вход в него для сторонней организации может быть достаточно разным.
Наш опыт позволяет сгруппировать проекты по степени их готовности к выполнению ППО:
Зачастую, в зависимости от описанных выше позиций заказчиков, дальнейшие взаимоотношения после выполнения ППО складываются по следующим сценариям:
Как улучшить скоуп проекта
Мы считаем, что самым важным результатом ППО является корректное определение скоупа проекта. Редко когда можно сходу его определить, так как полным пониманием не владеет ни одна из сторон.
Приведем несколько типичных проблем и способов их решения для приведения скоупа к нормальному виду, который позволит на его основе выполнить функциональную декомпозицию и оценку проекта.
Ценность для заказчика
Заказчик, получив артефакты ППО, находится в принципиально иной позиции, чем до его начала. Он понимает границы проекта, внутреннюю структуру будущего продукта, стоимость, очередность выполняемых работ, состав MVP и перспективы его развития. После этого он может принять обоснованные решения о продолжении работ, об отказе от проекта, о выставлении работ на тендер.
В итоге он получает структурированные требования к продукту, знания об оценочной стоимости работ, их этапах и сроках.
Ценность для исполнителя
Основная ценность для исполнителя — лучшее понимание проекта. Структурированное понимание состава, сроков и очередности реализации функций позволяет улучшить планирование ресурсов: когда требуется подключать ресурсы заказчика или других исполнителей, и как выстроить взаимодействие с другими командами, если на смежных задачах работают несколько команд одновременно.
Декомпозиция дает понимание, какая функция приоритетнее и должна быть сделана раньше, а какая — в следующем релизе.
Стоимость проекта детально обоснована до уровня функции определенной роли. Это помогает на последующих этапах, связанных с защитой финансирования и оценкой эффективности реализации.
Ценность для продукта и проекта
По итогам ППО снижаются риски неисполнения, так как проект делится на понятные всем сторонам этапы с соответствующим наполнением.
Подробная оценка длительности работ на основе декомпозиции избавляет участников от «излишнего оптимизма» — недооценки времени на реализацию.
Исполнитель и заказчик становятся понятнее друг для друга, что в дальнейшем облегчает коммуникации, а это в конечном итоге наполняет продукт большей пользой для конечного потребителя.
Тема 3: «Государственный бюджет. Бюджетное устройство»
1) Государственный бюджет, его сущность и роль;
2) Бюджетное устройство и бюджетная система РФ;
3) Состав и структура доходов и расходов бюджета;
4) Бюджетный дефицит;
5) Бюджетный федерализм.
Вопрос 1 – См. тему «Финансы и финансовая система», вопрос 2.
Бюджетная система (Ст. 6 БК РФ) – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственное устройство определяет административно-территориальное деление страны, уровни и органы государственной власти, основы разграничения их полномочий.
Уровень бюджетной системы – совокупность определенных видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти.
Унитарное государство | Федеративное государство | ||
1-й ур. | Бюджет центрального органа власти (Бюджет Центрального Правительства) | 1-й ур | Бюджет Федерального органа власти (Федеральный бюджет) |
2-й ур | Местные бюджеты | 2-й ур | Бюджеты субъектов Федерации |
Государство с единым органом управления (Сингапур, Монако) | Государство с многоуровневым органом управления (Испания, Швеция, Турция, Египет, Китай, Франция, Италия, Япония, Португалия, Великобритания, Норвегия, Корея и т.д) | 3-й ур | Местные бюджеты |
Федерация | Конфедерация | ||
(США, Мексика, Канада, Россия, Германия, Австрия). Члены Федерации имеют собственные Конституции, свои законодательные, исполнительные и судебные органы. Все уровни автономны. У всех членов властные полномочия и собственные права. Органы управления избираются. | (Евросоюз, СНГ). Договор (Конституция) гарантирует государственным членам независимость от Центрального Правительства. Центральный орган имеет ограниченные полномочия. |
Ст. 10 БК РФ: Бюджетная система РФ – это Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных органов, местные бюджеты, в т.ч.:
Уровни власти | Ветви власти | |
Законодательная | Исполнительная | |
1-й: Федеральный (власть государства) | Федеральное Собрание (Парламент): 1) Гос. Дума; 2) Совет Федерации | Правительство |
2-й: Региональный, уровень субъектов (власть государства), Москва, СпБ | Республика: Парламент | Правительство |
Область: Обл.Дума; Край: Краевая Дума; Округ: Окружная Дума | Администрация | |
3-й: Местный (власть органов местного самоуправления) | Город: Городская Дума; Район: Совет народных депутатов | Администрация |
Бюджеты 2-ого уровня:
1) Республиканские бюджеты республик;
2) Областные бюджеты областей;
3) Областные бюджеты автономных областей;
4) Окружные бюджеты автономных округов;
5) Краевые бюджеты краев;
6) Городские бюджеты городов федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.
Бюджеты 3-его уровня:
1) Районные бюджеты районов;
2) Городские бюджеты городских округов;
3) Районные бюджеты районов в городских округах (Москва, Санкт-Петербург);
4) Сельские бюджеты;
5) Поселковые бюджеты.
Консолидированный бюджет РФ (Ст.13 БК РФ) – это федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет субъектов РФ (Ст. 14 БК РФ) – это бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав такого субъекта без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет муниципального района (Ст.15 БК РФ) – это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Бюджетные правоотношения – это особая форма распределительных и перераспределительных отношений, связанных с созданием и расходованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей и финансирования социально-экономических программ.
Доходы бюджета (Ст.6 БК РФ) – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Согласно ст. 40 БК РФ выделяют следующие виды доходов бюджета:
1) Налоговые доходы;
2) Неналоговые доходы;
3) Безвозмездные поступления.
Доходы Федерального бюджета (Гл. 7 БК РФ, ст. 50, 51, 53);
Доходы бюджетов субъектов (Гл.8 БК РФ, ст. 56, 57, 58);
Доходы местных бюджетов (Гл. 9 БК РФ).
Расходы бюджета (Ст.6 БК РФ) – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Формирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязанностями, обусловленными разграничением полномочий органов власти всех уровней, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов, согласно законодательству.
Расходные обязательства (Гл. 11 БК РФ, ст. 84-86) – обязанности публично правового образования (ППО) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному ППО, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
ППО – это РФ, субъект РФ или муниципальное образование.
Органы государственной власти и органы МСУ обязаны вести реестр расходных обязательств.
Реестр расходных обязательств – это свод (перечень) законов нормативно-правовых актов (НПА), муниципальных правовых актов, используемый при составлении проекта бюджета; законы и НПА обуславливают публичные нормативные обязательства или правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений законов и НПА с оценкой объемов бюджетных ассигнований.
Бюджетные ассигнования (Ст. 69 БК РФ) – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Необходимо формировать обоснования бюджетных ассигнований.
Обоснования – это документ, характеризующий выделение средств (ассигнований) в очередном финансовом году и плановом периоде.
Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству или объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных или муниципальных услуг.
В расходной части бюджета кроме внебюджетных фондов предусматривается создание резервных фондов. Ст. 81 БК РФ регулирует это положение.
Размер резервных фондов не может превышать 3-х % общего объема расходов. Обязательно формировать отчет об использовании средств резервного фонда.
Ст. 82 БК РФ предлагает формирование резервного фонда Президента РФ, размер которого не более 1-го % утвержденных расходов федерального бюджета.
Федеральный бюджет | Бюджет субъектов РФ | Местный бюджет |
Не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета. | Не должен превышать 15% утверждённого общего годового объёма доходов бюджета субъекта без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений. | Не должен превышать 10% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
Если доля межбюджетных трансфертов в течение 2 из 3 последних финансовых лет превышает 60% объёмов собственных доходов консолидированного бюджета субъекта (10% собственных доходов местного бюджета), дефицит бюджета не должен превышать собственно по субъекту 10% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (5% местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).
Нефтегазовый дефицит федерального бюджета (ст. 96.7) – это разница между объёмом доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объёмом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 47% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП, который будет указан в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Нефтегазовые доходы федерального бюджетаиспользуются для финансового обеспечения нефтегазового транспорта, а также формирование Резервного фонда и Фонда будущих поколений (ст. 96.6).
К нефтегазовым доходам относят доходы от уплаты:
1) налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ, конденсат);
2) вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, на товары, выработанные из нефти (мазут, масла, бензин).
Нефтегазовый транспорт(ст. 96.8)–это часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита бюджета за счёт нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда.
Резервный фонд(ст. 96.9)–это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового транспорта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для осуществления указанного транспорта.
Размер Резервного фонда составляет 10% прогнозируемого ВВП.
Источники формирования:формируется за счёт нефтегазовых доходов в объёме превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового транспорта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины и доходов от управления средствами Резервного фонда.
Фонд будущих поколений(ст. 96.10)(фонд национального благосостояния)будет использоваться для совместного с гражданами финансирования государством накопительных пенсий из расчёта 1 рубль гражданина 1 рубль государства.
ФБП –это часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению.
Источники формирования:
— нефтегазовые доходы в объёме превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового транспорта в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает либо превышает его нормативную величину;
— доходы от управления средствами фонда. Управление средствами фонда осуществляет Министерство финансов.
Источники финансирования дефицита бюджета(ст. 94, 95, 96).
Федеральный бюджет формируется за счёт внутренних и внешних источников.
К внутренним источникам относится разница между:
1) средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, и средствами, направленными на их погашение;
2) средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов;
3) средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов, и суммой предоставленных прочих кредитов;
4) полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами;
5) полученными и погашенными кредитами кредитных организаций, международных финансовых организаций;
6) изменение остатков средств на счетах по учёту средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года и иные источники.
К внешним источникам относится разница между:
1) средствами, поступившими от размещения государственных займов в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
2) полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государств, кредитами кредитных организаций и иные источники.
Бюджетный кредит(ст. 93.2)–это денежные средства, предоставленные бюджетом другому бюджету РФ, юридическому лицу (исключение государственные и муниципальные учреждения), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
Бюджетный федерализм –это система налогово-бюджетных взаимоотношений вышестоящего и нижестоящих органов власти и управления на всех этапах бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения –это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.