бюджет фильма это что значит
Что такое «Голливудская бухгалтерия», и каков был бюджет известных фильмов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чтобы получить – отдай
Больше половины расходов на фильм обычно связано с оплатой работы актеров и остальных участников съемочного процесса. Причем из этой суммы львиную долю обычно получают режиссер и несколько крупных звезд, а остальное делится между артистами более мелкого пошиба и другими работниками. Эти суммы огромны, так как в создании картины сегодня участвуют множество людей. Обычно «бригада» одной ленты состоит из нескольких тысяч специалистов, и многие из них тоже являются звездами в своем деле.
Также дорого – до 15% от расходов может стоить сценарий или права на экранизацию. Кстати, наиболее затратными на сегодняшний день являются фильмы в жанре фэнтези, и это неудивительно – ведь на создание совершенно нового мира приходится потратить много денег и гораздо больше семи дней.
Надо уметь считать!
Однако, если поковыряться в гигантских бюджетах с пристрастием, можно обнаружить странные факты. Их совокупность сегодня даже получила особое название – «Голливудская бухгалтерия». Например, иногда обнаруживается, что космические суммы во время съемок уходят на обеспечение работников студии… кофе и пончиками, или расходы на рекламу фильма превышают все мыслимые приделы. В таком случае, скорее всего, создатели кинематографического шедевра пытаются заранее уйти от ожидающих их сверхприбылей. Кому они нужны (ну, во всяком случае на бумаге), если от них потом будут рассчитываться налоги или дополнительный процент зарплат? Самый громкий скандал по этому поводу разразился в конце 90-х в связи с фильм «Форрест Гамп». Лента, согласно представленной документации, получилась убыточной. И люди, которые по договору должны были получить доход от чистой прибыли, остались крайне недовольны. Так, автору романа Уинстону Груму выплатили за экранизацию всего лишь 250 тысяч долларов (для сравнения, гонорар режиссера Роберта Земекиса превысил 40 миллионов). Этот скандал перерос в долгие судебные процессы и показал, что намного выгоднее получать процент с суммы проката, но требовать такие условия для себя могут лишь крупные звезды кинематографа.
«Цыплят по осени считают»
Многомиллионные бюджеты фильмов тратятся не зря, ведь в случае успеха прибыль может составить десятки миллиардов! Вопрос доходов тоже достаточно запутан. Точный доход от фильма подсчитать достаточно сложно, так как он связана не только с прокатом, но и с продажей ленты на различных носителях (сегодня сюда добавляется еще доход от легального просмотра через интернет), продажа сопутствующих товаров и права на телевещание также добавляют в общую копилку, и немало. Так, например, «Король лев» от проката и продаж принес «всего» 2 миллиарда долларов, за билеты на одноименный мюзикл удалось выручить дополнительно 6 миллиардов, да еще три – от продажи товаров с изображениями героев мультфильма.
Тем не менее, самым важным показателем прибыли обычно считают доход от проката фильма, и особенно – от первых недель показа, так как эта цифра обычно быстро показывает, понравился ли шедевр зрителям. Лидерами кинопроката на сегодняшний день все еще остаются «Аватар» и «Титаник», собравшие по всему миру примерно 2,8 и 2,2 миллиарда, соответственно. Однако, если учесть инфляцию, то оказывается, что ни один из современных фильмов не может побить рекорд 1939 года. Фильм «Унесенные ветром» собрал, в пересчете, на современные деньги, 3,7 миллиарда долларов. Именно он может поэтому считаться «самым кассовым фильмом» всех времен.
Настоящие провалы
Бывают в кинематографической индустрии и неудачи. Одной из последних стал, например, фильм «Хан Соло: Звездные войны. Истории». Пока лента лишь незначительно превысила свой бюджет (300 миллионов долларов), а для данного релиза это сопоставимо с провалом. Ожидалось от фильма намного больше.
Кстати, в этом вопросе никто не застрахован от неудач. Звездные имена вовсе не являются гарантией того, что фильм станет популярным. Так, например, фильм «Грайндхаус» снимали Квентин Тарантино и Роберт Родригес. Уже это одно должно было обеспечить ему успех, однако при бюджете в 67 миллионов долларов фильм окупился меньше чем наполовину. Такой «звездопад» очень удивил поклонников знаменитых режиссеров.
Считается, однако, что кассовый провал вовсе не означает, что фильм действительно слабый. Случается, что он просто вышел не в свое время. Показательным примером тут может служить самая первая экономическая катастрофа в истории кинематографа. Немой фильм Дэвида Гриффита «Нетерпимость», вышедший на экраны в 1016 году, так и не окупил вложенные в него 2 миллиона долларов. Однако он до сих пор считается шедевром американского кинематографа и входит в сотню лучших картин XX века (по версии AFI).
В российском кинематографе одним из самых громких экономических провалов до сих пор остается «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. Причем нельзя сказать, что фильм не понравился зрителям. Он даже входит в десятку самых кассовых отечественных лент, однако бюджет около 30 миллионов долларов, небольшой по голливудским меркам, оказался для нашего проката неподъемным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как устроена финансовая сторона кинобизнеса
Цифры бюджетов и сборов обсуждаются в новостях, касающихся практически каждого заметного отечественного или зарубежного фильма. Голливуд по этому поводу получает немало упреков. Критики говорят о том, что в отсутствии новых художественных идей и приемов кинематографисты из США кичатся уже не оригинальностью сюжета, а объемом потраченных средств. Деньги же становятся мерилом успеха картины. Неважно, сколько и каких статуэток она собрала, главное – цифра сборов. Если фильм окупился в прокате, то можно рассчитывать на появление его продолжения. В противном случае никакая высокая художественность не заменит миллионы и миллионы долларов.
Независимо от отношения к меркантильной стороне вопроса, в ней надо разбираться. Это мы и попробуем сделать хотя бы в общих чертах.
Содержание
Не отходя от кассы
В нашем мире наживы и чистогана все решают кассовые сборы. Под ними понимается общая сумма выручки, заработанная фильмом во всех странах за все время проката. Обычно в статистике отделяются сборы в США и в остальном мире. Для Голливуда целевым является, естественно, собственный рынок, тем более он объективно остается наиболее «денежным». Впрочем, в случае с блокбастерами планетарного масштаба сборы в остальном мире обычно превосходят общеамериканские.
Однако кинокомпании мало лишь отбить бюджет, ей нужно еще и заработать, чтобы иметь ресурсы для дальнейших проектов. Заработка ждут и привлекаемые инвесторы. Если прокатных денег недостаточно, то после ухода с больших экранов фильм начинают активно продавать на физических носителях и в онлайн-кинотеатрах, а также для показа на ТВ. Впрочем, главную кассу делают, конечно же, кинотеатры. Если в основном прокате картина провалилась, то от остальных способов распространения ждать большой прибыли не стоит.
Как формируется бюджет
Определяющая роль в запуске картины принадлежит продюсеру, то есть человеку (или компании), выделяющему деньги на съемку. В России режиссеры часто получают деньги (некоторую их часть) от государства, в Голливуде обычно работают коммерческие структуры.
Куда уходят деньги
Режиссер Павел Бардин отметил, что в кино особенно заметна ценность человека. Именно поэтому больше половины бюджета составляют гонорары. Их нужно платить не только актерам, но и тем, кто пишет сценарий, обслуживает технику, шьет костюмы, наносит грим, делает декорации, занимается компьютерной графикой, монтажом, озвучанием и прочей работой. Значительные деньги нужны на аренду павильонов и прочих мест для съемки, организацию выездов для работы съемочной группы на природе, постановку трюков.
Для успеха в прокате нужна хорошая рекламная кампания, причем расходы на маркетинг в некоторых случаях сравниваются с остальным бюджетом или даже превосходят его. Сама по себе даже очень хорошая картина выстреливает редко – время проката ограничено.
Мы делили апельсин
Момент истины наступает после нескольких недель показа картины в кинотеатрах. К этому времени обычно становится понятно, сколько заработал фильм, и каждая из сторон подсчитывает свои прибыли или убытки. После того, как половина сборов отойдет кинотеатрам, подсчитываются суммы, получаемые создателями картины. Здесь все зависит от тех договоренностей, на которых велась работа.
Финансовая история есть у каждой картины – эта сторона вопроса оценивается творцами едва ли не в первую очередь. Современное кино в большинстве своем похоже на аттракцион. Зритель должен сесть, пристегнуться, прокатиться по ухабам, получить впечатлений и оставить деньги в кассе. И желательно не предаваться слишком долгой рефлексии о пережитом приключении, потому что в следующий уик-энд подвезут новое.
Что входит в бюджет фильма.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления»
Кафедра управления в сфере культуры, кино, телевидения и индустрии развлечений
Форма обучения: очная
РЕФЕРАТ
«История продюсерства»
на тему «Бюджет фильма, виды бюджетов».
студент(ка) 2 курса 1 группы ___________ _____Н.В. Чепурнова__
_____________ _М. И.Косинова____
Содержание.
2. Что входит в бюджет фильма…………………………………………..…4
3. Виды бюджетов фильма
А) фильмы с маленьким или средним бюджетом……………………….6
Б) высокобюджетные фильмы…………………………………………….8
4. Образец бюджета кинофильма……………………………………………9
Бюджет фильмабудет состоять из расходов на «затратные элементы» с учетом длительности съемок. Посчитав, сколько будет стоить каждый элемент, продюсер определяет, сколько будет стоить весь фильм.
Но успех фильма в первую очередь складывается из хорошего сценария, требовательного к себе и своей работе режиссёра, ответственных, готовых биться за каждую сцену актёров. Но конечно, снимать фильм без бюджета – бессмысленно. Поэтому всё должно быть продумано заранее.
Что такое бюджет фильма.
Бюджет фильма – это смета на производство фильма видеостудией. Включает в себя данные о затратах на написание сценария, съемку, монтаж, зарплату актёрам, постпродакшн. Около 50% бюджета тратится на зарплату актёрам.
Что входит в бюджет фильма.
В бюджет фильма входит любая мелочь, связанная с производством данного фильма.
А)Сценарий. Сюда может входить покупка прав на экранизацию, либо доведение сценария до ума, либо покупка уже полностью готового сценария, а также зарплата всем задействованным в процессе лицам. При этом стоимость сценария сразу не рассчитать, так как всё зависит от того, каким путём будет получен сценарий.
Сценарные расходы – при расчете учитывать следующие моменты:
— гонорар автора сценария. Обычно определяется путем переговоров исходя из сложности работы и приблизительного общего бюджета проекта. Гонорар автора сценария за сценарий рекламного ролика – 100-1000 долларов США, сценарий полнометражного художественного фильма – до 15.000 долларов США, но не более 15% от бюджета фильма;
— Скорость написания сценария. Если сценарий требуется срочно, то следует повышение оплаты «за срочность».
— «Имя» сценариста. Здесь всё ясно. Чем известнее имя сценариста, тем выше оплата.
Б) Зарплата: актёрам, операторам, режиссёру, ассистентам, костюмерам, художникам, шофёрам и поварам.
Актеры – исполнители главных ролей – возможны два варианта оплаты (по договоренности). Первый – оплата труда актера за съемочный день. Позволительна на небольших проектах – клипы, реклама, либо в случае привлечения к проекту актеров-звезд. В остальных случаях рекомендуется устанавливать аккордную систему оплаты – актер получает гонорар за весь объем необходимой работы по факту ее выполнения. Возможен аванс, но не более 50%.
Оплата массовки – непрофессиональные актеры (как правило), либо студенты творческих ВУЗов (если необходима костюмированная массовка, например, при съемке исторических сложнокостюмированных проектов). Средняя оплата – от 50 до 500 рублей в день.
Режиссер-постановщик – автор произведения, ключевой «игрок» любого визуального проекта. Только гонорарная система оплаты. Возможен аванс до начала работы, но не более 30%. Остальная часть гонорара – после сдачи работы заказчику. Общемировая практика работы с режиссерами на полнометражных игровых проектах – «гонорар + % от проката», в России практически «не работает» по причине отсутствия национального проката вообще.
Оператор-постановщик – автор произведения, система оплаты 30-40% от гонорара, остальное – после отсмотра рабочего материала и приемкой его режиссером. На рекламе или музыкальном клипе гонорар оператора составляет 400 – 2.000 долларов США. Гонорар оператора, для простоты вычислений, можно рассчитывать, отнимая 25-30% от гонорара режиссера-постановщика.
Художник-постановщик – Для удобства – гонорар художника-постановщика, как правило, на 25-30% меньше гонорара оператора-постановщика. Возможен аванс до начала работ – не более 30-40 %, остальное – либо после отсмотра рабочего материала, либо после сдачи работы заказчику.
Композитор – автор произведения. В идеале композитор подключается к работе, особенно при создании полнометражных фильмов, с первого дня работы группы авторов фильма. Создание музыкальной партитуры – основной музыкальной темы фильма, требуется от композитора уже на этом этапе. Гонорар композитора на 10-15% ниже, чем у художника-постановщика
В) Проведение кастинга (либо наём соответствующего агентства для проведения кастинга).
Г) Аренда помещения, аренду или покупка нужного оборудования и материалов, реквизитов, приобретение разрешений на съёмки, а также питание и размещение команды.
Д) Пост-продакшн. В него входит качественный монтаж, добавление музыки и спецэффектов.
Пост-продакшн – это специальная обработка отснятого видеоматериала профессиональной студией. Специалисты в сфере создания рекламных видеороликов берут на себя сложную и интересную работу – они превращают видеоряд в яркий запоминающийся сюжет. Творческий процесс создания эксклюзивного продукта – продакшн, — включает множество этапов. При обработке видео о жизни какой-либо компании он может включать создание сценария, выстраивание материала в соответствии со сценарным планом, монтаж, обработку кадров для создания необходимого эффекта, профессиональное озвучивание, создание титров, и другое. В кинопроизводство или производство тематических видеороликов поступает простая последовательность кадров, а на выходе заказчик получает готовый видеопродукт.
Примерный перечень цен на постпродакшн. (http://glavproduction.com/prise)
Виды бюджетов фильмов.
Типичный бюджет Голливудской студии начинается от 50 миллионов долларов. Большая часть денег уходит на пару звезд и, возможно, на режиссера. Рассмотрим все виды бюджета, которые вам необходимо знать.
А) маленький и средний бюджет фильма (до 1,5 млн. долларов)
Малобюджетное кино не означает плохое. Многие культовые фильмы были сняты за небольшие деньги, и это не помешало им стать классикой. Мы живем в такое время, когда любой желающий может взять в руки камеру, снять кино и сделать себе на нем громкое имя.
Малобюджетные фильмы очень редко производят фурор в мире кино, поскольку изначально они не являются такими же захватывающими, как их высокобюджетные. Однако история современного кинематографа знает несколько фильмов, которые напрочь разбивают стандартную схему, и их кассовые сборы в несколько раз превышают затраты на производство.
Примеры малобюджетных фильмов:
1. «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)
2. «Паранормальное явление» (2007)
3. «Пила: Игра на выживание» (2004)
4. «Наполеон Динамит» (2004)
5. «Братья МакМаллен» (1995)
6. «Правильный путь» (2004)
Каждый дорогостоящий фильм может похвастаться идеальной картинкой, новшествами в манере съемки и спецэффектах. Многие современные крупнобюджетные фильмы выходят в форматах 3D и IMAX, снимаются, например, под водой или в новом разрешении. Каждый год зритель требует что-то необычное, и Голливуд несется вперед в попытке предложить еще никем не использованную идею. Некоторые режиссеры не могут помыслить своей жизни без технически продвинутых камер и последних технологий.
Еще одной отличительной чертой высокобюджетных картин является их возрастной рейтинг — как правило, на показ в кинотеатр допускаются зрители старше 13 лет, или вовсе старше шести. Семейные походы в кино приветствуются крупными студиями, а дети обеспечивают дополнительную прибыль. Кто, как не ребенок с энтузиазмом погрузится в эффектную и реалистичную сказку на экране, да еще и с 3D-очками! И родители, и кинотеатр в таком случае счастливы обоюдно. Показывать в кинотеатрах жесткие релизы с требованием 18+ или рейтингом R очень рискованно и в целом коммерчески невыгодно. Поэтому самые красивые и зрелищные вещи не бывают кровавыми и жестокими, они идеально подойдут для теплого уютного вечера всей семьей, вдвоем, в компании друзей или в одиночку с кружечкой ароматного кофе или стаканом поп-корна.
Крупный бюджет ленты гарантирует нам, зрителям, по крайней мере, одно: что фильм будет зрелищным. Вдвойне лучше, если он снят на основе книги, игры или комикса, то есть несет под собой качественную основу. А если не задумываться обо всех этих характеристиках, то лучше просто включить выбранное кино и наслаждаться титанической проделанной работой съемочной команды и пожелать им дальнейших успехов.
Список самых дорогих фильмов:
Люди «над линией», или как рассчитываются кинобюджеты
Сегодня бюджеты голливудских кинолент рассчитываются на компьютерах, но когда-то это делалось на обычном бумажном листе, разделенном горизонтальной линией на две части. В век цифровой бухгалтерии это разделение стало условным, но правила игры не изменились
Как и в любом бизнесе, в кинопроизводстве существует четкое разделение на тех, кто принимает решения, и тех, кто воплощает их в жизнь. Для того чтобы осветители, статисты и прочий киношный люд низшего звена мог что-то заработать в процессе съемок, над запуском каждого кинопроекта сперва трудится креативная верхушка – за этими важными персонами, без которых ничего бы не случилось, традиционно и забито пресловутое пространство «над линией». В «премиум-категорию» упаковывается труд сценаристов (а также цены на покупку авторских прав, если фильм базируется на литературном произведении или комиксе), гонорары продюсера, режиссера и их помощников. А еще зарплаты ключевых звезд, участие которых должно завлечь зрителей.
Если ты звездный режиссер или актер, ты можешь диктовать условия. Чем громче и известней твое имя, тем на больший кусок пирога ты можешь рассчитывать. В кругу всемирно известных кинозвезд типа Тома Круза или Уилла Смита действуют аукционные правила: размер каждой зарплаты такого актера устанавливает новую планку высоты, ниже которой его агент в следующий раз опускаться не захочет (хотя бы потому, что агенты получают конкретный процент от каждой сделки, то есть они торгуются и за свои деньги тоже). Планируя новую ленту, продюсерам приходится сразу закладывать в бюджет текущую «рыночную стоимость» актеров – и не факт, что те не потребуют больше, ведь «повышение ставок» это тоже часть игры (даже если ты не столь известен, но тебя приглашают на главную роль в крупный проект, ты можешь выторговать себе кусок пожирнее). Отсюда и желание звезд участвовать во все более крупных кинопроектах, поскольку там получить желаемое гораздо проще. Расходы на тех, кто составляет «мотор» проекта, зачастую определяют его тон (будет ли это «большой летний блокбастер» или «боевичок класса “Б”») и дают понять, реально ли его вообще снять за имеющиеся деньги. Цены на аренду кинокамеры, тележки или крана одинаковы по всему Голливуду, и любой продюсер знает их заранее, а вот сколько захочет за свои труды какой-нибудь Роберт Дауни-младший – это большой вопрос, тут надо уметь договариваться. То же касается знаменитых сценаристов и режиссеров: у каждого из них есть цена, и каждый любит торговаться.
Бюджет фильма «Таинственный лес»
Когда примерный список главных фигурантов вырисовался и стало ясно, на какую сумму потянет их участие, ниже проводится та самая линия, в шутку называемая «водоразделом между властью и полным бесправием». Под линию попадают «все остальные» – то есть наемный персонал, мнение которого на проекте ничего не значит, и прочие расходы, которыми можно вертеть в зависимости от ситуации. Вертеть теми, кто приземлился «над линией», никто не станет (да и кто бы смог, если эти люди командуют процессом?): их гонорары утверждаются единожды и не меняются, что бы ни приключилось впоследствии.
«Золотой серединой» считается такое соотношение, когда ATL (так в финансовых документах сокращенно обозначается термин above the line) составляет треть от общего бюджета. Но если продюсер или режиссер амбициозен, как Найт Шьямалан в лучшие годы своего творчества – при не самых высоких бюджетах этот постановщик желал иметь дело только со звездами уровня Брюса Уиллиса, – то расходы «над линией» легко могут начать доминировать. В этом случае траты, идущие «ниже линии» (грим, костюмы, спецэффекты, освещение, реквизит, музыка, монтаж, материалы, аренда оборудования, обслуживание, разнообразный наемный труд и т.д.), всеми правдами и неправдами уминаются в остаток суммы.
Здесь, к счастью, есть пространство для маневров: локации для фильма можно найти поближе к студии и подешевле, от части спецэффектов отказаться, музыку заказать у менее известного композитора, насчет прочих вещей типа кормежки, охраны и транспорта договориться с людьми, готовыми работать дешевле конкурентов и пр. Даже уже в процессе собственно съемок, если те начинают выходить за рамки графика (например, вместо запланированных 45 дней грозят растянуться на все 60), можно схитрить и сбалансировать расходы по ходу дела: например, вместо новых материалов и разной полиграфической продукции, изначально рассчитанной в смете исходя из ее полной стоимости, найти где-то «секонд-хэнд», ранее использовавшийся на других кинопроектах, или затариться на распродаже более дешевой краской, мебелью, одеждой… Если на съемки красивого пейзажа с высоты птичьего полета не хватает денег, можно не тратиться на аренду самолета, а купить дешевый «стоковый футадж» или вовсе выпросить у коллег неиспользованные кадры, оставшиеся от их прошлых киноработ. Так, например, поступил Ридли Скотт, когда нужно было изменить концовку «Бегущего по лезвию» при полностью исчерпанном бюджете – он просто взял у Стэнли Кубрика куски пленки, не попавшие в «Сияние». А Майкл Бэй для снижения расходов даже умудрялся по несколько раз использовать одни и те же экшен-кадры, всплывавшие у него в разных фильмах от «Перл-Харбора» до «Трансформеров».
Разница между теми, кто в этой пищевой цепочке находится выше или ниже «линии», состоит в том, что лица, нанимаемые на «фулл-тайм», ко всему прочему должны быть обеспечены страховками, пенсионными отчислениями и прочими бонусами, которые «мелким сошкам» и фрилансерам не полагаются. Эти дополнительные расходы могут добавить от 30 до 100% к сумме, которая будет потрачена на «основной костяк», и их тоже обязательно надо закладывать в бюджет. Если рассчитать затраты неправильно, высокобюджетный проект, превысивший ожидаемые расходы, имеет все шансы провалиться в прокате – чего, конечно, никто не хочет. Поэтому любые неувязки с бюджетом обычно бьют по «низшему звену»: именно на нем в итоге экономят как могут.
Бюджет фильма «Неуязвимый»
Общая сумма бюджета киноленты складывается из стоимости материалов, сервисных служб, зарплат наемной рабсилы и незапланированных расходов. Сюда часто добавляют «выгоду», которую авторы рассчитывают получить, распродав после съемок ненужное оборудование, одежду, реквизит и прочие вещи, приобретенные или сделанные специально для проекта (отсюда все эти магазины в Интернете, торгующие «меморабилией» – вещами со съемок, за которыми охотятся коллекционеры). Впрочем, рассчитать выгоду заранее невозможно, поэтому этот пункт могут и не учитывать, лишь надеясь, что впоследствии распродажи вернут часть расходов. При окончательных рассчетах делается поправка на инфляцию и общее состояние рынка.
Абсолютных формул, конечно, не существует: каждый фильм, даже если это сиквел, является самостоятельным кораблем, подготавливаемым к плаванью «с нуля», и любые расчеты здесь являются приблизительными – а то, насколько они совпадут с результатом, будет напрямую зависеть от команды проекта. И если финансирующая ленту кинокомпания усомнится в том, что траты окупятся (даже при том, что фильм может быть целиком профинансирован сторонними инвесторами, претендующими на часть от его потенциальной прибыли), то придется уменьшить бюджет и все пересчитать по новой: мало какая студия согласится дать фильму «зеленый свет», не уверившись в том, что статьи расходов заранее расписаны с заслуживающей доверия подробностью (неудивительно, что описание бюджета любого крупного фильма – это пачка бумаги, стремящаяся объемом к сотне страниц).
Отметим еще раз: все это запихивание расходов в прокрустово ложе бюджета никак не касается кинозвезд и остальных людей, входящих в креативное «ядро», – они единственные, кто здесь полностью незаменим, потому продюсеру в первую очередь приходится учитывать все их запросы, а потом уже думать над тем, как из оставшихся денег слепить желаемый фильм. Те, кто «над линией», останутся «в шоколаде» при любом раскладе.
Бюджет фильма «Неуязвимый»
Обычно киностудии любят занижать стоимость своих проектов (как минимум для того, чтобы успехи их лент в прокате выглядели более победительно) и тщательно охраняют свои бухгалтерские тайны, но иногда все же случаются неконтролируемые «сливы информации» в Сеть, и тогда любой желающий может увидеть, на что, собственно, были потрачены деньги. Например, если судить по выложенным в Интернет финансовым сметам фильмов того же Шьямалана, львиная доля их бюджетов уходила конкретно на ублажение «звезд». Случай нередкий в кинопроизводстве (Джонни Депп и прочие любимцы публики не дадут соврать), но довольно показательный с точки зрения того, почему шьямалановские фильмы перестали окупаться.
Бюджет фильма «Знаки»
Бюджет фильма «Знаки»
Покуда постановщик был успешен, заказчиков не беспокоило, каким образом он «пилит» бюджеты. Однако после нескольких фильмов эта схема перестала работать: новые ленты Шьямалана уже не отбивали вложенных в них денег и одна за другой проваливались в прокате. Возможно, дело в том, что режиссер в придачу к другим своим талантам решил «поиграть» еще и в актера: он, до того баловавшийся только камео, осмелел настолько, что взял себе в «Девушке из воды» одну из главных ролей. Фильм стал для всех большим разочарованием (в немалой степени из-за неважной актерской игры Шьямалана), и карьера предприимчивого индуса быстро покатилась под горку. Не всем дано быть Спилбергами, умеющими делать несколько дел сразу, а съемки кино – это все-таки командная игра, где слишком сильная бюджетная «разбалансировка» рано или поздно начинает играть против «креативной верхушки».
Бюджет фильма «Знаки»
Правило Паркинсона, примененное к кинопроизводству, могло бы звучать так: проект любой степени сложности всегда старается съесть весь имеющийся в наличии бюджет. Неслучайно первый (и часто единственный) совет, который ветераны кинопроизводства дают молодым филльмейкерам, – «снимайте как можно дешевле». Романтично это или нет, но тот, кто умеет мудро рулить бюджетами, в итоге и пожинает главные плоды. Те же, чьи запросы не соответствуют результатам, рано или поздно вылетают на обочину – доказано Найтом Шьямаланом.